2312 Сергий, ученик Иоанна Майрагомского. По мнению Маи разумеется сочинение Pro haeresi Incorrupticolarum. Cf. P. G. CII. 706 nota 14. 2316 «Именно, они открыли восемь частей грамматической речи, десять определений родов с подразделением и дроблением на различные виды и четырнадцать глав искусства красноречия, чем повергают в изумление читателей; и теперь еще для глубокого понимания боговдохновенных писаний научные материалы мы заимствуем от греческих внешних мудрецов, подобно тому как кузнец материал берет от железа и плотник от дерева» (231). 2317 Ср. первую беседу на нашествие руссов. Nauck, 209 sq. ριστρχης II, 18. Христ. Чтен. 1882, II, стр. 425. 2318 Образу четырех стран мира, просвещенных четырьмя евангелиями, Фотий дает неудачное развитие, применяя его к основанию патриархатов, и приходит к утверждению исторически-неверному, за исключением ссылки на александрийский патриархат. Как бы чувствуя неудачность своей конструкции, Фотий тотчас же вносит в нее поправку, упоминая о пятом, иерусалимском патриархате, и дальше вместо 4 говорит уже о 5 патриархах. 2319 Фотий не повторил однако своего утверждения, что Иоанн основал к-польскую церковь . Интересно отметить, что Игнат на первом заседании собора 861 г. заявил легатам, что и он занимает кафедру Иоанна и Андрея Первозванного. 2322 В письме стоит: от воскресения И. Христа до второго года Маркиана (Халкидонский собор) прошло 462 г., от Халкидонского собора до нас 444 г. Цифры испорчены как в первом случае (даже от P. X. прошло до Халкидонского собора только 451 г.), так и во втором, потому что 451÷444 дают 895 г. В рукописи Маи стояло вместо 444 цифра 484 г., которую Маи исправил на 424; письмо тогда относилось бы, следовательно, в (451÷424) 875 г., с чем согласиться нельзя уже потому, что в 875 г. Фотий не занимал патриаршей кафедры. P. G. CII, р. 707, nota 17. 2324 Письмо в русск. издании относит собор к 315 г. по воскресении И.Христа и к 7 г. (вместе 19, как правильно стояло в кодексе Маи) царствования Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

664 Священник Петр Соловьев оставался заштатным священником в Зосимовой пустыни еще несколько лет [Московские церковные ведомости. 1910. 14 (официальный отдел), 3 апреля. С. 105. Список лиц, за коими в 1908 году правлением эмеритальной кассы было признано право на эмеритуру]. А в июле 1910 года под страховыми документами монастыря расписался другой второй священник – Николай Васильевич Скворцов, состоявший, видимо, заштатным, и недолго [РГИА. Ф. 799, оп. 33, д. 875, л. 75об., 79; то же: ЦИАМ. Ф. 203, оп. 757, д. 3096. Страховые описи строений, принадлежащих Троице-Одигитриевскому монастырю]. 665 РГИА. Ф. 796, оп. 200 (дело не сохранилось). Об открытии второй священнической вакансии в Троице-Одигитриевском монастыре в 1915 году. 666 Священник Дмитрий Ильич Розанов распоряжением епархиального начальства за усердную пастырскую службу под праздник Рождества Христова 15 декабря 1917 года был награжден набедренником [Московские церковные ведомости. 1918. С. 12 и С. 2. О награждениях священнослужителей]. 667 Диакон Александр Мошков служил в Зосимовой пустыни до 22 февраля 1910 года, когда был уволен за штат по личному его прошению об увольнении по старости – ему тогда было 59 лет. Всего он прослужил 39 лет: 17 лет псаломщиком и 22 года в сане диакона. При увольнении в семействе его была только жена [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 480, д. 77, л. 1. Московские церковные ведомости. 1910. 11, 13 марта (официальный отдел). С. 68]. 668 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 480, д. 74. О замещении диаконской должности. Диакон Сергий Успенский «из села Казанского, Меря тож, Богородского уезда. Назначение Сергия Успенского на диаконскую должность в Зосимову пустынь состоялось 10 марта 1910 года. Также существует упоминание о нем в должности диакона Зосимовой пустыни еще в сентябре-октябре 1913 года [РГИА. Ф. 799, оп. 33, д. 875, л. 82; то же: ЦИАМ. Ф. 203, оп. 757, д. 3096. Страховые описи строений, принадлежащих Троице-Одигитриевскому монастырю. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 698, д. 535, л. 192, 205. Из ведомости о сборе в пользу казны с принтов, не получающих казенного содержания]. Когда именно появился новый диакон Виктор Соколов, нам неизвестно, но в январе 1917 года служил в Троице-Одигитриевском монастыре уже он – его подпись стоит под страховой описью монастырских строений. А в трудную годину 1918 года, 9 (22) февраля, диакон Виктор Соколов из Зосимовой пустыни был рукоположен в сан священника для другой церкви [Московские церковные ведомости. 1918. 5 (15–28 марта). С. 1. Об определении на вакансию священника при Троицкой, села Васюнина, церкви Подольского уезда диакона Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни церкви Верейского уезда Виктора Соколова].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

по Яросл. губ.», 347; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.», 81; “Костром. губ. вед.», 1851 г., 40, 41 (Грам. ц. Мих. Феод. Костр. воеводе Андр. Ив. Голубовскому, 1630 г., с повелением дать место в г. Костроме под монастыр. двор игумену Исаакию с братией), 41 (Данная Костр. воеводы Андр. Ив. Голубовского, 1630 г., на дворовое место игумену Исаакию); Строев, “Спис. иер. и наст.», 351, 8; 875, 23 (здесь под именем Корнилиевой пустыни в Костром. епар.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 196, 370; Ключевский, “Жит. свят.», 303, 336, 399, 401, 463 (прилож. к стр. 303; Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепного Преображения и преп. Аввы Геннадия); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17, 50, 527 (житие преп. Геннадия, составл. учеником его игум. м-ря Алексеем, около 1584–1587 г.); “Временник Общ. ист. и древн.», 1850 г, V, летоп. Нормантского, 55 (в 1550 г. крестил царев. Анну старец Геннадий Сараравские пустыни); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 33); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., IX, Отд. 2, 273 (крещение в 1549 г. царев. Анны преп. Геннадием Сорорайские пуст.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел крест. 1.378 душ.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел крест. 381 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 346 (прошение 1722 г. игум. Стефана об увольнении его в братство Ипатского м-ря); VIII, 682 (челобитье игум. Сгефана на вотчинных крестьян и на стряпчего м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1113 (межев. книга 1690 г. церков. земли в вотчине м-ря селе Андреевском Андамского стана), 1122 (межев. книга 1693 г. вотчин. земли в селе Никольском с деревн.); II, 3141 (межев. кн. 1671 г. спорного наволока Вахисбора между м-рями Костром. Крестовоздвижен. и этим); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст. память преп. Геннадия 23 янв.); “Русск. истор. Библиот.», III, 908 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Книга в четверть, переплетена в затылок, житие Геннадия Костромского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но если действительно человеческая природа Спасителя и после соединения с божеством была такою же, какою обладают все вообще люди, то как же Он может быть Сыном Божиим и по человечеству, когда оно совершенно несообщимо с Божеством, имеет свои особые свойства и живет своею особою жизнью? Это недоумение было выставлено обоими противниками св. Григория – Аполлинарием и Евномием. По мнению Аполлинария, неслитное соединение двух совершенных естеств необходимо ведет к различению в Лице Иисуса Христа двух Сынов Божиих: одного по природе ( κατ φυσιν), другого – по положению ( κατα θεσιν) 874 . Сын человеческий не есть в собственном смысле Сын Божий; Он только потому может быт назван этим именем, что неразрывно соединен с истинным Сыном Божиим. Но в таком случае понятие о Св. Троице безусловно разрушается: вместо Троицы является четверица, причем последнее, четвертое Лицо Её совершенно отлично от Божества, и потому совершенно отдельно от единства истинных Божеских Лиц. В такой нелепости обвинил православных богословов Аполлинарий; эту же самую нелепость выставил и Евномий. В полемике со св. Василием Великим он обратил особенное внимание на православное толкование известного текста книги Деяний: Господа и Христа Его Бог сотворил есть, сего Иисуса, Егоже вы распясте (11, 36). По толкованию св. Василия, Сын Божий – от века Господь и Христос, а потому апостольское слово говорит не о Нем, а о соединенном с Ним человеке. Вследствие такого толкования, Евномию казалось, что если Сын Божий по природе Господь и Христос, а потом еще соединенный с Ним человек сделался Господом и Христом, то нужно признать двух Господов и Христов: одного по природе – Бога Слово, другого – сделавшегося Господом и Христом человека 875 , – между тем как истинное учение знает только одного Господа и Христа, Им вся быша. Очевидно, вся сущность недоумения Евномия сводилась к тому же самому, в чем недоумевал и Аполлинарий. Он совершенно не знал, как нужно мыслить отношение отделенного им человека Христа к Богу Христу и к Богу Отцу. С чисто библейской точки зрения, он правильно утверждал, что Господь и Христос должен быть только один, между тем как православные, по его мнению, исповедывали еще другого Христа, который по достоинству равен с первым, а по природе бесконечно ниже его. В каком же теперь отношении этот человек-Христос должен стоять к истинному Христу и к Богу Отцу?

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

(6) Философы, насчитывающие несколько тысяч столетий с начала мира, да ведают, что не прошло ещё шести тысяч лет с сотворения его и что по прошествии сего времени он окончится и положение вещей изменится к лучшему. Чтобы яснее понять это, надобно вникнуть в прошедшее время. (7) Бог совершил творение мира в шесть дней, как свидетельствует Священное Писание, и в седьмой день почил от дел Своих, и освятил его. (8) Это тот день, который Евреи именуют «субботним днём», означающим число семь, число полное 873 . В семь дней совершается годичный круг времени. Блуждающих звезд, никогда не заходящих, считается семь 874 . (9) А как все эти творения Божии совершены в шесть дней, то шесть же дней или шесть тысяч лет должны и продолжаться. По словам пророка, день великий состоит из шести тысяч лет: тысяча лет пред очами Твоими, Боже, как день вчерашний ( Пс 89 /90:5). (10) Подобно тому как Бог трудился шесть дней над исполнением Своего творения, так религия и истина потрудятся шесть тысяч лет, в течение которых нечестие будет господствовать. (11) И как Он в седьмой день почил и благословил его, то надобно, чтобы в конце шести тысяч лет нечестие истребилось, чтобы правда торжествовала на земле тысячу лет и чтобы мир наслаждался совершенным покоем. (12) Неоднократно уже говорил я, что незначительные вещи служат иногда фигурами и прообразами вещей важнейших. Обыкновенный наш день, ограниченный восходом и заходом солнца, есть фигура и образ дня великого 875 , заключающегося в круге шести тысяч лет. Состав земного человека есть также фигура и образ человека небесного. (13) Подобно тому как Бог, сотворив прежде всё то, что нужно было для человека, создал его уже последним в шестой день и поместил в мире как бы в некоем украшенном чертоге, так и Слово-Бог правилами и учением Своим сотворит истинного человека, то есть святой народ в великий день, который будет последним. (14) Подобно тому как в начале мира сотворен был смертный и несовершеннолетний человек, дабы жил на земле тысячу лет 876 , так и при кончине мира создан будет человек, дабы, возрождённый Богом, господствовал тысячу лет над той же землёй.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Хотя в условиях кризиса в Каролингской империи основное внимание И. уделял решению политических, а не церковных проблем, папа неоднократно подтверждал привилегии мон-рей в Италии и за ее пределами, защищал свободное избрание епископов и аббатов, боролся против вмешательства светских сеньоров в дела церковных учреждений и препятствовал присвоению имущества церквей и мон-рей под видом бенефициев. В 874 г. папа воспрепятствовал попыткам Равеннского архиеп. Иоанна VIII присвоить расположенные в диоцезе владения Римской Церкви. В апр. 877 г. за захват имущества аббатства Нонантола И. отлучил от Церкви Равеннского архиеп. Романа, поведение к-рого противоречило церковным канонам и вызывало жалобы жителей города. Вероятно, в 882 г. архиеп. Роман примирился с папой и добился снятия отлучения. В это же время равеннское духовенство жаловалось на злоупотребления клирика Маимберта из Болоньи, под влиянием к-рого якобы находился архиепископ. Когда для расследования дела в Равенну прибыл папский легат, городские клирики, вероятно из страха, отказались с ним сотрудничать. Тогда И. обратился за помощью к светским властям, потребовав арестовать Маимберта и прислать его в Рим. Исход дела неизвестен; вероятно, из-за скоропостижной смерти папы оно осталось нерешенным. И. был вынужден вмешаться в дела Патриархата Градо. После смерти Сенатора, еп. Торчелло, при поддержке дукса (дожа) Венеции Урса в 875 г. на кафедру был избран Доминик, настоятель мон-ря св. Стефана в Альтино. Однако патриарх Градо Петр отказался рукополагать Доминика, т. к. тот оскопил себя и, т. о., не имел права быть клириком. Из-за давления со стороны дукса патриарх Петр бежал в Рим (876) и представил дело на рассмотрение И. Папа призвал в Рим аббата Доминика и его сторонников, Петра, еп. Эквилио, и Феликса, еп. Маламокко, а также представителей со стороны Урса. Доминик проигнорировал папское повеление, Феликс сообщил, что болен, Петр должен был с посольством отправиться в К-поль. В нояб. 876 г. И. продолжал настаивать на приезде в Рим Феликса и Петра. В последующих посланиях папа обвинил их в непослушании патриарху и под угрозой отлучения велел явиться в Рим или прислать своих представителей к 16 февр. следующего года (в их отсутствие исполнение обязанностей возлагалось на епископов Оливоло и Каорле). В Венеции эти указания не были выполнены. 22 мая 877 г. И. сообщил дуксу о готовящемся Соборе в Равенне, на к-ром планировалось решить дело Доминика, и просил направить туда епископов. К назначенному сроку в Равенну прибыл лишь патриарх Петр, сопровождавший папу, остальные участники дела приехали уже после окончания Собора. И., сочтя их опоздание умышленным, отлучил прелатов от Церкви, однако позднее по просьбе дукса снял отлучение. Вопрос оставался нерешенным. Из-за смерти имп. Карла Лысого папа был занят др. делами, и патриарх Петр пошел на компромисс с дуксом, разрешив аббату Доминику управлять еп-ством Торчелло без рукоположения во епископа.

http://pravenc.ru/text/469686.html

В образах старца прослеживаются определенные портретные черты (аскетическое удлиненное лицо). Отличительной чертой ранних изображений является прическа: волосы разделены на 2 части пробором и забраны за уши, на лбу ложатся 2 полукружиями. Изображения Е. С. снабжены титлами, исполненными древнегруз. письмом - асомтаврули . На миниатюрах в греко-груз. рукописи надписи выполнены по-гречески. Иконографические черты Е. С. и надпись: «Святой Евфимий» - на фреске XI в., украшающей софит центральной арки трапезной пещерного мон-ря Удабно в Гареджи , дали повод отождествить образ с образом Е. С. В Житии прп. Георгия Святогорца описывается икона, созданная по заказу груз. епископа в К-поле вскоре после смерти прп. Георгия для гробницы преподобных Е. С. и Георгия, на к-рой они изображены молящимися перед Пресв. Богородицей. Лит.: Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тбилиси, 1973. Табл. 25; Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 101, 105, 107. Ил. 82, 149; Лидов А. М. Фресковая живопись Ахталы. М., 1991. С. 73-79; Евсеева. Афонская книга. С. 199, 224. N 39, 64; Вольская А. И. Росписи средневек. трапезных Грузии. Тбилиси, 1974. C. 70-72. Ил. 19, 21; The Ossuary of the Bachkovo monastery/Ed. E. Bakalova et al. Plovdiv, 2003. P. 74-80. Fig. 55; Кирион [Садзаглишвили], еп. Ахтальский мон-рь. Тбилиси, 2005. Ил. XXXVI. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/187800.html

ассигн., с получением % 4 руб. со ста, с таким условием, чтоб из процентов 65 р. отдавать пяти беднейшим сестрам обители, а 50 р. тоже беднейшим, живущим в одной из устроенных им келий. Долго-ли исполнялся сей завет – не знаем; в последствии же эта помощь настоятельницами уже не выдавалась. Нужно сказать, что общежития здесь никогда не было; каждая обитательница пустыни должна себе снискивать пропитание, как древние подвижники, собственными трудами. Поэтому и помощь Иоасафа должна считаться весьма полезной и желанной. – Мария же Белоусова, уже по принятии монашества, внесла в государственный банк 3,000 руб. ассигн., в пользу описываемой обители, с таким условием, чтоб проценты с сей суммы разделялись на три равные части: одна на благолепие церковное, другая – священно-церковно-служителям обители, третья – монахиням и послушницам 458 . (Таким образом Белоусовыми пожертвовано одним капиталом 5,875 руб. асс.). – Замечательно, что купец Алексей Белоусов со своей женой, любя иноческую жизнь, согласились оставить супружество и мир. По исполнении надлежащего искуса, с разрешения Синода, эта супружеская чета пострижена в монашество в один день в Каргополе: муж в мужском Спасском, под именем Афанасия, жена в женском Успенском монастыре, под именем Маргариты. Такое самопожертвование, самоотречение от семейной жизни – так называемого «семейного счастия» – людей, притом, состоятельных, составляет в наш самолюбивый век явление исключительное! Пострижение это было не ранее 1818 г. (следовательно уже не при Афанасии игумении), так как послушник, тогда Палеостровского монастыря, Алексей Белоусов, по просьбе игуменьи Павлы, указом новгородской консистории еще от 7 января 1816 г. за 28 вызывался «о прикомандировании к строению, имеющему быть в оном (женском) монастыре (в коем жила его жена (при возобновлении сгоревшей успенской церкви... для распоряжения должного и смотрения за строением предположенным с тем, чтоб ему в сие время жительство и содержание иметь в Спаском того города монастыре» 459 ; за каковой работой он и надсматривал до 9-го ноября 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Традиция приписывает Соломону библейскую книгу Песнь Песней (название это означает «Лучшая из песен»), но употребление в ней арамейских и даже греческих слов указывает на то, что время ее записи можно отнести к периоду после Плена. Однако общий дух и ряд внутренних признаков говорят о том, что в основе своей книга возникла раньше. Упоминание древнеизраильской столицы Тирцы указывает на эпоху между 922 и 875 г. Многие толкователи полагают, что первоначально Песнь Песней возникла в эпоху Соломона, но была переработана ок. V в., когда иудеи вернулись из Плена. Есть мнение, что в основу книги положено драматическое повествование, в котором любовь девушки к пастуху противопоставлялась участи женщин в гареме Соломона. В позднеиудейскую эпоху книге был придан новый, более глубокий смысл. В любви ее героев стали видеть символ любви Бога к «дочери Сиона», т. е. к Израилю. К аналогичной символике прибегали уже пророки Осия и Иеремия. Иудейские богословы, начиная с Акибы (II в. по Р. Х.), усматривали в книге только этот мистический смысл. Точно так же и апостол Павел посредством символов любви и брака выражает тайну отношения Христа и Церкви (Еф 5.22–33). Большинство Отцов и Учителей Церкви давало Песни Песней мистическое толкование. Только Феодор Мопсуестский утверждал, что эта книга есть песнь о земной любви. Однако прямой смысл здесь не исключает мистического. Именно то, что земная любовь становится символом отношений между Богом и человеком, делает ее еще прекрасней и воистину достойной того, чтобы быть пережитой как таинство. В русской поэзии отрывки из Песни Песней перелагали Г. Державин, А. Пушкин, Л. Мей, К. Фофанов, М. Волошин. Есть два новых перевода книги на русский язык — А. Эфроса (1909) и И. Дьяконова (1973). Соломонова Песнь Песней. Невеста в гареме: 1 Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. 2 От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Хор девушек: Невеста вспоминает о женихе пастухе: 3 Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд.: Halkin. 1977. P. 303-383) - т. н. сокращенное Житие, составленное по образцу Жития И. З. Георгия Александрийского; др. Житие (BHG, N 875d; изд.: Halkin. 1977. P. 385-428) скомпилировано из 2 текстов - метафрастовского (BHG, N 875) и анонимного (BHG, N 876) Житий И. З.; еще одно Житие (BHG, N 880h; изд.: Halkin. 1977. P. 443-472) в нек-рых рукописях ошибочно приписывается прп. Исихию Иерусалимскому, подлинный автор неизвестен; текст полон неточностей и грамматических ошибок. К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд.: Halkin. 1977. P. 499-523), представленный в рукописной традиции большим количеством списков (издан по десяти), содержит сведения о взаимоотношениях имп. Аркадия и антизлатоустовской коалиции; 5 энкомиев, составленных Космой Веститором (между 730 и 850) (BHG, N 877v-z, 878, 878a), малоинформативны в историческом отношении. Др. энкомии И. З. (отражены в BHG) либо написаны позднее, либо не содержат новых сведений. Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в., а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью. Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского, к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия ( Philost. Hist. eccl. XII).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010