В процессе реставрации 1966—1970 гг. (архитекторы М. М. Говденко, Н. В. Холостенко) выявлены древнерусские элементы при сохранении стиля, приобретенного сооружением в начале XIX в. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений киевской школы первой половины XII в. (церковь Богородицы Пирогощи и Кирилловская церковь в Киеве). В сооружении находится музей народного декоративного искусства. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 238, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Успенский собор в Каневе скромный и лаконичный на вид, но в то же время величественный и неповторимый в своем величии. Он не может похвастаться золотыми куполами, но был свидетелем таких исторических событий, что ему может «позавидовать» не одна архитектурная достопримечательность мира. У стен именно этого собора в 1185 г. готовился поход, описанный в известной древнерусской летописи «Слово о полку Игореве». И именно в каневском Успенском соборе началась реализация «Завещания» Тараса Шевченко. Построенный князем Всеволодом Олеговичем в 1144 г. по типу 6-ти столбного одноэтажного храма, которые возводились тогда в Киевской Руси (только представьте: в 2019 г. собору исполнилось 875 лет!). Стены храма возводились из предварительно смоченного в воде кирпича-плинфы. А известь для раствора гасили в огромных ямах. Иногда раствор для таких зданий готовили десятилетиями. Что интересно, влажный кирпич клали на полусухую строительную смесь, в которую, кроме извести, добавляли яйца! Благодаря такой технологии стены становились чрезвычайно прочными и фактически превращались в сплошной монолит! Собор очень уважали казаки. И даже специально перевезли сюда в 1587 г. тело замученного гетмана Ивана Подковы для захоронения. А если верить украинским народным думам, то и славного Самойла Кошку тоже похоронили именно здесь. В 1678 г. турки сравняли с землей Канев и почти уничтожили собор (больше всего пострадала крыша), поджёгши его, потому что в нём прятались сотни горожан вместе с настоятелем Макарием Токаревским, истинным поборником православной веры. После турецкого нашествия тела погибших долго лежали в храме, но тело отца Макария, которому турки зверски отрубили ноги и скрутили голову, осталось нетленным. Эти останки впоследствии перенесли в Переяслав, Макарий был канонизирован, а у его мощей, говорят верующие, осуществлялись и продолжают осуществляться при искренней молитве чудеса исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=19462

Старец иногда предвидел то, о чем его хотят спросить, и отвечал, не ожидая самого вопроса 871 . Воображаемый диалог, который вел сам с собой брат, искушаемый покинуть келью, чтобы посетить старца, вероятно, довольно точно отражает, каким образом завязывалась беседа: «Представь, что ты пришел к старцу и говоришь: “Как идут твои дела, отче? Уже давно желал я увидеть твою святость”. Затем он берет умывальницу и, умывшись, играет роль старца, говоря: “Ты хорошо сделал, что пришел, брат, прости меня, ибо ты много потрудился, придя ко мне. Да воздаст тебе за это Господь!”» 872 Авва Исайя писал, что брат, который принимает у себя монаха из других мест, должен сперва поприветствовать его с любовью, затем сотворить с ним молитву и пригласить его присесть. И тогда уже спрашивать: «Как дела у тебя?» 873 Еда, предлагаемая гостю После всех подобных приветствий первым долгом того, кто принимал посетителя, было предложить ему трапезу и самому вкусить пищи вместе с ним, прервав, если требовалось, свой обычный пост даже в том случае, если было еще утро 874 . Много раз в апофтегмах мы видим посетителя, который, перед тем как уйти, извиняется перед принявшим его монахом за то, что тот ради него нарушил свое обычное правило. Но монах отвечал с любовью: «Мое правило – подкрепить твои силы и отправить тебя с миром» 875 . Некие братья спросили старца, хорошо ли, что им пришлось есть до назначенного часа: «Авва, не огорчило ли тебя это?» «Огорчение мое, – ответил он им, – поступать по своей воле» 876 . «Я, – ответил другой, – получаю двойную пользу: отсекаю свою волю и исполняю заповедь любви к ближнему» 877 . Старец, принявший Иоанна Кассиана и его спутника Германа, в шутку сказал им: «Пост-то всегда со мной, а вот вы не всегда... Встречая в вашем лице Христа, я должен обходиться с вами со всяческим усердием, но когда я увижу вас уходящими от меня, то смогу вновь возобновить свой пост. Ибо сыны чертога брачного не смеют поститься, пока жених с ними...» (ср. Мф. 9:15 ) 878 . Если у монаха было несколько посетителей за день, он должен был отсекать свою волю и жертвовать постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евстратии был известный святостью жизни далеко за пределами Глинской пустыни иеросхимонах Макарий (Шаров) 868 , братским духовником – иеросхимонах Серафим Любомудрый (Пацула) 869 , казначеем (до 1844 года) – любимый ученик игумена Филарета иеромонах Арсений (Митрофанов) 870 , уставщиком – сначала иеромонах Феодосий 871 , под руководством игумена Филарета стяжавший дар непрестанной умносердечной молитвы Иисусовой, затем – известный подвижник – иеромонах Аполлинарий 872 . Письмоводителем пустыни о. Евстратий назначил послушника Григория Клицу и, отличая его, скоро облек в рясофор. Впоследствии Григорий (в монашестве Герман) стал архимандритом, известным подвижнической жизнью, настоятелем Святогорской обители 873 . Келейником о. Евстратия был послушник Димитрий Колченков, впоследствии известный Глинский подвижник монах Досифей 874 . Подробные жизнеописания всех этих подвижников содержатся в Глинском Патерике 875 . Здесь приведем лишь краткие сведения о некоторых из них. Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Терентьевич Шаров; 1801–1864) был одним из тех духовных светильников, которыми никогда не оскудевала Глинская пустынь 876 . Он принял постриг в монашество от самого игумена Филарета в 1833 году. От него же получил первые духовные уроки, мудрые наставления и с тех пор непрерывно возрастал в добродетелях послушания, смирения, чистоты сердечной, воздержания, благоговения, безгневия, потому что, по слову Соломонову, «ревность мужа от подруга своего» ( Еккл. 4, 4 ). Подвиги благочестия при болезненном состоянии и полном самоумерщвлении, по благодати Божией, помогли ему взойти на степень бесстрастия и развить в себе пламенную любовь к ближним. Одна монахиня в своих воспоминаниях о старце писала: «Отец Макарий был очень изнурен, без слез нельзя смотреть на него… Колени у него были потерты (от поклонов) «до крайности». Конечно, не легко досталось подвижнику это самораспятие, много требовалось с его стороны борьбы и самопонуждения до болезненности, но только таким усиленным умерщвлением своего тела и непрестанною молитвою он мог уподобиться Ангелам и получить от Бога благодатные дары прозрения, целения и власть над нечистыми духами» 877 , так как сей род, по слову Спасителя, изгоняется только молитвою и постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Исидор, странноприимец Александрийский. Изгнание монахов из Нитрийской горы. Жалобы монахов, прибывших в Константинополь. А то, что его к этому делу подталкивало и побуждало, не следует обойти молчанием. Ибо сей наипорочнейший изгнал из Египетской страны святых мужей, посвятивших себя монашеской жизни, так сказать, с пеленок вплоть до глубоких седин, даже не слышавших ни об одном из тех пороков, которые существуют в городах 874 , и не имел ничего, чтобы их обвинить, кроме того, что человеку, прославленному благочестием, посвятившему себя предстательству за бедных, о котором засвидетельствовано больше, чем некогда о Тавифе 875 , лишенному без всякого справедливого обвинения священного сана и [возможности заботиться о] тех, о которых он имел попечение, и пришедшему в их пристанище, они оказали гостеприимство 876 и за братолюбие получили в награду гонение 877 . И они из-за этого чрезвычайного нечестия, прибыв в Царственный Град 878 , просили у императора той милости, чтобы, по крайней мере, узнать, по какой причине они были изгнаны, терпели страдания и почему продолжают страдать сейчас. Постановление императора, что Феофил должен быть судим св. Иоанном. Феофил составляет заговор и собирает против Златоуста собор. Поскольку же он отослал их, чтобы их выслушал епископ 879 , а того призвал своими указами, то Феофил, видя, что его дела находятся на краю пропасти – ибо к обвинениям против него прибавились письменные жалобы в убийстве монахов и сожжении монастырей, которые он осадил, обвиняя в ереси 880 и, не знаю откуда, внезапно появился перед всеми некий Ориген 881 , и святого, употребляя все средства, он задумал изгнать прежде чем тот предпринял какие-то справедливые действия по отношению к нему, по видимости делая приятное другим, по истине же освобождая самого себя от страха перед борьбой, и, подобно тому, как если кто-то стремится захватить власть, он прежде всего собирает и дружит с теми, кого из-за испорченности нравов тяготит спокойное положение дел, а питают мятежи, перевороты и правительства, насильственно захватившие власть и состоящие из безрассудных людей, объявляющие должникам об освобождении от долгов, рабам – о свободе, бедным – о сродстве к обогащению, и, с их помощью составляя себе войско, он мечтает о предводительстве; таким образом, теперь и сей тех, которые давно были исторгнуты из клира, тех, которые подлежали еще большим обвинениям, и многих других, которые, получив долги, предназначенные на церковные нужды, израсходовали их на удовлетворение своего чрева, собрал, убедив их всех, что он освобождает их от обвинения, и, назначив из них, с одной стороны, обвинителей, а с другой – лжесвидетелей 882 , отплывает вместе с ними на противоположный берег, где, заседая с египетскими епископами, о которых я уже сказал, сделал вид, что собрал собор: ибо он настолько не хотел, чтобы Иоанн разбирал его дело, насколько человек, находящийся в судилище, избегает того, чтобы потерпеть поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

– 669 муж., 650 жен., в 1810 г. – 605 муж., 641 жен., в 1830 г. – 882 муж., 875 жен., в 1850 г. – 680 муж., 704 жен. пола. От холеры умерло в 1831 г. 13 человек, в 1848 г. – до 80 человек. КИРИКОВКА При реке Ворскле в 16 верстах от Ахтырки. По местному преданию Кириковка основана отважным казаком Кириком или Кириаком. Это был казачий есаул из шляхтичей Заднепровья. Так как он счастливо и с честью оберегал линию по р. Ворсклу от татар, то за ним осталось название Линилка, и потомки назывались то Линилками, то Линицкими. По актам известно, что сын его Михаил и внук Михаил Линилки были сотниками Кириковки. Первый храм в Кириковке во имя Архангела Михаила, по всей вероятности, основан был самим Кириком. По надписи на евангелии, которую увидим ниже, в 1686 г. храм сей уже существовал и не как храм недавний. В описании чудес Каплуновской иконы Божией Матери Кириковка называется селом в 1695 г., и точно так же называется она и в куп­чем акте 1705 г. По делу 1738 г. видно, что в 1725 г. при кириковском храме были уже два священника, и в 1738 г. определен вторым священником Григорий Линилк, сын кириковского сотника Михаила Линилка, внука основателя Кириковки. Деревянный ветхий храм, вместо которого строится новый, построен в 1786 г. из леса, пожертвованного набожным помещиком Боярским; еще и теперь указывают на пни деревьев, срубленных для храма Божиего. Древние книги: а) Евангелие м. п. 1677 г. с надписью: « Ахтырскаго уезда с. Кириковки житель Хведько Ярошенко, по прозвику Великий да Демьян Левченко сведомо чиним, иж отменши мы сю книгу – у Курскаго купца, у Михаила Чугусова, дали мы готовых грошей литовской личбы 11 коп., за отпущение грехов своих, до храму Архангела Христова Михаила в с. Кириковку. А при сем подпису були люди добрие и веры годние житель с. Кириковки атаман Иван Сомошенко, да брат старший Церковный Грыцко Арандарь и много братства, притом бывших – Борыс старий, Хведко Кривий, Левко Рева, Хома Мединенко, Демян Кобзаренко и прихожане той церкви Левко Носач, Тимко Новаченко, Микита Худолеенко...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На этом основании можно и в учении о спасении человека говорить о восстановлении образа всей Св. Троицы. Через воплощенное Слово мы лучше познаем Бога Отца, образом Которого Слово является и воплощенное Слово становится Подателем св. Духа 866 . Св. Кирилл не разделяет взгляда Платона о теле, как о темнице души и учения Оригена о предсуществовании человеческих душ 867 . Выше было сказано о райском состоянии Адама, об его способности богопознания и богообщения и о вдуновении в него Духа Божия. Это дуновение, как «печать божественной природы» 868 , или как «сообщение Адаму особой совершенной красоты» 869 , понимается некоторыми католическими писателями, как сообщение Адаму особой божественной благодати, дополнительно к его природному состоянию 870 . Однако, совершенство Адама не безусловно, потому то он и называется «душевным», а не «духовным», что он «не вполне свободен от плотских похотей» 871 . Грехопадение Отклонение воли Адама от Бога было отречением от Бога, отпадением от связи со Св. Троицею, т. е. от «связи с Богом Отцем и с Его Сыном через Св. Духа» 872 . Адам потерял, благодаря этому, то, чего он не имел по существу своему, οσιωδς 873 . В духовном плане это наблюдается в потери добродетели; в телесном – потеря красоты, болезненность, тление. Важно, однако, не только это; в Адаме едином Сатана победил весь людской род 874 . Грех стал наследственным. И тут важно следующее: люди согрешили в Адаме. Сердце всех людей осквернилось преступлением в Адаме 875 . Мы растлились в Адаме 876 . Но это «в Адаме» надо оговорить. Как совершенно правильно замечает Тиксерон, в этом понимании наследственности греха Адама, очевидно, его различие от понимания латинского, августинского 877 . Для св. Кирилла люди повинны в грехе Адама, не потому, что они преступили заповедь вместе с Адамом, ибо они еще и не существовали тогда, но потому что они той же природы, что и та, которая подпала под закон греха» 878 . «Естество наше заболело грехом и мы повторяем грех Адама, подражаем ему. «Мы облекаемся в тление по подобию падения Адама 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

154-155 ИЛАРИОН (Правдин; † 1918, Казань), послушник, преподобномученик (пам. 28 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) ИЛАРИОН (Ириней?) (Цуриков Родион Федорович; 1856-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 155-156 156-157 157-159 159-164 164-165 165-166 166-172 ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 172-174 ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ 174-175 ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) 175-176 ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель 176-178 178-179 179-181 ИЛАРИОН (Михайловский Стоян Стоянов; 1812 - 1875), митр. Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 181-182 ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви 182-184 184-185 ИЛАРИОН (Радонич Жарко; 1871 - 1932), митр. Вршацкий (Банатский) Сербской Православной Церкви (СПЦ) 185-186 186-187 187-188 ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 1913 - 2009), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 188-189 189-193 ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи 193-196 196-200 200-201 201-204 ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) 204-205 205-206 206-207 ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский] Грузинской Православной Церкви, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен)

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Это обвинение – чистейшая клевета, диффамация, придуманная в известных коварных пропагандистских целях; но оно, к сожалению, повторяется в большей или меньшей мере и современными нам писателями. В виду беспощадных нападок на Апокрисис старых и новых, для уяснения его достоинства и значения, сделаем краткое, но точное сопоставление всех спорных мест его с соответствующими главами Институций Кальвина и сравнительную оценку того и другого сочинения; но, при всей своей краткости, параллель наша не ограничится теми общими ссылками на Институции, которые делает позднейшее специальное исследование об Апокрисисе. В толковании самого главного и спорного места, обетования Спасителя: ты еси Петр… Филалет не придерживается ни Лютера, разумевшего под «камнем» веру и исповедание Петровы, ни Кальвина, понимавшего под камнем самого Христа, но следует отчасти Любберту, реформатскому богослову, который тремя годами ранее писал также против папы, а более изъясняет дело по своему, именно: «ключи царствия» и все, обещанное Петру, Христос дал и прочим апостолам, но обетование даровал всем через одного в знамение духовного единства всех членов церкви как между собой, так и с Господом Иисусом 875 . Во всех остальных местах Филалет большей частью сокращает Институции Кальвина, выбрасывает не только второстепенные вставочные мысли и выражения, но и отдельно поставленные факты. Примеры повсюду. В первой же, например, главе Апокрисиса направленное против Скарги ученее о том, что видимая монархия, или единовластие церковное не имеет основания ни в св. писании, ни в отеческих творениях, в которых главой церкви называется один лишь Христос, раскрыто гораздо более кратко, чем в Институциях. Иногда автор берет из Институций одно следствие силлогизма, а самые посылки и ход доказательств опускает. Например: если бы апостол Петр и был единовластителем церковным, то эта апостольская привилегия не должна простираться на преемников его кафедры. Эта мысль составляет в Институциях одно следствие силлогизма, которое и воспроизводится в Апокрисис, но самая посылка: если бы значение епископской кафедры связывалось с именем ее основателя, то александрийская кафедра, престол низшего ученика Марка, не была бы поставлена выше кафедры иерусалимской и ефесской – престолов первенствующих апостолов Иакова и Иоанна, опускается в Апокрисисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

в «Слове о Иисусовой молитве» (Аскетические опыты, том II). Эта теплота бывает иною в начале своем и иною в недостижимой полноте своей. 856.  Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием (Пс. 99. 2). 857.  Бога не видел никто никогда (Ин. 1. 18). Слич. Мф. 5. 8. 858. 1 Тим. 6. 16. «Во свете живым неприступней», см. объяснение Иоанна Златоуста Аскетические опыты, т. 2, стр. 751. 859.  …мрак под ногами Его. …Наклонил Он небеса и сошел… И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим… (Пс. 17. 10–12). 860.  Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его (Пс. 99. 3). 861. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, главы 13 и 14. 862.  Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его (Пс. 99. 4). 863.  …исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5. 18–19). 864. Утренняя молитва по 12-ти Господи помилуй. 865. Пс. 18, 10: Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе [Суды Господни — истина, все праведны]. 866.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 867.  Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род (Пс. 99. 5). 868. Требник. Последование Святого Крещения. 869. Послание святого Григория Паламы к монахине Ксении. 870. Быт. 1. 27. 871. Быт. 5. 3. 872. О различии между образом и подобием Божиим в человеке, см. сочинения св. Димитрия Ростовского, Летопись, том 4, стр. 15. 1840 г. 873.  Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 874. Рим. 5, 10. 875.  …вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 876.  …веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6. 29). 877.  Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17. 3). 878. Ср.: …свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Пытаясь восстановить свой пошатнувшийся авторитет, он начинает вести на острове отшельническую жизнь и, подобно египетским отцам-пустынникам, истязать свое тело жесткой аскезой 875 . На наш взгляд, все это было достаточно продуманным решением, поскольку добровольный уход с Лерина не сулил его дальнейшей карьере ничего хорошего, а нахождение в этой монашеской общине больше не оправдывало его честолюбивых стремлений. Цезарий не мог не знать, что чрезмерный пост может привести к лихорадке (об этом писал еще Кассиан 876 ). Он начинает терзать свое тело самым жестоким постом, даже его биографы полагали, что он зашел в этом слишком далеко 877 . И, естественно, он вскоре серьезно заболевает лихорадкой. Хотя на острове был врач, Цезарий настолько сильно запустил болезнь, не желая изменить свою аскетическую практику, что аббат Порхарий вынужден был отправить его для лечения в Арль 878 . Добившись своего, Цезарий прекращает поститься и начинает жить в Арле, ничем больше не проявляя тех своих твердых убеждений, которые не позволяли ему умерить свой пост на Лерине. Это еще раз дает нам основание полагать, что все это было спланированной акцией Цезария, чтобы без потери репутации покинуть Леринский монастырь. Хотя само пребывание в Леринском монастыре нельзя назвать удачным периодом его жизни, все же то недолгое время, которое Цезарий провел там, дало ему и некоторые положительные плоды. Там он смог более глубоко познать традиции монастырской жизни в одной из «колыбелей» ее изучения на Западе. Так как Леринский монастырь был в то время скорее центром обучения монастырской жизни, чем центром теологии 879 . Там же Цезарий впервые продемонстрировал свой характер и умение находить выходы из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Он приобрел первый неоценимый опыт управления и манеры поведения при наличии сильной противодействующей ему партии. И хотя этот первый опыт был неудачен, но он, как мы увидим в дальнейшем, многому его научил. Прибытие в Арль Цезарий, потеряв перспективы в Леринском монастыре, покинул его и прибыл в Арль, но не как человек, не прижившийся в знаменитой общине, но как тот, которого в Арле окружающие иногда называли «достойным уважения и выдающимся монахом» 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010