До 1792 г. церковь называлась Модестовской, а потом Рождество-Богородицкой. В этом виде простояла до своего закрытия и была оборудована под грязелечебницу, а в колокольне устроена котельная. Были уничтожены иконостасы, изуродован алтарь, снесена церковная ограда и все надгробные памятники. В 1914 г. в приходе было 875 дворов, в которых проживало 3094 мужчины и 3266 женщин. В 1889 г. была учреждена церковно-приходская школа, для которой было выстроено отдельное здание. В ней занималось 80 девочек. В селе располагалось земское мужское училище, открытое в 1877 г. Земское училище в починке Тетюковском было открыто в 1908 г., в починке Спудковском в 1908 г., в поч. Березовском в 1912 г. и починке Першинском в 1913 г. В починке Тетюковском стояла древняя деревянная часовня в длину и ширину по 3,5 сажени и высотой 3 сажени. В часовне стоял иконостас с иконами очень древнего письма. В этой часовне были большие праздники с молебнами 2 мая – Борису и Глебу, 16 августа – Нерукотворному Образу Христа Спасителя и 21 сентября – Святителю Димитрию Ростовскому, на которые приходило очень много народа. Вторая часовня была в починке Перескоковском длиной 5 саженей, шириной 10 аршин и высотой 4 сажени, в которой на полке стояло 11 древних икон. Празднования были 25 мая – Иоанну Предтече и 1 ноября – Козме и Дамиану. В селе проводились три большие ярмарки – Ивановская с 24 июня 2 дня, Дмитриевская с 26 октября - 2 дня и престольная Модестовская с 18 декабря - 2 дня. В Нижне Ивкино приезжают люди лечится со всей России и надо принять меры по освобождению церкви от грязелечебницы и котельной. За счет средств больницы церковь нужно капитально отремонтировать, всё восстановить и передать епархии, иногда молитва лечит лучше врача. На въезде в Нижнеивкино нужно поставить памятный знак с датой основания села и фамилиями его основателей. 30 ноября нужно сделать ежегодным праздником, в котором бы принимали участие все жители поселка и все отдыхающие. Главный архитектор проекта – О.Н. Виноградов. 10.01.1992 г. Библиографический список: Дела архива Дух.Кон.: -93-1760, 403-1794, ВЕВ 1866 564-1786. Храм. Грам. 1689 и 1776 г. Метрические книги.;

http://sobory.ru/article/?object=03673

исков: сроки апелляции были сокращены по сравнению со сроками, которые были установлены по тяжбам, касавшимся казны; малейшая отсрочка давала решению законную силу (Там же. С. 715-717). В Тифлисе 1 тыс. кв. саж. церковной земли была отдана под застройку частным лицам; общая арендная плата составляла ок. 40 р. в год; 4 тыс. кв. саж. оставались свободными и в 1844 г. едва не перешли в пользу города как пустующие. И. предложил разбить свободную землю на участки и раздать с торгов, Церковь стала получать с них ок. 1,7 тыс. р. в год. Благодаря усилиям И. доходы Экзархата ежегодно индексировались и составили к 1853 г. более 73 тыс. р. К кон. 1842 г. проект И. об управлении церковными имениями в Грузии был окончательно готов. И. предлагал произвести передачу церковных имений в казну 3 способами: взять имущество и составить штаты на содержание Церкви и ведомства; перевести имущество в казенное управление и числить как церковное, излишек обращать в пользу Церкви; перевести имущество Церкви в казну и оценить, выдавать духовному ведомству проценты (последний способ был отмечен И. как наиболее выгодный для Церкви). По подсчетам И., в 1853 г. в церковный фонд поступило бы 1,875 млн р. (за крестьян - 1,75 млн р.; за землю - 500 тыс. р.; за прочее - 300 тыс. р.). Проценты с этой суммы составили бы 75 тыс. р. в год, доход с продажи свечей - 7 тыс. р.; чистого дохода (25 тыс. р.) было бы более чем достаточно на содержание Экзархата (Там же. С. 718-720). Однако Протасов не дал разрешения И. приехать в С.-Петербург для разъяснения проекта, из-за чего, по словам И., «Церковь потеряла весьма много», передача имений в казну затянулась до 1853 г., доходы Экзархата оказались более скромными. В 1841 г. И. получил чин статского советника. 12 нояб. 1844 г. архиеп. Евгений был переведен на Астраханскую кафедру; на место экзарха был назначен архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) , прибывший в Тифлис в нач. февр. 1845 г. И. отметил, что «управление духовною частью в Грузии новым экзархом… облегчило» его работу; он считал архиеп.

http://pravenc.ru/text/674987.html

И. Вишенский в 1708 г. писал об обители: «А монастырь каменний хороший, да пуст, нельзя жити за турками». 874 Монастырская церковь и оковы св. Георгия, перенесенные в Иерусалим, продолжали почитаться окрестным населением. И. Лукьянов рассказывал, как в разгар войны иерусалимского паши с бедуинами, монах, посланный с письмами из Иерусалима в Рамлу, для безопасности в дороге надевал под одежду «железы» св. Георгия: «Так Арапы Георгия боятся, что того человека не трогают, а железы целуют; а тому человеку дают хлеб и овощ». 875 Монастырь был возрожден из развалин только в 50-х гг. XIX века. 876 Остальные монастыри Палестины к началу османской эпохи уже лежали в руинах. В паломнических описаниях педантично перечисляются монастыри Иоанна Предтечи, св. Герасима, св. Феодосия Киновиарха, Евфимия Великого, лавра св. Харитона – все они были расположены восточнее Иерусалима и Вифлеема, в горном массиве между Иерусалимом и Иорданом или в долине Иордана, в не скольких милях к северу или к югу от лавры св. Саввы. Про каждый авторы добавляли: «пуст и разметан», «и той пуст», «те все пусты, токмо место знать». 877 Дольше всех сопротивлялся натиску пустыни монастырь Иоанна Предтечи. В литературе распространено мнение, что последнее надежное свидетельство о монастыре как действующем принадлежит паломнику Зосиме (1421 г.), а западные путешественники 1480-х – 90-х гг. уже пишут, что монастырь стал пристанищем разбойников. 878 Даниил Эфесский, описывая монастырь в те же годы, о его состоянии ничего конкретно не говорит, хотя особо отмечает запустение соседних обителей. 879 Так же абстрактно повествует о монастыре Предтечи проскинитарий 1580-х гг. – из текста понятно лишь то, что монастырские здания были еще целы. 880 На фоне всеобщего мнения относительно вымирания прииорданских обителей резким контрастом выглядит описание монастыря Предтечи Василием Позняковым (1561 г.): «И в том манастыри игумен и братия. И на праздник в навечерии святых Богоявлений приходит игумен и священницы ис того манастыря в церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Свт. Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 годах, был одним из крупнейших византийских богословов и церковным деятелем, оставившим неизгладимый след во всей истории Православной Церкви, не только греческой, но и славянской. Одновременно он проявил себя как гениальный филолог и незаурядный философ, причем диапазон его интересов простирался от лексикографии до теории литературы в филологии и от прикладной логики до вопроса о реальности общих понятий (по западной терминологии универсалий) в философии. Сочинением, в котором патриарх осуществил, пожалуй, наиболее глубокий синтез всех этих областей знания, и явились Амфилохии, причем материалом Фотию послужило не что иное, как Священное Писание , толкованию различных мест которого и посвящено большинство входящих в это собрание трактатов. Свое название Амфилохии получили по имени одного из ближайших собеседников и соратников патриарха, митрополита Амфилохия Кизического. Хотя из пролога явствует, что собрание создавалось в ссылке, последовавшей за смещением Фотия с Константинопольской кафедры в 867 году (скорее всего, в 873–875 гг.), это относится только первой части, охватывающей вопросы 1–75. Все остальное (76–329) было собрано из архивов патриарха уже после возвращения в столицу, вероятно, его помощниками (нотариями), причем к богословским текстам добавилось и некоторое количество статей светского характера. В публикуемой здесь подборке представлены почти все жанры, присутствующие в Амфилохиях: классическая экзегетика (16, 18, 19, 39, 40, 41, 44), в том числе с филологической проблематикой (42); размышления на темы, задаваемые Писанием (15, 43), обоснование канонических правил (20) или предписаний закона (17), чистое богословие (38) и, наконец, довольно пространный лексикологический экскурс, предваряющий конкретное исследование по словоупотреблению Септуагинты и Нового Завета (21). Экзегетический метод Фотия, хотя уже был предметом специального изучения 1 , требует дальнейшего кропотливого анализа. Предварительно можно сказать, что при полном уважении к аллегорическому толкованию в духе Филона Александрийского и преп. Максима Исповедника личные симпатии патриарха тяготеют именно к филологической акривии. Некоторые теоретические предпосылки такого подхода изложены мною в отдельной публикации. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

867. ШЛЕВИС Г., БОРИСОВА М.”Примите меня в свою любовь”. (Малоизвестные страницы архипастырского служения в Литве святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России). – 1997, 6, 64. а) Царская Семья 868. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 октября 1995года: О ходе работы и результатах Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи. – 1995, 9–10, 3 869. ДОКЛАД митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. (К исследованию останков Царской Семьи). – 1995, 12, 16. 870. ДОКЛАД С. А. Беляева . – 1995, 12, 29. 871. ИЗ Журнала заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 1995 г. – 1995, 12, 32. 872. СОКОЛОВ Н. Крестный путь Царской Семьи. – 1996, 6, 64;7, 86. 873. МЕФОДИЙ (КУЛЬМАН) , еп. Из духовного сокровища Царской Семьи. – 1996, 11, 68. 874. ПИСЬМО Великой княгини Елизаветы Феодоровны А.Н. Нарышкиной (из эпистолярного наследия графа С.Д. Шереметева). – 1996, 7, 92. 875. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1997 года: О работе Госкомиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи. – 1997, 8, 7. 876. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 февраля 1998 года: О работе Госкомиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи. – 1998, 4, 10. 877. ПЕРЕЧЕНЬ вопросов, поставленных Госкомиссией по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи. – 1998, 4, 30. 878. ЗАЯВЛЕНИЕ митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Госкомиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи. – 1998, 4, 31. 879. ИНТЕРВЬЮ митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. – 1998, 4, 32. 880. БЕСЕДА с членом Государственной комиссии С. А. Беляевым . – 1998, 4, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

183. Рецензия на книгу проф. И. П. Филевчча «Из истории Карпатской Руси. Очерки галицко-русской жизни с 1772 г. (1842 – 1866)». Варшава, 1907, 162 стр.; Его же. «Галицкая Русь прежде и ныне. Исторический очерк и взгляды на современное состояние очевидца». СПб., 1907, 104 стр. Там же, 4, с. 198. 184. Церковная жизнь у славян. (Мероприятия Вселенской патриархии против болгарского Экзарха. Памятник независимости Болгарской Церкви. Попытки болгарского правительства подчинить себе Болгарскую Церковь . Участие духовенства к земледельческим обществам в Болгарии и Сербии. Окружное послание архиепископа Платона по поводу папской буллы, присланной живущим в Америке униатам.) Там же, 5, с. 236 – 241. 185. Католический план завоевания России. Там же, 6, с. 295 – 299; 6 с. 395 – 399. 186. Новооткрытые изречения Спасителя. Там же, 9. с. 441 – 443. 187. Модернизм и православие. Там же, 10, с. 493 – 497; 11, с. 545 – 549. 188. Церковная жизнь у славян. (Выходки болгарской католической печати против Русской Церкви. Закрытие Самоковской епархии. Новый закон основного и среднего образования в Болгарии.) Там же, 17, с. 830 – 832. 189. Церковная жизнь на Западе. (Общенародное пение в Католической Церкви Новейшая статистика инославных миссий. Католик о Л. Н. Толстом.) Там же, 18 – 19, с. 872 – 874. 190. Рецензия на книгу Ф. Белявского «О реформе духовной школы. Ч. П. Об основе и организации средней духовной школы в связи с вопросом о желательном общем типе средней школы в России». СПб., 1907, 287 стр. Там же, 18 – 19, с. 874 – 875. 191. Вопрос о второбрачии духовенства в славянских странах. Там же, 21, с. 975 – 980. 192. Новый устав католических семинарий в Италии. Там же, 23, с. 1066 – 1069; 24, с. 1107 – 1111. 193. Церковная жизнь у славян. (Новый митрополит в Боснии. Пенсия псаломщикам в Буковине. Неудавшийся переход в православие. Послание галицких греко-католических епископов. Религиозное состояние Болгарии. Новые периодические издания. Недостаток образованною духовенства. Богословский факультет. Прибавка жалованья духовенству.) Там же, 25, с. 1195 – 1199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1. С. 530. 290; Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Раздел II: Материалы историко-литературные. С. 41–42. 873 ПСРЛ. Т. 8. С. 259. Таким же образом летопись сообщает о поставлении «всем освященным Собором» 10 февраля 1517 г. Суздальского епископа Геннадия (Там же. С. 260). Ему писал послание митрополит Даниил (Дружинин 1909. С. 67–71). О епископе Геннадии см.: Маясова Н.А. Памятники шитья с именем Геннадия//Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 5: Новые атрибуции. М., 1987. С. 24–34. 875 Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. С. 308. 877 Щенникова Л.А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. С. 152. См. также: Щенникова Л.А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. С. 67–68. 878 Маханько М.А. 1998. С. 75. В 1563 г. во время совершения этого крестного хода митрополит Макарий простудился, и это явилось началом его предсмертной болезни (Макарий, Игумен. Повесть о кончине Митрополита Макария//Wissenschaftliche Zeitschrift. Martin-Luther-Universitat, Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. Halle, 1985. Bd. 34. G. H. 3. S. 77). 882 ПСРЛ. Т. 30. С. 142–143; Выгодов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина//Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 237. 884 См. о нём: Баталов А.Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле//ПК НО. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 468–482; Он же. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 32–35. 886 Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI века (Из собрания ЦГАДА). М., 1992. С. 10–11. 4. См. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря конца XIV – начала XVII веков//Русский дипломатарий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Cosm. 1923. Р. 43–44) 2.       II, 37. В год Воплощения Господня 1086-й. [По повелению римского императора Генриха III 871 в Майнце собирается собор 872 , на котором чешский князь Вратислав 873 поставляется королем Чехии и Польши 874 . На соборе брат Вратислава пражский епископ Гебхард, добивающийся упразднения Моравской епископии 875 , представил грамоту, утверждения которой папой Бенедиктом и императором Оттоном I в свое время добился пражский епископ св. Адальберт 876 . На основании этого документа император Генрих издает новую грамоту о том, что Моравия входит в юрисдикцию Пражской епископии. Следует текст грамоты с описанием границ Пражской епархии, сначала западных, потом северных.] На востоке она (Пражская епархия. – Сост.) имеет границами такие реки: Буг (Bug) 877 и Стырь (Ztir) 878 , включая город Краков (Krakoua) 879 и область, называемую Ваг (Wag) 880 , со всеми землями, относящимися к упомянутому городу Кракову. Оттуда она, с прибавлением границ с Венгрией (Ungari), простирается и доходит до гор Татры (Tritri) 881 . [Южная граница – по границе с Баварией до реки Ваг.] (Cosm. 1923. Р. 134–140) 865 Чешский князь Вячеслав (по-чешски – Вацлав, по-немецки – Венцель: все три формы происходят от слав. с носовым е. что и отражено в лат. Wenceslaus) был в 929/35 г. убит своим младшим братом Болеславом I и через три года перезахоронен в пражской церкви св. Вита. Церковное почитание св. Вячеслава, начавшееся уже в X в., привело к превращению его (наряду со св. Адальбертом-Войтехом Пражским) в одного из святых-покровителей Чехии. 868 Говорить в 967 г. о какой-либо «секте народа Руси», отличавшейся славянским богослужением, не было никакого основания. Поэтому либо послание целиком, либо данное место в нем должны быть признаны позднейшим фальсификатом, направленным против славянского богослужения на территории Чехии, которое при Братиславе II культивировалось в Сазавском монастыре. Его насильственное окончательное прекращение имело место в 1096 г. 870 Пражская епископия была открыта в 973 г., до этого чехо-моравские земли представляли собой часть диоцеза Регенсбургской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едва ли можно сомневаться в необходимости приступить безотлагательно к разрешению вопроса о раскольниках. Несостоятельность прежнего взгляда на него обнаружена опытом. Вместо ослабления раскола, он усиливается и распространяется. Строгие меры 1850 и последовавших годов привели к более или менее притворному присоединению незначительного числа сектаторов, преимущественно из купеческого звания или из тех городских и сельских обществ, где по каким-либо особым случаям правительство распоряжалось с усиленною строгостию. Но в отношении к массам результат оказался ничтожным. В настоящее время официальная цифра раскольников простирается до 875 т., но известно, что покойный преосвященный Иннокентий предполагал настоящую цифру до 11 мил., а по исследованиям центрального статистического комитета министерства внутренних дел она составляет около 8 ½ мил., то есть 1/10 всего наличного населения Империи, или 1/6 всего православного населения. Таким образом, более 8 миллионов верноподданных Вашего Императорского Величества не имеют в настоящее время не только свободы религиозных верований, но и общих гражданских прав по имуществу, происхождению и участию в делах общественных. Иногда закон обходят, иногда допускаются изъятия, иногда практика заступает место закона. Таким образом, наследства переходят к наследникам большею частию безгласно, под видом частных сделок, моленные большею частию закрыты, но допущены исключения, права гражданские не признаны, и нет собственно актов гражданского состояния для раскольников; но случается, что судебные места присуждают наследства на основании поколенных росписей, показания свидетелей и отношений купеческих управ. В некоторых случаях обнаруживается непоследовательность в распоряжениях правительства. Так, например, запрещены сходбища раскольников; но они, тем не менее, еженедельно сходятся в виду всех, среди белого дня, в Москве, в Кремле, на так называемой Царской площадке. В Москве же были в прошлом и нынешнем годах соборы их так называемых архиереев. Эти архиереи известны и не преследуются, а лжеепископ Геннадий, арестованный в Перми, по соглашению с православным духовным ведомством сослан в Спасо-Евфимиевский монастырь. Между тем, вреднейшие секты пользуются для укрывательства от надзора и преследования установляемою действующими постановлениями солидарностию с сектами менее вредными. Сущность разных толков мало известна; принятая классификация их может иметь только условное значение; наконец, вреднейший догмат непризнания властей почерпает главную долю своей силы именно в тех отношениях, в которые раскол постановлен к предержащим властям ныне действующими узаконениями. Одно из самых существенных препятствий к ослаблению раскола доселе заключалось в системе соединённого противодействия ему со стороны духовной и гражданской властей. Ожесточение сектаторов против гражданской власти вызывалось и поныне вызывается не только её содействием, но и её подчинением, по крайней мере, наружным, власти духовной:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

848.  Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852.  Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854.  …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855.  Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862.  Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864.  Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867.  Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868.  Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869.  Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870.  Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872.  Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873.  Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878.  Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879.  Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881.  Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010