69. Лев V Армянин (813-820) - византийский император; тайный иконоборец, способствовавший быстрой реставрации этого учения. В 814 г. он поручил тогда малоизвестному клирику Иоанну, за учёность прозванному Грамматиком [Иоанн VII Морохарзаний (Ованнес Керакан), патриарх Константинопольский (837-843), родом армянин, ярый иконоборец; идеолог возрождения иконоборчества], ещё раз с богословской точки зрения рассмотреть вопрос об иконах; нечестивец подтвердил: иконам поклоняться нельзя. В 815 г. в Константинополе был созван новый иконоборческий собор, отменивший постановления VII Вселенского Собора (787), запретивший «несогласное с преданием, или, ещё вернее, бесполезное, производство икон и поклонение им» и провозгласивший возврат к постановлениям иконоборческого собора в Иерии (754). Возвращаясь к начинаниям Льва III (717-741), Лев Армянин заявил: «Вы видите, что все государи, которые признавали иконы и поклонялись им [имеются в виду правившие до него Константин VI (780-797), святой Ирина (797-802), Никифор I (802-811), Ставракий (811) и Михаил I (811-813)], умерли или в изгнании, или на войне. Только не почитавшие икон умерли своей смертью на престоле и, с почётом перенесённые в императорские усыпальницы, были погребены в храме Апостолов. Я тоже хочу подражать им и уничтожить иконы, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше держалось до четвёртого и пятого поколения». 70. Михаил II (820-829) - император Византии, основатель Аморийской (Фригийской) династии, по прозвищу Травл (шепелявый). Плохо разбирался в богословских тонкостях и к вопросам веры был равнодушен. Сам он не был иконоборцем по убеждению, однако официальная религиозная доктрина государства продолжала оставаться иконоборческой - в храмах святые изображения, если они ещё существовали, помещались высоко, в школах внушалось презрение к иконопочитанию как следствию необразованности. Папского посла святителя Мефодия I (будущего Константинопольского патриарха, 842-846) Михаил за призывы восстановить иконопочитание наказал плетьми. Низложенный при Льве V (813-820) патриарх Никифор I (806-815) писал к Михаилу, прося возродить иконопочитание. Император отвечал ему: «Не вводить новшества в догматы веры пришёл я и не разрушать... установленное. Пусть каждый поступает по своей воле и желанию... Мы в каком положении нашли Церковь, в таком решаем и оставить её. Поэтому мы определяем, чтобы никто не дерзал поднимать слово ни против икон, ни за них... и да будет соблюдено глубокое молчание по отношению к иконам». Однако постепенно он отступился от своих первоначальных намерений, начав гонения на православных: одних проповедников иконопочитания он изгнал из города, других заключил в тюрьму.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Все источники можно разделить на несколько групп. К первой следует отнести источники чисто исторического характера – хроники, летописи, истории, записки и т. п. В состав ее входят: 1) История Иосифа Генесия о константинопольских делах, 127 излагающая события от воцарения Льва Армянина (813) до смерти Василия I Македонянина (886). 2) Продолжатели Феофана, 128 хронография которых начинается с 813 г. и доведена до смерти императора Романа II (963). 3) Летопись Симеона Магистра и Логофета, 129 охватывающая тот же период времени (813–963). 4) Хронография Льва Грамматика, 130 законченная годом смерти императора Романа Старшего (948). 5) Рассказ Иоанна Камениата о взятии Фессалоники сарацинами в 904 г. 131 6) История Льва Диакона в X книгах, 132 излагающая события от воцарения Романа II (959) до смерти Иоанна Цимисхия (976). 7) Византийская история Михаила Пселла, 133 охватывающая период с 976 по 1077 г., т. е. с Василия II до Никифора III. 8) История Михаила Атталиота, 134 начинающаяся с 1034 и оканчивающаяся 1079 г. 9) История Иоанна Скилицы, 135 доведенная до 1080 г. (с 811). 10) Хроника Георгия Кедрина, 136 излагающая события от сотворения мира до Исаака Комнина включительно (1057). 11) Анналы Иоанна Зонары, 137 охватывающие период от сотворения мира до Алексея Комнина включительно (1081). 12) Исторические записки Никифора Вриенния, 138 рассматривающие события между 976 и 1081 гг. 13) Алексиада Анны Комниной, 139 где описывается царствование Алексея Комнина (1081–1118). 14) Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180) – труд Иоанна Киннама. 140 15) История Никиты Хониата, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина и заканчивающаяся рассказами о событиях после завоевания Константинополя латинянами (1118–1206). 141 16) Анналы Михаила Глики, 142 оканчивающаяся годом смерти императора Алексея I Комнина (1118). 17) Рифмованная хроника Константина Манасси, 143 начинающаяся с сотворения мира и заканчивающаяся царствованием Никифора Вотаниата. 18) Хронография Иоила, 144 доведенная до завоевания Константинополя латинянами в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Даже на авторов XII в. эти памятники производили устрашающее впечатление (напр., Алан Лилльский отмечал, что люди, к-рые пользовались Пенитенциалами, явно были крепче его современников - Alanus de Insulis. Liber poenitentialis. 2. 13// Idem. Liber poenitentialis/Ed. J. Longère. Louvain, 1965. Vol. 2: La tradition longue. P. 55). Поскольку человек мог совершить не один грех, а несколько, все положенные ему епитимии суммировались. Поэтому общий срок покаяния иногда мог даже превышать нормы древних канонических правил. Так, Собор в Кловешо (747) разбирал дело человека, к-рый накопил 300 лет поста (см.: 27-е прав.: Councils and Ecclesiastical Documents Relating to Great Britain and Ireland/Ed. A. W. Haddan, W. Stubbs. Oxf., 1871. Vol. 3. P. 373). Видимо, по этой причине, а также из-за проникновения в рукописи Пенитенциалов разного рода суеверных представлений ряд каролингских Соборов пытался запретить их использование (38-е прав. Шалонского Собора (813); 12-е прав. Реймсского Собора (813); 22-е прав. Турского Собора (813)). К Пенитенциалам часто прилагались чинопоследования И., состоявшие обычно из некоего набора покаянных псалмов, молитв, отрывков из Свящ. Писания. С IX в. известны чины, содержащие вопросы священника к кающемуся о вере в самом начале И. Появляются также списки грехов, которые использовались кающимся или священником во время И. Напр., в Житии св. Филиберта рассказывается об И. немого, который должен был чихать на руку священника каждый раз в тот момент, когда тот доходил, читая по списку, до того греха, к-рый был совершен кающимся (Vita s. Filiberti. 14//MGH. Scr. Mer. 5. S. 593). Начиная с X в. в ряде местностей формируется практика принятия И. на национальных языках (в Романо-германском Понтификале - confessio peccatorum rusticis verbis ( Vogel, Elze. 1963. Vol. 2. P. 242. N 136.23); на Британских о-вах в X в. появилась компиляция на основе Пенитенциала св. Теодора (Scrift boc) на древнеангл. языке). Со 2-й пол. XI в. сначала в составе чинов канонического покаяния, а затем и в чинах тайной И.

http://pravenc.ru/text/675011.html

Избрание все-таки состоялось. Дождавшись подходящего повода, которым послужило дело о восстановлении низложенного при Тарасии пресвитера Иосифа, студиты отказались не только от повиновения патриарху, но и общения с ним. Светское правительство ответило на это преследованиями и ссылками. Смута кончилась уже при императоре Михаиле I Рангаве (811–813) обоюдными уступками партий и примирением Феодора Студита с Никифором. Патриарх Мефодий принял управление церковью при условиях, близких к тем, какие были при Тарасии, а потому и должен был считаться с такими же затруднениями. Ригористы не простили ему ни снисходительности к бывшим иконоборцам, ни неудачных замещений епископских кафедр. Попытка патриарха достигнуть примирения партий торжественным перенесением в К-поль мощей Феодора Студита и п. Никифора потерпела неудачу: студиты были очень довольны почестями, оказанными первому, но не хотели оказать их второму. Когда-же Мефодий потребовал, чтобы всё написанное против Никифора было анафематствовано, студиты окончательно возмутились: осуждению подлежали и некоторые из писем Феодора Студита , что казалось его почитателям недопустимым, хотя от этих писем, в сущности, отказался и сам Феодор, примирившийся в своё время с Никифором. Патриарх увещевал, грозил упорствующим анафемой, подверг их отлучению, предписал своей пастве не входить в сношения с непокорными, – монахи стояли на своем. 14 Июня 847 года умер Мефодий. При выборе ему преемника выдвигалось несколько кандидатов, 1247 но императрица Феодора и большинство архиереев остановились на пресвитере Игнатии, человеке крупных личных достоинств, глубокого благочестия и знатного происхождения. Младший сын императора Михаила I Рангава и Прокопии, дочери императора Никифора, 1248 Игнатий, в мире Никита, —400— родился в К-поле около 799 г. Судьба готовила ему тяжелую долю. В 813 г. его отец был низвержен Львом Армянином (813–820) и заключен с семейством в монастырь, при чем Никита вместе с братьями подвергся оскоплению. Четырнадцатилетним мальчиком принял он монашество, получив имя Игнатия, и, поселившись в монастыре Сатира, всецело отдался подвигам иночества – молитвам, посту и благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно Житию Никиты Давида Пафлагона, И. было 14 лет, когда после отречения отца от престола 11 июля 813 г. он был пострижен в монахи, что позволяет определить дату его рождения между 11 июля 798 г. и 11 июля 799 г. Согласно не вполне надежному преданию, когда И. было 10 лет, т. е. в 808-809 гг., имп. Никифор I поставил его «первенствующим» (возможно, почетным доместиком) военной тагмы иканатов, своеобразного «кадетского корпуса» для сыновей визант. аристократов, который был создан, по неточному утверждению Жития, специально для Никиты. Поскольку предыдущий глава тагмы, сын Никифора Ставракий, покинул этот пост, вероятнее всего после своей свадьбы в 807 г., 808 г. выглядит предпочтительнее. В таком случае И. род. в 798 г. Когда Михаил I отрекся от престола и императором стал Лев V (813-820), сыновья имп. Михаила подверглись оскоплению и были отправлены в мон-рь. По-видимому, весь период 2-го иконоборчества (813-843) в Византийской империи и последующие годы, вплоть до поставления в патриархи, И. провел на Принцевых о-вах в Мраморном м., основав там 3 мон-ря на о-вах Плати, Иатрос и Теревинф. Очевидно, свергнутому имп. Михаилу и его семье были оставлены значительные денежные средства, позволившие снабдить эти мон-ри всем необходимым, включая церковную утварь (позднее, в июне 860, эти мон-ри пострадали во время похода Руси на К-поль). Однако в начале своего монашеского пути И. пришлось терпеть жестокое обращение со стороны настоятеля - сторонника иконоборцев. В Житии отмечаются прилежание И. в изучении Свящ. Писания и трудов отцов Церкви, его кротость, смирение и послушание. Впосл. появилась легенда (Житие ее передает с ремаркой ς λγος, «как говорят») о том, что прп. Феофан Исповедник († 818), посетив И., благословил его как буд. патриарха. Даже если И. не стал формально игуменом (для этого понадобилось бы вступить в общение с иконоборческим патриархом К-польским), он несомненно осуществлял практическое руководство своими обителями. Согласно Житию, настоятелем И. стал уже после смерти имп. Михаила 11 янв. 844 г., т. е. до возведения на Патриаршество И. оставался игуменом лишь 3 с небольшим года. Вопрос о рукоположении И. подробно трактуется в Житии, поскольку хиротонии, полученные от иконоборцев или тех, кто находился с ними в церковном общении, после восстановления иконопочитания в 843 г. признавались недействительными. Согласно Никите Пафлагону, И. был рукоположен во чтеца, иподиакона, диакона и, наконец, пресвитера св. исп. Василием, автокефальным еп. г. Парий в Геллеспонте. До конца иконоборческого периода множество жителей К-поля и близлежащих селений Вифинии привозили к И. детей, чтобы он крестил их. И., его мать Прокопия и сестра (неясно, старшая Георго или младшая Феофано) предоставляли в своих мон-рях убежище и поддержку изгнанникам, пострадавшим от иконоборцев, в т. ч. священникам и монахам.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Иконопочитателям, однако, пришлось торжествовать недолго, меньше 30-ти лет. Иконоборческие настроения все еще были сильны в обществе, как при дворе и в армии, особенно в войсках мало-азийских провинций – именно стратиг Анатолийской фемы Лев, взойдя на престол, возобновил иконоборчество, не без влияния некоторых придворных чиновников и клириков, – так и среди людей образованных: главным идеологом и богословом второго иконоборчества стал Иоанн Грамматик, один из самых ученых людей IX в., вместе со Львом Математиком стоявший у истоков «Македонского ренессанса» 711 . Иконоборческие настроения заметно усилились в империи еще при Михаиле I (811–813 гг.): в 812 г. императору даже пришлось покарать отрезанием языка некоего пустынника Николая, который «расколол и поносил нечестиво икону Пресвятой Богородицы» 712 . Причиной усиления таких настроений были постоянные военные поражения византийцев, особенно в войнах с болгарами, в которых когда-то отличался победами император-иконоборец Константин V. Во время последнего военного похода Михаила летом 813 г. иконоборцы устроили в столице скандал во время патриаршего богослужения – ворвавшись в императорскую гробницу в храме Святых Апостолов, они призывали Константина V: «Восстань и помоги погибающему государству!» 713 . Многие из разжалованных за иконоборческие симпатии военных считали, что византийцы при Ирине, Никифоре и Михаиле I терпели военные поражения из-за иконо-почитания и обвиняли «не собственные грехи, но православную и от отцов переданную веру и святой монашеский образ – училище божественной философии» 714 . Поражение византийцев в сражении с болгарами при Версиникии привело к отречению Михаила I от престола и воцарению Льва V Армянина (813–820 гг.), который, сумев отразить вражескую угрозу и заключить с болгарами мир, не только вернулся к иконоборчеству, но и начал жестокие гонения на иконопочитателей и сочувствовавших им, что в конце концов стоило ему жизни: он был убит прямо в алтаре храма во время Рождественской службы и вместо него воцарился гораздо более умеренный Михаил II Амориец (820–829 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

«История царей» создавалась в период единоличного правления Константина VII (945-959) и содержит стихотворное посвящение императору. Цель исторических сочинений, написанных под патронатом Константина, состояла в том, чтобы заполнить период от 813 г. (окончание «Хронографии» Феофана Исповедника) до современности (сер. X в.), поскольку, как сказано в прологе Г., собственно историческое изложение событий для этой эпохи отсутствовало. «Хроника» Георгия Монаха из-за малой информативности не принималась в расчет, однако послужила для Г. и Продолжателя Феофана одним из источников. Др. важнейшей задачей придворных писателей было прославление визант. императоров Македонской династии, в особенности имп. Василия I (867-886). Труд Г. охватывает период 813-886 гг. Повествование разбито на «книги» по правлениям имп. Льва V (813-820), Михаила II (820-829), Феофила (829-842), Михаила III и Василия I (842-886), так что последние 2 царствования составляют 1 книгу. Г. пытается писать в изысканном аттикизирующем стиле, что, несомненно, должно было удовлетворять утонченному вкусу придворного кружка. Той же цели служат многочисленные цитаты и реминисценции из античных писателей, особенно Гомера. На практике, однако, это приводит к тому, что синтаксис Г. становится запутанным, иногда до полной невнятности. Наряду с классицистическими элементами «История царей» содержит много слов и оборотов, отражающих современное автору состояние греч. языка, что, как и обильное цитирование Библии, ставит вопрос о том, не было ли такого рода смешение сознательной эстетической установкой автора. И все же с лит. т. зр. Г. в совр. науке практически единодушно оценивается негативно. Высказывались даже предположения, что именно стилистическое несовершенство «Истории царей» побудило имп. Константина заказать др. сочинение, повествующее о том же времени и известное как Продолжатель Феофана. Др. т. зр. состоит в том, что причиной этого явилась недостаточная искусность Г. в прославлении Василия I и очернении Михаила III (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/162032.html

418 Игнатий родился в Константинополе, от отца Михаила и матери Прокопии, благочестивых царей. – По Гергенретеру (I. 355), это случилось в 798 году. – Михаил был сын патрикия Феофилакта, а Прокопия – дочь благочестивого (εσεβος) Никифора. Когда Никифор перешел в царство небесное и умер сын его Ставракий, очень не долго царствовавший, Михаил, как зять по дочери Никифора, игравший первую роль во дворце в сане куропалата, занял престол по жребию Божию и по жребию всего сената. О вере его в Бога и добродетели мы предоставим рассказывать по частям историкам. Но не прошло и двух лет его царствования, как он добровольно уступил престол Льву Армянину, сначала стратигу Анатоликов, потом главнокомандующему в войне с Болгарами, задумавшему здесь восстание. Блаженный удалился от власти, мирской кичливости, междоусобных войн и зависти, считая более полезным для себя и для государства (τ κοιν) добровольный уход и мир. Он удалился из столицы со всем своим семейством на острова Принцевы (πρς τς Πριγκιπεους νσους), где избрал с женою и детьми уединенную жизнь (§ 2). По смерти его, говорят (λγουσι), у него осталось пять детей: две дочери, старшая Георго и самая младшая Феофана, которые окончили жизнь в девстве и монашестве, и три сына: Феофилакт, Ставракий и Никита. Первенцем был Феофилакт, который со Ставракием были венчаны на царство, но последний еще совершенно юным умер перед удалением имп. Михаила с престола (813 г.). Затем Феофилакт вместе с родителями (в 813 г.) постригся и во иночестве принял имя Евстратия. Никита же, которому исполнилось 10 лет (ок. 808 г.) был, говорят (φασ), сделан дедом своим Никифором – доместиком иканатов (τν λεγομνων καντων), – должность, впервые учрежденная ради Никиты. На 14 году возраста (в 813 г.) он, покинув дворец с родителями, также постригся – с именем Игнатия (§ 3). Явившись преемником царских детей, Лев сослал их по островам каждого особо, под крепкую стражу, лишил детей их детородных членов, осудив их на евнушество, захватил власть, но восприял и достойный её конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Достигнув вершин карьерного роста, Н. осознал, что мирская суета больше не привлекает его, и решил уйти в мон-рь. Однако императоры Никифор I (802-811) и его сын и соправитель Ставракий (803-811) не разрешили ему принять постриг. При имп. Михаиле I Рангаве (811-813) Н. принял постриг ок. 812 г., в возрасте почти 50 лет. Позволив стать монахом, император, однако, не разрешил Н. покинуть столицу и поселил его в мон-ре Хрисоника близ Золотых ворот. Там Н. прожил до воцарения имп. Льва V (813-820), к-рый возобновил гонения на иконопочитателей (815). Н. покинул К-поль и поступил простым монахом в один из пригородных монастырей. Иконоборцы узнали, что у него есть ценная икона Спасителя, приобретенная в Риме, и донесли об этом императору. Тот послал к Н. слуг с приказом отобрать образ Спасителя. Н. отказался отдать икону, однако некий инок выдал императорским слугам местонахождение образа. Те забрали его из одного монастырского храма и надругались над ним, а Н. запретили покидать обитель. О жизни Н. при имп. Михаиле II Травле (820-829), сменившем Льва V, ничего не известно. При имп. Феофиле к Н. вновь пришел посланец из дворца с требованием признать иконоборческого патриарха Антония I Кассимату (821-837?). Но Н. отказался сделать это и гневно обличил ересь иконоборчества. По приказу императора он был изгнан из обители. Взяв с собой 3 иноков, он отправился странствовать. В уединенном месте на берегу Мраморного м. они построили ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила, позже на этом месте возник мон-рь. В ссылке, пережив множество бед и лишений, получив откровение о смертном часе, Н. скончался. От его мощей происходили многочисленные чудеса. Житие Н. было составлено, вероятно, вскоре после его смерти одним из монахов основанного им мон-ря во имя св. Архангелов. Память Н. со сказанием вошла в славяно-рус. Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 41-43). Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 444-450; SynCP. Col. 115-116; Papachryssanthou D. Un confesseur du second iconoclasme: La vie du patrice Nicétas (†836)//TM. 1968. T. 3. P. 309-351; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 340-343; ЖСв. Окт. С. 327-329.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Многочисленности существовавших монастырей соответствует и многочисленность закрытых из них. В период от начала 18 в. до учреждения екатерининских штатов из 1201 монастыря закрыто 175: 141 муж. и 34 дев. В течение 1702–1744 гг., по „Ист. иер. “ (VI, 1114–1147 с.), открыто 33 монастыря 99 муж. и 4 дев.; по „И. с. св. о мон“. Ратшина (19, 130–133.), во второй половине 18 в. еще открыто в Киевской и Астраханской губ. 6 муж. и 3 дев.; всего: 39 муж. и 7 дев. Из них 2 муж. монастыря закрыты также до учреждения штатов. Таким образом ко времени учреждения штатов в Великороссии и Малороссии оставалось монастырей 803 муж. и 209 дев., об. п. 1072. При учреждении штатов закрыто 471 муж., 118 дев., и тех и других вместе 569 монастырей. Сложенные с закрытыми до учреждения штатов они дают сумму 704 монастыря, именно 612 муж.. и 152 дев. Поименный перечень их, хотя в разбросанном виде (в азбучном порядке) и не всегда с прямым указанием года закрытая 100 некоторых монастырей, содержит „История иер.” Не все они однако ж упомянуты в ней, иные вовсе опущены, как будто никогда не существовали. К сумме 764 нужно прибавить 35 муж. и 8 дев. монастырей, закрытых в разные времена после учреждения штатов: тогда мы получим цифру всех монастырей, закрытых в течение целого 18 в.: она простирается до 807. Из них муж. монастырей 647, дев. 160. К ним нужно еще прибавить 2 муж. и 1 дев. м. Минской губернии; 1 муж. и 1 дев. Терской области и 1 дев. монастырь Волынской губ., – закрытые 1792–1799 гг. Итого монастырей, закрытых в 18 в. 650 муж. и 163 д., об. п. 813. В наше время впрочем это число монастырей, закрытых в 18 в., должно быть уменьшено несколько. Именно 33 монастыря муж. и 6 дев. из закрытых при учреждении штатов или ранее, – впоследствии, частию в 18 же в., частию в 19 в., восстановлены. Все количество закрытых монастырей (813) распределяется в 37 нынешних нижепоименованных епархиях весьма неравномерно. Средним числом приходится на каждую епархию по 22 монастыря. Действительное же число закрытых монастырей в каждой епархии покажет ведомость, сообщаемая в приложении. Монастыри, закрытые в 19 веке

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010