Сам К. некоторое время продолжал отрицать в печати «слухи о том, что между мною и патриархом Тихоном возникли недоразумения» ( Левитин, Шавров. С. 388-389), однако 9 сент., во время публичной лекции в Москве, вынужден был признать аннулированным соглашение между ним и Патриархией от 21 мая. К. покинули большинство его бывш. сторонников из «Живой Церкви». Он вернулся в Ленинград, возглавил остатки своей обновленческой группы. Служил в Князь-Владимирском соборе. В мае 1925 г. городские власти передали К. также Спасскую часовню при Гостином дворе. 8 нояб. 1926 г. Князь-Владимирский собор был закрыт. Вместо него общине К. передали ц. во имя св. Иоанна Милостивого на Геслеровском проспекте. С 1927 г. К. служил также в ц. во имя прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. В мае 1929 г. была закрыта часовня Христа Спасителя, а 10 окт. того же года - храм св. Иоанна Милостивого. К. остался настоятелем единственного кладбищенского Серафимовского храма. В нояб. 1936 г. он тяжело заболел во время эпидемии гриппа. Скончался вне общения с Православной Церковью. Похоронен на Серафимовском кладбище вблизи храма. Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 3. Д. 795; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4320, 4360; ЦГА СПб. Ф. 151. Оп. 2. Д. 79; Оп. 4. Д. 8. Лит.: Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925-1941. П., 1977. С. 147-148, 151-152; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 79-274; Акты свт. Тихона. С. 261, 277, 290, 295, 317-319, 325-326, 329, 331, 384, 448, 646, 652, 678, 719, 732, 745-746, 813-814, 909; Цыпин. История РЦ. С. 74, 77, 79, 83-85, 87, 91-95, 98-100, 104, 111, 112; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: (По док-там ЦГА СПб). СПб., 1996. С. 49, 51; они же. Православные храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 107-108; они же. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных мат-лов, 1917-1941: Сб. док-тов. СПб., 2000. С. 239 и др.; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999; он же. Обновленческий «протопресвитер» В. Д. Красницкий и его встреча с В. И. Лениным//ЦИВ. 2004. 11. С. 246-254; Кравецкий А. Г. К предыстории обновленческой смуты: (Записка прот. В. Д. Красницкого «О направлении политики советской власти в отношении Правосл. Церкви»)//УЗ РПУ. 2000. Вып. 6. С. 51-72; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 31, 47-49, 162, 252, 316, 335, 337, 367-371, 379, 731-733, 735-755, 758-762, 772, 774-778, 868-870, 887; «Обновленческий» раскол. С. 31, 34, 70, 73-74, 79-80, 82, 101, 104, 107, 110, 115, 119, 209, 212, 220, 223-224, 231-232, 235-239, 265, 267, 271-272, 276, 278, 282-283, 285, 302, 307, 312-313, 317-318, 330-331, 335, 341, 346-347, 351, 360, 365-366, 388-372, 390, 987.

http://pravenc.ru/text/2458935.html

154 366 Эти церковные земли составились из наделов, которые отводило государство приходскому духовенству с 1764 г. Земельная собственность монастырей и архиерейских домов в европейской части России: Пахотная земля 122 382 десятины 230 670 Неразделенная промысловая земля Непригодная земля, пустоши 451 971 На Кавказе всего В азиатской части России всего 496 308 Из них непригодной земли, пустошей Общая площадь церковной земли равнялась 2 360 251 десятине, из них 230 266 десятин — непригодных пустошей. Для сравнения приведем аналогичную таблицу о прочих землях: Крестьянская земля выделенная 98 452 000 десятин Крестьянская земля в частной собственности 5 005 000 Дворянское землевладение 73 163 700 Купеческие земли 9 794 000 Государственные земли 155 410 000 Во 2-й половине XIX в. многие крестьяне перешли в купеческое сословие. Среди государственных земель находилось большие площади непригодных пустошей. Церковные земли оценивались в 116 195 000 руб., а сумма церковных доходов от сельскохозяйственного сектора выражалась в 9 030 000 руб. Соответствующие цифры для монастырских земель составляли 26 595 000 и 1 207 813 О последних трех десятилетиях до 1914 г. имеются лишь неполные данные. Официальная статистика 1905 г. зарегистрировала в 50 губерниях европейской части России 1 872 000 десятин земли, находившейся во владении приходов и 740 000 десятин — во владении архиерейских домов и монастырей. В четвертом отделении Предсоборного Присутствия Н. Д. Кузнецов представил в 1906 г. доклад с предложением провести запланированную аграрную реформу без отчуждения церковной земельной собственности и оставить монастырям их земли, так как лишь в этом случае они смогут выполнять свои Автор доказывал, что канонические правила не запрещают иметь земельную собственность, и продолжал: «В настоящее время не только невозможно отчуждать недвижимые церковные имущества с какими бы то ни было целями, но эти имущества следовало бы увеличить в интересах более прочного доставления православной Церкви в России нужных средств для ее целей, в которых она терпит недостаток. До сих пор не все церкви наделены еще назначенным им по закону количеством земли, и потому должно позаботиться по крайней мере о пополнении недостающего количества... Церковные имущества в отношении их защиты на суде должны пользоваться правами имуществ Отделение выразило свое согласие с этим докладом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

2007. С. 139141, 144148]. 66 Ср. 1Кор. 1:24 . О Христе как Премудрости, с которой у Викторина чаще всего соотносится Св. Дух– «сокрытый Христос», см.: Adv. Ar. I 41. 4243; I 47. 3739; I 60. 12; III 10. 5; IV 17. 31; IV 18. 37 и др. 68 Ср. Ин. 16:1315 . Этот библейский аргумент Викторин использует для доказательства того, что Сын и Св. Дух обладают единой сущностью с Богом Отцом, так же как жизнь и мышление тождественны по своей сущности (субстанции) и совпадают с ней вследствие принципа Божественной простоты; см.: Adv. Ar. I 12. 114. 1; II 7. 1521; III 8. 4453; IV 16. 1629; IV 18. 813 и др. 69 Christus me us inter parentem et sese alterum Spiritum. Слово medius («средний») является конъектурой издателей (см.: CCSL. Vol. 83.1. P. 288; Locher. 1976. P.174); впрочем, без этой конъектуры текст имел бы тот же самый смысл: «Так мой (meus) Христос, находящийся между Родителем и отличным от Него Самого Духом…». О срединном положении Сына как Божественной Жизни, находящейся между Бытием (Отцом) и Мышлением (Св. Духом), см.: Adv. Ar. I 56.19–20 (medius in angulo Trinitatis); III 15.3233 (medius λγος, id est Iesus); см. также: [Фокин. 2014. С. 417 418]. О Св. Духе как «ином Утешителе», отличном от Сына, см.: Adv. Ar. III 16.16; Hymn. III 256. 70 Implet parentem dum esse praestat omnibus. В другом месте Викторин следующим образом поясняет эту порождающую функцию Логоса: «Слово как Слово существует для того, чтобы давать бытие чему-то иному (ut aliud esse constituat) … Слово (λγος) есть Отец и Родитель всего (pater omnium et generator), и через Него все начало быть и без Него ничто не начало быть» (De gen. 18.36). 71 Atque esse cunctis vita est. Наделение всех сущих бытием (esse) посредством творческого нисхождения Логоса в мир (как умопостигаемый, так и чувственный) Викторин рассматривает как излияние Божественной жизни (vita) во все сотворенное, которое характеризуется постепенным убыванием совершенства, см.: [Фокин. 2007. С.133135], а также выше, примеч. 7. 73 Iungit ac salvat omnia. О связующей и сохраняющей функции Логоса в универсуме см. выше, примеч. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

2191       Acta XIII Congressus Internationalis Archaeologiae Christianae. Split-Pore 25.9.–1.10.1994. Vol. I–III. Città del Vaticano; Split. 1998 (Studi di Antichità Cristiana. LIV/Vjesnik za arheologiju i historiju Dalmatinsku. Suppl. Vol. 87–89). 2192       Подробнее см.: Хрушкова Л.Г. O византийской археологии 7 Вестн. РГНФ. 2001. 3. C. 5–12. 2193       Ivanchik A. Le problème de l’apparition des Slaves sur les frontières de Byzance: Les témoignages de Priscus de Panion//Acta XIII Congressus internationalis archaeologiae christianae… Vol. III. P. 379–385. 2194       Khrouchkova L.G. G.B. de Rossi et N.P. Kondakov: deux traditions scientifiques//Ibid. Vol. 1. P. 373–380; Eadem. Les églises de l’époque justinienne en Colchide//Ibid. Vol. II. P. 823–836. 2195       Хрушкова Л.Г. XIV Международный конгресс по христианской археологии//Виз. временник. 2001. Т. 60. С. 238–243. 2196       Glaser F. Frühes Christentum im Alpenraum: Eine archäologische Entdeckungsreise. Regensburg; Graz, 1997. 2197       Khrushkova L. Les monuments paléochrétiens de l’Abkhazie: entre l’Orient et l’Occident//Acta Congressus intemationalis XIV archaeologiae cristianae. I. Città del Vaticano; Wien, 2006. P. 475–482; Romanuk A.I. Frühmittelalterliches Chersonesos: Beweise der Stadtkontinuität in Hagiographie und Kultbauwesen//Ibid. S. 687–692; Diatroptov P.D. Some specifications of the images of Noah’s Ark in Early Christian art//Ibid. P. 853–855; Zalesskaya V. Entre l’Orient chrétien et Rome – à propos de quelques intailles paléochrétiens inédites de l’Ermitage//Ibid. P. 805–808; Zolotarev M, Korobkov D. Der Weg Orthodoxie im taurischen Chersonesos – Synagoge versus Ecclesia//Ibid. P. 981–986; Zubar V.M. Classical states of the northern Black Sea coastland in the third through the sixth centuries A.D. and the arrival of Christianity//Ibid. P. 809–813. 2198       Klenina E. The bischop and early Christian architecture in Chersonesus Taurica//XV Congreso internacional de arqeologia cristiana, Toledo del 8 a 12 septiembre 2008. Libro de Pre-Actas/J. Lopez Quiroga et al. (ed.). Toledo, 2008. P. 73. Акты Конгресса выходят в 2013 г.: Khrushkova L. Chersonèse en Crimée aux Ive-Vie siècles: topographie et chronoligie//Atti del XV Congresso internazionale di Archeologia Cristiana. Città del Vaticano, 2013. P. 363–378; Eadem. Early Christian Monuments of the North-East Black Sea Coast: Excavations of 2001–2008//Ibid. P. 1213–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

67 До тех пор иудаизм всегда и с брезгливостью отстранялся от язычества, неизменно веруя в порабощения его себе (см. и Rev. David Eaton в A. Dictionary of the Bible ed. J. Hastings III, p. 827 a – b. 828 a – b), поскольку лишь Израиля признавал истинным народом Божьим (см. Alfred Bertholet, Die Stellung der Israeliten und der Juden zu den Fremden, S. 348); эта фарисейско – иудейская исключительность (S. 255 – 256) еще более усилилась под влиянием христианства и, конечно, в оппозицию ему (S. 339; ср. выше на стрн. 4). 68 Это контролирующее господство номизма снова подтверждает, что – при отсутствии богословской системы в раввенизме (см. в книге I – й на стрн. 821) – иудейство совсем не было индифферентным настолько, чтобы в одинаковом достоинстве допускать всякие религиозные верования, как это утверждает и D. S. A. Fries в своем странном реферате Jesu Vorstellungen von der Auferstehung der Toten в «Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums» herausgegeben von Dr. Erwin Preuschen I (Giessen 1900), 4, S. 292; тут говорится, будто в веке Христа иудейская теология была смесью всевозможных мнений равного значения абсолютной относительности, почему для генетической критики открывается (фиктивное) удобство выводить отсюда все, что ей желательно. 69 Prof. D. Hermann Cremer, Die paulinische Rechtfertigungslehre im Zusammenhange ihrer geschichtlichen Voraussetzungen (Gutersloh 1899), S. 93. 70 Cp. Prof. W. Sanday. Inspiration. Eight Lectures on the Early History and Origin of the Doctrine of Biblical Inspiration. Second edition. London 1894. P. 170 – 171. 73 Prof. Hermann Gunkel, Die Wirkungen des heiligen Geistes. nach der popularen Anschauung der apostolischen Zeit und nach der Lehre des Apostels Paulus (Gottingen 1888), S. 3. 78 M. Friendlander, ibid., S. 122. См. в книге I-й на стрн. 813. Ad. Hilgenfeld даже у самого Апостола языков находит основы для гностических воззрений (Der Gnosticismus und das Neue Testament в «Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie» XIII (1870), 3, S. 240), а в «девтеропавлинистических» посланиях (1 – 2 Фесс., Кол. и Еф.) усматривает и прямой гностицизм (S. 244 ff).Cp. выше на стрн. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

799. Струве В. История древнего Востока. М., 1941, с. 483. 800. Тураев Б. История древнего Востока, т. 1-2. Л., 1937, с. XII + 338; 321. 801. Cambridge Ancient History, vv. 1-4. Cambridge, 1928-1929. 802. Meyer Е. Geschichte des Altertums, Bd. 1-3. Berlin, 1925-1937. 803. Moret A. Histoire de 1 " Orient, t. 1-2. Paris, 1936.   19. АССИРИЯ И ВАВИЛОН 804. Белявский В. Война Вавилонии за независимость (627-605 гг. до н. э.) и гегемония скифов в Передней Азии. — В кн.: «Исследования по истории стран Востока», ЛГУ, 1964, с. 93-128. 805. Его же. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971, с. 319. 806. Бенцольд К. Ассирия и Вавилония. Пер. с нем. СПб., 1904, с. 143. 807. Боскавен Ч. Религия Вавилона. Пер. с англ. — РВТ, 15, с. 15-26. 808. Винклер Г. Вавилон, его история и культура. Пер. с нем. СПб., 1913, с. 171. 809. Вулли Л. Ур Халдеев. Пер. с англ. М., 1963, с. 255. 810. Дандамаев И. Храм и государство в поздней Вавилонии. — с. 17-39. 811. Дьяконов И. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949 с. 152. 812. Его же. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту. — ВДИ, 1952, с. 90-100. 813. Его же. Этнос и социальное явление в Ассирии. — «Советское востоковедение», 1958, с. 43-56. 814. Иеремиас Ф. Семитические народы Передней Азии. Пер. с нем. — В кн: П. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий, т. 1. СПб., 1913, с. 193-269. 815. Исторический взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии. — ХЧ, 1832, т. 47, с. 252-289. 8)6. Казанский В. Ниневия. — ЧОЛДП, 1878, с. 371-790. 817. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Пер. с чешек. Прага, 1967, с. 274. 818. Масперо Г. Ассирия. Пер. с франц. М., 1913, с. 295. 819. Мейер Э. История ассиро-вавилонской литературы. — В кн.: «Всемирная история литературы» под ред. В. Корша, т. 1, с. 236-255. 820. Мережковский Д. Тайна трех, Египет и Вавилон. Прага, 1925, с. 364. 821. Никольский М. Очерк халдейской культуры. — «Русский Вестник», 1879, 12. 822. Никольский М. Саргон, царь ассирийский. М., 1881, с. 73.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

7. Не смешивай желание свое с любовью, как не смешивают горькое со сладким 805 . Моли Бога, сын мой, чтобы Он избавил тебя от сетей лукавого 806 . Ибо люди благочестивые [иногда] оправдываются делами оправданий. [Следует помнить, что] и Адам под предлогом оправданий был обольщен [диаволом] и смешал сладость с горечью 807 . 8. Будь бдителен к себе и «не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома, да спасешися аки серна от тенет и яко птица от сети» ( Притч. 6, 4–5 ) 808 . Со всяким бдением храни сердце, ибо оттуда – исходы жизни 809 . 9. Сидишь ли ты в келье или находишься среди людей, имей попечение только о себе: если увидишь [что-нибудь смущающее тебя], старайся прежде всего понять – вынул ли ты бревно из глаза твоего ( Мф. 7, 5 ). И не держи [злого] помысла на кого-либо, даже если очи твои что увидели, а уши твои что услышали, но подними прегрешение [брата] и возложи это прегрешение на главу свою, по слову [Священного] Писания: сокрушайтесь о бедах друг друга и недостатки других считайте своими 810 . 10. Ибо если ты считаешь недостаток ближнего своим собственным недостатком, то ты никого не будешь судить, никого не осудишь и ни перед кем не будешь превозноситься, но ради любви Божией все перенесешь [со спокойствием]. Будь добрым, сын мой, потому что добрые «наследят землю» ( Пс. 36, 11 ) 811 , а святые останутся в ней [навсегда]. И еще: «любовь творит добро» ( 1Кор. 13, 4 ) 812 . Будь незлобивым и добрым, чтобы [мог] ты видеть Правду 813 . Не будь подобен деревьям на горах, произрастающим сухими, но будь подобен камышу на водах, произрастающему нежным. Пусть лице твое [всегда] радуется о Боге, а сердце твое пусть будет огнем, [попаляющим] грех . Не пребывай в расслаблении, но будь твердым во всем. Не позволяй сердцу своему владычествовать над тобой, но будь сам господином сердца своего. Не следуй за душой своей, но пусть душа твоя следует за тобой. Не уступай сердцу своему, но пусть сердце твое уступает тебе, дабы стать тебе послушным Богу 814 . 73. Сын мой! Побеждай желания свои, чтобы служить тебе воле Божией. А воля Божия состоит в том, чтобы блюсти заповеди Божии. Если же соблюдаешь их, то станешь сильным во всех делах своих. И тогда будет [всякое] дело твое чистым, ибо «заповеди Его нетяжки» ( 1Ин. 5, 3 ). Ведь Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11, 28 ). Говорит Он также и о тщетно труждающихся: «Зачем утруждаетесь, всуе труждающиеся?» 815 И еще: «беззакония моя… яко бремя тяжкое отяготеша на мне» ( Пс. 37, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

800 Эта цифра вызывает сомнения уже хотя бы потому, что с 1082 по 1085 г. Диррахием владели норманны. Ф. Дэльгер предлагает вместо ενιαυτος πρς τω εν δκα («одиннадцать лет») читать μηνας δκα πρς τω ενιαυτω εν («один год и десять месяцев») См. ΒΖ, XXXVII, 1937, Ss. 534–535. 801 Согласно свидетельству попа Дуклянина, Вукан (у Анны Βολκνος) был жупаном Рашки. (О Вукане см. Ucmopuja срба, стр. 137 и сл.). А. Петров («Князь Константин Бодин», стр. 258 и сл.) ошибочно считал, что Вукан – то же лицо, что и Бодин. 802 Ил., VII, 282, 293. 803 Имеется в виду Поливот Фракийский. См. Златарски, История..., II, стр. 200, бел. 3. 804 См. прим. 73. 805 Речь идет не о носителе титула великого сокольничего, а о слуге, в чьи обязанности входил уход за соколами (Leib, Alexiade, II, р. 117). 806 Ил., Χ, 173. 807 Ныне Абраска между Мальгарой и Редесто (см. Chalandon, Essai..., р. 127, n. 6). 808 В «Слове о полку Игореве» упоминается народ – татраны. В качестве географического наименования «Татран» встречается на территории современной Румынии и несколько раз в центральных районах Азии (см. Rasony Nagy, Der Volksname Берендей, S. 224, Anm. 7). 809 Домашние слуги ( οι περ τν αυτοκρτορα θερποντες). Домашние слуги пользовались часто большим расположением императоров. Михаил Атталиат (Attal., р. 316 sq.) пересказывает новеллу Никифора Вотаниата, в которой престарелый император заботится о безопасности своей челяди и предусматривает для них всевозможные дары и льготы на случай его смерти. 810 Реку под таким названием упоминает также Феофилакт Симокатта (Theoph. Sim., VI, 3). 811 Каллиопа – муза эпической поэзии. 812 Ил., II. 12. 813 Зима 109091 г. 814 Хировакхи были расположены между Кючук-Чекмедже и Буюк-Чекмендже (см. Васильевский, Византия и печенеги, стр. 69). 815 16 февраля 1091 г. 816 Сырная (масляная) неделя следует за мясопустной. 817 Декат от греч. δκα (десять). Декат был расположен на Эгнатиевой дороге, между Евдомом и Регием, в непосредственной близости от Константинополя (см. Janin, Constantinople byzantine, p. 407).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

801 Выражение восходит к Аристофану и Платону. Ср.: Аристофан. Ахарняне, 1; Облака, 12; Платон. Пир, 218а. 802 Письмо отправлено весной 405 г. из Кирены в Константинополь. Симпликий был другом Синезия и одним из крупных военных чиновников Империи (о нем см. выше прим. 16 к Письму 27 (130) и прим. 4 к Письму 38 (144)). Незадолго до этого он получил повышение по службе, о чем и упоминает Синезий в данном письме. 803 Вероятно, Синезий не получал писем от Симпликия с тех пор, как покинул Константинополь, т.е. более двух лет, в чем и упрекает своего старого друга. 807 Синезий подружился с Троилом во время своей посольской миссии 399402 гг. Вернувшись в Пентаполь в октябре 402 г., он вскоре уехал в Александрию, где женился и провел около двух лет (403–404). Троил же писал ему на родину, так что, приехав домой, Синезий прочел все письма вместе и отправил свой ответ сразу же по возобновлении навигации – в марте 405 г. 808 Вероятно, речь идет о литературно-философском кружке – Панэллениуме. Ср.: Письмо 102 (101), 73 и прим. 144 там. Ср. также: Синезий. Т. 1. С. 272–273. 809 Эсон, царь Иолка – отец Ясона, предводителя аргонавтов. Медея, привезенная Ясоном из Колхиды, омолодила Эсона. Ср.: Овидий. Метаморфозы, VII. 159–293. 810 Письмо отправлено из Кирены в Константинополь между 405 и 406 г. О Троиле см. выше прим. 62 к Письму 6 (49). 813 Письмо написано между 405 г. и 410 г.; отправлено из Кирены в Птолемаиду. О Гелиодоре см. выше прим. 86 к Письму 56 (17). 815 Письмо отправлено из Кирены в Константинополь в 407 г. Об Анастасии см. выше прим. 234 к Письму 15 (79). В этом письме Синезий поздравляет Анастасия с назначением наставником детей императора Аркадия. 816 Это место можно понять также в смысле: кто по большему праву, нежели ты, мог бы стать наставником царских детей. 817 Письмо написано во втором квартале 412 г. Отправлено из Птолемаиды в Константинополь. Предположительно Анастасий покровительствовал гражданскому губернатору Андронику, которого Синезий отлучил от церкви незадолго до написания данного письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

809 Σθας K. М εσαιωνικ βιβλιοθκη. Т. 1.1872. Σ. 73–136; Успенский . Образование. (Приложение. С. 39–40); Miller . Recueil des historiens grecs des croisades. T. II. 1881. P. 496–502,615–619, 737–741. 810 Λμπρος Σπ. Μιχαλ A κομιντου το Χωνιτου τ σωζμενα Т. 1 –2. A θναι, 1879–1880. См. об этом превосходную работу: Stadtmüller . Michael Choniates, в которой заново издан важный меморандум ( πομνηστικν) Алексею III (S. 283–286). 813 С походом Робера Гвискара А. Грегуар остроумно связал некоторые части «Песни о Роланде»: Grégoire H. La Chanson de Roland de l’an 1085//Bull, de l’Acad. de Belgique 25 (1939). P. 211–273 и Grégoire H. , De Keyser R. La Chanson de Roland et Byzance, ou de l’utilité du grec pour les romanistes//Byz 14 (1939). P. 265–316, 689–691. 814 Tafel-Thomas. Bd. I. S. 51 ff.; Dölger . Reg. 1081. Ср.: Heyd . Commerce du Levant. Vol. I. P. 118 sv.; Kretschmayr . Venedig. Bd. I. S. 161 ff. 815 Jireek . Die Bedeutung von Ragusa in der Handelsgeschichte des Mittelalters. 1899. S. 9,50; Šiši . Geschichte. S. 308 ff.; Ферлуга . Виз. управа в Далмации. С. 123. 816 См.: Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 237–238; . Ucmopuja српског народа. Београд, 1926. С. 75 сл.; Ucmopuja народа Jyrocлabuje. T. 1. Београд, 1953. С. 248 сл. 817 О куманах см. прежде всего важную серию статей: Расовский Д. Половцы, I-IV//SK 7 (1935). С. 245–265; 8 (1936). С. 161–182; 9 (1937). С. 71–85; 10 (1938). С. 155–177. Дальнейшую литературу см. в: Moravcsik . Byzantinoturcica. Bd. I 2 . S. 92 ff. 818 См.: Leib B. Alexiade. II, 141, n. 3; Gyóni M. Le nom de Βλχοι dans l’Alexiade d " Anne Comnène//BZ 44 (1951). S. 243, Anm. 1. 821 О сношениях Алексея I и Робера Фландрского см. интересное исследование: Ganshof F.-L. Robert le Frison et Alexis Comnène//Byz 31 (1961). P. 57–74. И в самом деле, присланный графом Робером корпус сражался на византийской службе при Никомидии с эмиром Никеи, а также, кажется, принял участие в битве при Левунии. 822 См.: Holtzmann W . Studien zur Orientpolitik des Reformpapsttums und zur Ent-stehung des ersten Kreuzzuges//Historische Vierteljahrsschrift 22 (1924). S. 167–199, и Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexios I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ 28 (1928). S. 38–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010