Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в., 8.01, г. Юрьев (Дерпт, ныне Тарту, Эстония)) (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Юрьевские, Ливонские. Источники Сведения о Юрьевских мучениках содержатся в Житии И., известном в 2 редакциях в списках XVI-XIX вв. анонимная краткая редакция сохранилась в 3 списках, древнейший список - в сборнике 60-х - нач. 70-х гг. XVI в.: Архив СПб ИИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. 689. Л. 317-320 об. (др. рукописи - ГИМ. Муз. 813, кон. XVI - нач. XVII в.; РГБ. Ф. 304/I. 626, нач. XVII в.). По мнению И. И. Фетисова, краткая редакция была написана вскоре после гибели мучеников, но не ранее 1474 г., «так как автор ее, упомянувший о «разратии латыном со псковичи», очевидно, имел в виду те обиды и брани псковичей «с немцы», о которых рассказывается во 2-й Псковской и 4-й Новгородской летописях под этим годом» ( Фетисов. 1928. С. 219). Др. возможная датировка краткой редакции Жития И.- 1-я пол. XVI в.; в пользу этой гипотезы косвенно свидетельствуют отсутствие следов бытования памятника ранее данного времени и противоречивость сообщения Жития И. о гибели мучеников в 1472 г. Автор краткой редакции достоверно описал суд католич. Дерптского епископа над Юрьевскими мучениками, что заставляет видеть в нем человека, знакомого с укладом жизни в Ливонии. Распространенную (пространную) редакцию Жития И. по благословению Московского митр. св. Макария написал Василий (в монашестве Варлаам) между 1559 и 1563 гг., будучи монахом Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мон-ря . Варлаам составил свою версию Жития И. на основе краткой редакции. По наблюдениям Фетисова, др. источниками автору послужили Летописная повесть о Восьмом Соборе и «Мучение Кирика и Улиты» ( Фетисов. 1928. С. 219-221). Варлаам усилил антикатолическую направленность текста. Написанная в начале Ливонской войны (1558-1583), распространенная редакция Жития И. была актуальна, поскольку содержала свидетельства сопротивления православных агрессии со стороны католиков.

http://pravenc.ru/text/и 72 (73) ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАЛАР СИМФОЗИЙ (Амаларий) [лат. Amalarus Symphosius] Мецкий (Мецский) (ок. 775 или 780, окрестности Меца, совр. Франция - ок. 850, предположительно Мец), литургист, автор первого в Зап. Европе аллегорического толкования богослужения. В 809-813 гг. архиепископ Трирский, затем находился на службе в придворной школе в Ахене . В 813 г. по поручению имп. Карла Великого А. С. совершил поездку в К-поль, воспоминанием о к-рой стали его «Морские вирши» (Versus marini). В составленной в 823 г. «Книге о церковной службе» (Liber officialis) А. С. впервые применил к богослужению метод аллегорического толкования, с тем чтобы во внешней обстановке богослужения (череда служб суточного круга, последовательность молитв, жесты литургические , утварь и облачение, храмовая архитектура, колокольный звон) выявить сокровенное и, по его мнению, истинное содержание литургического действа. В интерпретации А. С. центральный момент богослужения - совершение таинства евхаристии - превращался лишь в часть, хотя и важнейшую, повествовательно-драматического действия, воспроизводящего жизнь, Страсти, смерть и Воскресение Христовы. В 831 г. А. С. составил Антифонарий (не сохранился), в к-рый вошли рим. и галликанские варианты песнопений. Позднее написал «Книгу об Антифонарии» (Liber de ordine antiphonarii) и трактат о Градуале (не сохранился). В первом трактате, во многом сопоставимом с сочинениями Аврелиана из Реоме и Берно из Рейхенау , А. С. сравнивает певч. традиции Рима и Галлии (вероятно, Меца) и рассматривает состав, форму и чин пения, не касаясь нотации. В 835 г. А. С. становится архиепископом Лионским. Смещен в 838 г. синодом в Керси, в основном по инициативе диак. Флора Лионского , увидевшего в толкованиях А. С. мессы отступление от традиции. Соч.: Amalarii episcopi Opera limurgica omnia/Ed. J. M. Hanssens. Città del Vaticano, 1948-1950. 3 vol.; Versus marini//MGH. Poet. Vol. 1. P. 426-428. Лит.: Kolping A. Amalar von Metz und Florus von Lyon//ZKTh. 1951. Bd. 73. S. 424-464; Cabaniss A. Amalar of Metz. Amst., 1954; Haffner F. Symphosius Amalarius von Metz, Erzbischof von Trier, zur Geschichte der Sakramentarspendung//Festschrift A. Thomas. S. l., 1967. S. 135-140. Н . Ф . Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Амаларий ...

По ясному указанию самого Исаии, пророческое служение он проходил в царствование Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских ( Ис 1:1 ; 73 между 829–716 годами до Рождества Христова) более ста лет, если считать полные годы царствования сих государей (Озии Прокаженного 52, Иоафама 16, Ахаза 16, Езекии 29 лет, итого – 113 лет). Хотя таковая продолжительность жизни не беспримерна во времена означенных царей ( 2Пар 24:15 74 ), однако некоторые древние церковные писатели не на все 52 года царствования Озии распространяли пророческое служение Исаии. Климент Алекандрийский (Stromat. lib. 1) говорит, что Исаия начал свое пророческое служение через двести лет после смерти Соломона, т. е. около 34 года царствования Озии; Евсевий (in Chron.) говорит, что Исаия начал пророчествовать в 17-й год царствования Озии; а блаженный Иероним относит это к 25 году царствования этого государя (см. у Ватабля Praefam. in Isaiam). Таковые мнения Климента Александрийского , Евсевия и Иеронима ясно показывают, что согласно с указанием Исаии древняя Христова Церковь признавала несомненным его пророчествование во дни Озии, хотя и не определила с точностью, в котором году сего царя оно началось. А потому бывшее в год смерти Озии и описанное в 6-й главе призвание Исаии к пророческому служению – очевидно – не первое, а только более торжественное, соответствующее более трудной и обширной его деятельности в последующее время. Конечно, говорят, что к пророческому служению Исаия призван в год смерти Озии; а другие, на основании Халдейского парафраза и мнений раввинов (напр. Соломона Иархи), словам в год, в который умер Озия царь ( Ис 6:1 ) дают значение метафорическое: «in anno, quo lepra percussus est Uzias rex», как будто прокаженный Озия, отлученный от общества человеческого, должен быть считаем за мертвого. Но таковые предположения неосновательны. Ибо власть Озии или Азарии, не прекратилась со дня поражения его проказой, и священные писатели не зачли его умершим с того времени ( 4Цар 15:5–7 75 ). А считающие первым призванием Исаии в год действительной смерти Озии вносят противоречие в самую книгу, ибо необходимо уничтожить следы пророческой деятельности Исаии во дни Озии, переставляя шестую главу в начало книги, или, оставляя неприкосновенным существующий порядок глав, утверждать невероятность, будто первые пять глав книги Исаии написаны прежде Божественного призвания. Поэтому, держась вышеуказанных мнений ученейших из церковных писателей о времени вступления Исаии на пророческое служение и принимая свидетельство предания о смерти его в царствование Манассии, более справедливым будет утверждать, что Исаия проходил пророческое служение с 17 года царствования Озии или Азарии Прокаженного до первых годов царствования Манассии, около ста лет (813–710 год. до Р. Хр.). 11. Современное состояние иудейства и язычества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Население П., по данным переписи 2010 г., составляет 3 405 813 чел. (по официальной оценке на 2016 г.- 4 037 043 чел.). Из них 70,4% составляют испаноязычные панамцы, 9,2% - потомки выходцев с Антильских островов (антильянос), 12,3% (417,6 тыс. чел.) - индейцы: нгобе (гуайми) - 260 тыс. чел., гуна (куна, туле) - 80,5 тыс. чел., эмбера - 31,3 тыс. чел., бугле - 24,9 тыс. чел., воунаан - 7,3 тыс. чел., насо (терибе) - 4 тыс. чел., бокота - 1,9 тыс. чел., бри-бри - 1 тыс. чел., др. племена - 460 чел.; не заявившие об этнической принадлежности - 5,9 тыс. чел. В П. проживают также американцы США (4% населения), китайцы (1,5%), французы (1%), итальянцы (1%), индийцы, арабы и др. Среднегодовой прирост населения составил 1,5% (2010), рождаемость - 18,95 на 1 тыс. чел., смертность - 5 на 1 тыс. чел. (2015), показатель фертильности - 2,5 ребенка на 1 женщину (2016). Средняя продолжительность жизни (2010) - 77,6 лет (мужчины - 74,85 года, женщины - 80,5 лет). В возрастной структуре: 28,9% - дети в возрасте до 14 лет, 64 % - лица от 15 до 64 лет, 7% - лица 65 лет и старше (2010). Городское население - 73% (2008). Уровень грамотности - 94,5% (2010). Государственное устройство П.- унитарное государство, форма правления - президентская республика. Действующая конституция страны принята 11 окт. 1972 г. (последняя редакция - 2004 г.). Президент, избираемый на 5-летний срок с правом одного переизбрания, является главой государства и правительства. Законодательная власть представлена однопалатной Национальной ассамблеей, состоящей из 71 депутата, которых избирают путем всеобщего голосования на 5 лет. Судебную власть возглавляет Верховный суд, члены которого утверждаются Национальной ассамблеей по представлению правительства на 10-летний срок. Крупнейшие политические партии: Демократическая перемена, Революционно-демократическая партия, Панамистская партия. Религия Собор Благовещения Пресв. Богородицы в г. Панама. 1947 г. Фото: Omar Upegui R. Собор Благовещения Пресв. Богородицы в г. Панама. 1947 г. Фото: Omar Upegui R. По данным статистического обследования домашних хозяйств 2009 г., большинство населения П. исповедует католицизм (69,7%). Ок. 21% являются протестантами различных деноминаций, 0,3 - буддистами, 0,2 - мусульманами, 0,1 - иудеями, 0,2% - представителями др. конфессий и религий. Не исповедуют ни одной религии или являются атеистами 8,5% населения. Число католиков в П. постепенно сокращается, протестантов - увеличивается: в 1998 г. католиками считали себя 81,9% населения, протестантами - 12,1, представителями др. конфессий и религий - 0,8, не исповедующими ни одной религии или атеистами - 3,2%. Православие

http://pravenc.ru/text/2578790.html

100 церквей ; к нач. осени в СССР зарегистрированных архиереев 4 (2 правящих и 2 викарных), иных священнослужителей между 200–300, примерно столько же действовавших храмов 1945 - Храмов и молитвенных домов - 10243; архиереев - 41; институт - 1, курсов - 4; монастырей - 104, насельников - 4632 1947 - Храмов и молитвенных домов - 14092; архиереев - 66, священников и диаконов - 9617; духовных академий - 2 с 31 учащ., духовных семинарий - 8 с 309 учащ.; монастырей - 99, насельников - 4668 1949 - Храмов и молитвенных домов - 14477; архиереев - 73, священников - 11835, диаконов - 1280; духовных академий - 2, духовных семинарий - 8; монастырей - 75, насельников - 4787 1950 - Храмов и молитвенных домов - 14273; архиереев - 71, священников - 11571, диаконов - 1664; духовных академий - 2 с 107 дневн. и 38 заоч. учащ., духовных семинарий - 8 с 546 дневн. и 39 заоч. учащ.; монастырей - 75, насельников - 4748 1959 - Храмов и молитвенных домов - 13324; архиереев - 68, священников - 10835, диаконов - 1077; духовных академий - 2 с 178 дневн. и 150 заоч. учащ., духовных семинарий - 8 с 940 дневн. и 320 заоч. учащ.; монастырей - 56 (20 муж. и 36 жен.), насельников - 880 муж. и 3769 жен. 1960 - Храмов и молитвенных домов - 13008; священников и диаконов - 11407; духовных академий - 2, духовных семинарий - 8, дневн. учащ. духовных школ - 667; монастырей - 42 (14 муж. и 28 жен.), насельников - 813 муж. и 2911 жен. 1961 - Храмов и молитвенных домов - 11572; священников - 8252, диаконов - 809; духовных академий - 2 с 197 дневн. и 65 заоч. учащ., духовных семинарий - 5 с 380 дневн. учащ.; монастырей - 33 (13 муж. и 20 жен.), насельников - 721 муж. и 2327 жен. 1962 - Храмов и молитвенных домов - 10149; духовных академий - 2, духовных семинарий - 5 с 364 дневн. и 128 заоч. учащ.; монастырей - 22, насельников - 2185 1964 - Храмов и молитвенных домов - 7873; духовных академий - 2 с 200 дневн. и 157 заоч. учащ., духовных семинарий - 4 с 211 дневн. и 177 заоч. учащ.; монастырей - 16 1967 - священников - 6694, диаконов - 653 1988 - 76 епархий; 74 архиерея; 6893 прихода; 7397 клириков (6674 священника, 723 диакона); 22 монастыря с 1 190 монашествующими; 5 духовных школ (2 академии, 3 семинарии) 1 февраля 1997 - 124 епархии; 18000 приходов, 390 монастырей (185 мужских; 242 - в России, 89 - на Украине, 57 - в других странах); 146 архиереев (122 правящих, 24 викарных); вне территории бывшего СССР - 7 епархий, 172 храма, 9 монастырей август 2000 - более 19 000 приходов; ок.

http://drevo-info.ru/articles/1791.html

приходов 1939 - незакрыты ок. 100 церквей ; к нач. осени в СССР зарегистрированных архиереев 4 (2 правящих и 2 викарных), иных священнослужителей между 200–300, примерно столько же действовавших храмов 1945 - Храмов и молитвенных домов - 10243; архиереев - 41; институт - 1, курсов - 4; монастырей - 104, насельников - 4632 1947 - Храмов и молитвенных домов - 14092; архиереев - 66, священников и диаконов - 9617; духовных академий - 2 с 31 учащ., духовных семинарий - 8 с 309 учащ.; монастырей - 99, насельников - 4668 1949 - Храмов и молитвенных домов - 14477; архиереев - 73, священников - 11835, диаконов - 1280; духовных академий - 2, духовных семинарий - 8; монастырей - 75, насельников - 4787 1950 - Храмов и молитвенных домов - 14273; архиереев - 71, священников - 11571, диаконов - 1664; духовных академий - 2 с 107 дневн. и 38 заоч. учащ., духовных семинарий - 8 с 546 дневн. и 39 заоч. учащ.; монастырей - 75, насельников - 4748 1959 - Храмов и молитвенных домов - 13324; архиереев - 68, священников - 10835, диаконов - 1077; духовных академий - 2 с 178 дневн. и 150 заоч. учащ., духовных семинарий - 8 с 940 дневн. и 320 заоч. учащ.; монастырей - 56 (20 муж. и 36 жен.), насельников - 880 муж. и 3769 жен. 1960 - Храмов и молитвенных домов - 13008; священников и диаконов - 11407; духовных академий - 2, духовных семинарий - 8, дневн. учащ. духовных школ - 667; монастырей - 42 (14 муж. и 28 жен.), насельников - 813 муж. и 2911 жен. 1961 - Храмов и молитвенных домов - 11572; священников - 8252, диаконов - 809; духовных академий - 2 с 197 дневн. и 65 заоч. учащ., духовных семинарий - 5 с 380 дневн. учащ.; монастырей - 33 (13 муж. и 20 жен.), насельников - 721 муж. и 2327 жен. 1962 - Храмов и молитвенных домов - 10149; духовных академий - 2, духовных семинарий - 5 с 364 дневн. и 128 заоч. учащ.; монастырей - 22, насельников - 2185 1964 - Храмов и молитвенных домов - 7873; духовных академий - 2 с 200 дневн. и 157 заоч. учащ., духовных семинарий - 4 с 211 дневн. и 177 заоч. учащ.; монастырей - 16 1967 - священников - 6694, диаконов - 653 1988 - 76 епархий; 74 архиерея; 6893 прихода; 7397 клириков (6674 священника, 723 диакона); 22 монастыря с 1 190 монашествующими; 5 духовных школ (2 академии, 3 семинарии) 1 февраля 1997 - 124 епархии; 18000 приходов, 390 монастырей (185 мужских; 242 - в России, 89 - на Украине, 57 - в других странах); 146 архиереев (122 правящих, 24 викарных); вне территории бывшего СССР - 7 епархий, 172 храма, 9 монастырей август 2000 - более 19 000 приходов; ок.

http://drevo-info.ru/articles/5.html

Христос предвидел его предательство; Он не один раз обличал и предостерегал Иуду во время тайной вечери (Ия. 13, 10–13, 18. 21. Мф. 26, 21. 23 . Мрк. 14, 18. 20 ), но в сердце Иуды вошел сатана ( Ин. 13, 27 ), и коварный ученик предал Христа на смерть. „Иудино лобзание“ на веки останется синонимом предательства. Слова Христа Иуде после этого лобзания: ταρε φ‘ δ πρει ( Мф. 26, 50 ; в Recept. менее заверенное чтение: φ‘ понимаются различно, – то в форме вопроса („друже, на что ты пришел?“), то в форме восклицания („друже, на какое дело ты пришел!“), то как эллиптическая форма, при подразумеваемом „твори“ („друже, на что пришел, твори“). Первое понимание не может быть принято потому, что оно несогласно с обычным греческим словоупотреблением, где в прямых вопросах никогда не стоит вм. τ; при втором понимании несправедливо 6 отожествляется с οον; третье понимание представляется недостаточным по той причине, что Иуда уже совершил свое злое предательское дело, и не было нужды говорить, чтобы он его творил (в слав. перев. у св. митроп. Алексия: „друже! на неже приде, дерзай“). Принимая во внимание Лук. 22, 48 и удерживая обычную во всех изданиях Нового Завета вопросительную форму речи данного места, – лучше восполнить вопрос так: „друже! на что ты пришел (разве я не знаю)?“ И как бы продолжением этих слов служит обращение ( Лк. 22, 48 ): „лобзанием ли предаешь Сына человеческого?» Иуда Искариот – повторим – есть как бы тип всего иудейского народа, предавшего Христа на смерть вследствие ложного мессианизма и своего грубого, материалистического склада ума и чувства. Проф. Д. Богдашевский 59 См. об этом у М. Г. в «Руководстве для сельских пастырей» 1907 г., 88 (за 23-е сентября) стр. 73–82. и у проф. А. А. Бронзова. Декадентский бред в „Страннике“ 1907 г., 10, стр. 366–386. – Н. Н. Г. 60 Мы держимся другого взгляда, что Иуда сподобился только вкусить Тела, но не приобщался искупительной Крови: см. «Христ. Чтение» 1897 г., 5, стр. 812–813. – Н. Н. Г. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911./Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Apart from Eusebius, Jerome’s Chronicle also provides information concerning the patriarchate of Alexandria. In chronological order, with the approximate dates of each tenure set in parentheses, these early leaders of the Alexandrian Church are as follows: Mark the apostle (?); Annianus (62–84/85); Avilius (84/85–98); Cerdon (98–110), who was a presbyter ordained by Saint Mark; Primus (110–22), also called Ephraim; Justus (122–30/32); Eumenes (132–43); Mark II (143–53); Celadion (153–67); Agrippinus (167–79); Julian (179–89/90). After Julian, Eusebius provides a little more detail concerning the Alexan­drian bishops; the successive list of bishops comprises Demetrius (189/190–233); Heraclas (233–47); Dionysius (247–64); Maximus (264–82). Following Maximus, the Alexandrian bishops, with verifiable dates of tenure, are Theonas (282–300); Peter the Martyr (300–11); Achillas (311–12); Alexander (312–28); Athanasius (328–73); Peter II (373–80); Timothy I (380–4); Theophilus (384–412); Cyril (412–44); Dioscorus (444–51); Proterius (451–7); Timothy II Aelurus (457–60), a Miaphysite; Timothy II Salofaciolos (460–75), a Chalcedonian; Timothy II Aelurus (475–7), his second time as bishop; Peter III Mongus (477), a Miaphysite; Timothy II Salofaciolos (477–82), his second time as bishop; John I Talaia (482), a Chalcedonian; Peter III Mongus (482–9), his second tenure; Athanasius II Keletes (489–96), a Miaphysite; John I (496–505), a Miaphysite; John II (505–16); Dioscorus II (516–17); and Timothy III (517–35), a Miaphysite. After the Council of Chalcedon in 451, a schism erupted between the Miaphysite and the Chalcedonian theologians. As a result of the schism, from 535 up through the Arab conquests of Alexandria, there existed two lines of Alexandrian patriarchs. The Melkite (Greek Byzantine) party supported Chalcedonian Christology; con­versely, the Coptic party supported proto- Cyrilline or Miaphysite Christology. The Melkite patriarchal line runs as follows: Paul of Tabenn (537–40); Zoile (540–1); Apollinarius (541–70); John II (570–80); Eulogius (580–608); Theodore the Scribe (608–9); John III the Almoner (609–19); George (620–30); Cyrus (630/631–43/44); Peter III (643/644–51); uncertain gap in the patriarchate; Theodore (655 Synod); Peter IV (680 Council); Theophylact (695 Council); Onophes (711); Eusebius (?); Cosmas I (742–68); andPolitian (768–813).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Орлеанский (MGH. Capitularia episcoporum. T. 1. P. 119). Тогда же, вероятно, были созданы первые сочинения, посвященные обучению детей основам христ. вероучения. Это приписываемое Алкуину школьное пособие «Беседа детей в вопросах и ответах» ( Alcuin. Disputatio puerorum per interrogationes et responsiones//PL. 101. Col. 1097-1144) и «Книга руководства» (Liber manualis) - сборник наставлений о вере и христ. жизни, написанный в 842 г. женой кузена имп. Карла Великого Бернарда Септиманского Дуодой для ее сына Вильгельма. В «Беседе», написанной в форме диалога, учитель разъясняет ученику истины веры, начиная с примеров из Свящ. истории и заканчивая толкованием Символа веры и молитвы «Отче наш». Книга Дуоды состоит из введения и 73 глав, в к-рых даются в основном практические наставления нравственного характера, но также имеются и разъяснения начал вероучения. Так, Дуода пишет о любви к Богу, о таинстве Св. Троицы, о заповедях блаженства, о смерти и посмертной участи души, о пользе молитвы, цитируя Библию и ссылаясь на блж. Августина, Алкуина и Григория Турского ( Dhuoda. Manuel pour mon fils/Éd. P. Riché. P., 1975. (SC; 225); Bondurand. 1887; Mayeski. 2005). О внимании Церкви к христ. образованию детей в этот период свидетельствует ряд постановлений церковных Соборов. Прав. 19 Собора 813 г. в Арле ( Mansi. T. 14. Col. 62) содержит предписание родителям и восприемникам обучать детей основам веры, правила 45 и 47 Собора 813 г. в Майнце (Ibid. Col. 74) к тем же требованиям добавляют рекомендации посещать школу. Прав. 6 из 1-й кн. правил Парижского Собора 829 г. (Ibid. Col. 541), созванного Людовиком I Благочестивым, требует обучать вере детей, крещенных в младенчестве, и осуждает тех, кто пренебрегают этим; в одном из правил Ахенского Собора 836 г. указывается, что дети должны знать Молитву Господню, Символ веры и заповеди (Ibid. Col. 681); подробнее см. в ст.: Каролингское возрождение . Беда Достопочтенный. Гравюра из кн.: Schedel H. Liber Chronicarum. 1493 г. Беда Достопочтенный. Гравюра из кн.: Schedel H. Liber Chronicarum. 1493 г.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

154 366 Эти церковные земли составились из наделов, которые отводило государство приходскому духовенству с 1764 г. Земельная собственность монастырей и архиерейских домов в европейской части России: Пахотная земля 122 382 десятины 230 670 Неразделенная промысловая земля Непригодная земля, пустоши 451 971 На Кавказе всего В азиатской части России всего 496 308 Из них непригодной земли, пустошей Общая площадь церковной земли равнялась 2 360 251 десятине, из них 230 266 десятин — непригодных пустошей. Для сравнения приведем аналогичную таблицу о прочих землях: Крестьянская земля выделенная 98 452 000 десятин Крестьянская земля в частной собственности 5 005 000 Дворянское землевладение 73 163 700 Купеческие земли 9 794 000 Государственные земли 155 410 000 Во 2-й половине XIX в. многие крестьяне перешли в купеческое сословие. Среди государственных земель находилось большие площади непригодных пустошей. Церковные земли оценивались в 116 195 000 руб., а сумма церковных доходов от сельскохозяйственного сектора выражалась в 9 030 000 руб. Соответствующие цифры для монастырских земель составляли 26 595 000 и 1 207 813 О последних трех десятилетиях до 1914 г. имеются лишь неполные данные. Официальная статистика 1905 г. зарегистрировала в 50 губерниях европейской части России 1 872 000 десятин земли, находившейся во владении приходов и 740 000 десятин — во владении архиерейских домов и монастырей. В четвертом отделении Предсоборного Присутствия Н. Д. Кузнецов представил в 1906 г. доклад с предложением провести запланированную аграрную реформу без отчуждения церковной земельной собственности и оставить монастырям их земли, так как лишь в этом случае они смогут выполнять свои Автор доказывал, что канонические правила не запрещают иметь земельную собственность, и продолжал: «В настоящее время не только невозможно отчуждать недвижимые церковные имущества с какими бы то ни было целями, но эти имущества следовало бы увеличить в интересах более прочного доставления православной Церкви в России нужных средств для ее целей, в которых она терпит недостаток. До сих пор не все церкви наделены еще назначенным им по закону количеством земли, и потому должно позаботиться по крайней мере о пополнении недостающего количества... Церковные имущества в отношении их защиты на суде должны пользоваться правами имуществ Отделение выразило свое согласие с этим докладом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010