Одиннадцатым Римским Императором, если следовать обычному исчислению их, начиная с Августа, был Домициан (81–96 годы). Но к нему совершенно не применим признак одновременного устранения или низложения трех Императоров, даже если этот признак истолковать в самом широком смысле, хотя бесспорно, что христианам этот Император мог показаться антихристом. К Веспасиану (69–79 годы) более приложимо, хотя и не в буквальном смысле, одновременное низложение трех Императоров, так как три предшественника его – Гальба, Оттон и Вителлий – все вместе царствовали только 18 месяцев; но он в ряду Императоров занимает только девятое место, или, если включить и Юлия Цезаря, то десятое; кроме того, о нем все-таки нельзя сказать, что он смирил Гальбу (и Оттона). Особенно настаивают (Funk и Bardenhewer) на отожествлении одиннадцатой) царя с Нервой (96–98 годы), но при этом наперед отказываются от точного и буквального понимания слов Послания, давая место некоторой свободе в объяснении, на том основании, что речь идет об исполнении пророчества. Чтобы Нерву – двенадцатой) Императора – сделать одиннадцатым, считают возможным пропустить Вителлия. Но каким образом Нерва низложил трех Императоров? На это отвечают, что три предшественника Нервы – Веспасиан, Тит и Домициан – составляют один дом Флавиев, и потому можно сказать, что в лице Домициана – последнего представителя этого дома – Нерва низложил всех трех Флавиев. Но здесь очевидно пренебрежение буквальным и естественным смыслом φ’ ν, чтобы придать фразе желаемое значение. При том же Нерва не принимал участия в низложении Домициана и положил начало блестящей эпохе Антонинов, что едва ли может быть совмещено с ясно проводимою автором Послания мыслью об антихристе. Таким образом, если даже согласиться, что Послание Варнавы 4:3–5 заключает в себе указание на современные автору его факты и на преемственный ряд Римских Императоров, то мы не можем, однако, с помощью этого места определить время происхождения Послания, так как мы не знаем, с какого Императора автор начинает счет десяти царей, не знаем также, исчисляет ли он всех Римских Императоров, последовательно восходивших на трон. Но трудно согласиться и с самою основною мыслью этого толкования, что Варнава видит исполнение пророчества в его дни и именно в последовательном ряде Римских Императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

– Привожу образчик татарских объяснений значения некоторых арабских имен Бога. В 99-ти-именном списке есть имена гадль, раззак, самад. Не зная значения этих имен, если спрошу ученого татарина: что значит каждое из них, он на своем тюркском языке обыкновенно объясняет так, как я передам здесь по-русски в полном соответствии татарскому его объяснению: им гадаль значит гадль делающий (гадль итуыи; 22-ое имя в списке); раззак значит ризык дающий (ризык бирючи; 17-ое имя), самад значит самад пребывающий (самад булучи; 68-ое имя). Ясно пояснено? Вы, русский читатель, поняли значение арабских имен Бога из таких пояснений или переводов их? Переложить все имена девяностодевяти-именного списка на свой татарский язык ученое татарство доселе еще не умудрилось. При такой степени исламского разумения имен Божиих, неосновательно мусульманин хвалится, что у него есть список их, а у христианина нет его. Мохаммеданин носит свой список в кармане, в сумке, в своем уме, в своем сердце: а потому христианин в познании имен Божиих стоит выше мусульманина. Мохаммеданин! не хвались пред христианином своим знанием имен Божиих! 3) Неправильное учение исламского Богословия об отношении некоторых имен Божиих к существу Бога Перечисление имен Божиих в исламском списке без внимания к логической между ними связи, как недостаток научной отчетливости в составе его, затрудняет понимание смысла имен для того или другого читателя их соответственно степени его Богословских познаний; но кроме этого в исламском учении о некоторых именах находим другой, более важный, недостаток неверное понимание отношения тех имен к существу Бога. Коран, как уже было замечено, учит, что Арабы – мусульмане на своем языке, называя Бога Аллаг, могут называть Его еще именем Рахман «Милостивый» (17:110). Коран в некоторых главах имя Милостивый пишет прямо в замену имени Бог (19:18. 27. 70. 81. 88. 91. 93. 96–43:18. 19. 32.35 .44. 81). Надпись над каждой главой Корана (кроме одной, 9-ой) из слов: «Во имя Бога, милостивого, милосердаго», как бы особенно хочет напоминать мусульманину о милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

В конце сборника г. Григоровского помещено несколько «приложений»: объяснение таблицы степеней свойства, формы разных документов, имеющих отношение к производству дел о браках, формы свидетельской присяги для христиан, евреев и магометов и т. под. В виду практического назначения книги приложения эти в ней вполне уместны. Насколько мы могли заметить, по содержанию второе издание сборника г. Григоровского ничем не отличается от первого его издания, вышедшего несколькими месяцами раньше. В типографском отношении то и другое издание прекрасно. Сказанное до сих пор приводит нас к заключению, что новый сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе по своим внутренним и внешним качествам не только не уступает раньше изданному сборнику другого составителя, но в некоторых отношениях может быть поставлен выше его, и во всяком случае не в меньшей, а в большей степени соответствует той потребности для лиц нашего православного духовенства в практическом пособии к познанию действующего церковно-гражданского законодательства по брачным делам, о которой мы упоминали раньше. В виду этого мы считаем возможным рекомендовать его интересующимся и нуждающимся в практических указаниях по брачному праву с таким же сочувствием, с каким ранее мы обращали их внимание на сборник г. Мордвинова, и закончить свою библиографическую заметку о книге г. Григоровского тем самым пожеланием, каким он заканчивает предисловие к ней: γαθ τχ! И. Г. Добротворский В.И., прот., проф. Православное догматическое богословие: Лекции //Богословский вестник 1896. Т. 3. 10. С. 81–96 (3-я пагин.). (Продолжение.) —81— личного бытия Божия. С этим недостатком связывается у них смешение Божественного с тварным, бесконечного с конечным; конечному сознанию человека усвояется бесконечная полнота содержания. По христианскому учению Иисус Христос обладает совершенной полнотой знания по своему Божеству, а не по человечеству. Главнейшие возражения, которые делаются пантеистами против христианского догмата об Иисусе Христе, как Богочеловеке, состоят в следующем: каким образом Бог мог сделаться человеком, то есть превратиться в человека? Но о превращении Бога в человека учили некоторые секты, выродившиеся из монофизитства, а православное христианство учило и учит, что в Лице Иисуса Христа два естества – Божеское и человеческое непреложны, то есть ни одно из них не превращается в другое. Каким образом, говорят пантеисты, Богу можно приписывать человеческие свойства, или человеку – Божеские? Но как было уже сказано, Иисусу Христу, как единому Лицу, имеющему два естества, приписываются Божеские качества, свойственные Его Божеской природе, – приписываются и человеческие качества, свойственные Его человеческой природе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

660 Все последние ереси Филастриева сочинения с 148 до 156 касаются таких разномыслий в объяснении отдельных стихов свящ. писания, не имеющих догматического значения; также и некоторые из предшествующих ересей. 661 Напр. в 134 главе осуждается мнение тех, которые книгу Екклезиаст считают произведением Соломона; между тем это общецерковное мнение. Употребление же книги Иисуса Сирахова, также вопреки церковному мнению, Филастрий вовсе осуждает в 56 главе. В 150 главе осуждаются те, которые слова писания о женах и наложницах Соломона понимают в буквальном смысле; между тем если изречение Песни Песней VI гл. 7 ст. можно объяснять аллегорически, то слова 3-й книги царств XI гл. 3 ст. без сомнения имеют буквальное историческое значение. В 101 главе осуждается мнение, будто между людьми до столпотворения Вавилонского был один язык; между тем это мнение прямо основывается на XI главе книги бытия. Есть и другие сомнительные мнения у самого Филастрия, напр. в главах 98, 110, 111, 125, 130, 133. 662 Сюда напр. относятся ереси: 102 De terrae motu, 103 De pecoribus et sideribus, 105 De nomine lingnae, 113 De septem planetis, 115 De mundis infinitis, 121 De divisione orbis, 123 De signis Zodiaci. 664 В 81 главе обличаются еретики проповедующие что нужно ходить босыми ногами; в 86 которые пищу не принимают вместе с другими людьми; в 76 которые палец полагают на нос и уста во исполнение слов псалма 140, 3. Все эти мелочи рассматриваются, как ереси, сами по себе, безотносительно к другим более важным мнениям людей, следовавших им. 665 Таковы: ересь 93 Deum triformem faciens, 96 Aquam a Deo factamesse negans, 101 Deo omnia mala ascribens, 109 Deo tribunes paganitatem et omnia facinora. 666 Напр. мнение, представляемое в 51 главе вероятно не отдельная ересь, а относится к какой-нибудь из рассматриваемых здесь же ересей монархианских,74, 75, 76, 77, 78, 81, 83 ереси – вероятно – всё те же монтанисты,– в ересях 101, 128, 136, 138 сказываются отголоски мнений маркионитских, ереси 84 и 120 севериане или энкратиты и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Причина народных волнений, к-рые положили начало судебному процессу над христианами, неизвестна. Высказывалось мнение, что незадолго до этих событий имп. Марк Аврелий издал закон, направленный против христиан ( Sordi M. La ricerca d " ufficio nel processo del 177//Les martyrs. 1978. P. 179-185), но доказательств тому нет ( Keresztes. 1967. P. 80-81). Скорее всего погром начался стихийно. По словам Тертуллиана , чернь, жаждавшая «невинной крови», нередко возлагала на христиан вину за голод, землетрясения, эпидемии, засухи и др. бедствия ( Tertull. Apol. adv. gent. 40. 1-2; о ненависти к христианам см.: Keresztes. 1967. P. 81-82; Idem. 1968. P. 333-335). Гневу богов на «безбожие» христиан могли приписывать затяжные войны Марка Аврелия с германцами и вспышки эпидемии (т. н. Антонинова чума), а также экономические трудности ( Rougé J. Aspects économiques du Lyon antique//Les martyrs. 1978. P. 47-63). Заметную роль в христ. общине играли мигранты, поэтому допустимо связывать лугдунские погромы с ростом ксенофобии ( Birley. 1987. P. 201-202). Среди др. факторов, к-рые могли повлиять на положение в городе, исследователи называли распространение вост. культов (см.: Turcan R. Les religions «orientales» à Lugdunum en 177//Les martyrs. 1978. P. 195-208; Idem. Cultes païens de Lyon au temps des martyrs (177)//Bull. de l " Association Guillaume Budé. P., 1980. N 1. P. 19-35) и стремление галльских провинциалов продемонстрировать лояльность императору ( Frend. 1965. P. 10-11). Френд связывал антихрист. волнения с антисемитизмом, но данных о существовании иудейской общины в Лугдуне нет ( Simon M. Judaïsme et christianisme en Gaule//Les martyrs. 1978. P. 257-265). Анализ сведений о гибели Л. м. затрудняется неопределенностью юридического положения христиан в Римской империи. Исповедание Христа и принадлежность к христ. общине рассматривались как тяжкое преступление, каравшееся смертью, тогда как отречение освобождало от ответственности. Однако власти редко проявляли инициативу в розыске христиан, поэтому до сер. III в. гонения были спорадическими и носили локальный характер. Основные принципы политики по отношению к христианам были сформулированы имп. Траяном (98-117): христиан не следовало разыскивать (conquirendi non sunt), поэтому процессы против них возбуждались по доносам частных лиц (si deferantur et arguantur, puniendi sunt); человек, не признавший себя христианином и подтвердивший верность рим. религии, не подлежал преследованию ( Plin. Jun. Ep. X 96-97; подробнее см.: Ste. Croix. 1963; Barnes. Legislation. 1968; Birley. 1987. P. 257-258). Как правило, достоверные сведения о судах над христианами во II-III вв. соответствуют этим принципам, однако в Послании Лугдунской Церкви сообщается не только об отклонениях от общепринятой практики, но и о грубых нарушениях, допущенных в ходе процесса; обстоятельствам гонения уделено мало внимания (не названо даже имя легата Лугдунской пров., возглавившего процесс).

http://pravenc.ru/text/2110761.html

45. У грозного предела — то есть у ворот Дита (А., VIII, 82-130). 14-46 46. Кто это, рослый, хмуро так лежит... — Непримиримый богохульник, которого и огненный дождь " не мягчит " , — Капаней, один из семи царей, осаждавших Фивы, о гибели которого Стаций (см прим. Ч., XXI, 10) рассказывает в " Фиваиде " (X, 827-XI, 20). Взойдя на вражескую стену, он бросил дерзкий вызов богам, охранителям Фив, и самому Зевсу (Юпитеру). Громовержец поразил его молнией. 14-52 52. Пускай Зевес замучит ковача — своего сына Гефеста (Вулкана), бога-кузнеца, который с помощью циклопов ковал ему стрелы в недрах Этны. 14-56 56. В Монджибельской кузне. — Монджибелло — местное название Этны. 14-58 58. Флегра — долина в Фессалии, где гиганты, громоздя гору на гору, пытались приступом взять небо, но были сражены молниями Зевса (Ч., XII, 31-33). 14-79 79-81. Буликаме — озеро горячей минеральной воды около Витербо, еще в римские времена славившееся своими целебными свойствами. Из него вытекал ручей, воду которого отводили в свои жилища грешницы, то есть проститутки. Их было много в Витербо, и для них были изданы особые правила пользования этим источником. 14-96 96. Под чьим владыкой был безгрешен свет. — Когда на Крте царствовал Сатурн (Кронос), сын Урана и Геи, на земле был золотой век. 14-100 100-102. Ей Рея вверила свое дитя... — Гея предсказала Кроносу, что он будет свергнут одним из своих детей. Поэтому он их пожирал, как только они рождались. Но последнего ребенка, Зевса, спасла его мать Рея, супруга и сестра Кроноса Она укрыла младенца на критской юре Иде, а чтобы отец не слышал его крика, ее слуги, куреты, ударяли копьями о щиты 14-103 103-111. Великий старец — образ, заимствованный из библейской легенды: вавилонскому царю Навуходоносору приснился точно такой же истукан, и пророк Даниил истолковал это видение как символ настоящего и грядущих царств. У Данте Критский Старец — эмблема человечества, меняющегося во времени и прошедшего через золотой, серебряный, медный и железный век. Сейчас оно опирается на хрупкую глиняную стопу, и близок час его конца. Старец обращен спиной к Дамиате (город в Нильской дельте), то есть к Востоку, области древних царств, отживших свой век, а лицом к Риму, где, как в зерцале, отражена былая слава всемирной монархии и откуда — по мнению Данте — еще может воссиять спасение мира. 14-112

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Справка: 1) Студенту Панаиоту Савабини в минувшем —340— учебном году дозволено было жить на частной квартире на основании указа Святейшего Синода от 28 апреля 1887 года за 1377, коим разрешается студентам-иностранцам жить вне академии на частных квартирах. II.) П. Савабини на свое содержание ежемесячно получал из Правления академии по 18 р. 33 коп. из 220 руб., ассигнованных ему Святейшим Синодом. Определили: Студента II-ro курса Панаиота Савабини принять в академическое общежитие. XI. Рассуждали о распределении лекций и учебных часов на 18 95 / 96 учебный год в академии. Справка: 1) По § 81 лит. а. п. 2. устава духовных академий «распределение предметов учения и порядка их преподавания в академии» значится в числе дел, окончательно решаемых самим советом академии. 2) §§ 118–120 того же устава: «для чтения наук академического курса составляется советом академии особое расписание. При составлении расписания совет академии имеет в виду, чтобы: а) преподаванию богословских наук, по возможности предшествовало преподавание прочих наук, входящих в курс академический и б) при распределении богословских наук соблюдался порядок, определяемый их последовательностью и взаимною зависимостью. Лекции по каждому предмету распределяются советом так, чтобы в первых курсах было не менее 20, а в четвертом не менее 12 лекций в неделю, каждая лекция по часу». Определили: Распределить лекции и учебные часы в академии по следующей таблице: —341— Распределение лекций в Московской Духовной Академии на 18 9 5 / 96 учебный год. Первый курс. дни понедельник Библейская история Библейская история 9„ – 10„ Библейская история Библейская история 10„ – 11„ Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук 11„ – 12„ Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук 12„ – 1„ ………………. ………………. вторник Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук 9„ – 10„ Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук 10„ – 11„ Древние языки Древние языки

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 2007 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова была создана первая и единственная в современных светских университетах России кафедра истории Церкви. Е. В. Белякова с самого начала вошла в ее коллектив и сыграла очень важную роль в ее становлении, в налаживании связей с другими научными центрами. Она разработала и читала авторские курсы: «История Русской Церкви» для всех студентов исторического факультета МГУ, а для тех, кто специализируется на кафедре, –курсы «Источниковедение истории Церкви», «Историография истории Церкви», «История церковного права»; принимала участие в написании учебного пособия «Общая история Церкви», готовила учебное пособие «Обзор источников по истории Церкви в России». В 2009 г. она стала инициатором организации и ведущим межвузовского семинара «История Церкви: источники, институты, методология, историки». В рамках его заседаний на кафедру приглашались с докладами многие ведущие специалисты из других российских и зарубежных научных центров. Е. В. Белякова является членом редколлегии журнала «Древнее право. Ius antiquum» и ежегодника «Религии мира». Исключительное бескорыстие, доброжелательность, скромность и широкий кругозор делают Е. В. Белякову открытой для обсуждения самых разнообразных тем, – обсуждений, во время которых рождаются новые идеи. Но Елена Владимировна никогда не торопится с тем, чтобы облечь высказанные ею же мысли в печатную форму, пока все, до последней строчки, не будет тщательно проверено; пока не будут найдены все источники, атрибутированы все тексты. Именно эта педантичность и надежность обеспечивают долгую жизнь ее работам.     Основные труды Е. В. Беляковой по церковной истории   1. К истории учреждения автокефалии Русской Церкви//Россия на путях централизации. М., 1982. С.152–156. 2. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 75–83. 3. Устав пустыни Нила Сорского//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1988. С. 96–106. 4. «Церковные новины» и учреждение патриаршества в России (К вопросу о значении учреждения патриаршества в XVI в.)//400-летие учреждения патриаршества в России. От Рима к третьему Риму. Roma, 1991. С. 81–96.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074379/

Оттам апостолът го изпращал в Македония, за да събере милостиня. След това пристигнали в Коринт, където апостолът прекарал три години, а Тимотей го придружавал в Македония и Гърция, също и по обратния път до Троада и Асия. По-късно свети апостол Тимотей бил с апостол Павел в Рим и заедно с него лежал в окови, но сетне бил освободен. Отново съпровождал свети апостол Павел в предприетото от него пътешествие, за да посети малоазийските и македонските църкви. Ап. Павел го ръкоположил за първи епископ на Ефеската църква. Докато се намирал далеч от своя духовен син, ап. Павел написал до него две послания с напътствия за пастирското му служение. Завършил своето 15-годишно епископско служение с мъченическа смърт според едни при Домициан (81–96), според други – при Нерв (96–98): тълпа от езичници, раздразнена от изобличителната проповед на свети Тимотей, на един езически празник го убила с камъни. Извън речника: Св. апостол Тимотей. Извън речника: Св. апостол Тимотей. Типик, Типикон (гр. tipos) – църковен устав, монашески правилник – богослужебна книга, която съдържа правила, регулиращи живота в манастира или храма. Типикът (Уставът) указва начина на провеждането и реда на отделните чинодействия и последования по време на празниците от годишния кръг. Виж богослужение. Титулуване и обръщение към духовните лица – виж етикет на обръщенията. Св. Тихон Задонски – един от най-великите и най-новите благодатни подвижници и пастири на Руската православна църква. Извън речника: Св. Тихон Задонски Тора (Учение или Предписание, Закон) – еврейското название на първата част на Библията – Петокнижието. Съдържа юдейския закон – петте първи книги на Библията Битие, Изход, Левит, Числа, Второзаконие, чието авторство традицията приписва на Мойсей. Тората е основата на библейския канон в юдаизма. Торинска плащаница – плащаница, която от 1578 г. се пази в гр. Торино (Италия), където е пренесена от Шамбери. Историята й е проследена документално до ХІХ в. Плащаницата представлява къс платно с размер 4,3 на 1,1 м. На нея се виждат неясни контури на фигурата на висок човек. През 1898 г. италианският фотограф Ф.С.Пиа й прави снимка, чийто негатив неочаквано се оказва позитивно изображение. Всеки детайл съответства на евангелския разказ за страданията на Христос: пробити ръце и крака, охлузени рамене, кървави буци по главата, продупчена гръд. Ликът, запечатан на плащаницата, напомня удивително лика на Христос в традиционната иконография. Комисии от учени не намират по тъканта никакви следи от боя и изобщо изкуствен произход на отпечатъка, макар че остава загадка по какъв начин се е появил. Според английския учен Ян Уилсън плащаницата е запазена от първите християни и отначало се е пазила в сирийския гр. Едес (наричана «образ неръкотворен»). След това е пренесена в Константинопол и през 1204 г. е открадната оттам от кръстоносеца Дьо Шарни. Много изследователи са уверени, че плащаницата е истинският погребален саван на Христос. (Прот. Ал. Мен). Извън речника: Торинската плащаница.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Откровение, по указанию самого писателя, дано ему в день воскресный, в то время, когда он был на острове Патмосе в заточении за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово; здесь же оно по повелению Господа и записано в книгу. Бых во острови, нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово, Бых в дусте, в день недельный: и слышах за собою глас, велий яко трубы глаголющия: Аз есм Альфа и Омега, первый и последний. И яже видиши, напиши в книгу и посли церквам (Апокалипс. 1:9–11), А заточение св. Апостола Иоанна на острове Патмос случилось во время гонения, воздвигнутого Домицианом (царств. 81–96 г. по Р. X.) в четырнадцатый год его царствования. Ибо блаженный Иероним определенно говорит: «когда в четырнадцатый год, Домициан воздвиг второе после Нерона гонение, тогда Иоанн, будучи сослан на остров Патмос, написал Апокалипсис» (Camal. Script. Eccles). К тому же времени относят заточение Иоанна:Евсевий и другие церковные историки. Существует и общепринятое мнение Церкви. 226 Св. Ириней епископ лионский, ученик св. Поликарпа, учившегося у самого Евангелиста, написание Апокалипсиса относит к концу царствования Домициана. «Не за много времени пред сим были апокалипсические видения, говорит он, 227 но почти при нашем поколении, под конец царствования Домициана (πρς τ τλει τς Δομετιανο αρχς). А смерть Домициана последовала в сентябре 96 года по Р. X., следовательно написание Апокалипсиса должно относить или к 95 или 96 году по Р. X. По внешнему своему состоянию возникавшее христианство немного было счастливее упадавшего иудейства. Со дня на день воздвигаемы были гонения не только против некоторых христиан, но и против целых церквей. Таковы гонения от зилотов и Савла ( Деян.8:1 ), от Ирода Агриппы ( Деян.12, 1 ), от первосвященника Анана, 228 потом гонение Нерона (Царств. 54:68) и Домициана (царств, 81:96). К сему присовокупить должно всеобщее неблагорасположение к христианам, возбужденное гнусными клеветами иудеев 229 и порочным поведением некоторых еретиков, и бедствия, коими сопровождалось умерщвление и провозглашение новых властителей, и которые были необходимым следствием внутренних» междоусобий и войны иудейской, также внутренние беспорядки, производимые в Церкви еретиками. Среди таковых бедствий верующие, очевидно, имели нужду в утешении и подкреплении, и Господь Бог Святых пророк послал Ангела своего показати рабом своим им же подобает быти вскоре ( Апок. 22:6 ). § 152. Содержание Апокалипсиса

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010