Местом, где тайновидец Иоанн получил Откровение Иисуса Христа, в самом тексте книги назван остров Патмос, где Иоанн находился «за слово Божие и за свидетельство Иисуса» (1, 9). Это выражение показывает, что апостол Иоанн был сослан на Патмос за проповедь слова Божия. Согласно сообщению историка Плиния, этот скалистый остров Эгейского моря использовался тогда римлянами в качестве места ссылки. И сегодня посетители острова могут видеть так называемую «пещеру Апокалипсиса». Между учеными идет дискуссия, был ли Апокалипсис написан апостолом Иоанном непосредственно на Патмосе или позже в Ефесе. Относительно времени написания книги возможны два решения: незадолго до 70 года (т. е. в 64–69 гг.) или в середине последнего десятилетия I века (т. е. около 95 г.). Сторонники ранней датировки приводят целый ряд аргументов. 1. Ошибки правописания и синтаксиса могут объясняться при ранней датировке тем, что апостол Иоанн ещё не знал хорошо греческого языка. 2. Между временем написания Апокалипсиса и четвёртого Евангелия (которое датируется концом I в.) тогда оказывается значительный временной промежуток, которым также могут быть оправданы различия этих двух текстов. 3. Пять царей, которые уже пали ( Апок. 17:10 ), это Август, Тиверий, Калигула, Клавдий и Нерон, а шестой, который царствовал, – это Галв или, по другим источникам, Веспасиан. 4. Годы непосредственно после смерти Нерона лучше согласуются с тем, что говорится в Апокалипсисе о звере. Поздняя датировка Апокалипсиса (95 г. по Р. Х.), которую мы считаем более правильной, подтверждается следующими данными. 1 . Святитель Ириней Лионский свидетельствует, что Апокалипсис «не так давно стал известен, но едва ли не в наше время, в конце правления Домициана» 174 . 2. Состояние малоазийских Церквей, которое предполагается в Апокалипсисе, безусловно, более позднее, чем известное из посланий апостола Павла. 3. Столкновение Церкви с государственным культом (поклонение зверю и всё, что с этим связано) приводит нас ко временам Домициана (81–96 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Проблема датировки и авторство. Свт. Ириней Лионский , близкий к кругу учеников ап. Иоанна, датировал Откровение периодом правления римского императора Домициана (Против ересей. V,30,3; ср. Евсевий, Церковная история, III,18). Поскольку Домициан царствовал в 91-96 годах, то Откровение можно отнести к этим годам. Большинство современных экзегетов признают датировку свт. Иринея, в частности, на том основании, что именно Домициан усилил культ императора и преследовал христиан. Существует и другое мнение, основанное на  Откр 17,10 , где сказано о семи царях, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, а когда придет, не долго ему быть». Этих семь царей разные толкователи отождествляли с семью римскими правителями, начиная с Цезаря Августа и кончая Веспасианом, причем состав их варьировался. В любом случае Откровение относили к концу 60-х гг. B XIX веке немецкий ученый Ф. Бенари одним из первых расшифровал криптограмму 666 (13,18) как числовой эквивалент греческих слов «Нерон кесарь» в еврейском написании. В этом хотели видеть намек на слухи о лже-Нероне, которые появились после смерти Нерона. Нерон действительно был первым языческим гонителем христиан и мог служить прообразом антихриста. Но поскольку существуют и другие расшифровки криптограммы, вопрос этот остается открытым. Есть гипотеза, что Иоанн написал часть своей книги в 60-х гг., а завершил ее на о. Патмос при Домициане, около 95 года. К первому варианту Откровения относят разделы 12,7-12; 13-16; 17,10 и др. Еще более сложен вопрос об авторстве книги. Кем был Иоанн, автор Апокалипсиса? Первое указание исходит от  Иустина Философа , который около 130-40 годов отождествил его с Иоанном Зеведеевым (Диалог с Трифоном, 81, 4). К этому мнению присоединилось значительное число ранних отцов и учителей Церкви, включая составителя Мураториева канона. Однако свт. Дионисий Великий усомнился в верности предания. «Самый язык, — писал он, — оправдывает предположение о различии Евангелия и послания от Откровения» (Евсевий.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Преданный Вам Архимандрит Макарий 1842 г. Апр. 18 дня. Улала. 77 Скобки, здесь и ниже, поставлены рукой о. Макария, свидетельствуют о намерении его сократить «Поминовение». 81 Взятое в скобки начиная со слова: «Вскоре», является в рукописи Макария и в другой, более краткой редакции, которая может быть составлена из двух его поправок на полях: «Надлежало ли вооружить меня предосторожностью против некоторых опасных случаев? Мне представлялось во сне, будто Преосвященный отдает мне мое прошение с резолюцией, которая повелевала мне иметь осмотрительность: Бога ради, не оступитесь». 82 Письмо это было уже напечатано в I томе «Писем» (1860 г.), стр. 189−192, но с пропусками. Как видно из пометы на подлинник рукою Гр. Т. Мизко, оно писано в Бийске, и в Екатеринославе получено 9 марта 1834 г. 90 В оригинале рукой Г. Т. Мизко сделано примечание: «Любимый ученик о. Макария, ныне (1855 г.) в монашестве архимандрит Аполлонов, Ректор Нижегородской семинарии». 91 Кн. Сергей Александрович Ширинский-Шихматов, смоленский уроженец, в 1830 г. принявши монашество с именем Аникиты, умерший в 1837 г. в Афинах. Автор многих религиозно-нравственных сочинений (см. в Христ. чтении 1891 г. «Путешествие иером. Аникиты по святым местам Востока в 1834−1836 гг.» свящ. В. И. Жмакина, и его же – «К истории Русской богословской мысли 80-х годов текущего столетия: из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (Христ. чтение 1889−1891 гг.). 96 Понятовского, б. учителя Екатеринославской семинарии, потом содержавшего, вместе с женой Марией Дмитриевной, пансион. 97 Махновского (стр. 15, прим. 1). Николай Махновский в 30-х годах был кладбищенским священником в Екатеринославе. 99 Этот случай, происшедший в 1829 г., рассказан в записках А. А. Орлова, келейника о. Макария (Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, о. архимандрита Макария Глухарева. Орел, 1897 г., стр. 7−8). 100 О. Филарет – настоятель Глинской пустыни, в которой архим. Макарий провел три с лишним года в молитве и литературных трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитности было ограничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфликтом между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговаривали христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине. Гонение прошло довольно быстро, и внешне положение успокоилось. Однако, скорее всего, давление на Церковь продолжилось, и, без сомнения, некоторые христиане заколебались. Появились первые отпавшие. Наверняка, многие иудеи и язычники, ранее спокойно исповедовавшие легальный иудаизм и затем присоединившиеся к Церкви, начали испытывать сомнения в своем решении. Именно к таким людям обращено «Послание к евреям». Его анонимный автор, который, по всей видимости, принадлежал к кругу апостола Павла, призывает колеблющуюся римскую общину помнить о незавершенности иудаизма и об исполнении его в христианстве на основании того, что Христос является единственным Сыном Божиим. Автор призывает римских христиан не забывать примера своих прежних наставников и сохранять верность наставникам нынешним, не прекращать заботу о заключенных братьях и ободряться тем, что в казнях христиан наступило затишье. Второе известное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.). Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» (dominus et deus) и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками. К тому времени уже существовал обычай клясться «гением императора». Теперь эта клятва была введена в качестве официальной процедуры. У нас существует достаточно свидетельств, что новые требования вызвали кризис среди иудеев. Весьма вероятно (хотя у нас нет такого же количества данных), что такой же кризис новые правила вызвали и среди христиан. Согласно Диону Кассию - греческому языческому историку III в., - несколько высокопоставленных римлян из околоиудейских кругов были обвинены в «атеизме» и подвергнуты юридическим преследованиям. Так был казнен Флавий Климент - консул 95 г., а его жена Домицилла была отправлена в ссылку. Согласно христианской традиции IV в., Домицилла была христианкой, и, возможно, формула «атеизм и иудейские симпатии» в устах Диона - просто вежливый эвфемизм, чтобы не сказать «христианство».

http://sedmitza.ru/lib/text/434661/

Предметом его особенных забот были семь Малоазийских Церквей, расположенных вблизи Средиземноморского побережья - в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Тогда вся Малая Азия входила в состав Римской империи, и эти города были заселены по преимуществу еллинами, то есть греками. На сегодняшний день - это территория Турции. Господь продлил годы земного странствия Своего любимого Ученика, и Апостол Иоанн прожил в этом мире гораздо дольше других Апостолов Христовых. Голос других Самовидцев воплотившегося Бога-Слова уже давно умолк в шуме гонений на юную Церковь Христову: Апостол Петр уже увенчал свое свидетельство о Распятом и Воскресшем Спасителе собственной мученической кончиной на кресте; Апостол язычников, - Павел, - уже был за свою проповедь усечен мечем в Риме; другие Апостолы и Самовидцы Господа также уже увенчались мученическими венцами и оставили этот мир до наступления Дня Господня. Уже и сам Иерусалим, откуда Апостолы вышли на всемирную проповедь Благой Вести Христовой, был, по слову Господнему, окружен войсками под знаменами римского орла, и, после длительной осады, разрушен до основания войсками Тита, как и предрек это Господь Своим ученикам на Елеонской горе перед Своими Страстями. Остался только один, последний Самовидец Воплотившегося Господа - Его любимый наперсный ученик - Иоанн Богослов. Во время гонения на христиан при императоре Домициане (81-96 гг.) Апостола Иоанна, как последнего оставшегося в живых ученика Христова отвели в узах на суд в Рим. За свое исповедание Веры в Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа, Апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Последнего из живущих в мире учеников Христовых сначала принудили выпить чашу со смертельным ядом, но Апостол, исполненный Духа Божия, не потерпел вреда от яда. Тогда, по приказанию мучителя, его ввергли в котел с кипящим маслом, но и там Господь сохранил Своего Апостола от преждевременной смерти, и он вышел из котла невредимым. После этого, Апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, лежавший в Эгейском море. Во время следования к месту ссылки, Господь, через Апостола Иоанна, явил многие силы и чудеса для обращения язычников к спасению. На острове Патмос апостольская проповедь привлекла к нему многих жителей острова, которых Апостол Иоанн своими трудами привел к Вере в Христа Спасителя и Победителя державы ада и вечной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

Дмитрий Сергеевич Лихачев . Из статьи « Литература – реальность – литература » («Лесков как бы “русский Диккенс”. Не потому, что он похож на Диккенса вообще, по манере своего письма, а потому, что оба – и Диккенс и Лесков – «семейные писатели», писатели, которых читали в семье, обсуждали всей семьей, которые имеют огромное значение для нравственного формирования человека…»). – С.65; Иеромонах Серафим ( Роуз ), цитата по книге иеромонаха Дамаскина (Христенсена) «Не от мира сего» («А старые картины, особенно экранизация классики, очень хороши, и в них заложен глубокий смысл. Диккенс тому пример: он насквозь христианский…»). – С.67. Михаил Дунаев . Дуэль поэта. Смерть христианина В феврале исполняется 175 лет со дня смерти Пушкина. Ил.: «Возвращение Пушкина с дуэли». П. Ф. Борель. 1885 г.//Фома. - – февраль 2012. – С.68-69. – (раздел « Культура »). из труда православного литературоведа Михаила Дунаева (1945-2008 гг.) «Вера в горниле сомнений».   Марина Журинская . Духовная интуиция в поэзии. Виктор Цой. Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – февраль 2012. – С.70-73. – (раздел « Культура »). См. также: Неразрешимые вопросы интуиции. Отклик на статью Марины Журинской «Духовная интуиция в поэзии Виктора Цоя» («Фома», февраль 2012 года)/Автор отклика – Сергей Милов , религиовед//Фома. - – март 2012. – С.96. – (рубрика « Отклики »). Виталий Каплан , редактор раздела «Культура» журнала «Фома». Сырье для намека, или Теодицея по Стругацким. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – февраль 2012. – С.74-75. – (раздел « Культура »). О повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» (1964 г.) Галерея: Поговорить с художником, или Сто детских рисунков . Елена Черкасова о выставке «Рождество и другие Беседовала Дарья Рощеня . Ил.: Репродукции представленных на выставке графических работ Елены Черкасовой//Фома. - – февраль 2012. – С.76-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). В декабре 2011 года художница Елена Черкасова традиционно открыла небольшую персональную выставку в «Культурном центре “Покровские Ворота” в Москве, представив серию графических работ, каждая из которых – отдельная реплика, цитата из Библии.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-106-...

Апокалипсис – книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует громадное количество книг, среди которых имеется и немало вздорных произведений, в особенности это относится к современной сектантской литературе. Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом. Так, Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним : «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства». За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось его объяснением, а Апокалипсис весьма труден для объяснения (однако в Типиконе есть указание на чтение Апокалипсиса, как назидательного чтения в определенный период года). Время, место и цель написания Апокалипсиса Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I века. Так, например, Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана». Историк Евсевий (начало IV века) сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на остров Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15 году царствования Домициана (царствовал в 81–96 гг. по Р.Х.). Таким образом, Апокалипсис написан в конце первого столетия, когда каждая из семи Малоазийских Церквей, к которым обращается Иоанн, имела уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. Его ученик св. Папий Иеропольский называет писателем Апокалипсиса «старца Иоанна», как называет себя и сам апостол в своих посланиях (2 Иоан. 1:1 и 3 Иоан. 1:1). Важно также свидетельство св. Иустина Мученика, жившего в Ефесе еще до своего обращения в христианство, где до него долго жил апостол Иоанн. Многие свв. отцы 2-го и 3-го веков приводят места из Апокалипсиса, как из боговдохновенной книги, принадлежащей перу св. Иоанна Богослова. Один из них был св. Ипполит, папа Римский, написавший апологию на Апокалипсис, ученик Иринея Лионского. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают св. ап. Иоанна автором Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и более поздние отцы Церкви: преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и Блаженный Иероним. 33-е правило карфагенского Собора, приписывая Апокалипсис св. Иоанну Богослову, ставит его в ряд других канонических книг Священного Писания. Особенно ценно свидетельство св. Иринея Лионского относительно авторской принадлежности Апокалипсиса св. Иоанну Богослову, так как св. Ириней был учеником св. Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником св. Иоанна Богослова, возглавляя под его апостольским руководством Смирнскую церковь. Время, место и цель написания Апокалипсиса Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I-ro века. Так, например, св. Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана». Историк Евсевий (начало 4-го века сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке ап. Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15-му г. царствования Домициана, (царствовал в 81-96 гг. после Р. Хр). Таким образом, Апокалипсис написан в конце первого столетия, когда каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается св. Иоанн, имела уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни. Христианство у них было уже не в первой стадии чистоты и истины, и ложное христианство уже пыталось соперничать с истинным. Очевидно и деятельность ап. Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сория; между 81 и 96 гг. по Р. Х.). Портик-квадрифронс кон. I в. по Р. Х. сохранился (в плохом состоянии) в Капарре (близ совр. Пласенсии, пров. Касерес). Термы известны в основном по раскопкам; исключение - сильно руинированные бани («Боведас», III в.) в г. Сан-Педро-де-Алькантара (пров. Малага). В Кордове частично изучен (открыт в 1922, раскопан в 1991, почти полностью уничтожен в 1992) один из лучших в Европе позднеримских дворцов, построенный, как считается, имп. Максимианом в период войны в И. (297-298); в нем была обнаружена надпись цезарей Констанция и Галерия (293-305). Дворец (площадь ок. 8 тыс. кв. м) развернут вокруг полукруглого в плане криптопортика (диаметр 109 м), от которого радиально расходятся коридоры и помещения, ведущие в т. ч. к термам. Единственный вход в портик обращен к городу, фланкирован 2 башнями крепостного типа и открыт в главный зал дворца с апсидой. Здание было заброшено в сер. VI в., но северный зал-триконх использовали как церковь и кладбище до X-XI вв. Орфей. Мозаика из «Дома Орфея» в Сарагосе. II в. (Музей Сарагосы) Характерная часть любого рим. города - кладбище провинциальной знати. Типичным является некрополь в Кармоне (пров. Севилья), где изучено до 800 гробниц (12 монументальных и масса мелких) I в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х. (родовые гробницы с кремациями) и VII в. (индивидуальные ингумации). Гробницы включают камеры для погребения с росписями и ниши для каменных ларцов-урн с пеплом («Гробница «Времена года»» имеет 4 ниши с 5 урнами в каждой). В наиболее престижных гробницах предусмотрены сооружения для ежегодных поминальных трапез родственников, иногда превосходившие римские аналоги. Перед крупнейшей гробницей (38×34 м) располагался колонный атрий, куда попадали через крытую галерею со статуей (на ней - имя Сервилии); вход в камеру был устроен в дальнем углу атрия, но его предварял вестибюль с планом в форме трапеции, врубленный в скалу и воспроизводивший сводчатое перекрытие со световым окном в зените. Гробница была 2-уровневой: наземное помещение над вестибюлем и камера использовались как триклиний, все они были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

29 Говоря о литературной фиксации «Махабхараты», для сравнения можно привести свидетельства об имеющейся литературной фиксации библейских текстов. Например, о древнейших рукописных книгах Ветхого Завета: Папирусы Йеб (Елефатинские) и Ассуан (Египетские) (494–407 до Р.Х.), Едфу (Египетские) (III в. до Р. Х.); Пергаменты Кумран (II в. до Р. Х.). Интересным обстоятельством является и то, что среди Кумранских пергаментов обнаружен первый перевод библейских книг Ветхого Завета на греческий язык (септуагинта), датированный II в. до Р.Х. Древнейшие тексты Нового Завета сохранились в достаточном количестве, известно 76 папирусов, большая древность которых не вызывает сомнения у ученых. Так, например, «папирус Райленда» относится к первой половине II века по Р. Х. – он написан в 120–130 гг., датировка этого текста отстоит от написания подлинника Евангелия от Иоанна всего на несколько десятков лет. По свидетельству св. Иринея Лионского (около 185 г.), апостол Иоанн написал евангелие во время своего пребывания в Ефесе, во дни императора Домициана (81–96 г. по Р. Х.). Самым последним открытием в области библейской папирологии явилось открытие, сделанное Карстеном П. Тиде, экспертом из Германии. Он провел экспертизу фрагмента текста Евангелия от Матфея, хранящегося в оксфордском колледже Магдален (Великобритания). Полученная датировка текста, известного под кодовым наименованием – Р 64, потрясла всю современную библиологию. Тиде описывает оксфордский фрагмент как «фрагмент христианского кодекса первого века, датируемый, возможно (хотя и необязательно), временем до 70 года н. э.» («Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik»). Итак, мы видим, что вопреки заявлениям отдельных адептов кришнаизма, библейские тексты имеют более древнюю литературную фиксацию. А мифологическая древность «Бхагавад-Гиты» не подтверждается и не верифицируется методами позитивной науки и историко-филологической критики. 32 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992. – Т.1. – С.238.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010