В 81–96 годах, при императоре Домициане , преследование было усилено с целью захватить собственность состоятельных христиан. Во второй период гонений , имевший место в разные годы II века, римская власть уже опиралась на закон, запрещающий тайные общества. Некоторые правители считали, что христианская Церковь есть как раз такое тайное общество и должно быть преследуемо. К этому времени христиан было уже довольно много, так что строго применять этот закон было трудно. Тогда император Траян (царствовал в 98–117 гг.) в ответ на обращение к нему наместника Вифинии Плиния Младшего издал рескрипт (распоряжение), в котором определил, что не следует выискивать христиан специально, а только судить их в тех случаях, когда кто-нибудь на них доносит. В царствование Траяна мученическую кончину приняли святой Климент , епископ Римский, святой Симеон , епископ Иерусалимский, и святой Игнатий , епископ Антиохийский. В дальнейшем, отвечая на запросы своих наместников, рескрипты относительно христиан издавали императоры Адриан (царствовал в 117–138 гг.) и Антонин Пий (царствовал в 138–161 гг.). При этом в них подтверждалась политика Траяна. Однако несмотря на то, что Церковь в эти два царствования, по свидетельству церковных историков, «пользовалась миром», при Адриане принял мученическую кончину святой Телесфор , епископ Римский (в 135 или в 137 г.), а при Антонине Пие святой Поликарп , епископ Смирнский (в 156 г.), и несколько римских христиан (в 160 или 161 г.). При императоре Марке Аврелии (царствовал в 161–180 гг.), политика в отношении христиан изменилась, и их стали разыскивать и подвергать пыткам, чтобы они называли имена своих единоверцев. В его царствование мученическую кончину приняли св. Иустин Философ (166 г.), а также многие христиане в Галлии (церкви Лионская и Виенская) и в Малой Азии (церкви Асийская и Фригийская, в 177 г.). При сыне Марка Аврелия Коммоде (царствовал в 180–192 гг.), уделявшем мало внимания государственным делам, которым он предпочитал цирковые представления, гонения на христиан резко пошли на спад. Тем не менее отдельные случаи мученичества в связи с доносами на христиан имели место и при нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Образ грядущего Антихриста представлен у пророка Даниила в виде «малого рога», который носит черты сирийского царя Антиоха Епифана – жестокого гонителя верующих иудеев (царствовал в 175–164 гг. до Р.Хр., см.: Дан. 7–11 гл. и первые две Маккавейские книги). В Откровении св. Иоанна Богослова Антихрист представлен в образе чудовища, вышедшего из моря ( Откр. 13 гл.; Откр.19:19–21 ) ,носящего черты римских императоров Нерона (Нерон царствовал в 54–68 гг. после Р.Хр., закончив жизнь самоубийством. При нем пострадали в Риме апп. Петр и Павел) и Домициана (Домициан царствовал в 81–96 гг. Он издал указ о повсеместном преследовании христиан, отказывающихся почитать его, как бога. При нем ап. Иоанн Богослов был сослан в заточение на о. Патмос. Многие считали Домициана за ожившего Нерона, что могло послужить основанием для характеристики Антихриста: «Зверь, который имеет рану от меча и жив» Откр. 13:14 ) современников ап. Иоанна. Надо пояснить, что в Откровении под зверем надо понимать не только самого Антихриста, но и весь государственный аппарат его антихристианской империи. При ознакомлении с историческими прообразами грядущего Антихриста бросаются в глаза некоторые общие у них черты. Все они, в сущности, были людьми ничтожными , как в интеллектуальном, так и в государственном отношении. Власти они достигли не по своим заслугам или способностям, но в силу удачно сложившихся обстоятельств. («Власть валялась на дороге, и мы ее подобрали» – говорил богоборец Ленин). Они были больше заговорщиками, чем людьми широкого государственного ума. Все они страдали непомерной манией величия; в личной жизни они были лживы, развратны и жестоки. (Нерон, например, убил собственную мать). Можно предполагать, что подобными же свойствами будет отличаться и последний мировой Вождь. Если понимать указания Священного Писания буквально, то деятельность Антихриста продлится три с половиной года и закончится пришествием Христовым, всеобщим воскресением мертвых и Страшным судом ( Дан. 7:25 ; Откр. 11:2–3 ; Откр. 12:13 ; Откр. 13:5 ). Характер личности Антихриста и образ его действий предположительно, но подробно изображает св. Кирилл Иерусалимский в Огласительных поучениях (5 и 15) и св. Ефрем Сирин в «Слове на пришествие Господне и антихристово». Известный русский философ Владимир С. Соловьев пытался изобразить время пришествия Антихриста и его облик в своей «Повести об Антихристе», но его изображение и его иногда шутливый тон совсем не передают всего ужаса и беспросветности, какие нависнут над человечеством в последний период его существования. Его повесть – это наивная идиллия по сравнению с ужасом, какой будет господствовать над людьми, потерявшими Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

73 Имеется в виду принцесса Ирина Хумнина (1291–13545), впоследствии в 1303–1307 гг. царица, супруга деспота Иоанна Палеолога. Затем по смерти мужа и пострижении в монашество с именем Евлогия она стала основательницей и игуменьей столичного монастыря Спаса–Человеколюбца. Духовная дочь св. Феолипта Филадельфийского , она была активной участницей паламитских споров, покровительницей антипаламитов и сторонницей Григория Акиндина. Интересно, что и в монашестве она продолжала именовать себя «царицей» ( βασλισσα), что и вызывает здесь, очевидно, нарекания св. Григория. 75 На самом деле Эфесский (Третий вселенский) Собор, бывший в 431 г., не мог принять Томос св. папы Льва, поскольку его понтификат приходился на 440–461 гг.. Вероятно, Палама имеет в виду догматическое послание, которое папа Лев послал в 449 г. Константинопольскому патриарху Флавиану и которое послужило основой для догматического определения Четвертого вселенского Собора. 96 Очевидно, Палама пользуется каким–то сборником цитат, т. к. фраза, которую он называет «следующей», относится на самом деле к другому сочинению. 123 На самом деле фраза эта не принадлежит Василию Великому , но первая ее половина содержится в «Огласительном слове», приписываемом Евстафию Антиохийскому (Eustathius Antiochenus, Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum)/Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eusmamhyd " Antioche, Lille (Facultas Catholiques), 1948, fr. 81, 1–2. P. 125), a вторая – y Григория Нисского (Gregorius Nyssenus, Tractatus ad Xenodorum (fragmentum)/Diekamp, F. (editor) Analecta patristica, Rome (Pont. Institutum Orientalium Studiorum), 1938 (reprint 1962), Series: Orientalia Christiana analecta 117. P. 14–15). 125 Т. е., действуя как сами по себе, так и через посредство тел, бестелесные сущности этим как бы усваивают себе силы этих тел, которыми они пользуются. 126 Силы тварных существ принципиально отличаются от Божиих, которые носят исключительно активный характер и не сопряжены ни с какой пассивностью, и поэтому не нарушают своим многообразием Его простоты. А силы тварных существ отличаются не только активным, но также и пассивным характером, то есть являются возможностью претерпевать различные воздействия и изменения, из каковых и складывается их сложность, а не из деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Hist. eccl. III 11; IV 22. 4), а также о внуках Иуды, брата Господня, возглавлявших общину в правление имп. Домициана (81-96 гг. Ibid. III 20). На том основании, что Егесипп упоминает о принадлежности лидеров иерусалимских христиан к потомкам царя Давида, возникла теория, что власть в ИПЦ в эту эпоху переходила от одного родственника Христа по плоти к другому ( Kohlmeyer, Stauffer. 1952). Во время 2-го иудейского восстания (132-135 гг.) ИПЦ была разгромлена иудеями. По словам сщмч. Иустина Философа, Бар-Кохба приказал пытать христиан и заставлял их отрекаться от Христа ( Iust. Martyr. I Apol. 31. 6; Euseb. Hist. eccl. IV 8. 4). Западноевропейская наука о происхождении ИПЦ В XIX в. стали появляться критические реконструкции раннехрист. истории, в которых ИПЦ постепенно стала терять значение «матери всех Церквей». Если церковная традиция всегда исходила из прямого преемства от первых учеников Христовых к ИПЦ и к последующей христ. традиции, то, напр., в новой тюбингенской школе была разработана теория, согласно к-рой христианство изначально существовало в 2 основных формах - языческо-христианской («паулинизм») и иудеохристианской («петринизм»), из их синтеза во II в. появилось «кафолическое» христианство. В 1-й пол. XX в. сформировалось представление о многообразии раннего христианства, к-рое развивалось в неск. независимых центрах параллельно (напр., Х. Лицманн противопоставлял ИПЦ «галилейскому» христианству - Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926). После публикации работы В. Бауэра ( Bauer W. Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum. Tüb., 1934) стала популярной теория, согласно к-рой раннее христианство представляло собой ряд довольно сильно отличавшихся друг от друга учений, среди к-рых «прото-ортодоксия» занимала отнюдь не доминирующее положение. Поэтому учение и практика первоначальной ИПЦ стали реконструироваться с учетом свидетельств христианских ересеологов об иудеохрист. сектах II-V вв., прежде всего о назореях и об эбионитах (об этом писал еще А.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Народ возрадовался, прославил Кира, и он епископствовал над ними благочестиво» (Летопись византийца Феофана. – М., 1884–1887 гг. – С. 76). 95 Флавия Пульхерия Августа – старшая сестра императора Феодосия II. Была провозглашена августой 4 июля 414 г. Ей было при этом 16 лет (С. Б. Дашков. Императоры Византии. – М., 1996 г. – С. 31). Долгое время фактически управляла государством. По оговору Хрисанфия была отстранена от дел. Августа отличалась большим благочестием, в 414 г. дала обет девственности. Сохранила православие при возникновении монофизитской ереси. При ее возвращении в 449 г., перед самой смертью Феодосия – она «немедленно послала в Эфес и перенесла тело святого Флавиана, которое с большими почестями посреди города и погребла в храме святых Апостолов. Тогда же воздвигла она Халокопратийский храм в честь Богородицы, бывший прежде Иудейской синагогой» (Летопись византийца Феофана. – М., 1884–1887 гг. – С. 80–81). После смерти Феодосия настояла на избрании императором Маркиана, за которого вышла замуж при условии соблюдения ее обета. Умерла в 453 г., завещав все имущество бедным. Память ее 10 сентября и 17 февраля. 96 Евдокия, до крещения Афинаида (конец 90-х IV в. – 460, августа с 423 г.). Дочь афинского софиста Леонтия. Была представлена Пульхерии и та, пораженная ее красотой и образованием, решила сделать ее супругой брата. Евдокия вышла замуж за Феодосия 7 июля 421 г., после того, как ее крестил сам патриарх Аттик. 2 января 423 г. Феодосий объявил жену августой. (С. Б. Дашков. Императоры Византии. – М., 1996 г. – С. 36–37). В 441 г. ее постигла опала. «Когда Пульхерия отдыхала, а Евдокия правила государством, вот что случилось. Некий магистр Павлин пользовался особенным расположением Евдокии, как человек, весьма образованный и красивый, с которым она часто беседовала даже наедине. В день Рождественских святок кто-то поднес василевсу яблоко необыкновенной величины и красоты. Василевс, полюбовавшись им, послал его к Евдокии, а она отослала к Павлину, Павлин же спустя два дня, поднес его василевсу. Василевс, узнав его, спрятал, и придя к василисе, спросил ее: «Заклинаю тебя спасением моим, скажи мне, где яблоко, которое я послал к тебе?». – «Клянусь спасением твоим, я съела его», – отвечала она. Тогда, разгневавшись, василевс велел принести яблоко, а Павлина сослал в Каппадокию, где приказал убить его» (Летопись византийца Феофана. – М., 1884–1887 гг. – С. 78). После этого случая, или после раскаяния Феодосия в попустительстве разбойничьему собору, как считает Феофан – Евдокия отправилась в Иерусалим, где и прожила до конца жизни (20 октября 460 г.). Долгое время поддерживала монофизитов, но в конце жизни примирилась с Православной Церковью. Память ее 13 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Дальнейшие события, связанные с Иоанном Богословом, описываются в «Деяниях святых апостолов». Он вместе с Петром совершает при храме чудо исцеления хромого (Деян. 3,1-11). Их дерзновенная проповедь обращает многих к вере во Христа. Вместе с апостолом Петром он был дважды арестован, допрошен членами Синедриона, но отпущен ими из страха народного гнева (Деян. 4,15-23). Апостолы Петр и Иоанн были посланы к Самарянам, принявшим слово Божие, и по молитвам Апостолов те самаряне «приняли Духа Святаго» (Деян. 8, 17). После Успения Божией Матери апостол Иоанн по выпавшему ему жребию направился в города Малой Азии (территория современной Турции), где трудился над созданием церковных общин и распространением учения Христа. Он взял с собой своего ученика Прохора, апостола от 70-ти, который и стал впоследствии его первым агиографом. Они отправились в путь на корабле, который затонул во время сильной бури. Всем путешественникам удалось спастись, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Опечаленный Прохор, лишившись своего духовного отца и наставника, один пешком пошел в Эфес. На 14-ый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Эфес, один из религиозных и культурных центров античного мира, где апостол Иоанн стал непрестанно проповедовать язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. Так, например, в Эфесе он своею молитвою воскресил отрока Домна, умерщвленного бесом. В этом же городе он низверг капище Артемиды. В это время началось гонение на христиан императором Домицианом (8196 гг.), которому поступил донос на апостола Иоанна. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был арестован, отправлен в Рим и заключен в темницу. Император приговорил его к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив; затем по приказанию императора был брошен в котел с кипящим маслом, которое не причинило ему вреда. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и в 90-х гг. сослал его на остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

Fort. Carm. II 10//PL. 88. Col. 98-99), в к-ром кратко сообщается о подвигах и мученической кончине святого. В «Мученичестве...» говорится, что Дионисий был миссионером, отправленным в Галлию сщмч. Климентом , еп. Римским. Святому удалось обратить ко Христу нек-рых местных жителей. Во время гонения при имп. Домициане (81-96) Дионисий вместе со святыми Рустиком и Елевферием был схвачен, исповедал себя христианином и был обезглавлен. Чтобы христиане не взяли тайно тела казненных, гонители решили утопить их в р. Секвана (совр. Сена), подальше от города. Однако женщина по имени Катула, язычница, склонявшаяся к принятию веры Христовой, заманила палачей, перевозивших тела мучеников, к себе на пир. Пока те пировали, слуги Катулы выкрали тела и спрятали их на гумне в 6 милях от города, где и погребли. Впосл. на этом месте была возведена церковь. В «Мученичестве...» настойчиво проводится параллель между троичностью Божественных Лиц и троицей мучеников, что говорит о скрытой полемике составителя с арианским вероучением, влиятельным в соседней вестготской Испании. Возможно, составитель «Мученичества...» пользовался более ранним текстом, восходящим к времени полемики галльских епископов с вестготами в кон. V - нач. VI в. В отличие от Мартиролога блж. Иеронима в «Мученичестве...» св. Рустик назван пресвитером, св. Елевферий - диаконом. Сщмч. Дионисий Ареопагит. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Сщмч. Дионисий Ареопагит. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Свт. Венанций Фортунат представлял Дионисия как святого покровителя Паризиев ( Venant. Fort. Carm. II 10//PL. 88. Col. 98-99). В 1-й пол. VI в. еп. Леонтий II воздвиг в Бурдигале (совр. Бордо) базилику во имя Дионисия, воспетую свт. Венанцием в особом гимне (Ibid. Col. 72-74). Франк. кор. Дагоберт I (король Нейстрии и Бургундии в 629-638/9) повелел построить на могиле св. Дионисия новую базилику и учредил при ней общину клириков. Мощи Дионисия и его спутников были открыты и помещены в богатую гробницу.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Ритуальный семисвечник (в русском переводе — светильник) — многократно упоминается в Библии, подробно описан — Исх. XXXVII, 17—23. 283 Первым епископом Римским был апостол Петр. Поскольку именно на нем должна была основаться Церковь, преемники Петра считают себя главой христианства. Этим обосновывается власть римского папы. Иоанн Богослов — младший из апостолов, автор IV Евангелия и Апокалипсиса. 284 Евхаристия — причащение вином и хлебом, превращающимися в обряде в кровь и плоть Христа. 285 Индж Уильям Ральф (1860—1954) — англиканский священник и теолог, в 1911—1934 гг. был деканом собора св. Павла. 286 Пятидесятница — христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. В этот день все ученики Христа «были единодушно вместе» и на них сошел Дух Святой (Деян. II, 1—3). 287 Шесть сторон Средиземноморья — кроме перечисленных, Честертон, вероятно, имеет в виду Египет как особую культурную область внутри Африки. 288 Апостол языков (язычников) — Павел, первым обратившийся с проповедью о Христе к неевреям. 289 Домициан (51—96) — римский император с 81 г ., увлекался Востоком. 290 Гностики,ариане и несториане — представители ересей в христианстве первых веков. Гностицизм был близок к манихейству, стремился к особому истолкованию Библии, зачастую в ущерб прямому смыслу текста. Гностицизм интересовался духовными иерархиями и т. п. гораздо больше, чем этическим учением. Несториане — последователи Константинопольского патриарха Нестория (патриарх в 428—431 гг.), считали, что Христос сперва был человеком и лишь потом на Него снизошел «усыновивший» его Дух Святой. Несториане пользовались значительным влиянием на Ближнем Востоке вплоть до XIII века, их секты до сих пор существуют в Сирии. Несторианство осуждено как ересь на Ефесском соборе ( 431 г .). Основатель арианства, пресвитер Арий (ум. в 336 г .) не принимал догмата о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, считая Христа тварным созданием. Арианство существовало в IV—VI вв. и одно время было официальной религией Римской империи. Осуждено как ересь на Никейском ( 325 г .) и Константинопольском ( 381 г .) соборах. 291

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Беседа 6. Пергамская Церковь. Где живет сатана. Что делать, когда заболит зуб. Целомудрие веры. Сокровенная манна и белый камень. Сегодня мы продолжаем наше занятие по книге Иоанна Богослова. И сегодня мы будем рассматривать третье обращение, обращение к Пергамской Церкви. Проф. Глубоковский, пишет о Пергаме: «ПЕРГАМ ( Откр.1:11 ), город в Великой Мизии; некогда был столицей Пергамского царства, а при римлянах (со 129 г. до Р.Х.) – главным городом в Asia propria. Здесь была одна из 7 Асийских Церквей, о которой апостолы Иоанн говорит, что в Пергаме «находится престол сатаны» (2,13). Этими словами указывается, может быть, на бывший там знаменитый языческий храм Эскулапа и на великолепный алтарь Зевса в Акрополе или же на сам город как главный в провинции центр культа Цезарей (Кесарей), уже с 29 г. до Р.Х. имевший особый храм, который был посвящен богине Роме и Августу (Гению императора). Из епископов Пергамских в Апостольских Постановлениях первым упоминается Гаий, поставленный апостолом Иоанном. При гонении Домициана (81–96 гг.) пострадал «верный свидетель Христов Антипа» (2,13), по преданию брошенный в раскаленного медного быка. Некоторые члены Пергамской Церкви придерживались ложного учения Валаама и николаитов. Город стоял на реке Калке в 120 стадиях (около 22 верст) от моря. Пергамский царь Эвмен II (197–158 гг. до Р.Х.) был известен своими общественными работами и славился громадной библиотекой, состоявшей из 200 тыс. томов. Он старался о ее возможно большем увеличении; но Птоломей V Епифан, боясь конкуренции со знаменитой Александрийской библиотекой, воспретил вывоз туда папируса, а потому Эвмен вынужден был обратиться к употреблению особо обработанных для письма кож ( 2Тим.4:13 ), которые по месту производства и стали называться пергаменом. Ныне в Бергама; в числе сохранившихся памятников показывают ту церковь , где древние пергамские христиане собирались для выслушивания пророчеств святого Иоанна о о судьбе Пергамской Церкви, а также гробницу священномученика Антипы».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I-ro века. Так, например, святой Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана.» Историк Евсевий (начало 4-го века сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15-му г. царствования Домициана. (царствовал в 81-96 гг. после Рождества Христова). Таким образом, Апокалипсис написан в конце первого столетия, когда каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается святой Иоанн, имела уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни. Христианство у них было уже не в первой стадии чистоты и истины, и ложное христианство уже пыталось соперничать с истинным. Очевидно и деятельность апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого. Согласны церковные писатели первых 3-х веков и в указании места написания Апокалипсиса, которым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом, как место получения им откровений (От. 1:9). Патмос находится в Эгейском море, на юг от города Ефеса и в древнее время был местом ссылки. В первых строках Апокалипсиса святой Иоанн указывает цель написания откровения: предсказать судьбы Церкви Христовой и всего мира. Миссией Церкви Христовой было возродить мир христианской проповедью, насадить в душах людей истинную веру в Бога, научить их праведно жить, указать им путь в Царство Небесное . Но не все люди приняли благосклонно христианскую проповедь. Уже в первые дни после Пятидесятницы Церковь столкнулась с враждой и сознательным сопротивлением христианству — сначала со стороны иудейских священников и книжников, потом — со стороны неверующих иудеев и язычников. Уже в первый год христианства началось кровавое преследование проповедников Евангелия. Постепенно эти преследования стали принимать организованную и систематическую форму. Первым центром борьбы с христианством оказался Иерусалим. Начиная с середины первого столетия к враждебному лагерю присоединился Рим во главе с императором Нероном (царствовал в 54-68 гг. после Рождества Христова). Гонения начались в Риме, где пролили свою кровь многие христиане, включая первоверховных апостолов Петра и Павла. С конца первого столетия гонения на христиан становятся более интенсивными. Император Домициан повелевает систематически преследовать христиан сначала в Малой Азии, а потом и других частях Римской империи. Апостол Иоанн Богослов, вызванный в Рим и брошенный в котел с кипящим маслом, остался невредим. Домициан ссылает апостола Иоанна на остров Патмос, где апостол получает откровение о судьбах Церкви и всего мира. С небольшими перерывами кровавые гонения на Церковь продолжаются и до 313-го года, когда император Константин издает Миланский эдикт о свободе вероисповедания.

http://pravmir.ru/apokalipsis-3/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010