Елеонская или масличная гора получила свое название от растущих на ней в большом количестве маслин; она лежит к востоку от Иерусалима и часто упоминается в Священном Писании, особенно Нового Завета. Архангел — начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). Геенна есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). Гефсимания с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Св. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. Св. Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. Св. Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Семь голов зверя имеют двойное значение и означают, по словам ангела, не только семь гор, на которых будет великий город. 17 .10–11 И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Некоторые толкователи, считающие, что Апокалипсис был написан до разрушения Иерусалима и отражает собой события, современные Иоанну, понимают это так. Пять царей, которые уже пали, то есть умерли, это: Август (27 г. до Р. X. – 14 г. по Р. X.), Тиберий (14–37 гг.), Калигула (37–41 гг.), Клавдий (41–54 гг.), Нерон (54–68 гг.). Шестой царь, который есть, во время написания Апокалипсиса, это – Гальба (68–69 гг.). Восьмым царем должен быть Нерон, который, по верованию народа, снова вернется на престол. Этого толкования придерживается Ф. Энгельс в своей работе «Откровение». Эти же толкователи указывают на то, что числу 666 соответствует имя «Нерон кесарь». Нельзя отрицать, что события и люди этого времени послужили прообразом для событий и людей кончины века, но нельзя и утверждать большего. Считать это точным толкованием нельзя по следующим причинам: – Нерон так и не явился ни седьмым, ни восьмым царем. Богодухновенность Апокалипсиса засвидетельствована Церковью, а значит, ошибок в нем быть не может. – Мнение, что Апокалипсис написан до разрушения Иерусалима, есть мнение новейшее, не подтверждаемое древнейшими свидетелями и не имеющее достаточных оснований. За основание берут слова в 17,10–11. Но эти слова можно истолковать иначе, да и нужно ли, если признавать богодухновенность Апокалипсиса. За основание берут и то, что в Апокалипсисе нет указаний на разрушение Иерусалима, а значит, его еще и не было. Но это не основание. Иоанн мог и по другим причинам этого не упомянуть. Его целью было описать не современные события, а грядущие (1,1). Указывают и на сильное различие в языке Апокалипсиса и Евангелия. В Апокалипсисе силен еврейский колорит греческого языка, а в Евангелии его нет. Но это можно объяснить и иначе. Во-первых, еврейский колорит языка Апокалипсиса вызван особенностью его формы и содержания в сравнении с Евангелием. К тому же один-два года деятельного служения апостола среди греческого населения Ефеса могли быть вполне достаточными для совершенного овладения греческим языком. Таким образом, нет никаких оснований предполагать раннее происхождение Апокалипсиса. Церковное же предание относит его написание к 95–96 годам. Об этом есть определенное свидетельство святого Иринея Лионского , бывшего учеником святого Поликарпа Смирнского , бывшего в свою очередь учеником апостола Иоанна Богослова. Ириней пишет: «Откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана» 16 . Домициан царствовал в 81–96 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такая пунктуация – в так наз. “Брюссельском” издании Библии. 12 Майбурд Е. Ловцы человеков сетями лжи.//Независимая газета. 23 сентября 1993. 13 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. – М., 1994, с. 17. 14 О. Александр Мень вспоминал, что Глеб Якунин (тогда еще священник), Лев Регельсон и Феликс Карелин в конце 60-х годов обещали конец света и даже бросились на Новый Афон. “Потом они говорили, что не указывали точного времени, но мне передавали, что указывали не только время, но и число, ждали грандиозных событий, которые подвигнут к крещению массы” (Мень А. Воспоминания.//Континент 88, – М., 1996, с. 289). 15 Баптистский учебник библеистики при обсуждении вопроса о времени написания Откровения говорит лишь следующее: “С большей вероятностью останавливают внимание на двух периодах – на времени Домициана (81-96 гг.), при котором, по свидетельству Иринея, ап. Иоанн был послан в заточение, – и на времени Нерона (54-68 гг.), которому и приписывают вину за эту ссылку. Ипполит, Ириней, Евсевий и Иероним склоняют общее мнение ко времени Домициана, так что большая часть толкователей приняла за общепринятое мнение, что апостол Иоанн был в ссылке на острове Патмосе при Домициане, и следовательно, свой Апокалипсис написал в 95 или 96 году” (Мицкевич В. А. Библиология. Т. 1-2. – Заочные библейские курсы ВСЕХБ, Библейская миссия. 1990, с. 327). Вопрос же о времени написания Евангелия от Иоанна в этом учебнике вовсе не ставится. Просто говорится, что Евангелие написано в Ефесе – а вот до ссылки на Патмос или после, остается без обсуждения (с. 227). При этом автор соглашается с древнецерковным преданием о том, что Иоанн покинул земную жизнь, переступив столетний рубеж, и, следовательно, границу второго столетия. 16 В результате в мунитском ответе на протестантскую книгу используется протестантский аргумент против протестантов: “Господин Мун открыто нападает на библейскую доктрину Троицы. Однако Троица в Библии нигде не упоминается. В Библии множество раз говорится об Отце, Сыне и о Святом Духе, но о “Троице” там не сказано ни слова” (Лотоцкий А. Осторожно, “Обманщики”.//Family Tyes. Вестник Движения Объединения в СНГ и странах Балтии. Август-сентябрь, 1994). 17

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

слова Иисуса, обращенные к Иерусалиму ( Лк 13:35 а – «оставляется вам дом ваш пуст»), обретают свой смысл лишь после разрушения Иерусалима. Кроме того, Лука столь реалистично описывает осаду Иерусалима в 19:43–44, что создается впечатление будто падение города уже произошло. В Лк 19:46  он опускает слова Мк (11:17) о том, что Храм будет домом молитвы «для всех народов»: возможно, к моменту написания Лк Храма болыие не существовало. Предсказание Иисуса о Божественной каре, которая постигнет Иерусалимский храм ( Мк 13:2 ), как и Его слова об осквернении Храма ( Мк 13:14  – «мерзость запустения»), в параллельном месте у Луки преобразуются в «Иерусалим, окруженный войсками» (21:20). В Лк 21:23  опущено упоминание Мк (13:18) о бегстве зимой, т. к. Храм был разрушен в августе/сентябре, а в следующем стихе разъясняется, в чем будет состоять «великое бедствие и гнев на народ сей» (21:23): «И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников»; слово «иудеи» в писаниях Луки «имеет выраженные отрицательные коннотации» 172 , что вместе с «постоянным пессимизмом Лк относительно участи иудейских вождей и Иерусалима» 173 указывает на период после разрушения Иерусалима ( Лк 11:49–51; 13:41–44; 21:20–24; 23:28–31 ); интерес Луки к символическому значению Иерусалима как одного из христианских центров не характерен для христианских авторов II в.; общая мирная атмосфера повествования не позволяет датировать Лк-Деян временем после 96 г., т. е. после гонений, бывших при имп. Домициане (81–96 гг. по P. X.); мотивы отсрочки Парусии и переход от апокалиптики к эсхатологии, характерные для писаний Луки, являются его богословской рефлексией на ситуацию, сложившуюся во второй половине I в. Непосредственным плодом служения Иисуса является не мгновенное пришествие Сына Человеческого во славе, но реальность Церкви, отправившейся в свое длительное миссионерское путешествие. Апокалиптика, свойственная первым поколениям христиан, трансформируется в эсхатологию исторического христианства;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

256 . Изо всех его изречений знаменитым стали слова о том, что день пропал втуне, если не совершено ни одного доброго поступка. 5293 257. Домициан, брат Тита, правил шестнадцать лет./исправлено 5292. /добавлено: С отвратительной кичливостью он приказал именовать себя богом, и в этом был первым после Нерона. (81–96 н. э.) 258. Он был последователем Нерона в преследовании христиан./Во второй редакции эта глава упразднена. 259. В его царствование апостол Иоанн 35 был сослан на остров Патмос. 260. Он отправил в изгнание и приказал лишить жизни многих сенаторов,/исправлено: Он покончил с многими сенаторами и уничтожал христиан. 261 . и приказал умертвить всех происходящих от корня Давидова, дабы не осталось никого из царского рода. / 259 . исправленная и перемещенная: В его время апостол Иоанн был сослан на остров Патмос и написал книгу Апокалипсиса. 5294 262 . Нерва правил один год./исправлено: 5293 /добавлено: В свое правление он показал себя человеком скромного поведения, справедливым и приветливым со всеми. (96–98 н. э.) 263. Апостол Иоанн после ссылки возвратился в Эфес и по просьбе епископов Азии написал последнее из Евангелий. 5313 264 . Траян правил девятнадцать лет./добавлено: Он с восхитительной отвагой расширил пределы римской империи вдоль и в поперек. (98–117 гг.) 265 . Он после покорения Азии и Вавилонии был первым, кто после Александра достиг земель Индии./исправлено: Он завоевал Вавилонию и Арабию и дошел до индийских земель. /добавлено: Он был великодушен со всеми и мягок по натуре своей. Среди прочих его высказываний имеется знаменитая фраза, сказанная им в ответ на вопрос, почему он так добр со всеми: будучи императором он относится к простым гражданам так, как хочет, чтобы император относился к нему так же, если бы он был простым гражданином. /275 . исправленная и перемещенная: В его правление рожденный в Пергаме врачеватель Гален прославился в Риме. 266 . В его время был распят епископ иерусалимский Симон Клеопа, 267 . и умер апостол Иоанн. 5334 268. Адриан правил двадцать один год./исправлено: 5333.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361–363). Литература: Le Blant, «Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs» (в «Comptes rendus de l’academ. des inscript.», П., 1868); Keim, «Rom u. d. Christenthum» (1881); Aubé, «Hist. des perséc. de l»église» (некоторые статьи отсюда были переведены в «Православном обозрении» и в «Страннике»); Uhlhorn, «Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum» (1886); Бердников, «Государственное положение религии в Римской империи» (1881, Казань); Лашкарев, «Отношение Римского государства к религии до  Константина Великого » (Киев, 1876); А. Лебедев , «Эпоха гонений на христиан и проч.» (Москва, 1885). Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века Нерон (54–68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти. В это гонение пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом. Веспасиан (69–79) и Тит (79–81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям. Домициан (81–96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian-v-...

Глава ΙV. Евангелие от Иоанна § 40. Место между книгами Нового Завета Святое Евангелие от Иоанна во всех древних списках четвероевангелия занимает последнее место, потому что написано после Евангелия Матфея, Марка и Луки. 93 § 41. Краткие сведения о жизни писателя Св. Иоанн, написавший это Евангелие, был, сын галилейского из Вифсаиды рыбаря Зеведея и Саломии, дочери св. Иосифа обручника. 94 Вместе с братом» своим Иаковом Зеведеевым, или старшим, призван в апостольство еще в цветущем возрасте ( Мф.4:21; 10:2 ) и назван сыном громовым ( Мк. 3:17 ) в ознаменование, как думают, высоты учения и трогательного красноречия. 95 В Евангелии Иоанн называется учеником егоже любяще Иисус ( Ин.13:23; 21:20 ) и вместе с Петром и Иаковом Зеведеевым был ближайшим свидетелем важнейших событий из жизни Богочеловека; присутствовал при воскресении дочери Иаира ( Мк.5:37 ); видел славу божества Иисусова на Фаворе ( Мк.14:33 ), а на Тайной Вечери возлежал на персях Богочеловека ( Ин.13:23 ). В залог и вместе в воздание особенной любви Господь, вися на кресте, поручил Иоанну, как сыну, попечение о Своей Пренепорочной Матери, что исполнял Иоанн до её кончины, последовавшей в Гефсимании, по мнению Евсевия, в пятнадцатый, по мнению Мелитона в 22, а по мнению св. Епифания в 25 году по вознесении. 96 По успении Божией Матери Иоанн оставил Иудею, избрал местопребыванием Ефест, главный город Малой Азии, выпавший ему по жребию, 97 и имел ближайшее попечение о семи малоазийских церквах: ефесской, смирнской, пергамской, фиатирской, сардийской, филадельфийской и лаодикийской, упоминаемых в Апокалипсисе ( Апок. 1:11 ). В царствование Домициана (Царств, от 81 по 96 гг. по Р. X.), по случаю гонения на христиан, азийский проконсул отправил Иоанна в Рим, около 95 года по Р. X., как главного учителя малоазийских христиан; там, по требованию судей, Иоанн бестрепетно выпил чашку яда. 98 Когда яд оказался бессилен, Домициан приказал бросить его в кипящее масло, 99 но Иоанн вышел из него цел и невредим. На месте, где совершилось это чудо, усердием древних христиан римских сооружен храм, который и поныне сохраняет свое наименование «Iohannes in oleo» и находится у так называемых Латинских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Кроме того, это было гонение не за веру, а за поджог, – неприязнь к иудеям была привычна, а ненависть к христианам еще не оформилась настолько, чтобы могло возникнуть особое гонение на саму их религию. Таким образом, факт целенаправленного преследования христиан говорит скорее об определенности ситуации в среде самого иудейского населения (включая прозелитов и сочувствующих), нежели об адекватности расхожих представлений о христианах извне, со стороны администрации и толпы. Книга Деяний Апостольских сохранила несколько эпизодов, проливающих свет на внешнее положение христианства в империи времени Нерона. В главе 18 ( Деян 18: 12 – 17 ) говорится о привлечении апостола Павла к суду по обвинению коринфских иудеев. Проконсул Галлион не усмотрел в его поведении ничего такого, за что можно было бы преследовать его законом. Для него это дело не выходило за пределы дозволенной иудейской религии, а сами иудеи пока ничего не разъясняли или, возможно, разъяснить убедительно для римлянина не могли. Другой случай описан в главах 18 и 21 (18: 35, 21: 27), когда апостола Павла заключает под стражу комендант Иерусалима Клавдий Лисий, который, в конце концов не найдя за ним никакой вины, направляет его к прокуратору Антонию Феликсу ( Деян 24 ); но и тот после выяснения сути дела посчитал Павла невиновным по закону. Иудеи обвиняют его в принадлежности к «назорейской ереси», но для прокуратора, как видно, это не более чем обычные ссоры иудеев между собой. Во времена Домициана (8196 гг.), в последние годы его царствования, среди гонимого населения оказались также и христиане. Тогда апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос. Традиция сохранили также имя Флавии Домициллы, жены некоего Флавия Климента, сосланной за исповедание Христа на остров Понтию (или Пандатерию) в 96 году. Однако эти гонения на христиан нельзя рассматривать обособленно от событий, связанных с взиманием иудейского налога и преследованием тех, кто не сделал предварительного заявления о своей принадлежности к иудейской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

О причинах ссылки апостола Иоанна на о. Патмос в канонических книгах нет никаких объяснений. В книге Откровения Иоанн просто говорит, что был изгнан на Патмос за слово Божие и за свидетельство Христа ( Откр. 1,9 ). Многочисленные апокрифы, описывая различные версии причин гонений и ссылки св. Иоанна на Патмос, лишь подтверждают неопределённость римских властей по отношению к христианам в конце I века. Известно, что Плиний Младший, губернатор Вифинии, писал Траяну, спрашивая его, что ему делать с христианами, число которых постоянно возрастает. Губернатор признал, что он, как и его предшественник, подвергал христиан преследованиям, но он так и не понял, в чём состоит их вина. Из письма императора Траяна губернатору Вифинии Плинию Младшему: «Ты держался правильного образа действий при расследовании виновности тех, о которых тебе доносили как о христианах. Ибо по отношению к этим людям нельзя руководствоваться какими-либо твёрдо установленными правилами. Подробные расследования излишни: если донос подтверждается, наказание обязательно... на основании же лишь одних анонимных доносов никого осуждать не следует, ибо это служило бы дурным примером и не отвечало бы духу нашего века» (Письма Плиния Младшего. X, 96). Поскольку христиане в римских глазах не рассматривались как преступники (проповедь не являлась преступлением), они могли подвергаться наказанию как члены незаконной религиозной группы, особенно, если их деятельность сопровождалась какими-либо беспорядками. Наказаниями для преступников, не приговорённых к смертной казни, было лишение их гражданских прав, конфискация имущества и ссылка в какой-то дальний регион империи или изолированный остров. Если же обвинения касались отказа признавать официальный императорский культ (особенно культ Домициана 81–96 гг.), это расценивалось как очень серьёзное преступление (оскорбление величества и безбожие), за которое приговаривали к смертной казни (Евсевий. Церковная история. III, 18). Скорее всего, св. Иоанн, будучи руководителем ефесской общины и наиболее известной личностью, был обвинён как организатор незаконного собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Во времена правления Домициана (81–96 гг.) апостол Иоанн был отправлен в ссылку на о. Патмос и после смерти императора в 96-м г. по повелению Нервы был возвращен в Ефес. Климент Александрийский писал о том, как близкие друзья Иоанна, найдя его в Ефесе, предложили ему написать собственное Евангелие в дополнение к имеющимся синоптическим (Евсевий. Церковная история, XIV. 7). И здесь, по наитию Духа Святого, апостол написал своё духовное Евангелие и Послания. Имея огромный авторитет, св. Иоанн был руководителем всех церквей ефесского региона, оказывая им попечение до конца своих дней. Скончался ап. Иоанн во время правления императора Траяна (нач. II века), достигнув столетнего возраста. Если основываться на Постановлениях Апостольских, составление которых приписывают святому Клименту, первыми епископами Ефеса были Тимофей, рукоположенный апостолом Павлом, и пресвитер Иоанн, поставленный апостолом Иоанном Богословом (VII. 46). Полагают, что Гай, ученик апостола Павла, был временно епископом Ефесским. Далее епископом был Онисим, упоминаемый в послании к Филимону. Онисим принял мученическую казнь в Риме, но его тело было перевезено в Эфес. В 132–135 годах в Ефесе (Евсевий. Церковная история. IV, 18.) происходит обращение и крещение философа Иустина, вошедшего в историю церкви как святой Иустин Философ Мученик. Примечательно, что свой «паллиум» (так называлась одежда, которую носили философы) Иустин получил в Ефесе уже после обращения в христианство. Предполагается, что именно в Ефесе была открыта св. Иустином первая в истории Церкви христианская религиозно-философская школа. В 196 году епископом Ефеса был знаменитый Поликрат, который защищал традиции малоазийских церквей относительно празднования Пасхи 14 нисана. Шестьдесят пять епископов были созваны тогда Поликратом в Ефес для соборного подтверждения этой древней практики. За Поликратом следует Аполлоний , противоборствовавший ереси монтанистов или катафригийцев, отрывки из его книг выписали Евсевий и Блаженный Иероним. С провинцией Асия вообще и с Ефесом в частности связывают почитание святых бессребреников – врачей Косьмы и Дамиана, живших не позднее IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010