Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

72) Хорош для меня закон уст Твоих паче тысяч золота и серебра. 879 Иод 73) Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим. 74) Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я на слова Твои надеялся. 75) Познал я, Господи, что праведны суды Твои, и что Ты справедливо смирил меня. 76) Да будет же милость Твоя – утешить меня по слову Твоему к рабу Твоему. 77) Да приидут ко мне щедроты Твои, и я оживу, ибо закон Твой поучение мне есть. 78) Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконновали против меня; я же буду вникать в заповеди Твои. 79) Да обратят меня боящиеся Тебя и знающие свидения Твои. 80) Да будет сердце мое непорочно по уставам Твоим, дабы я не посрамился. 880 Каф 81) Сильно жаждет спасения Твоего душа моя: на слова Твои я надеялся. 82) Сильно жаждут очи мои слова Твоего, говоря: когда утешишь меня? 83) Ибо я стал как мех на морозе: но уставов Твоих не забыл. 84) Сколько есть дней раба Твоего? Когда произведешь мне суд над гонящими меня? 85) Поведали мне законопреступники разглагольствия свои; но они – не то, что закон Твой. 86) Все заповеди Твои истина. Не справедливо они гнали меня. Помоги мне. 87) Едва не погубили меня на земли. Но я не оставил заповедей Твоих. 88) По милости Твоей животвори меня; и сохраню сведения уст Твоих. 881 Ламед 89) Во век, Господи, слово Твое пребывает на небе. 90) В род и род истина Твоя; Ты основал землю и она стоит. 91. Повелением Твоим бывает день; но и все служит Тебе. 92) Если бы не закон Твой поучал меня, тогда я погиб бы в ничтожестве моем. 93) Вовек не забуду уставов Твоих; ибо ими Ты оживил меня. 94) Твой я есмь: спаси меня, ибо уставы взыскал я. 95) Грешники поджидали меня, чтобы погубить меня; а я о свидениях Твоих размышлял. 96) Всякого совершенства я видел конец, но заповедь Твоя безмерна. 882 Мем 97) Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во весь день он поучение мне есть. 98) Паче врагов моих Ты умудрил меня заповедию Твоею; ибо она вечно моя есть. 99) Паче всех учителей моих я стал сведущ, потому что свидения Твои для меня поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Под «гордыми» можно разуметь или вообще языческих князей, пренебрежительно относившихся к евреям, или тех из евреев, которые обращали все свои усилия только на свое материальное обеспечение, не заботясь об общенародных нуждах и своей нравственной чистоте. Для всех них еврей, преданный своему народу и благочестивый, был помехой, которую им хотелось устранить. Пс.118:81 .  Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. Пс.118:82 .  Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня? Пс.118:83 .  Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл. Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. – «Мех в дыму», точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. «Мороз» здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних. Пс.118:94 .  Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. «Твой я» – только Тебе одному предан и только от Тебя жду помощи и защиты. Пс.118:96 .  Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна. «Я видел предел всякого совершенства». Все дела и начинания человека, ограничивающие их содержание и ценность пределами земной жизни могут быть совершенны и закончены, «заповедь же Господа безмерно обширна», она не может быть закончена человеком, никто не может сказать, что он достиг совершенства в законе, ибо заповеди последнего такой высоты, что мерилом, пределом их может быть только полное богоуподобление человека, т. е. бесконечное его развитие не на земле только, но и за гробом. Пс.118:98 .  Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Пс.118:99 .  Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Пс.118:100 .  Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. Руководство заповедью Господа делает юношу разумнее учителей, сведущее старцев и мудрее врагов. Здесь указание, что псалом написан после устранения некоторых препятствий, какие встречались евреям во времена Ездры. Оставаясь преданными закону Бога, веруя в его помощь, истинные и благочестивые ревнители о благе народа не прекращали заботы о благоустроении его жизни и эти заботы часто увенчивались успехом, хотя встречали прямое противодействие со стороны врагов самарян и неодобрение со стороны учителей-старцев ( Агг. 1:1–15 ), которые подрывали энергию строителей второго храма и в некоторых нестроениях жизни видели знаки отвержения своего народа Богом, почему предвещали неудачу всем их предприятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(74) Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, ибо на слово Твое полагался я. (75) Знаю я, Г-споди, что праведны решения Твои и наказал Ты меня по справедливости. (76) Пусть будет милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему. (77) Пусть придет ко мне милосердие Твое, а я жить буду, потому что Тора Твоя – отрада моя. (78) Пусть пристыжены будут злодеи, потому что ложно, несправедливо судили меня, – (а) я размышлять буду о повелениях Твоих. (79) Пусть возвратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие наставления Твои. (80) Да будет целостно сердце мое в законах Твоих, чтобы не устыдился я. (81) Жаждет душа моя помощи Твоей, на слово Твое уповаю я. (82) Жаждут глаза мои слова Твоего, говоря: когда Ты утешишь меня? (83) Хоть стал я, как мех прокопченный, – не забыл законов Твоих. (84) Сколько дней у раба Твоего? Когда устроишь Ты суд над преследователями моими? (85) Вырыли мне яму злодеи, вопреки Торе Твоей. (86) Все заповеди Твои – истина, несправедливо они преследовали меня – помоги мне! (87) Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих. (88) По милости Твоей оживи меня, и я буду хранить повеления уст Твоих. (89) Навсегда, Г-споди, слово Твое установлено в небесах. (90) Во веки веков верность Твоя. Утвердил Ты землю – и стоит она. (91) По законам Твоим стоят они до сего дня, ибо все подчинено Тебе. (92) Если бы не Тора Твоя – отрада моя, – пропал бы я в бедствии моем. (93) Никогда не забуду повелений Твоих, потому что ими Ты оживил меня. (94) Твой я, помоги мне, потому что повелений Твоих – (их) ищу я. (95) Надеялись нечестивые погубить меня, (а) я всматриваюсь в заповеди Твои. (96) Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно. (97) Как люблю я Тору Твою! Весь день она – (предмет) размышлений моих. (98) Мудрее врагов моих делает меня заповедь Твоя, ибо вовеки – моя она. (99) От всех учивших меня умудрялся я, ибо заповеди Твои – помысел мой. (100) От старцев вразумлялся я, потому что повеления Твои соблюдал я. (101) От всякого дурного пути удерживал я ноги мои, чтобы хранить слово Твое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

70 Отвердело, как молоко, сердце их, а я закону Твоему поучался. 71 Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим. 72 Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра. 73 Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. 74 Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал. 75 Я уразумел, Господи, что суды Твои – правда, и Ты справедливо смирил меня. 76 Да будет милость Твоя в утешение мне, по слову Твоему рабу Твоему! 77 Да сойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой – поучение для меня. 78 Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконие совершали по отношению ко мне, а я буду размышлять о заповедях Твоих. 79 Да обратят меня боящиеся Тебя и знающие свидетельства Твои. 80 Да будет сердце моё непорочно в оправданиях Твоих, да не постыжусь! 81 Истаевает душа моя о спасении Твоем; на слова Твои я надеялся. 82 Истаевают глаза мои о спасении Твоем: когда утешишь меня? 83 Ибо я стал как мех на морозе; оправданий Твоих не забыл. 84 Сколько остается дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд от гонителей моих? 85 Поведали мне законопреступники рассуждения, но это – не закон Твой, Господи. 86 Все заповеди Твои – истина, неправедно гнали меня, помоги мне. 87 Едва не погубили меня на земле, но я не оставил заповедей Твоих. 88 По милости Твоей оживи меня, и сохраню свидетельства Твоих уст. 89 Во век слово Твоё, Господи, пребывает на небе, 90 в род и род – истина Твоя. Ты основал землю, и она пребывает. 91 По установлению Твоему пребывает день, ибо всё служит Тебе. 92 Если бы закон Твой не был утешением для меня, я погиб бы в унижении моем. 93 Во век не забуду оправданий Твоих, ибо ими Ты оживил меня. 94 Я – Твой, спаси меня, ибо я оправдания Твои взыскал. 95 Меня ожидали грешники, чтобы погубить меня, я уразумел свидетельства Твои. 96 Я видел предел всякого конца, заповедь Твоя чрезвычайно широка. 97 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во всякий день он – поучение для меня. 98 Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих, ибо она – на век моя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Лука оканчивает свою книгу Деяний Апостольских известием о двухлетнем пребывании Апостола Павла в Риме; около этого времени, то есть около 63 или 64 года, она и была написана, так как если бы она была написана после, то в ней, несомненно, были бы описаны обстоятельства и последующей жизни Апостола Павла. Эта книга есть продолжение Евангелия, о чем сам Лука свидетельствует в самом начале ее ( Деян. 1, 1 ); следовательно, Евангелие от Луки написано ранее 63 года. Апостол Иоанн сам свидетельствует в своем Апокалипсисе, что был на острове Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа ( Откр. 1, 9 ), то есть был сослан туда. Из начала 11 главы Апокалипсиса видно, что он написан до разрушения Иерусалима, то есть до 70 года, так как в этой главе говорится о храме, как еще стоящем. Климент Александрийский и Ориген говорят, что Иоанн был сослан тираном, не поясняя каким; но, имея в виду, что это могло случиться лишь до 70 года, надо признать, что Иоанн был сослан на остров Патмос в последний год царствования Нерона, то есть в 68 году, после смерти Апостолов Петра и Павла. А так как Иоанн написал свое Евангелие после Апокалипсиса, то несомненно, что оно написано после 68 года. По свидетельству Епифания, Иоанн написал Евангелие в глубокой старости, в царствование Домициана, которое, как известно, началось в 81 и окончилось в 96 году. Поэтому время написания Евангелия Иоанном надо отнести к восьмидесятым или началу девяностых годов первого столетия по Р. X. Относительно времени появления Апостольских писаний надо заметить, что первые христиане несомненно нуждались в письменном изложении того учения, какое проповедовали им Апостолы; несомненно также, что Апостолы должны были удовлетворять эту потребность обращаемых ими ко Христу; и мы имеем доказательства, что Апостольские писания собирались и распространялись при жизни их авторов. Апостол Павел в послании своем к Колоссянам (4, 16) писал: Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы . А Апостол Петр во втором послании своем (3, 15–16) говорит: И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания . Из этих слов Апостола Петра видно, что ему был известен сборник посланий Павла, а также и другие Писания, вероятно, тоже Апостольские. А из этого надо заключить, что собрание Апостольских писаний было сделано в те времена, когда живы были авторы их и другие очевидцы и служители Слова, которые могли удостоверить подлинность их; а потому подложность какого-либо писания могла быть тотчас же обнаружена.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Можно предположить визуальный «памятник» духовной пандемии людей: Земля в маске робота с гаджетом. 6. ОБЕЗБОЖЕННОСТЬ. Пора вновь и вновь обратиться к Откровению Иоанна Богослова. Когда рванула чернобыльская АЭС, первым из писателей, кто воспринял её как знамение, предначертанное в Апокалипсисе, был Алесь Адамович. Тогда во всеуслышание он цитировал текст из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). «И вострубил третий Ангел, и упала с неба большая звезда, горящая, подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде " полынь " , и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». «Чернобыль» в переводе – «Полынь». Возникает дерзновенный вопрос: в какой фазе Апокалипсиса находится сейчас планета Земля. Не беру на себя смелость «толкователя», а обращаюсь к двум источникам. Один из них – Толкование архиепископа Андрея Кесарийского, жившего и писавшего через шестьсот лет после того, как Иоанну Богослову было явлено Откровение, между 81-м и 96-м годами Первого века от Рождества Христова. Второй источник – комментарии священника Александра Меня к Апокалипсису в цикле его бесед. «Весь Апокалипсис, – пишет о. Александр Мень, – посвящён брани (борению), трагедии противостояния мipa и Бога, восстания против Бога, противления Ему». Зло наказуемо Свыше. «И произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясения». «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». Андрей Кесарийский видит в этом тексте «ужасы, которые будут перед кончиною…». В Ангелах прозревает он «сострадательных врачей», исцеляющих «греховные недуги болящих, или, вернее, облегчающие будущее наказание прижиганиями и сечениями в виде бедствий, если только они (грешники) перенесут их С БЛАГОДАРНОСТЬЮ». «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела». Андрей Кесарийский считал, что «град» знак того, что «наказания будут посланы с неба, по праведному суду». «Огонь с кровью» – это картины злодеяний человека на земле. Перечисляется: «разорение городов, происходящее от рук воюющих, пожары и междоусобия, во время которых, видимо, будет избито не менее третьей части всех живущих на земле тварей; в войнах гибнут не только люди, но и зелёные произведения (деревья и трава)».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/02/pl...

Хорошо, что его невозможно изменять, порабощать, осквернять. 96. «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы…» (Пс. 81:6). Загадка Вперед пойдешь – оно тебя встречает, Назад отступишь – оно тебя ожидает, Вверх посмотришь – оно тебя покрывает, В себя заглянешь – оно за тобой наблюдает. 97. «Открою уста мои в притче…» (Пс. 77:2). Двое Один желает – другой приобретает, Один направляет – другой исполняет, Один придумывает – другой отвечает, Один творит – другой страдает. 98. «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1Ин. 5:5). Студенты и отшельник Группа студентов сбилась с пути в горах. Блуждая по лесу, молодые люди они набрели на избушку отшельника. Это был седой человек в ветхой одежде. Он приветливо принял заблудившихся, напоил их чаем с сухарями и рассказал, как выбраться на тропу. Туристы, растерявшиеся в первое мгновение от неожиданной встречи, несколько осмелели и попросили у хозяина разрешения у отшельника задать ему несколько вопросов. Тот согласился. «Скажите, разве вам не хотелось бы стать, скажем, крупным инженером?» – «Нет», – ответил отшельник. «А не хотели бы вы стать великим ученым?» – «Нет, не хотел бы». – «Может, тогда – президентом?» – пошутили туристы. «Конечно, нет». – «А все-таки, кем бы вы хотели стать?» – «Тем, кто я есть», – ответил отшельник. «Почему? Объясните», – попросили молодые люди. «Потому что один миг этой жизни невозможно сравнить с целой жизнью любого человека, какой бы профессией он ни обладал». 99. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Флп. 4:6-7). Живопись – тихое искусство Семья переехала в новую квартиру. Первое время все были довольны, но потом выяснилась одна неприятная особенность нового жилья. Сосед, живший этажом выше, увлекался резьбой по дереву. Он привозил домой пни и при помощи молотка и долота делал из них различные поделки.

http://isihazm.ru/?id=128

Ибо во всем Писании Господь убеждает относительно убогих, говоря и чрез Исаию: раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.18:7 ). И чрез Даниила говорит Он властителю: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным. ( Дан.4:24 ). И чрез Соломона говорит Он: милостынями и верами очищаются грехи ( Притч.15:27 ). И чрез Давида опять говорит: Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.15:2 ). И опять: Он 96 расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки ( Пс.111:9 ). И Соломон говорит: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). И еще: кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан ( Притч.21:13 ). – Апост Постанов. кн. III, гл. 4. Благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая пред собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3–4 ). И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она – святый жертвенник Божий. И Отец, видящии тайное, воздаст благотворителю явно ( Мф.6:6 ) ... Апост. Постанов. кн. III, гл. 14. Ζ) См. выше (виды любви к ближним). Испов., III, отв. на вопр. 12; также (о делах милосердия). Испов., II, отв. на вопр. 53 – 54; еще (виды любви к ближним). Катих. стр. 89, 80 – 81. Но тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй Его, потому что в книге Числ написано: благословящий тя благословен и проклинающий тя проклят ( Чис.24:9 ). Подобно и в Евангелии написано: благословите клянущия вы ( Лк.6:28 ). – Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: не говори я отплачу, врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да ( Притч.20:22 ) отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Со смертью «тирана» общество избирало нового императора из среды его родственников. Если последних не было, начиналась ожесточенная борьба за новый передел власти между разными общественными силами, к-рая почти неизбежно приводила к гражданской войне. Все более значительную роль в таких ситуациях начинала играть армия. Популярность императора среди солдат постепенно становилась решающим фактором успеха. Победитель в этой войне занимал престол, но, как и его предшественники, должен был в первую очередь заботиться об удовлетворении интересов тех общественных сил, к-рые его поддержали, т. е. вновь бороться за популярность. Арка Тита, Рим. 81 г. Арка Тита, Рим. 81 г. Веспасиан (69-79) стал 1-м императором династии Флавиев (69-96). Ему быстро удалось восстановить единую власть на всей территории империи и ее стабильное положение, поправить состояние финансов, истощенных войной. Ни Веспасиан, ни его преемники, сыновья Тит (79-81) и Домициан (81-96), не проводили серьезных реформ. Вновь главной прерогативой императоров стала забота о своем престиже: военные кампании на границе, широкое строительство, благотворительность, попытки расширить имп. культ. Слишком откровенные авторитарные устремления Домициана привели к падению его популярности; современники сравнивали его с Нероном. В 96 г. он был убит в результате дворцового заговора и в империи вновь наступило междуцарствие. Сенат избрал императором Марка Кокцея Нерву (96-98), однако ему пришлось поделиться властью со ставленником армии. Наместник В. Германии Марк Ульпий Траян был провозглашен императором войсками, и Нерва был вынужден усыновить его. Вскоре после смерти Нервы Траян стал полновластным императором, основав династию Антонинов (98-192). Римская империя достигла наивысшего политического, экономического и культурного расцвета. В это время коренным образом изменились идеологические установки, определявшие взаимоотношения власти и общества. На рубеже I и II вв. в среде греко-рим. интеллектуальной элиты происходила переоценка принципата как системы единоличной власти: на смену философской оппозиции с критикой абсолютной власти и связанных с ней злоупотреблений пришло теоретическое обоснование монархии как наилучшей формы правления во главе с добродетельным принцепсом, к-рый в своей деятельности будет руководствоваться интересами граждан и соображениями высшей справедливости.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010