5) при этом слова святых отцов приводятся максимально точно, «без парафраза», со знаками цитации ; даются ссылки на иные места Священного Писания, сочинения Иосифа Флавия; 6) отличия в Евангельских повествованиях поясняются при объяснении следующих за первым (от Матфея) текстов Евангелий (т.е. наиболее полный комментарий — к Евангелию от Матфея, в толкованиях на другие Евангелия в местах буквального совпадения Евангелий изъяснение или сокращено, или объясняет частные отличия Евангелий от Марка, Луки и Иоанна. В конце книги — таблица сводной хронологии Евангельской истории). Следует заметить, что в процесссе издания учебников случались и некоторые недоразумения. Так, Учебный комитет, который издавал и присылал в семинарии учебные пособия, в 1892 году поспешил ввести а качестве учебника «Истолковательное обозрение посланий апостольских и Апокалипсиса» прот. Михаила Хераскова. Но позже профессор Казанской академии М.И. Богословский дал критический отзыв на этот труд. Херасков свой учебник переработал, но это не понравилось одному из цензоров Учкома и в итоге в 1895 г. учебник был выпущен, но из зрелого пособия были устранены все «профессорские приросты» . Еще один пример — «Обозрение посланий апостольских и Апокалипсиса» А.В. Иванова. В третьем издании этого семинарского учебника объявлялось, что автор 2-го Послания Петра использовал Послание Иуды , которое «написано после падения Иерусалима и, может быть, во времена Домициана (81 - 96 гг.)» (стр. 86), между тем, «появление того мы должны отнести к 65 или 66 году» (стр. 44). Получается, что более поздний источник, Послание Иуды, перенесли в прошлое и вписали во 2-е Послание Петра. Эта «ненаучная фантастика» вошла в популярный учебник, который поставлялся в регионы, несмотря на критику академической профессуры. Мало того, что учебники выпускались с ошибками, их издание затягивалось на несколько лет, а тиражи распределялись так, что на каждый класс приходилось только по 2-3 экземпляра. По содержанию популярные учебники Кохомского С.В. и Иванова А.В. давали большей частью размытый разбор Св. Писания. Исагогические сведения занимали второстепенное место по отношению к «изъяснительному истолкованию». Сама же экзегеза строилась на последовательных, порой избыточных постишных комментариях, включавших филологический разбор отдельных греческих слов, изречения святых отцов и пространные рассуждения автора учебника на ту или иную тему.

http://bogoslov.ru/article/570109

Проповедь ап. Павла на ареопаге. Роспись церкви мон-ря Пентелис. Худож. Спирос Василиу. ХХ в. Проповедь ап. Павла на ареопаге. Роспись церкви мон-ря Пентелис. Худож. Спирос Василиу. ХХ в. В IX в. пресв. Михаилом, к-рый в 843-846 гг. был синкеллом (келейником, впосл. получил это прозвище) патриарха Мефодия, было написано объемное Похвальное слово в честь Д. А. (PG. 4. Col. 617-668). Если Митродор и свт. Мефодий опирались лишь на зап. агиографическую традицию, то Михаил Синкелл использовал труды прп. Максима Исповедника, а также сведения из «Ареопагитик». По объему эта часть занимает большее место в Похвальном слове, чем пересказ зап. традиции о мученичестве Д. А. в Паризиях. Михаил Синкелл, апеллируя к соч. «О Божественных именах», стремился показать, что кончину Д. А. нужно отнести к времени имп. Траяна (98-117), а не Домициана (81-96), т. к. автор «Ареопагитик» говорит о сщмч. Игнатии Богоносце († ок. 107) как об уже пострадавшем за Христа (DN. IV 12//PG. 4. Col. 656-658). Далее Михаил Синкелл ссылается на 10-е послание из «Ареопагитик», адресованное ап. Иоанну Богослову (PG. 3. Col. 1117-1120). В этом послании автор предсказывает апостолу скорое освобождение и возвращение в Эфес, что также имело место после смерти Домициана. В X в. датировка кончины Д. А. временем правления имп. Траяна воспроизведена в визант. словаре «Суда» . Похвальное слово Михаила Синкелла легло в основу энкомия Д. А. Никиты Пафлагона (X в.; BHG, N 556b). Похвальное слово было переведено в сер. XII в. на латынь мон. Вильгельмом из Сен-Дени. В сер. X в. Симеон Метафраст составил Житие Д. А. на основе Жития Митродора и Похвального слова Михаила Синкелла. В отличие от Митродора, у к-рого описание деятельности Д. А. сосредоточивается на зап. миссии, и Михаила Синкелла, к-рый, наоборот, больше места отводит вост. периоду жизни Д. А., Симеон Метафраст уравновешивает оба этих раздела. В большинстве синаксарные сказания отражают развитую визант. агиографическую традицию на основе текстов Михаила Синкелла и Симеона Метафраста, но излагают Житие Д.

http://pravenc.ru/text/178443.html

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Алексей Варламов , писатель, и. о. ректора Литературного института им. А. М. Горького//Фома. - – март 2015. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Дмитрий Володихин . «Исход» Ридли Скотта: библейское фэнтези по-голливудски . Ил.: Кадр из фильма «Исход», XX Centyru Fox//Фома. - – март 2015. – С.80-81. – (раздел « Культура »). Крест великого князя. 110 лет назад был убит Сергей Александрович Романов . Подготовила Валентина Михайлова по материалам Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества http :// espo - fond . ru / . Документ. фото: Крест-памятник на месте гибели генерал-губернатора Москвы С. А. Романова; Великий князь Сергей Александрович (1900-е гг.); Карета великого князя, развороченная взрывом бомбы террориста Ивана Каляева//Фома. - – март 2015. – С.82-83. – (раздел « Культура »). См. также: Уточнение. В статье « Крест великого князя », посвященной 110-летию со дня убийства Сергея Александровича Романова, допущена неточность. Место убийства великого князя находится на территории Московского Кремля, а не на Красной площади. Там же был установлен крест-памятник, уничтоженный большевиками. Редакция приносит свои извинения//Фома. - – апрель 2015. – С.96. Вопросы мастерам о церковном искусстве: Что такое двусторонние иконы? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – март 2015. – С.84. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).   Что обычно изображено на Царских вратах? Отвечает Александр Лавданский , иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»//Фома. - – март 2015. – С.84. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама: С.85. [Новая книга Владимира Легойды : « Человек в шкуре дракона »]. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Монах Лазарь (Виктор Афанасьев ) . В неотмирном покое . Подборка стихотворений 2013 года (Предначальное/«Так я сжился с речью стихотворной…»/; «Утро настало. В церкви звонят...»; Освещенное солнцем окно/«Это было ужасно давно…»/; В Кузьминках в 1944 году/«Здесь роговая музыка звучала…»/; «На волю Божью, всё на волю Божью…»; «Вот и осень. Прощаюсь я с вами, цветы…»; «Всё растет и зреет - благодать!..»; «Хорошо нам не там, где железо куют…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Марии Заикиной//Фома. - – март 2015. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-143-...

После Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и большей частью пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее блаженного успения стал проповедовать в других странах. В проповеднической деятельности апостола Иоанна замечается та особенность, что он избрал себе одну определенную область, и всю энергию своего духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить святую веру. Предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей – в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Преимущественно же он жил в Ефесе. При императоре Домициане (81–96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя Церкви был брошен в кипящее масло, но сила Божия сохранила его невредимым, как трех отроков в печи огненной. Тогда Домициан послал его на пустынный остров Патмос. Здесь Иоанн написал Апокалипсис или откровение о судьбах Церкви и всего мира. После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Ефес. Епископы и пресвитеры Ефесской церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных гностических сект, которые унижали и даже отрицали божественное достоинство Господа Спасителя. Необходимо было предохранить верующих от этих учений. В своем Евангелии апостол Иоанн изложил беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее. Эти беседы, обращенные к ученым книжникам, были более трудными для понимания и, вероятно, по этой причине не попали в первые три Евангелия, которые были предназначены для новообращенных язычников. Приступая к составлению Евангелия, апостол Иоанн назначил пост для Ефесской церкви и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и написал Евангелие, носящее его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Св. Игнатий был родом сириец. По свидетельству свт. Иоанна Златоуста , он воспитывался под руководством апостолов и «был обликом апостолов и в речах и в том, что неизреченно» 1659 . После смерти свв. апостолов Петра и Павла он был учеником св. апостола Иоанна Богослова 1660 . Святыми апостолами он был поставлен епископом Антиохийским и в продолжение свыше 40 лет управлял Антиохийскою Церковью, находившейся в столице Сирии, где насчитывалось около 200 000 жителей, и пользовался глубоким почитанием всех малоазийских христиан. По словам св. Иоанна Златоуста , св. Игнатий был образцом добродетелей и явил в своем лице все достоинство епископа. Церковный историк Сократ передает, что Игнатий, заботясь о благолепии богослужения, ввел антифонное пение. В гонение императора Домициана (81–96 гг.), он «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных (из его паствы)» 1661 . С прекращением бедственных дней он радовался о мире своей паствы, но сам скорбел, что не достиг надлежащей любви ко Господу Иисусу и совершенного достоинства ученика Его. Нося Христа в своем сердце, он пламенно желал явить доброе исповедание в мученической смерти, засвидетельствовать свою любовь к Искупителю жертвою своей жизни, чтобы теснее соединиться с Господом. И вот пришло время и исполнилось то, чего желала, о чем молилась его святая душа, – пострадать за Христа. Император Траян, отправляясь на войну против армян и парфян, прибыл в Антиохию. Ему донесли, что христиане не приняли участия в торжественной встрече, обвиняя в этом их епископа. Тогда Игнатий, доблестный воин Христов, заботясь об Антиохийской Церкви, добровольно явился к императору, чтобы, если возможно, отклонить гонения на христиан или умереть мучеником за имя Христово. Траян встретил его словами: «Кто ты, злой демон, что стараешься нарушить наши законы, да и других убеждаешь к тому же, чтоб они погибли несчастно?» «Никто, – возразил Игнатий, – не называет Богоносца злым демоном; злые духи бегут от рабов Божиих; если же ты называешь меня злым для этих демонов, потому что я неприятен им, я согласен».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Жители Назарета лелеяли свое царское происхождение, были несколько надменны и не очень тепло принимались простыми жителями окрестных галилейских городков. У жителей окрестностей была даже злая поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Само имя города жители дали не просто так. «Нацрат» (Назарет) происходит от еврейского существительного «netzer», означающего «ветвь» или «отросток». Это слово понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исаии: И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец царя Давида – прот. К.П. ), и ветвь произрастет от корня его ( Ис. 11:1 ). Потомки Давида жили здесь во времена Христа и позже. Евсевий Кесарийский (IV век) приводит интересный рассказ раннехристианского автора Егизиппа, жившего в начале II века. Из этого рассказа мы узнаем, что император Домициан (81-96 гг. по Р.Х.) какое-то время спустя после Иудейской войны пытался выявить всех потомков Давида и истребить их, опасаясь новых волнений. Среди потомков Давида предстали перед судом и родственники Иисуса Христа: «Есть древнее сказание о том, что, когда Домициан распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти), как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом так дословно повествует Егезипп: “Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат привел их к кесарю Домициану: тот боялся, так же, как и Ирод, пришествия Христа. Он спросил их, не из рода ли они Давидова; они сказали, что да. Тогда спросил, какое у них состояние и сколько денег у них в распоряжении. Они сказали, что у них, у обоих, имеется только девять тысяч динариев, из которых каждому причитается половина; они у них не в звонкой монете, а вложены в тридцать девять плетров земли. Они вносят с нее подати и живут, обрабатывая ее своими руками. Затем они показали свои загрубелые руки в мозолях, свидетельствовавшие о тяжком труде и непрестанной работе.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

Его ученик Папий Иеропольский называет писателем Апокалипсиса «старца Иоанна», как называет себя и сам апостол в своих посланиях (см. 2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1). Важно также свидетельство Иустина Философа, жившего в Ефесе еще до своего обращения в христианство, где до него долгое время жил апостол Иоанн. Многие святые отцы II и III веков приводят места из Апокалипсиса, как из боговдохновенной книги, принадлежащей перу Иоанна Богослова. Один из них был Ипполит, папа Римский, написавший апологию на Апокалипсис, ученик Иринея Лионского Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают апостола Иоанна автором Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и более поздние отцы Церкви: преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и блаженный Иероним. 33 правило Карфагенского Собора, приписывая Апокалипсис Иоанну Богослову, ставит его в ряд других канонических книг Священного Писания. Особенно ценно свидетельство Иринея Лионского относительно авторской принадлежности Апокалипсиса Иоанну Богослову, так как Ириней был учеником Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником Иоанна Богослова, возглавляя под его апостольским руководством Смирнскую Церковь. Время, место и цель написания Апокалипсиса    Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I века. Так, например, Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана». Историк Евсевий (начало IV века) сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на остров Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15 году царствования Домициана (царствовал в 81—96 гг. по Р.Х.). Таким образом, Апокалипсис написан в конце первого столетия, когда каждая из семи Малоазийских Церквей, к которым обращается Иоанн, имела уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни. Христианство у них было уже не в первой стадии чистоты и истины, и ложное христианство пытается соперничать с истинным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

никогда не смеялся. Через 14 лет после вознесения Христа иудеи убили первомч. Стефана и стали преследовать учеников Христа. Мн. христиан, в т. ч. Л. и его сестер, посадили на корабль без кормчего, чтобы они погибли в море, но ученики Христа благополучно достигли Массилии (ныне Марсель). По прибытии они стали молиться, чтобы Бог выбрал из их числа епископа, способного возглавить христиан в этом городе. Когда все собрались у алтаря, неграмотный Л. остался у дверей, чтобы сторожить вход. Вскоре в часовню влетела белоснежная голубка, которая 3 раза села на голову Л., показав, т. о., что ему надлежит стать епископом и возглавить христиан Массилии. Впосл. в город прибыл Фезиний (Фестиний), один из 4 префектов, к-рых имп. Деций (249-251) послал в Галлию, чтобы преследовать христиан. Его с ликованием встретили 8 тыс. язычников. По приказу Фезиния Л. жестоко пытали и затем обезглавили. Кровь мученика брызнула на лицо префекта и исцелила его незрячий глаз, после чего Фезиний вместе со всеми жителями Массилии уверовал во Христа. В более поздних Житиях Л., составленных в XIV-XV вв., приведены др. сведения. Так, в сказании BHL, N 4803b сообщается, что правитель Прованса услышал проповедь Марии Магдалины и уверовал во Христа, после чего Л. был избран на епископскую кафедру. По др. версии, он был рукоположен ап. Петром. В нек-рых сказаниях вместо Фезиния назван тиран Агриколий, который повесился после гибели мученика. Иногда повеление казнить Л. приписывали имп. Домициану (81-96) (см.: Kr ü ger. 2002. S. 342-343). В трудах марсельских церковных историков XIX в. епископское служение Л. датируется между 49 и 80 гг. По преданию, во время гонений на христиан епископ скрывался в подземельях на месте мон-ря св. Виктора, где он впосл. был похоронен ( Bousquet. 1857. P. 41-50; Rey. 1885). В XIX-XX вв. достоверность средневек. преданий о Л., Марии Магдалине и Марфе была предметом полемики между сторонниками церковной традиции и историками-ревизионистами, которых возглавил Л. Дюшен (см.: Houtin A.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

(4) Так же говорит и пророк: «десять царств 356 будут царствовать на земле, и после восстанет малый царь, который разом низложит трёх царей» ( Дан. 7:24 ?) 357 . (5) Подобным образом говорит об этом Даниил: «и видел я четвертого зверя злого, сильного и более прочих зверей морских неистового; и явилось на нём десять рогов и среди их восстал ещё рог малый и выбил разом три рога из числа больших рогов» (7:8). Мы должны это понимать. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА 11:1–13,13:1–18,14:6–12,16:1,10–16, 17:1–18,19:17–21   Начиная с Иринея Лионского (Против ересей, V 30.4), Церковь датирует Откровение временем правления императора Домициана (81 96 н. э.). Но в середине XIX столетия в научных кругах возник взгляд, что Откровение было написано в 68 или 69 гг. н. э., поскольку в пророчестве о «звере из бездны» видится намек на возвращение Нерона («восьмой [царь] из числа семи» – 17:11). Действительно, можно ли было говорить о «восьми царях» при двенадцатом по счету римском императоре Домициане? Тут, однако, нужно учесть компилятивный характер Откровения, компоновавшегося из разного материала. Главы 4–18 содержат различные еврейские апокалипсисы, слегка переделанные автором Откровения с христианской точки зрения 358 . Стихи, посвященные ожившему Нерону, напоминают соответствующие пророчества Сивиллиных книг, и вероятно, были заимствованы из какого-то похожего еврейского источника. При этом автор Откровения сам мог не понимать настоящего смысла этих пророчеств, либо переосмысливать их сообразно своему времени. Следующее далее пророчество о «десяти царях», восходящее к Книге Даниила, наводит на мысль, что Иоанн Богослов довольно некритично сводил разноплановый материал, пытаясь придать ему вид единого пророчества. Поэтому вполне можно согласиться с датировкой Иринея Лионского  и других церковных авторов и считать временем создания Откровения конец I или даже начало II века н. э. XI (1) И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

В этой связи следует рассматривать и центральную часть каждого из семи пророчеств, где изображается конкретная ситуация в той или иной церкви. Если христиане преодолеют внутренние опасности, то они выдержат и внешние бедствия. Важна именно стойкость, выдержка христиан в грозящих им опасностях и трудностях. И обетование, и увещевание в пророчествах служат единственно этой цели – поддержать и вдохновить христиан. 1. Церковь в Эфесе (2:1–7) 1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: 2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; 3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. 4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. 6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. 7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Эфес – третий по величине город Римской империи – был фактической столицей большой восточной римской провинции Асия. Формальной же столицей, резиденцией проконсула, был город Пергам. Со времени присоединения Эфеса к Риму (113 г. до P.X.) начинается подлинный расцвет этого города. Поэтому неудивительно, что в Эфесе был популярен культ империи и кесаря. Археологические раскопки обнаружили остатки храма, посвященного императору Домициану (81–96 гг. Р.Х.). То есть именно во время написания Апокалипсиса в городе процветал культ человекобожия. Там же находилось и знаменитое на весь эллинистический мир святилище Артемиды, хорошо известное нам по событиям в этом городе, описанным в связи с миссией апостола Павла в Книге Деяний ( Деян.19:23–40 ). Этот город назван первым из семи, так как он был центром миссионерской деятельности апостола Павла и потому имел особое значение для христиан Малой Азии. Его главенствующее положение отразилось и в описании образа Сына Человеческого в формуле «так говорит…»: «Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников». Здесь Эфес как бы представляет все ранее перечисленные светильники-церкви провинции. Прославленный Господь сам осуществляет контроль над церковью и может «сдвинуть светильник с его места», то есть лишить любую церковь права называться христианской, если она не покается.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010