168  Послушник Григорий (Григорий Яковлевич Ермаков), келейник скитоначальника. Впоследствии иеромонах Геронтий. 170  Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 6-е, о том, чтобы не судить ближнего. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 175  Духовная дочь старца Варсонофия. О ней см.: Сергей Нилус. О старце Варсонофии. См. ниже, текст «Было это, помнится, в октябре или ноябре 1909 года...». См. также: Нилус С.А. На берегу Божьей реки. СПб., 1996. 180  Преподобный Оптинский старец схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1825 г.), младший брат преп. Моисея. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни, с 1827 г. – скитоначальник, и 1839–1853 гг. – настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, затем – на покое в Оптиной. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. См.: Жизнеописание игумена Антония. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 186  Вероятно, здесь неточность: скорее о. Амвросию, так как Ф.М. Достоевский побывал в Оптиной в 1878 г., а преп. Макарий преставился в 1860 г. 188  Погожев Е.Н. (1870–1931), духовный писатель, автор широко известных книг о русских подвижниках XVIII–XIX bb., житий святых, жизнеописаний преп. Макария и преп. Амвросия, духовным чадом которого он являлся. Был близок к Оптиной Пустыни, часто жил там. 199  Преп. Варсонофий перефразировал оригинальный текст стихотворения Я. Полонского «Нищий» (1847): Знавал я нищего: как тень, С утра бывало целый день Старик под окнами бродил И подаяния просил... Но всё, что в день ни собирал, Бывало к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам. В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурён, Духовной пищи просит он. – И всё что жизнь ему ни шлёт. Он с благодарностью берёт, И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам... 210  Иеромонах Даниил (Болотов Дмитрий Михайлович: 1837–1907). Из дворян Тульской губ., брат схимон. Софии, первой настоятельницы Шамординского монастыря. Окончил Академию Художеств, был известным художником-портретистом. В 1880 г. принят в число братии Оптинского Скита; занимался иконописью, настенной росписью храмов; писал портреты Оптинских старцев. Имел дар проповеднического слова, занимался духовно-просветительской деятельностью среди окрестного дворянства, много общался с учащейся молодёжью и интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В XVIII в. прп. Паисий (Величковский) сделал список с киевского издания Поучений ( Паисий (Величковский), прп. Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв./Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004. С. 187). По мнению К. Ханника ( Hannick. 1981. S. 262) и А. Э. Тахиаоса ( Ταχιος Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλινκη, 1964. 19842. Σ. 85), прп. Паисий включил Поучения Д. Г. в одну из редакций слав. Добротолюбия. Известны 7 списков Поучений Д. Г. (2-й пол. XVIII в.) б-ки Нямецкого мон-ря; почерки 2 из них напоминают письмо Паисия ( Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 560. (СбОРЯС; 79)). За неск. лет до издания 1628 г. в Киеве был подготовлен к печати еще один список Поучений Д. Г., представленный в рукописи ГИМ. Син. 719 ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 219-225, 147), во всем тождественный предшествующей рукописной традиции и сопровождаемый прологом Захарии (Копыстенского) , архим. Киево-Печерской лавры (1624-1627). Однако это издание не состоялось. III. Русские. Из 3 рус. переводов Поучений Д. Г.- Ф. Орлова (М., 1701), Д. С. Вершинского (ХЧ. 1826-1830) и иером. Климента (Зедергольма) (М., 1856) - наиболее удачным является последний перевод, сделанный и подготовленный к изданию в Оптиной пуст. наряду с творениями преподобных Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др. подвижников. Согласно записи, сохранившейся на полях оптинской рукописи с рус. переводом сочинений Д. Г., в подготовке ее издания принимали участие оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) и Амвросий (Гренков) : «Рукопись сия составлена в Козельской Оптиной пустыни. Переведена книга прп. Аввы Дорофея с греческого народного языка на российский в 1855 году Московского ун-та студентом Константином Карловичем Зедергольмом в Москве и в том же году в Оптиной пустыне перевод сей сличен со славянским переводом древним и исправлен… монахами Иувеналием Половцевым и Львом Кавелиным, а каталог составлен иеромонахами Макарием и Амвросием» ( Бушуев С. В. Иеромонах Климент (Зедергольм) и изд-во Оптиной Пустыни//Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. (Москва 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 135-156). Перевод, сделанный в Оптиной пуст. и сверенный по слав. печатному изданию, неоднократно переиздавался как в самой Оптиной пуст, так и в др. местах. Хотя творения Д. Г. не были включены ни в греч., ни в слав. Добротолюбие, свт. Феофан Затворник поместил в рус. Добротолюбие оптинский перевод Поучений Д. Г., разбив текст на 111 глав, подобно аскетическим сотницам, внеся ряд пояснений и устранив архаизмы (Добротолюбие. Т. 2. С. 601-642).

http://pravenc.ru/text/180299.html

1830-1861 гг. Период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. К 1862 г. Оптинское братство простиралось уже до 150 человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй - все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея.Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, ум. 1841). С 1839 г. Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, стараясь искупить свой грех, за десять лет (1839-1849) написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических " мудрствований " . Другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, пустынножителя Василиска и других; помимо письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий. Активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 г., под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, ум. 1860). За этим богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель митрополит Филарет Московский. Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения. С разрешения митрополита Филарета братия Оптиной Пустыни также переводила сама и издавала знаменитые творения " великих врачевателей душ человеческих " : преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=00780

При всех своих необычайных дарованиях, о. Амвросий иногда советовался и с другими лицами, которых считал способными высказать дельное мнение, но с двоякою целью, иногда для проверки своего мнения, а большею частью для научения того, кого вопрошал. Книгоиздательство Пустыни при старце Амвросии После кончины о. Макария издание святоотеческих книг продолжалось под руководством о. Амвросия. 1) Издана в 1861 году первая книга: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария», (Составленное Архимандритом Леонидом). 2) В 1862 году «Собрание писем о. Макария». 4 тома к монахиням, 1 т. к монахам и 1 т. к м и рским особам. 3) В 1866 г. выпущено новое издание Аввы Дорофея , приготовленное к печати о.о. Климентом и Анатолием. 4) В 1869 году « Симеона Нового Богослова 12 слов,» – перевод о.о. Климента и Анатолия. 5) В 1870 году «Жизнеописание Игумена Антония», сост. о. Климентом. 6) «Пр. отца Феодора Студита огласительные поучения» в русском переводе, – труды о.о. Климента, Анатолия и Ю-лия. 7) В 1874 году « Петра Дамаскина », перевод И. Ю-лия. 8) В 1876 году «Жизнеописание старца Леонида». 9) В 1876 году «Описание Козельской Оптиной Пустыни» (состав. Леонидом Кавелиным) . 10) В 1878 году «Царский путь Креста Господня», перевод о. Климента Зедергольма . 11) В 1882 году «Жизнеописание Архимандрита Моисея (сост. Архимандритом Ювеналием). Епископ Петр актом 28 Ноября 1878 г. предоставил издание в пользу Оптиной Пустыни прежде изданных книг. 12) В 1895 году «Указание пути ко спасению (опыт аскетики). 13) В 1887 году «О монашестве» и другие. Кроме сего издано двадцать брошюр разного содержания и печатались новые издания уже выпущенных в свет прежних произведений. Деятельность О. Амвросия Неспособный ни к каким монастырским послушаниям, исключенный из штата Оптиной Пустыни по неизлечимым болезням и оставленный Св. Синодом на пропитание и призрение Пустыни, Иеромонах Амвросий своею нравственною силою и Божиим произволением оказался на самом деле властным руководителем и распорядителем монастырской жизни и духовной и матер и альной. И не только что питался и призревался Пустынью, но сам был главным источником матер и альных средств для обители и скита, и сам призревал сирот, помогал бедным, целил болезни душевные и телесные именем Господа Иисуса Христа. Хотя десятки лет не участвовал в церковных службах, но проповедывал Христа и учил христианской жизни сотни тысяч людей. Из помощника Настоятеля, как положено по монастырскому уставу, он силою нравственною стал главенствующим в обители. Сам о. Исаакий, официально бывший Настоятелем, духовно подчинил себя добровольно о. Амвросию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, с Божиею помощью, возобновленье Оптиной пустыни началось с возвращения из Белевского Преображенского монастыря в распоряжение Строителя пустыни части церковного и монастырского имущества. Между тем, за время подчинения Оптиной пустыни Белевскому Преображенскому монастырю монастырское строение: ограда, кельи и скотный двор были разобраны и перевезены в Белев; – при этом оптинцы довольствовались содержанием из средств Белевского монастыря в течении двух лет. Естественно, при возврате имущества восстановленной Оптиной Пустыни между ею и Белевским Архимандритом Тихоном возникли некоторые недоразумения хозяйственного характера. Принимавший непосредственное участье в возобновлении Оптиной Пустыни стольник Андрей Петрович Шепелев, изъявивший Св. Синоду готовность снабжать пустынь всем необходимым, написал 18 Мая 1727 года Белевскому Архимандриту письмо следующего содержанья. О. Архимандрит Тихон, спасайся в милости Божьей и в праведных твоих молитвах. Послал я к твоему благословению Иеромонаха Леонтия и человека своего Ивана Монастырева и приказал твоего благословения просить, дабы ты по своему обещанию Казельской Пустыни Оптина монастыря, отдал достальную церковную утварь, т. е. образы, ризницу и посуду, медные котлы и железные и деревянную посуду; святыя ворота, кельи, строительную, хлебню, гостинную келью, амбары, скотския дворки, лошадей, коров, пчелы, хлеб, деньги привесныя и золотой крест и серги серебряныя и протча, что есть взятая монастырская; пожалуй прикажи все привезть, неудержав, как ты у меня в доме обещал, что все отдашь, взятая монастырская и с оградою, а только прислал: медных две сковородки, противень, горшок, да оловянной посуды – два блюда и три миски и то чрез многие письма и посылки. С своей стороны Оптинские иеромонахи Леонтий и Сергий с братиею и сам вкладчик стольник Андрей Петрович Шепелев да лейб-гвардии Преображенского полка капитан-лейтенант Никита Андреевич Шепелев, да Козельский воевода Григорий Аввакумович с товарищами подали 26 Июня 1727 года челобитную преосвященному Леониду, Архиепископу Сарскому и Полонскому на Архимандрита Тихона о возвращении тех вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Он старался во всем следовать духовным традициям Оптиной пустыни и Пафнутиева Боровского монастыря» Схиархимандрит Амвросий (Иванов) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви В 2018 году исполнилось сорок лет со дня кончины клирика Калужской епархии схиархимандрита Амвросия (Иванова). Он отошел ко Господу 15 октября 1978 года на сотом году жизни. Это был один из старцев ХХ столетия, перенесших все тяготы гонений безбожного времени, более восьмидесяти лет служивших Церкви Христовой и сохранивших веру и духовные традиции для будущего поколения православных людей в России и особенно тех, кто избрал своим путем монашеское жительство. Будущий схиархимандрит Амвросий родился в Тамбовской губернии 2 января, в день памяти святого Василия Великого, по его словам – в 1879 году, а по формулярным спискам Оптиной пустыни – в 1882 году в семье верующих людей. Василий – такое имя носил схиархимандрит Амвросий в миру – очень рано остался без отца, и уже к этому времени в его сердце начало созревать стремление к подвижнической жизни. Вот как он сам писал о своем детстве и решении уйти в Оптину пустынь в своей автобиографии: «Отец мой Федор Никандрович был солдат. Мать – Наталья Семеновна. Занимались они сельским хозяйством и были глубоко верующими христианами, так и меня воспитывали. При Крещении дали мне имя Василий, так как я родился 1-го января 1879 г., в честь празднуемого в тот день Василия Великого. Кроме меня, у родителей были еще три дочери, но они умерли в младенчестве. Грамоте я стал учиться на девятом году жизни – ходил в школу, где был учителем диакон о. Георгий, а по Закону Божию нас учил священник о. Иоанн. Девяти лет я остался сиротой. Господу было угодно, чтобы отец мой в возрасте 33-х лет умер. И вот потянулась в течение нескольких лет печальная жизнь без отца в родном доме при хозяйстве дяди, брата отца. Дядя был пьяницей, и водка довела его до болезни, когда он становился буйным. Часто мне и матери моей приходилось терпеть всякие неприятности. Вот однажды мне мать и говорит: “Долго ли, сынок, мы будем так жить и терпеть – надо что-то предпринимать”. И вот мы договорились, что мать уйдет в Таволоанский монастырь, где проживает уже ея сестра, а я уйду к дяде, брату матери, который проживает в Калужской Оптиной пустыни. Вскоре я написал дяде письмо с просьбой узнать о приеме в монастырь и получил от него ответ, что настоятель Оптиной пустыни не против принять нас вместе с моим товарищем Яковом Никитичем Прониным».

http://pravoslavie.ru/116759.html

Петр Иванов – рясофорный монах Оптиной Пустыни, скитский старожил. 1784 † 12 декабря 1867. В мире отставной обер-аудитор. – 56. Петр – крестьянин Крапивенского уезда Тульской губернии. – 307. Петровский Андрей Андреевич – послушник Оптиной Пустыни, в монашестве Андрей. 1786 † 23 января 1867. Происходил из дворян Харьковской губернии. В течение 36 лет военной службы Петровский был в 85 сражениях и дослужился до генерал-майора. Выйдя в отставку, он жил в имении близ Задонска, а последние 9 лет жизни провел послушником Оптиной Пустыни. Любимым занятием его было чтение и переписывание святоотеческих книг. О.Андрей имел редкий духовный дар слез. За три недели до смерти был пострижен в мантию. – 248, 249. Пимен – иеросхимонах Оптиной Пустыни. 1803 † 1 сентября 1881. В мире Петр Яковлевич Пащенко. Из войсковых обывателей г. Изюма. В число братства определен 16 октября 1840 г., рясофором накрыт 16 сентября 1842 г., в монашество пострижен 27 ноября 1843 г. Исполнял послушания маляра и клиросное. 24 июня 1848 г. рукоположен в иеродиакона, а 23 апреля 1857 г. – в иеромонаха. Указом от 11 июля 1858 г. определен помощником иеромонаха Пафнутия в духовнической должности. С 1873 г. был духовником братии. О.Пимен был любим всеми за кротость и смирение. Все замечания он принимал без всякого самооправдания, сложив смиренно на груди руки, просил молиться о нем. Имел редкое усердие к церковной службе. – 109, 110, 113. Платон – иеромонах Оптиной Пустыни. 1816 † 11 сентября 1889. В мире Павел Степанович Покровский. Из учителей Липецкого Духовного уездного училища. Образование получил в Тамбовской семинарии (окончил курс по 1-му разряду). В число братства определен 14 декабря 1850 г., рясофором накрыт 24 марта 1853 г., в монашество пострижен 20 декабря 1858 г. Нес послушания на клиросе и при письмоводстве монастырских дел. 2 февраля 1859 г. рукоположен в иеродиакона, 17 июня 1863 г. – в иеромонаха. С 1875 г. из-за потери зрения чередного священнослужения не исправлял. С 1881 г. – монастырский духовник, с 1886 г. духовник богомольцев. О.Платон, родной дядя по матери схиархимандрита Агапита (Беловидова), был близким другом преподобного Амвросия до поступления в Оптину, а впоследствии его духовником. Перевел на русский язык со славянского из 3-й части «Камня веры» Стефана Яровского «Учение православной восточной кафолической Церкви о святых постах» и «Учение о благих делах, необходимых для вечного спасения». О.Платоном изданы и его собственные сочинения: «Размышления о вечном блаженстве праведных при воспоминании видений о сем св.Андрея, Христа ради юродивого» и «О вечных мучениях грешников». – 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 113, 123, 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1910 год был первым годом издания «Троицкого Слова». О. И. здравствует и поныне. Известное наводнение среди зимы 1909/10 года. Комета Галлея. См. «На берегу Божией реки», 90–95 стр. Руднево — хутор Шамординского монастыря, куда иногда любил уединяться о. Амвросий. Там по его указанию был ископан колодезь, вода которого почитается целебной. Известная пересыльная тюрьма Петербурга, на Петербургской стороне. Тихонова пустынь Калужской епархии. Славится чудотворным источником, подобным источнику преп. Серафима Саровского . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Издание второе СПб, 1903. С. 419–423. В миру — Михаил Иванович Антимонов. Начало монашеству он положил в Предтеченском скиту Оптиной Пустыни. Родной брат о. Мелетия, настоятель Оптиной Пустыни. Все это современники о. Мелетия. Отец Леонид и Макарий — великие старцы Оптиной Пустыни, почившие о Господе, первый 11 октября 1841 года, второй — 7 сентября 1860 года. Филарет — известнейший подвижник и схиигумен Глинской пустыни, скончавшийся в 40х годах прошлого столетия. Преподобного же Серафима ныне знает и чтит вся Православная Церковь. Иеросхимонах и подвижник Киево-Печерской Лавры. Духовничество. О. Антоний был духовником Лавры. Отец Исаакий, младший родной брат о. Мелетия, был избран и назначен настоятелем Оптиной Пустыни в 1862 году. Об этом-то «ярме» и соболезнует умирающий. Грубая ткань ручной работы из черных шерстяных сученых ниток; ее работают обычно в женских монастырях, а носят только в строгих по жизни мужских и женских обителях. Замечательное и знаменательное совпадение: отец Мелетий положил начало своему иночеству в Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а начало вечной своей жизни — в храме, посвященном тому же святому имени. Таковы судьбы Божии! (Прим, составителя.) Архимандрит Мелетий скончался на 72м году жизни. В старинных или живших по старине дворянских поместьях «месчиной» называлась ежемесячная помощь продовольствием отдельному лицу или целому семейству, впавшему в бедность. Наши деды и бабки в браке носили два кольца: одно — обручальное, надеваемое, по молитве, иереем при обручении, другое — венчальное, при совершении Таинства брака. Первое было плоское золотое, второе — тоже золотое, закругленное.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

«На сем месте погребено тело схимонахини Татианы , урожденной гор. Орла. Сконч. 18 октября 1905 г. 32 лет. Подвизалась при скотном дворе Оптиной Пустыни. Отличалась кротостью и миролюбием. Мирно встретила смертный час с надеждою на Божие милосердие. – Да будет тебе вечная память». «Схимонахиня Анастасия, из крестьян Тульской губернии Черкасского уезда Спасской волости села Соковники девица Анастасия Егоровна Тучкова. Поступила на скотный двор Оптиной Пустыни в 1895 году. Сконч. 16 апреля 1907 г. 50 л. от рождения». В «Цветочках Оптиной Пустыни» (изд. в 1995 году) есть воспоминания монахини Домны, прожившей при Оптиной на скотном дворе 50 лет. Она была последнее время духовным чадом старца Анатолия (Потапова) и стирала белье монахам. Вот пока и все, что удалось собрать. Это немного. Нужны дальнейшие поиски материалов. Кажущаяся малость (из скитских обычаев) Архимандрит Агапит, подробно описывая жизнь старца Амвросия в Иоанно-Предтеченском Скиту, его крайнюю болезненность при ежедневных многих трудах по духовному окормлению монашествующих и мирян, упоминает о том, что он соблюдал при чаепитии установленное обычаем число выпитых чашек: три, и не более. «В Оптинском Скиту, – пишет он, – вследствие старческого предания, установился обычай для всех скитских пить чай утром и вечером не более как по три чашки. Старец Амвросий строго держался этого правила. Но вот иногда за диктованием письма он забудет, сколько выпил чашек, а, может быть, только покажет вид, что забыл. Спросит у подходящего келейника: „Сколько я выпил?“ Ответит: „Три“. – „Врешь – две“, – заспорит старец с келейником. „Ну, тогда я еще налью“, – скажет келейник. „Ну, бери, ну тебя совсем“, – заключит старец. Между тем все он делал и говорил с нравственною целью, чтобы и ученики его, глядя на пример своего учителя, старались строго соблюдать старческие уставы, не презирая их за кажущуюся малость» (с. 132). Соблюдал и старец Макарий этот обычай о трех чашках. Вот приходит к нему как-то рясофорный монах Петр (Иванов), человек уже пожилой, и просит разрешить ему пить чаю по четыре чашки – трех не хватало.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

 На л. 92 об. архим. Моисея запись: «Сии строки написаны рукою схимонаха Афанасия, скончавшагося в Брянском Свенском монастыре 1811 года». На л. 109 об. запись писца внизу: «Конец яже о молитве святаго Мелетия». Там же поздней скорописью архим. Моисея: «Писано рукою молдавскаго старца ученика пр(еподобнаго) Паисия Величковскаго». На л. 118 об. вертикально приписка архим. Моисея «Сие писано рукою старца схимонаха Афанасия Горо(хо)вского, скончавшагося в Площанской пустыни».  Запись писца по колонтитулу лл. 2-16: «Сия богодухновенная книга Введенской Макариевой Оптиной пустыни писанное святыя при Афоне старцем Павлом 1800 года ноября 20-го». Внизу на л. 17 и 18 инициалы писца: «О: П:».  На л. 322 запись писца: «Сия книга св. Симеона Нового Богослова, Козельской Введенской Оптиной пустыни, настоятеля архимандрита Моисея, писана рукою его в Брянской Болобережской пустыни в 1813-м году в звании рясофорнаго монаха Тимофея Иванова Путилова, а надпись сия сделана 4 июля 1857 года его же рукою».  Владельческая запись по нижнему колонтитулу (лл.1-10) «Сия книга Богородицкой Площанской пустыни иеромонаха Макария Иванова».  На л. 7 об. подпись писца: «Подписана 1809 году месяца февраля 20 дня cмi.na».  На л. 279 запись писца: «Сия книга преподобнаго Иоанна Лествичника, Козельской Введенской Оптиной пустыни настоятеля архимандрита Моисея писана рукою его в Брянском Свенском монастыре в 1810 году в звании рясофорнаго монаха Тимофея Иванова Путилова, а надпись сия сделана 4 июля 1857 года его же рукою».  Записи на л. 223 запись «Книга сия начата писать батюшкою отцом Макарием, в Площанской пустыни, в 1827 году, а продолжаема отцем Алипием Медведевым в Оптиной пустыни».  На л. 247 запись: «1816 года апреля 23 дня окончана сия богодухновенная книга св. Варсануфия Великого. Писана для спасения души своея б:п: монах Маркианом и переведена вся весма верно, аще в той, с которой писана есть погре(шение). Зачата писать в ноябре месяце 1815 года а кончена апреля на память в.м: Георгия».  На л. 1 запись поздняя запись: «душеполезная книга сия переписана усердием и трудами в пустыни жившаго с о. архимандритом Моисеем послушником Иоанном Наголкиным...».

http://bogoslov.ru/article/6176674

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010