Смерть преосвященного Николая, последовавшая в 1851 году, положила конец гонению, и с кончиной тогдашнего Калужского архипастыря темный горизонт Оптиной пустыни прояснился, на нем взошла звезда радости, – приезд на епархию преосвященного Григория II. По примеру Григория I, новый Калужский владыка оценил заслуги о. Моисея и благосклонно сочувствовал, и содействовал его трудам. Не только милостивым отеческим обращением, но и видимыми знаками своего благоволения почтил преосвященный Григорий многолетние труды о. Моисея. По представлению преосвященного, в 1853 году, о. игумен Моисей был возведен в сан архимандрита, а в 1859 году награжден орденом св. Анны 2-й степени, и мирно провел последнее десятилетие своих настоятельских трудов под покровом благочестивого святителя, понимавшего и ценившего его духовные заслуги, не только для Оптиной пустыни, но и для других обителей Калужской епархии. В течение этих последних десяти лет жизни о. архимандрита Моисея , Оптина пустынь снова делилась своей братией и с Тихоновой пустынью, куда назначен был в настоятели, по смерти о. Геронтия, сначала духовник Оптиной пустыни иеромонах Паисий, а вскоре после него – бывший уставщик Оптиной пустыни иеромонах Моисей. В 1857 году два иеромонаха Оптиной пустыни: Ювеналий Половцев и Леонид Кавелин , и один монах Александр Яновский были назначены членами духовной Иерусалимской миссии. Но все это совершилось мирно, без оскорблений для о. Моисея, и, по нравственному состоянию братии, равно как и по числу их, не было уже прежним ущербом для обители. Лишь напоследок дней отца архимандрита набежало небольшое туманное облачко, и то не от распоряжений владыки, с большим вниманием к старцу разрешившего недоразумение, но от некоторых нетерпеливых из братии. В течение его управления число всех братий увеличилось вчетверо; изменился состав их, изменилось и направление их к несомненно лучшему в духовном смысле. О. Моисей, имея в виду слова Спасителя: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин.6:37 ), принимал в обитель всех вновь приходивших из мира с истинным желанием спастись. Не отказывался принимать в братство и успокаивать и старцев, почтенных священным саном, и довольно потрудившихся в других обителях. Так, при нем кончал дни свои в Оптиной пустыне о. архимандрит Мельхиседек, бывший наместник Александро-Невской лавры, а потом настоятелем монастырей: Ростовского Яковлевского, Спасского в Арзамасе, и Спасо-Евфимиевского Суздальского. Скончался он в 1841 году, 80 лет от роду, проведя в Оптиной пустыни 17 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

257 Горский А. В. Замечания на богословские сочинения A.C. Хомякова//Богословский вестник. 1900. Нояб. С. 522. 259 Горский А. В. Замечания на богословские сочинения A.C. Хомякова//Богословский вестник. 1900. Нояб. С. 532. 260 Флоренский П.,свящ. [Рец. на кн.:] Завитневич В.3. Алексей Степанович Хомяков. С. 543, 546, 534. 272 Летопись велась по 1916 г. Хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина (ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 59). 273 Макарий, иеросхим. Собрание писем. М., 1862. Вып. 6: Письма к мирским особам. С. 567. Письмо 306. 278 См. об этом: Козельская Оптина пустынь и ее значение в истории русского монашества//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. Нояб. С. 435. 279 Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский … С. 39–40. Тоже в «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной пустыни…». С. 87. Кстати, редактор «Маяка» сообщает как нечто удивительное, что иеромонаху Феофану (будущему епископу и затворнику) разрешили в 1845 году читать в Санкт-Петербургской духовной академии курс аскетики. 280 Соколов Д. Д. К литературной деятельности Оптиной пустыни. Об изданиях Оптиной пустыни вообще и издании ею святоотеческих творений в особенности. Реферат, читанный в Калужской ученой архивной комиссии. Калуга, 1898. С. 15. 302 ОР РГБ. Ф. 214. 389. Л. 99 об, – 100. Письмо к неизвестному лицу. «Владыка» здесь, конечно, тот же митрополит Московский Филарет. 308 Киреевский И. В. Письмо оптинскому старцу Макарию, 1852 г.//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 2. С. 260; см. также: Е. В. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни…, в котором помещено 16 писем Киреевского ко. Макарию, в то время как у Гершензона – только 6. 309 Киреевский И. В. Письмо к В.А. Жуковскому от 28 января 1845 г.//Поли, собр. соч. Т. 2. С. 236–237. 312 Соколов Д. Д. К литературной деятельности Оптиной пустыни… Также: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский … Расхождения у них за счет включения архимандритом Никодимом «Лествицы» 1851 г. на славянском языке. По-русски «Лествица» издавалась Оптиной до 1898 г. 4 раза: в 1862, 1873, 1888 и 1897 гг. Требует уточнения также издание «Слов» преподобного Симеона Нового Богослова . Несомненно, что в библиотеке Киреевского были все эти издания, а эта библиотека в 1919 г. была сдана в Государственный исторический музей (см.: Отчет ГИМ за 1916–1925 годы. М., 1926. С. 114), и это может дать возможность произвести уточнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Когда же в Оптиной пустыни поселился о. Леонид, тогда о. Моисей воспользовался этим и, зная его опытность в духовной жизни, поручил его руководству всех братий, жительствовавших в пустыни и всех приходивших на жительство в монастырь. С того времени весь внутренний строй монастырской жизни изменился в Оптиной пустыни. Без совета и благословения старца ничего важного не делалось в обители. В его келью ежедневно, особенно в вечерние часы, стекалась братия с душевными своими нуждами: каждый спешил покаяться пред старцем, в чём согрешил в продолжение дня делом, словом или помышлением, попросить его совета и разрешения в встретившихся каких-либо недоумениях, утешения в постигшей скорби, помощи и подкрепления во внутренней борьбе со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения. Старец всех принимал с отеческою любовью и всем преподавал слово опытного назидания и утешения 110 . Скоро слава о духовной опытности старца распространилась далеко вне обители, и к нему отовсюду начали стекаться со своими духовными нуждами люди различных званий и положений, и все уходили от него уврачёванными. В 1834 году в Оптину пустынь прибыл ещё ранее знакомый о. Леониду по Площанской пустыни, ученик помянутого выше ученика Паисия, схимонаха Афанасия 111 , иеромонах Макарий (Иванов) 112 . Хотя он и сам был достаточно опытен в духовной жизни и уже имел своих учеников, однако он сам стал учеником о. Леонида и только впоследствии, при конце его жизни вместе с ним, как равный, стал подвизаться в старчестве и разделять его труды в окормлении братий и приходивших мирян 113 . 75 Отец Авраамий настоятельствовал в Оптиной Пустыни с 1796 по 1817 год, т. е. более 20 лет. 76 Подробнее историю Оптиной пустыни см.: Л. Кавелин (впоследствии арх. Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1876. С. 9–67. 80 [Григорий – архиепископ Калужский и Боровский. В миру Николай Васильевич Миткевич (1807– 1881), из духовною звания. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Петр Данил Бретшнедер. Оклад ему 110 рублев, да кормовых 46 рублев; итого в год 156 рублев. Иосиф Аген. Оклад ему 80 рублев, кормовых 45 рублев; итого в год 125 рублев. Исак Адамов. Оклад ему 60 рублев, кормовых 40 рублев; итого в год 100 рублев. Яган Нордгрен. Оклад ему 50 рублев, кормовых 46 рублев; итого 96 рублев. Ягану Густаву Вурму оклад 40 рублев, кормовых 28 рублев; итого 68 рублев. Отту Беркхану оклад 20 рублев, кормовых 28 рублев; итого в год 48 рублев. Итого учителей 7 человек, годовой оклад им и с кормовыми 763 рубли. Учеников, которым даются кормовые деньги, а имянно: По два алтына на день: Петр Иванов сын Волков. По десяти денег: Иван Иванов сын Хрущов, Петр Никифоров, Яков Никонов, Тихон Борисов сын Лобзин. – Итого 4 человека. По осми денег: Матвей Борисов сын Лобзин, Семен Кирилов сын Розладин, Михайло Иванов сын Лесли, Андрей Александров сын Всеволоцкой, Сергей Лукьянов, Максим Кузмин сын Бутковской, Григорий Чичагов, Федор Козмин сын Бутковской, Леонтий Иванов сын Островской, Дмитрий Никитин сын Ловрушин, Борис Игнатьев сын Олтуфьев, Степан Алексеев сын Олисов, Иван Степанов сын Хорошилов. – Итого 13 человек. По шти денег: Петр да Семен Дмитреевы дети Тарасовы, Иван Савостьянов сын Иполитов, Иван Григорьев, Иван Услюмов, Семен Кудрявцов, Петр Иванов сын Попов, Алексей Земзеров, Яким Петров сын Исаков, Никита Федотов сын Стукалов, Григорей Савин сын Маломахов, Матвей Никифоров сын Орешников, Семен Алексеев сын Павлов, Иван Иванов сын Карцов, Артемей Калинин сын Соловецкой, Яков Павлов сын Рубинов, Иван Петров сын Соболев, Андрей Борисов сын Горлов, Петр Иванов сын Соболевской, Семен Еремеев сын Кулешев, Алексей Ефимьев, Прокофей Кирилов сын Суворов, Корнил Савин, Игнатей Июдин, Иван Матвеев сын Лопатин, Иван Федоров сын Прончищев. – Итого 26 человек. Учеников же, которые в той школе учатца без жалованья, на своих доволствах: Иван Петров сын Лодыженской, Петр Леонтьев сын Глебов, Андрей Федоров сын Хрущов, Семен Иванов сын Хрущов, Борис Семенов сын Хрущов, князь Алексей княж Федоров сын Борятинской, Иван Дмитриев сын Ушаков, Григорей Борисов сын Артемьев, Матвей Федоров сын Замятнин, Степан да Петр Артемьевы дети Волковы, Егор Савин сын Сергеев, Иван да Степан Афонасьевы дети Чеботаевы, князь Николай княж Иванов сын Гагин, Петр Понкратов сын Сумороков, князь Петр княж Васильев сын Оболенской, Василий Стрежнев, князь Федор княж Иванов сын Мещерской. – Итого 19 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов ; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73). Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун) . 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2. Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий//ДЧ. 1894. 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия//Там же. 1898. 12. С. 621-635; 1899. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий//ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия//Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/674766.html

МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

21 Все означенные выше неизвестные доселе сведения об Александре Михайловиче передавал вышеупомянутый иеромонах Платон. 22 Желающий иметь понятие о старчестве может прочитать о сём в жизнеописании Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) в начале 2-й главы. Там приведены места из отцов подвижников, хорошо объясняющие этот предмет. Делом этим занимался скитский иеромонах Климент Зедергольм под руководством старца иеросхимонаха Амвросия. 23 См.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 24 3 декабря 1839 года, по представлению Калужского преосвященного Николая, определен был настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря, как сказано в его жизнеописании, изданном Оптиной пустынью. 25 Обо всех перечисленных старцах некоторые сведения помещены в «Исторических описаниях монастыря и скита Оптиной пустыни». Об некоторых же из них есть и особые жизнеописания, как то: о настоятеле архимандрите Моисее , игуменье Антонии, о старцах иеросхимонахах Льве и Макарии. Все издания Оптиной пустыни. Некоторые, впрочем, сведения о перечисленных старцах предлагаются здесь с рассказов оптинских старожилов монахов. 28 Из записок настоятельницы Шамординской общины монахини Евфросинии. В записках этих, впрочем, есть некоторые неточности. 30 Рукопись в лист, довольно объемистая, хранится в скитской библиотеке. Первая половина ее писана Александром Михайловичем, а остальная часть другой рукой. 32 Из записок игумена Марка, бывшего настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря, теперь живущего на покое в Оптиной пустыни. 35 Так значится в записках настоятельницы Шамординской общины, монахини Евфросинии. Там прибавлено еще в скобках: т.е. оделся в монастырское платье. Скобки наводят на ту мысль, что это собственное мнение матушки настоятельницы, с каковым согласиться нельзя. Потому что из нижеследующего рассказа об Александре Михайловиче видно, что отец игумен Моисей в марте месяце 1840 года только допрашивал его, намерен ли он совсем остаться в Оптиной, а одетых в монашеское платье, как уже совсем принятых в монастырь, настоятели не допрашивают. Принять еще во внимание должно, что бывший в то время калужским епископом преосвященный Николай относился к Оптиной пустыни во всех касавшихся ее делах очень строго. Потому до окончания дела об Александре Михайловиче сему последнему и думать нельзя было о монашеской одежде. Да и сам он еще несколько колебался в мыслях о сём, всё хотел себя испытывать в жизни монашеской, как сейчас увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

При о. архимандрите Моисее значительно увеличилось и число братства. В 1825 г. в Оптиной Пустыни братий было 40 человек, и, по недостатку служащих, иногда, приходилось в праздники приглашать к служению диакона из города, или из ближних сел. В 1862 г. Оптинское братство простиралось до 150-ти человек, в том числе, одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй, все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Главная же и неоцененная его заслуга состоит в том, что в его настоятельство и при его содействии, старцами иеромонахами Леонидом (Львом) и Макарием в Оптиной Пустыни введено, так называемое, старчество, т. е. подчинение иноков, по учению святых и духоносных отцов, духовному руководству избранных опытных, духовных мужей. Введением старчества, о. Моисей упрочил и на будущие времена внутреннее благоустройство и благосостояние Оптиной Пустыни 35 . По кончине о. архимандрита Моисея , в настоятели избран скитский иеромонах, о. Исаакий (Антимонов), который в том же 1862 г., 19 июня, утвержден в строительской должности, 8-го сентября 1864 г. возведен в сан игумена. Подобясь во многом Песношской обители, которая в свое цветущее время даровала Оптиной Пустыни приснопамятного Авраамия, а также наделила настоятелями и устроила несколько других обителей, и сама Оптина Пустынь, в свою очередь, в настоятельство о. архимандрита Моисея и после него, наделила настоятелями и братией другие обители Калужской епархии, для устроения их по всем частям, и заведения порядка общежительного. Так, в 1837 г., в Калужскую Тихонову Пустынь назначен строителем Оптинский иеромонах Геронтий, который скончался в сане игумена в 1857 г., благоустроив, вверенную ему, обитель. В 1858 г. настоятелем Тихоновой Пустыни назначен Оптинский иеромонах о. Моисей, который и ныне управляет сей обителью в сане архимандрита, а с 1863 г. назначен и благочинным монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О. Анатолию пришлось пережить все бедствия военного времени, революции и большевизма. Несмотря на все эти испытания и на собственную тяжелую болезнь, о. Анатолий оставался неизменно живым, отзывчивым и любвеобильным. Он скончался, по-видимому, в 1922 году, и с его смертью закончилось четвертое тридцатилетие в истории Оптиной Пустыни. Из настоятелей Оптиной Пустыни, управляющих ею после о. архимандрита Исаакия, более других был нам известен о. архимандрит Ксенофонт, управлявший обителью около двадцати лет. На вид суровый, строгий, молчаливый, с бледным болезненным лицом, он был верным хранителем оптинских преданий и заботливым хозяином. Происходил он из крестьян. Глава 9. Заключение Мы перечислили далеко не всех тех иноков Оптиной Пустыни, которые обращали на себя внимание своею выдающеюся жизнью и своими высокими качествами Может быть, иных, не менее замечательных, мы даже и не упомянули. Составляя настоящий очерк исключительно по памяти, мы, естественно, могли упустить многое, даже существенное. В заключение нашей книги мы не можем воздержаться от невольно напрашивающегося сравнения жизни Оптиной Пустыни с переменами, происходящими в жизни видимой, окружающей нас природы. После долгой, холодной и беспросветной зимы XVIII века оживает и возрождается Оптина Пустынь в начале XIX века. Под воздействием лучей согревающей теплой любви внимательного и заботливого сердца московского митрополита Платона начинается в Оптиной Пустыни ранняя весна – деятельность игумена Авраамия, переселяются в Оптину Пустынь юные подвижники – Моисей и Антоний, возникает скит. Весна все более и более входит в свои права. Природа все более и более расцветает. В Оптиной Пустыни начинается деятельность о. Моисея как настоятеля обители, о. Антония как начальника скита и о. Леонида как монастырского старца. Приходит лето. Прибывает в Оптину Пустынь о. Макарий. Старчество все более крепнет и развивается. При содействии Киреевских развивается издательская деятельность: извлекаются из-под спуда писания великого старца Паисия Величковского , опубликовываются в печати и широко распространяются по России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Как удивительно сплетались и переплетались духовные нити, шедшие от старца Паисия! Отец Макарий жил в Площанской пустыни 24 года По смерти старца Афанасия началось духовное сближение и переписка отца Макария с отцом Львом, результатом которой было переселение отца Макария в скит Оптиной Пустыни В течение 7 лет продолжалась совместная жизнь в Оптинском скиту старцев Макария и Льва Они связаны были между собой теснейшею дружбой и единомыслием. Они писали своим духовным детям общие письма за общею подписью Но характеры их были совершенно различны. Отец Лев, из купцов, был прям, грубоват, практически мудр, хотя и имел нежное сердце. Отец Макарий, из дворян, был мягок, кроток, любил книжные занятия и в молодости, до поступления в монашество, играл на скрипке, любил петь Но оба они были одинаково великими ревнителями истинного духовного монашества После кончины отца Льва отец Макарий старчествовал 19 лет, будучи в то же время, после отца Антония, начальником скита, и скончался в 1860 году. Так же как и отец Лев, он собрал вокруг себя много учеников, желавших подвизаться под его руководством. Среди них было много людей образованных, при помощи которых старец предпринял издание переводов отеческих книг старца Паисия. Особенно близкое участие в том деле принимал, как было сказано, Иван Васильевич Киреевский, духовный сын отца Макария, проживавший недалеко от Оптиной Пустыни в своем имении Долбино Горячее содейстие оказывали старцу в издании книг его московские друзья и почитатели – московский митрополит Филарет, профессор Московской Духовной Академии – прот. Ф. А Голубинский, ректор Академии прот. А. В. Горский, проф. Московского Университета Шевырев и др Таким образом, трудами и заботами старца Макария положено было в Оптиной Пустыни начало издательской деятельности, которая не прекращалась и по смерти о. Макария. Через два года после кончины о Макария скончался настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Моисей , а еще через три года его брат игумен Антоний и, таким образом, сошли в могилу главные лица, положившие в Оптиной Пустыни основание старчеству и строгому монашескому общежитию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010