Из учеников о. Паисия, живших в России, упомянем некоторых, имевших отношение к Оптиной пустыни. Таковы: 1) Архимандрит Софрониевой пустыни Феодосий. С ним впоследствии имел общение о. Макарий Оптинский . 2) Клеопа, живший в обителях Островской и Тихвинской и в Московском Симоновом монастыре. Он оставил многих учеников, из которых особенно замечателен строитель Песношской обители Макарий, сам бывший в переписке с о. Паисием и поставивший в Оптину пустынь своего замечательного ученика Авраамия, о котором было сказано выше. 3) Новоспасские иноки Александр и Филарет. Они имели духовное общение с о. Паисием и оказали сильное духовное влияние на будущих оптинских иноков Моисея и Антония (Путиловых), о которых скажем ниже. 4) Афанасий (из сенатских секретарей), доставивший митрополиту Гавриилу Паисиев перевод Добротолюбия , подвизавшийся потом с некоторыми другими Паисиевыми учениками в Свенском монастыре, где вместе с ним жил одно время и вышеупомянутый Моисей. 5) Другой иеромонах Клеопа и его друг схимонах Феодор, много лет жившие в обители о. Паисия, принявшие от него пострижение и им основательно утвержденные в духовной жизни. В Россию они пришли в 1801 году. С ними сблизился и под их руководством возрос знаменитый – впоследствии первый старец оптинский – иеросхимонах Лев, или Леонид (Наголкин). 6) Другой схимонах Афанасий (бывший ротмистр гусарского полка), живший при старце Паисии семь лет, перешедший в Россию в 1777 году и скончавшийся в Площанской пустыни Орловской епархии, где под его духовным руководством возрастал другой оптинский старец – иеросхимонах Макарий (Иванов) . Из этого краткого перечня учеников о. Паисия видно, какую широкую духовную сеть раскинул он по земле русской. В эту-то сеть и попали те лица, коим суждено было положить начало духовной жизни по заветам о. Паисия в Оптиной пустыни. Не считая вышеупомянутого Авраамия, лица эти были следующие: Моисей и Антоний (Путиловы), Леонид (Наголкин) и Макарий (Иванов) . О них-то мы теперь и должны сказать подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В 1818 г. настоятелем Площанской пустыни становится иеромонах Серафим, ученик старца Василия Кишкина, строителя Белобережской пустыни. О. Серафим вводит в обители благие перемены в церковном чине, которые были смиренно приняты братией на общую духовную пользу. О. Макарий получил дозволение на паломничество в Киево-Печерскую лавру, где был утешен архимандритом Антонием. На обратном пути зашел в Глинскую пустынь, где познакомился с учеником игумена Филарета иеродиаконом Самуилом, делателем умной молитвы, учение которой он проходил под руководством своего старца, ученика архимандрита Феодосия, настоятеля Софрониевой пустыни. В 1824 г. о. Макарий ездил в Ростов на поклонение мощам святителя Димитрия, в этой поездке впервые посетил Оптину пустынь и новоустроенный скит, который позже приютит его в своих стенах 218 . В 1825 г. скончался учитель о. Макария старец Афанасий, который был для него живым образцом христианских добродетелей. В 1826 г. о. Макарий был назначен благочинным обители, а в 1827 г. определен духовником Севского женского монастыря, и это назначение определило начало нового периода духовной деятельности о. Макария. В 1828 г. из Александро-Свирского монастыря в Площанскую пустынь со своими учениками прибывает иеросхимонах Леонид, в схиме Лев, который, прожив здесь полгода, переходит на постоянное жительство в новоустроенный скит Оптиной пустыни. Сближение со старцем Леонидом как опытным в духовной жизни наставником имело очень большое значение на дальнейшую жизнь о. Макария. После отбытия старца Леонида о. Макарий продолжал с ним духовное общение через переписку 219 . В поездке из Орла в Петербург о. Макарий имел духовную беседу в Москве с новоспасским старцем Филаретом, которая оставила неизгладимое впечатление в душе о. Макария. В этой же поездке он виделся и со старцем Леонидом, у которого просил благословения на принятие его в скит Оптиной пустыни, о чем и подал прошению настоятелю о. Моисею. Вернувшись в Площанскую пустынь, о. Макарий смиренно ждал решения, и в 1834 г. он получил указ о его перемещении в Оптину пустынь из Площанской обители, в которой прожил более 23 лет. В том же 1834 г. о. Макарий прибывает к своему учителю в скит Оптиной пустыни, где прожил около 27 лет. До самой смерти старца Леонида он был его крайне послушным и преданным учеником и сотрудником.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Привезла от бабушки. Не могу разобрать, какая это Богородица. Никаких надписей нет Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо большое за разъяснение! Добавлено на опознание: 2017-10-25 14:26:56 Владелец: ALEX11 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: История иконы неизвестна. Надписей нет. Посредине, возможно, - Николай Чудотворец. У святого справа виден приклад ружья. Ответов: 5. Последний ответ: Александр, пошлите изобр. иконы на сайт икон арт, там спецы, более точно подскажут время написания ик. Оклад, как я понимаю, большой и тяжелый, но может можно снять и будут видны надписи, если только это не подокладная непрописанная икона, т.е.тольк [...] Добавлено на опознание: 2017-10-22 21:56:16 Владелец: novsergei Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-11-05 19:30:26]: На обратной стороне карандашом неясная надпись " Преподобн Макарий " Ответов: 2. Последний ответ: marinakova! На обратной стороне карандашом обнаружил неясную надпись " Преподобн Макарий " . Спасибо.С уважением. Добавлено на опознание: 2017-10-17 15:54:36 Владелец: mvv Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-10-17 18:04:37]: Не могу определить, кто изображен на полях и возраст иконы. По доске - 14-15 век, по изображению на полях - вт.пол.19 века. Размер: 250х305х27 мм. Ковчег, поле, лузга есть. Доска скреплена двумя шпонками, клиновидно срезанными, размеры на торцах 34 и 28 мм. Шпонки резные, выступают над плоскостью доски на 7-8 мм. В торцах доски шпонок нет. [Добавлено 2017-10-17 19:04:52]: Что написано в книге? Ответов: 4. Последний ответ: В книге написано: " Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем " Добавлено на опознание: 2017-10-15 09:58:10 Владелец: Kirill2017 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Висит у родителей. Они тоже не знают, кто на ней изображен.

http://pravicon.com/unknown/22

Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ 336–338, 1017 Лука, блж. 124 Лукасюк. обн. протоиерей Ярославской епархии 286 Луначарский А. В., нарком просвещения 349 Лысенко Василий, обн. протоиерей см. Васлий (Лысенко), обн. епископ Львов Владимир Николаевич, обер-прокурор Св. Синода при Временном правительстве (1917 г.) 25, 190, 246, 247, 988 Любимов К., обн. священник Ярославской епархии 243 Любимов Николай Александрович, протопресвитер 214, 1007 Лютер Мартин, деятель Реформации в Германии 287 Ляде см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Ляпунов С. М.. композитор, церковный староста, осуждённый по петроградскому процессу 251 Майков А. Н., русский поэт 393 Макарий (Булгаков) , митрополит 178 Макарий (Быстров), обн. архиепископ 499, 813 Макарий (Знаменский), епископ 256, 813 Макарий (Ильинский), митрополит 58 Макарий (Невский) , митрополит, свт. 188, 189, 308 Макарий (Опоцкий), обн. епископ 628, 813–814 Макарий (Павлов), обн. епископ 89, 815 Макарий (Телегин), иеромонах, прпмч. 1007 Макарий (Торопов), обн. архиепископ 275, 308, 309, 415, 421, 471, 653, 816 Макарий Сталинский см. Макарий (Быстров), обн. архиепископ Макарий митрополит, Экзарх Московской Патриархии в США см. Макарий (Ильинский), митрополит Макарий, Пятигорский см. Макарий (Павлов), обн. епископ Макарий, епископ Васильсурский см. Макарий (Знаменский), епископ Макарий, митрополит Московский см. Макарий (Невский), митрополит, свт. Маккиавели Николо, итальянский политический мыслитель, историк 540 Максим (Светич), обн. архиепископ 817 Максим, митрополит Пловдиевский 491 Мануил (Лемешевский) , митрополит 14, 51, 58, 337–340, 527, 607, 609–612,677 Мануил, Высокопреосвященный см. Мануил (Лемешевский) , митрополит Мануил, епископ см. Мануил (Лемешевский) , митрополит Мария (Скобцева), монахиня 18 Маркин, осужденный по петрофадскому процессу 251 Марков Стефан, протоиерей 577 Маркс Карл, основоположник научного коммунизма 124 Марьянович Ч., авт. соч. 68, 98 Масальская А. С., историк 16 Матфей (Бережной), обн. епископ 484, 817–818

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичей пуст. М., 1872; Д. Л. Воспоминания о старце Оптиной пуст. иеросхим. Макарии//ДомБ. 1862. Вып. 12. С. 263-273; Вып. 13. 31 марта. С. 288-294; Иосиф (Литовкин), прп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. [Н.] Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Покровский В. Старец Макарий Оптинский как учитель нравственности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-14 (отд. паг.); Кн. 2. С. 30-48; 1904. Т. 4. С. 3-72; Матвеев П. Гоголь в Оптиной пуст.//РС. 1903. Т. 113. Февр. С. 301-304; Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пуст.//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Андроник (Трубачёв), игум. Афанасий (Захаров), схим.//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 714; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Старцы Площанской пуст. М., 2002; Евстафий (Солнцев), иером. Эпистолярное наследие прп. Макария, старца Оптинского: Дис. Серг. П., 2003. Ркп.; Диомид (Кузьмин), иером. Василий (Кишкин), иером.//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 82-84; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Святой отец для последних времен//«Молю Господа даровать уму моему слово на пользу вашу»: Сб. писем прп. Макария (Иванова). М., 2006. С. 5-22; она же. Оптина пуст. и Вознесенский Великолукский мон-рь//АиО. 2011. 2(61). С. 111-130; она же.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Первый период начинается с 40-х годов позапрошлого века, когда появляются первые упоминания об Оптинских старцах. В издаваемых общих курсах по истории Русской Православной Церкви житию старцев Оптиной пустыни, ее истории и устроению отводятся отдельные главы или параграфы. Причем помимо литературы об Оптиной, создававшейся вне монастырских стен, начинается издательская деятельность и в самом монастыре. Второй период хронологически совпадает со временем расцвета Оптинского старчества и также может быть охарактеризован как плодотворный период, когда появляется большое количество самой разнообразной литературы, причем написанной не только монахами, но и светскими мыслителями, подолгу находившимися в Оптиной. Среди последних особо следует выделить работы таких писателей, как К. Н. Леонтьев и С. А. Нилус 171 . В третий период, период советской власти, произведения об Оптиной появлялись только за границей, но тем не менее именно в этот период мы встречаем наиболее фундаментальные исследования об Оптиной пустыни, связанные с именами И. К. Смолича и И. М. Концевича 172 . Наконец, четвертый период начинается с конца 80-х годов XX века, времени передачи монастыря Русской Православной Церкви и возобновления деятельности монастыря. Здесь мы можем выделить ряд направлений в историографии Оптиной пустыни, которые в этот период получили особое развитие: – достаточно интенсивная издательская деятельность самого монастыря. Среди многочисленных изданий обители следует отметить следующего рода литературу: жития, наставления, беседы, келейные записки, воспоминания, письма 173 ; Оптинский альманах по различным темам (Оптина пустынь и русская культура, Святыня под спудом); календари. – исследования, посвященные тесным связям Оптиной пустыни с русской культурой и влиянию старчества на характер русской культуры 174 . – международные конференции, форумы, диссертационные исследования 175 . История, зарождение монастыря и его долгая и богатая на события жизнь также может быть поделена на периоды, каждый из которых обладает своеобразными характеристиками. Согласно периодизации протоиерея С. Четверикова, можно выделить четыре периода: «Со вступления в настоятельство отца Авраамия начался первый из этих периодов, закончившийся к началу 30-х годов XIX столетия. Второй период совпадает со временем настоятельства отца архимандрита Моисея и старчества отца Льва и отца Макария; третий период совпадает со временем настоятельства отца архимандрита Исаакия и старчества отца Амвросия, и четвертый обнимает собою время после 1894 года» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но в последние века, при всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало приходить в забвение, так что многие начали отвергать его. Уже во времена Нила Сорского старческий, путь многим был ненавистен, а в конце прошедшего столетия и почти совсем стал неизвестен. К восстановлению в России этого основанного на учении св. отцов образа монашеского жития много содействовал знаменитый и великий старец архимандрит молдавских монастырей Паисий Величковский . Он с великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка на славянский творения аскетических писателей, в которых содержится учение о монашеском житии вообще и в особенности о духовном отношении к старцам. Вместе с тем в Нямецком и других подчиненных ему молдавских монастырях он показал и применение этого учения к делу. Одним из учеников архимандрита Паисия, схимонахом Феодором, жившим в Молдавии около 20 лет, этот порядок иноческой жизни передан иеросхимонаху отцу Леониду, а им и учеником его старцем иеросхимонахом Макарием насажден в Оптиной пустыни. Тогдашний оптинский настоятель отец Моисей и брат его скитоначальник отец Антоний, положившие основание своего иночества в Брянских лесах, в духе древних великих пустынножителей, давно желали ввести старчество в Оптиной пустыни, но сами не могли выполнить этого дела, потому что были озабочены многотрудными и многосложными занятиями по устройству и управлению обители и потому что вообще соединение в одном лице двух этих обязанностей, настоятельства и старчества, хотя в прежние времена при простоте нравов и было, но в наше время весьма неудобно и даже невозможно. Когда же в Оптиной пустыни поселился отец Леонид, тогда отец Моисей воспользовался этим и, зная его опытность в духовной жизни, поручил его руководству всех братии, жительствовавших в Оптиной пустыни, и всех приходивших на жительство в монастырь. С того времени весь внутренний строй монастырской жизни изменился в Оптиной пустыни. Без совета и благословения старца ничего важного не делалось в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. –75 с Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 70 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 78 с. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна Маслова. Под. Ред. Н. В. Маслова. – М.: Самшит-издат. 2011. – 521 с. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна Маслова. Под. Ред. Н. В. Маслова. – М.: Самшит-издат. 2011. – 522 с. Палладия, епископа Еленопольского Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. Глава 27. Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна в ответах на вопрошения учеников. Ответ на вопрос 253. – М.: Православное братство апостола Иоанна Богослова, 2002. – 220 с. Цит по: Как бороться с помыслами. Изложение учения Святых Отцов Праославной Церкви. – М.: 2005. – 31 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 472 с. Иоанн (Маслов), схиарх. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Академ. Печатн. Дом, 2000. – 120 с. Иоанн (Маслов), схиарх. Избранные письма и проповеди. Под общ. Ред. Н.В. Маслова. 2-е изд. – М.: Самшит-издат, 2004. – 324 с. Иоанн (Маслов), схиарх. Избранные письма и проповеди. Под общ. Ред. Н.В. Маслова. 2-е изд. – М.: Самшит-издат, 2004. – 102 с. Иоанн (Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спсении. – М.: Самшит-издат, 1995. – 227 с. Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. – 164 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 477 с. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. К. 3. Т. 7. Толкование на святого Евангелиста Матфея. Беседа XX. Минск. Харвест, 2005, - 112 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 1. Преподобный Марк Подвижник. Двести глав о духовном законе. Гл. 179. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 501 с.

http://bogoslov.ru/article/3220495

ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ПРИ СТАРЦЕ АМВРОСИИ Несмотря на увеличивающийся приток посетителей и болезненное состояние, старец занимался и литературно-издательской деятельностью, начавшейся при иеросхимонахе Макарии. Но если раньше издавалась только святоотеческая аскетическая литература, то при иеросхимонахе Амвросии стали издаваться еще и церковно-исторические труды самой Оптиной Пустыни. В 60-70 годах под руководством оАмвросия и при деятельном участии о.Климента (Зедергольма), о.Леонида (Кавелина), о.Анатолия (Зерцалова), о.Агапита и других лиц были изданы следующие книги: " Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария " (составленное архимандритом Леонидом Кавелиным); Собрание писем о.Макария в шести томах; Новое издание аввы Дорофея, приготовленное к печати о.Климентом и о.Антонием; Симеона Нового Богослова - 12 слов в переводе тех же лиц; " Жизнеописание игумена Антония " (составленное о.Климентом); Преп. Отца Федора Студита огласительные поучения в русском переводе; Поучения Петра Дамаскина в переводе о.Ювеналия; " Жизнеописание старца Леонида " (составленное о.Климентом); " Описание Козельской Оптиной Пустыни " (составленное о.Леонидом); " Царский путь креста Господня " (в переводе о.Климента); " Жизнеописание архимандрита Моисея " (составленное архимандритом Ювеналием) и другие. Книги эти, а также изданные прежде, всегда имелись у старца Амвросия; ими он наделял более почетных посетителей обители, а прочим он раздавал мелкие брошюры, в которых старец никогда не имел недостатка. Чаще всего он раздавал следующие: " Советы ума своей души " преп. Марка Подвижника; " О вещах, возбраняющих ко спасению " с душеполезными беседами старца Зосимы; толкование на " Господи, помилуй " ; " Слово о страстях и доброжелателях " преподобного Иоанна Дамаскина; " Беседа на шестой псалом " св. Анастасия Синаита. О том значении, какое придавал старец Амвросий этим книжечкам, можно судить из его слов: " В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство " . Давая оценку издательской деятельности Оптиной Пустыни, известный подвижник прошлого столетия, современник старца Амвросия, епископ Игнатий Брянчанинов писал: " Все русское монашество обязано особенно благодарностью Оптиной Пустыни за издание многих творений святых Отцов... Перевод на русский язык монашеских отеческих писаний, по знанию монашеской жизни, гораздо удовлетворительнее совершается братиями обители, нежели перевод их людьми, чуждыми этой жизни " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

Тогда еще был жив знаменитый Оптинский старец иеросхимонах Амвросий, проживавший в то лето в Шамордине, в 12 верстах от Оптиной Пустыни, но мы, по своему легкомыслию, не сочли нужным сделать несколько лишних верст в сторону, чтобы повидать его и получить его благословение. В следующий раз я пришел в Оптину Пустынь уже один, также из Москвы, летом 1894 года, будучи уже студентом Московской Духовной Академии. Старца Амвросия уже не было в живых. Скончался и его ближайший помощник по устроению Шамордина, скитоначальник иеросхимонах Анатолий. Старчествовал ученик о. Амвросия, иеросхимонах Иосиф, живший в его хибарке, в скиту. В этот раз я прожил в Оптиной Пустыни около недели, говел, посетил скит и о. Иосифа, был у настоятеля монастыря, о. архимандрита Исаакия, произведшего на меня сильное впечатление своим самоуглубленным спокойствием, простотой и молитвенными слезами при богослужении. На этот раз я близко рассмотрел Оптину Пустынь. И она произвела на меня глубокое впечатление, запавшее в мою душу навсегда. Я впервые ощутил там веяние истинной духовной жизни, от которой как бы расцвела и моя собственная душа. После этого я не видал Оптиной Пустыни целых семь лет, отвлеченный обстоятельствами личной жизни, но я не переставал сохранять в душе своей светлое воспоминание об этом монастыре, и это воспоминание каждый раз действовало на мою душу оживляющим и освежающим образом. Я выписывал издания Оптиной Пустыни, читал их и перечитывал и этим поддерживал свое внутреннее общение с ней. В третий раз я посетил Оптину Пустынь, уже будучи священником, в 1901 году, и прожил там с семьею все лето. Результатом этого посещения была написанная мною в следующем году брошюра «На службе Богу – на службе ближним». В четвертый раз я был в Оптиной Пустыни летом 1905 года, занимаясь там подготовлением к печати собрания писем старцев о. Амвросия и о. Анатолия, изданных обителью в 1909 году. Знакомство с письмами о. Амвросия возбудило во мне желание составить его полное жизнеописание, что и было мною сделано летом 1911 года в той же Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010