Конечно наказание я по всей справедливости заслужил, но молю премилосердного Господа: Господи, да не яростию Твоею обличиши мне, ниже гневом Твоим накажеши мене, Помилуй мя, яко немощен есмь. Смерть бо грешника люта, и мне немощному в этой участи Лютикова монастыря не хочется быть по преклонным моим летам. Признаюсь откровенно пред Вами, опечаливает меня такая милость Архипастыря». Эта ли особая записочка, объяснявшая милость Архипастыря, была предоставлена О. Наместником Высокопреосвященному Митрополиту Московскому Филарету и вызвала его могущественное слово в пользу оставления О. Игумена в Оптиной Пустыни, или иным путем Господь удержал Преосвященного Николая от исполнения его намерения,нам неизвестно, но только, к счастью Оптиной Пустыни и успокоению О. Игумена Моисея, намерение Владыки замедлялось в осуществлении, а смерть Преосвященного Николая, последоавшая в 1851 году, положила ему и совершенный конец. С кончиною тогдашнего Калужского Архипастыря темный горизонт Оптиной Пустыни прояснился; на нем взошла звезда радости, – приезд на епархию Преосвященного Григория II, новый Калужский Владыка оценил заслуги О. Моисея и благосклонно сочувствовал и содействовал его трудам. Не только милостивым отеческим обращением, но и видимыми знаками своего благоволения почтил Преосвященный Григорий многолетние труды О. Моисея. По представлению Преосвященного, в 1853 году, О. Игумен Моисей был возведен в сан Архимандрита, а в 1859 году награжден орденом Св. Анны 2-й степени, и мирно провел последнее десятилетие своих настоятельских трудов под покровом благочестивого Святителя, понимавшего и ценившего его духовные заслуги, не только для Оптиной Пустыни, но и для других Обителей Калужской епархии. В течение этих последних десяти лет жизни О. Архимандрита Моисея, Оптина Пустынь снова делилась своею братиею и с Тихоновой Пустынью, куда назначил был в настоятели иеромонах Паисий, а вскоре после него бывший уставщик Оптиной пустыни иеромонах Моисей и до ныне благополучно и плодотворно управляющий Тихоновою Пустынью в сане Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ср.: 1 Тим. 2, 4.— Ред. 46 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 326–328.— Ред 47 Левый придел Введенского собора монастыря, освященный в 1989 году в честь преподобного Амвросия Оптинского. — Ред. 48 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 237–240.— Ред. 49 Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 497–514.— Ред. 50 Пс. 131, 14.— Ред. 51 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113.— Ред. 52 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 212–216.— Ред. 53 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 230–232.— Ред. 54 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 426–432; см также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 16–17.— Ред. 55 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 224–230; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910. С. 77–82.— Ред. 56 Страшный Суд и адские мучения обычно изображаюся на западной стене храма. — Ред. 57 См.: 4 Цар. 2, 11–15.— Ред. 58 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 118–120.— Ред. 59 Там же. С. 114–115.— Ред. 60 Там же. С. 118.— Ред. 61 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 242–244.— Ред. 62 См.: Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015; Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-С. Цит. по: http://www.pstbi.ru. — Ред. 63 Информация нуждается в уточнении, т. к. в расстрельных списках Тверской епархии в его личном деле об Оптиной пустыни не упоминается. См.: http://www.memo.ru/memory/tver/tv-20.htm. — Ред. 64 См.: Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века/Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 197–226; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 229–262.— Ред. 65

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Можно предполагать, что Опта, при пострижении в монашество, был наречен Макарием, почему и Пустынь его (в которой, вероятно, он сам и был первым настоятелем), удержала за собою название Макарьевой Оптиной. В древних письменных актах, обыкновенно, писалось: «Макарьевы Пустыни Оптина Монастыря». Введенской же, Пустынь сия начала именоваться только с начала нынешнего столетия, хотя, по письменным сведениям, еще в 1629 году был уже в ней храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. Впрочем, название Оптиной Пустыни Макарьевой, по другому предположению, объясняется и иначе: в истории Российской Иерархии (том V под литер. М.), упоминается о храме св. Макария, как о главном храме обители; а Введенская церковь показана, состоящей на воротах, но на чем основано это показание, не знаем. По крайней мере, известно, что со времени первых удовлетворительных сведений о состоянии Пустыни, т. е. с 1629 года и до 1864 г., в ней не было ни храма, ни придела во имя преподобного Макария. Первые письменные свидетельства об Оптиной Пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В козельских писцовых книгах (1629, 30 и 31 годов), значится, что монастырю сему дано на поминовение по царе Феодоре Иоанновиче, который умер в 1598 г. «на свечи и на ладан, под городом Козельском, на речке, на Другусне, место мельничное, да на берегу, против мельницы, место дворовое мельничное, да рыбная ловля по той же речке, обще с посадскими людьми». Это первое письменное сведение об обители показывает, что она издревле пользовалась благоволением царей. О судьбах Оптиной Пустыни в смутное время междуцарствия никаких письменных сведений не сохранилось. Известно только, что соседний ее город, Козельск, по убиении Лже-Димитрия, с другими городами отказался от повиновения законному царю Василию Ивановичу Шуйскому и принял сторону второго Самозванца; был занят отрядом мятежников; два раза осажден царскими войсками; в 1610 г. разорен Запорожскими казаками; в 1617 г. сдался полякам и находился во власти их до Деулинского перемирия, по которому снова вошел в состав мирных и верных городов России, искупив свое непостоянство жертвами кровавыми и тяжкими. Все эти события, конечно, не могли оставаться без последствий и для сопредельной Козельску Оптиной Пустыни; и она не могла уцелеть во время всеобщего литовского разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Послушник Недокучаев Роман Степанович, год рождения 1882, Курской губернии крестьянин. С 11 октября 1913 до 1923 года – в Оптиной пустыни, затем в Козельске, где 7 октября 1937 года арестован и 5 декабря того же года расстрелян. Монах Иона (Пирогов Иван Никифорович), год рождения 1872, родился в селе Лазовка Тульской губернии. С 1902 по 1923 год – в Оптиной пустыни, потом в деревне Нижние Прыски. Арестован там 26 октября 1937 года и 5 декабря того же года расстрелян. Иеромонах Аверкий (Чеботарёв Александр Алексеевич ) 611 , год рождения 1876. Уроженец города Тулы. С 1906 по 1923 год – в Оптиной пустыни. В Козельске был арестован и выслан 17 апреля 1931 года в Севкрай на три года В 1938 году арестован в Мценске и осужден на шесть лет лагерей. Монах Тихон Кононович Плетнёв, год рождения 1888, уроженец села Скородное Тульской губернии. С 1912 по 1917 год – в Оптиной пустыни. Арестован в Козельске 30 октября 1937 года, находился под следствием и 5 января 1939 года освобожден. К списку матери Марии (Добромысловой) прибавим здесь еще несколько имен монахов, оптинцев, живших с 1923 года в Козельске (или Белёве) и незаконно, как и все прочие, репрессированных властями. Почти все они в конце 1980-х годов реабилитированы, а некоторые и ранее, в «хрущёвскую оттепель» (большой список предоставлен был Оптиной пустыни от ФСБ). Итак: Иеродиакон Феодор (Павлов Фёдор Борисович). Родился в 1873 году в городе Козельске. Арестован 30 декабря 1930 года в Козельске и выслан в Севкрай на три года. В 1931 году бежал из ссылки. В 1935 году осужден на три года лишения свободы. Отбыл, вернулся в Козельск. 29 ноября 1937 года снова арестован и 5 декабря того же года расстрелян. Монах Савва (Сергей Андреевич Суслов). Родился в 1873 году в городе Ливны Орловской губернии. В 1896 году поступил в Оптину пустынь. С 1923 года – в Козельске. Арестован 30 октября 1937 года и 5 декабря того же года расстрелян. Преподобномученик. Иеромонах Пафнутий (Борис Фёдорович Костин). Родился в 1866 году. Крестьянин Мценского уезда Орловской губернии. Учился в сельской школе. С 1898 года – в Оптиной пустыни, послушание – певчий на клиросе. В монашество пострижен 5 августа 1900 года. Келейник при настоятеле монастыря архимандрите Ксенофонте. 23 августа 1904 года – иеродиакон, 8 августа 1910-го – иеромонах. 26 июля 1914 года командирован в качестве священнослужителя в 8-ю бригаду Государственного Ополчения Московского военного округа. 10 октября 1917 года возвратился. Нес послушание на клиросе. С 1923 года жил в деревне Сосенка Козельского уезда и часто бывал в Козельске в храме. 5 января 1938 года арестован и 19 января расстрелян. Преподобномученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С переменой начальствующих лиц, последовал ряд перемен и в духовной жизни Оптиной Пустыни, имевших в ее судьбах весьма важное значение. IV. Устроение Предтечевского скита при Оптиной Пустыни Приснопамятный Преосвященный Филарет вступил в управление Калужской Епархиею 1 июня 1819 года во всеоружии пастырских дарований и, в течение своего апостольского на Калужской кафедре служения по 12 Января 1825 года, всецело предан был делу просвещения своей паствы. При первом обзоре Калужской епархии Епископ Филарет нашел место расположения Оптиной Пустыни весьма удобным к уединенной монашеской жизни, а в самих монашествующих нелицемерную веру и преданность воле Божией; он решил ввести здесь более благоустроенное общежитие с высшим аскетическим учреждением для избранных лиц, способных к созерцательной молитве, – скитом, и озаботился приискать для сего опытных в духовной жизни руководителей. Ему было известно, что внешние неблагоприятные для монастырей обстоятельства, длившиеся более столетия, нисколько не угасили духа веры в истинных подвижниках, не уничтожили монашества. Если истинные подвижники стеснены были в стенах монастырских, то они удалялись в пустыни; если общежитие нарушалось введением в братство новых невольных членов, истинные подвижники искали новых мест и в русских и в заграничных монастырях. Монашеское царство – Афон–все еще стояло твердо и непоколебимо. И где бы подвижники ни были, в каком бы месте ни находились, никогда они не разрывали духовных уз с родиною и всегда состояли в тесном общение с святителями Церкви и между собою. В Церкви Божией свои знают своих – благодарю Св. Духа. Усилия Петра I и бывших после него некоторых правителей, стремившихся, вследствие неправильных своих понятий о монашестве, к обращению монастырей в казармы и богадельни, – остались тщетны. Из русских подвижников конца XVIII и начала XIX века были известны Пр. Филарету и инокам Оптиной Пустыни ученики знаменитого Молдавского старца Паисия Величковского , проживавшие в различных местах и отчасти лично Пр. Филарету известные. Всего ближе к Оптиной пустыни были подвижники, проживавшие в Рославльских лесах Смоленской губернии, на земле помещика Демьяна Михайловича Броневского (от г. Рославля в 40 верстах, а от сельца Якимовского, принадлежащего г. Броневскому, около 5 верст): – знаменитые по духовным подвигам старцы: Досифей, Варнава, Никита, Иаков, Василиск, Зосима, Адриан, Афанасий и друг. Они помещались в трех кельях: в одной Иеросхимонах Афанасий, в версте от него Досифей и в саженях 50-ти о. Дорофей. С 1811 года к ним присоединился Тимофей, из Серпуховских купцов (в монашестве Моисей), и Александр (в монашестве Антоний).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, возможно, не всякий читатель, размышляющий об их взглядах или о перемене в их взглядах, знает, сколь много значил тут дух Оптиной пустыни и оптинские старцы Макарий и Амвросий. Для примирения многих представителей русской интеллигенции, знаменитых и неизвестных, с Церковью влияние оптинских старцев имело решающее значение. В этом же направлении действовал и епископ Феофан Затворник, которому удалось своими сочинениями многих заблуждающихся вернуть в Церковь. Обширная переписка старца Амвросия помогла значительно расширить и углубить влияние Оптиной пустыни на мир. Как уже говорилось, много внимания и времени посвящал он религиозной жизни женщин. Подобно тому как Дивеевский монастырь вверил себя духовному руководству прп. Серафима, основанная старцем Амвросием Шамординская сестринская община пребывала под его окормлением . С. Четвериков, который хорошо знал жизнь и дух Оптиной, в заключение своего труда пришел к выводу, что после кончины старца Амвросия «старчество в Оптиной пустыни не угасло, но прежней силы и влияния оно уже больше не достигало» . Старец Иосиф († 1911), ученик Амвросия, продолжил труды своего наставника и снискал уважение и любовь у верующих людей, которые шли к нему в Оптину со своими внутренними тяготами и заботами. После его кончины в центре духовной жизни пустыни оказался старец Анатолий († 1922), именуемый младшим (в отличие от предстоятеля скита иеромонаха Анатолия старшего), тоже ученик старца Амвросия; своим обращением с посетителями, исполненным милосердия и сердечности, он, как считает С. Четвериков, лично знавший отца Анатолия, напоминал прп. Серафима Саровского . Одновременно с отцом Анатолием в Оптиной подвизался старец Нектарий († 1928), ученик иеромонаха Анатолия старшего. Нектарий пришел в пустынь отроком, имея внутреннюю склонность к уединению, подвизался в скиту; лишь после кончины старца Иосифа он взял на себя подвиг старчества, но круг его воздействия на мир был ?уже, чем у других старцев . Непрерывная чреда поколений старцев имела, конечно, огромное значение для внутренней жизни Оптиной пустыни.

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

Особенные заслуги в обустройстве монашеской жизни в Оптиной пустыни принадлежат митрополиту Платону (Левшину) и её настоятелю Авраамию, пришедшему сюда с несколькими братьями из Пешношского монастыря. Вновь прибывшая братия принесла с собой богослужебный пешношский устав. Авраамий неустанными трудами привёл в примерный порядок монастырское хозяйство. Он был и настоятель, и зодчий. В 1802 году при нём была заложена новая каменная трёхъярусная колокольня высотой в 60 метров, в 1805 году положен первый камень в основание трёхпридельного Казанского храма. Число братии возросло до 30 человек. Ставшая вполне безмятежной жизнь обители была нарушена во время Отечественной войны 1812 года. Уходя из Москвы, Наполеон отступал по Калужской дороге, создавая угрозу и Козельску. Опасаясь нападения, братия пустыни укрыла в лесной пещере священную утварь, иконы и библиотеку. В Оптиной пустыни ежедневно служились молебны, а старец Авраамий произносил воодушевляющие проповеди . 12 октября 1812 года под Малоярославцем в упорном сражении русские разбили французов, и шествие Наполеона превратилось в позорное бегство из России. На третий день после Малоярославской битвы в пустыни был совершён благодарственный молебен и грандиозный крестный ход вокруг стен обители. Авраамий был настоятелем монастыря 21 год и много сделал для обители. При нём благополучие Оптиной пустыни достигло доселе не бывавшего расцвета. В 1817 году он смертельно заболел и вскоре скончался. После его смерти выяснилось, что для себя он ничего не скопил, раздавая всё на монастырские нужды и постройки. В его келье не было никакого иного богатства, кроме духовных книг. Духовный расцвет Оптиной, подготовленный трудами настоятеля Авраамия, начался в 20-е годы XIX столетия. В 1821 году на монастырской пасеке неподалёку от пустыни возник знаменитый оптинский скит во имя первого пустынножителя Иоанна Предтечи. Его основали братья-иноки Моисей и Антоний (Путиловы). Когда отец Моисей стал настоятелем пустыни, то внешний облик монастыря значительно изменился. Расширился Введенский храм, построена церковь Святой Марии Египетской и семь братских корпусов, обширная библиотека, трапезная, восемь гостиничных зданий для богомольцев и возведена каменная семи башенная ограда вокруг монастыря. Всё это было создано руками монастырской братии под руководством игумена – наёмным трудом в Оптиной не пользовались. Однако гораздо важнее всех этих новостроек было событие, изменившее весь духовный строй жизни пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение Оптиной Пустыни при двух вышеупомянутых настоятелях, Иосафе и Антонии, нимало не улучшилось. Из кодового отчета, представленного в консисторию Иосафом, видно, что в это время братство Пустыни состояло по-прежнему только из трех человек: белого священника, иеродиакона и послушника. Вскоре священник умер, и сам строитель должен был отправлять священнослужение без чреды. Он просил прислать ему кого-либо в помощь, но вскоре и сам был взят в Москву, и уже при строителе Антонии, в 1794 году, прислан был в помощь ему иеромонах из Екатерининской Пустыни. Эти события были уже последними свидетельствами упадка и оскудения Оптиной обители. В 1795 году воссияла для нее светлая заря, предвестница дней лучших. Высокопреосвященный Платон, митрополит Московский и Калужский, обратил отеческий взор на нужды обители. Первым знаком его внимания было то, что он предписал опытному старцу Макарию, строителю Песношского монастыря, посещать эту Пустынь и учреждать к лучшему. В то же самое время, иеромонах Песношского монастыря Иосиф, получил от высокопреосвященного владыки резолюцию от 1-го февраля 1795 года, следующего содержания: «Тебе, иеромонаху Иосифу, в козельской Оптиной Пустыни, на место строителя иеромонаха Антония, быть строителем, под непременным Песношского монастыря строителя, иеромонаха Макария, наблюдением и распоряжением. А Московской консистории, в то же время, о имении, надлежащего за тобою и всем, той Пустыни распоряжением, присмотра и нередкого посещения, помянутому строителю Макарию, повелено мною к нему с надлежащим предписанием послать указ». Строитель Иосиф, по принятии в свое ведение Пустыни, завел в ней продолжительнейшую службу, по примеру Песношской обители. Некоторые из братии, оставшись недовольными сим распоряжением, просили высокопреосвященного Платона о переведении их в те монастыри, где есть больницы, представляя ту причину, что они, по слабости своего здоровья, не могут понести продолжительнейшей службы. На эту просьбу последовала от высокопреосвященного резолюция: «дабы они благоучреждению, в пользу их же душевную, и к порядку монашеского жития, повиновались». Вскоре, по недостатку в Оптиной Пустыни иеромонаха, указом преосвященного Серапиона, (епископа Дмитровского, Московского викария) был переведен из Перемышльского Лютикова монастыря, иеромонах Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 Луг духовный и Лимонарь являются разными редакциями одного и того же сборника патериковых рассказов, известного также под названием Синайский патерик (см. Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. 1. Л., 1987. С. 316-321) (прим. ред.).   тинского старца иеросхимонаха отца Амвросия: Ч. 1-я. М., 1894; 3) Козельская Оптина пустынь и ее значение в истории русского монашества//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. Кн. 9-11; 4) Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Опти που пустыни архим. Моисея [Сост. иером. Ювеналий (Половцев)]. М., 1882; 5) Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893; 6) Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодора/Сост. иером. Иассон. Курск, 1894; 7) Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Курск, 1892; 8) Письма к разным лицам игумена Антония. изд.] М„ 1869; 9) Жизнеописание Оптинского старца Иеромонаха Леонида (в схиме Льва). изд.] Одесса, 1890; 10) Леонтьев Κ.Η. Отец Климент Зедергольм иеромонах Оптиной Пустыни. изд.]. М., 1882; 11) Леонид (Кавелин), иером. Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. изд.]. М., 1881; 12) Оптинский старец иеросхимонах о. Амвросий//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1894. Кн. 1; 13) Историческое описание Козель-   ской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи [В 2-х ч. Сост. иером. Леонид (Кавелин). 4-е изд. М., 1885]; 14) Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870; 15) Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. изд., с прибавл.] М., 1892; 16) Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни/Сост. иером. Леонид (Кавелин). изд., испр. и доп.]. СПб., 1862; 17) Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря. изд.]. Калуга, 1888; 18) Неизданные письма к разным лицам отца игумена Антония (Бочкова) — из архива при библиотеке Оптиной пустыни; 19) Поучения иеросхимонаха Амвросия в общих праздничных приветствиях. 1870-1891 гг. М., 1892; 20) Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: В 12-ти т. СПб., 1866-1883]; 21) Знаменский П.. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1888; 22) Жизнеописание Троекуровского затворника Илариона Мефодиева. М., 1888; Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В том же году в Площанскую пустынь перешел на жительство один из учеников преподобного Паисия (Величковского) – схимонах Афанасий (Захаров), который стал духовным наставником отца Макария. Как писал архимандрит Леонид (Кавелин) , автор жизнеописания старца Макария, схимонах Афанасий – «добрая ветвь доброго корени, один из сонма учеников великого старца Паисия: его кротость, смирение, детское незлобие и простота служили живым образцом для ученика к подражанию, поучали без слов, а слово простое, растворенное любовию и смирением, назидало во время мира и утешало во время скорбей» 2 . У старца Афанасия были точные списки всех трудов преподобного Паисия: переводы творений преподобных Исаака Сирина , Макария Великого , Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Максима Исповедника , Феодора Студита , Григория Синаита и др. Для отца Макария эти труды были бесценным руководством в стяжании внутренних добродетелей. Он внимательно изучал святоотеческие творения, а также переписывал их уставом, которым овладел специально для этого. Сделанные им точные списки с переводов преподобного Паисия впоследствии послужили основой для книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни, а усвоенное святоотеческое учение помогло старцу Макарию в последующем окормлении многочисленных духовных чад. 27 мая 1817 года отец Макарий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1824 году он совершил паломничество к мощам святителя Димитрия Ростовского и в эту поездку впервые посетил Оптину пустынь и новоустроенный при ней скит. В 1825 году скончался схимонах Афанасий, и отец Макарий усердно просил Бога о даровании опытного наставника, который управил бы его ко спасению и разрешил множество вопросов, возникающих в пастырском служении. Промысл Божий устроил так, что в 1828 году в Площанскую пустынь из Александро-Свирского монастыря прибыл иеросхимонах Лев (Наголкин) , впоследствии основатель старчества в Оптиной пустыни. Именно в его лице отец Макарий обрел давно желаемого наставника и духовного собеседника. И когда старец Лев поселился в Оптиной пустыни, отец Макарий, желая присоединиться к нему, подал прошение о переходе из Площанской пустыни в Оптину. В одном из писем отец Макарий писал старцу: «Хотя малое время сподобил меня Господь быть у Вас и видеть Вас, но я и сие приемлю за неизреченную ко мне милость Божию и благодарю Его благость; молю, да и впредь сподобит меня не только временно, но и всегда быть при Вас и Вашими молитвами и наставлениями устроит мою жизнь» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010