Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Последние рус. православные пустынножители: (Мат-лы для истории рус. монашества): (1745-1820)//ДБ. 1862. Вып. 20-26; Муравьёв А. Н. Св. горы и Оптина пуст. СПб., 1852; Г[ерасим (Добросердов),] а[рхим.] Некролог архим. Моисея//Калужские ЕВ. 1862. 13. Ч. неофиц. С. 179-192; он же. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. отца архимандрита-схимника Моисея, и надгробное слово, произнесенное пред погребением его 19 июня 1862 г. СПб., 1865; Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея//Церковная летопись «Духовной беседы». 1862. 6 окт. С. 674-696; Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. СПб., 1863; Сахаров Н. Восп. о покойном настоятеле Козельской Оптиной пуст. архим. Моисее: (Отрывок)//Калужские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 1. С. 7-11; 2. С. 27-33; [Ювеналий (Половцев), архим.] Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882. [Козельск], 1992; Е[раст] (В[ытропский]), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Червяков А. Д. Собр. Оптиной Введенской пуст.: Ф. 214//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Никодим (Кононов), архим. Оптинский настоятель о. архим. Моисей//ЖПодв. 1995. Июнь. С. 158-206; он же. Старцы: Отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//Там же. 1996. Сент. С. 476-477; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Котельников В. А. Православные подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Фирсов С. Л. Архим. Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пуст.//ЦиВр. 2002. 4(21). С. 185-207; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Мавлиханова Е. А., Кочетов Д. Б. Исаия II (Путилов)//ПЭ. 2011. Т. 27. С. 146-149; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. – 80 с. Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. – 89 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 76с. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария в 6 томах. Т. 4. - М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862, - 574с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 497 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 3. Преподобный Филофей Синайский.Сорок глав о трезвении. Гл. 25. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 480 с. Цит по: Как бороться с помыслами. Изложение учения Святых Отцов Праославной Церкви. – М.: 2005. – 33 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 2. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу, душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 170..– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. –189 с. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария в 6 томах. Т. 1. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862, - 449 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 67 с Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 69 с Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 75 с Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. – 163 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 72 с Дневник последнего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Никона Беляева. – СПб.: Сатис, 1994. – 229 с. Преподобный Феодор Студит. Творения в 3-х томах. Т.1. Нравственно-аскетические творения. Оглашение 33. Печать Животворящего Креста. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, - 608 с.

http://bogoslov.ru/article/3220495

Лобакова 2006 – Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб., 2006. Макарий, архим. Святитель МакарийМакарий, архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). М., 1996. Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. – Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г.//АиО. М., 1998. 2 (16). Макарий, архимандрит 1996 – Макарий, архим. Московский митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. Макарий, архимандрит 1997 – Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (из истории русско-литовских отношений)//Вышенский паломник. Рязань, 1997. 2. Макарий, архимандрит 1998 – Макарий, архим. Поминальные Синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1 (6). Макарий, архимандрит 2002 – Макарий, архим. Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. Макарий, архимандрит 2005 – Макарий, архим. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. Макарий, архимандрит 2006 – Макарий, архим. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. Макарий, архимандрит 2007 – Макарий, архим. Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007. Макарий, игумен 1984 – Макарий, игум. Всероссийский митрополит Афанасий (1564–1566)//БТ. 1984. Сб. 25. Макарий, митрополит 1996 – Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 1–7. Моисеева 1965 – Моисеева Г.Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.; Л., 1965. Насонов 1962 – Насонов А. Новые источники по истории Казанского «взятия»//АЕ за 1960 г. М., 1962. Описание славянских рукописей – Горский А., прот., Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. М., 1855. Т. 1; М., 1857. Т. 2; М., 1859. Т. 3; М., 1862. Т. 4; М., 1869. Т. 5; М., 1917. Т. 6. Описание славянских рукописей библиотеки СТСЛ – А(рсени)й и(ером.). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Опись 1626 г. – Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И действительно, повернул он круто, и мы веруем, что Достоевский спасен». Здесь находится ценный материал для понимания «Сна смешного человека», но главное, что здесь мы соприкасаемся с тайной загробной участи души Достоевского. Старец Варсонофий заглянул, если так можно сказать, в посмертную биографию писателя. Как видим, Оптиной пустыни была открыта тайна Достоевского, и оптинские старцы знали ее: «Мы веруем, что он спасен». По сути, старец Варсонофий сказал то же самое о Достоевском, что и старец Амвросий: «Это – кающийся», ибо покаяние, по учению святых отцов, есть “путь к спасению”. Оптинские предания о Достоевском говорят о глубокой духовной связи и сродстве Достоевского и Оптиной пустыни. Достоевский, пробывший в монастыре всего три дня, тем не менее остался в памяти Оптиной преданиями и легендами, реальными и вымышленными. Посещение Достоевским Оптиной пустыни стало не только для Достоевского событием его духовной жизни, но, как мы видели, также было примечательным событием и для истории самой Оптиной пустыни. Можно сказать, что Оптина приняла Достоевского и запечатлела в своей памяти его образ. Более того, есть основание утверждать, что Достоевский соединился с образом Оптиной, так что уже невозможно понять и представить себе писателя без Оптиной или вне Оптиной, как, впрочем, наверное, и Оптину нельзя представить без Достоевского. Теме «Достоевский и Оптина пустынь» придает особую значимость состоявшаяся в Оптиной пустыни 26 июля 1996 г. канонизация Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Этот собор составляет 14 имен оптинских старцев. Имена четырех из упоминавшихся в настоящей работе оптинских старцев причислены среди прочих к лику святых: преподобный Иосиф, преподобный Анатолий, преподобный Варсонофий, а также преподобный Амвросий (канонизирован в 1988 г.). Таким образом, слова и суждения Оптинских старцев о Достоевском приобретают характер святости и силу церковного Предания. (Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 13–16 августа 2000 года, все тринадцать оптинских старцев причислены к лику святых для общецерковного почитания.)

http://pravoslavie.ru/100899.html

М., 1882. [О. Климент (Зедергольм) .] Жизнеописание игумена Антония. М., 1870. Козельский Оптиной Пустыни старец иеросхимонах Иоанн. М., 1849. Жизнеописание старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной Пустыни. Изд. 2-е. М., 1882. [Схиархимандрит Агапит (Беловидов).] Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, в двух частях. М., 1900. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1994. Очерк жизни старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Иосифа. Шамордино, 1911. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность Феофана Затворника , епископа Владимирского и Суздальского. Фессалоники, 1994. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св.Иоанна Предтечи, составил Лев Кавелин, ч. I-II. Спб., 1847. [Иеромонах] Е.[раст] В.[ытропский] Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита (Калужской губернии). Издание Оптиной Пустыни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви. Составил иеромонах Леонид. Калуга, 1891. Архимандрит Леонид (Кавелин) . Историческое описание Боровского Пафнутиева монастыря. Казань, 1907. Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. Составил и.[еромонах] Л.[еонид] Спб., 1863. [Иеромонах Леонид (Кавелин) .] Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря. М., 1903. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Тихоновой Калужской пустыни. М., 1892. Описание Богородицкой Площанской пустыни, составленное по запискам, хранящимся в монастырской ризнице, в 1853 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но в следующем, 1904 году мы вновь (за номером 26/232) встречаем его имя: «...Василий Иванов двадцать один клиросное». Его, как единственного сына у матери, не взяли в солдаты, и„он прожил в Оптиной пустыни, неся клиросное послушание, до 4 февраля 1905 года. По просьбе настоятеля Боровского Пафнутьевского монастыря отца архимандрита Венедикта и по благословению архиепископа Калужского Вениамина после семи лет послушания в Оптиной пустыни его перевели в Боровский преподобного Пафнутия монастырь. В своей автобиографии батюшка пишет: «Всего я прожил в Оптиной пустыни с 1897 по 1904 год. И по просьбе отца архимандрита Венедикта – начальника монастыря преподобного Пафнутия Боровского чудотворца и по благословению епископа Вениамина Калужского и Боровского я переехал в Боровский монастырь и занял там послушание регента. Отец архимандрит Венедикт тоже из Оптиной пустыни. Там он был секретарем старца отца Амвросия... он жил в Оптине несколько лет и был секретарем и помощником старца Оптиной Пустыни – Амвросия.., а в Боровском умер настоятель храма... тогда послали отца Венедикта в Боровский монастырь. Я его хорошо знал, и он меня, а потому он меня просил в Боровский монастырь». (23) Еще находясь в Оптиной, отец Венедикт обратил внимание на даровитого послушника и совсем не случайно попросил Калужского владыку о переводе отца Амвросия (тогда еще послушника Василия) регентом в Пафнутьев монастырь, когда сам сделался там настоятелем. Он же и совершал постриг отца Амвросия и выбрал ему такое имя по большой своей любви и духовной связи со своим первым учителем и советчиком – преподобным Амвросием Оптинским , прозревая духом в будущем монахе достойного продолжателя этого имени и дела старчества. «Когда я жил в Оптиной пустыни, кроме своего послушания (пения), я жил при старцах, по соседству: первый старец – отец Иоанникий, он прожил в Оптиной пустыни много лет, поступил еще при архимандрите Моисее ; второй – старец отец Вар-лаам – бывший эконом монастырского хозяйства; третий – старец отец Серапион – из помещиков Курской губернии, бывший товарищ по учению архиепископа Антония Храповицкого ...

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

иерархии. В этом деле принимал участие и наш автор. «Вы, писал он Я. И. Бардовскому в июле 1821 г., из числа тех немногих, которые чувствуют подлинную цену Нилова устава. Я настоял о помещении его в Историю иерархии и сам работал над сводом различных списков и над объяснением некоторых слов. При печатании сего устава в Ист. рос. иерархии 136 заказал на свой счет отпечатать оного особою книжкою 50 экз. Дарил ее всем, по мнению моему, понимающим духовность. Но от одного только покойного Ив. Вл. Лопухина получил благодарность. Прочие называли его темным, непонятным и даже мечтательным. Вот какою кажется мудрость духовная сынам века сего! Я исполню ваш совет о похвалении сего устава в словаре моем. Но в статье российской Иерархии о Нилове ските (мною же писанной) я только назвал оный достопримечательным. Мы с прсосвященным Амвросием составили целый 7-ой том к Истории рос. иерархии, заключающий в себе все уставы русских монастыреначальников. Но наши цензоры тогда сочли его не достопримечательным для публики. Заметьте, что может и прадеды наши не постигали цены устава Нилова, ибо Нил у нас не причтен в святые» 137 . Приготовленная совместными усилиями Евгения и Амвросия, VII ч. Истории рос. иерархии начала даже печататься (всего отпечатано 20 листов in qu, стр. 1–819). Один из экземпляров ее хранится теперь в Моск. Румянцевском музее под 1419 (по каталогу рукописей и книг В. М. Ундольского). Сюда вошли уставы: 1) преподобн. Варлаама, Хутынского новгородского чудотворца (стр. 1–5), 2) преподобн. Кирилла, Белоозерского чудотворца (стр. 5–12), 8) преподобн. Евфросина, псковского чудотворца (стр. 12–41, из библ. Новг. Соф. собора), 4) Иосифа Волоколамского (стр. 41–256, – из Новг. Соф. библ.), 5) Даниила, м. всероссийского (стр. 256–278), и 6) какой-то «обители пресв. Богородицы честного Ее Успения» (стр. 279–319). Устав «старца Евфросина, зовомого Елизаря» или его «Изложение общежительного пребывания» сохранился в двух копиях и в Киево-Соф. соборн. библиотеке 185 и 262). На первой из них рукою Амвросия замечено: «Читано с подлинным 1814 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Само собою разумеется, в деле этого руководительства старец должен сообразоваться со Словом Божиим, Бого­мудрыми отеческими писаниями, правилами Святой церкви и уставом обители. Задача о.Моисея облегчалась еще тем, что при Оптиной пустыни был уже скит, учрежденный несколько раньше самим же о.Моисеем. Стоит только выйти из Оптиной пустыни по направлению к лесу, и здесь на расстоянии 170 саженей, помещается в глубине леса совершенно уединенный скит, для избранных лиц, стремящихся и способных к созерцательной молитве. В настоящее время этот скит представляет собою центральное место, как для самих иноков, так и для богомольцев, приходящих в Оптину пустынь. Ведь в Оптиной пустыни, собственно говоря, не имеется никаких исключительных святынь. И последняя привлекает к себе беспрерывную массу паломников, несмотря ни на какое время года, только лишь исключительным настроением обители, высоким подвигом и строгим образом жизни иноков, и, главным образом, старцами. Насколько высоко и возвышенно настроение Оптиной пустыни, может испытать на себе каждый, побывавший в ней. Я не говорю уже о таких великих деятелях и умах, какими должно назвать Н.В.Гоголя, как известно, получившего в Оптиной пустыни полное возрождение своей духовной природы; момент, который разделил Гоголя: на Гоголя – творца «Мертвых душ», «Ревизора»; и на Гоголя, давшего высокохудожественные произведения духовно- христианского творчества, в виде его «Размышления о божественной литургии»; затем И.В.Киреевского, в котором, опять-таки, благодаря той же Оптиной, получился коренной переворот в личных воззрениях. До Оптиной И.В.Киреевский был питомец западноевропейской, волтерьянской, философствующей мысли, сторонник Гегеля, Шиллинга и К0; после Оптиной – это был истинное дитя Христова учения, воспитанное молоком священного писания и назиданием святых отцов; А.С.Хомякова, К.Н.Леонтьева , О.М.Достоевского... Не будем даже останавливаться на ярком факте какой-то чудодейственности, неотразимости Божественной благодати этого места, ощущавшейся, сведшим на степень обыкновенного человека Господа нашего Иисуса Христа, и отрицавшим православную церковь , как таковую, – Л.Н.Толстым, который очень часто, по свидетельству многих из оптинских иноков, приедет, бывало, верхом на лошади, поставит ее в гостинице а сам отправится пешком за скит.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

34 Об этом повествует Летопись скита Козельской Введенской Оптиной Пустыни за 1820–1851 гг. Запись от 16 января 1850 г. «Несчастный случай». Преп. Варсонофий в беседе изменил имя инока. Речь шла о монахе Макарии (Грузинове). 36 Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Лев (Наголкин ; 1768–1841). Основатель старчества в Оптиной пустыни. Его духовными наставниками были иером. Василий (Кишкин) и схимонах Феодор Молдавский – ученики преп. Паисия (Величковского) . В Оптиной Пустыни с 1829 г.; был духовником обители и многочисленных богомольцев, в особенности простонародья. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.: «Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва». Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 43 Схимонах Иларион (1846–1916), кавказский отшельник. Автор книги «На горах Кавказа», которая послужила поводом к возникшим в 1912 г. богословским спорам. Имел дар Иисусовой молитвы. Подвизался на Афоне, в Ново-Афонском монастыре на Кавказе. Затем вместе со своим старцем о. Дисидерием удалился в горы для безмолвия, где о. Иларион записывал беседы своего наставника о молитве. Эти записи и легли в основу книги, впервые изданной в 1907 г. О самой книге см. беседу от 19 июня 1911 г. 44 Монах Венедикт (в миру Владимир) родом из Бессарабии, в отрочестве подвизался в Нямецком монастыре. Тайно пострижен Старцем и мантию с именем Силуан. В 1919 г. принял мученическую кончину: на Клухорском перевале был распят на дереве бандой «зеленых». 45 См.: Письма графа М. М. Сперанского//Русский Архив. Январь. 1870. А также: Свт. Феофан Затворник . «Письма о духовной жизни». М., 1897. Эта книга святителя Феофана написана по поводу писем графа Сперанского и содержит размышления о молитве, о духовной жизни. 47 Причислен к лику святых в 1988 г., память его празднуется 30 апреля. См.: «Жизнеописание епископа Игнатия Кавказского». М., 2002. 57 Преподобный Оптинский старец схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862) – настоятель Оптиной Пустыни. При нем было учреждено старчество, расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной. Начало монашеской жизни полагал в Саровской обители, затем подвизался в Белобережской пустыни, Свенском монастыре и в Рославльских лесах. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни, принимал деятельное участие в устроении Иоанно-Предтеченского скита, основанного по благословению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) . До 1825 г. – скитоначальник, с 1826 г. – настоятель монастыря. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.: «Житие преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова)». Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Именно так будет формироваться духовно-нравственный стержень, который никогда не будет сгибаться, но будет сохранять человека в любых обстоятельствах жизни.   Из вступительного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на втором заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской//URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4274476.html (дата обращения 15.11.2019) Испытание верности Богу (Братия Оптиной пустыни в период гонений. Новые документы)//Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2007. С. 53. Преподобный Никон исповедник. Введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь, 2014. С. 41–43. Испытание верности Богу (Братия Оптиной пустыни в период гонений. Новые документы)… С. 59. Там же. С. 62–63. Максим Максимов, свящ. Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ//URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/43246.php (дата обращения 20.10.2019). Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни/сост. иг. Дамаскин (Орловский). Письма преподобного Рафаила исповедника. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2014. С. 136. Дамаскин (Орловский), иг. Исповедничество не знает отступничества//URL: http://www.vob.ru/saints/sobor/saints.htm (дата обращения 20.10.2019). Преподобный Никон (Беляев) исповедник//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 67–68, 72. Преподобный Агапит (Таубе) исповедник//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 82. Преподобномученик Гурий (Самойлов)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 172. Там же. С. 174 Преподобномученик Евфимий (Любовичев)////Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 92. Дамаскин (Орловский), иг. Сайт регионального общественного фонда «Память новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви». www.fond.ru info@fond.ru .

http://bogoslov.ru/event/6020574

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010