архим. Ювеналий Жизнеописание настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея Предисловие Девятнадцать лет прошло с тех пор как скончался о. Архимандрит Моисей , преобразователь и, можно сказать, основатель Оптиной пустыни в ее духовном значении; муж, редкий по своим высоким качествам и добродетелям. Краткий некролог его был напечатан в Калужских Епархиальных Ведомостях в 1862 году 1 , но полного, по возможности, жизнеописания его до сих пор не существовало. Посторонний наблюдатель может упрекнуть за это братство Оптиной Пустыни, в среде которого были и есть люди с хорошим образованием. Почему не занялись они этим делом ранее? Зачем медлили? – Нельзя сказать, чтобы не занимались. Несколько человек из братии давно уже собирали по немногу материалы для жизнеописания о. Архимандрита Моисея , но дело это все не приходило к желаемой полноте, а потому и к концу. Последним из таких собирателей был иеромонах Климент Зедергольм , три года тому назад скончавшийся. Все собранное им и другими монахами вошло в состав настоящего жизнеописания, с большими однако дополнениями и исправлением неточнойстей. О. Клименту принадлежит и статья и статья о пустыножительстве в Рославльских и Брянских лесах, помещенная в приложении. Кроме всего подготовленного о. Климентом, монахом Порфирием Севрюгиным, также недавно умершим, и сообщенного иеромонахом о. Евфимием Труновым, который был при покойном о.  Архимандрите Моисее письмоводителем в течении 31 года и жив еще доселе, материалами для биографии Старца послужили: Жизнеописание о. Игумена Антония, настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Москвам 1870 г. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти Старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макараия. Москва 1861 г. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Издание третье. Москва 1876 г. Историческое описание Скита во имя Св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Издание второе. С.-Петербург 1862 г. Архив Оптиной Пустыни. Некоторые собственноручные записки и письма о. Архимандрита Моисея к различным лицам и других лиц к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1891 году старец Амвросий постриг его в монашество с именем Климент и отправил на жительство в Троице-Сергиеву Лавру, зная, что отец Климент не способен подвизаться в Оптиной пустыни в качестве рядового оптинского монаха, выполняя все положенные послушания. Прощаясь с отцом Климентом, старец Амвросий сказал ему: " Мы скоро увидимся " . Старец скончался 10/23 октября 1891 года, а 12/25 ноября того же года последовал за ним его постриженик отец Климент. Он умер от воспаления легких. Архимандрит Леонид (Кавелин) (†22 октября/4 ноября 1891) Лев Александрович Кавелин (архимандрит Леонид) родился в 1822 году в дворянской семье. Детство его прошло в родовом поместье близ Оптиной пустыни. Учился он в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в гвардии. До 1852 года Лев Александрович находился на военной службе. Он увлекался литературой и публиковался в светских изданиях. В 1852 году Лев Александрович поступил в число послушников Оптиной пустыни, где под руководством своего старца Макария трудился над святоотеческими переводами. В 1857 году он был пострижен в монашество с именем Леонид. В 1859 отец Леонид был рукоположен в иеромонаха. В 1863–1865 годах отец Леонид являлся начальником Российской Духовной миссии в Иерусалиме и был посвящен в архимандрита; позднее он был настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе, настоятелем Воскресенского монастыря Новый Иерусалим и, наконец, в 1877–1891 годах — наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Леонид известен как человек очень высокой духовной жизни. Еще в миру он получил известность как талантливый литератор в области русской исторической библиографии и археологии. Живя в Оптиной пустыни, он составил следующие труды: " Каталог старопечатных и редких книг библиотеки Козельской Оптиной пустыни " , " Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII века храмов " , " Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской губернии " , " Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни " , " Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни " , " Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария " , " Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси " . Аналогичные работы он исполнил и в других местах своего служения: он описал рукописи Иерусалимской патриархии, святыни и достопримечательности Святой Горы Афон, Константинополя, работал в крупнейших книгохранилищах православного Востока. Отец Леонид был членом-корреспондентом Императорской археографической комиссии, почетным членом русских и иностранных научных обществ. Полного списка статей, заметок, изданий архимандрита Леонида нет в печати. Незадолго до смерти отец Леонид закончил обширную работу: " Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова " (М., 1893–1894).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

34  Об этом повествует Летопись скита Козельской Введенской Оптиной Пустыни за 1820–1851 гг. Запись от 16 января 1850 г. «Несчастный случай». Преп. Варсонофий в беседе изменил имя инока. Речь шла о монахе Макарии (Грузинове). 36  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Лев (Наголкин 1708–1841). Основатель старчества в Оптиной пустыни. Его духовными наставниками были иеромонах Василий (Кишкин) и схимонах Феодор Молдавский – ученики преп. Паисия (Величковского) . В Оптиной Пустыни с 1829 г.: был духовником обители и многочисленных богомольцев, в особенности простонародья. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 43  Схимонах Иларион (1846–1916), кавказский отшельник. Автор книги «На горах Кавказа», которая послужила поводом к возникшим в 1912 г. богословским спорам. Имел дар Иисусовой молитвы. Подвизался на Афоне, в Ново-Афонском монастыре на Кавказе. Затем вместе со своим старцем о. Дисидерием удалился в горы для безмолвия, где о. Иларион записывал беседы своего наставника о молитве. Эти записи и легли в основу книги, впервые изданной в 1907 г. О самой книге см. беседу от 19 июня 1911 г. 44  Монах Венедикт (в миру Владимир) родом из Бессарабии, в отрочестве подвизался в Нямецком монастыре. Тайно пострижен Старцем в мантию с именем Силуан. В 1919 г. принял мученическую кончину: на Клухорском перевале был распят на дереве бандой «зелёных». 45  См.: Письма графа М.М. Сперанского//Русский Архив. Январь. 1870. А также Свт. Феофан Затворник . Письма о духовной жизни. М., 1897. Эта книга святителя Феофана написана по поводу писем графа Сперанского и содержит размышления о молитве, о духовной жизни. 47  Причислен к лику святых в 1988 г., память его празднуется 30 апреля. См.: Жизнеописание епископа Игнатия Кавказского. М., 2002. 57  Преподобный Оптинский старец схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862) – настоятель Оптиной Пустыни. При нём было учреждено старчество, расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной. Начало монашеской жизни полагал в Саровской обители, затем подвизался в Белобережской пустыни, Свенском монастыре и в Рославльских лесах. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни принимал деятельное участие в устроении Иоанно-Предтеченского скита, основанного по благословению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) . До 1825 г. – скитоначальник, с 1820 г. – настоятель монастыря. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Исполняя обет монашеского послушания, о. Моисей покорился воле архипастыря и принял управление обителью; но вслед за этим благоговейно чтимый им владыка Филарет указом Св. Синода от 28 января 1825 года был переведен в Рязань и на его место прибыл Преосв. Григорий I, бывший впоследствии архиепископом Казанским и митрополитом Петербургским. Знаменитый ревнитель православия выразил и Оптиной пустыни, в лице ее тогдашнего правителя, общего духовника обители, о. иеромонаха Моисея свое полное сочувствие. Преосв. Григорий I указом Калуж. консистории от 17 августа 1826 года утвердил о. Моисея в должности строителя Оптиной пустыни и, вместе с тем, наградил его набедренником. Никого из братии преосвященный Григорий не помещал в обитель и не брал из нее без согласия настоятеля и даже приносил в жертву Оптиной пустыни удобства своего собственного Лаврентьева монастыря. И после своего перемещения из Калуги преосв. Григорий I сохранил навсегда добрую память об Оптиной пустыне и ее настоятеле. Во время управления своего Казанской паствой приглашал туда монахов из обители о. Моисея, и в бытность свою митрополитом Петербургским с участием осведомлялся об Оптиной пустыни и с любовью вспоминал об о. Моисее. Расспрашивал о нем приезжавших из Оптиной пустыни в столицу и выражал со своей стороны очень доброе к нему расположение. После преосв. Григория I на Калужской кафедре были недолгое время преосв. Гавриил 1828–1831 г. и преосв. Никанор 1831–1835. Оба эти архипастыря, хотя и не были особенно близки к Оптиной пустыни, но ценили в известной степени труды ее настоятеля. Преосв. Гавриил, как видно из дел монастырского архива, сначала благоволил к Оптиной пустыни и ее настоятелю, но потом, вследствие наговоров некоторых светских лиц, как рассказывают старожилы, и доносов непокойных людей из братии, изменил свое расположение к о. Моисею и стал стеснять его, требуя на вступление новых лиц в обитель и на другие действия настоятеля согласия братии (как будет сказано ниже). Определил в число братии обители без согласия настоятеля священника села Косташева Ивана Захарова и исключенного из Калужской семинарии ученика Алексея Беляева, и присылал в Оптину пустынь немало подначальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письма были изданы в следующем порядке: тома 1–4 (к монахиням) в 1862–1863 годах; том к монахам в 1862-м и к мирским особам в том же году. Печатались книги в Москве, в типографии В. Готье, под наблюдением Н.П. Киреевской и ею же доставлены были в Оптину. Следующие издания: «Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея » (составлено отцом Климентом в 1862); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря» (Москва, 1869); Иеромонах Климент: «Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (Москва, 1870); Иеромонах Климент: «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) (Москва, 1876 и Одесса, 1890); Архимандрит Ювеналий: «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея » (Москва, 1882; начато было отцом Климентом, скончавшимся во время этой работы); К. Леонтьев : «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни» (Москва, 1882; ранее напечатано было в журнале «Русский Вестник» 11–12 за 1879 год и издано в Варшаве в 1880 году). По истории обители изданы были книги иеромонаха Леонида «Историческое описание скита при Козельской Введенской Оптиной пустыни» (Москва, 1862) 2-е издание и 3-е расширенное издание «Исторического описания Козельской Оптиной пустыни с приложениями» (Москва, 1876). Это были книги, в которых историческое и духовное значение Оптиной пустыни в жизни России было показано во всем объеме, ярко и достоверно. Достоинство их еще и в том, что они не могут устареть от времени и всегда были и будут руководствовать читающих в деятельной православной жизни. Епископ Пётр (Екатериновский), бывший по последней кафедре Томским и Семипалатинским, был уволен на покой в июле 1883 года; местом своего проживания на покое он избрал Оптинский скит как давно знакомое и близкое его душе место 343 . Он прожил здесь два года. Будучи весьма смиренным, он перед совершением богослужения шел к настоятелю, отцу Исаакию, за благословением. В 1885 году владыка был назначен управляющим Московским Заиконоспасским монастырем и, уезжая, оставил отцу Амвросию для издания в пользу Оптиной свои аскетические сочинения. Уехав в Москву, он поддерживал переписку со старцем и иногда высылал некоторые суммы денег на книгоиздание. В одном из ответных писем отец Амвросий писал: «Наш отец игумен с великою признательностию и благодарностию принял предложение Вашего Преосвященства от обители нашей печатать книги Ваши “О монашестве” и “Указание пути ко спасению”, и будем ожидать форменной бумаги с передачею права на это печатание Оптиной пустыни» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исполняя обет, монашеского послушания, О. Моисей покорился воле архипастыря и принял управление Обителью; но вслед за этим, благоговейно чтимый им Владыка Филарет, указом Св. Синода от 28 января 1825 года, был переведен в Рязань и на его место прибыл Пр. Григорий I, бывший впоследстии, архиепископом Казанским и Митрополитом Петербургским. Знаменитый ревнитель православия выразил и Оптиной Пустыни в лице ее тогдашнего правителя общего духовника Обители О. иеромонаха Моисея свое полное сочувствие. Преосв. Григорий I указом Калуж. Консистории, от 17 августа 1826 года утвердил О. Моисея в должности строителя Оптиной Пустыни и вместе с тем наградил его набедренником. Никого из братий, Преосвященный Григорий не помещал в Обитель и не брал из нее, без согласия настоятеля и даже приносил в жертву Оптиной Пустыни удобства своего собственного Лаврентьева монастыря. Доказательством последнего, братья старожилы Оптинские, приводят такой рассказ. При тогдашней скудости в иеродиаконах, один из них по имени Серапион, родом из Орловских мещан, поступив из мира в Оптину Пустынь, настолько здесь образовался и приучился к церковному богослужению, что мог быть довольно хорошим иеродиаконом. Он и был посвящен; но через короткое время выпросился на богомолье на Калужку к чудотворной иконе Божией Матери и подал в Калуге прошение о переводе его в архиерейский монастырь праведного Лаврентия. Эконом архиерейского дома иером. Августин и казначей были этому очень рады, потому что и в Лаврентьевом монастыре в то время нуждались в иеродиаконах, и Консисториа поспешила его переместить. Преосв. Григорий, бывший, в то время в Петербурге, для присутствования в Св. Синоде, утвердил это перемещение; но когда О. Моисей донес ему о том, что иеродиакон Серапион, нужен для Оптиной Пустыни, то Преосв. Григорий, на его доношение, написал такую резолюцию: «Возвратить иеродиакона, не смотря на то, что дом наш остается пуст». Консистория и возвратила О. Серапиона при указе, от 9 дек. 1827 года, в котором прописана резолюция Преосвященного. И после своего перемещения из Калуги Преосв. Григорий I сохранил навсегда добрую память об Оптиной Пустыне и ее настоятеле. Во время управления своего Казанскою паствою приглашал туда монахов из Обители О. Моисея, а в бытность свою Митрополитом Петербургским с участием осведомлялся об Оптиной Пустыни и с любовью вспоминал об О. Моисее. Распрашивал о нем, приезжавших из Оптиной Пустыни в столицу, и выражал со своей стороны очень доброе к нему расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Исполняя обет монашеского послушания О. Моисей покорился воле архипастыря и принят управление Обителью; но вслед за этим благоговейно чтимый им Владыка Филарет указом Св. Синода от 28 января 1825 года был проведен в Рязань и на его место прибыл Пр. Григорий I, бывший впоследствии архиепископом Казанским и Митрополитом Петербургским. Знаменитый ревнитель православия выразил и Оптиной Пустыни в лице ее тогдашнего правителя общего духовника Обители о. иермонаха Моисея свое полное сочувствие. Преосв. Григорий I указом Калуж. Консистории от 17 августа 1826 года утвердил О. Моисея в должности строителя Оптиной Пустыни и вместе с тем наградил его набедренником. Никого из братии Преосвященный Григорий не помещал в Обитель и не брал из нее без согласия настоятеля и даже приносил в жертву Оптиной Пустыни удобства своего собственного Лаврентьева монастыря. Доказательством последнего братия старожилы Оптинские приводят такой рассказ. При тогдашней скудости в иеродиаконах, один из них по имени Серапион, родом из Орловских мещан, поступив из мира в Оптину Пустынь, настолько здесь образовался и приучился к церковному богослужению, что мог быть довольно хорошим иеродиаконом. Он и был посвящен; но через короткое время выпросился на богомолье на Калужку к чудотворной иконе Божией Матери и подал в Калуге прошение о переводе его в архиерейский монастырь праведного Ларентия. Эконом архиерейского дома иером. Августин и казначей были этому очень рады, потому что и в Лаврентьевом монастыре в то время нуждались в иеродиаконах, и Консистория поспешила его переместить. Преосв. Григорий, бывший в то время в Петербурге для присутствования в Св. Синоде, утвердил это перемещение; но когда О. Моисей донес ему о том, что иеродиакон Серапион нужен для Оптиной Пустыни, то Преосв. Григорий на его доношении написал такую резолюцию: «возвратить иеродиакона, не смотря на то, что дом наш остается пуст». Консистория и возвратила О. Серапиона при указе, от 9 декабря 1827 года, в котором прописана резолюция Преосвященного. И после своего перемещения из Калуги Преосв. Григорий I сохранил навсегда добрую память об Оптиной Пустыне и ее настоятеле. Во время управления своего Казанскою паствою приглашал туда монахов из Обители О. Моисея, а в бытность свою Митрополитом Петербургским с участием осведомлялся об Оптиной Пустыни и любовью вспоминал об О. Моисее. Расспрашивал о нем приезжавших из Оптиной Пустыни в столицу и выражал со своей стороны очень доброе к нему расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1797 год был достопамятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в год «на вечные времена». Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. Эта царская милость не мало способствовала начальному благоустройству обители. Шли годы. Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека. Восполнив таким образом главнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножая богатства его обители. Еще больше возрастало заслуженное им расположение калужских архипастырей. Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и специально для него была построена особая келья. Бог судил о. Авраамию насладится плодами своих начинаний и трудов. После достопамятного 1812 года, когда он еще раз проявил себя замечательным настоятелем, достойным игуменского звания, о. Авраамий прожил еще несколько лет, любимый и уважаемый всеми в обители. Занявшие его место не менее о. Авраамия заботились о благосостоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырь все разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру. Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников их Рославльских лесов — Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

http://patriarchia.ru/db/text/32432.html

М., 1893. 7. Добротолюбие, в русск. пер. М., 1884, доп. т. II. 8. Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и наставления. М., 1888. 9. Достопамятные сказания о подвижничестве отцов. М., 1845. 10. Душеполезные наставления старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия. М., 1898. 11. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.). Оптина пустынь, 1902. 12. Е. В. История Козельской Введенской Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1906. 13. Е. В. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия. С приложением избранных поучений его. 3-е изд. Сергиев Посад, 1908. 14. Николаев Е. В. По Калужской земле. «Искусство». М., 1968. 15. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. 16. Жизнеописание старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. 17. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков. М., 1909, октябрь, ч. 1. 18. Избранные места из писем к семейным особам. М., 1897. 19. Отец Иосиф — начальник Оптинского скита. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев перед старцами Оптиной пустыни. М., 1897. 20. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 4-е изд. М., 1885. 21. Казанская Амвросиевская женская пустынь Калужской губ., при с. Шамордино и ея основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Изд. Пустыни, 1908. 22. Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм — иеромонах Оптиной. пустыни. М., 1882. 23. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1869. 24. Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. Вып. 2. СПб., 1899. 25. На службе Богу — на службе ближним. (По письмам оптинских старцев о. Амвросия и о. Анатолия.) 4-е изд. Казанская Амвросиевская женская пустынь, 1909. 26. Н. В. Оптинский старец о. Амвросий. М., 1892. 27. Поселянин Е. Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб., 1901. 28. Он же. Проповедник нашего времени оптинский старец Амвросий. Жизнь его и подвиги. СПб., 1907. 29. Он же. Святыня земли русской. СПб., 1917.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3279...

21 . Устные и письменные рассказы и воспоминания разных лиц. 1 Протоиерей Сергий Четвериков . Мой отклик. (Как я сделался православным пастырем и о моем пастырстве в Р. С. X. Д. Ко дню 50-летия моего священства. 10/23-XII-1946 г.)//Вестник церковной жизни. 8. Париж. Июль, 1947. (Далее – Мой отклик.) С. 28. 10 «На службе Богу – на службе ближним. Какую пользу приносят русскому народу православные монастыри? (По письмам Оптинских старцев о. Амвросия и о. Анатолия.) С видом Оптиной Пустыни и портретами старцев. (Священника……)» [так на титульном листе]. Четвертое издание Козельской Оптиной пустыни, значительно дополненное и переработанное. Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1909. 13 Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам T. Манухиной. М.: Московский рабочий. Издательский отдел Всецерковного Православного Молодежного Движения, 1994. С. 420–421. 16 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня. 1988 г. С. 145. 17 Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Амвросию, старцу Оптинскому и всея России чудотворцу. Кондак 12. 19 Е[раст] В[ытропский]. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Издание Оптиной пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1902. 20 Протоиерей Сергий Четвериков . Описание жизни блаженныя памяти Оптинского Старца Иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной Пустыни и ее старчества. Составлено по прежним жизнеописаниям и по новым источникам. Издание Козельской Оптиной пустыни. Типография Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни, 1912. 21 Материалы для книги о. Сергию были предоставлены Оптиной пустынью, о чем сохранилась переписка (ОР РГБ. Ф. 213. 74. 22), – указано в книге: Неизвестный Нилус/Сост. Р. Багдасаров и С. Фомин. М.: Православный Паломник, 1995. Т. 2. С. 518. Читать далее Источник: Преподобный Амвросий. - [Репр. изд.]. - г. Козельск (Калужская обл.) : Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2007. - 484, с. - (Жumiя Оптинскихъ Старцевъ). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010