Дворник Ф. 572 Дебора, ветх. 2 Дейли Д. 862 Декар А. 1880 Денисенко И. Н. 1750 Денисенко М. А. (до лишения сана – Филарет (Денисенко), митр. Киевский и Галицкий) 664, 896, 1386 Денисов Н. Г. 2595–2597 Деопик Д. В. 234 Депманн Х. Д. 897 Дергачева И. В. 3127 Державин А., прот. 728 Державин Г. Р. 267, 792, 3008 Десницкий А. С. 29, 46, 47, 56, 120, 167, 248 Деснов Н., прот. 2186, 2187 Джексон Р. 2999 Джибран Х. 1776 Дикарев А. 227 Диксон Г. 2601 Димитрий Донской, блгв. кн., св. 1246 Димитрий (Павлович), патр. Сербский 815 Димитрий Солунский, вмч. 2622 Димитрий (Туптало), митр. Ростовский, свт. 728 Димитров С. 2602 Динсдорф Н. И. 1026 Дионисий Ареопагит , ап. от 70-ти (также Псевдо-Дионисий) 369, 421–423, 425, 3103 Дионисий (Шленов) , иером. 320, 568 Дмитриев В., свящ. 319 Дмитриев В. В. 2612, 2613 Дмитриевский А. А. 953, 2281, 2845 Дмитриевский П. 375 Доброер А. 1632 Доброхотов А. Л. 1582, 1606, 1618, 3052 Долгополова С. 2994 Доненко Н., прот. 1255 Донченко А. И. 1269 Дорман А. 1553, 1590, 1630, 1821, 1825, 1884, 1904, 2195, 2634, 2924, 3081 Дорофей, авва , прп. 2106, 2107 Достоевский Ф. М. 2920 Драчнев Р. 2164 Дронов М. А., прот. 1690, 1744, 2015, 2093, 2106, 2107, 2486 Дубинский А. Ю. 2876 Дудинов П. А. 88, 804, 928, 2850, 3093 Дунаев А. Г. 332 Дунаев М. М. 2978, 3000, 3073 Дунстан Кентерберийский, (Сур., свт.) 1253 Духовская Т. Д. 2603 Дымша С., прот. 2409 Дьякова И. 3009, 3012 Дьяконов А. П. 515 Дьяконов И. М. 2 Дэвис Ч. 1445 Дэйниол Уэльский, (Сур., прп.) 1253 Евагрий Понтийский , авва, еретик 426, 427 Евгений (Болховитинов) , митр. Киевский и Галицкий 670, 792, 2574, 2575 Евгений (Решетников), архиеп. Верейский 903,936,1691, 2710,2719, 2720 Евдокимов В. 3086 Евдокимов М., свящ. 2142, 2548 Евдокия, мон. 1324 Евлогий (Георгиевский), экзарх РПЦ в Западной Европе 812, 1141 Евлогий (Курила), митр. Корицкий (Албанская ПЦ) 619 Евлогий (Смирнов), архиеп. Владимирский и Суздальский 2146 Евлогия (Ирина Евлогия Хумнина Палеологиня), импер., мон. 358 Евменов Д. Б. 1810, 1811 Евсевий Памфил , еп. Кесарийский (Eusèbe de Césarée) 520, 521, 531–533

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я идеями не шутил и нелегко мне было «сжигать то», чему меня учили поклоняться и наши и западные писатели...» 788 Это признание подтверждает, что сам Леонтьев – русский интеллигент, который идеями не шутит и с горечью сжигает, чему поклонялся: самый язык этот типично интеллигентский! Идейный и беспочвенный интеллигент – это удачное определение Г. П. Федотова – вполне к нему применимо 789 . Красота: «Эстетика жизни (не искусства!.. Черт его возьми, искусство – без жизни!..), поэзия действительности невозможна без того разнообразия – положений и чувств, которое развивается благодаря неравенству и борьбе...» 790 Вот его почва, которую он обрел после отказа от интеллигентских идеалов, но не от интеллигентской идейности (зрелого Леонтьева можно определить как идейного врага интеллигенции, т. е. тоже интеллигента по типу...). Красоту же, основную его «реалию», ему отчасти помог открыть Аполлон Григорьев. Переоценка политическая: «Эстетика спасла во мне гражданственность для меня стало понятно, на которую сторону стать: на сторону всестороннего развития или на сторону лжеполезного разрушения. Я стал любить монархию, полюбил войска и военных, стал и жалеть и ценить дворянство, стал восхищаться статьями Каткова и Муравьевым-Виленским; я поехал и сам на Восток с величайшей радостью – защищать даже и православие, в котором, к стыду моему, сознаюсь, я тогда ни бельмеса не понимал, а только любил его воображением и сердцем» 791 . Эта политическая (и историческая) переоценка была продумана и определена довольно поздно, вероятно в Янине, около 1870 г. Переоценка духовная: «Государство, монархию, «воинов» я понял раньше и оценил скорее; Церковь , православие, «жрецов» – так сказать – я постиг и полюбил позднее; но все-таки постиг; и они-то, эти благодетели мои, открыли мне простую и великую вещь – что всякий может уверовать, если будет искренно, смиренно и пламенно жаждать веры и просить у Бога о ниспослании ее. И я молился и уверовал. Уверовал слабо, недостойно, но искренно» 792 . Эта духовная переоценка произошла в Салониках (1871) после чудесного исцеления Божией Матерью и позднее, на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Однако о том, насколько мало даже в Испании принимали во внимание этот первый закон о безбрачии, можно сделать вывод из послания папы Сириция к епископу Имерию Таррагонскому, где указывается, что в конце IV века plurimi sacerdotes Christi et levitae (многие священники Христа и левиты) жили в браке. 789 CaII. 6 (29, Hefele I. 27): «Praeterea, quod dignum, pudicum et honestum est. suademus fratribus, ut sacerdotes et levitae cum uxoribus suis con coèant, quia ministerio quotidiano occupantur. Quicunque contra hanc constitutionem fecerit, a cleritatus honore deponatur». 790 Can. 10 (Hefele, Conciliengesch. I, p. 230, 2 le Aufl.). Канон включен в Corpus juris can., с. 8, dist. 28. Неокесарийский собор, между 314 и 325 г., caII. 1, запрещает священникам жениться под угрозой смещения с должности. Это не противоречит другому канону, и оба постановления вошли в Канонический Закон, с. 9, dist. 28. См. Hefele, I. 244. 791 «Из тех, кто становится клириком, будучи неженатым, мы позволяем только чтецам и певчим, если они того желают, вступать позже в брак». 792 Этот важный инцидент с Пафнутием подтвержден единодушными свидетельствами хорошо информированных историков Сократа (Hist. Eccl. I. 11), Созомена (Η. Ε. I. 23) и Геласия Кизического (Hist. Conc. Nic. II. 32); см. Mansi, Harduin, and Hefele (I. 431–435). Более того, это соответствует указаниям Апостольских постановлений и канонов и современной практике Восточных церквей. Возражения Барония, Беллармина, Валесия и других защитников римской практики необоснованны, их опровергают Наталис Александер и Гефеле (I.c.). Функ (католик) говорит: «Die Einwendungen, die gegen den Bericht vorgebracht wurden, sind völlig nichtig» (совершенно неполезно). 793 Для благозвучия именуемыми συνεσακτος, subintrodueta (представленная в качестве товарища), αγαπητ, soror. См. Hefele, I. 380. Насчет этого канона см. также W. Bright, Notes on the Canons of the First Four General Councils. Oxford 1882, pp. 8, 9. Антиохийский собор сместил с должности Павла Самосатского, епископа Антиохии, за эту неподобающую практику и ересь. Euseb. Η. Ε. VII. 30. 794 Несмотря на этот канонический запрет, нечестивая практика продолжалась. Златоуст написал речь «против лиц, χοντας παρθνους συνεισκτους», и другую, в которой призывал дев не жить с такими. Иероним жалуется на «pestis agapetarum» (Ер. XXII. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

769 Мейерберг, Чт. О. И, и Др. 1873, III, 101. В извинение этих верующих надо принять в рассчет то, что тайна исповеди, как нам известно, сплошь и рядом нарушалась, и сознаться в наиболее дозорных грехах духовнику было в древности у нас довольно рискованно. 770 Р. И. Б. VI, 410;Пам. стар. рус. литер. IV, 187. «А по правилам и за един год чужъ христианства, аще не исповедается», писал муромский архим. Антоний в челобитной царю Алексею. Субботин, Материалы, VIII, 130. 771 Кирика, ст. 52. В Заповеди ко исповедающимся то же постановление выражено в положительной форме: «Аще кто, покаявся, умрет, пети над ним в ризах в сорокоустье». Тексты, XIX, 72. 779 А. Э. IV, 321, 155, стр. 481–482 и 206. Временник О. И. и Др. P. XI, 31. Уставная грамота патр. Адриана, ст. 9. 781 Субботин, Материалы, II, 5–34. Ниже это издание цитируем, обозначая только том (римской цифрой) и страницу (арабской). 784 I, 28–31. Так понимает текст письма Ивана Данилова преосв. Макарий, История, XII, 133, и это, кажется, правильно. Проф. Бороздин считает 40 чел. Подписавшимися под челобитной и кроме того 33 человека, пойманных с Аввакумом. По Виногр. Росс,–60 человек. Протопоп Аввакум 2 , 139. 788 Послания изданы проф. Бороздиным, Протопоп Аввакум 2 прилож., 4–6. Их полное заглавие „Список с отписок детей духовных отца Иоанна: Савина, Григория, Андрея, Герасима Плещеевых, ихже писаша от жалости ко отцу Иоанну в Каменский монастырь, слово в слово». 790 Указанные слова из Книги о вере разумел Неронов, когда передавал свое известное видение постом 1653 г. «Иоанне, дерзай и не убойся до смерти: подобает ти укрепити царя о имени Моем, да не постраждет здесь Русия, якоже и юниты». I, 99 – 100; ср. прим.; см. также 150 стр. 791 I, 64–65; ср. 66–67,150. Правда, перечень «новшеств» у Плещеевых не полон, почему-то они пропускают троеперстие, против которого вооружался Неронов (I, 54, 72), опускают вопрос об аллилуи. 792 Кроме того из Вологды в июле 1655 г. Неронов шлет Послание всей братии, рядом текстов из писания ободряя ее на борьбу. I, 119–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

765. Апостольские Постановления V, 12. См. выше, стр. 133. 766. Паломн. § 38. 767. Евсевий. Жизнь Констан. IV, 22. 768. Григорий Богослов. Слово на Пасху, 42. 769. Иоанн Златоуст. Бес. о воскрес. Христ. 34. 770. Апостольские Постановления VIII, 33. 771. Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. 772. Cod. Theodos. XV, 5, 5. 773. Августин. Пис. к Иан., 119, гл. 17. 774. Паломн. § 39. 775. Снятые крещальные одежды сдавались в церковную ризницу. Bingham Orig XX, 118. 776. Августин. Пис. 54, гл. 2. Сократ. Церк. ист. VII, 26. 777. Апостольские Постановления V, 18, VIII, 33. 778. Евсевий. Жизнь Констан. III, 41–43. 779. Кирилл Иерусалимский. Огл. 14. 780. Паломн. § 42. 781. См. выше, стр. 127. 782. См. там же и стр. 68. 783. Епифаний Кипрский. Изложение веры, 22. 784. Ник. Соб. 1, пр. 20. 785. Августин. Пис. Иан. (119) гл. 17. 786. Кассиан. Собеседов. XX, 11. 23. 787. Паломн. § 41. 788. Григорий Богослов. Слово на Пятидесятницу, 44. Ср. Августин. Прот. Фавст XXXII, 12. 789. См. выше, стр. 138. 790. Августин. Слово 262 (ad infantes). 791. Cod. Theodos. XV, 5, 5. 792. Ср. выше, стр. 142. 793. На праздник в 40 день после Пасхи не упоминается о таком евангелии и вообще о чествовании вознесения. Может быть вознесение и сошествие Св. Духа праздновались месте в Пятидесятницу. Вообще эти два праздника не везде еще обособляются. Так Эльвирский Собор 305 г. постановляет: «следует исправить неверное установление по свидетельству Писаний и праздновать всем день Пятидесятницы; иначе кто не поступит так заявит себя вводителем новой ереси» (пр. 43). Древнее epitome (сокращ. сборник) этого Собора передает это правило так «после Пасхи пусть соблюдается 50-й день а не 40-й (Mansi, Sacr. concil. II, 13). Может быть монтанисты, думавшие, что только в Монтане Дух Св. впервые очутился на земле, были против празднования Пятидесятницы (Hefele C. Conciliengeschichte, Freib, en B, 1855. I, 145. 794. Ср. выше, стр. 141–142. 795. Паломон. § 43. 796. Апостольские Постановления V, 19. 797. Паломн. § 44. 798. Апостольские Постановления V, 19.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Посему, когда люди в такой мере обессловесились, и бесовская прелесть повсюду столько затмила и сокрыла ведение об истинном Боге, что надлежало соделать Богу? Или чему надлежало совершиться, как не обновлению созданного по Образу, чтобы через этот Образ люди опять могли познать Бога? А это могло ли совершиться, если бы не пришел Сам Образ Божий, Спаситель наш Иисус Христос? Поскольку... идолобесие и безбожие овладели вселенной, и сокрыто стало ведение о Боге, то кому было научить вселенную об Отце? Тому, Кто собственным Своим промышлением и благоустроением вселенной учит об Отце, надлежало и возобновить это учение» 785 . «По истине, учит св. Кирилл Александрийский , нуждались в премудрости и просвещении те, которые заблудились, – которые, по крайнему неразумию, поклонялись твари вместо Творца, называли богами древа и камни. Для того и воплотилось Слово, и внушало им, говоря: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение» ( Лк.4:18 ). Ибо таковы были болезни народов. Но через Него они уврачевались: потому что обогатились от Него премудростью и получили просвещение» 786 . Есть у св. отцов Церкви учение и о первосвященническом служении Христа. Еще св. Игнатий свидетельствовал об этой Богооткровенной истине в своем послании к Траллианам, призывая их «жить во имя Христа, за нас умершего с целью приобщения нас к Его смерти и воскресению» 787 . По словам св. Поликарпа, Еп. Смирнского: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий, Иисус Христос – да устроит вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, снисходительности и целомудрии» 788 . В своем разборе статьи М. Антония «Догмат искупления» мы указывали святоотеческие изречения в пользу Богооткровенной истины о первосвященническом служении Христа. Мы имеем в виду слова св. Афанасия Александрийского 789 , св. Григория Богослова 790 и св. Василия Великого 791 . Тогда же мы ссылались на св. Афанасия Великого 792 и св. Епифания 793 , которые выясняют, что Спаситель называется Первосвященником потому, что Он принес Себя в жертву на кресте для спасения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

С достоверностью можно сказать, что Константин Дука был родом из Пафлагонии, 784 в первый раз женился на дочери 785 Константина Далассина, знаменитого претендента на руку императрицы Зои, за сочувствие которому был заключен в тюрьму Иоанном Орфанотрофом. По смерти этой первой жены он женился на другой, Евдокии 786 Макремволитиссе, племяннице патриарха Михаила Керуллария, и от нее имел детей мужского и женского пола, рожденных до и после вступления на престол. 787 В восстании Комнина против Стратиотика Константин Дука вместе с братом Иоанном принимал деятельное участие, и при начале заговора ему, как и другим, предлагали стать во главе восстания, назвавшись императором, но он благоразумно отклонил от себя эту опасную честь. 788 Когда заговорщики провозгласили императором Исаака Комнина, Константин Дука был возведен этим последним в звание кесаря, но по вступлении Комнина на престол Дука сложил с себя звание – добровольно или против воли, неизвестно – и удалился от двора. 789 Судя по тому, что приверженный Дуке писатель 790 говорит о каких-то обещаниях, данных Комнином Дуке, которые не были исполнены, можно полагать, что сложение достоинства кесаря было результатом натянутых отношений между Комнином и Дукой. Принимая во внимание эту натянутость отношений, можно не без основания заключать, что Дука отправлен был из столицы на службу в провинцию, – таким образом получает значение свидетельство Матвея Эдес-ского, 791 что для занятия престола он был вызван из Эдессы, города, которым он управлял. Противоречивое, по-видимому, этому свидетельству показание греческого историка, 792 что Дука состоял в числе первых советников Комнина, который удостаивал его дружбы и чести (что, следовательно, он постоянно находился при особе Комнина), можно относить к тому времени, когда Комнин был еще претендентом, не вступил на престол; нитями, связывавшими тогда их дружбу, служили финансовые расчеты – Дука был богат, снабжал Комнина необходимыми для его предприятия деньгами, вообще был изобретателен насчет денег и тем оказывал большие услуги претенденту. 793

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Неизвестно, дождался ли Павел «отеческого совета», но 24 октября он своей властью, «за тяжкие грехи... предательство церкви Божьей, лжесвидетельство от ее имени против своего архипастыря в угоду народному мятежу и самоуправству безответственных лиц», запретил в служении архимандрита Серафима 787  и священников Покровского и Чернобаева 788 . Священник Чернобаев писал в Синод, что вечером 25 октября до него довели данное распоряжение Павла и потребовали «весьма срочно» подписку о чтении указа. Сам он называл обвинения в свой адрес несправедливыми и клеветническими, прося церковные власти «расследовать дело, восстановив мои права, а до расследования оградить мою честь и доброе имя от подобных инсинуаций» 789 . В Синоде такое самоуправство епископа не одобрили, наказанные им лица вскоре были восстановлены в своих правах. Павлу поставили на «вид, что, запрещая трех указанных лиц... он действовал без достаточных на то оснований и что в принятии таких мер епископу надлежит быть особо осторожным» 790 . Чтобы разрядить ситуацию в Рязани, высшие власти решили «признать не полезным для дела Церкви назначать на кафедру Серафима, а равно и Димитрия, ввиду возникших в Рязанской пастве разделений» 791 . А 11 ноября в городе встречали своего нового владыку – административно назначенного Синодом архиепископа Иоанна (Смирнова) 792 . Представляется, что вся история рязанских выборов носила бы совершенно другой характер, если бы в ней не участвовал епископ Павел (Вильковский). Опытный политик и в тоже время человек острого церковного чувства и яркого литературного таланта, а также разносторонних интересов (он вступил, например, в печатную полемику с известным писателем и публицистом В. В. Розановым ), Павел на протяжении всего 1917 года, вначале в Орле, а затем и в Рязани, вел непримиримую борьбу с «церковной революцией». Павлу не повезло: в период «смуты» он оказался епископом в двух наиболее беспокойных епархиях. Человек консервативных взглядов, он, по его словам, не мог спокойно наблюдать появление «нового самодержавия организующейся демократии» 793 . Можно думать, что действия Павла были обусловлены не столько защитой изгнанного Димитрия, сколько протестом против сторонников архимандрита, использовавших в предвыборной кампании такие непривычные для церковной жизни методы, как выпуск листовок и соответствующая агитационная обработка депутатов. Вообще, незаурядная и цельная личность Павла, выделяющаяся даже на фоне колоритных фигур епископата того времени, заслуживает отдельного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ветхом завете упоминается о поминовении и оплакивании евреями своих умерших по три, седмь и тридцать дней после их кончины ( Числ. 19:11–12; 20:29 ; Втор. 34:8 ; 1Цар. 31:13 ; Сир. 22:13 ). Об обычае в христианской церкви поминать усопших в определенные дни говорится в древнейших памятниках. Во II веке были замечаемы и празднуемы «дни рождения», т. е. дни страдания и смерти мучеников. В «Пост. ап.“ (VIII, 42) прямо предлагается совершать по умершим «псалмопения, чтения и молитвы» в 3-й, 9-й, 40-й дни и годовой – «в память умершего». Указания на те же дни поминовения усопших находятся у многих отцев и писателей церковных и следующих веков, как восточных, так и западных 790 ). Спрашивают: почему установлено молиться об умерших в третий, девятый и сороковый день, когда о почитавшем в вере и ежедневно не воспрещается молиться? Объяснение этого обычая находим у немногих из древних учителей и не одинаковое. Некоторые давали объяснение в том смысле, что поминовения в определенные дни имеют отношение ко многим весьма важным событиям в царстве благодати, напр. – к тридневной смерти Первенца из мертвых, к сорокодневному пребыванию Его с апостолами по воскресении и днями явлений Его по воскресении 791 ). Но таким объяснением не указывается, какое отношение к душе умершего имеет поминовение именно в эти дни. Надобно думать, что древняя церковь указывает в этом обычае какие-нибудь особенные случаи, которые душа после смерти тела испытывает в третий, девятый и сороковый дни. Один из древних подвижников, преп. Макарий александрийский передает, как бывшее ему откровение ангелов, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам и поминовение ее в третий, девятый и сороковый день соответствует возношениям ее ангелами в эта дни на поклонение небесному Судии, Который, наконец, в 40-й, день определяет ей известную участь до последнего суда 792 ). Предлагались в древности и другие объяснения того же обычая 793 ). § 134. Характер р.-католического учения о церкви. Догмат о папском главенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и достигнуть христианского совершенства… Усвой себе мысли и дух святых отцов из чтения их писаний. Святые отцы достигли цели – спасения. И ты достигнешь этой цели: по естественному ходу вещей, как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься. 786. Можно ли думать, что добрые люди из магометан и язычников спасутся? Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и язычниками спасутся, то есть вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель. 787. Спасутся ли еретики, как например, католики, лютеране, протестанты? Вселенская Православная Церковь признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, находясь в общении с диаволом и его погибелью… При недостаточном знании христианства можно принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с ней усвоить и вечную погибель! А посему ныне, более чем когда-либо, настала крайняя нужда в изучении христианства. 788. Что делать, чтобы постоянно пребывать в умилении? Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении, нужно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и людьми. 789. Что всего страшнее? Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога и по сей боязни – согрешить. 790. Для чего святые подвергаются страданиям? Сие нужно или для очищения даже малой нечистоты, или для испытания в добродетели и для искуса в любомудрии; или для назидания более немощных, чтобы на примере их научились терпению и не унывали в страданиях. 791. Какие страдания великие? Из всех наших злостраданий славнее те, которые терпим ради Бога. 792. Для чего бывают чудеса от икон? Чудеса от икон бывают к утверждению иконопочитания и для прославления имени Божия или угодников Его. Иконы почитаемы не ради красок и письма, не ради древности или новости их, но ради Того, Кто на иконах написан. Кто иконы не почитает, тот не чтит Самого на них написанного. 793. Все ли прощать должно жене?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010