Таким образом, в октябре 790 г. все вдруг изменилось в одночасье. Армия единодушно признала Константина VI царем и отстранила мать от власти. Ее верных евнухов разогнали, Ставракия постригли в монахи, а саму императрицу заключили под домашний арест во дворце Елеферия, построенном ею же самой. Мудро рассудив, что человек, предавший раз, предаст и во второй, император отказался от услуг Михаила Лаханодракона и первого спафария Иоанна, взбунтовавших армию против св. Ирины (в массе своей иконоборцы, они не могли простить ей VII Вселенский Собор), а сам решил во главе войска наказать болгар. Как только потеплело, в начале апреля 791 г., император Константин VI дошел до крепости Провата, где в небольшом сражении потерпел неудачу. Ночью после боя его войска окончательно пали духом – все же это были не железные легионы Льва III и Константина V – и бежали, оставив своего императора. В итоге царь вернулся в Константинополь без славы 271 . Следующая неудача императора – уже в войне с арабами, случившаяся в сентябре 791 г., привела молодого царя в уныние. Осень и начало зимы придворное окружение внушало ему, что эти неудачи – суть следствие отстранения императрицы, которая на самом деле является добрым помощником и советником сыну. Видимо, Константин VI и сам начал испытывать угрызения совести, поэтому в январе 792 г. вернул царицу на трон, к вящей радости всего народа и армии. Исключение составил все тот же мятежный армянский полк, отказавшийся признать св. Ирину царицей Римской империи. Но императрица тут же показала, что теперь врагам противостоит ее воля, решительность и характер: она приказала схватить Алексея Муселя по обвинению в попытке насильственного захвата верховной власти и постричь в монахи. После этого бунт сам собой прекратился. К несчастью, молодой царь был плохим военачальником и не унаследовал от деда и прадеда их таланта полководца. В июле 792 г. он совершил поход на болгар, но возле крепости Макерлон хан Кардам (777–803) разбил его войско. Дело обстояло так: легкомысленно понадеявшись на предсказания придворного астролога, император перешел в наступление, и греческая кавалерия опрокинула врага. Но когда всадники увязли в шеренгах болгар, в спину им ударили резервы, скрытно расположенные ханом Кардамом. Вскоре в рядах византийцев началась паника, и исход сражения был уже предопределен 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дмитровский-Пятниц.-Ильин., Моск. г., II, 1105. Добрый-Покров., Калуж. г., II, 784. Добрый-Тихвин., Тамб. г., II, 1218. Добрынская-Николаев., Твсрск. г., II, 953. на Долбине Спасский-Псков., II, 1190. Домницкий, Черниг. г., I, 174. Донецкий-Предтеч., Ворон. г., I, 176. Донской-Богород.-Московский, II, 785. Дорогошан.-Троиц., Калуж. г., II, 1265. Дорофеева-Югская, Яросл. г., II, 1362. Досифеева-Троиц., Новг., г., II, 786. Драгошан.-Троиц., Калуж. г., II, 1265. Дрогичинский-Троиц., Грод. г., I, 503. Дружининская – Зосимо-Савват., Волог. г., II, 787. Друйский – Благовещ.-Богоявл., Вилен. г., I, 38. Дубенский – Крестовоздв., Волын. г., I, 265. Дубенский-Стромын., Моск. г., II, 1212. Дубенский-Успеп., Влад. г., II, 1313. Дубовая Церковь -Георгиев., Влад. г., II, 760. Дудин-Амвросиев, Нижег. г., II, 612. Дунилова-Богород., Волог. г., II, 642. Дуниловская-Воробьевская, Влад. г., II, 736. Духов-Алатырский, II, 790. Духов-Боровичский, II, 789. Духов-Буйницкий, Могил. г., I, 89. Духов-Виленский, I, 182. Духов-Вологодский, I, 184. Духов-Нижегородский, II, 788. Духов-Новгородский, I, 179. Духов-Новосильский, I, 181. Духов-Рязанский, I, 180. Духов-Скопинский, I, 185. Духов-Сурдегский, Ковен. г., I, 478. Духов-Тупичев.-Мстиславль., I, 530. Духов-Якобштадтский, I, 186. Дымский-Антониев, Новг. г., I, 15. Дедовская-Троиц., Волог. г., I, 187. Дятловичский, Мин. г., I, 462. Е Евейский-Успен.-Богор., Вил. г., I, 592. Евфимиев-Благовещ.-Новгор., I, 188. Евфимиев-Суздальский, II, 1158. Евфимиев-Сянжем., Волог. г., II, 1159. Евфросиниевский-Суздальский, II, 1114. Егломская, Олон. г., II, 791. Егорьевский из-за стены, С.-Петер. г., II, 762. Егорьевский-Новгородский, II, 1363. Егорьевский-Перемышльский, II, 1130. Езерская-Введен.-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Екатерин.-Верховят., Вят. г., II, 792. Екатерин.-Греческий-Киевский, I, 189. Екатерин. в Ермолиной роще, Моск. г., II, 792. Екатерин.-Минский, I, 355. Елабужский – Троиц. – Каменного Городища, II, 1267. Елгомская или Ельдонская, Олон. г., II, 791.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С. 790, 791–792. См. также толкование на это правило Иоанна Зонары, канониста 1-й половины XII в. (Там же. С. 792). Об обязательной норме избрания игуменов византийских монастырей самими монахами согласно типиконам того времени см.: Соколов И. И. Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204 гг.): опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894. С. 382–393. Лишь Патриарх Лука Хрисоверг (1156–1169 гг.) постановил, что игуменами могут становиться и выходцы из других монастырей, но его распоряжение зачастую игнорировалось (Там же. С. 387–388). Цыпин В. А. 123-я новелла императора Юстиниана в ныне действующем церковном праве//Ius Antiquum/Древнее право. 1998. 1(3). С. 122.В составе подборки законов Юстиниана, касающихся Церкви, эта статья была известна на Руси в домонгольское время: Древнеславянская кормчая в 14 титулах без толкований. Т. 1. СПб., 1906. С. 788–789. О ктиторском праве см. также: Морозов М. А. Монастыри... С. 106–121. Соколов И. И. Состояние монашества… С. 357–359. Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1908. 2. Стб. 21–62; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 358–412. См. последние издания: Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер. и комм. О. А. Белобровой//Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2005. Т. 13. С. 8–35; Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб.. 2005. Легендарный характер данного жития считался несомненным уже в 1-й трети XX в. ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 226–228. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 310; Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1. 2-я пол. С. 590–591; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 246. О фольклорных мотивах в Житии см.: Рыжова Е. А. Мотив «плавания святого на камне» в Житии Антония Римлянина и фольклоре//Русская агиография.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

10. Исаак I (390–440) 11. Иосиф I (441–452) 12. Мелите (452–457) 13. Моисей I (457–464) 14. Кют (465–474) 15. Христофор I (475–479) 16. Иоанн I Мандакуни (480–486) 17. Пабкен (487–491) 18. Самуил (492–501) 19. Муше (502–509) 20. Исаак II (510–515) 21. Христофор II (515–521) 22. Леонтий (521–523) 23. Нерсес II (524–532) 24. Иоанн II (533–550) 25. Моисей II (551–593) 26. Авраам I (594–616) 27. Комитас (617–624) 28. Христофор III (625–628) 29. Езрас (628–639) 30. Нерсес III (640–660) 31. Анастасий (661–666) 32. Израиль (667–676) 33. Исаак III (677–702) 34. Илия (703–717) 35. Иоанн IV (718–728) 36. Давид I (729–740) 37. Тиридат I (741–763) 38. Тиридат II (764–766) 39. Сион (767–774) 40. Исаия (775–787) 41. Стефан I (788–790) 42. Иоанн (790) 43. Соломон (791) 44. Георгий I (792–794) 45. Иосиф II (795–805) 46. Давид II (806–832) 47. Иоанн V (833–854) 48. Захарий I. 855–875) Oriens Christ. I, pag. 1340–1342. История первобытной хр. Церкви у Славян, Мацеевского, в русск. перев., стр. 133 и 134. Самую реку Аракс один историк (Шере-Феддин в истор. Тимур-Бека I, 391 и 392) называет Урус, Орус, а туземцы армяне зовут ее Эрасх. Это племя Рос, по замечанию Ассемани, могло получить свое имя от сирийского Rosc голова, вершина; потому что оно обитало на одной из горных вершин у Аракса (Calendar. Eccles. Slavic., I, 235, Rom.). Маяк 1843, том. XII, кн. 23. Материалы для Славянских древностей, стр. 12. Множество народных имен, сходных с именем нашей России или Руссии, приводит Морошкин в своих Историко-критич. исследован. о Руссах и Славянах, отд. II; также Бутков в Обороне летописи Несторовой, стр. 313. Как то: Бароний (Annal. Eccles. VII, pag. 722–723), Кулчинский (in Specim. Eccl. Ruthemicae), Бергий (Concil., edit. Paris 1644, tom. III, pag. 223) и другие. Calendaria Eccl. Slavicae, Assemani, I, pag. 234; Comment. Acad. Scient. Imper. Petropolitanae, VIII, pag. 392–393, Petrop. 1736. По известиям армянским. См. выше примеч. 254. По известиям писателей греческих; а грузинские не называют Нины пленницею, хотя в церковных песнях грузинских она называется сим именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

273 И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: вознесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73–75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности... 274 Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302–332 2. Аристакес 332–339 3. Вартанес 340–355 4. Усик 356–361 5. Барсег 362–364 6. Нерсес I 364–383 7. Саак 384–385 8. Завен 385–386 9. Астаракес 387–389 10. Исаак I 390–440 11. Иосиф I 441–452 12. Мелите 452–457 13. Моисей I 457–464 14. Гют 465–474 15. Христофор 475–479 16. Иоанн I Мандакуни 480–486 17. Бабкен 487–491 18. Самуил 492–501 19. Муше 502–509 20. Исаак II 510–515 21. Христофор II 515–521 22. Леонтий 521–523 23. Нерсес II 524–532 24. Иоанн II 533–550 25. Моисей II 551–593 26. Авраам I 594–616 27. Комитас 617–624 28. Христофор III 625–628 29. Езр 628–639 30 Нерсес 640–660 31. Анастасий 661–666 32. Израиль 667–676 33. Исаак III 677–702 34. Илия 703–717 35. Иоанн III 718–728 36. Давид I 729–740 37. Тиридат I 741–763 38. Тиридат II 764–766 39. Сион 767–774 40. Исаия 775–787 41. Стефан 788–790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792–794 45. Иосиф II 795–805 46. Давид II 806–832 47. Иоанн V 833–854 48. Захарий I 855–875

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но Константин VI не питал никакой ненависти к матери. И года не прошло после падения Ирины, как в январе 792 г., уступая ее просьбам, молодой царь возвратил ей титул императрицы, призвал ее вновь в священный дворец, вновь предоставил ей делить с ним власть; вместе с ней слабовольный василевс призвал вновь к власти евнуха Ставракия, ее любимца. Ирина возвратилась, жаждая мести, алкая наказания тех, кто предал ее и более чем когда-либо горя желанием осуществить свою честолюбивую мечту. Но на этот раз, чтобы достичь ее, она должна была действовать более искусно. В 790 г. она была слишком уверена в успехе; она хотела ускорить события и силой овладеть престолом; своими жестокостями в отношении сына она возмутила общественное мнение и подняла против себя войска. Наученная неудачей, она употребила целых пять долгих лет на терпеливое подготовление успеха и торжества путем самых тонких интриг, прекрасно обдуманных. Константин VI обладал несомненными качествами. Подобно своему деду, это был храбрый, энергичный, умный, способный царь; сами противники его поют ему похвалы и признают за ним военные доблести и действительную способность к управлению. Возведенные против него обвинения и в частности развратная жизнь, какой его попрекали, не имеют общего значения, как это можно подумать сначала, и метят, по мнению пустивших эти обвинения, исключительно на скандал, возбужденный его второй женитьбой. Безусловно православный, он был очень популярен среди низших классов, и церковь благоволила к нему; смелый и деятельный полководец, всегда готовый возобновить войну с болгарами и арабами, он был любим войском. Только благодаря ее необыкновенной ловкости Ирине удалось поссорить этого достойного монарха с его лучшими друзьями, выставить его одновременно неблагодарным, жестоким и низким, дискредитировать его в глазах войска, лишить его любви народа и, наконец, погубить его в глазах церкви. Прежде всего она употребила вновь приобретенное влияние, чтобы возбудить в юном монархе подозрения против Алексея Моселя, военачальника, устроившего восстание в 790 г., и так сильно скомпрометировала его, что император лишил его милости и засадил в тюрьму, затем ослепил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андриатис см. И. Златоуст. Антиминса освящение, 740–743. Антипа, села крутецкого, иером. Серг. мон., 238, 291. Антиоха, монаха Пандекты, 154. Выписки, 12, 15, 91, 202–204, 763, 791, 793, 794, 804. Антиоха князя вопросы, 12, 626, 775. Послание к нему, 122,166, 190, 202–207, 750, 790. Антоний киево-печерский см. Жития и Службы. Антоний, иером., биограф, 630, 664, 665, 788, 790. Антоний, митр. московский, 514, 628, 694. Антоний Крылов, библиотекарь Троиц. Серг. мон , 281, 324. Антония Подольского обличает ключарь Иоанн Наседка, 700. Апокалипсис см. Библия . Апокрифические и ложные статьи, 11, 12, 38, 39, 144, 145, 171, 176, 188, 192, 204, 227, 256, 298, 309, 312, 321, 323, 648, 660, 661, 704, 709, 718, 723, 729, 730, 732, 734, 739, 762, 769, 785, 786, 787, 791–794, 805. Аполлинария, еретика, обличение, 200, 201. Апостолы. Правила их, 205, 206. Сказания о них, 205, 206, 677, 729, 731, 746, 757, 759, 764, 804, их поучения, 91, 202, 203, 768, 792–794. Арава, блудница, 147–151, 753. Ареопагит см. Дионисий. Аристен см. Алексий. Арий и Ариане еретики, 178, 205, 206, 643, 673, 724, 769, 794, 799. Аркадия, архиеп. кипрского, слово, 609, 664, 665, 670, 671, 747, 754. Аркадий, диакон, владелец, 704. Арменския ереси, 200, 201, 205, 206, 739, 768. Арсению, отцу, послание Никона черног., 211–213. Арсениево елеосвящение, 226, 255. Арсений, игум. мон. Саввы освящ., 734. Арсения, диакона селунского, сказание о Иерусалиме, 192. Арсений Одинец, инок, вкладчик, 205, 209. Арсения Глухова, монаха Серг. мон., послание к боярину Салтыкову, 700. Книги его, 132, 281, 283. Арсения, грека, перевод, 189. Арсения Суханова , книги, 189, 704, 710. Арсений Могилянский,архиеп. переславский и дмитровский, архим. Серг. мон., 456. Аскольд и Дир, князья киевские, 714. Археографической Комиссии издания, 35, 200, 205, 215, 236, 241, 676, 809. Архипа, пономаря, повесть, 12, 466, 663. Арцыуриев пост, 768. Астерия, еп. амасийского, похвальное слово, 663. Астрологические замечания, 17,46, 177, 765. Афингане еретики, 205, 206, 739, 799.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

5 . послушницы из русских девушек «поднимают чувашек на смех за плохое знание русского языка, насмехаются над ними за совершение молитв на родном языке, называя последний «тарабарским», «поганым» и проч.» с. 780]; Из фактов и наблюдений делается неутешительный вывод: «монастыри наши в том виде, в каком они устроились и существуют в настоящее время, не могут удовлетворять задачам и целям миссионерского служения среди инородцев» с. 790]; Для устранения отмеченных выше и других, приведенных в цитируемой статье недостатков, свящ. Даниил Филимонов вносит следующий широкий круг предложений, названных им «мыслями и соображениями»: 1 . Устраивать современные монастыри по образцу древних благочестивых обителей Святой Руси. При внешней бедности они были богаты «внутренними духовно-нравственными силами, добродетелями благочестивых и смиренных иноков, их молитвой, трудолюбием и деятельной любовью к ближним Были главными рассадниками истинного христианского просвещения в народе и имели великое религиозно-нравственное влияние на современное грубое общество; такое же влияние должны иметь и теперь обители на окружающих тёмных наших инородцев» с. 790–791]; 2 . Заблуждающихся язычников, инородцев, склонных к мусульманству, необходимо возможно скорее утвердить в православной вере, дать знание христианского учения, обогатить православными традициями (обычаями). Особенно это важно для охранения инородцев от активно пропагандирующих ислам соседствующих татар-мусульман. Следовательно, необходимо «чтобы иноческие обители среди инородцев были твёрдыми опорными точками в борьбе с мусульманством, где инородцы могли бы найти себе нравственную поддержку и защиту против грозной всепоглощающей силы ислама» с. 791]; 3 . Все монастыри должны быть истинными образцами христианской жизни, благочестия и «светом миру» (см. Мф. 5:14,16 и 20). Насельники инородческих монастырей, в пример инородцам, должны всецело устремляться к исполнению заповедей Христовых. 4 . Для просвещения и образования инородцев монастырям следует устраивать школы, включая миссионерские. Главным предметом в школах должен быть определен Закон Божий. «Монастырь же должен проповедовать христианскую веру не словом только, как в школе, но по преимуществу делом и жизнью. Здесь все правила христианской жизни должны проявляться во всей полноте и силе живым, видимым и понятным образом» с. 792];

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Непомерная жадность поработителей причиняла церкви зло и с другой стороны. – патриарший престол стал продаваться и покупаться за деньги. Католикос Стефан I (788–790) занял кафедру после Исайи, «затратив большие средства». При таких условиях престол католикоса доставался не тому, кто достоин его, но тому, кто больше за него платил. Охотников купить его конечно было немало, но купивший не был гарантирован, что после сделки не явится другой покупщик, который предложит большую цену. Жадные мусульманские правители не разбирали средств, чтобы увеличить свои доходы. Этим вероятно и объясняется, что после Исайи в течение 7 лет сменилось пять католикосов, именно: Стефан I (788–790), Иов, управляющий 6 месяцев, Соломон Старец, тоже управляющий меньше года, Георгий (Кеворк) I (792–795), Иосиф II Скорпион (795–806). Во времена Иосифа халиф Гарун-Альрашид принял строгие меры против жадности армянских остиканов (арабских наместников). Преемник Иосифа II Давид II управлял 27 лет (806–833). Во время правления Давида и почти во все время правления преемника его Иоанна V (833–854) арабские правители не притесняли армян, так как после смерти справедливого Гарун-Альрашида в халифате происходили смуты. Была и другая причина. По мере того, как силы халифата, подтачиваемые междуусобиями, быстро слабели, силы греков увеличивались и они угрожали возвратить себе отнятые некогда у них арабами провинции. Император Константин Копроним отнял у арабов, хотя и не удержал, город Карин, Михаил II успешно сражался с ними в Малой Азии, импер. Феофил отнял у них Трапезунт и несколько городов в так называемой Четвертой Армении и Сирии. По словам Асохика 121 , император вмешался даже во внутреннее управление армян: «он пожаловал в консульское достоинство Ашота, сына Шапуха, назвал его великим консулом и патриком и оставил в сперском округе, сам же, собрав дань с Феодосиопольцев, возвратился домой». Во все время царствования Феофила отношения халифата к Армении были весьма дружественны. В 835 году халиф Мотазем поручил управление Арменией армянину Баграту Багратиду. В правление Баграта все армянские князья пользовались почти полной независимостью, каждый в своем княжестве, признавая господство мусульман только на словах и мало обращая внимания на представителя халифов. Само собой разумеется, что и церковь армянская в это время наслаждалась миром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010