Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР I Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) (Ок. 760 - 26.07. 811), визант. имп. (с 31 окт. 802). Род. в Селевкии в М. Азии. Сведения вост. источников («Хроника 1234 года», «Хроника» Михаила Сирийца ), согласно к-рым Н. был каппадокийцем араб. происхождения, доверия не заслуживают. Сделав блестящую карьеру в финансовом ведомстве, Н. в 802 г. стал патрикием и логофетом геникона (γενικς λογοθτης), т. е. лицом, ответственным за финансы (отсюда встречающееся в лит-ре прозвище Н.- Геник (Γενικς)). 30 окт. 802 г. имп. св. Ирина была свергнута в результате бескровного переворота, а на следующий день свт. Тарасий , патриарх К-польский (784-806), венчал Н. на царство. По одной из версий, заговор должен был предотвратить брак Ирины с имп. Карлом Великим (800-814), по другой, более вероятной, заговорщики стремились не допустить провозглашения императором Льва, приходившегося братом фавориту императрицы евнуху Аэтию. Через год свт. Тарасий короновал в качестве соправителя Н. его сына Ставракия. Дочь Н. Прокопия вышла замуж за Михаила Рангаве, который в 811-813 гг. будет занимать имп. престол (см. Михаил I Рангаве ). В многочисленных агиографических источниках деятельность Н. оценивается положительно, однако эти источники сообщают очень мало подробностей о его политике. В подробном же рассказе, к-рый содержится в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 476-491), императору дана негативная характеристика. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что друг и наставник хрониста Георгий Синкелл был замешан в неудачном заговоре против Н. Внутренняя политика; отношения с Церковью Основной задачей внутренней политики Н. было оздоровление системы гос. финансов. Вскоре после прихода к власти Н. организовал в дворцовой палате Магнавра суд, к-рый, по-видимому, разбирал случаи уклонения от уплаты налогов.

http://pravenc.ru/text/2565518.html

32 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) в должности помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии от 31 января 1845 г.//РГИА. Ф. 802. Оп. 5. Ед. хр. 6312. Л. 3–4 об. 33 . Предложение Правлению Санкт-Петербургской Духовной академии от 6 апреля 1845 г. 1735 от Духовно-учебного управления о назначении помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии инспектора Новгородской семинарии иеромонаха Феофана (Говорова).//РГИА. Ф. 802. Оп. 5. Ед. хр. 6312. Л. 7–7 об. 34 . Представление обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода графу Н.А. Протасову об определении на должность помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии инспектора Новгородской семинарии иеромонаха Феофана (Говорова).//РГИА. Ф. 802. Оп. 5. Ед. хр. 6312. Л. 1. 35 . Прошение иеромонаха Феофана (Говорова) в Санкт-Петербургский комитет Духовной цензуры от 9 марта 1845 г.//РГИА. Ф. 807. Оп. 2 Ед. хр. 1045. Л. 7. 36 . Скуполи Л. Брань духовная, или наука побеждать свои страсти и торжествовать над пороками. [Перев. с франц. А.Ф. Лабзина]. СПб., 1816. 37 . Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы//Христианское чтение, СПб., 1846. Ч.1 С. 463–479. 38 . Слова в день рождения благоверного государя великого князя Михаила Павловича.//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп 24. Д. 43 Ед. хр. 4359. Л. 1–4 об. 39 . Слово в день святого благоверного великого князя Александра Невского. В сб. Слова С.-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана.//Христианское чтение. СПб., 1858. Ч. 2. С. 391–399. 40 . Собрание слов священника Ксенофонта Делекторскаго. СПб.: Тип. Морского Кадетского корпуса, 1847. IV, 326 c. 41 . Стрижев А.Н. Степан Бурачок и его журнал Маяк//URL: http://www. proza.ru/2016/02/17/77. 42 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Из неопубликованного. – М.: Правило веры, 2001 – 654, c. 43 . Феофан (Говоров) Затворник, святитель Генерал-майор Степан Онисимович Бурачек, в нравственно-религиозном отношении.//URL.:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

(Strabo. VII. 4.3; Агбунов М. В. Загадки Понта Евксинского – М., 1985. – С. 39–42). Поэтому Иоанна мог попасть в этот город отнюдь не случайно, его выбор диктовался многими вескими обстоятельствами. В частности, Григорий стал епископом Амастриды, отличавшейся стойкими иконопочитательскими симпатиями, незадолго до прибытия туда Иоанна Готского. Его подпись стоит под актами Никейского синода 787 г., осудившего иконоборство. Умер он около 808 г. Проживание в Амастре также объясняет возможность создания Жития Иоанна именно в городе, в котором его успели хорошо узнать и в котором в силу давних, устойчивых связей всегда интересовались происходившим в Таврике. 590 tetraete chronon («на четвертом году»). Речь может идти о 791 г., если вести отсчет с осени 787 г. или, скорее, о 792 г, если заключение преподобного в Фулах продлилось до открытия очередного навигационного сезона весной 788 г. (cp.: Auzepy M.–F. La Vie de Jean de Gothie... – P. 75). Это почти совпадает с предположением В.      Г. Васильевского, который отмечал; «...соображая, что не говориться об особенной старости святого при кончине, и что посвящение его, а следовательно, и 30-летний, по крайней мере, возраст относится приблизительно к 760 году, мы можем остано- вится на 792–798 годах» (Житие Иоанна Готского. – С. 420). Основные хронологические вехи жизни Иоанна не противоречат отнесению его хейротонии в Ивирии и к 758/759 г. Ср.: епископа 2000. – Bin.33: Крим – – К., 2000. – С. 260. 591 ...с гонителем моим (meta tou dioktou mou) («с преследователем моим»). Следовательно, к числу непримиримых врагов преподобного агиограф относил лишь хагана, a не византийские власти и василевсов Ирину и Константина VI. Если верно сообщение ал-Масуди в «Мурудж аз-захаб» («Промывальнях золота»), написанной около 943 г. ( о принятии иудейской веры хазарским «царем» в правление Харун ар-Рашида (786–809) (Ппетнева C. А. Хазары. – M., 1986. – С. 62–63; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990. – С. 150), тогда «гонителем» мог быть отец того самого хагана или сам хаган, принявший иудейство раввинистского толка в государтвенном масштабе. Был ли это именно Обадия, упоминаемый в Письме царя Иосифа, остается под вопросом (см.: Антология).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строев см. Описание рукописей. Ступишин Феодорит, крилошанин Троиц. Серг. мон., владелец, 423, упом. 422. Суворов Алексей Иванов, владелец, 151. Судаков Димитрий Дементьев, то же, 792. Судской, княгини, книги, 486, 552, 572, 581, 603, 621, 654, 771, 789. Суида, книга. Отрывок из нее, 201. Суханов см. Арсений. Сыропустная неделя, 9, 11, 39, 99–106, 142–144, 404, 688, 689, 746, 751, 753, 763, 807. Тайдула, царица, 177, 765. Таксиот воин, повесть, 202, 203, 794, 804. Тактикон, книга, см. Никон черногорец. Тарабарское письмо см. Азбука. Тарасия, патр. константинопольского, послание, 205, 206; слово, 670; молитва, 740, 759. Тарасов Митька, владелец, 340. Творения св. Отцов, журнал. Ссылки, 8, 9,11, 13, 91, 124, 142, 202, 284, 678, 804. Телятевский Иван Петрович, князь, 527. Темир-аксак, хан, 202, 647, 680, 771, 793. Темшин Михаил Иванов, староста Пятницкой церкви, 370. Терентий Алексеев Бочар, крестьянин стромынской волости, 239. Тиверий, кесарь, 765, 774, 786, 797, 807. Тимофея, патр. александрийского, правила, 205–207; чудеса муч. Мины, 782, 783, 786. Тимофея, пресв. константинопольского, правило, 205–207. Тимофея, пресв. иерусалимского, слова, 674, 693. Тимофей, митр. киевский, 198. Тимофей сын Поликарпов, владелец, 805. Тита, импер., разорение Иерусалима, 770. Тихон казанец, соборный старец Троиц. Серг. мон., владелец, 273. Тихон, архиен. ростовский, 482. Тихон Москвитин, старец Троиц. Серг. мон., 700. Тихон, священник, 739. Тихонравова Н. С. Памятники отреч. русс. лит. упом., 12, 15, 38, 177, 204, 225, 227, 321, 323, 648, 730, 752, 762, 774, 792, 793, 794. Тормосов Арефа, старец, владелец, 113, 788. Требник, книга, 224–238. Трефолог, книга, 604–616; русским Святым, 617–628. Трифиллий Некрасов, старец Троиц. Серг. мон., 461. Триодь постная, книга, 25–29, 385–397, 641; цветная, 399–403; под крюками см. в Стихирарях. Троица Святая. Слова о ней, 404, 787, 791. Деяния, 145. Каноны 8 гласов, 254 и др. Трубицын Димитрий, владелец, 444. Трусов Еремий, посол, 188. Тулупов Герман, иером. Троиц. Серг. мон., владелец, 427. См. Писцы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Отповедь пастырей Церкви и простолюдина на злословное письмо г. “интеллигента”. Пресвитер Церкви, сельские священники А. С–в. и Ник. Ремиров, Крестьянин, Стр. 719–732. О даре священства. В. А. Тернавцев. Стр. 733–737. Паспорт богомолки-покойницы. (В среде раскольников села Абашева, Наровчатского уезда, Пензенской губернии). Мисс. Пенз. епарх. свящ. К. Попов. Стр. 738–743. Из миссионерской полемики. Беседа со штундистами о св. храме и о поклонении Богу в духе и истине. ( Ин. 4:23 ). Епарх. мисс. С. Потехин. Стр. 744–760. Миссионерство, секты и расколы. (Хроника). А. О. Стр.761–771. Из мира раскола. Новое движение среди беспоповщины в Екатеринбурге и вообще на Урале. Стр. 772–774. Библиография. Летопись духовной печати. К.Плотников. Стр. 775–778. Критическое обозрение бесед с раскольниками и сектантами, помещенных в епархиальных органах за 1901 год. К. Плотников. Стр. 779–783. Воскресные литургийные евангелия всего года, с объяснениями и вытекающими из евангельских чтений назидательными уроками. (Для внебогослужебных собеседований, для чтения в школе и дома). М. Гр–в. Стр. 783–785. Е. Поселянин. Русские подвижники 19-го века. (Изд. 2-е значительно дополненное. Стр. 568. 1901 г.). Свящ. М. Лисицын. Стр. 785–786. Еп. Сергий, ректор Спб. дух. акад. Закон Божий, написанный в сердце человека. (Спб. 1901 г. стр. 35. Изд. 2-е.). Свящ. М. Лисицын. Стр.786. Свящ. Ксенофонт Делекторский. Крупица от духовной трапезы. Свящ. М. Лисицын. Стр.787. Виноградов И. прот. Полезное замечание для полемистов с расколом.(Изд. Братства м. Петра.М. 1901 г. стр. 39). М. Чельцов. Стр. 787. Миссионерский Вестник. Дерзающий католицизм. Стр.787–789. Виленский римско-католический епископ. (Циркуляр). Стр. 789–792. Размышление на могиле священно-архимандрита Павла. (Ко дню смерти его). С. Е. З. Стр. 792–794. Почему Божия Матерь иногда изображается с простертыми на благословение руками? (Открытое письмо к раскольникам). Мисс. Калиник Картушин. Стр. 794–795. Печальное происшествие в г. Богодухове. (Письмо в ред.). Очевидец. Стр. 796–797.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если отношения " епископ – монастырь " находятся в указанных нами рамках, очерченных церковными правилами, то и сам епископ становится подлинным отцом и архипастырем монашествующих, и монашеская жизнь в вверенной ему епархии имеет возможность беспрепятственно развиваться. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 177. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 165–166. Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 28. О том, что настоятель должен с отеческим доброжелательством устраивать нужное для пребывающих в послушании. Древнерусские иноческие уставы. Уставы российских монастыреначальников. М., 2001. С. 44–45. Прп. Силуан Афонский. Писания. XIV. О монахах. Архим. Емилиан (Вафидис). Слова и наставления. Тт. 1–2. Пути обновления и возрождения монашества. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 165–166. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа III на Деяния апостольские. Прп. Феодор Студит. Послание 11. К Анастасию, епископу Кносийскому. Свт. Иоанн Златоуст. Слово о святом Иоанне Богослове. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 169. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 1. С. 340–341. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 168. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791–792. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791–792. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 2. С. 289. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Ч. 2-я. Русский пер. Василия Нарбекова. Казань, 1899. С. 426–427. Древние иноческие уставы в пер. Свт. Феофана Затворника. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1994 (репр.М.: 1892), с. 646. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791. Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 87.

http://religare.ru/2_96606_1_21.html

Мученик Павсилип после истязаний осужден был на смертную казнь, но скрылся от мучителей и скоро скончался. Жил во II веке, при императоре Адриане. Испанская икона Пресвятой Богородицы явилась в 792 г. Богородица изображается сидящей на троне с Богомладенцем на руках. По молитве пред сей иконой испанский царь Пелагий одержал победу над сарацинами. 9-е число Мученик Евпсихий жил в то время, когда царствовал Иулиан Отступник; был сыном богатых родителей, живших в Кессарии каппадокийской. Однажды он с несколькими христианами вошел в языческий храм, сокрушил идола и разрушил самый храм. Когда узнал об этом поступке Иулиан, приказал жестоко мучить Евпсихия; весьма многие и из сограждан его пострадали: иных лишили имущества, других сослали в ссылку, иных казнили. Евпсихия же наконец обезглавили. Это было в 362 г. Мученики: Дисан, Мариав, Авдиес и с ними 270 пострадали от царя Сапора 2-го за то, что, взятые в плен, не хотели принять языческую веру победителя. Это было в 362 г. Из них Дисан был епископом, а Мариав пресвитером в г. Бефзабде. Преподобномученик Вадим жил в IV веке в персидском городе Вифлапате, при царе Сапоре. Соорудив на свои средства монастырь за городом, он подвизался тут. В это время в Персии поклонялись солнцу и огню. Сапор начал преследовать христиан. Многих из них заключили в темницу, в числе их и Вадима. К сожалению, не все из них оказались твердыми в вере, некоторые отреклись от нее. В числе отрекшихся был некто Нирсан князь. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он, в доказательство своего искреннего отречения, умертвил Вадима. Нирсан согласился, но лишь поднял руку с мечом, как совесть заговорила в нем, он затрепетал, и рука опустилась. Но Нирсан не послушался голоса совести, снова поднял дрожащую руку с мечом и, хотя не в один раз, обезглавил преподобного. Преподобный, к удивлению всех, мужественно стоял под всеми этими ударами. Но погиб этот Нирсан, – совесть не давала ему покоя, и он убил самого себя. Преподобный скончался в 376 году. Цесарская икона Пресвятой Богородицы явилась в один год с Испанской, в 792 г. (читать о ней под 8 апреля). 10-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В «Житии св. Феликса» топос «сияющего лица святого» не так явен. Беда нигде не описывает внешность героя, но отмечает его эмоциональный настрой: св. Феликс, «радостный» (с. 792), общается с жителями Нолы, «улыбаясь», разговаривает с не узнавшими его преследователями (с. 792). После того как он в течение шести месяцев укрывался от преследователей – язычников в тайнике, жители Нолы приняли его, «как пришедшего из Рая» (с. 794). Это сравнение ближе всего подходит к отражению в тексте жития топоса «сияющее лицо», так как жители Рая – ангелы или души праведных людей – являются живущим, как озаренные божественным светом. Интересно, что это единственный топос, характерный для агиографии, который можно обнаружить и в «Жизнеописании», произведении исторического жанра. Рассказывая о жизни Эостервине, одного из пяти настоятелей Веармута и Ярроу, Беда упоминает о «свете» его лица (с. 791). Этот топос часто встречается и в анонимном «Житии св. Катберта», и в житии этого же святого, составленном Бедой. Так, согласно анониму, он «был всегда весел и счастлив, не омрачаясь воспоминаниями о грехах, не превозносясь от громких похвал тем, кто дивился его образу жизни» (VA, L. III, 7). Сходным образом характеризует своего героя и Беда: Катберт обращается к собеседникам «со спокойным лицом и умом» (VB. 16), «со спокойным лицом и даже радостной речью» (VB. 36). Топос «светлого» или «сияющего лица» может быть возведен к Писаниям Ветхого и Нового Завета, в частности, к таким цитатам, как Книга Исход (34:29), завет св. ап. Павла: «всегда радоваться, непрестанно молиться и всех благодарить» ( 1Кор 5:18 ), или к Евангелию от Матфея: «... тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф 15:41 ). Этот христианский топос является общим для всех агиографических традиций. В своем поведении подвижник подражает Христу как образу смирения, поэтому эта черта становится необходимой при характеристике святого 199 . Так, св. Феликс по смирению отказывается стать епископом Нолы, хотя вся община единогласно избирает его на это служение. Он возражает собратиям «робким голосом» (с. 794) и, чтобы скрыть «высоту смирения», которую он «стяжал в своем сердце» (с. 794), он находит канонический предлог избежать такого высокого сана. Св. Феликс называет имя человека, который был рукоположен во пресвитера на неделю раньше и, следовательно, должен занять епископскую кафедру по старшинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

л. 174. Мес. генваря в 6 день, Слово на Просвещение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Христос Господь свет великий в сей светлый день пришел есть к Иордану. л. 187. Мес. марта в 25 день, Григориа архиепископа новыа Кесариа Слово на Благовещение пресв. Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа. Нач. Днесь ангельскаго полка песнопения уясняются и свет Христова пришествиа верныа просвещает. л. 195 об. Молитва по акафисту св. Апостолом. Нач. Владыко Господи всемогый Царю, к Апостолом св. Твоим с смиреною душею припадаю. Кирилла туровскаго , с изменением. л. 198. Мес. ноавриа 27, препод. отца нашего Паладиа мниха Слово о втором пришествии, и о страшном суде, и о будущем веце, и о умилении души. См. 794 л. 187. л. 237. Мес. априля в 1 день, житие и жизнь препод. матери нашея Марии егупетскыа. Списано Софронием патриархом иерусалимьскым. См. 792 л 218. л. 265. Генваря 25. Слово св. Иоанна Златаустаго о исходящих из церкви прежде отпущения. Нач. Се и многажды вещах и вещая не премолкну; не видите ли на олимпийсте игралищи, егда венца полагая и сквозе собор ходит. Внизу третьего листа скорописью: Книга чернца Данила Кирилова монастыря. Повторено полууставом впереди на белом листе. 797. (1638.) Сборник, полууст., исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 333 листа. л. 1. Указ главам и канонам и молитвам которая после которые стоит. л. 4. Сказание Афродитиана о бывшем чюдеси о перстей земли. См. 792 л. 279. л. 14. Севериана епископа авальскаго о древе спасениго креста, где обретеся и како бысть начало. См. 759 л. 459. л. 19. Сказание о животворящем древе. Нач. Вся три древа суть, от него же снеде Адам и изгнан бысть из рая. л. 26. Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, архиеп. Констянтинаграда, о Господе нашем Ис. Христе. Нач. Страшна и велиа деаниа хощу вам исповедати, яже о св. нашем Ис. Христе. См. 794 л. 282. л. 38 об. Списание Господа нашего Ис. Христа, и еже воспомянухом написание еурейскым языком, и философом снемше и положиша тело Исусово; в лето Феодосиа Великаго царя 17-е преложиша из еурьйскых книг в греческыя книгы вся, елика сдеашася при понтийстем Пилате. За сим следует послание понтийского Пилата к Тиверию кесарю. См. 786 л. 73, 101.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Карл Великий всеми способами, в т. ч. и военной силой, способствовал распространению христианства среди саксов, разделив их земли между Майнцским, Кёльнским и Вюрцбургским еп-ствами (Падерборнский Собор, 777). Первоначальная миссионерская деятельность среди саксов не имела успеха, т. к. вспыхнувшее в 782 г. восстание было направлено в т. ч. и против насильственного обращения местного населения в христ. веру. В 782 г. был принят «Капитулярий по делам Саксонии» (Capitulatio de partibus Saxoniae), угрожавший смертной казнью всем, кто будет выступать против Церкви и короля, предписывавший саксам платить десятину Церкви. После крещения вождей восстания (785) св. Виллибальдом были основаны еп-ства Бремен, Ферден и Минден (787-792). К этому времени относится миссия среди саксов учеников и родственников св. Виллиброрда - Беорнрада и Виллехада , первого еп. Бременского, к-рые действовали по поручению Карла Великого. После нового восстания саксов в 792 г. король был вынужден пойти на экстренные меры - депортацию местного населения и размещение на освободившихся территориях франк. колонистов. В 797 г. на съезде князей в новой резиденции Карла Великого Ахене оформилась церковная и адм. структура новых территорий, в Вестфалии были основаны еп-ства Падерборн (799) и Мюнстер (805). В нач. IX в. в землях саксов были организованы еп-ства Оснабрюк (до 803) и Хальберштадт (803/4). При Людовике Благочестивом были учреждены еп-ства Хильдесхайм (815) и Гамбург (831/832). Первым епископом Гамбургским (с 834 архиепископ) и папским легатом в «северных странах» стал мон. из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар . Ист.: Admonitio generalis//MGH. Capit. T. 1. Nr. 22. P. 52-62; Arbeonis episcopi Frisingensis. Vitae S. Haimhrammi et Corbiniani/Ed. B. Krusch//MGH. Script. Rer. Germ. T. 13. P. 100-232; Concilia aevi Carolini/Ed. A. Werminghoff//MGH. Conc. T. 2/1. P. 1-4; Ionas. Vitae s. Columbani abbatis discipulorumque eius libri II// Ionae Vitae s. Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. MGH. Script. Rer. Germ. T. 37. P. 1-294; Notker Balbulus. Gesta Karoli Magni imperatoris/Ed. H. F. Haefele//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 12; Ordinatio imperii//MGH. Capit. T. 1. N 136. P. 270-273; Traditiones et antiquitates Fuldenses/Ed. E. Fr. J. Dronke. Fulda, 1844; Vita Hludowici imperatoris/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 2. P. 604-648; Vita Hrodberti episcopi Salisburensis/Ed. W. Levison//MGH. Script. Mer. T. 6. P. 140-162; Vita et miracula s. Pirminii/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. T. 15/1. P. 17-31; Эйнгард. Жизнь Карла Великого/Пер.: А. П. Левандовский// Левандовский А. П. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1995. С. 177-206.

http://pravenc.ru/text/164803.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010