Собравшись в окт. 790 г. в Атроа (Вифиния), фемные войска потребовали выслать им Константина. И. ничего не оставалось, как согласиться. В дек. он вошел в столицу, отрешил И. от власти и сослал всех приближенных к ней евнухов. Ставракий был пострижен в монахи и тоже сослан. И. поместили под домашний арест, она жила в построенном ею дворце Елевферия в К-поле. В янв. 792 г. И. снова получила статус соправительницы, но не реальную власть. Прп. Феофан, в целом благожелательный к И., утверждает, что именно по ее наущению Константин совершал различные неблаговидные поступки, в т. ч. развелся с женой Марией Амнийской, брак с к-рой И. сама же устроила. Этот факт весьма вероятен, поскольку новая жена Константина, Феодота, была кувикуларией (фрейлиной) И. Тем не менее, когда преподобные Платон и Феодор Студиты выступили против этого брака, И., по словам прп. Феофана, защищала их, «потому что они противились ее сыну и срамили его» ( Theoph. Chron. P. 471). В сент. 796 г. И. и Константин выехали на воды в Прусу. В это время Константину сообщили, что у него родился сын, и он спешно отбыл в столицу. Воспользовавшись его отсутствием, И. склонила на свою сторону командиров тагм и др. сановников. В июле 797 г., когда Константин вернулся из неудачного похода против арабов, некие солдаты из тагм попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. И., по утверждению прп. Феофана, была очень напугана его намерениями и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем отойти от дел. Однако среди сопровождавших императора были люди И., и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят Константина в столицу. 15 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там 19 авг. Константин был ослеплен очень жестоким образом, отчего вскоре умер. Началось единоличное правление И., которая ввиду беспрецедентности ситуации стала титуловаться «император (муж. р.) Ирина» (греч. Ερνη βασιλες). Источники дают очень мало сведений о событиях 797-802 гг.

http://pravenc.ru/text/673923.html

787 Он же, О церковной иерархии, 3, 3 — PG 3, 429А 788 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22 — PG 90, 321А; Главы богословские, 1, 76 — PG 90, 1212А 789 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92 790 Василий Великий (псевдэпиграф), Заметка на Исаию, вступление 3 — PG 30, 121С 791 Там же 121D-124A 792 Максим Исповедник, Главы богословские, 1, 58 — PG 90, 1101А 793 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 4 794 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах, 7, 4» 795 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 4 796 Все предложение представляет собой парафраз цитированных выше мест Дионисия и Максима 797 См.: Афанасий Александрийский, Письмо к епископам Египта и Ливии, 2—3 — PG 25, 541—544 798 Меретакис понимает это « απεχειροτονετο » в смысле лишения священного сана (новогреческий перевод: « καθαιρθηκε »), но поскольку исторические данные о таковом лишении Акиндина священного сана отсутствуют, мы предпочитаем понимать этот глагол в более общем смысле: что архиереи, проголосовав, вынесли о нем отрицательный вердикт 799 Фраза кажется лишенной смысла. Меретакис в новогреческом переводе переносит закрывающие кавычки и читает: «А что превосходит еще и это злочестивое новшество, так это то, что он говорит: «если не считает кто-нибудь, что у Христа две божественности: одна — во всех смыслах низшая, а другая — высшая; одна безначальная, а другая — от явления на горе получившая начало и с того времени неотделимо сосуществующая с человеческой составляющей Христа»; стало быть, это он говорит о двух божественностях — высшей и низшей» 800 Иоанн Дамаскин, Канон 6-го августа, песнь 6, тропарь 2 — PG 96, 849А 801 Парафраз стихиры на стиховне на вечерне 7-го августа, «Слава и ныне» 802 Месяца августа в шестый день на литии стихира третия 803 Григорий Богослов, Слово 40, 6 — PG 36, 365А 804 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181В 805 Цитата не идентифицируется 806 Григорий Нисский, О душе и воскресении, 3 — PG 46, 104В 807 Григорий Богослов, Слово 30, 6 — Barbel, 184 PG 36, 112В

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

790 Вдоль всей восточной стены Старого города идет мусульманское кладбище, наиболее ранние памятники которого восходят к эпохе мамлюкского господства в Иерусалиме (XIV-XV вв.). 791 «Ворота Госпожи Марии» (по-арабски «Сити Мариам») – так называют местные жители Гефсиманские или Львиные ворота, потому что рядом находится православный храм Рождества Богородицы. 792 Греч. χαβοζα ‘водоем, бассейн, цистерна’. Имеется в виду так называемый «Мариинский бассейн», находившийся к северу за Гефсиманскими воротами. В настоящее время не существует. 793 Фотий, почтительно именуемый Великий, – архидиакон Иерусалимской Церкви, ректор Богословской школы при Крестном монастыре. Впоследствии профессор Богословской школы на о. Халки (Константинопольский Патриархат). 797 Источник, на который ходила, по преданию, за водой Пресвятая Дева, гостившая в Горней у праведной Елизиветы. Над источником – мечеть, закрытая после 1948 г., когда арабское население было изгнано из Айн-Карема. 798 Magnificat (от лат. magnificat ‘величит’) – францисканский монастырь, приписанный к монастырю Рождества Иоанна Предтечи в Айн-Кареме и расположенный на месте встречи Богородицы и Елизаветы, где Пресвятая Дева воспела молитву Велигит душа моя Господа. В современном виде храмовый комплекс, включающий Верхнюю и Нижнюю церкви (со Святым колодцем в крипте), построен в 1938–1955 гг. по проекту итальянского архитектора А. Барлуцци. На стене клуатра размещены керамиды с текстом молитвы «Величит» на 42 языках – в том числе по-церковнославянски. 799 «Большой дом», если идти вверх по склону холма, как шел о. Антонин со своими спутниками, находится справа, т. е. к западу, от Magnificat’a, окруженного со всех сторон территорией русского участка (нынешнего Горненского монастыря). 801 Речь идет о строительстве храма в Горней, законченном в 1882 г. Освящен 30.03.1883 г. Горненская женская община официально утверждена Св. Синодом в 1898 г. 802 Павла (Федорова) – одна из первопоселенок Русской Горненской обители – «скитянок», как называл их о. Антонин. Память о матушке Павле и сейчас хранится в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. С. 701–727, 850–851. 808 Греков Б. Д. Русь времен «Слова о полку Игореве»//Слово о полку Игореве. С. 14. 809 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Канон 2. Песнь 4, Богородичен. 810 Минея. Месяц иуний, 29. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 811 Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Канон Божией Матери. 812 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Каноны 1, 2. Песнь 1, тропарь 1. 813 Там же. Великая вечерня. На стиховне, стихира 1. 814 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира 3. 815 Там же. Канон 2. Песнь 5, Богородичен. 816 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 817 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 818

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Лев Хазар (775–780) О Льве Хазаре, сыне Копронимовом, Амартол отзывается несколько лучше, чем об отце, – так как Лев не был таким открытым врагом иконопочитания, – но не хвалит и его и сообщает следующее известие о его святотатстве и смерти. «Будучи большой любитель дорогих камней, Лев возгорелся желанием иметь корону Маврикия, (которую тот – как сказано выше – пожертвовал в качестве вклада в Софийский храм), и взял ее и надел на себя при царском выходе. Но на возвратном пути страшно почернела у него голова и будучи объят и поражен сильнейшей горячкой, он изверг душу свою, поплатившись за святотатство» 269 . На эту историю с особенной силой и выразительностью указывали впоследствии и Стефан Яворский , противник лютеранствующих 270 , и Арсений Мацеевич , жаркий защитник неприкосновенности церковных имуществ. Константин VI и Ирина (780–790). Константин один (790–797). Ирина одна (797–802 г.) Вдова Льва Хазара, афинянка Ирина, царствовавшая первое время вместе с своим сыном. была поборница и восстановительница иконопочитания. Она возвратила в Софийский храм с прибавкой новых дорогих украшений корону, похищенную ее мужем; она созвала VII всел. собор в Никее (787 г.) и, не смотря на противодействие некоторой части войска, снова утвердила иконопочитание. Неудивительно поэтому, что Амартол отзывается о ней с полным сочувствием, и что на Руси она считалась образцом царицы 271 . Но история отношений Ирины к сыну, также рассказываемая Амартолом, дает совсем другую идею об этой далеко не идеальной государыне. Прежде всего она препятствовала своему сыну в свободном выборе невесты. «Ирина послала к Карлу, государю (ργα) франков, с предложением выдать свою дочь за ее сына. Но так как по причине зависти это сватовство не состоялось, то Ирина привела из Пафлагонии девицу по имени Марию (сродницу св. Филарета 272 ) и сочетала ее с сыном своим Константином, хотя он не хотел и противился по причине склонности, какую чувствовал к дочери Карла 273 . Подобное же, хотя и в меньшей степени самовластное, вмешательство матери в судьбу сына мы замечаем в истории неудавшегося брака царя Михаила Федоровича с девицей Хлоповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

варяжских имен мы встречаем три с таким окончанием: Устин – руническое AUSTIN, Ustin; Фрастен – рун. Frustin; Фурстен – рун. Thurstin. В средневековой Германии мы найдем достаточно таких имен, как Бутилик, Берновин, а у Исидора Испалийского, известного писателя VII в., был даже знакомый вестготский епископ Браулинон. Следовательно нам можно еще не торопиться подниматься вверх по Днепру в поисках за Русью, которая крестилась в Суроже. Наш блестящий варяговед Н.Т. Беляев дает основание почти с точностью объяснить имя Бравалин (так оно и передано одной рукописью) от города Браваллы в восточном Готланде. Там в 770 году произошла славная для шведов освободительная битва, сбросившая гегемонию данов. Герои ее пожизненно украшались именами «Бравальцев», как наши воины – Суворовцы, Севастопольцы, Корниловцы, Колчаковцы, Деникинцы, Врангелевцы. Уже одно это имя хронологически определяет разбираемое событие. Браваллец мог жить и действовать самое большее в период времени от 770 до 810 года. Следовательно под Сурожем действовал норманно-разбойнический авангард Руси в ее сближении с Византией и восприятии христианского влияния последней, Русь причерноморская, бродячая, разноплеменная, но бессознательно пролагавшая дорогу христианской миссии на Руси оседлой. Время набега определяется по внутреним признакам жития. В епископа поставляет Георгия патриарх Тарасий (784– 806) и несомненно не позднее 790 г., потому что на VII соборе 787 г. присутствует еше Григорий Амастридский, а в 790 г. принимает в Амастриде бежавшего из Крыма Иоанна Готского, как видно из жития последнего, уже наш Георгий Амастридский. Скончался Георгий, вероятно, в царствование Никифора Логофета (802–811), потому что это последний император, фигурирующий в житии. Таким образом terminus post quern для набегов руссов намечается. Terminus ante quern – это время написания жития. Когда же оно написано? Житие запечатлено характерным признаком одного из моментов иконоборческой эпохи. В житии хранится глубокое умолчание об иконах, хотя автор имел десятки поводов говорить о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

21 Тирон – молодой воин. 22 Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана, с 303 г. – соправитель его на Востоке, а после – его преемник (305–311). 23 Лев III  Исаврянин – Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717–741 гг. 24 Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. 25 Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню. 26 Лев IV  Хазар (775–780 гг.) – сын Константина Копронима, род. в 750 г. от первой жены Ирины-хазарки, дочери кагана. Осенью 780 г. скоропостижно умер от опухоли (карбункула), при этом голова его страшно почернела, и он был поражен сильнейшим воспалением. 27 Ирина – супруга Льва IV, родом из Афин, тайная почитательница икон. После смерти мужа была провозглашена регентшей при сыне Константине VI и царствовала совместно с ним с 780 по 790 гг. 28 Никифор (802–811 гг.) – при Ирине государственный казначей, свергший ее с престола в 802 г., прозванный Геником от своей должности. Погиб 25 июля 811 г. в войне с болгарами. 29 Ставракий – сын Никифора. Тяжело раненый болгарами, он носил титул царя всего 68 дней, ушел в монастырь и вскоре скончался. 30 Михаил I Рагнаве (811–813 гг.) – зять Никифора, женатый на его дочери, сестре Ставракия, бывший министром двора (Курапалат), друг монахов-иконопоклонников. 31 Лев V Армянин (813–820 гг.) воздвиг вторую волну иконоборчества. 32 Михаил II Травль (Косноязычный) (820–829 гг.) был родом из Фригии, из города Амория, по расе и религии принадлежал к инородцам. Дал амнистию всем сосланным за иконы при Льве V. Будучи убежденным иконоборцем, держался на практике свободы совести, не преследуя домашнего иконопочитания. 33 Феофил – император-иконоборец (829–842). 34 Праведная Феодора, царица Греческая, восстановившая почитание святых икон († ок. 867); память 11 февраля. 35 Иоанн VII (Грамматик) – патриарх Константинопольский, называемый Яннием, то есть колдуном.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Никифор принимал участие в II Вселенском соборе как один из представителей двора, хотя его роль, видимо, была не слишком значительной. Эту роль Игнатий Диакон характеризует как βασιλικν πιφνημα, что, вероятно, означало, что он должен был читать вслух различные документы. В Деяниях Собора говорится, что императорский секретарь Никифор зачитывал послание папы Адриана Константину и Ирине 142 . В какой-то момент между 787 и 802 г. Никифор оставляет двор и столицу и поселяется в пустынном месте недалеко от Босфора, где основывает монастырь 143 . Тем не менее он не принимает монашеского пострига, и это наводит на мысль, что его отставка была вынужденной. П. Александер высказал весьма правдоподобное предположение, что будущему патриарху пришлось покинуть двор в 797 г. после возвращения к власти Ирины, поскольку он был сторонником Константина VI 144 . В таком случае становится понятно, почему вскоре после восшествия на трон императора Никифора в 802 г. Никифор согласился занять должность заведуюшего крупнейшим приютом для бедных в Константинополе 145 . Говоря о царствовавших тогда императорах, Игнатий употребляет миожественное число (τν κρατοντων), а так как Ирина в 797–802 гг. правила без соправителя. имеются в виду явно Никифор и его сын Ставракий 146 . Выдвигая кандидатуру Никифора, император однозначно становился на сторону одной из партий внутри византийской Церкви. Поэтому неудивительно, что он постарался организовать поставление нового патриарха именно гак, как представлялось необходимым этой партии. Вначале император Никифор обратился с формальным запросом к священникам, монахам и наиболее видным синклитикам, с тем чтобы они назвали человека, достойного занять место Тарасия, причем сам обещал утвердить выбор большинства 147 . Судя по тому, что этот запрос был воспринят вполне серьезно, по крайней мере некоторыми 148 , а также по отсутствию единообразия в ответах 149 , Никифор не давал понять заранее, кого он имеет в виду, хотя вряд ли это оставалось совершенной тайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1384 По Сибирской летописи, митр. Иоанну в момент его смерти († 19 июня 1715 г.) было 63½ года. В стихотворной надписи, читав­шейся в XVIII в. на гробнице св. Иоанна, сказано в конце: «всех лет пожил шез " десят и полчварта летаˆ по временной жизни сей прейде з сего света» Полчварта – половину четвертого. – Надпись найдена среди хранящихся в московском архиве мин. иностр. дел рукописей историографа Феод. Ив. Миллера, собиравшего в 1733–1744 гг. архивные документы в Си­бири (Ркп. 102); обнародована Высокопреосвященным Макарием (Невским) , Митрополитом Московским, ко дню прославление свя­тителя Иоанна (Тобольск. Епарх. Ведомости 1916, 22, откуда в Историч. Летописи, 1916, кн. VIII, стр. 806–808). 1385 О семье Максима Печерского и его роде, который стал по его имени называться Максимовичами, см. статью потомка Максима Печер­ского, проф. М. А. Максимовича, Бубновская сотня (Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. I. Отдел Исторический. Киев 1876. Стр. 802 и дал. Впервые напечатано было в (Кур. Мин. Вн. Дел 1818–1849 гг.). Печерским Максим стал называться или по месту жительства или по­тому, что арендовал у Киево-Печорской лавры местечко Печерское (там же стр. 802). Но польско-шляхетское достоинство Максима предста­вляется М.А. Максимовичу сомнительным (см. там же). 1387 О местечке Печерском см. Митроп. Евгения, Описание Киево-Печер­ской лавры. Изд. 2-е, Киев 1831. Прибавл. 11 (стр. 214). А.М. Ма­ксимович, Собр. соч. т. Г, 802–803. В записях Выдубицкого монастыря (около Киева) сохранился, от 1686 г., договор Максима Васильковского с игуменом выдубецким св. Феодосием Углицким на поставление мельницы на р. Вете. (А.М. Максимович, цит. соч. 803, прим. 1). 1389 О хозяйственных счетах между ними упоминается в тестамент (духовном завещании) Гедеона, от 21 мар. 1690 г. «Пан Максим Пе­черский за спиж (медь) должен гроший полтрети тысячи золотых польских (5 золотых были равны одному рублю); а так за угар шести камений и за келих (чашу) церковный сребрный злацестый з дискосом, звездою и ложицею..; а за две тысячи золотых мает дати до святой Софии белого железа, шацуючи (оценивая) фасу (ящик) исталярий двадцать, як ся записал». Митр. Евгений. Описание Киево-Со­фийского собора и киевской иерархии. Киев 1825. Прил. 23 (стр. 119).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010