Не имея возможности лично утвердиться на ханском престоле и посадить на него свою жену-чингизидку, кият Мамай вряд ли мог открыто «покуситься» и на символы (знаки) власти и собственности джучидов, каковыми и являлись их тамги, но вполне мог видоизменить их в целях узнаваемости собственных «родовых признаков». Исходя из этого, на мой взгляд, «птицеобразную тамгу» вполне можно считать одновременно и тамгой Абдуллаха (Абдаллаха), и тамгой хана Мухаммада (Мухаммеда Булака), и «тамгой Мамая». Вероятно также, что в итоге «птицеобразная тамга» стала прочно отождествляться только с самим Мамаем и киятами, в связи с чем надчеканы на серебряных монетах, содержащие её изображение, впоследствии пришлось «перебивать» однозначными надчеканами «хан». Следует отметить при этом, что изображения птицы, похожей на сокола, присутствуют на некоторых типах медных золотоордынских (джучидских) монет (пулов): типах пулов времени правления хана Токты (Тохты) чекана Крыма 690 () и 692 () годов хиджры (1290/1291 и 1292/1293 гг.) (шесть видов рисунков - по каталогу Р.Ю. Савосты «Медные монеты Золотой Орды. Западная часть Улуса Джучи») и 702 () года хиджры (1302/1303 г.) (три разновидности одного рисунка - по тому же каталогу) с. 14 - 17]; одном из типов анонимных пулов чекана Крыма конца VII - начала VIII веков хиджры (конца XIII - начала XIV вв.) с. 20]; одном из типов пулов времени правления хана Узбека - чекана Сарая 726 () года хиджры (1325/1326 г.) (см. рис. 22: а, б - снимки лицевой и обратной сторон, в - прорисовка обратной стороны монеты, из моего собрания); одном из типов анонимных пулов чекана Сарая 760-х - 770-х годов хиджры (1360-х - 1370-х гг.) 50] (см. рис. 23: а - прорисовка лицевой стороны, б - прорисовка обратной стороны монеты) с. (57) 388)]; одном из типов анонимных пулов чекана Азака 787 () года хиджры (1385/1386 г.) с. 51]; одном из типов пулов без указания места выпуска (предположительно чекана Крыма) с. 31 - 32] и др. Сакральный, покровительствующий образ сокола самым тесным образом связан со всем монгольским народом (народами) и непосредственно с основателем и первым Великим ханом Монгольской империи Чингисханом (Тэмуджином) (ок.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Несмотря на это, сама правомочность вмешательства государства в догматические вопросы до времени не вызывала принципиальных возражений со стороны церковных авторитетов ни на Западе, ни на Востоке. Уже в IV в. Осий Кордубский советовал императору Констанцию II, ревностно поддерживавшему ариан, «не лезть в дела Церкви», а Амвросий Медиоланский наставлял Валентиниана II: «Император – в Церкви, но не над Церковью». Однако часто епископы старались лишь влиять на умонастроение государей, не ставя под сомнение их право на опеку церковного благочестия. Так, папа Лев I Великий в 449 г. писал императору Феодосию II: «Мы радуемся, что в Вас не только императорская, но и священническая душа: потому что сверх императорских и публичных забот Вы имеете благочестивейшее попечение о вере христианской, т.е. печетесь о том, дабы в народе Божием не усиливались расколы, или ереси, или какие-либо соблазны». Аналогичным образом на Халкидонском соборе епископы приветствовали Маркиана и Пульхерию как «светочей православия» и «новых Константина и Елену». Впоследствии антихалкидониты прозвали своих оппонентов мелькитами («царскими», от сир. малькойе), недвусмысленно намекая на их зависимость от императорской воли. С особой силой проблема вмешательства государства в церковную жизнь встала в так называемый период иконоборчества (726–787, 815–843) – первой (и единственной) ереси, изначально инициированной императорской властью. С богословской точки зрения вопрос о почитании икон, в центре которого стояла проблема допустимости изображений Иисуса Христа, тесным образом связан с христологическими спорами предшествующей эпохи. 2. Споры о почитании икон Вопрос о почитании икон встал в Империи неожиданно. Уже современники не были едины в объяснении истоков иконоборчества. Нет общепринятого мнения относительно генезиса этого движения и среди исследователей. В числе возможных причин развернутой византийскими императорами в VIII в. борьбы с почитанием икон называются и влияние иудейско-исламского неприятия изображений живых существ, и стремление государства установить жесткий контроль над Церковью, и личные предпочтения отдельных императоров. Некоторые историки даже пытались увидеть в иконоборчестве целую политическую программу, нацеленную на «оздоровление» общественных отношений и духовной жизни Империи в духе борьбы с обскурантизмом. Однако ни одно из предложенных объяснений не получило всеобщего признания в современной исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период иконоборчества (726-787, 813-843) определяли такие явления, носившие ретроспективный характер, как возврат к античности и к раннехрист. аниконическому искусству. Эта эпоха не оставила значительных памятников. 2-я пол. IX-XII в. Дискос с изображением Иисуса Христа. XI в. (сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) Дискос с изображением Иисуса Христа. XI в. (сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) Время правления императоров из Македонской и Комниновской династий было ознаменовано расцветом ювелирного дела, торевтики, резьбы по кости и камню, стеклоделия, керамического ремесла и производства тканей. По числу дошедших до нас памятников, их техническому и художественному совершенству этот период не имеет себе равных. К-поль сохранил ведущую роль во всех областях искусства, произведения столичных мастеров продолжали оставаться для ближних и дальних соседей империи эталонами. Самым выразительным, наиболее соответствующим эстетическим принципам искусства В. и. было творчество эмальеров. Перегородчатые эмали с их утонченной линейной стилизацией, глубиной и чистотой локальных цветов, золотой сетью мельчайших деталей рисунка создавали впечатление невесомости фигур и ирреальности пространства. К зеленым, синим, лиловым и красным цветам, к-рые доминировали в ранневизант. время, эмальеры X в. добавляли фиолетовый и желтый, голубой и бирюзовый оттенки. Обилие золота знаменовало стихию божественной энергии, являлось символом торжествующей веры, а образы подчинялись идее возвышенной духовности. Великолепные образцы такого искусства, на к-рых перегородчатые эмали сочетаются с ювелирной обработкой полудрагоценных камней, золота и серебра, хранятся в ризнице собора Сан-Марко в Венеции. Эти литургические сосуды X-XII вв., гл. обр. потиры и дискосы, вывезенные из ограбленного в ходе 4-го крестового похода К-поля, выточены из яшмы, агата, оникса, малахита, серпентина, алебастра и горного хрусталя. Потиры имеют форму чаш с полусферическим туловом; ножки и венчики, выполненные из золота и серебра, убраны полудрагоценными камнями и нитями жемчуга, обрамляющими эмалевые пластины и медальоны с погрудными изображениями Христа, Богоматери, апостолов и святых.

http://pravenc.ru/text/387113.html

По другому представлению, уничтожение врагов последует чрез суд над ними (ср. Енох. ХС, 18 и дал.) 453 . После уничтожения врагов и безбожников наступит мессианское время. Тогда на место старого земного Иерусалима сойдет с неба новый славнейший Иерусалим, существовавший в раю прежде греха Адама, показанный Аврааму в ночном видении и Моисею на г. Синае ( Bapyx. IV ), также виденный в видении Ездрою (10:44–59). Этот небесный Иерусалим отличается необычайным благолепием и величием (Енох. LIII, 6; ХС, 27–29; Вар. XXXII; 3 Ездр, 7:26) 454 . В царство Мессии соберутся рассеянные иудеи со всех сторон ( Bap. XXXIX, XL, LXXII ). Царство Мессии распространится и над язычниками. При чем, по кн. Сивилл (III, 716–726), языческие народы придут к сознанию истинности Бога и Его закона, принесут дары в храм Его, будут прославлять Его и поступать по Его закону. Язычники признают Месию и будут верны Ему, потому что они увидят ту великую силу, которую дарует ему Бог (Енох. ХС, 30, 37; XLVIII, 5; LIII, 1; Сивил. III, 49; апок. Вар. LXXII). По-видимому, язычники должны будут занять подчиненное положение; но нигде в апокалипсисах не говорится о грубом властвовании над ними со стороны иудейского народа, а лишь о добровольном, с их стороны, признании истинности Бога и святости Его закона. Состояние в мессианском царстве изображается как время мира, всякой радости и благополучия. Последует уничтожение войны, всякой ненависти и распри среди людей (Сивил. III, 371–380; 751–760; апок. Bap. LXXIII, 4–5 ); мир водворится и среди животных (Сивил. III, 787–794; Bap. LXXIII ). Природа сделается необычайно плодородною (Энох. X, 18–19; Сивил. III, 620–623; 743–750; Bapyx. XXIX ) 455 . Но эти последние материальные или вещественные, внешние блага не суть единственные блага мессианского царства, а скорее они суть только следствие того, что „мессианская община есть народ Божий, который Бог освятил, который Мессия привел к праведности“ 456 . Так, говорится, в царстве Мессии не будет неправды, ибо будут все святы; не будет между ними человека, делающего злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Предпочесть его преосвященному Михаилу, старшему четырьмя годами по архиерейству и его рукополагавшему, было бы в здешней стране столь резко, что дало бы решительный вес и так, к несчастью, разглашаемым от Римлян и поляков толкам, будто Униаты нашли в Православной Церкви не мать, а мачеху. Кроме того, назначение это преосвященного Платона поощрило бы у нас к дальнейшим проискам людей, принадлежащих той человеколюбивой, великодушной, великомудрой, отлично-Православной партии, которая с самого воссоединения не престаёт толковать о ссылке воссоединённого духовенства и замещении оного древлеправославным. Будет ли это полезно для Православной или для Римской Церкви, какое дело этой партии – были бы только места для всякого великороссийского сброду. Если бы преосвященный Минский уволен был на покой, то смею думать, лучше всего было бы: заместить его преосвященным Могилёвским, а сего преосвященным Полоцким, а сего преосвященным Михаилом. Тогда преосвященного Платона следовало бы перевести в Гродно, где много предстоит дела, и имеется уже в виду приобресть отличный дом для помещения архиерейского. Впрочем, если бы о преосвященном Михаиле имелись у начальства другие виды, то в Полоцк можно бы определять и преосвященного Платона. Это было бы не столько резко – так как Полоцкая епархия вдали и ниже по классу. В случае однакож взятия от нас преосвященного Платона, я принуждён был бы просить на его место или преосвященного Елпидифора, или ректора моей семинарии Евсевия. Графу Протасову, 17 марта 1847 года 788 (конфиденциально). После того, что ст. сов. Каневский передал мне от вашего имени, насчёт дел у нас иноверно-польских, Вашему Сиятельству, может быть, покажется странным получить отправляемые вместе с сим отношения мои к вам, за 718, 723, 726, 752, 755, 765, 767, 786, 787. Но вы не удивитесь, если прочтёте сии бумаги. Я взял некоторые только из производящихся у нас дел, так сказать, на выдержку: а кажется, и их достаточно для удостоверения, что мы молчим, выжидаем. Может быть, Ваше Сиятельство теперь скажете, что это молчание, это выжидание, едва ли было не излишне; может быть, прямой долг мой велел бы давно греметь во всеуслышание об этих вопиющих злоупотреблениях – однакож я молчал, и даже теперь дела эти облёк я в форму негласную секрета и конфиденциальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

     Эпоха иконоборчества – время догматической и политической борьбы, скрытых и открытых гонений на иконы и иконопочитателей – продолжалась более 100 лет (726–843). За это время на Востоке прошло два иконоборческих собора (754 и 815) и VII Вселенский Собор (787), а на Западе иконопочитание защищали созываемые папами Римские соборы (727, 731) и созванный франкским королем Пипином собор нобилей, епископов и папских легатов близ Парижа (767). В Константинополе императоры-иконоборцы сменялись иконопочитателями, жестокие гонители – вялыми и равнодушными правителями, совершались дворцовые перевороты, происходили отставки и убийства императоров, низложения и казни Константинопольских патриархов, целые области и регионы отпадали из-под власти центрального правительства, используя в том числе и религиозные лозунги иконопочитания; за любовь к иконам подвергались преследованиям миряне, духовенство и монашество, неоднократно переписывались школьные учебники, в которых почитание икон то осуждалось, то вновь одобрялось… . При императоре-иконоборце Константине Копрониме, прозванном Навозник (741–775), на сами иконы и их почитателей обрушились самые жестокие гонения, сравнимые только с гонениями Диоклетиана на христиан. Император пожелал также подвести под «новую веру» богословское учение. В 754 году в Константинополе 338 «православных» епископов – участников Лжевселенского иконоборческого собора, проголосовали за «догмат», провозглашающий анафему всякому, кто «дерзнет устроить икону, или поклоняться ей, или поставит ее в церкви или в собственном доме, или же скрывать ее», поскольку «всякая икона… заслуживает презрения». Ослушники подпадали и под действие гражданских законов империи . На защиту почитания икон встал православный народ и его наиболее ревностная часть – монашество. Именно на монахов обрушились жесточайшие гонения императоров-иконоборцев: им разбивали голову, издевательски положив ее на икону; топили в море, зашив в мешки; иконописцам жгли руки ; монахов под угрозой ослепления и ссылки заставляли нарушать обеты и вступать в брак; засекали бичами на ипподромах (как Андрея Калавита, 762 г.); казнили за отказ топтать ногами образ Богоматери (как игумена Иоанна); урезали носы и уши, выкалывали глаза, отсекали руки, сжигали бороды и лица, закапывали живьем в землю… В правление императора-иконоборца Константина Копронима само монашество было объявлено преступлением, и по такому обвинению защитник икон святой Стефан Новый был забит до смерти на улицах Константинополя в 767 году, а за год до этого за сочувствие отправленному в ссылку святому Стефану были казнены 19 архонтов (высокопоставленных лиц империи) . Монастыри разрушались или отводились под солдатские казармы, братия рассеивалась и массово эмигрировала в Западную часть империи.

http://pravoslavie.ru/67821.html

Павлин Аквилейский Еще одним одаренным поэтом был его земляк Павлин, в конце жизни занимавший патриарший престол Аквилеи. Он родился в 726-м г. в Премариакко, близ Чивидале, где появился на свет и Павел Диакон, но, в отличие от Павла, Павлин происходил не из лангобардского, а из романского рода. Образование он получил в патриаршей школе родного города, изучал Священное Писание, патристику, латинскую классику, юриспруденцию. По окончании школы он принял тонзуру и был рукоположен в сан диакона, затем – пресвитера и оставлен преподавателем в школе, где он учился. Карл Великий узнал о существовании Павлина после завоевания лангобардской Италии в 774-м г. Своей эрудицией, а также своей непричастностью к восстанию лангобардов против господства франков Павлин заслужил признательность Карла, и тот пожаловал ему имение, конфискованное у одного из участников мятежа Вальданда, о чем в Иврее, где тогда находился король, была составлена сохранившаяся по сей день жалованная грамота. В 776-м г. Павлин принял приглашение Карла переселиться в Ахен, ко двору, где он занял должность преподавателя грамматики (grammaticus magister) при Палатинской академии. Павлин провел в Ахене около 10 лет, подружившись с Алкуином и другими участниками ученого сообщества, став одним из самых деятельных ученых и литераторов, творчество которых историками культуры было названо «каролингским возрождением». В 787-м он был по инициативе Карла Великого поставлен на вакантный престол Патриархов Аквилеи, резиденция которых находилась в его родном городе Чивидале, и возвратился на родину, поддерживая оттуда эпистолярную связь с Алкуином. а также с самим монархом, и иногда встречаясь с ними. Патриарх Павлин стал надежной опорой Карла в управлении северной Италией. В 796-м г. он сопровождал сына Карла Великого Пипина в его победоносном походе против аваров, два года спустя исполнял должность «посланца государя» (missus dominici) в тосканском городе Пистое. Патриарх Павлин стал надежной опорой Карла в управлении северной Италией

http://pravoslavie.ru/133195.html

Имп. Лев III объявил о запрете икон эдиктом ок. 726 (или 730) г., начался 1-й период иконоборчества (726/30-787). О к.-л. конкретных последствиях иконоборческого эдикта и о проведении его в жизнь при имп. Льве достоверных сведений нет. За отказ следовать политике императора в 730 г. был низложен Патриарх К-польский свт. Герман I . В 731 г. Римский Собор во главе с папой Григорием III осудил иконоборческую деятельность имп. Льва, что привело к фактическому разрыву отношений между К-полем и Римом. В связи с этим имп. Лев III или его сын Константин V отделили Юж. Италию и Сицилию от Равеннского экзархата и передали их, как и Иллирийский диоцез во главе с Фессалоникой, под церковную юрисдикцию К-поля. Имп. Константин V. Номисма Имп. Константин V. Номисма Сын и преемник Льва Константин V Копроним вскоре после воцарения был вынужден бороться за престол со своим шурином, стратигом Артаваздом , к-рый был провозглашен в К-поле императором и венчан на царство Патриархом Анастасием . Однако в 743 г. Константин сумел вернуть себе престол и столицу. Выступая продолжателем политики отца, Константин решил придать иконоборчеству статус официально утвержденного Церковью учения и в 754 г. организовал «Вселенский» Собор в Иерии, азиат. пригороде К-поля. На Соборе, проходившем в отсутствие всех Патриархов (отсюда его название - Безглавый) под председательством еп. Феодосия Эфесского, было принято определение (орос) с осуждением почитания икон и мощей святых; были осуждены как «еретики» свт. Герман К-польский и прп. Иоанн Дамаскин . Наиболее суровые гонения иконопочитателей, начавшиеся в 762 г., сопровождались комплексом мер, направленных против монашества; были закрыты мн. мон-ри в К-поле и др. городах, монахи подвергались публичным осмеяниям и принуждались к вступлению в брак. При имп. Константине значительно увеличилось количество мучеников и исповедников из числа иконопочитателей, из к-рых наиболее известен прмч. Стефан Новый . С нач. VII в. империя почти полностью лишилась контроля над Балканами, сохранив за собой лишь неск. пунктов вдоль побережья. С этого времени началось массовое переселение славян на Балканы, к-рые вскоре колонизовали большую часть полуострова, включая Ср. Грецию и Пелопоннес, и полностью изменили этнический состав его населения. На этих землях образовались союзы слав. племен - «склавинии». Они могли вступать в договорные отношения со стратигами местных визант. фем, а также с Аварским каганатом и протоболгарами, образовавшими в 80-х гг. независимое гос-во на территории бывш. рим. провинций Скифия и Мёзия. Болгария, где в VIII-IX вв. шли процессы взаимодействия тюркских и слав. этнических элементов, стала основным соперником Византии на Балканах.

http://pravenc.ru/text/372674.html

О том, как в этот период были позабыты к-польские реалии ранневизант. эпохи, церковные и общественные (прежде всего, языческие), лучше всего свидетельствуют относящиеся к VIII в. части Patria Constantinopolitana ( Dagron. 1984; Constantinople in the Early Xth Cent. 1984; Accounts of Medieval Constantinople. 2013). В визант. придворной культуре, а также вообще в жизни элиты К. в эту эпоху в условиях упадка светской культуры все большую роль играет церковная традиция. Так, в период обострения междоусобной борьбы за престол в нач. VIII в. важнейшим выражением политических программ императоров оказывались мозаики, украшавшие здания в центре К. В 711 г. имп. Филиппик Вардан, свергнувший Юстиниана II, приказал уничтожить мозаику с изображением VI Вселенского Собора (680-681) на Милии; в 713 г. после свержения Вардана ее восстановили (LCI. Bd. 2. S. 551). Подобным образом ок. 726 г. имп. Лев III Исавр, провозгласив иконоборчество офиц. доктриной Церкви, приказал разбить образ Христа на Халке, воротах Большого дворца. Образ был восстановлен в 787 г., в период проведения в К. VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество. Морские стены Константинополя. Фотография. 2000 г. Морские стены Константинополя. Фотография. 2000 г. Многочисленные вражеские нападения на город делали необходимым в первую очередь укрепление и возведение новых фортификационных сооружений. В VIII в. впервые упоминается натяжная железная цепь, перегораживавшая вражеским кораблям вход в Золотой Рог, которую использовали в этих целях до 1203 г. В 820 г. после попытки захвата К. болг. ханом Крумом имп. Лев V строит дополнительную стену-протейхисму во Влахернах с 4 башнями снаружи в 25 м от стены Ираклия, идущую параллельно ей и соединяющуюся с морской стеной у Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 161-162; Asutay-Effenberger. 2007. P. 14-15). В последующие десятилетия имп. Михаил II (820-829) и Феофил (829-842) расширили протейхисму, построив еще 3 башни. Также Феофил перестроил морскую стену вдоль Золотого Рога длиной ок. 5 км, доведя ее высоту до 10 м и укрепив ее 11 башнями на равном удалении друг от друга. Сохранилось трое ворот этой стены: Джибалыкапы, Аякапы, Зинданкапы. Также вдоль Мраморного м. была перестроена стена высотой в 12-15 м и длиной 8 км, со 188 башнями и 13 воротами. Стены имп. Феофила украшены его строительными надписями ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 164-165).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Кле(и)ментины I: 150. 244,49. 714,206. II: 344,946. 808,1256. Климент ал. II: 1111,1029. 1133,1199. Климент рим. I: 540,215. 592,365. 604. Клятва в молитвах иудейских против христиан II: 851. 1273. Книги Свящ. Писания по их происхождению и характеру II: 144–5. Книги канонические и некононические на (лат.) Западе и в протестантстве (споры о них) II: 436 сл. Книги неканонические II: 452,104. 470. 472. 480. Книги «внешния» II: 850,127.129. Книжники II: 413,1246. Кодицилл (codicillus) II 1206. 1208,1853. κοιλα I: 638,530. κοιμσθαι I: 518,160. 170. κοινολογεσθαι II: 66. Колоссянам послание (I: 814,399. II: 16,77. 221. 268. 269. 270,724. 280,753 301 И пр. 813. 814. 303. 304 и пр. 818. 305. 314,842. 350,973 372,1056 966. 967) I, 12 (I: 803. II: 270. 804,1246). I, 13 (I: 437,480. 778. 803. II: 270). I. 14 (II: 270). I, 15 (II: 268. 271 и пр. 726 272. 424,1299. 804,1246). I, 15 сл. (II: 274,738). I, 16 (I: 247. 786. 788. 811. 847,512. II: 271 и пр. 726. 272,730. 273,733. 274. 302), I, 17 (I: 788. II: 271 и пр. 726. 278. 302). I, 18 (I: 444. 628,504. II: 271 и пр. 726. 278. 1138). I, 19 (II: 271 и пр. 726. 279. 350). I, 20 (I: 775. 787,337 II: 1142). I, 21 (I: 799). I, 23 (I: 492. 505). I, 24 (I: 444. 628,504 II: 278. 1138). I, 26 (I: 451. 788. II: 1151. 1164). I, 27 (II: 1164). I, 29 (II: 1168). II, 2 (I: 451. II: 1134). II, 3 (I. 847,512). II, 6 (I. 750). II, 8 (I: 692,150. 695. II: 1003,117. 1047,452. 1152). II, 9 (II: 279. 350). II, 10 (I: 786. II: 1003,117). II, 11 (I: 356). II, 12 (I: 628,504 II: 1175). II, 14 (I: 778), II, 15 (I: 775. 776,320 777, 778. 786,336. II: 817,45). II, 17 (II: 313,838), II, 18 (I: 549). II, 18 сл. (I: 779). II, 19 (II: 1138). II, 20 (I: 691,149 703,179 II: 1152). II, 23 (I: 780). III, 1–3 (I: 808). III, 3 (I: 477. 547. 676). III, 4 (I: 547). III, 5 (I: 356,236 807). III, 5–7 (I:. 799). III, 5–17 (I: 839,482). III, 6–7 (I: 788). III, 9 (I: 508). III, 10 (I: 508. 509). III, 11 (II: 677. 1041. 1042). III,,22 (II: 804,1246). II, 25 (II: 1131. 1132). IV, 3 (I: 451). IV, 6 (II: 984).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010