Идейная подоплека и причины возникновения иконоборчества не вполне ясны: возможно, оно было вдохновлено набиравшим силу исламом, в котором запрещены изображения людей, допускаются только изображения зверей и птиц, а также орнаментальная живопись. В народной среде имели место злоупотребления культом святынь и отношение к иконе как к предмету, наделенному магической силой (иконы брали в восприемники при крещении, в евхаристическое вино подмешивали краску, соскобленную с икон, и пр.). Однако иконоборчество отвергло не только злоупотребления, но и саму идею священного изображения Бога Слова, Божией Матери или святого. Недопустимость изображения Христа иконоборцы объясняли тем, что Христос одновременно Бог и человек, тогда как на иконе можно изобразить только Его человеческое естество. Иконоборцы также апеллировали к ветхозаветному запрету на изображения и поклонение кумирам (см. Исх. 20:4–5 ). Идейным противником иконоборчества стал преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 676 – ок. 754) , который вскоре после появления эдикта 726 года составил три трактата против иконоборцев. В них он доказывал, что ветхозаветная традиция не допускала изображение Бога, поскольку Бог невидим: когда же Бог сделался видимым, восприняв человеческую плоть, Его можно и должно изображать. Поклонение иконам не имеет ничего общего с идолопоклонством, так как материальному образу воздается поклонение, которое восходит к нематериальному Первообразу, которому надлежит воздавать богослужебное почитание. Учение Иоанна Дамаскина легло в основу догматического определения Седьмого Вселенского Собора , созванного в 787 году в Никее в царствование императрицы Ирины (780–802). После Седьмого Вселенского Собора гонения на иконопочитателей возобновились при императоре Льве V Армянине (813–820), который в 815 году добился низложения патриарха Константинопольского Никифора и замены его на патриарха-иконоборца Феодора Каситера. Был созван Собор епископов для осуждения Седьмого Вселенского Собора и признания Вселенским Собора 754 года, осудившего иконопочитание. После этого гонение на иконопочитателей приобрело еще больший размах, чем при Константине Копрониме. Главным оппонентом иконоборцев после низложения патриарха Никифора стал игумен Студийского монастыря в Константинополе преподобный Феодор Студит , устроивший на Вербное воскресенье 815 года крестный ход с иконами: в шествии приняло участие около тысячи монахов. Феодор Студит был отправлен в ссылку, десятки епископов и монахов были сосланы, замучены или казнены. Гонения продолжились при императорах Михаиле II (820–829) и Феофиле (829–842).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иконоборчество — ересь, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717–741 гг.) издал эдикт против икон и мощей, а в 754 г. его сын Константин V (741–775 гг.) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Вселенском Соборе (787 г.), но, несмотря на это император Лев V (813–820 гг.) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 750 г.) был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы в «трех словах в защиту икон». Его главный труд «Точное изложение Православной веры» явился образцом для всех последующих изложений христианской догматики. В расцвете сил он ушел с высокого поста (1й министр калифа Велида) в лавру преподобного Саввы Освященного, где занимался гимно-графией, составил гласы «Октоиха» и написал ок. 64 канонов (в том числе Пасхальный канон). Преподобный Феодор Студит († 826 г.) противостоял иконоборчеству на его втором этапе. Монах, а затем игумен Олимпийского монастыря, он не побоялся отлучить от Церкви самого императора Константина V, за что был сослан. Царица Ирина вернула его в столичный Студийский монастырь, откуда он бесстрашно обличал Льва V, за что был подвергнут истязаниям и снова сослан в Вифанию, где скончался. Его подвижнические наставления занимают весь IV том Добротолюбия. После этого иконоборческую ориентацию сохранила только секта павликиан , которая выросла на основе маркионизма и манихейского дуализма, отвергала церковную обрядность, священство, почитание Богородицы, святых и т.д. Период после Вселенских Соборов (IX–XX вв.) Св. патриарх Фотий и схизма 862–870 гг. Предшественник Фотия, св. патриарх Игнатий был строгий аскет и канонист, который за свои обличения был низложен императором Михаилом III Пьяницей и сослан (857 г.). Тогда-то и был возведен на патриаршество гос. секретарь Фотий — человек ученый, но светский. Игнатий послал апелляцию к самому папе Римскому. Властолюбивый папа Николай I учинил разбор и в 862 г. объявил патриаршество Фотия незаконным. Возмущенный этим вмешательством, Фотий написал Окружное послание (866 г.) к Восточным патриархам, призывая их к суду над папой. Собор, осудивший папу за вероотступничество, состоялся летом 867 г., но уже осенью покровитель патриарха Михаил Пьяница был убит, а новый император Василий I низложил Фотия и вернул Игнатия. На IV Константинопольском Соборе 870 г. Фотий был осужден, и этот Собор, признавший правоту Рима, католики считают VIII Вселенским. Однако когда в 879 г. патриарх Игнатий умер, V Константинопольский Собор 880 г. оправдал Фотия и снова возвел его на патриаршество. Окончательно он был низложен в 886 г. императором Львом VI Мудрым. Схизму 862–870 гг. обычно рассматривают как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Как только по распоряжению Льва III (начиная с 726 г.) иконы Христа, Богородицы и святых начали удалять из публичных мест и церквей, патриарх Герман (715-730) и папа Григорий II (715-731) встали на защиту почитания икон, а живший в завоеванной мусульманами области богослов Иоанн Дамаскин написал трактаты, направленные против иконоборчества. Аргументация защитников иконопочитания заключалась в том, что хотя Бог невидим по природе, Его можно и нужно изображать в Его человеческом естестве — как Иисуса Христа. С точки зрения православных, иконоборчество было равносильно отрицанию Боговоплощения. Иконоборческий собор, созванный императором Константином V в 754 г., ответил на это, что изображение Христа в Его человеческой природе означает или отрицание Его Божества, которое неотделимо от Его человечества, или несторианское рассечение Его единого Лица на два существа. Споры продолжались — главным образом на этих христологических основаниях — более столетия. Иконоборческие гонения были жестокими, и православные числят много мучеников той поры. Кроме Иоанна Дамаскина, почитание икон защищали два крупных византийских богослова — Феодор Студит (759-826) и патриарх Никифор (806-815). Народная поддержка иконопочитания направлялась влиятельными и многочисленными монашескими общинами, которые мужественно встретили гнев императора. Наконец, в 787 г. императрица Ирина собрала Седьмой Вселенский собор (известный также как Второй Никейский), который осудил иконоборчество и подтвердил почитание (προσκνησις) икон, четко отличая его от поклонения (λατρ€α), которое подобает одному Богу. После вторичного подъема иконоборчества последовало окончательное «Торжество Православия» в 843 г. Последствия этого кризиса носили как богословский, так и культурный характер. На православном Востоке образы были навсегда признаны главными средствами богообщения, так что искусство, богословие и духовность оказались неразрывно связаны друг с другом. В то же время борьба за иконы укрепила авторитет монашества, получившего большее, чем в предшествующие столетия, признание в качестве действенного противовеса в византийском обществе произволу императорской власти. Но в то же время иконоборческий кризис способствовал отчуждению между восточной и западной половинами христианского мира. Поглощенные борьбой с исламом, императоры-иконоборцы небрегли своей властью и влиянием в Италии. Более того, в отместку за противодействие пап их религиозной политике они передали Иллирик, Сицилию и южную Италию из папской юрисдикции в константинопольскую. Униженный и брошенный своими традиционными покровителями, в страхе перед лангобардским вторжением, папа Стефан II встретил короля франков Пепина Короткого в Понтионе (754 г.), признал его покровительство и добился его помощи в создании папского государства в Италии, составленного из прежних византийских территорий. 5. Миссионерство: обращение славян

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

литургика 1887–1888, 2152–2284 литургия см. евхаристия лютеранство 1900–1939 Малабарская Церковь (Индия) 2006–2008 мариология 1441–1444, 1877–1879 Маронитская Церковь (Ливан) 1997 медицина и религия 1712–1715 международная консультация православных богословских школ 585–588 межправославные и межцерковные отношения 8–1049 межцерковные организации, учреждения, конференции 578–584 мемуары см. воспоминания метафизика 3045–3051 методизм 1940 миротворчество 1675–1687 миряне 1025–1034, 1130, 1195 миссионерство 568–572, 755–787, 1131–1197, 1656–1672 мистика 414, 418, 471, 500, 1381, 1708, 1797, 1881, 3048, 3082 молитва 195, 197, 198, 299, 307, 360, 414, 1527, 1772, 1887, 2125–2134, 2144, 2181, 2183, 2190, 2191, 2196, 2275, 2326 молодежь 582, 634, 1055, 1057, 1593, 1809, 1932, 2048, 2856 монастыри 311, 337, 714, 799, 2150, 1335–1362, 2508, 2531, 2610, 2611, 2811, 2881, 2992 монашество 924, 1128–1129, 1188–1194, 2135–2151 и др. Московская духовная академия и семинария 904–923, 1359, 2316, 2551, 2759, 2838 музей 1084, 2565, 2566, 2691 музыка 224, 958, 2600 – 2608, 2858 см. также: пение насилие 1675–1687 наука и религия 1688–1724 нацизм 1573, 1801 национальное в Церкви и обществе 1641 немецкий язык 1861, 2161, 2164 новомученики российские 1222–1238, 1255–1261, 1310–1332 Новый Завет см. Библия нравственное богословие 2011–2052 нравственное воспитание 2670–2678 нравственность 2328–2339 см. также: этика обновленчество 866–874 обожение 1446 образование, воспитание и наука 1069–1121, 2089–2090, 2629–2744 Одесская духовная семинария 961, 1089 онтология 3045–3051 основное богословие см. апологетическое богословие палеография 2881–2891 память святых 2222–2224 пастырское богословие 2053–2090 Пасха 317, 331, 332, 1424, 1742, 2088, 2221, 2236, 2300, 2301, 2304, 2306, 2309, 2313, 2317, 2319, 2327, 2348–2355, 2516, 2999, 3018 пасхалия 2207–2216 патриаршество, патриархи 726–727, 730–734, 812–832 патрология 275–504, 2059–2061 педагогика 2662–2678 пение церковное 2574–2608 перевод 2962 см. также: Библия, патрология

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начавшееся в 726 г. иконоборческое движение в Византии вызвало резкое неприятие на правосл. Ближ. Востоке. В Палестину бежали визант. монахи, спасаясь от гонений иконоборцев. В 50-х гг. VIII в., вероятно после иконоборческого Иерийского Собора 754 г., в Иерусалиме состоялся Собор под председательством патриарха Феодора I, на к-ром ИПЦ осудила иконоборчество ( Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 3. Pt. 2. P. 676). В день Пятидесятницы 764 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима по предварительному согласованию каждый в своем городе предали анафеме еп. Косму Епифанийского, примкнувшего к иконоборцам ( Theoph. Chron. P. 433-434). В актах VII Вселенского Собора 787 г. сохранилось послание патриарха Феодора I Иерусалимского († после 767) к патриархам Александрии и Антиохии, в к-ром обосновывалось почитание мощей и икон ( Mansi. T. 12. Col. 1136 sq.; ДВС. Т. 4. С. 406-411). На Соборе присутствовали представители 3 вост. патриархов синкелл Иоанн и игум. Фома, поддержавшие соборные решения о восстановлении иконопочитания ( Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 319-322, 330, 334-337). В VII-VIII вв. палестинские христиане еще сохраняли культурные связи с Византией. Хотя большинство православных Св. земли были не греками, а эллинизированными арамеями и арабами, языком христ. лит-ры оставался преимущественно греческий. Богослужение также велось на греческом и при необходимости дублировалось на сирийском. Мозаики палестинских церквей VIII в. представляют собой редкие образцы визант. изобразительного искусства, совр. иконоборческой эпохе, не оставившей аналогичных памятников в самой Византии. С Палестиной связана значительная часть жизни прп. Анастасия Синаита , визант. богослова кон. VII в. Свт. Андрей Критский (ок. 660-740) 1-ю половину жизни провел на Ближ. Востоке, был секретарем местоблюстителя Иерусалимского престола. В лавре св. Саввы и в Иерусалиме прошли наиболее плодотворные годы жизни прп. Иоанна Дамаскина († ок. 750). Сводный брат прп. Иоанна Дамаскина прп. Косма Маюмский , также монах лавры св. Саввы Освященного и впосл. епископ Маюмы, оставил огромное поэтическое наследие. Прп. Стефан Савваит (Младший) и Леонтий Савваит на рубеже VIII и IX вв. создали ряд агиографических произведений о палестинских подвижниках и мучениках своего времени.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Окончательное становление Ж. л. как жанра, формирование ее видов, выработка канонов и клише относятся к VI в. В это время создается большое количество первостепенных по лит. достоинствам памятников Ж. л., среди к-рых можно отметить цикл текстов о свт. Григории (Григентии) Омиритском, архиеп. Зафара, Житие прп. Симеона Столпника (BHG, N 1689), а также творения Кирилла Скифопольского (Житие прп. Саввы Освященного и др.). Обычно жития IV-VII вв. довольно пространны и содержат ценную информацию по истории и культуре своей эпохи. Первый расцвет греч. Ж. л. продолжался до сер. VII в. Завершило его творчество таких замечательных писателей, как Иоанн Мосх (автор знаменитого «Луга духовного»), свт. Софроний I, патриарх Иерусалимский (Житие прп. Марии Египетской и др.), Георгий Сикеот (Житие прп. Феодора Сикеота) и Леонтий Неапольский (Жития прп. Симеона Юродивого и свт. Иоанна Милостивого). Во 2-й пол. VII-VIII в. наряду с общим упадком лит. творчества отмечается и значительное оскудение агиографии. В этот период, однако, создавались обширные корпусы посмертных чудес, связанных с местным почитанием святых (вмч. Димитрия Солунского и вмч. Артемия Антиохийского, чтимого к-польского святого) и мн. др. Сведения, содержащиеся в этих собраниях, во многом восполняют отсутствие др. источников. В последнее время делались попытки выявить т. н. иконоборческую агиографию, т. е. по ряду косвенных признаков установить принадлежность текста к эпохе иконоборчества (726-843 с перерывом между 787 и 815), однако они остались в целом на уровне гипотез. Новый расцвет греч. Ж. л. начался вместе с общим подъемом визант. словесности в нач. IX в. Уже в 806 г. появляется Житие прмч. Стефана Нового (BHG, N 1666), красочно описывающее гонения на монашество при имп. Константине V. Борьба с иконоборчеством способствовала созданию большого количества житий, прославляющих правосл. исповедников, пострадавших за иконопочитание. Среди них выделяются Житие прп. Никиты Мидикийского мон. Феостирикта и Житие свт. Евфимия Сардского свт.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Первым (в 726), согласно хронике св. Феофана Исповедника, был уничтожен образ Христа Халкитиса, находившийся у главного входа в Большой имп. дворец; население К-поля, возмущенное происходившими событиями, расправилось с представителями власти, после чего начались массовые преследования православных ( Theoph. Chron. I. 405.5-11). Иконоборческая ересь имела большое число приверженцев среди тех, кто отрицательно относился к чувственным формам языческого искусства, считая, что это оскорбляет достоинство святых (монофизиты, павликиане). К уничтожению икон привело также араб. завоевание вост. территорий В. и. в VII в., на к-рых стал действовать ислам. запрет на изображение живых существ. Восстановивший иконопочитание VII Вселенский Собор (Никея, 787) в своем определении, являющемся одновременно образцом богословия и художественного анализа священных изображений, четко выразил суть церковного искусства: «Определяем, чтобы святыя и честныя иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящаго Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества... будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей.- Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей приличествует одному только божественному естеству» (ДВС. Т. 4. С. 590-591). Иконоборцы уничтожали не только правосл. иконы. Известно, что по приказу имп. Константина V Копронима во Влахернской церкви были сбиты изображения на евангельские темы, чтобы заменить их «деревьями, цветами, различными птицами и другими животными, окруженными побегами растений, среди которых копошились журавли, вороны и павлины» ([Житие св.

http://pravenc.ru/text/387113.html

По этому Сирскому и Иеронимову мартирологам, а также по вышеприведенному свидетельству Астерия епископа амасийского о том, что в IV веке не было места, ни времени года без памяти мучеников, равно и по настоящим полным восточным синаксарям или прологам видно, что на востоке в IV в. существовал мартиролог пространный, содержащий многие памяти святых на все дни года. Известно также, что были тогда и четьи минеи, основанием которых было собрание мученических актов, составленное историком Евсевием, епископом Кесарии Палестинской. Второй период Второй период сокровенный, из которого почти не имеем агиологических памятников. Из VIII века дошли некоторые весьма немногие богослужебные евангелия и апостолы с месяцесловами весьма краткими, а между тем во время его существовали более или менее полные синаксари (прологи), четьи-минеи и прочие памятники, которые обнаружились в третьем периоде. Судя по восточным памятникам третьего периода IX-XII веков видно, что во второй период переустроялись и восполнялись новыми памятями святых и частию сокращались мартирологи первых четырех веков. Переустройство видно из того, что многие святые в позднейшее время поставлены не в те дни, в которые находятся в Сирском и Иеронимовом мартирологах. Восполнение зависело от того, что в этот второй период явились новые святые: патриархи восточные, епископы, многие преподобные отцы, памяти избавления от врагов, землетрясений, по случаю падения праха, великого пожара, освящения разных церквей в Константинополе и т. п., а борьба с ересями монофизитсною и монофолитскою и особенно первый период иконоборства, продолжавшийся 60 лет (726–787), прибавили не мало исповедников и мучеников преимущественно из епископов и монахов. В этот второй период в.) установлены дванадесятые праздники. В Сирском месяцеслове IV века находится один дванадесятый праздник не преходящий 6 января Богоявление Господне. Богородичных праздников нет. В самом Иеронимовом мартирологе, восполнение которого продолжалось до конца VI века, а может быть далее, нет праздников Преображения и Входа в храм Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Получается, что Христос творит суд перед Своей собственной иконой. Икона Христа над воротами Халки – один из самых знаменитых образов Спасителя. В 726 или 730 г. император Лев III приказал убрать или уничтожить эту икону, что послужило символическим началом иконоборчества. Поскольку истории, связанные с этим эпизодом (напр., Деяния десяти мучеников Константинопольских (Acta Martyrum Constantinopolitanorum) или Житие прп. Феодосии (см. Afinogenov, A mysterious saint)) в основном относятся к более позднему времени и содержат много легендарных элементов, некоторые ученые сомневаются в его реальности и даже вообще в наличии на воротах изображения Христа ко времени Льва III (см. Auzepy M.-F., La destruction de 1 " icone du Christ de la Chalce par Leon III: propagande ou realite?//Byzantion, 60, 1990, p. 445–492.). Наши исследования, однако, показали, что источник, в котором впервые появилась информация о снятии иконы по приказу Льва, был создан не позднее 787 г., а скорее всего, даже несколькими годами раньше, то есть максимум через 60 лет после событий, когда в Константинополе наверняка еще оставались очевидцы (см. Afinogenov, A Lost 8th Century Pamphlet). Таким образом, маловероятно, чтобы эта история могла быть чистым вымыслом. Как бы то ни было, сами византийцы в 80-х гг. VIII в. были убеждены, что до Льва III икона на воротах наличествовала, потому что помещение ее туда императрицей Ириной описывалось именно как восстановление. В 814 г. император Лев V вновь приказал снять образ, что опять-таки было расценено всеми как символ возобновления иконоборчества. Наконец, вскоре после 843 г. изображение было восстановлено в мозаике, по легенде – иконописцем Лазарем. Икона Христа Халкита прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда – именно поэтому она и фигурирует в этом эпизоде Повести, хотя по сюжету как раз в тот момент ее на воротах быть не могло. 239 Феофил действительно капитально отремонтировал приморские стены Константинополя, на которых в некоторых местах до сих пор сохранились соответствующие надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПСРЛ. Т. 22. Ч. С. 316–319, 332–333:338), Иван Грозный называет имена византийских императоров, наиболее значимых деятелей иконоборчества – движения против почитания икон в Византии в первой пол. VIII–cep. IX в.: Лев III Исаврийский (717–741) в 726–728 гг. первым выступил против иконопочитания, приказав снимать и закрашивать иконы. Константин V Копроним (Гноитезный, 741–775) – сын предыдущего. В 754 г. созвал церковный собор, поддержавший иконоборцев. Постановления этого собора, на котором не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр, были отвергнуты в 787 г. VII Вселенским собором в Никее, предавшим иконоборцев анафеме и возобновившим иконопочитание. Лев Армянин (813–820) в 815 г. созвал собор, восстановивший определения собора 754 г., вследствие чего движение иконоборцев возобновилось при нем после длительного перерыва. Феофил Богомерзкий (828–842) также активно преследовал поклонение иконам, так что окончательно иконопочитание было установлено лишь после его смерти, когда в 842 г. состоялся собор, окончательно утвердивший все определения Никейского собора. Имена этих византийских императоров упоминаются Иваном Грозным и в Первом послании Андрею Курбскому, где Грозный сравнивает с императорами-иконоборцами современных «врагов христианства» – польско-литовских правителей и военачальников, неоднократно обвиняемых русскими источниками того времени в разграблении и разорении православных церквей. 629 «He сотвориши себ подобия... на земли низу»... – Одна из 10 заповедей Моисея (ср. Исход. 20, 4; Вт. 5:8). 630 ...во Исходе Моисеове... «Сии есть бози твои, изведшии тя из Египта, Израилю». – Исход – вторая книга Ветхого Завета, входящая в Пятикнижие Моисеево, состоит из 40 глав и повествует о чудесном исходе евреев из Египта под предводительством Моисея и о законе, данном народу на горе Синай; продолжает историю народа, избранного Богом, от Иосифа до построения скинии. Сюжет о создании богательца см. Исход. 32, 1–4. 631 ...к Валаку царю Маавску... о Хамосе плакашеся...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010