Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Миква в Масаде. 66–73 гг. [Микве; евр.   - скопление [воды]; ср.: Быт 1. 10], в иудаизме - водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты. Согласно священническому кодексу (см. в ст. Пятикнижие ), погружение в воду было обязательным во всех случаях, когда иудей оказывался в состоянии ритуальной нечистоты (Лев 14. 9; 15. 5, 7; 16. 4, 24; Числ 19. 7-8 и др.), напр. в результате прикосновения к мертвому телу (Числ 19. 11-13) или к.-л. иному нечистому объекту (Лев 5. 2-3; 11. 24-35), вслед. нечистых телесных выделений (Лев 15). Некоторые типы сосудов очищали погружением в воду (Лев 11. 32), полосканием в ней (Лев 15. 12) или «проведением через воду» (Числ 31. 23). Миква в Кумране Миква в Кумране В поздний период Второго храма эти предписания понимали как указания на полное погружение в воду. Их достаточно много в письменных источниках того времени (ср.: Ios. Flav. Antiq. III 263; Мк 7. 3-4; Лк 11. 38). Согласно Дамасскому документу (см. в ст. Кумранская община ), вода, используемая для ритуальных омовений, должна быть чистой и ее должно быть достаточно для погружения (CD X 10-12; 4QDe 6 iv 21), но указаний об устройстве резервуара в тексте нет. Самый ранний источник, описывающий подобный резервуар, содержится в Мишне (редакция 1-й четв. III в. по Р. Х.), где он назван «Бет-Тевила» (дом погружения), или в более общем смысле - М. (об омовениях см.: Lawrence. 2006. P. 23-154). В иудаизме омовение предписывается при переходе в иудаизм, а женщинам - после родов. Однако постепенно, с отменой большинства галахических предписаний, касавшихся ритуальной чистоты (частично было связано с разрушением храма), обязательными остались лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Омовение в М. практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности в канун субботы , праздников и постов, особенно в Йом Киппур . Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в М. перед ежедневной молитвой «Шахарит». В М. также омывают посуду, изготовленную неевреями (ср.: Числ 31. 21-23).

http://pravenc.ru/text/2563176.html

8, 31).» Ср. также «De Glorificatione Trinitatis,” lib. 3, 21 (PL 169, 72–73): «Итак, мы можем с большой вероятностью утверждать, что не столько человек [был создан] для восполнения числа ангелов [после того как часть из них пала], но и ангелы, и люди были созданы ради одного человека, Иисуса Христа, чтобы Он, одновременно и Бог, рожденный от Бога, и будущий человек, имел готовой семью с обеих сторон — и ангелов, и людей…»; lib. 3, 20 (PL 169, 72): «Изначально, прежде чем Бог начал творить что–либо, был у Него замысел: «Я, Слово Божие, Бог Слово, стану плотию и буду обитать с людьми в величайшей любви и глубочайшем уничижении, в чем Моя истинная радость,”” — вновь аллюзия на Притч. 8, 31. 4 Duns Scotus. Opus Oxoniense, 3, dist. 19; ed. Wadding, t. 7, p. 415. Ср. Reportata Parisiensia, lib. III, dist. 7, quaest. 4, sch. 2; ed. Wadding, t. 11.1, p. 451:«Я, тем не менее, утверждаю, что грехопадение не есть причина предопределения Христа. Воистину, даже если бы не пал и единый ангел или единый человек, Христос всё равно был бы предопределен таким, каким стал, — даже если ничто иное не было бы сотворено, но только Христос. Я доказываю это следующим образом: всякий, кто желает последовательно, сначала желает конечную цель, а затем остальное — тем скорее, чем оно ближе к цели. Но Бог желает наиболее последовательно; потому Он желает так: сначала Он желает Себя и всё, что присуще Ему; в первую же очередь из внешнего — душу Христа. Потому, в соответствии со всяким благом и прежде предвидения какого бы то ни было порока, Он предвидит, что Христос должен быть соединен с Ним сущностным единством… Предрасположение и предопределение сначала совершается по отношению к избранным, а лишь затем, как вторичное действие, делается что–либо в отношении нечестивых — чтобы никто не злорадствовал, думая, что утрата другого есть вознаграждение для него самого; потому прежде предвидения грехопадения и прежде всякого порока было предвидено всё о Христе… Потому я сказал бы так: во–первых, Бог любит Себя Самого; во–вторых, Он любит Себя через посредство других, и это есть чистая любовь; в–третьих, Он желает быть любимым кем–либо другим, кто мог бы достичь величайшей силы любви (той, что вообще бывает, когда мы говорим о любви кого–то внешнего по отношению к любимому); в–четвертых, Он предвидит — не помышляя о том, произойдет ли грехопадение — сущностное единство с тем, кто будет любить Его с величайшей силой… и потому, в–пятых, Он видит приход посредника, который пострадает и искупит Его народ; Он не пришел бы как посредник, не пришел бы, чтобы пострадать и дать искупление, если бы никто прежде не согрешил, если бы слава плоти не преисполнилась гордости, если не было бы в искуплении нужды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

4. 2Езд.2:9–31 . Первое возвращение пленных с ритуальными сосудами. Прекращение строительства Иерусалима, в связи с наветом Самарян. Параллельный отрывок – 1Езд.4:7–24 . 5. 2Езд.3–4 гл. Спор трёх телохранителей царя Дария. Один из придворных – это Зоровавель, потомок царя Давида. Разрешение этого спора в пользу евреев. Разрешение Дария продолжить восстановительные работы. Это оригинальный раздел. 6. 2Езд.5:1–46 . Возвращение второй партии пленных. Перепись репатриантов. Это тоже оригинальный раздел. 7. 2Езд.5:47–7:14 . Восстановление богослужения в Иерусалиме. Закладка жертвенника и строительство храма. Содействие Дария строительству храма. Празднование Пасхи. Параллельный отрывок – 1Езд.2:1–4:5, 5:1–6:22 . 8. 2Езд.8:1–9:36 . Возвращение Ездры и деятельность его в Иерусалиме. Список евреев, пришедших вместе с ним. Скорбь и молитва Ездры по поводу смешанных браков. Список вступивших в смешанные браки. Расторжение браков. Параллельный отрывок – 1Езд.7:1–10:44 9. 2Езд9:37–55 . Чтение и разъяснение Закона. Параллельный отрывок – Неем.7:73–8:12 . Сюжет всей книги имеет круговую композицию: начинается и завершается описанием богослужения в иерусалимском храме. В первой главе представлена деятельность праведного Иосии, в последних – Ездры. Эти две фигуры представляют собой идеальных вождей народа, соединяющих в своём лице светскую и духовную власть. По мнению некоторых исследователей, рассказы второй книги Ездры не имеют законченного характера. В современных греческих текстах книга заканчивается на середине предложения, и окончание нужно восстанавливать из древнелатинского перевода. Однако и это не окончание книги. Предполагается, что оригинальное произведение заканчивалось описанием праздника кущей, как это изложено в Неем.8:13–18 . По мнению некоторых других исследователей, нет и начала книги, так как автор, видимо, не ограничился обзором событий с 18-го года царствования Иосии, а вспоминал и про первые годы Иосии, включив в своё изложение 2Пар.34 гл. Новый материал, которого нет в канонических книгах – 2Езд.3–4 гл., в нем повествуется о состязании между тремя телохранителями персидского царя Дария I, от которого победитель получил бы честь и богатство. Два первых телохранителя говорили о силе воина и силе царя, но победителем стал третий телохранитель, который сказал о силе женщин и истины. О нём говорится, что это был Зоровавель. Возможно, автор 2 Езд. мог сделать эту вставку, чтобы отдельно прославить его, поскольку в канонических книгах власть Зоровавеля равна власти первосвященника Иисуса. После того, как Зоровавель выигрывает состязание, ему даётся разрешение на восстановление храма и возвращаются храмовые сосуды, которые сохранились и после завоевания Вавилона 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Закрыть Бал сатаны в центре Москвы? Общественники призвали Генпрокурора Краснова не допустить шоу «Инферно» в старинном особняке Первопрестольной 31.03.2023 1663 Время на чтение 3 минуты Общественный Международный Фонд славянской письменности и культуры направил обращение Генеральному Прокурору России Игорю Викторовичу Краснову по вопросу недопущения к проведению шоу «Инферно» в Москве. «Из свободных источников информации сети интернет мы узнали о готовящейся к проведению 31 марта 2023 года в объекте культурного наследия регионального значения - особняке, находящемся по адресу г. Москва, Гранатный пер., д. 7, стр. 2, шоу " Инферно " с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений, сатанизма и кощунства в отношении образа христианских монахинь», - говорится в обращении, поступившем в редакцию «Русской народной линии». «С точки зрения нашего Фонда и ряда патриотических организаций г. Москвы проведение вышеуказанного мероприятия представляет собой распространение деструктивной идеологии, что является прямым нарушением требования Пунктов 10, 23 и 26 " Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей " , утвержденных Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809, требования Ст. 6.21 КоАП РФ " Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола " , а также нарушает требования к сохранению объектов культурного наследия, предусмотренные ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " . Так же считаем, что проведение упомянутого шоу " Инферно " подпадает под действие Статьи 148 УК РФ " Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий " », - заявили в Фонде. «Просим Вас, уважаемый Игорь Викторович, принять меры к недопущению проведения шоу " Инферно " не только по адресу г. Москва, Гранатный пер., д. 7, стр. 2, а в отношении организаторов и участников провести проверку на предмет нарушения ими Российского законодательства», - заключил генеральный директор МФСПиК А.В.Бочкарёв.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/ba...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Палау; англ. Republic of Palau; на языке палау Beluu er a Belau], островное гос-во в Океании. Расположено в зап. части Тихого океана; входит в историко-культурную обл. Микронезия; имеет статус «свободной ассоциации» с США. Территория суши - 489,5 кв. км, исключительная экономическая зона - 613,8 кв. км. Столица - Нгерулмуд (на о-ве Бабелтуап (Бабелдаоб)). Крупнейший город - Корор (11,4 тыс. чел.; перепись 2015 г.). Офиц. языки - палау и английский. Административно-территориальное деление: 16 штатов. П.- член ООН (1994), МВФ (1997), МБРР (1997), Форума тихоокеанских островов (1995). География. Территорию П. составляют более 340 островов (обитаемы - 8) вулканического и кораллового происхождения в зап. части Каролинского архипелага: собственно архипелаг Палау (острова Бабелтуап (крупнейший - 396,3 кв. км), Корор (7,8 кв. км), Ангаур и др.) и Юго-Западные о-ва, состоящие из нескольких атоллов - Сонсорол, Тоби и др. Климат влажный, тропический. Среднегодовая температура +28,1°С. Среднегодовое количество осадков 3265 мм. Население Население страны 17 661 чел. (из них граждане П.- 12 845 чел.; перепись 2015 г.). Этнический состав: палау (белау, палауанцы) - 73%, филиппинцы - 16,3, бутанцы - 5,4, каролинцы - 2, лица европ. происхождения - 1,2, бенгальцы и проч.- 2,1%. По данным переписи 2015 г., ежегодный прирост населения составил 0,03%, рождаемость - 13,7 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 7,7 чел. на 1 тыс. жителей; уровень фертильности - 2,21 ребенка на 1 женщину. Возрастная структура населения: дети до 17 лет - 31,5%, лица от 18 до 64 лет - 67,2%, лица 65 лет и старше - 1,3%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 66,1 года (57,6 - мужчины, 74,5 - женщины). Степень урбанизации - 78,7% (2012). Уровень грамотности - 99,5% (2015). Государственное устройство П.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действует Конституция 1979 г. Президент является одновременно главой гос-ва и главой правительства. Исполнительная власть осуществляется правительством, законодательная власть принадлежит правительству и парламенту - Национальному конгрессу Палау (Олбиил Эра Келулау), избираемому на 4 года. Конгресс состоит из 2 палат - сената (13 членов, избранных общенациональным голосованием) и палаты депутатов (16 членов, по одному от каждого штата). В стране отсутствуют политические партии, хотя закон не препятствует их формированию. При президенте действует консультативный совет вождей, в который входят традиционные верховные вожди от каждого штата. Религия

http://pravenc.ru/text/2578704.html

– В лесах, особенно вблизи Новгорода, удобно было разводить пчеловодство. Кажется здесь мы видим систему хозяйства поощрительную: крестьянин с борти должен был давать пуд меду, «а не будет пуда меду, и ему давати за пуд меду 1 1/3 гривны новогородцкие» (III, 5–6,); но крестьянину предоставлялось право за тот же оброк и «иные борти делати и кузовы ставити». На пожнях вдоль рек и речек ставилось много сена; если пожни были в оброчных великокняжеских землях, – они или отдавались в наймы, или сдавались с оброка. Колы на реках, тони на реках и озерах, в тех водах, которые принадлежали к великокняжеским оброчным, эксплоатировались не иначе, как по найму, или – за оброк (ср. III, 447, 453, 461, 463, 488). Если на великокняжеской земле копалась руда, то и отсюда извлекался оброк (брязга, найм), взыскивавшийся или с домницы, или с печи (напр. III, 525, 526, 529 и мн. др.). Где находились оброчные земли? Как они распределялись по погостам? Нельзя ли усмотреть особой цели, по которой земель оброчных в известном погосте было известное именно количество? Отвечать на эти вопросы будем, имея в виду цифровые данные прилагаемой при этой главе таблицы. Так, в Новгородском уезде вовсе нет оброчных земель в погосте Кл. Тесовском (но в нем есть дворцовая волость) и в Коситцком (но из этого погоста на Водском его клочке было всего 12 обеж. Всею массою погост принадлежал Шелонской пятине). Что же касается других погостов, то в них находилось оброчных земель, сравнительно с общим количеством земли в погосте, следующее количество: в Кречневском 30,9%, в Пидебском 35%, в Заверяжье 9,5%, в Лусском 28,7%, в Гдитцком 60% (почти), в Спасском 31,1%, в Сабельском почти 15,8%, в Хрепельском 2,5%, в Передольском 37,4%, в Городенском 26,7%, в Будковском 16,6%, в Тигодском 9,4%, в Солетцком 39%, в Грузинском 92%, в Коломенском почти 49%, в Антоновском 90,6%, в Петровском 57%, в Ивановском 18,6%, (%% считаны по количеству обеж в погосте всех, и оброчных). Если в Хрепельском погосте оброчных земель лишь 2,5%, то там были и земли дворцовые. Грузинский, Антоновский, Петровский погосты высчитаны по водской их половине: цифры поэтому могут быть и не вполне точны; в других же погостах число оброчных земель вращается около 26%–60%, один раз лишь опускаясь ниже 15%. В уезде Копорском вовсе нет оброчных земель погостах Радчинском, Суйдовском, Ястребинском, Врудском и Вздылетцком. В других же погостах оброчных земель было по отношению к количеству погостской земли: в Каргальском 0,92%, в Замозском 26,6%, в Дятелинском 3,3%, в Кипенском 16,6%, в Дягиленском 4,08%, в Озеретцком 2,07%, в Заретцком 20%, в Льешском 16,7%. В Ямском уезде из трех погостов оброчные земли есть в одном Опольском, где они составляют лишь 1,1% всех земель в погосте. В Ладожском уезде оброчных земель было: 28,7% всей погостской земли в погосте Городенском, 10,7% – в погосте Ильинском, 15,3% – в погосте Песотцком, 12,3% – в погосте Теребужском, 5,2% – в Лопце, 64,1% – в погосте Михайловском и 73,3% – в погосте Никольском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Таблица 1. Определение соматических особенностей Ф.Ф. Ушакова Соматические параметры Минимум – максимум Длина тела, см 165–168 Длина корпуса, см 75,1–77,73 Длина ноги в целом, см 88,6–89,1 Длина бедра, см 45,5–45,6 Длина голени, см 33,5–33,6 Высота стопы, см Длина стопы, мм 237–252 (38–40 размер обуви) Ширина стопы, мм 95,73±5,085 Длина руки, см 75,6±3,2 Длина плеча, см 31,3–32,3 Длина предплечья, см 22,7–22,9 Длина кисти, мм 205–211 Ширина кисти, мм 78,7–79,7 Ширина плеч, см 35,1–37,9 Ширина таза, см Окружность головы, мм 541,7–543,7 (54 размер головного убора) Масса тела, кг Наиболее вероятно, что Ф.Ф. Ушаков обладал грудным или грудно-мускульным соматотипом, для которых характерно: довольно слабое развитие опорно-двигательного аппарата, слабое или среднее развитие мускулатуры; пониженное жироотложение; плоская или уплощенная грудная клетка и плоский живот. Исходя из этого, представляется сомнительным, что Ф.Ф. Ушаков обладал значительной физической силой и в отрочестве ходил на медвежью охоту. Для Ф.Ф. Ушакова была характерна неравномерность возрастной инволюции различных сегментов скелета с общей тенденцией к замедленному (гипогерическому) темпу старения. Установленный нами биологический возраст Ф.Ф. Ушакова составлял 67 ± 5 лет. Данный вывод соответствует воспоминаниям современников о том, что «Ф.Ф. Ушаков был... сухощав... лицо имел моложавое приятное, и в глубокой старости всегда играл на оном Как нам кажется, наибольшие отличия реконструкции (рис. 7) от прижизненного портрета Ф.Ф. Ушакова (рис. 5) касаются конституциональной и возрастной моделировки внешности. На реконструкции она не соответствует воспоминаниям современников и вновь полученным данным. В детском, а скорее подростковом возрасте, Ф.Ф. Ушаков перенес болезнь Легга-Кальве-Пертеса – частичный асептический некроз головки правой бедренной кости, последствия которой он мог ощущать всю жизнь. Для заболевания характерны неопределенные жалобы, различной интенсивности боли в правом тазобедренном суставе, усиливающиеся при ходьбе, чувство тугоподвижности в суставе (временами). Диагноз находит подтверждение в результатах рентгенографического исследования и инфракрасной спектрофотометрии костного вещества.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Пример, как удобно погибают идущие путем иночества самочинно, хотя бы знали и всю мудрость мира сего. 26: 237. Пример, как Царь Небесный венчает инока, терпящего многие беды от бесов. 26: 247. Наставник не всем приходящим к монашеству должен говорить, что " путь сей узок и тесен " ; и не каждому: " иго сие благо " . (В Слове к пастырю.). 7: 2. 3. Моисей Моисей - образ духовного наставника. 1: 7. Муки и огнь вечный Памятью вечного огня отгоняется леность. 7: 21. Память о последнем суде рождает усердие. (См. Память смерти.). 26: 194.   Н Надежда Неуклонная надежда есть дверь к беспристрастию; противное же само собою ясно. 26: 188. Что есть надежда? И какие плоды ее? 30: 28. 29. 30. 31. 32. Что рождает надежду? И что истребляет оную? 30: 33. 34. Наставник и учитель Исшедшим из мира необходим наставник. 1: 7. Обманулись те, кои считают ненужным иметь наставника на пути благочестия. 1: 7; 4: 70. 73. Как должно поступать В избрании наставника, прежде вступления в поприще послушания, сообразуясь в этом с качеством своих страстей? 4: 6. 20. Избравши наставника, уже не должно судить его. 4: 6. 7. 112. Для послушника полезно, когда наставник обличает его в своеволии. 4: 9. Предавая себя наставнику, должно прежде исповедать ему грехи свои. 4: 10. Когда в повинующемся есть вера и любовь к пастырю: то он не имеет против отца своего никакого лукавого помышления и не оставляет его. 4: 26. 28. Почему наставник вредит своим подчиненным, когда не наносит им бесчестий и досад? И какой от сего происходит троякий вред? 4: 27. Душа, не привязанная верою и любовию к пастырю, напрасно и пребывает на том месте. 4: 28. Какая польза умертвить пред наставником свою волю? 4: 44. Как можем приобрести благосклонность к себе наставника? 4: 45. Не скрывающий ничего от наставника показывает к нему истинную веру. 4: 46. Какая польза от совершенного повиновения своему отцу? 4: 50. Какая польза, в отсутствии наставника, помышлять о его присутствии пред нами? (В Слове к пастырю.). 12: 4. Кому уподобляется иногда повинующийся, а иногда неповинующийся своему отцу? 4: 60.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

71 Отсюда следует, что эмболимический месяц, необходимый в 11-м году цикла, вставлялся перед 1-м месяцем, то есть в конце 10-го года. 72 Таким образом, вводятся условные «лунные сутки» (1/30 месяца), которые на 1/60 короче солнечных; лунный месяц в 30 таких «суток» равен 29,5 солнечных дней; год в 365 дней включает 371 1 /12 «лунных суток», то есть 12 месяцев и 11 5 /60 «суток»; период из 19 лет, то есть 6935 солнечных дней, состоит из 7050 7 /12 «лунных суток», то есть 235 лунных месяцев и остатка в 35 лепт (7/12=35/60). Фаза луны рассчитывается как порядковый номер N дня в годы, начиная с 1 января, с вычетом 30-дневных месяцев и прибавкой накопившихся к этому дню 1/60-х долей. 73 Принятие регулярного лунного месяца в 30 «лунных суток», каждые из которых на 1/60 короче солнечных, позволяет определять дробную (с точностью до лепты) лунную фазу. Удлинение каждого года на 5/60 (при нулевой эпакте в полночь с 31 декабря на 1 января) и, соответственно, накопление дробных долей эпакт до целого числа в начале 12-го года (аналог «скачка луны»: 5/60x12=1) являются не целью, а неизбежным следствием методики расчетов при помощи «лунных суток». 74 Математически метод «прибавляющих пять и шесть лепт» приводит к сдвигу, аналогичному «скачку луны», в конце 11-го года лунного цикла. Оформлен он как «совмещение» 29-го дня 12-го и 1-го дня 1-го месяца, что и вызывает критику Максима Исповедника . 75 В 19-летнем лунном цикле из 6935 дней оказывается не ровно 235 месяцев по 30 «лунных дней», а на 35 лепт больше: 6935x(1+1/60)=7050 7 /12=(235x30)+ 35 /60. Эти дополнительные приращения эпакт по 5 лепт в дальнейшие 7 лет не учитывались («отбрасывались»), что, как указывает св. Максим, ставит под сомнение обоснованность применяемой методики. 77 Речь идет о 29-дневном диапазоне, заключающем новолуния всех пасхальных месяцев – а следовательно, и начала лунных лет – в 19-летнем цикле: с 8 марта (самое раннее пасхальное новолуние, в 16 г. цикла) до 5 апреля (самое позднее, в 8 г. цикла). 78 Речь идет об интервале, отделяющем ветхозаветную («законную») пасху от христианской, воскресной.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Границы между рассмотренными здесь жанрами проницаемы; формы часто переходят одна в другую. Так, например, существуют жалобы, которым предшествует песнь упования (Пс 26/27; 30/31), или такие, за которыми следует песнь благодарения (Пс 27/28; 56/57). Пс 88/89 начинается как гимн, продолжается речами Божиими, а заключается жалобой. Длинный Пс 118/119 — это гимн Торе, предуказанной Ягве, но в то же время — и жалоба человека, и учение о Премудрости. Вообще в псалмах содержится множество элементов, которые сами по себе далеки от лирической литературы. Точно так же здесь отразились темы, относящиеся к области учения о Премудрости, и уже было упомянуто, что черты поучительности встречаются во многих песнях благодарения. Время от времени они занимают столько места, что можно говорить о дидактических псалмах (разумеется, в широком смысле слова); их называют также учительными псалмами, или песнями Премудрости. Так, Пс 1; 111/112 и 126/127 — это чистые порождения учения о Премудрости. Другие же, напротив, сохраняют определенные черты лирических жанров: Пс 24/25 близок к жалобам, Пс 31/32; 36/37; 72/73 — к песням благодарения и т. д. Но царь Израиля принимает помазание, через которое становится подданным Ягве и Его наместником на земле. Он — “помазанник Ягве”, по-еврейски mashiach ‘мессия’. Эта религиозная подчиненность, возводимая к Богу, характерна для Израиля и отличает его, несмотря на применение одних и тех же выражений, от представлений Египта или Месопотамии. “Царский мессианизм”, начиная с пророчества Нафана (2 Цар 7), выражается в комментариях, которые представляют Пс 88/89; 131/132 и особенно Пс 2; 71/72; 109/110. Они поддерживают в народе надежду на обетование, данное роду Давидову. Если определить мессианизм как надежду на грядущего последнего царя, который принесет конечное спасение и установит на земле царство Божие, то ни один из этих псалмов нельзя назвать “мессианским” в собственном смысле слова. Но поскольку некоторые из этих псалмов сохранились в обиходе после падения монархии и — возможно, что с изменениями и дополнениями — были включены в Псалтирь, они подразумевали ожидание конкретного Мессии как отрасли Давида.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010