«Бог дивный во святых Хранит вся кости их И ни единая от них не сокрушится, Да имя Божие святится. Зреть тленное нетленным существо Неверию – соблазн, а вере торжество». 554 315 Patericon. р. 102. Здесь же (p. 96.) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господнего». – Более было бы точности, если бы было сказано начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2. 316 «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисии, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисии. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. 610. Сокращение жития в прологе. 317 По ркп. житию храм возобновлен в 1393 г. по благословению рост. арх. Григория, но Григорий посвящен 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4, 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в правосл. собеседн. 1861 г. 1:202–203), но у Паисия не указан год построения храма. 318 Николаевский монастырь на св. Луке грамотою княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. 1, 16. По ркп. описанию святых вологодских «преп. Пахомий на кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и не известны. 319 По ркп. житию храм освящен в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3. 699–700. 322 Записки рус. археол. стр. 39. 41. Древности Кириллова монас. стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3. 328 Служба у Румянцева 397. У Царского 563. В святцах устава 16 в. (Толстого 1, 100) июля 1. пр. Дионисий глушицкий. 331 Ркп. святцы: «препод. отцы Елеазар и Назарий игумены мурманского монастыря рождества св. Иоанна предтечи, иже в олонецком уезде, новые чудотворцы, родом римляне, преставившиеся в лето 7000 мес. июня, в 4 д.» Свед. о монаст. стр. 423. Об авве Лазаре мар. 8 д. 332 В помяннике елецкого монастыря: «к. Георгия убиенного в Киеве»; в любецком синодике: «в. к. Георгия киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. к. Игоря. – Хавский: «святой Игорь, он и Давид, Олегович». (См. архангельский собор стр. 11. М. 1862 г). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авгус.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн. Но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

X, 1 – приводится нов. Юст. 137, гл. 2 об избрании епископа из имевших одну жену, и не вдову и не отверженную и не наложницу 708 . 1340 г. Синодальное определение при патриархе Иоанне XIV Калеки об Димитрие Эскомматисмене, Фессалоникийском клирике, обрученном против воли на пятилетней, и отказавшемся от этой невесты, а женившемся на другой и потом пожелавшем быть священником. Собор не нашел в его обручении препятствия ко священнослужению, так как для действительности гражданского обручения невеста должна быть не менее семи лет а для церковного – не менее двенадцати, и при том последнее должно сопровождаться молитвами, чего в данном случае не было 709 . 1346 г. Синопсис (Επιτομ τν καννων) Константина Арменопула, отдел II, титул I: 17 ап. Сделавшийся второбрачным после крещения, до священства пусть не допускается. Схолия: Второбрачным является и тот, кто одну обручил себе, а другую взял по закону и который женился на обрученной другому. 18 ап. Точно так же не допускается до священства женившийся на вдове, отверженной, рабыне и актрисе 710 . 1345 г. 711 Шестокножие Арменопула книга 4, титул 5, § I: Клирикам разрешается иметь законных жен. § 2: Чтецы и певцы могут законно жениться. Но иподиаконам и пресвитерам совершенно запрещается. Если же вопреки этому они вступят в брак, то лишаются священства и своего достоинства 712 . «Если кто обручился согласно положению вышеупомянутой новеллы (Алексея Комнина об обручении) и невеста его умерла, после чего он взял другую законную жену, такой человек не может быть священником, ибо он почитается двубрачным 713 . 1393 г. Послание иеромонахов Иакова и Константина в июне 1393 года, в котором Нифон Мандила, епископ Мефонский обвиняется во многих неканонических действиях, а в особенности в рукоположении во священника второбрачного Ордобиды 714 . 1394 г. Послание (πιττκιον) патриарха Антония IV в мае 1394 года к митрополиту Мефимнскому по поводу дела Димитрия Асоматиана, обручившегося с невестой в форме простого сговора без обычных обрядов, женившегося на другой и пожелавшего узнать, может ли он быть священником. Патриарх поручает митрополиту расследовать, имело ли здесь место действительное обручение и ставит в зависимость от результата его расследования и ответ синоду 715 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Тырновский Патриархат, также как и Охридская архиепископия, явился не новой Поместной Церковью, а ветвью прежней Болгарской Патриархии, ее законной продолжательницей. Тырновский Патриархат просуществовал 158 лет (1235 – 1393). После того, как в 1393 г. Второе Болгарское Царство пало в результате турецкого завоевания, Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Церкви на правах митрополии. Вместе с утратой политической свободы сошла на нет и автокефалия Тырновской Патриархии. Уничтожение политической независимости Болгарии означало ликвидацию церковной независимости болгар. Духовным центром продолжал оставаться Охрид, но и он уже был под игом греков-фанариотов, а с 1767 г. болгары лишились и этого национального духовного центра и были окончательно вверены попечению греческой иерархии. 10.3. Болгарская Православная Церковь в эпоху турецкого господства Турецкое господство повлекло за собой тяжкие испытания для религиозной, культурной и экономической жизни балканских народов. Кроме того, как уже было сказано, в эту эпоху со стороны Константинополя последовали настойчивые попытки эллинизировать Болгарскую Церковь . Греческое духовенство внушало болгарам, что совершать службу на славянском языке – грех и даже ересь. В храмах стирались славянские надписи и заменялись греческими, истреблялись славянские книги и рукописи. Греческие архиереи за деньги добивались себе епархий. Болгарское духовенство они презирали, считая болгар второсортной, непросвещенной, нацией. Данная тенденция прослеживается вплоть до 1870-х гг. В условиях духовного и политического рабства в болгарской среде явился вдохновенный сын своего народа – преподобный иеромонах Паисий Хиландарский (1722 – 1798), основоположник болгарского возрождения. В 23 года он отправился на Афон, где, в монастырских библиотеках, изучал историю родного народа. Пробыв там почти 20 лет, в 1762 г. он написал книгу – «История славяно-болгарская о народах, о царях и о святых болгарских». Он считал, что эта книга станет символом славянского исторического прошлого для болгар. В ней преподобный Паисий призывал болгар бороться за свою национальную культуру и политическую независимость. Он ревностно выступал за возрождение болгарского национального самосознания в эпоху османско-фанариотского владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобные игумения Иулиания – †3мая 1393 и монахиня Евпраксия – †1394 Прославлены в лике преподобных для местного почитания в г. Москве и Московской епархии 16 мая 2001 г. Память празднуется 3/16 мая Преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, в миру Ульяна и Иулия, происходили из знатного рода бояр Черниговских. Родителями их были благочестивые Феодор и Мария Бяконт, которым Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель московский Алексий), и двух дочерей, из которых старшая Ульяна родилась в 1300 году, а младшая Иулия в 1302 году. Родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли о замужестве. Испросив благословения у матери и старшего брата, инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (пам. 21 декабря ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской (пам. 25 июля ст. ст.). Самостоятельных женских монастырей в Москве не было – обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Святитель Алексий дал благословение на устройство обители во имя преподобного Алексия, человека Божия, своего небесного покровителя. Недалеко от Кремля близ Москвы-реки находились владения, подаренные еще святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище получило название Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище было уединенным, что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и можно было найти защиту в случае нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны Остоженкой, а с другой – Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, благословением и иждивением его в 1360 году был основан первый женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1393 г., после смерти митрополита Галицкого Антония (1391 г.), король Польши и сюзерен великих князей литовских Владислав (Ягайло) направил в Константинополь для поставления митрополитом Галицким епископа Луцкого Иоанна (Бабу). Одновременно святитель Киприан сообщил в патриархию об обвинениях, выдвинутых против Иоанна епископом Владимиро-Волынским (чем ipso facto заявил о своих правах на епархии Галицкой митрополии). Епископ Иоанн, не дожидаясь прибытия Владимиро-Волынского архиерея, покинул Константинополь, ссылаясь на то, что король уже назначил его митрополитом Галицким, а необходимое благословение Константинопольского патриарха он якобы получил, когда последний благословил его при встрече, согласно обычаю. Патриарх Антоний IV, возмущённый столь наглой подменой понятий, в октябре 1393 г. отправил святителю Киприану послание с поручением совершить над епископом Иоанном суд, низложить его и поставить на Луцкую кафедру нового архиерея (cm.: Darrouzes J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1979. Vol. I. Les actes des patriarches. Fase. VI. Les regestes de 1377 ä 1410. N 2935. P. 214) – таким образом, патриарх фактически признал власть святителя Киприана над епархиями Галицкой митрополии. Король, однако, не прислушался к патриаршему решению, и епископ Иоанн вступил в управление епархиями митрополии; в 1397 г. патриарх Антоний IV предпринял новую попытку решить конфликт, направив королю послание с предложениями либо простить епископа Иоанна, если тот прибудет на суд «к своему митрополиту», либо поставить на митрополию иного кандидата; одновременно было направлено послание святителю Киприану с упреком о его вмешательстве в дела Галицкой митрополии (см.: Ibid. N 3039–3040. Р. 302–305). Чем в итоге разрешился конфликт, неизвестно, но во всяком случае в 1398 г. епископ Иоанн всё ещё не был поставлен митрополитом [см.: Флоря Б. Н. Иоанн (Баба)//Православная энциклопедия. M., 2010. Т. 23. С. 380], ав 1411–1412 гг. митрополит Киевский и всея Руси святитель Фотий совершил пастырскую поездку в Галич, что было бы невозможно в случае наличия там собственного митрополита. В 1423 г. Ягайло поручил надзор за «схизматиками» (то есть православными) Львовскому католическому архиепископу, что также указывает на отсутствие у Галицкой земли отдельного православного митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Tsarevets and the rest of Tarnovgrad had a tragic fate, however, after in 1393 AD, after a three-month siege, it became the first European capital to fall prey to the invading Ottoman Turks. This was somewhat of a logical outcome after the de facto feudal disintegration of the Second Bulgarian Empire in the second half of the 14th century. After Bulgarian Tsar Ivan Alexander (r. 1331-1371 AD)lost his two eldest sons – Ivan in 1349 AD and Mihail in 1355 AD – in battles with the Ottoman Turks, he failed to prevent a number of Bulgarian feudal lords from seceding, and on top of that divided the remainder of the Bulgarian Tsardom between his two surviving sons. His third son Ivan Sratsimir (r. 1371-1396) received the smaller so called Vidin Tsardom, with the Danube city of Bdin (Vidin) as its capital, and his fourth son Ivan Shishman (r. 1371-1395) received the rest, the so called Tarnovo Tsardom, with the capital proper of Tarnovgrad (today’s Veliko Tarnovo). Just two decades later allBulgarian lands, disunited and even warring among themselves, fell prey to the invading Ottoman Turks, ushering Bulgaria into five centuries of Ottoman Yoke (1396-1878/1912), and signifying a practically irreversible loss of its former great power status. As the last ruler of Tarnovgrad, Tsar Ivan Shishman was not in the capital at the time it was besieged by the forces of Ottoman Sultan Bayezid I(r. 1389-1402 AD), its defense was led by the legendary Bulgarian Patriarch St. Euthymius (Evtimiy) of Tarnovo (ca. 1325-ca. 1402-1404 AD), the founder of the Tarnovo Literary School. After they conquered the Bulgarian capital on July 17, 1393, the Ottoman Turks slaughtered its population – an especially dramatic scene was the beheading of 110 captured Bulgarian aristocrats, and razed to the ground theBulgarian imperial palace and the churches and monasteries of the Bulgarian Patriarchate. Tsarevets and Veliko Tarnovo were liberated from the Turks in the summer of 1877 in the Russian-Turkish War of 1877-1878 that restored the Bulgarian state.

http://pravoslavie.ru/81501.html

1955). Обители ордена находятся в Ливане, Палестине, Египте и Сирии. Главная резиденция ордена - в Сайде (Ливан). В наст. время ордену принадлежит 17 мон-рей со 118 монахами (из них 94 священники) (An. Pont. 2003. P. 1327). Василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) (Ordo Basilianus Sancti Johannis Baptistae Melkitarum (Soaritarum); B. C.) основан в 1697 г. 2 алеппскими монахами Герасимом и Сулайманом, прошедшими выучку у иезуитов из Триполи и удалившимися со сторонниками унии с Римом из правосл. муж. мон-ря Баламанд (Ливан). Первым мон-рем ордена стал мон-рь св. Иоанна Крестителя в пос. Эш-Шувайр (до наст. времени - главная резиденция ордена). К 3 традиц. монашеским обетам (бедность, целомудрие и послушание) был добавлен обет смирения. Папа Римский Бенедикт XIV в 1757 г. утвердил орден. В 1934 г. члены ордена приняли новую конституцию, подготовленную рим. Когрегацией по делам вост. обрядов. В наст. время в ордене 61 человек, подвизающийся в 6 мон-рях (An. Pont. 2003. P. 1327-1328). Жен. мон-ри ордена появились с 1732 г. В наст. время конгрегация василианок-шувайриток насчитывает 146 монахинь, к-рым принадлежит 25 обителей (An. Pont. 2003. P. 1393). Василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба) (Ordo Basilianus Aleppensis Melkitarum; B. A.) отделился в 1829 г. от василианского ордена шувайритов. Утвержден в 1832 г. папой Римским Григорием XVI . Деятельность ордена проходит в основном за пределами Ливана (в Египте и Судане). Ордену принадлежат 2 мон-ря с 20 монахами, из к-рых 9 священники (An. Pont. 2003. P. 1328). Жен. мон-ри ордена появились в 1830 г., в наст. время их 11, где подвизаются 24 монахини (An. Pont. 2003. P. 1393). Э. П. Л. Рубрики: Ключевые слова: ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в.

http://pravenc.ru/text/150475.html

Видимо, планировочная структура монастырского комплекса с его уникальным сочетанием монашеской обители и дворцовой резиденции соответствовала наиболее распространенному в рус. монастырском строительстве типу обители с центральным расположением собора. Со всех сторон собор окружали постройки, в некоторых из них размещались кельи настоятеля и братии. Некрополь XIV в. Мон-рь также являлся некрополем, и не только вел. княгинь. Это был 2-й по времени устроения (после Успенского собора) известный по летописям московский некрополь. В обители покоились останки кнг. Елены (в монашестве Соломонида; † 1331), супруги кн. Иоанна Калиты; кнг. Анастасии († 1345), супруги вел. кн. Симеона Гордого; кнг. Александры (в иночестве Мария; † 1364), супруги вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного, матери св. кн. Димитрия Донского; кнг. Марии (в монашестве Фотиния; † 1399), 3-й жены кн. Симеона Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46, 56, 78; Т. 25. С. 228), останки к-рой в 1472 г. были обретены нетленными и по приказу вел. кн. Иоанна III Васильевича облачены в новые ризы ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232). Это было последнее документально подтвержденное погребение в храме ( Панова. 2002. С. 9, 13). Также в обители в 1393 г. был похоронен сын Димитрия Донского вел. кн. Иоанн Димитриевич (в иночестве Иоасаф) - «в притворе, идее же гроб бабы его, княгине великие Александры Ивановны» ( Присёлков. 2002. С. 442-443). Во время ремонта храмового притвора (1836) были обнаружены 2 захоронения в каменных гробах характерной для XIV в. формы (широких в верхней части и сужающихся в нижней). В одном сохранилось погребение женщины в шелковом платье, в другом - мужчины в иноческих одеждах, их останки специалисты идентифицируют с вел. кнг. Александрой, матерью вел. кн. Димитрия Донского, и ее внуком кн. Иоанном Димитриевичем (в схиме Иоасаф; † 1393) ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232, 233). Но Т. Д. Панова считает, что оба погребения были женскими ( Панова. 2003. С. 93 и др.). В 1387 г. «в монастыри у святого Спаса в церкви» был погребен кн. Феодор Фоминский (в монашестве Симеон) ( Присёлков. 2002. С. 431). В Рогожском летописце и Симеоновской летописи его имя ошибочно читается как Федор Симоновский. Впрочем, в этих источниках могла идти речь и о др. Спасском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

В 1393 г. он захватил столицу болгар Тырново, обороной которого руководил Болгарский патриарх св. Евфимий (1375–1393). В наказание за сопротивление султан приказал зарезать всех именитых людей города, а главный православный храм превратить в мечеть. Плененный патриарх был отправлен в ссылку, где и скончался. Как говорят, царь Иоанн Шишман был схвачен в плен и отправлен в Филиппополь; что с ним стало дальше, неизвестно. Один его сын, Александр, принял ислам и перешел на службу к Баязеду, зато другой, Фружин, впоследствии боролся с османами под венгерскими знаменами. Так закрылась страница истории независимой Болгарии. Пройдя эту страну, Баязед затем подчинил себе Валахию, его флот тем временем напал на Эвбею, а османские отряды попутно опустошили Фессалию и Морею. Передовые турецкие разъезды дошли до венгерской границы, но были отбиты войском Венгерского короля Сигизмунда (1387–1437) 763 . Наконец, взор султана упал на Константинополь, который не давал ему покоя. Не забыв дерзостного вассала, султан вновь вызвал св. Мануила II к себе в ставку, но царь отклонил это предложение, прекрасно понимая, что оттуда живым наверняка не вернется. Он осознавал, что его отказ будет воспринят османом как открытое неповиновение со всеми вытекающими последствиями. Но альтернативы просто не было. Император не ошибся, и вскоре султан выступил в поход на греков 764 . Не решаясь осадить византийскую столицу по всем правилам военного искусства, он просто блокировал город с суши и с моря, вызвав в нем настоящий голод. Византийцы со страхом наблюдали, как на их глазах на противоположном берегу Босфора вырастает Анатолийская крепость – ключ блокады. Венецианцы, с которыми император успел наладить отношения, присылали понемногу продовольствия в осажденную византийскую столицу. Однако его было явно недостаточно. Положение стало столь тяжелым, что латиняне полагали падение Константинополя неизбежным со дня на день. Лично уважая св. Мануила, они предоставили ему даже корабль для бегства; естественно, василевс отказался от этой услуги 765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Житии прп. Авраамия Галичского есть сведения о том, что нек-рое время П. жил в небольшой хижине близ Покровского мон-ря прп. Авраамия (в с. Ножкино на берегу Чухломского оз.), он приходил в обитель в субботу и в воскресенье и причащался Святых Христовых Таин. «Пища бо его бяше хлеб един сух и гнил, и питие ему бяше едина вода прокисла, и того единова в седмицы причащашеся» ( Дорофеева. 2011. С. 35). Видимо, в одно время с прп. Авраамием, к-рый также удалился в отходную пустыню безмолвствовать, П. покинул Покровский мон-рь и ушел «во внутреннюю пустыню за реку за Сухону». В 1393 г. он поселился на расстоянии 2 поприщ от мон-ря прп. Дионисия Глушицкого, где прожил около года. Однако св. Дионисий через своего ученика попросил П. покинуть это место. Подвижник передал свой поклон настоятелю и ушел. В тексте Жития, вероятно, есть хронологическая ошибка: если П. покинул Покровский мон-рь до 1375 г. (год смерти прп. Авраамия), а на Глушицу пришел только в 1393 г., то не менее 18 лет оказались в тексте пропущены. Можно предположить, что подвижник все эти годы жил на р. Письме у др. ученика Сергия Радонежского - прп. Макария Писемского. Не исключено, что святые действительно были знакомы друг с другом. Тесные связи существовали между их мон-рями и во 2-й пол. XVI в., когда Макариева Писемская пуст. была приписана к Обнорскому мон-рю. Согласно описи 1683 г., придел Преображенской ц. Макариевой пуст. был освящен во имя Павла Обнорского, здесь хранилась почитаемая икона святых: «образ преподобных чудотворцов Павла и Макария, а промеж ими крест» ( Суворов. 1864. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 306). Ок. 1394 г. П. добрался до Комельского леса и остановился на берегу р. Грязовицы, где поселился в дупле старой липы. Ее фрагменты, как и медный крест, подаренный Сергием Радонежским, хранились в мон-ре вплоть до пожара 1909 г. ( Воскресенский. 1914. С. 18, 22). Спустя 3 года, вероятно во 2-й пол. 1390-х гг., если верить дате из Жития прп. Дионисия Глушицкого, П. перешел на р. Нурму и остановился на ее правом берегу. Здесь он построил себе келью и выкопал колодец. Так было положено начало Павлову Обнорскому мон-рю. Пять дней в неделю святой проводил без пищи, только в субботу и воскресенье ел немного хлеба и воды. Однажды на келью старца напали «разбойники», избили его, связали и забрали все, что нашли в келье. П. неск. дней пролежал связанный, пока проходившие мимо люди не освободили его.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010