Итак, для Свода митрополита Фотия Епифаний Премудрый специально написал Повесть о Куликовской битве, Повесть о нашествии Тохтамыша, Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, Слово о том, како бился Витовт с Ордою, Слово о житии и преставлении тверского князя Михаила Александровича, Поучение по поводу знамения 1402 г., рассказ о кончине митрополита Киприана. Одиноко в этом смысле стоит Повесть о Темир–Аксаке. Среди различных ее вариантов существует один, наиболее полно отражающий, как ни удивительно, стиль Епифания Премудрого — это вариант, помещенный в Типографской летописи . Вариант имеет внелетописное происхождение, древнейший список — в составе сборника 70–х годов XV века: Лих. 161. Л. 451—458 об. (самый ранний список вообще Повести о Темир–Аксаке). Впоследствии данный вариант Повести вошел в состав Ростовского свода 1489 г. и теперь читается в различных изводах Типографской летописи. Повесть о Темир–Аксаке начинается так: «Бысть в пятое на десять лето царства Тахтамышова, а в седмое лето княжениа великого князя Василиа Дмитреевича, … бысть замятня велика в Орде» (160). В следуюшем 1396 г. умер Стефан Пермский, и мы можем сравнить слова Повести с описанием события в Житии Стефана (85): «В лето 6904, … при благоверном князи великом Василии Дмитриевичи, в седмое лето княжениа его… , в шестое на десять лето владычества Тактамыша князя». «Бысть замятня велика» — написано в Повести о нашествии Тохтамыша (192), «бысть в то время замятня велика» — замечено в Троицкой летописи под 6915 г. Далее в Повести о Темир–Аксаке читаем: «Прииде некый царь… с восточныа страны» (160); в Троицкой летописи под 6868 г.: «приде… некий царь с востока», в Повести о Куликовской битве: «идет на него некий царь с востока» (130). В Повести Тимур «ни смирился, ни укротился» (161), зато по Троицкой летописи (под 6893 г.) князь Олег «покорися и укротися и умилися». К Тимуру примкнули «юноши немилостивии, мужи сурови и злии человеци» (161), в Житии Стефана Пермского (31) также упоминаются «суровейшие мужи, невернии человецы», в Троицкой летописи (под 6901 г.) — «сурови человеци, сверепии людие», в Повести о нашествии Тохтамыша осуждаются «недобрии человецы» (192, 194).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В этой церкви почивают под спудом мощи Преп. Арсения, основателя обители Коневской; 2) в южной стороне монастыря – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Чудотворца, построена вместо деревянной, в 1718 году сооружённой; 3) КОЛОКОЛЬНЯ над святыми воротами; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 5) ОГРАДА четырёхугольная кругом монастыря. Большая часть сих последних зданий устроена тщанием Строителя Аркадия. Из примечательнейших вещей в этой обители находится чудотворная ИКОНА Пресв. Богородицы Коневская, принесённая из Афонской горы. На задней стороне этой иконы находится следующая надпись, в бытность иконы сей в монастыре сочинённая: Божьей милостью и заступлением Пречистой Его Богоматери, Пресв. Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии некогда бывшему Преп. Отцу Арсению во Св. горе Афонской и потрудился там несколько времени, и принял благословение от Игумена Иоанна Св. горы Афонской и честную сию икону Пречистой Богородицы в лето 6901, и оттуда его благословением со Св. Иконой этой пришёл в Великий Новгород Преп.·Арсений к Архиепископу Иоанну Новгородскому, благословение от него принял и отошёл на Неву озеро в Коневский остров и вселился тут, и Св. Икону сию, что принял на Святой горе от Игумена Иоанна и создал церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы и обитель создал и братию совокупил и пожив довольно лет, ко Господу отошёл в лето 6985 (6955), Июня 12. И по преставлению Преп. Отца Арсения в лето 7118 при Царе и Великом Князе Василии Ивановиче Всея России, и при Преосвященном Исидоре, Митрополите Великого Новгорода и Великих Лук из вышеописанного Коневского монастыря Игумен Леонтий с братией выехали в этот Воскресенской Деревяницкой монастырь с Иконой Пресв. Богородицы, что принесена Преп. Отцом Арсением из Св. горы Афонской, и со всей церковной утварью от Немецкого разорения, а мощи его, Преп. Отца Арсения, и доныне лежат в созданном его монастыре на Неве озере в Коневском острове. И в лето 7207 года, месяца Сентября в 24 день, при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, Всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержца, и при Святейшем Патриархе Адриане Московском и всея России, при Митрополите Иове Великого Новгорода и Великих Лук устроен и освящён этот Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вседержателя Спаса Христа. (Замечено содержание сего акта, проливающего свет на Историю Сербов). Матфея Епископа Езивского и Стефанианского, данная м. Есфигменскому на методах Св. Георгия на Стримоне. 6866, Февр. Инд. 11. Есфиг. Грамота Иакова Митрополита Серского м. Есфигменскому о том же метохе. 6868, Декабр. Инд. 13. Есфиг. Грамота Митрополита Серского о методах м. Нсфигменского в деревне Зинце. (Есть выметка). 6873, Август. Инд. 3. Есфиг. Грамота великого Хартуллария, о земле великого Доместика Алексия Ласкаря Метохита около Солуня. 6876, Декабрь. Инд. 14. Ватопед. Грамота того же Ласкаря, завещавшего упомянутую землю м. Ватопедскому. 6877, Июня. Инд. 7. Ватопед. Акт о продаже имения, Марианна, монастырю Дохиарскому. 6881, Август. Инд. 11. Дохиар. Алексея Палеолога, в котором он уступает м. Рускому свою деревню Анцисту. Симеон монах завещал свой дом в Солуне м. Дохиарскому. (Замечено содержание). 6890 Окт. 27. Инд. 5. Дохиар. Три акта об имении Мануила Девлицына. (Замечено содержание). Дохиар. Николая Пагаси Баддуина, зятя Радослова Хлапена. Он передал монастырю Св. Павла во владение отчинную обитель Богоматери Средоостровской с разными имениями. (Есть выметки). Св. Пав. Логофета Серского Ксенофонта о методах Св. Георгия на Стримоне. (Замечено содержание). 6895 Мая. Инд. 10. Есфиг. Грамота Матфея Митрополита Серского о деревне Ахиару на Стримоне. Замечено содержание. 6901, Февр. Есфиг. Радослава Сабии, в котором он завещал монастырю Св. Павла половину доходов с своих деревень, Аврамити и Неохори. (Замечено содержание). 6913, Июня 1. Инд. 13. Св. Пав. Грамота Феодоры жены Комита Варфоломея. Она завещала м. Дохиарскому нивы при деревне Ермилии. 6928, Декаб. Дохиар. Протовестиарита.. об имении м. Дохиарского. Сент. Инд. 13. Дохиар. Агафии монахини. Она завещала м. Ксиропотамскому часть своего имения близ Афонской горы. (Есть выметка). 6950, Сент. 20. Инд. 9. Ксироп. Грамота Макария Епископа Ериссавского о Теронском методе м. Есфигменского на Лонгосе близ Стримона. 7036, Август.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1928 г. Л. и. вошла в число икон, отобранных А. И. Анисимовым (возглавлял экспедицию ЦГРМ в Псков) для отправки в Москву; тогда же он предложил широкую датировку иконы XIV-XV вв. (ГТГ ОР. Ф. 67. 272. С. 1). При поступлении в ЦГРМ (реставрация продолжалась с 20 янв. 1929 по 25 апр. 1929) икона была заключена в оклад с обеих сторон. Во время демонтажа оклада под его лицевой частью были обнаружены приношения верующих: неск. ассигнаций и медных монет николаевского и советского времени, а также малинового цвета лента с вышитой молитвенной надписью, обращенной к Пресв. Богородице (Там же. С. 5, 7). Икона (109×77 см, в окладе - 114×78 см) написана на сосновой доске, скрепленной 2 врезными сквозными шпонками. На личном был слой частичной поверхностной записи, на фоне и полях - 2 слоя записи. Последний слой, видимо, появился во время работ в марте 1832 г., когда живописец П. И. Безродный поновлял «иконостас холодной церкви и также прочие выносные иконы, принадлежащие по описи оной церкви… на темно-голубой краске лучшею живописною работою» ( Лебедев. 1887. С. 3); под слоем потемневшей олифы и загрязнений изначальный темно-синий цвет мог приобрести зеленоватый оттенок, именно зеленый цвет фигурирует в записях реставрационных наблюдений (ГТГ ОР. Ф. 67. 272. С. 7). На верхнем поле по киноварной опуши была сделана надпись (сохр. фрагменты). Надпись на верхнем поле встречается на псковских иконах XV в. Так, нечитаемые фрагменты текста видны на красной опуши верхнего поля на иконе «Св. Ульяна» (1-я четв. XV в., ПИАМ). Представление о возможном вкладном характере подобной надписи дает достаточно полно сохранившийся текст на верхнем поле чудотворной иконы «Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми Василием Великим и Киром» из псковской ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья (в Завеличье) (нач.- 1-я пол. (?) XV в., НГОМЗ; см.: Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. Кат. 96. С. 468-473 (автор описания В. Д. Сарабьянов)). В процессе раскрытия иконы Г. О. Чириков рассмотрел в остатках надписи на Л. и. цифры 6901, эта дата (по совр. летосчислению - 1392 г.) фигурирует в качестве частного мнения только в деле о реставрации иконы (ГТГ ОР. Ф. 67. 272. С. 7).

http://pravenc.ru/text/2561056.html

1822 . Николаевский – Святолуцкий, мужской, ныне погост Святолуц­кий, Вологодской губ. и уезда, в 35 вер. к сев. от Вологды, при выходе из оз. Кубенского р. Верхней Сухоны, кото­рая делает здесь изгиб. Преп. Дионисий Глушицкий, оставя Спасо-каменный мон. с братом своим Пахомием для при­искания удобного места для уединения, пришел сюда в 1393 г. и нашел здесь деревню Святую Луку, а при ней раз­рушившуюся церковь во имя св. Луки, при которой задолго еще существовал монастырь, неизвестно, когда построен­ный. Это место было избрано преп. Дио­нисием для устройства новой обители; в том же 1393 г. он поставил цер­ковь св. Николы. Однако же преподобный здесь пробыл недолго и ушел на р. Глушицу за 15 вер., где основал новый монастырь, а в Николаевском оставил брата своего Пахомия. В 1479 г. со всеми угодьями отдан во владение Спасо-Каменскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, III, 699; VI, 69; Ратшин, 72; “Словарь ист. о свят.”, 95; Тол­стой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 125, 257 (преп. Дионисий), 132 (преп. Пахомий); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 16 (Ж. гр. 1479 г. о приписке к Спасо-Кам. м-рю); Ключевский, “Жит. свят.”, 191, 194; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 211. 1823 . Николаевский – Сопинский, мужской, ныне часовня погоста Сопин­ского, Новгородской губ., Боровичского у., в 35 вер. к сев.-вост. от Борович, при рч. Шадрице, впадающей в оз. Ситно. Существовал уже в 1581 г., ког­да о нем говорится: «В Богородицком же погосте в Сопинах монастырь на реке на Фадрице. А на монастыре цер- ковъ Николы Чудотв. А келей: келья игу­мена Феогноста, да келья диячка церков­ного, келья Пономарева». Надобно пола­гать, что нынешняя рч. Шадрица тоже самое, что и Фадрица. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., XI, 285; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 32; “Опис. Борович. Св. Духова м-ря и его окрестн.”, 23; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28. 1824 . Николаевский – Строево – Горский, мужской, ныне село Строева Гора, Костромской губ., Нерехотского у., в 38 вер. к югу от Нерехты. В по­служной вотчинной грамоте 1560 г. значится, что царь Иоанн Грозный по­жаловал Строево-Горскому игумену с братиею в Сорохотской волости село Шабухино с деревнями. В 1642 г. раз­бойники разорили монастырь и убили в нем черного попа Иосифа. В 1567 г. упоминается игум. Иоаким. Ратшин, 163; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 883.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Последний раз упоминается в Никоновской лет. в 1393 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 126) 3888 Был хиротонисан митрополитом Киприаном в 1393 г. (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7). Упоминается в 1396 г. при поставлении Ростовского епископа Григория (Воскресенская лет. ПСРЛ. Т. 8. С. 69). Вторая дата (дата кончины) указана в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 201). По архимандриту Иерониму, скончался в 1407 г. (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7). 3889 Упоминается в дарственной грамоте Великого князя Михаила Ярославича Рязанского на уезд к селу Столпцам (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7). 3890 Из архимандритов Московского Симонова монастыря. ААО. Τ. 1. С. 131 считает датой его поставления 1423 г. Сергий Азаков – один из спутников митрополита Пимена, при поездке его из Москвы в Царьград весною 1389 г. и (по новейшим исследованиям) правщик (редактор) «Хождения» митрополита Пимена, описанного диаконом Игнатием Смоленским в форме дневника (Черменский П. И. «Хождение» митрополита Пимена//Известия AH СССР. Серия «География». 1970. 5). 3891 Будущий митрополит, первый предстоятель автокефальной Русской Церкви. Временно управлял митрополией Всероссийской после кончины Свт. Фотия (02.07.1431) до назначения нового митрополита Исидора (02.04.1437). Второе временное управление имело место после изгнания униата Исидора, с 1441 по 1448 г., когда собором русских архиереев Свт. Иона был избран митрополитом (см. Митрополия России). 3892 Вторая дата – дата кончины по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 12. C. 114). Дата уточняется до месяца по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7. 3894 Имя помещено в списке условно. У Н.Д. Девятисотлетие... С. 35 – под вопросом. Возможно, временно управляющий и не в сане епископа. 3895 Первая дата – по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди лидеров этого движения был преподобный Григорий Синаит , основавший монастырь в Парории на юго–востоке Болгарии, неподалеку от границы с Византией (ок. 1330). Один из его учеников–болгар, св. Феодосий Тырновский, побывав в нескольких греческих монастырях, основал монашескую общину в Келифарево. Хотя монахи–исихасты не имели организации, подобной ордену, однако поддерживали друг с другом тесные контакты. Некоторые из них занимали высокие посты в иерархии как в Византии, так и в славянских землях – особенно после 1350 года. Так, например, патриарх Константинопольский Каллист, как и св. Феодосий, был учеником св. Григория Синаита . Они были приверженцами идеи культурного и канонического единства православного мира. Впрочем, такая идеология была близка не всем. Например, болгарский патриарх Феодосий пытался оспорить авторитет Константинополя, по просьбе Великого князя Литовского Ольгерда собственноручно поставив в 1,352 году митрополита всея Руси в противовес законному митрополиту Алексию 544 . В 1355 году Каллист направил св. Феодосию послание, призывая восстановить в Тырновском патриархате литургическое поминовение Вселенского патриарха, которое патриарх Феодосий II, похоже, упразднил 545 . Судя по болгарским интерпретациям позиции Тырново, мнение Каллиста о подчиненности Тырново Константинополю в самой Болгарии не разделялось. Св. Феодосий Келифаревский в 1356 году эмигрировал в Константинополь и там в 1363 году скончался, а патриарх Каллист написал его «Житие» 546 . Впрочем, в конце концов новым патриархом Тырновским стал другой ученик св. Григория Синаита и друг Феодосия, свт. Евфимий (1375–1393). Его роль в духовной и литературной истории православных славян исключительна. К сожалению, он был последним из патриархов Болгарии в эпоху Средневековья: в 1393 году Тырново завоевали османы. Его жителей вырезали, кафедральный собор стал мечетью. Свт. Евфимий, возглавивший сопротивление горожан в период турецкого владычества, видел, как был разрушен город 547 . В отличие от Охрида, где при турках сохранялась номинальная автокефалия (и даже спорадическое признание патриаршего титула), Тырново низвели до уровня простой епархии Константинопольского патриархата, которой, как правило, управляли греческие иерархи 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

1197–1207 гг. (СНАМ) Печать царя Калояна. 1197–1207 гг. (СНАМ) С сер. 40-х гг. XIV в. начинается закат 2-го Болгарского царства, вызванный усилением общей для всех балканских христ. народов внешней опасности: в 1346, 1347 и 1349 гг. турки совершают первые набеги на подвластную болг. царю территорию, а с 1352 г. их нападения становятся регулярными. Тем не менее при Иоанне Александре Б. испытала небывалый подъем в области духовной жизни, лит-ры и искусства. Время его правления сравнивают с эпохой царя Симеона, называя его «вторым золотым веком» болг. культуры. К периоду правления этого царя относятся 2 Собора в Тырнове, анафематствовавшие богомилов (в 1350 или 1351) и «иудействующих» (ок. 1360). Иоанн Александр оказывал покровительство мон-рям и подвижникам, в т. ч. прп. Григорию Синаиту , возродившему аскетическо-созерцательную практику древних пустынников и основавшему ок. 1335 г. обитель в Парории (на границе Б. и Византии). По просьбе прп. Григория Иоанн Александр заново отстроил мон-рь, пожертвовав на содержание братии крупные земельные угодья. Одним из ближайших советников болг. царя стал ученик прп. Григория Синаита св. Феодосий Тырновский , основавший во владениях Иоанна Александра Килифаревский мон-рь . Болгария в IX-XIV вв. Болгария в IX-XIV вв. В сер. XIV в. Иоанн Александр разделил Болгарское гос-во на 2 удела: Тырновский, к-рым царь управлял совместно с сыном Иоанном Шишманом, и Видинский, к-рый получил старший сын и соправитель царя Иоанн Срацимир. Приблизительно тогда же от Б. отделилась значительная территория в Добрудже, где сложилось независимое княжество, возглавляемое деспотом Баликом, а затем его сыном Добротицей. Последний правитель 2-го Болгарского царства Иоанн Шишман (1371-1393) был вынужден признать сюзеренитет тур. султана Мурада I. Летом 1393 г. огромная армия султана Баязида I вторглась в Б. и после продолжительной осады овладела Тырновом. Руководивший обороной Патриарх свт. Евфимий Тырновский был отправлен в заточение; часть столичного населения была насильственно обращена в ислам.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010