In it, together with other medieval Bulgarian cities, Al-Idrisi mentions the mysterious city Missionis, a large thriving city at the foot of a mountain with busy markets, whose residents got rich through trade. Al-Idrisi’s work is the last written document to mention Missioniswhose name may later have been changed to Kosovo. In 1393, the Bulgarian city of Missionis/Krum’s Fortress was conquered by the invading Ottoman Turks after a fierce siege. The shallow Christian graves discovered there by the Bulgarian archaeologists testify to the slaughter committed by the Ottomans who burned down the city, and it never recovered. Ottoman historian Mehmed Nesri (d. 1520) writes that during the campaign of Turkish vizier Ali Pasha in 1393, after the Ottomans had conquered the city of Shumen, and were advancing to the west against the Bulgarian capital Tarnovgrad, they faced the fierce resistance of the strong fortress Kos Ova. Its brave lord is said to have told the Turkish messengers, “We will never renounce our master (Tsar Ivan Shishman) to obey the Turks!” Because of their resistance all of the surviving residents of Missionis/Krum’s Fortress/Kosovo were enslaved. The exact location of Missionis/Krum’s Fortress was debated in the early 20th century Bulgarian archaeology even though Czech-Bulgarian archaeologist Karel Skorpil had estimated that it was located 7 km west of Targovishte. It was first discovered in 1962 when Prof. Dimitar Ovcharov startedarchaeological excavations on the hill known to the local population as “Krum’s Fortress”. The digs yielded stunning results – strong fortress walls from the 5th-6th century preserved up to a height of 3-4 meters. The archaeologists unearthed the ruins of two large Christian churches as well as residentialquarters. The archaeological excavations of Missionis were stopped in 1972, and were restored in 2004 by Targovishte archaeologist Angel Konakliev who discovered a second fortress wall deep inside the thick fortress nearby as well as more medieval residential quarters.

http://pravoslavie.ru/81319.html

В VIII в. при императоре Льве Исавре происходит окончательное вхождение Дакийской Церкви под полную юрисдикцию Константинополя. В годы существования Тырновского Патриархата (Болгарская Православная Церковь ) (1235 – 1393) румынские епископы находятся в его ведении. Зависимость румын от Болгарской Церкви существовала из-за того, что румыны приняли алфавит, созданный святыми Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве церковного языка. В начале XIV в. на территории Румынии сложилось государство во главе с воеводой Басарабом. В господарских грамотах того времени оно называлось «Румынской землей» или «Угровлахией», позднее появится название «Валахия». После падения Тырновского Патриархата (1393) православные румыны снова на достаточно длительный период попали в зависимость от Константинополя. За особую миссионерскую деятельность румынских иерархов и их значения в истории православия Константинопольская Патриархия в 1776 г. присвоила Валашскому митрополиту почетное звание, сохранившееся до сегодняшнего дня – «Наместник Кесарии Каппадокийской», исторической кафедры, где святительствовал св. Василий Великий . В 1359 г. образовалась Валашская митрополия (первый митрополит – Иакинф Критопул) с центром в г. Куртя де Арджеш. В середине XIV в. в Восточном Прикарпатье возникло другое государство – Молдавская земля, где в 1387 г. – также складывается митрополия (первый митрополит – Иосиф Мушат). С XV до начала XVIII вв. зависимость от Константинополя была номинальной, хотя с середины XVII до XIX вв. митрополиты Румынской Церкви именовались Экзархами Константинопольского Патриарха. Румынские митрополиты избирались местными епископами и князьями (господарями). Вселенского патриарха ставили лишь в известность и испрашивали у него благословения на избрание. Во всех внутренних делах управления Церковью румынские митрополиты были совершенно самостоятельны. Румынские митрополиты оказывали большое влияние на ход гражданских дел. Он выступали в качестве главных советников своих господарей, во время решения важнейших судебных и уголовных дел в присутствии самого господаря первый голос подавался митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лишь фундамент, о церкви 8а см.: Николова Б. Православните църкви през Българското Средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 105-106; Димова В. Църквите в България през XIII-XIV в. София, 2008. С. 238-241). К сер. XV в., после османского завоевания Болгарии и падения Тырнова (1393), храм, в к-ром хранились мощи святого, пришел в запустение. Монахи Рильского мон-ря, пользовавшиеся покровительством вдовы тур. султана Мурада II Марии (Мары) Бранкович (см. ст. Бранковичи ), в 1469 г. направили посланцев, к-рые взяли мощи и через Сев. и Зап. Болгарию перенесли их в обитель. По ходу следования процессии мощам поклонялось множество народа, происходили чудеса и массовые исцеления. 30 июня, согласно свидетельству современника Владислава Грамматика , подробно описавшего путешествие в т. н. Рильской повести, святыня была торжественно положена в обители. В память об этом событии 1 июля было установлено специальное празднование, которое носило местный характер. Неизвестна история десницы мощей святого. Согласно поздней и недостоверной рус. легенде, она была принесена на Русь в X-XII вв. бежавшими от татар болг. монахами и положена в построенный во имя святого храм на берегах р. Сейм - впоследствии речка стала именоваться Рыло, возникший город - Рыльск, а на месте храма возник монастырь (см. Рыльский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ), святыня была сокрыта в холме рядом с городом. Частично с этой легендой соглашался Й. Иванов, но относил перенесение святыни ко времени правления царя Иоанна IV Васильевича или к еще более позднему периоду. Большинство исследователей считают, что легенда возникла в Рыльске не ранее XVIII в. под влиянием созвучия топонимических названий. По греческой версии, во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русские солдаты перенесли святыню на о-в Сирос (совр. Греция), а затем некий иером. Гавриил подарил ее Феодосии (Кардици), игум. мон-ря Всех святых на о-в Тинос (Греция), где она хранится в серебряном мощевике, выполненном в форме руки ( Пантелеимон (Пулос). 1992. С. 501). Сохранились упоминания о том, что после 1393 г. по просьбе протопопа Иакова из Пловдива от мощей И. Р. была взята частица, к-рая впосл. хранилась в Филиппольской митрополии (об этом сказано в Рильской повести Владислава Грамматика), а с 1937 г.- в Германском монастыре . Агиография

http://pravenc.ru/text/471475.html

33. Большой православный молитвослов (с Месяцесловом, в котором год начинается с месяца сентября и завершается в конце августа месяца), составление, общая редакция: Владимир Губанов; рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви; 560 стр., Москва, 2012 г., издательство «Оранта». 34. Старец Захария, схиархимандрит Свято-Троицкой-Сергиевой лавры. Житие: подвиги и чудеса. Редактор-составитель Владимир Губанов: составление, редакция, тексты, оформление, обложка; рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви; 255 стр., Москва, 2013 г.; издательство «Неугасимая лампада», при благотворительной поддержке издательства «Русский хронограф»; издание исправленное и расширенное, с 36-ю изображениями. Житие старца Захарии изначально было составлено Елисаветою и дополнено Екатериною Висконти, духовными дочерьми старца Захарии. МАЛЫЕ ИЗДАНИЯ – СЕРИЯ БРОШЮР. 35. Автор-составитель и редактор 14 отдельных брошюр по книге Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия», – редактор всей серии и каждой брошюры, автор воспоминаний о Н. Е. Пестове и биографии Н. Е. Пестова (в полном, сокращенном и кратком вариантах), автор аннотаций и текстов на обложках брошюр; изданы в 2005–2006 г.г. просветительским «Издательством ГЛАС», по благословению преосвященнейшего Луки, епископа Васильковского. 36. « ШЕСТОДНЕВ: шестоднев, седмица и восьмой день, или Сколько длятся дни Бога Творца», 2019 г., автор Владимир Губанов; допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви в составе книги «Бог и вселенная...» (ИС Р14-415-1393); размещено на сайте Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев», руководитель центра – протоиерей Константин Буфеев (http://shestodnev.ru). 37. « ПОЧЕМУ СТАРЫЙ СТИЛЬ ТОЧНЕЕ НОВОГО СТИЛЯ. ЧУДЕСА БОЖИИ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ. Современные материалы по естественно-научной апологетике. Научные доказательства преимущества старого стиля», автор Владимир Губанов; допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви в составе книги «Бог и вселенная...» (ИС Р14-415-1393); размещено на сайте Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев», руководитель – протоиерей Константин Буфеев

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Будущий Святитель рано посвятил себя Богу и принял монашеский постриг. В молодые годы несколько лет прожил в Константинополе и на Святой Горе Афон, где подвизался под руководством опытных старцев. Вернувшись на родину, святой Евфимий посвятил себя делу исправления славянского текста священных и богослужебных книг, сличая их с греческими подлинниками. Около 1375 года он был избран на патриаршую кафедру и в продолжение 18 лет, до 1393 года, возглавлял Болгарскую Церковь . Святитель отечески заботился о вверенной ему пастве, успешно боролся с обуревавшей Болгарию богомильской ересью, с лжеучениями последователей Варлаама и Акиндина. Он был выдающимся духовным писателем, автором жизнеописаний болгарских святых, назиданий и посланий к пастве, работ по истории Болгарии и Болгарской Православной Церкви. Наиболее полный сборник сочинений святого патриарха Евфимия находится в рукописи, в Павловском монастыре на Афоне. В 1393 году Болгарию постигло общенародное бедствие – страна была завоевана Османской империей, поработившей Болгарию почти на 500 лет. Святитель Евфимий замещал царя, находившегося в войске, был духовным руководителем народа. Он смело явился во вражеский лагерь, умоляя о мире. Изумленный вождь турок не осмелился посягнуть на жизнь Святителя. По возвращении в Тырнов Святитель все же был схвачен захватчиками и сослан во Фракию. Находясь в ссылке, святитель Евфимий неустанно проповедовал, предостерегая своих соотечественников от принятия ислама . Точный год кончины святителя Евфимия неизвестен. Преподобнаго Евфимия Архангелогородскаго Тропарь , глас 4: Яко сокровище многоценно/и источник, изливающ токи исцелений,/подаде нам Христос честныя мощи твоя,/преподобне Евфимие,/болезни убо отъемлющия страстей различных,/благодать же душам точащия непрестанно,/Егоже моли даровати нам велию милость. Канон преподобному Евфимию, сотворенный по алфавиту. Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

214 Собр. л. 4, 230. 231. 5, 228–230. 8, 10. Никон. л. 4, 12. 16. 3, 217. Степ. кн. I, 458. Вероятно во время посещения Киева св. Алексий встретил новые неприятности со стороны Романа. В 1361 г. Константинопольский собор отправил в Россию доверенных своих рассмотреть поступки Романа на месте и, отобрав отзывы епископов, князей и других достоверных лиц, донесть собору. Ж. М. Просв. 1847 г. июнь, 141. 142. Но смерть Романа прекратила дела. 215 Бердибек в 1356 г. убит был Кулпою, – который в том же году умерщвлен был Наврузом; весною 1360 г. Хызр (Хидирь) убил Навруза и в следующем году убит был сыном своим Темир-Ходжею, который властвовал только 5 недель; в то же время был ханом Орду-Мелик, скоро убитый Гильдибеком (1361–1362 г.), которого свергнул Хаир-Пулад. Смуты в орде происходили от честолюбивого Мамая. Против него восстал Мюрид (1361–1363 г.), но Мамай поднял против него Абдуллаха (1362–1369 г.), который должен был воевать с ханами Джанибеком 2, Пулад-Тимуром, Азисом; в 1370 г. Мамай возвел на престол Мухаммед-Буляка. Запис. археол. общ. XII, 28–48. 190. 214. 218 По летописи в 1393 г. скончалась – «игумения Алексеевская, Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же вело Богобоязлива, чернечествовавши лет более 30 (след. с 1361 г.), игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам утешительница бывши». Г. Снегирев (Стариина 4, 80–81) вместе с тем как указывает на слова летописи, называющей Иулианию дочерью богатого родителя из Ярославля, признает эту первую игуменью сестрою св. Алексия. Но сестра св. Алексия была Юлия, а не Иулиания; она с другою старшею сестрою Евпраксиею была инокинею в Алексиевском монастыре; Алексий родился в Москве, а не в Ярославле. По Нижегородскому Печерскому синодику род св. Алексия: «Феодор, Мария, игумения Юлия, монахиня Евпраксия, Феофан, Матвей, Константин, Александр» и проч. Если Юлия, сестра св. Алексия, и была игуменьею Алексеевскою: то равве после Иулиании, с 1393 г. Сл. Львов. л. 2, 162.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Более 30 лет управляла монастырем игумения Иулиания. Она мирно почила о Господе 3/16 мая 1393 года. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: “По великом дни на четвертой недели (по Пасхе) в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви”. Через год скончалась и ее верная помощница монахиня Евпраксия. С тех пор их святыми молитвами совершалось множество чудес и исцелений. Документы для канонизации подвижниц были подготовлены к концу XIX века, но события 1917 года помешали осуществиться этому благому делу. Тропарь, глас 1 Христу Жениху уневеститеся возжелавыя и подвиги иноческие Того ради понесшыя, добродетельным житием и любовию ко всем себе украсившыя, преподобные Иулиание и Евпраксие. Во граде Москве первыя обители девическия устроительницы явистеся и трудов и подвигов брата вашего святителя Алексия ревнительницы показастеся. Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе, молите граду Москве в Православии утвердитися, обители вашей сохранитися и спастится душам нашим. Кондак, глас 2 Что вас наречем, богомудрыя Иулиание и Евпраксие? Немощный сосуд естеством, но подвиги и труды мужески понесосте; преподобныя жены, но славы отцев воистину сподобистеся; от земных рода благаго, но Небесного отечества достигосте. Молите усердно Владыку Христа спастися душам нашим. Молитва О, преподобнии Иулиание и Евпраксие, аще и скончали свою временную жизнь, но духом своим не отступайте от места сего святаго. Молим вы, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принесите к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя моления о скорбях, нуждах и напастях наших; не оставьте вашею помощию. Укрепите нас шествовать по стезям заповедей Господних и безропотно нести крест свой до конца. Сохраните нас от врагов видимых и невидимых. Даруйте нам христианскую кончину, и на Страшном суде Христовом явитесь нашими заступницами и ходатаицами. Да вашими молитвами соблюдаеми и сохраняеми пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оттоуда, подалъ кь Еирусалимоу, ест село, зовомо Печало и церковь в нем Святы Георгия, в том сели все хрестияне живут, благословла его Пречистая. Отоле идя, на пути, ест древо на немь же Авесалом власы заплетеся, гоним гнивом Божиимъ, стоит и до нынъ, его ж Авесалома стреля. Въдъти от Иерусалима, межоу Вифлеома и Святаго Савы монастыря, горька мала, под нею блез пещера, зовоут адомъ; глаголют дроуизии: тоу Христовъ сшед въ адъ, на тоу горкоу, глаголят, паде сатана с небеси. И дале видети село, зовется Поток, из него жь изыдоша 12 пророкъ». После этого путь его лежал в село Скудельничное (Акелдама – «земля горшечника», купленная за Иудины тридцать сребреников; там хоронили странников), в Иерихон, Хеврон, к Иордану, Мертвому морю, Назарету, наконец, – Агрефений дошел до Дамаска. 13 апреля 1389 г. иеродиакон Игнатий Смольнянин в составе свиты митрополита Пимена отправляется в Константинополь к Вселенскому патриарху с целью подтверждения митрополичьего статуса в новом центре уже Московского государства. Иеродиакон Игнатий не только выполнил свою посольскую миссию, но и совершил паломничество на Афон и в Святую Землю, о чем поведал в своем труде, сохранившемся под разными заглавиями – «Путешествие диакона Игнатия в Царьград и Иерусалим», «Хождение Игнатия Смольнянина», «Пименово хождение в Царьград». Считается, что Игнатий происходил из Смоленска, поэтому в поездке состоял при смоленском епископе святителе Михаиле († 1402), входившем в официальный круг лиц посольства Пимена. В тексте «Хождения Игнатия Смольнянина», по наблюдению С. В. Арсеньева, встречаются западнорусские языковые особенности, распространенные и на Смоленщине. Образ автора «Хождения» рисуется как прошедшего воинскую службу смолянина, постригшегося в монашество, как человека не чуждого книжности, ставшего приближенным смоленского епископа, вместе с которым и отправился в Царьград в 1389 г., где находился до 1393 г. Между 1393 и 1395 гг. совершил поездку в Иерусалим; затем, с 1396 г. подвизался на Афоне, где и скончался в 1405 г. 810 (или 1423 г.). 811 Диаконский или даже иеродиаконский сан Игнатия не подтверждается источниками, но и не опровергается исследователями. Описание Святой Земли в сохранившихся текстах, известных в двадцати с лишним списках XVI-XVIII вв., следует сразу за повествованием о венчании на царство византийского императора Мануила II Палеолога и без рассказа о пути из Константинополя в Иерусалим. Игнатий повествует о порядке службы в храме Воскресения Господня, об особенностях чинопоследования различных конфессий, о Кувуклии Гроба Господня. Игнатий посетил также святые места Вифлеема, Назарета, Каны Галилейской и других палестинских святынь. Каким был обратный путь в Грецию Игнатия, также остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Prior to 1393 a certain Theodore Vladimiriou donated to Zographou an agricultural terrain named Skorivitza. Actually, it was not exactly a donation but a payment for an adelphaton which Vladimiriou was entitled to use in the monastery of Zographou. In late Byzantium adelphaton meant a sort of a prepaid lifelong annuity or social insurance provided by a religious foundation in exchange for a financial contribution. 149 Based on Vladimiriou’s adelphaton contract, which is kept in Zographou’s archive, Vladimiriou even acknowledged that Skorivitza was an ancient property of Zographou, which he had acquired without knowing that detail. The same statement is repeated in an adelphaton contract signed by the eminent Byzantine state official Bryennios Laskaris. According to this document, Laskaris had bequeathed to Zographou an agricultural terrain near the castle of Serres in exchange for an adelphaton. The text of his donation precedes Vladimiriou’s contract on the same piece of paper. Neither act bears a date but, fortunately for us, Bryennios’s name appears in other sources. In 1355 he is named in a praktikon or property description issued for the monastery of Megiste Lavra. 150 In 1361, in another praktikon signed by George Synadenos Astras, 151 Bryennios Laskaris is mentioned as a receiver of an imperial order (prostagma) dated 1354. 152 In his history John VI Kantakouzenos states that in 1327 a person with the same name was ordered by the Emperor Andronikos II Palaiologos to transfer 2,000 Cumans from Thrace to the islands of Lemnos, Thasos, and Lesbos. 153 If Bryennios was active as early as 1327, by 1354–5 he must have already been at least in his fifties. For a person of that age the purchase of an Athonite adelphaton should have been exactly what he needed for his approaching old age. The adelphaton contracts of Bryennios Laskaris and Theodore Vladimiriou refer to Zographou’s Abbot Paul and several other monks, of whom only one, Kallistos, appears in both acts. It is, therefore, quite probable that the two documents were issued at about the same time. Based on the data discussed above, Laskaris’s document could be dated to about 1350–60. Vladimiriou’s act must have been composed a decade or two later, but in all events prior to the year 1393, since by that date the land of Skorivitza was already the property of Zographou.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

Чудотворная Полыньковая икона найдена на острове Кипре в небольшой пещере, заросшей полынью, почему и получила название Полыньковой. На месте обретения иконы сооружён во имя Богородицы монастырь, называемый Авсинфия, в котором и находится сия чудотворная икона. 9.07. Ножевая Сия икона обретена в пустыни с висящим при ней ножом, который и доныне на ней находится, а потому и названа Ножевою. Изображается на сей иконе Пресвятая Богородица без Предвечного Младенца Иисуса Христа и как бы молящаяся с распростёртыми руками. В память обретения сей иконы на том самом месте создан от греческого царя Исаака во имя Божией Матери монастырь, именуемый по чудотворной иконе Ножевым. В том монастыре и доныне оная икона пребывает и по многим своим чудотворениям у всех христиан находится в благоговейном почитании. 9.07. Чистительная Чистительная икона имеет благодатный дар исцелять и очищать глазную болезнь и по этой чудотворной силе названа Чистительною. Она находится в монастыре, основанном в честь Пресвятой Богородицы на одном весьма красивом месте острова Кипра, окружённом густым кипарисовым лесом и весьма удобном для жительства иноков, желающих проводить жизнь уединённую и безмолвную. 10.07. Коневская 68 Коневская Икона сия принесена с Афонской Горы в Россию преподобным Арсением Коневским, чудотворцем, в 1393 году. Она находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера С.-Петербургской губернии. Преподобный Арсений, пробывши на Афоне три года, вознамерился возвратиться в своё отечество. Преподобный Иоанн Зидон, игумен одного из Афонских монастырей, благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрёк основание им обители. С этою драгоценною святынею Арсений возвратился в Россию в 1393 году. Достигнув Новгорода, он явился к архиепископу Новгородскому Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув Ладожского озера, а потом и острова Коневца, Арсений обратился с молитвою ко Господу, чтобы Промысл Его указал ему место для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010