Ср. упоминание о незамещенности кафедры в течение двух лет в документе октября 1393 года (102, II, 181). Большинство историков признает, что митрополит Антоний, посвященный Филофеем в 1371 году, дожил до этой даты. Однако имя Антония не упоминается в документах 1391 года, а источники показывают, что по крайней мере с 1381 года в Галиче был другой предстоятель (ср. глава 9, прим. 11). 720 Ср. глава 8, прим. 60. О состоянии Галицкой митрополии в 1391–1393 гг. см.: 133, с. 29–31. 721 102, II, 157–158; о церковных связях Молдавии и Галича см. глава 8. 722 Ср. его исповедь патриарху Антонию в 1394 году, 102, II, 224–230. Ср. 27, с. 385; ср. также 93, с. 224–256; 124, с. 289–299. 723 102, II, 158. 724 Его имя упоминается в послании патриарха Антония Киприану: 102, II, 284. 725 102, II, 181. 726 246. с. 448. 727 102, II, 278–280. Ср. 133, с. 128, прим. 23. 728 102, II, 283–284. Церковные дела в «Мавровлахии» или Молдавии находились в еще большем расстройстве, чем в Галиче. Епископов туда посвящал Галиикий митрополит. Однако в 1394 году патриарх Константинопольский назначил туда грека Иеремию, но тот был отвергнут местными князьями. Компромиссное решение было найдено только в 1401 году, когда патриарх Матвей поставил в митрополиты Иосифа — одного из епископов, ранее посвященных в Галиче и отвергнутых патриархом (102, II, 528–530); ср.: Арсений (Стадницкий), «Исследования и монографии по истории молдавской церкви», СПб., 1904, с. 13–26; 83. с. 38–40. 729 217, с. 223; об этих событиях см. также: 242, с. 127–139. 730 201, с. 334–340; 134, с. 94, прим. 67 и 68. 731 246, с. 447. Епископ Михаил Смоленский, который, как мы видели, играл очень активную роль в церковной дипломатии этого периода, к этому времени уже не занимал кафедру. Несмотря на поставление его Пименом в 1383 году и на путешествие с последним в Константинополь в 1389, Михаил — бывший монах Симоновского монастыря, главного проводника византийского влияния в Москве — быстро перешел на сторону Киприана. Тем не менее, он вскоре покинул кафедру, оставаясь близким советником нового митрополита. В 1396–1397 гг. он сопровождал митрополита в подвластные Литве земли и ездил с ним в Киев. Именно там он поручил протодьякону митрополита Спиридону переписать и украсить миниатюрами великолепную Псалтирь. Эта Псалтирь является образцом русского искусства, вдохновленного византийскими образцами. Епископ Михаил умер в Москве в 1402 году (см.: Л. Лавровский. «Историко–критическая проверка каталога Смоленских епископов», Смоленские епархиальные ведомости, 1898, 14, с. 780–781; В. Майков, «О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтири 1397 года». Сборник статей памяти Л. Н. Майкова, СПб., 1902, с. 99–107; Г. Вздорнов, «Исследование о Киевской псалтири», М., 1978, с. 31. 732

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Старшими боярами Эдигей называет Илью Ивановича, Петра Константиновича, Ивана Никитича, из которых первый, по родословным, оказывается сыном известного Ивана Родионовича Квашни. Этот Иван Родионович умер в 1390 году, и известие об его смерти занесено в летопись. Из Вельяминовых по соображении с родословными книгами можно указать только Федора Ивановича, сына казненного Ивана Васильевича. Знаменитый боярин Донского Федор Андреевич Свибл больше не упоминается; но в духовных грамотах своих великий князь Василий говорит о селах Федора Свибла, которые он взял за себя, и о холопах, которых он отнял у него: это выражение указывает на опалу; но между боярами Василия упоминается родной брат Свибла Михаил Андреевич Челядня. Из известных нам прежде родов и лиц упоминаются также между боярами: Константин Димитриевич Шея, сын Димитрия Александровича Зерна, внук Четов; Иван Димитриевич, сын Димитрия Всеволожа; Владимир Данилович Красный-Снабдя, бывший наместником в Нижнем Новгороде; Даниил и Степан Феофановичи Плещеевы, родные племянники св. митрополита Алексия; о Данииле сказано в летописи под 1393 годом: «Преставился Данило Феофанович, который много служил великому князю в Орде, и на Руси, и по чужим землям». Наконец, упоминаются в летописи Иван Уда и Александр Белеут. Из неизвестных упоминаются: Димитрий Афинеевич, подписавшийся на первой духовной Василия на третьем месте; Андрей Албердов, занявший Двинскую землю; Александр Поле, Иван Марин (оба под 1401 годом); Селиван (или Селиван Борисович, внук Димитрия Михайловича Волынского, или Селиван Глебович Кутузов); Димитрий Васильевич; Степан Васильевич; наместниками в Нижнем Новгороде вместе с Владимиром Даниловичем Красным были Григорий Владимирович и Иван Лихорь; в 1393 году новоторжцы убили великокняжеского боярина Максима; в битве с пронским князем вместе с Игнатием Жеребцовым погибли Михайла Лялин и Иван Брынка, тут же попался в плен муромский воевода Семен Жирославич; наместником во Владимире упоминается Юрий Васильевич Щека; под 1390 годом встречаем известие, что в Коломне на игрушке был убит Осей, кормиличич великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К. также искал поддержки у К-польского патриарха Антония. Он сообщал патриарху, что, хотя он наложил на новгородцев отлучение, уезжая из Новгорода, ни новгородское духовенство, ни миряне не стали его соблюдать. Соответствующие грамоты повез в К-поль Дмитрий Афинеевич, посол митрополита и вел. князя. Новгород направил в К-поль своих послов, они решительно настаивали на полном освобождении своего гос-ва от к.-л. форм подсудности митрополиту и даже угрожали переходом в католичество, если их требования не будут удовлетворены. Угрозы не подействовали: в грамотах, направленных в Новгород (1-я была написана до приезда новгородских послов), патриарх подтвердил отлучение, наложенное на новгородцев К., и потребовал, чтобы они отменили свои решения и подчинились власти митрополита. В окт. 1393 г. были составлены инструкции послам патриарха и императора - Вифлеемскому архиеп. Михаилу и Алексею Аарону, к-рые должны были направиться в Новгород и публично зачитать там грамоты патриарха. Ранее, зимой 1392/93 г., поддерживая К., вел. кн. Василий I потребовал передать митрополиту текст грамоты, к-рую новгородцы приняли в 1385 г. Отказ новгородцев удовлетворить это и др. требования привел к войне. Заключение мира в кон. 1393 г. сопровождалось передачей митрополиту «целовальной грамоты», что означало отмену принятых в 1385 г. решений, а К. снял отлучение и «благословил» новгородцев. Когда в 1394 г. в Новгород приехали послы с патриаршими грамотами, в их вмешательстве уже не было нужды. В Великий пост 1395 г. митрополит с послом патриарха прибыл в Новгород «и запроси суда, и новгородци суда ему не даша» (НПЛ. С. 387). К. оставался в Новгороде всю весну, ему оказывали «велику честь», но успеха он не добился. Однако при отъезде разрыва не произошло и К. благословил новгородцев. В 1396 г. Новгородский архиеп. Иоанн (Стухин) ездил по вызову митрополита в Москву и пробыл там 2 дня. К. отпустил его «с благословением и с честью» (Там же). В этом факте отразилось признание верховной власти митрополита над Новгородским архиепископом. Направленным на Русь послам патриарха было поручено также вынести решение о споре между К. и Суздальским архиеп. Евфросином о принадлежности Н. Новгорода, и спор был решен в пользу митрополита.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Около 1357 г., согласно упоминаниям в источниках, католический иерарх Галича имел сан архиепископа. Проект создания католической митрополии был завершен после смерти Казимира, причем без учета мнения уже имевшегося в наличии православного Галицкого митрополита: в 1375 г. папской буллой архиепископу Галицкому (с 1412 г. его резиденция была перемещена во Львов) были подчинены католические епископы Перемышля, Владимиро-Волынского (к 1427 кафедра переместилась в Луцк) и Холма; в 80-е гг. XIV в. в рамках этого архиепископства была создана кафедра в Каменце-Подольском, в 1410 г. — в Киеве. Политика светских правителей ставила православных жителей галицко-волынской земли в уязвимое положение — они не только считались «схизматиками» и подвергались психологическому давлению, но и платили больше налогов, чем католики, ущемлялись в некоторых гражданских правах, а имущества православных храмов и епархий были защищены значительно менее, чем католических (см.: Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 309–327). Все это подталкивало православное население к переходу в католичество. В 1393 г., после смерти митрополита Галицкого Антония (1391 г.), король Польши и сюзерен великих князей литовских Владислав (Ягайло) направил в Константинополь для поставления Галицким митрополитом Луцкого епископа Иоанна (Бабу). Одновременно свт. Киприан сообщил в Патриархию об обвинениях, выдвинутых против Иоанна епископом Владимиро-Волынским (чем ipso facto заявил о своих правах на епархии Галицкой митрополии). Епископ Иоанн, не дожидаясь прибытия Владимиро-Волынского архиерея, покинул Константинополь, ссылаясь на то, что король уже назначил его Галицким митрополитом, а необходимое благословение Константинопольского патриарха он якобы получил, когда последний благословил его при встрече, согласно обычаю. Патриарх Антоний IV, возмущенный столь наглой подменой понятий, в октябре 1393 г. отправил свт. Киприану послание с поручением совершить над еп.

http://pravoslavie.ru/116071.html

Хотя исихасты никогда не были формально организованы в «орден», исихастские монахи поддерживали тесный контакт друг с другом. Некоторые из них, в особенности после 1350 г., занимали высокие посты в иерархии как в Византийской империи, так и в славянских землях. Например, патриарх Каллист Константинопольский, так же как и св. Феодосий, был учеником св. Григория Синаита. Оба придерживались идеологии культурного и канонического единства православного мира. Но не все разделяли эту идеологию. Например, Болгарский патриарх Феодосий II бросил вызов власти Константинополя, рукоположив в 1352 г. митрополита всея Руси - по запросу литовского великого князя Ольгерда, - и это при том, что законным митрополитом в то время был свт. Алексий. В 1335 г. Каллист обратился к св. Феодосию с призывом восстановить литургическое поминовение Вселенского патриарха в Тырново, которое, по всей видимости, было прервано Феодосием II. Похоже, что взгляды Каллиста о некоторой зависимости Тырново от Константинополя в Болгарии не принимались. В 1356 г. св. Феодосий Кулифаревский (Тырновский) эмигрировал в Константинополь, где и скончался в 1363 г. Его «Житие» написано самим патриархом Каллистом. Но в конце концов еще один ученик св. Григория Синаита и друг св. Феодосия - свт. Евфимий - сделался патриархом Тырновским (1375-1393). Он сыграл исключительную роль в духовной и литературной истории славянского Православия. К сожалению, он оказался последним средневековым болгарским патриархом: как уже отмечалось выше, в 1393 г. Тырново было взято оттоманами, многие его жители вырезаны, а кафедральный собор преобразован в мечеть. Св. Евфимий, возглавлявший оборону города во время турецкой осады и взятый в плен, видел уничтожение своего города. В отличие от Охрида, где даже под турецким правлением сохранялась номинальная автокефалия (предстоятелям даже удавалось время от времени использовать патриарший титул), Тырново было преобразовано в обычную епархию в юрисдикции Константинопольского патриархата. Обыкновенно ее занимали греческие архиереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

878); Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий (занимали кафедру в кон. IX - 1-й четв. X в.) Патриархи: Дамиан (2-я четв. Х в.- после 971); Герман (кон. Х в.); Филипп (кон. Х - нач. XI в.); Давид (1016-1018); Иоанн (1018, с 1019 - архиепископ Охридский). Архиепископы Тырновские (кон. XII - 1-я пол. XIII в.): Василий I (1186-1233/34); Виссарион. Патриархи Тырновские (1235-1393): свт. Иоаким I (1235-1246); Василий II (1246 - ?); Иоаким II (ок. 1265); Игнатий (до 1273 - после 1277); сщмч. Макарий; Иоаким III (80-е гг. XIII в.- 1300); Дорофей; Роман; Феодосий I (ок. 1337); Иоанникий I; Симеон (ок. 1346); Феодосий II (ок. 1348 - ок. 1360); Иоанникий II (70-е гг. XIV в.); свт. Евфимий (1375-1393). Экзархи Болгарские: Анфим I (1872-1876); Иосиф I (1877-1915); вдовство кафедры (1915-1945); Стефан I (1945-1948). Патриархи: Кирилл (Марков; 1953-1971); Максим (Минков; 4 июля 1971 - 6 нояб. 2012); Неофит (Димитров; с 24 фев. 2013) Лит.: Theiner A. Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia. R., 1859. T. 1; Исторически преглед на Българската църква от самото й начало до днес. Виена, 1869; Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей - Болгарской, Сербской и Румынской или Молдовалашской. М., 1871; Курганов Ф. Исторический очерк греко-болгарской распри//ПС. 1873. 1, 2, 5-7, 9, 10; Муравьев А. Переписка с восточными иерархами по греко-болгарскому делу//ТКДА. 1873. Т. 1. С. 105-148; Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 22-72; Карапетров П. П. Кратка история на българската черкова. Средец, 1894; Пальмов И. С. Болгарская Экзархийская Церковь: Первоначальное и совр. ее устройство. СПб., 1896; Станимиров Ст. История на българската черква. София, 1898; Euthymius, Patr. von Bulgarien. Werke. W., 1901; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1904. Т. 1; Иванов Й. Северна Македония. София, 1906; он же. Българите в Македония. София, 19172; он же. Български старини из Македония.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1393 г. А. К. вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиеп. Иоанна II отправился в плавание по р. Волхов на оз. Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания мон-ря. В печатном житии (СПб., 1850) сказано, что А. К. побывал на Валааме, но, увидев, что в мон-ре многолюдно, покинул его. Достигнув о-ва Коневец, А. К. решил было плыть дальше, но ветер пригнал лодку, в к-рой находился преподобный с учениками, обратно. А. К. высадился на острове в месте, позднее получившем название Филиппова Лахта, в XIX в. здесь был поставлен крест и устроен скит. Потом святой переселился в бухту, к-рая после посещения мон-ря Новгородским архиеп. свт. Евфимием (Вяжицким), вероятно в 1444 г., стала называться Владычной Лахтой. Здесь ок. 1393/94 г. и возник мон-рь, в 1398 г. в обители поставили ц. в честь Рождества Богородицы. В печатной редакции жития святого говорится, что через год после поселения А. К. на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой звать святого на Валаам, но А. К. не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец. Первоначально Коневский мон-рь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец мон-ря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское «без порока», но в жизни А. К. для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все А. К., и тот повелел келарю устроить в мон-ре общую трапезу и ничего по кельям не держать (БАН. Арх. Д. 233. Л. 504). Преподобный изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, к-рому язычники приносили жертвы. После того как А. К. вместе с монастырским священником окропил камень св. водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам (БАН. Арх. 3. Л. 17об.-18). После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в кон. XIX в. На первоначальном месте мон-рь простоял 25 лет, затем из-за наводнения его местоположение было изменено.

http://pravenc.ru/text/76296.html

В предварительных статьях Никоновской лет. опубликован следующий список первых Луцких архиереев: Феодосий, Феодор, Дионисий. 2478 Присутствовал на похоронах митрополита Св. Петра в Москве в 1326 г., о чем говорит Воскресенская лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 200). 2479 Был избран из трех кандидатов и рукоположен 06.12.1331 (Васильевский В. Записи о поставлении Русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском Греческом Сборнике//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1888. 2. С. 450). 2480 Первая дата: Н.Д. Девятисотлетие... С. 43. С 1393 г. незаконно управлял и Львовской епархией, за что был низложен, но продолжал занимать и вторую кафедру. В Патриаршей грамоте к митрополиту Киприану от 10.1393 сказано: «...Низложи как за прежние вины в особенности за эту последнюю, что он вторгнулся в другую церковь , именно – в Галицкую митрополию. Ибо он не только владел ею около, но, когда его призывали прийти сюда и выйти из корабля, сказал: «Галич дан мне королем, который есть местный государь и властитель; мне не доставало только Патриаршего благословения, но я получил его, и больше ни в чем не нуждаюсь. Что мне делать на соборе? Пойду в Галич, в свою церковь ». Благословением, в смысле назначения и перемешения, называет он то благословение, которое, в первый приход свой к нам на поклон, получил он, как простой Христианин, наравне с сопровождавшими его подручниками» (Памятники канонического права... Стб. 264). Из этого следует, что Иоанн занял Галицкую кафедру при прямой поддержке светской власти, без благословения Патриарха, за что был низложен, но, поддерживаемый королем, продолжал занимать кафедру. Об этом есть свидетельство в Патриаршей грамоте к королю Ягайло, где о луцком епископе Иоанне говорится, что «как только увидит архиепископа Вифлеемского ... должен идти к своему митрополиту, припасть перед ним и, получив от него благословение и разрешение, отправиться сюда (в Константинополь. – Сост.)». (Памятники канонического права... Стб. 300). Следовательно, Иоанн продолжал оставаться на кафедре. В 1398 г. он обещал королю в случае утверждения его митрополитом 200 гривен и 30 коней (Акты, относящиеся к истории Западной России. Τ. 1. СПб., 1846–1853. С. 27). Ниже в нашем списке представлен тезоименитый архиерей. Дата его упоминания накладывается на время епископства Феодора II. Возможно, что этот Иоанн II в нашем списке – это Иоанн Баба, который незаконно продолжал оставаться на кафедре при поддержке светской власти, в то время, как на кафедру был поставлен каноничный архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И какого это [царя повелевает чтить апостол]? – Тогда еще нечестивого и гонителя христиан! Но как святой и апостол, провидя в будущем, что и христиане будут иметь одного царя, поучает чтить царя нечестивого, дабы отсюда поняли, как должно чтить благочестивого и православного. Ибо если и некоторые другие из христиан присваивали себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное, противозаконное, более дело тираниии насилия [нежели – права]. В самом деле, какие Отцы, какие соборы, какие законы говорят о тех [царях]? Но все, и сверху и снизу, гласит о царе природном, которого законоположения, постановления и приказы исполняются по всей вселенной, и его только имя повсюду поминают христиане, а не чье-либо другого. Итак, сын мои, пишу твоему благородию и советую… 41. 1393 г. Его же грамота к суздальскому архиепископу Евфросину с известием, что патриаршие послы разберут спор его с митрополитом о Нижнем Новгороде и Городце Из Аста Patriarchatus, t. II, р. 192–194. Грамота сохранилась без даты. Миклошич относит ее к 1396 г. (см. хронологический указатель в конце 2-го тома, стр. 581); но из содержания видно, что она писана в одно время с нижеследующей инструкций патриаршим послам, данной 29 октября 1393 года. Боголюбивейший архиепископ суздальский: благодать и мир от Бога да будет с твоим боголюбием. Ты хорошо знаешь, как твой монах, оный кир Дионисий, доносил нам о Новгороде [Нижнем] и Городце, – что они принадлежат к суздальской епархии, находясь в уделе тамошнего князя и недалеко от Суздаля. Поэтому он просил и получил грамоты на них от царя и патриарха, дабы не терпеть беспокойства от правящих митрополитов русских. И ты сам, сделавшись суздальским архиепископом, после смерти оного…, предъявлял эту грамоту и испросил другую на свое имя 3533 , чтобы владеть теми [городами], если они, как вы доносили, действительно, принадлежат к суздальской епархии. Но теперь преосвященный митрополит киевский и всея Руси, пречестными, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности, вместе с благороднейшим и славнейшим великим князем московским и всея Руси, во Святом Духе дражайшим сыном нашей мерности, кир Василием, написали и послали к нам с возлюбленным во Снятом Духе сыном нашей мерности, кир Димитрием Афинянином, грамоты о городах этих, и утверждают, что иск твоего монаха, о принадлежности их к суздальской епархии, был неправилен от начала; напротив, они были де исстари и изначала городами русской митрополии и состояли под ее ведением и управлением; твой же монах выпросил их у митрополита киевского и всея Руси, оного кир Алексия, чтобы держать их, на правах экзарха, и действительно держал до конца жизни кир Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010