е. чтобы правильно написан был в ней и год [Не можем впрочем не сообщить к сведению специалистов в пасхалии и хронологии замечательной странности, что в одном сербском хризовуле, сохранившемся до настоящего времени в пергаменном подлиннике, подобно тому, как и в слове Иоасафовом по нашему списку, индикт поставлен не текущего, а следующего года, именно год 6829, а индикт 5-й (тогда как он должен бы быть 4-й, см. в Monumenta Serbica Миклошича, Viennae, 1858, р. 90).]. Оставаясь таким образом без прямого достоверного свидетельства, мы в настоящее время можем однако ж положительно сказать, что столица Болгарии покорена была турками или в первой половине 1394 г., или в 1393 г. Это известно нам из следующего: в августе месяце 1394 г. (индикта 2-го) патриархом константинопольским послан был в Тернов один из его митрополитов для исправления там обязанностей местного архиерея (см. Acta Patriarchatne Constantinopolitani, изданные Миклошичем, t. 2, р. 223); по обстоятельствам дела необходимо вред полагать, что митрополит послан был тотчас или вообще в самом непродолжительном времени после того, как низведен и сослан был турками в ссылку тогдашний терновский патриарх Евфимий (потому что иначе патриарх константинопольский, искавший подчинить себе патриархию болгарскую, должен был опасаться, что болгары успеют испросить себе у турок нового патриарха); но патриарх Евфимий, как свидетельствует названный выше митрополит Иоасаф в помянутом своем слове, послан был турками в ссылку в первый же год после взятия ими Тернова. Что касается до честнейших обстоятельств, сопровождавших покорение Болгарии турками, то в вашей Никоновской летописи под 1393 г. (IV, 252) приписано: «того же лета Амуратов сын Челюбин Амиря турскии взя землю болгарскую и град их славный Тернов, и царя их и патриарха и митрополита (-ты) и епископы их плени, а мощи святых пожже, и соборную церковь в мизгит (мечеть) претвори» (согласно с Никоновской летописью относят к 1393 г. покорение Болгарии и сербские летописи, в которых под сим годом читается: «прими царь Паязить Трновь и друге градове июлиа 17», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1393-1395 годы были временем больших перемен во внутриполитической жизни Великого княжества Литовского. Здесь была ликвидирована большая часть существовавших на отдельных землях удельных княжеств, где власть сосредоточилась в руках великокняжеских наместников. Нужно было, вероятно, налаживать отношения с новыми носителями власти, к-рые в отличие от сидевших здесь ранее князей не были православными - это были представители католич. литов. знати. Кроме того, поездка К. была, вероятно, связана с развернувшейся после смерти в 1391/92 г. правосл. Галицкого митр. Антония борьбой вокруг судьбы Галицкой митрополии. После смерти Антония патриарх передал управление митрополией иером. Симеону, находившемуся под опекой влиятельных валашских землевладельцев из Марамороша - вассалов венг. короля. Такое решение столкнулось с противодействием польск. кор. Владислава (Ягайло), поручившего управление митрополией Луцкому еп. Иоанну (Бабе), в 1393 г. он послал его в К-поль для поставления в Галицкого митрополита. К этому времени у претендента начались конфликты с К. и др. правосл. иерархами. Еще до его приезда в К-поль на него поступили жалобы К., и здесь было назначено расследование его спора с Владимиро-Волынским епископом. Обвинения были, видимо, достаточно серьезными, т. к. Иоанн покинул К-поль, не дожидаясь суда. В окт. 1393 г. патриарх предложил К., чтобы он низложил Иоанна и поставил в Луцк др. епископа. В окт. 1397 г. в поездке в Москву К. сопровождал Луцкий еп. Феодор. Очевидно, после приезда в Киев митрополит провел расследование, к-рое закончилось низложением Иоанна. Затем К. поставил одного из епископов на территории Галицкой митрополии (вероятно, Перемышльского) и известил об этом патриарха. К. явно стремился вернуть Галицкую землю в состав общерус. митрополии. О позиции, занятой в этой сложной ситуации Патриархатом, дают представление инструкции для Вифлеемского архиеп. Михаила, к-рый должен был снова отправиться с важной миссией в Вост. Европу, и грамоты патриарха, адресованные Владиславу (Ягайло) и К. В послании К. патриарх порицал его действия на территории Галицкой митрополии («сделано нехорошо») и утверждал, что принятые в К-поле решения о создании Галицкой митрополии должны сохранять свою силу. В послании Владиславу (Ягайло) он предлагал королю послать Иоанна (Бабу) к К., чтобы Иоанн покаялся в своих «проступках», и, когда митрополит благословит его и «разрешит», патриарх исполнит желание короля, т. е. поставит его «в митрополиты Галицкие». Вместе с тем патриарх готов был поставить на митрополию и др. человека, «достойного посвящения». Патриаршие грамоты были составлены в янв. 1397 г. Очевидно получив послание патриарха, К. понял, что распространить его власть на земли Галицкой митрополии не удастся. Луцкий еп. Феодор поехал вместе с К. в Москву, возможно, потому, что в Луцкой епархии при поддержке польск. короля распоряжался Иоанн (Баба).

http://pravenc.ru/text/1684692.html

С 1388 г. по 1393 г. Патриарх Евфимий был вынужден заниматься государственными делами. Ввиду отчаянных, безнадежных и беспомощных действий Царя Иоанна Шишмана, на плечи Патриарха лег груз организации сопротивления туркам и поддержки павшего духом беззащитного народа. В эти годы он поднялся на высоту величавого народного вождя, не дрогнувшего перед любой опасностью. Он стал духовным образцом и опорой для болгарского народа. Когда в 1393 г. турецкие войска во главе с султаном Баязидом осадили болгарскую столицу Велико Терново, Патриарх Евфимий стал душой обороны и сопротивления. Царь Иоанн Шишман находился в Никополе на Дунае, отчаянно пытаясь получить хотя бы какую-нибудь помощь от Венгрии. В отсутствии Царя, Патриарх Евфимий возглавил оборону столицы, заботился о пропитании горожан, ухаживал за ранеными и больными. 17 июня 1393 г. столица Второго Болгарского Царства Велико Терново пала в результате предательства со стороны еврейского населения города. Турки разграбили город и подвергли население издевательствам. В своем смятении многие болгары переходили в ислам , другие были психологически готовы сделать то же. Патриарх Евфимий боролся против этого, боролся за каждую человеческую душу. За краткое время до своего заточения он успел вписать в Синодик Болгарской Церкви для вечного поминания имена болгарских вождей и воинов, погибших за православную веру и свободу Болгарии. В качестве духовного главы болгарского народа он явился перед турецким султаном и заступился за народ. Баязид лицемерно обещал прекратить издевательства, но его наместник Челеби Сюлейман – правитель города, перерезал в одной из церквей города 110 самых выдающихся бояр из болгарской знати. Возмущенный Патриарх явился перед Челеби Сюлейманом и заявил ему, что, так как он является пастырем вверенного ему стада, то надлежало зарезать его первым, ибо пастырь всегда должен идти впереди стада. Челеби Сюлейман приказал схватить Патриарха и в назидание народу публично обезглавить его на крепостной стене города. Когда приводили приказ в исполнение, во время казни рука турецкого палача одеревенела. Турки отменили смертную казнь Патриарха, заменив ее заточением. Вместе с Патриархом была выселена значительная часть жителей города. Когда отводили Патриарха на заточение, народ с плачем сопровождал его, ясно сознавая, что с ним утрачивается последний оплот болгарской государственности. Турки позволили народу сопровождать Патриарха на некотором расстоянии, после чего отделили его от народа. Когда Патриарх поднялся в горы, прежде чем скрыться из вида, он обернулся, чтобы в последний раз благословить свою паству. Поднялся плачевный вопль – вопль всего болгарского народа и Болгарии, которым предстояли 500 лет небытия: «Кому ты нас оставляешь, Пастырь добрый?», Патриарх Евфимий ответил: – «Святей Троице – Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков!», чем дал духовное напутствие болгарскому народу в христианском уповании на Бога, дабы сохраниться ему в веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

94 Во время путешествия своего по озерам Ладожскому и Онежскому г. Озерцовский получил от бывшего в то время коневского строителя Иоаникия копию с данного указа, которую и поместил в описании своего путешествия, изданном в 1792 году. « 1718 года  мая в 6 день,  по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, в Кексгольм полковнику и коменданту Авраму Ивановичу Леонтьеву. В прошлом 717 году июня в 11 день, били челом Великому государю Воскресенского Деревяницкого  монастыря архимандрит Иоаникий с братией в прошлом де 6901 году, преподобный отец Арсений, потрудився в святей Афонской горе колико время, и приять благословение и образ Пресвяты Богородицы тоя Афонския горы от игумена Иоанна, прииде в Велико Новоград к архиепископу Иоанну Новогородскому и приять благословение от него, отыде на Нево-озеро в Коневский монстырь и вселися ту и создав церковь Рождества Пресвятые Богородицы, и обитель согради, и братию совокупи, и пожив лета довольно, ко Господу отыде в лето 7118 как отдан город Корела и Корельский уезд королю Карлусу, велено игумену Леонтию с братией, из выше писанного Коневского острова, выехать в Великий Новогород в Воскресенский Деревяницкий монастырь, и оной де игумен с братией из того монастыря выехал  с церковной  утварью в Деревяницкий монастырь; а ныне де тот Коневский остров со всеми угодьями отдан тайному советнику генералу Пленипотенциару Кригс комиссару, князю Якову Федоровичу Долгорукову; и Великий Государь пожаловал бы их, велел бы этот Коневский остров и остров Восчаной, который был в присутствии в тому же Коневскому острову, отдать им с принадлежащими к тем островам угодьи их с рыбными ловлями по прежнему во владение; а он де будут на том Коневском острове созидать святую обитель с прочим населением. И в даче 716 года марта 24 дня написано: «дан тайному советнику генералу Пленипотенциару, Кригс комиссару, князю Якову Федоровичу Долгорукову отказан (отдан)». А  Восчаного острова в писуцовых и переписных книгах не обнаружено, и что в нем пашни и сенных покосов  всяких угодий, то неведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Арсения, а из любви и уважения к нему в один приезд подарил ему даже свой белый клобук. Губа или залив при сем острове, где приставало судно Архиепископское, и где обыкновенно встречал и провожал Владыку Преподобный Арсений, с тех пор прозван и доныне называется Владычной Лахтой. Первоначально этот монастырь поставлен был на так именуемой Святой горе, на том же острове находящейся: но после за мокротой того места перенесён на нынешнее. А на прежнем месте около 1800 года Строителем Варфоломеем построен скит с малой каменной церковью и каменными кельями для уединёнников. Весь этот скит ограждён также каменной оградой. Когда в 1610 году Шведы завладели Карельской страной, то весь монастырь Коневский разорили и церковь каменную разломали. А монашествующие тогда переселились в Великий Новгород в Деревяницкий монастырь. С тех пор место сие было в опустении больше ста лет, а именно до возвращения Карельского берега от Швеции к Российской державе Государем Царём ПЕТРОМ Великим, которой в 1718 году уже по представлению Новгородского Деревяницкого монастыря Архимандрита с братией для созидания и возобновления на этом острове разорённой Шведами обители, весь Коневский остров со всеми угодьями отдал оному Архимандриту, утвердив за ним следующей грамотой: Грамота 1718 года, Мая 6, по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя ПЕТРА Алексеевича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, в Кексгольм Полковнику и Коменданту Авраму Ивановичу Леонтьеву. В прошлом 717 году Июня в 11 день били челом Великому Государю Воскресенского Деревяницкого монастыря Архимандрит Иоанникий с братией: в прошлом, де, 6901 году Преп. Отец Арсений потрудился в Святой Афонской горе некоторое время и принял благословение и образ Пресвятой Богородицы той Афонской горы от Игумена Иоанна, пришёл в Великий Новгород к Архиепископу Иоанну Новгородскому и, приняв благословение от него, отошёл на Неву озеро в Коневский отток и вселился тут и создал церковь Рождества Пресвятой Богородицы и обитель оградил и братию совокупил, и пожив довольно лет, ко Господу отошёл в лето 6955 Июня 12; и по преставлении Преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Синодальным Обер-Прокурором, 31 июля 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Иван Кесарийский определён на должность помощника инспектора в Пермскую духовную семинарию“. i) от 12 августа за „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 31 июля 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Лев Лучинин определён, с 16 августа 1903 г., на должность помощника инспектора в Владимирскую духовную семинарию“. к) от 12 августа за 6901: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 24 июля 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Константин Успенский определён на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Олонецкую духовную семинарию“. л) от 19 августа за 7064: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 9 августа 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Струминский определён на должность преподавателя библейской и общей церковной истории и истории русской церкви в Пермскую духовную семинарию“. м) от 22 августа за 7201: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 9 августа 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Мос- —274— ковской духовной академии Николай Воронов определён на должность учителя географии и арифметики в Солигаличское духовное училище, с 16 августа 1903 года“. н) от 25 июля за 6400: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 26 июня 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Серией Сахаров, определённый 20 февраля 1903 г. на должность помощника инспектора в Тверскую духовную семинарию, уволен от данного ему назначения, за истечением 4-месячного срока неявки его к месту службы, со взысканием с него долга духовному ведомству за казённое содержание в духовно-учебных заведениях. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём Совету Академии для сведения и зависящего распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зограф. Его же о пожаловании м. Кутлумушскому села Неахори. 6877, Апреля Инд. 7. Кутлумуш. Хрисов. Иоанна Деспота Драгаша об имениях дома Пресв. Богородицы Хиландрской. (Есть выметка). 6885, Июня дня 1 Инд. 15. Хиландар. Его же об имениях м. Руского. «Понеже убо многих и великих даров». 6885 Инд. 15. Хрисов. Князя Стефана Лазаря о приложении м. Рускому церкви Спасовой у Хвосну Коньмитропоие Хвостеньское и пр. «Вишную славу улучити желающе». 6889 Инд. 4. Его же о других имениях м. Руского. «По неизреченному человеколюбию Владыки моего Христа». 6889 Инд. 4. Хрисов. Благоверного Константина, данный брату его Димитрию Воевоже на имения созданной им церкви Вознесенской подле града Щита. (Замечено содержание). Хрисов. Волка, сына Севастократора Бранка, внука Млодена Воеводы, о пожаловании 200 унгов м. Хиландарскому. После титула: «Пишу да не ведомо всякому, како сложих мир с Турци». 6901 Ноябр. 21. Хиландар. Хрисов. Монахини Евгения с Богодарованными чеди ея Кнезом Стефаном и братом ея Влеком, об имениях м. Руского. «Вышнюю славу улучити желающе». 6903, Июня 8 дня Хрисов. Князя Стефана, сына Евгении монахини, об освобождении метохов Лавры от всяких повинностей. «Мыслим светом озарившиси мысли будуща прозреше Пророци». 6903 Инд. 3. Лавра. Благоверн. Княгини Евгении монахини о приложении Лавре разных земель. «Мысльним светом озарившиси мысли». 6906 Август. дня 1. Инд. 6. Лавра. Хрисов. Стефана Деспота Сербского о пожаловании Лавре разных сел. 6915 Генвар. дня 5. Инд. 15. Лавра. Хрисов. Стефана Грьгоуря о приложении сел м. Св. Павла. «Иже от небытия в бытие веса приведии». 6922 Окт. 3. Св. Павел. Хрисов. Деспота Гюрга о приложении сел м. Св. Павла. «Иже от небытия в бытие веса приведии». 6922 Ноябр. 15. Хрисов. Стефана Деспота Сербского об имениях Лавры. «Мною царие царствуют». Лавра. Его же о пожертвовании Лавре двух серебряных подсвечников и 20 литр серебра. «Мною царие царствуют». 6935 Генвар. 20 дн. Инд. 5. Великого Чельника Радича о пожаловании м. Кастамонитскому 20 литр серебра от 7 сел его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А кто сей моей грамоты ослушаеться, им от меня бытии в казни. Писана грамота на Москве. А к сей грамоте князь велики Дмитрей Ивановичь печать свою приложил». С этой грамотой следует сопоставить другую запись, помещенную в рукописи Никоновской летописи середины XVII в. впереди ее текста: «Данье великого князя Дмитрея Ивановича Донского в Сергиев монастырь в лето 6901». «Дал святой Троице живоначальной в дом, в Сергиев монастырь, князь великий Дмитрей Ивановичь Донской игумену Сергию с братьею в вечной поминок по своей душе и по своих родителей в Радонеже: сельцо Клементьево, да деревня Офонасьево, да приселок Киясово, да половина Глинкова, половина сельца Зубачева, да приселок Борково и с мельницею на Воре, сельцо Муромцово, да приселок Путилово, да погост Троица на Березниках, деревня Федоровское. Да в Углецком уезде дал князь великий Дмитрей Ивановичь Донской чудотворцу Сергию сельцо Прилуки с деревнями да приселок Красное. Да в Дмитровском уезде дал князь великий Дмитрей Ивановичь Донской чудотворцу Сергию сельцо Синково с деревнями. А подавал те дальныя села, как пришел с Мамаева побоища». Далее шла запись о даче в монастырь Сергию Радонежскому села Федоровского в Нерехте женой великого князя Дмитрия Донского – Евдокией по случаю рождения старших сыновей: Василия и Юрия. «Дал князь великий Дмитрей Ивановичь святой Троице в Сергиев монастырь на Москве площадку и пятно ногайское впрок во веки» 1005 . Относительно второй записи Арсений выяснил, что целый ряд упоминающихся в ней владений поступил в монастырь от совершенно других лиц и гораздо позже эпохи Сергия Радонежского. О подмонастырском селе Клементьеве и соседней деревне Афанасьево вкладная книга Троицкого монастыря сообщает: «Дал вклад князь Андрей под монастырем село Княже да село Офонасьево, да село Клемянтьево, да на их же земле стоит монастырь. Писан в старой кормовой книге» 1007 . По мнению Арсения, речь в данном случае идет о сыне князя Владимира Андреевича Серпуховского Андрее, скончавшемся в «мор» в 1426 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсюда проистекает критика Епифанием действий московских властей, направленных на ущемление самостоятельности отдельных княжеств: см. характеристику княжения Ивана Калиты как «насилования» и описание «гонений» и «великой нужи» на «град Ростов» со стороны представителей московской великокняжеской администрации в Житии Сергия Радонежского , а также слова о «тяжести» и «данях тяжких и насильствах» москвичей в Пермской земле, прозвучавших в Житии Стефана Пермского . Такого же критического плана высказывания имеются и в Троицкой летописи. Например, под 6876 г. осуждающий характер носят слова о том, что «князь великии Дмитрии Ивановичь да Алекси митрополитъ зазваша князя Михаила Алексан–дровичя Тферскаго любовью на Москву,… да его изымали, а что было бояре его около его, тхъ всхъ поимали, розно разведоша, и быша вси въ нятьи, и дръжаша ихъ въ истом… Князь же Михаило съжали–си велми и о томъ негодоваше,… паче же на митрополита жаловашеся, къ нему же вру имлъ паче всъхъ, яко по истинн святителю» (напомним, что в Житии Стефана Епифаний специально выделил имя Михаила Александровича эпитетом «христолюбца»). Отметим другие фрагменты Троицкой летописи, находящие параллели в сочинениях Епифания Премудрого. Под 6848 г. выражению «наполнишася великыа печали и плачя» Троицкой летописи соответствует «многа плачя и печали наполни–шяся» Похвального слова Сергию . В Троицкой под 6879 г.: «новогородци ушкуиници разбоиници», то же самое в Житии Стефана Пермского: «новгородци ушкуиници. разбоини–ци» . Ниже в Троицкой: «Рязанци же сурови суще … вязати москвичь, понеже суть слаби и страшливи», в Житии Стефана Пермского: «су–ровишии мужи, неврнии человцы», «слаби же и груби зло и страши–ви» . Аналогично в Троицкой под 6900 г. о новгородцах: «человци суровы, непокориви», и под 6901 г.: «сурови человци, сврпии людие» . Название Троице–Сергиева монастыря «великой лаврой» (под 6882, 6887 гг.) находит полное соответствие в текстах Епифания: «преслову–щеи лавр и велици оград и в славни обители» (Похвальное слово Сергию) , «сии великыи монастырь яко лавра» (Житие Сергия Радонежского — МДА, 88. Л. 315.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

The testimony of women, slaves, children, imbeciles, and Gentiles was suspect, 6898 and since Jesus fell into none of these categories, his testimony (8:14–18) could only be suspect if he could be convicted of a moral offense. 6899 In the Fourth Gospel, properly «convicting» the world is the work of Jesus (3:20) and the Spirit (16:8); Jesus exposed concealed sin (15:22,24). 6900 Jesus invites Jerusalem aristocrats to try their hand at a rhetorical exercise in which they should have had some proficiency; in public disputes in the ancient Mediterranean, one often described someonés character to make the case (e.g., Rhet. ad Herenn. 4.50.63). Rather than being a sinner (8:46; cf. 9:16,24–25), Jesus is from God hence speaks his words (8:47; cf. 3:34). Because most early Jewish circles acknowledged that everyone, 6901 occasionally barring at most some extremely rare saints like one of the patriarchs, 6902 had sinned, Jesus» claim would appear remarkable. Immediately after Jesus complains that they do not hear Gods message because they are not (born) from God (8:47), they prove his point by demonstrating that they are not listening (8:48). Public censure was so humiliating that many Jewish teachers prohibited it; 6903 that Jesus appears to challenge their dignity publicly invites insults in return. Jesus was challenging their spiritual, not their ethnic, ancestry (8:37,56); if they were children of the devil, it was not because they were Jewish, but in spite of it, for this was the condition of the whole world unresponsive to the message (1 John 3:8; 5:19). 6904 Yet they think Jesus challenges their descent from Abraham, and so accuse him of being of Samaritan descent (8:48), perhaps implying his mother " s immorality (8:41), more probably extrapolating from reports that Jesus was received in Samaria (4:40). 6905 Samaritans rejected the Judeans» exclusive claim to be children of Abraham (cf. 4:12); interestingly, this exclusive claim probably lies at the heart of the Gospel " s situation and John " s ironic use of «the Jews» (see introduction, ch. 5). 6906

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010