Институтская дама — вероятно, классная дама из института для благородных девиц. 670 Чернетка — черновик. 671 …нимало сумняся — нисколько не сомневаясь. 672 Афон — см. прим. к стр. 37. 673 …до полу — до половины. 674 …вечного цеха. — «Устав цехов», действовавший в России с 1709 г., отличал ремесленников, вступавших в сословие «вечноцеховых», от записывавшихся в цехи временно, с сохранением своей сословной принадлежности. 675 …разными характерами — здесь: разными почерками. 676 Однако — здесь: одинаково. 677 Ректор — глава учебного заведения; здесь — духовной семинарии. 678 …его же любяше (старослав.) — которого любил. 679 …до умертвия — до смерти. 680 Дикенц — вместо: Диккенс. 681 Не менее того — тем не менее. 682 Шитвица — швея. 683 …стоять на парящих орлах…— Во время богослужения епископы стоят на «орлецах» — круглых ковриках с вытканным изображением орла. 684 …в превыспренние…— в небеса. 685 …да не молва будет в людех…— цитата из евангелия (от Матфея, XXVI, 5). 686 Шехерозада, или Шахразада — персонаж знаменитой арабской книги «Тысяча и одна ночь», рассказчица сказок, вошедших в эту книгу. 687 Нози (старослав.) — ноги. 688 Фрегат — крупная морская птица. 689 «Малютка Дарит» — «Крошка Доррит», роман Чарльза Диккенса. 690 Моавитянка Руфь — библейский образец женской добродетели и твердой веры. Моавитяне — племя, родственное израильтянам. 691 …жениться на кафедрального дочери…— то есть на дочери протоиерея кафедрального собора (главного собора епархии). 692 …свояси — свои (близкие, родные, земляки). 693 …южики — родственники, свойственники. 694 …дражае (старослав.) — дороже. 695 Иеродиакон — монах в сане диакона. 696 …в день пятничий на страстной неделе…— то есть в особо постный день, так как пятница вообще считалась постным днем, а страстная неделя — последняя (самая строгая) неделя великого поста. 697 …играть на подлаз под биллиард…— то есть проигравший должен лезть под биллиардный стол. 698 Маз — прибавка к ставке. 699 …впавшего в разбойники — попавшегося разбойникам (евангелие от Луки, X, 30). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Иоанна Дамаскина , нареченного Варсонофия, 37. Иоанна Златоуста , 99–106, 116, 669, 759, 763, 781, 783. Трех святителей: Вас. В., Григор. Бог. и И. Злат., 745, 783. Иоанна Лествичника , 156–162, 167–171, 183–185, 675. Иоанна Милостивого, 669, 670, 783. Иоанна, еп. безмолвника, 675, 685. Иоанна Кущника, 34, 39, 745. Иоанна белградского, муч., 677. Иоанна рыльского, 717, 718. Иоанна Тревеликого, 200, 201. Иоанникия Великого, 670, 684, 746. Иоасафа князя, 687–690, 750, 752, 806. Иова праведного, 676. Иуды брата Господня, апостола, 199, 677. Иулиана, муч., 755, 764. Иулиании, муч., 39, 270, 641, 693, 747, 749, 754, 768, 779, 787, 791. Калинника, муч., 678. Карпа, Папилы, Агафоника, 666. Кельсия, муч., 666. Киприана и Устины, 8, 136–139, 141, 666, 752. Кирика и Улиты, муч., 678. Кириака отшельника, 663, 684, 746. Климента папы римского, 39, 669, 670, 671, 682, 683, 685. Козмы и Дамиана, мучеников, 99–106, 669, 670, 678, 679, 777, 790, 795, 805. Коинта, муч., 678. Конона исавр., 682, 683, 751, 776. Константина и Елены, царей, 99–106, 199, 669, 670, 676, 712, 754. Крестины, муч., 678. Критских 10 муч., 672. Ксении, – Евсевии, 666. Ксенофонта препод., 747, 758, 779. Логгина сотника, 666. Луки евангелиста, 199, 667, 668, 755. Макария и др. мучеников, 664, 665. Макария египетского , 748, 783. Маккавей, семи братий, 8, 136–139, 141, 680, 681. 792. Макрины, сестры В. Василия, 678, 758. Маманта, муч., 8, 136–139, 141, 663, 666. Мамелфы, муч., 666. Мардария, муч., 758. Марины, муч., 678. Марии египетской, 34, 142, 147, 149, 150, 160, 390, 646, 656, 709, 745, 747, 752, 754, 779, 787, 792, 793, 796, 805. Марка, евангелиста, 199. Марка афинского, аввы, 166, 672, 686, 732, 745, 752. Маркиана, препод., 673. Маркиана и Мартирия, нотарий, 746. Мартиниана, преподобного, 189, 684, 758, 759, 783, 795. Матроны, матери, 669, 670. Матфея, евангелиста, 199, 669, 670, 671, 681, 782, 795, 803. Меркурия, муч., 669, 670. Мины, муч., 669, 670, 782, 783, 786, 793. Минодоры и сестер ее, муч., 663. Милия еп. и учеников его, 677.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Иона иером., автор, 514, 628, 677, 694, игумен глушицкий, 667, 668. Иона Зуй, иеродиакон Троиц. Серг. мон., 73, 138, 316. Иона, архимандрит, владелец, 182, 739. Иона диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206. Иосиф Прекрасный. Слова о нем, 9, 142, 143, 177, 404, 805. Иосифа Флавия два отрывка, 730, 770. Иосифа, инока, Слово, 751, 754, 764. Иосифа из Евреев, книга соч., 91, 772. Иосифа Тризны редакция киево-печерского Патерика, 714. Иосифа, игумена волоколамского, сочинения, 187. Выписки, 736, 739, 810. Обиходник его столовый, 739. Упом., 90. Житие см. Жития. Иосиф, старец Киржач. мон., владелец, 280. Иосиф Махай, строитель, владелец, 299. Иосиф, иером., книгохранитель и ризничий Троиц. Серг. мон., 781. Иосиф, архим. Новоспасского мон., 58, 284, 741. Иосей псковитин, владелец, 194. Иудеи, Жиды. Прения с ними и обличения, 9, 38, 116, 122, 124, 147–150, 180, 188, 200, 201, 205, 206, 408, 631, 728, 729, 730, 753, 786. Их крещение, 205, 206, 739, 741,799. Иудино предательство, 188, 200, 201. Кадило. Сказание о нем, 808, 809. Каин см. Авель. Калайдович. Ссылки на его издания, 2, 9, 12, 15, 91, 121, 142, 146, 175–177, 202, 204, 205, 214, 225, 227, 233, 404, 648, 660, 704, 713, 718, 723, 729, 762, 765, 768, 769, 776, 784. Калантаев Феодор Иванович, пан, 495. Каллист, ученик аввы Зосимы, 37, 167, 169, 181, 185, 753, 757, 763. Каллист см. Никифор. Каллист, биограф Григория Синаита , 116, 186, 674, 748. Каллист Ксанфопул, 284, 316, 320, 753, 806. Калистрат, диакон, владелец, 191. Каллиник, уставщик Троиц. Серг. мон., 819. Каменский монастырь. Сказание о нем, 658. Канонники, книги, 24, 253–307. Каноны с толкованием, 119, 176, 664, 665, 672–674, 780, 793, 812. Карамзина История. Ссылки на оную, 15, 200, 205, 241, 266, 768. Карпова Феодора переписка с Максимом греком , 200, 201. Карпиан, 70. Картины, изображения и рисункн в книгах, 3, 5, 7, 8, 15, 16, 22, 40, 44, 46–49, 58, 60–62, 68, 70–76, 79, 81, 83, 85, 86, 92, 96, 100, 101, 103, 105–108, 110–112, 114, 115, 118, 119, 123, 124, 127–130, 133, 134, 136–138, 140, 141, 146–148, 150, 156, 158, 162, 167–170, 173, 175, 178, 181, 183, 184, 188, 201–203, 210, 213, 215, 218, 222, 232, 241, 242, 251, 256, 259, 269, 274, 283, 308, 309, 315, 316, 319–324, 326–328, 338, 342, 343, 349, 351–354, 356, 368, 369, 372, 385–389, 409–411, 413–419, 424, 429–431, 433, 438, 443, 444, 447, 454, 456, 457, 466, 628, 637, 638, 659, 670, 680, 684, 686, 687, 690, 701, 704, 708, 715, 717, 718, 720, 723, 725, 732, 739, 751, 755, 756, 772, 806, 813, 819.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Когда же человек, по свидетельству преподобного Никифора Уединенника, приобретает «весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочее, то ради их потом всякое прошение его исполняемо будет о Христе Иисусе, Господе нашем» 680 . При этом следует иметь в виду то, что если добрые дела совершаются по тщеславию, то таковые молитве способствовать не могут. Наоборот, «молитва делающих добрые дела ради славы человеческой, не восходит к небесам, и всякое усердие их ниспадает долу, не будучи обложено крылами Божественной любви, которая, – как говорит святой Григорий Палама , – земные дела наши делает горе – восходимыми» 681 . Различные заботы, хлопоты и попечения являются также препятствием чистой молитве, ибо «молитва есть отложение всяких сторонних помышлений» 682 . Только далекий «от всякого пристрастия мирского является способным к тому, чтобы быть весьма ревностным и неленостным делателем совершенной молитвы» 683 . Святые Каллист и Игнатий приводят слова святого Василия Великого : «Молитва добрая та есть, которая действенно внедряет в душу помышления о Боге. Вселение Божие есть иметь в себе водруженным Бога памятованием, когда сие памятование не пресекается земными попечениями и ум не возмущается нечаянными движениями страстей. Боголюбивый, от всего отбегая, к Богу отходит» 684 . Результатом «удаления от дел житейских», по свидетельству святого Исаака Сирианина, является «всенощное и трезвенное бдение и множество поклонов» 685 . Поэтому святой Исаак и говорит, что «молитву предваряет отшельничество, т. е. уединение, отвлечение мыслей от всего стороннего, и что отшельничество нужно ради молитвы» 686 . Отрешение от суетных забот или беспопечение святые отцы часто именуют безмолвием. Святой Григорий Синаит указывает некоторых святых авторов, писавших о безмолвии, например, святой Иоанн Лествичник , святой Исаак, святой Максим, святой Филофей Синайский и прочие 687 . По святому Лествичнику, безмолвие есть «отложение помышлений о вещах и чувственных, и мысленных» 688 . Блаженный авва Фалассий предупреждает, что «невозможно уму заняться духовными предметами, если наперед не отсечет склонности к чувствам и чувственному» 689 . Он говорит, что «доброе безмолвие рождает молитву чистую» 690 . Насколько благотворно безмолвие для молящегося – показывают слова святого Исаака: «Мысли, возбуждающиеся у безмолвствующих, сами собой, без преднамеренного усилия, делают то, что оба ока льющимися из них слезами, омывающими ланиты, уподобляются купели крещения» 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Косьмой; 669 св. Тарасия в Даматрии, на пути в Иверию; 670 Attalini в Анкире в Галатии, 671 Морохарзана ( Μωροχαρζνου); 672 св. Лаврентия в Фессалии близ Магнезии; 673 Асикритский ( σηκρτις) в Пифиях, в Пафлагонии; 674 св. Леонтия в Фессалонике; 675 Нисийский; 676 Влахна в митрополии Клавдиопольской, в феме Селевкийской, или Исаврийской; 677 св. Анастасии Φαρμακολυτρας в Фессалоникийской митрополии близ Γαλιττζας; 678 Богородицы τς Φοβηνς; 679 Иеронимнон, или Вурвуру, на полуострове Кассандре близ Афона; 680 монастырек Спаса на острове Скирре; 681 св. Фоки в Трапезуйте. 682 в пользу монахов. Они в изобилии строили новые монастыри, поражавшие грандиозностью сооружений, богатством и роскошью отделки, закрепляли за ними громадные недвижимые имения, щедрой рукой раздавали им золото не только на нужды, но и на более или менее удобную жизнь. 684 Изыскивая всевозможные меры 685 к обогащению казны, Исаак обратил внимание и на монастыри, разбогатевшие за счет государства. «Он наложил руку на некоторые из монастырей, имевших большие и богатые имения, нисколько не уступавшие (ценностью) тому, что лежало в царских сокровищницах. Отняв многие из этих имуществ и оправдываясь тем, что он оставляет монастырям и монашествующим достаточно, все излишнее он причислил к царским владениям». 686 Современники Исаака неодинаково взглянули на этот поступок царя. Одним он казался беззаконием и нечестием, а благочестивыми прямо приравнивался к святотатству, но в глазах других он имел вовсе не дурные последствия: по понятиям последних, мера царя, с одной стороны, освобождала монахов от забот, не соответствовавших образу их жизни, отвращала их от стяжательности, а с другой – давала приращение и немалую поддержку истощенной казне. 687 Что касается самих монахов, то секуляризация монастырских имуществ вызвала в них сильное озлобление против царя. На защиту интересов Церкви выступил тогдашний Константинопольский патриарх Михаил Керулларий. Он сначала кроткими пастырскими увещаниями, а потом и эпитимией старался отклонить императора от его смелого предприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. Бог творец! Милостию Божией прошел я три моря. Остальное Бог знает, Бог покровитель ведает. Аминь! Во имя Господа милостивого, милосердного. Господь велик, Боже благой, Господи благой. Иисус дух Божий, мир тебе. Бог велик. Нет Бога, кроме Господа. Господь промыслитель. Хвала Господу, благодарение Богу всепобеждающему. Во имя Бога милостивого, милосердного. Он Бог, кроме которого нет Бога, знающий все тайное и явное. Он милостивый, милосердный. Он не имеет себе подобных. Нет Бога, кроме Господа. Он царь, святость, мир, хранитель, оценивающий добро и зло, всемогущий, исцеляющий, возвеличивающий, творец, создатель, изобразитель, он разрешитель грехов, каратель, разрешающий все затруднения, питающий, победоносный, всеведущий, карающий, исправляющий, сохраняющий, возвышающий, прощающий, низвергающий, всеслышащий, всевидящий, правый, справедливый, благой. В лто 6983 . Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, 679 что былъ в Ынде 4 годы, 680 а ходил, сказывает, с Васильемъ Папиным. Азъ же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми – за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. 681 Се же написано не обретох, в кое лто пошел или в кое лто пришел из Ындя, умер, а сказывают что, деи, Смоленьска не дошед, умеръ. 682 А писание то своею рукою написал, иже его рукы т тетрати привезли гости к Мамыреву Василью, 683 к дияку к великого князя на Москву. За молитву святыхъ отець наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба своего гршнаго Афонасъя Микитина сына. 684 Се написах свое гршное хожение за три моря: 1-е море Дербеньское, дориа Хвалитьскаа; 685 2-е море Индйское, доря Гундустанскаа, 686 3-е море Черное, дориа Стебольская. 687 Поидох от Спаса святаго златоверхаго 688 и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича 689 Тверскаго, и от владыкы Генадия 690 Тверскаго, и Бориса Захарьича. 691

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мстислава Владимировича Тмутараканского против касогов (1022) был направлен против З., а побежденный им в единоборстве Редедя был правителем зихов, однако также возможно, что речь здесь идет о собственно касогах-касахах. В адыгском фольклоре сохранилось предание и об этом столкновении, и о совместном с аланами удачном походе на Тмутаракань (СМОМПК. 1891. Вып. 12. С. 9). Георгий Кедрин (нач. XII в.; Cedrenus. Comp. hist. Vol. 2. P. 12) повторяет сообщение Феофана, а в др. месте (Ibid. P. 78) упоминает зихов в цитате из Продолжателя Феофана (см. выше). Его же с некоторыми добавлениями цитирует и Генесий (X в.; Genesius. 1978. II 2), помещая зихов между авасиями (абазгами?) и иверами. Свт. Евстафий , архиеп. Фессалоникийский (кон. XII в.; Eust. Thess. Comment. in Dionysium. 680//GGM. T. 2), говорит, что нек-рые называют зихами древних синдов. Также он повторяет сообщения Дионисия, добавляя, что зихи - «дичайший народ» (Ibid. 687). Визант. имп. Мануил I Комнин включал в свой титул наименование «император Зихии, Хазарии и Готии», однако неясно, стоит ли за этим политическая реальность ( Pritsak O. Zichia//ODB. Vol. 3. P. 2226; ср. включение титула «царь джиков» в титулатуру груз. царей XV в.). К кон. XI - нач. XII в. относится печать Михаила, «архонта Матрахи, Зихии и Хазарии» (или «Матрахи Зихийской и Хазарии»), однако, какой частью З. он мог владеть в это время, неизвестно ( Bãnescu . 1941; если следует читать «Матраха Зихийская», то о власти над древней территорией З. речь не идет). Отождествление архонта Михаила с рус. кн. Олегом Святославичем Тмутараканским остается предметом дискуссии ( Чхаидзе. 2007). В Типиконе монастыря св. Иоанна Предтечи упоминается «возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин τς Ζικχας» ( Papadopoulos-Kerameus. 1913. P. 62), умерший, по всей видимости, в кон. XI в.: неясно, был ли он хартуларием в З. либо, что менее вероятно, хартофилаксом Зихийской епархии или происходил оттуда. Георгий Пахимер ( Pachym é r è s. 1984. Vol. 2. P. 445) сообщает, что с ордой Ногая смешались и стали ее союзниками аланы, зихи, готы и русские; непонятно, идет ли здесь речь собственно о зихах или об их вост.

http://pravenc.ru/text/199891.html

Никакой полководец не был так дружественен царю, как ап. Павел – Богу 676 . Христос возжёг в душе ап. Павла пламя, которое объяло поверхность всей земли, достигло самого неба, как бы прошло небесный свод. Но и здесь св. апостол не остановил своего течения, будучи восхищен до третьего неба ( 2Кор. 12:2 ) 677 . Этот святой, дивный проповедник в совершенстве преподавал великие тайны богопознания 678 . Всю вселенную прошёл этот велегласнейший проповедник истины, оставив человечеству свои исполненные великой мудрости слова 679 . Гражданин небесный, хотя ещё облечённый немощным телом, столп Церкви, земной ангел, человек небесный 680 , мудрый врач душ 681 , св. ап. Павел, хотя не один был апостолом, справедливо называется апостолом по преимуществу ( κατ’ ξα ρετον) 682 . Другого Павла по благодати и чудесами уже не будет никогда 683 . Представляя ап. Павла как чрезвычайный орган благодати Св. Духа, Златоуст часто пользуется для своей цели образной речью. Св. апостол – это как бы небесная труба, поднимающая своим сигналом упавший дух людей, духовная лира, приятно услаждающая слушателей и одновременно доставляющая им великую пользу 684 , духовный рай 685 , избранный сосуд Духа Божия 686 . Небожественная душа св. апостола 687 , вдохновенная божественной благодатью, превосходила твёрдостью адамант, драгоценностью – золото 688 . Собственно боговдохновенность ап. Павла, как писателя, постоянно предполагается Златоустом и выражается им в разных формах. Иногда говорящим через ап. Павла называется Христос. В голосе апостола, по образному выражению Златоуста, присутствовал Сам Христос и всюду с ним шествовал. Как восседает Христос на небесных силах, так восседал Он и на языке ап. Павла. Подлинно достоин был принять Христа этот язык, вещавший только угодное Христу и, подобно серафимам, воспаривший на неизреченную высоту 689 . Через апостола Христос излагал великие и неизреченные тайны 690 . Именно Христос вещал в апостоле 691 , двигал душой его 692 . Апостолу принадлежал собственно голос, а мысль и учение Христу 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Одному брату, искушаемому бесами, который обычно ел в девятом часу, авва Макарий посоветовал дождаться вечера 677 . Однажды Антоний Великий , который, согласно его житию и сведениям из апофтегм, ел в девятом часу после того, как стоя совершил молитву 678 , отложил трапезу до времени после вечерней службы, чтобы испытать своего нового ученика Павла 679 . Вероятно, вечернее и утреннее псалмопение стало правилом только в конце I века, но время его совершения могло сильно варьироваться, поскольку, как мы уже сказали, некоторые монахи уже начинали новый день тогда, когда другие еще не завершили день предыдущий. Продолжительность сна тоже сильно разнилась. Ночные занятия В Фиваиде авва Пахомий научился у аввы Паламона трем различным способам проводить ночь: «Или вы молитесь с вечера до полночи и затем спите до утра, или вы спите до полуночи и молитесь до утра, или, наконец, вы молитесь немного и затем немного спите и делаете так с вечера до утра» 680 . Возможно, эти три способа имели место и у отшельников Нижнего Египта, но первый из них был предпочтительнее. Антоний Великий и многие другие часто проводили в молитве всю ночь 681 . Авва Елпидий в своей скитской пещере по ночам читал наизусть всю Псалтирь 682 . Авва Виссарион стоял без сна сорок дней 683 . По сведениям Палладия, авва Моисей, искушаемый худыми пожеланиями, оставался в своей келье и молился стоя, не смыкая очей всю ночь напролет. Чтобы не дать сну себя одолеть, он брал у старцев кувшины и неслышно наполнял их водой 684 . Авва Дорофей , учитель Палладия, никогда по своей воле не спал в назначенный час, и поэтому ему случалось засыпать во время работы или еды 685 . Авва Сармат часто постился по сорок дней подряд и говорил, что может спать тогда, когда захочет 686 . Авва Арсений обычно проводил ночь в молитве и только под утро позволял себе немного сна 687 . Он говорил, что «монаху, если он подвижник, достаточно спать всего один час» 688 . Но это, конечно, максима не для всех. Авва Херемон советовал Иоанну Кассиану довольствоваться тремя или четырьмя часами сна 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010