680 Новг. IV лет. вод 6966 г. стр. 127. Новг. III лет. стр. 241. Здесь сказано, что «архиеп. Евфимий положен бысть в монастыре на Вяжищах, в своем создании, марта в 11 день; был на владычестве 24 года». 686 Пролог 5 ноября. Русск. свят. Филар. архиеп. Черн. под 5 ч. ноября стр. 108– 120. Жит. Русск. свят. под тем же числом Мурав. стр. 4–33. Рукописн. сказание о житии святителя 18 в. в моей библиот. Автор. Слов. русск. свят. стр. 138. 687 Житие преп. Мих. Клопского напечат. в 1873 г. стр. 7 и 8; сн. Новг. III лет. под 6916 г. стр. 235. 688 Записка Волоколам. мон. под 666, л. 358, помещенная в примеч. 386 к V т. Истор. Карамз. Здесь сказано: «поведа нам сам госп. архиеп. Иона». 689 Новг. III лет. под 6928 г. стр. 237. «Поставлены две церкви древяных: в Отни пустыни Николая чудотворца и Онуфрия великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон»; но в Новг. IV лет. стр. 119 о Харитоне не упоминается, хотя в то время Отня пустынь уже называлась обителью архимандрита Харитона. По всей вероятности, архим. Харитон прибыл из Киева вместе с черниговскими боярами и кн. Свидригайлом, пришедшими в Москву весною 1408 г. 690 Новг. III лет. под 6907 г. стр. 241. В Синод. Московской библиотеке на рукописном пергаментном уставе современным почерком записано: «в лето 6966 (1458) году преставись Евфимий марта 11; того ж месяца марта возведен бысть на владычество Иона, игумен Отенский». След. арх. Евфимия 3-го сомнительного между свв. Евфимием и Ионою нет нужды допускать. Истор. Росс. иерар. ч. I стр. 183 во 2 изд. 691 Воспоминание о блаж. Ионе (изд. в 4 т. памятн. рус. литер. 27–35) говорит: «иже всиявшу пред очима нашима, добродетелей его и благодеяния все ми приимателе и свидетеле суще». 693 «По благословению преосвященного господина и осподаря архиеп. в. Новгорода и Пскова, владыки Ионы написана урядная грамота поселенцами Робичинской волости Юрьева монастыря и настоятелем Григорием». Из содержания ее видно, что пред тем был спор с монастырем. Грамота напечат. в чтен. общ. истор. 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

680 Полную библиографию работ Э.Бер-Сижель см.: Wilson S.H. Woman, Women, and the Priesthood in the Trinitarian Theology of Elisabeth Behr-Sigel. London, 2013. Р.167–182. 681 Информацию о его жизни найти не очень легко. См. некролог о. Николая Лосского//Sobornost/ECR. 2009. Vol.31.1. Р.61–63. В журнале Contacts. Vol.228 (октябрь–декабрь 2009 г.) содержится посвящение ему; помимо речей при его погребении и некрологов (Р.383–406), в этом выпуске журнала находятся «Автобиографические заметки» Клемана и краткая библиография его творений, в оставшейся части выпуска публикуются работы самого Клемана. См. также: Contacts. Vol.247 (июль–сентябрь 2014г.). 683 См.: Clément О. Corps de mort et de gloire: Petite introduction а une théopoétique de corps. Paris, 1995. 684 См.: Clément О. Dialogues avec le patriarche Athénagoras. Paris, 1969; 2-едоп. изд. 1976; ltem. La vérité vous rendra libre: Entretiens avec le patriarche oecuménique Bartholomée Ier. Paris, 1996. Обекнигипереведенынаанглийскийязык (Crestwood, NY, 2003). 687 См.: «Предисловие» Riccardi А.//Clément О. Petite boussole spirituelle pour notre temps. Paris, 2008. Р.7–23. 690 Кроме книги Элизабет, см.: Evdokimov Р. Le Christ dans la pensée russe. Paris, 1970. Р.85–89; Valliere Р. Modern Russian Theology: Bukharev, Soloviev, Bulgakov. Orthodox Theology in а New Кеу. Edinburgh, 2000. Р.19–106; также см.: Gorodetzky N. The Humiliated Christ in Modern Russian Thought. London, 1938. Р.116–126. 698 См.: Clément О. et al. La Douloureuse Joie. Bégrolles-en-Mauges, 1981. Spiritualité Orientale 14; статья Бер-Сижель здесь: Р.83–29. 700 См.: Clément О. The Spirit of Solzhenitsyn. London, 1976; фр. оригинал: Paris, 1974. В английском варианте имеется дополнительная глава. 704 См.: Sources: Les mystiques chrétiens des origines. Textes et commentaire. Paris, 1982; рус. пер.: Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви/Пер. с фр. Г.В. Вдовиной; под ред. А.И. Кырлежева. М., 1994. 710 Эта история любопытным образом напоминает происшедшее с о. Сергием Булгаковым в 1926г., когда у него случился инфаркт, почти приведший к смерти. Во «Введении» к «Лестнице Иакова» он пишет, как ему привиделось, что он идёт быстро и свободно к небесному свету; он чувствовал, что его сопровождает Ангел-Хранитель, который сказал ему: «Мы ушли слишком вперёд, и нужно вернуться... к жизни» (Bulgakov S. Jacob " s Ladder: On Angels/Пер. Т.А. Smith. MI; Cambridge, 2010. Р.19).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

733 Отчет о суде, известный как Acta Maximi, был написан одним из его учеников (см. различные варианты авторства у Devreesse R. La vie de saint Maxime et ses recensions//Analecta Bolladiana. 46, 1928. P. 5–49; и Garrigues J.M. Le martyre de saint Maxime le Confesseur Revue Thomiste. 76, 1, 1976. P. 410–452). Текст находится в PG 90. Col. 109–172; полный английский перевод: Berthold G. С. Maximus Confessor. Selected Writings. New York, 1985. P. 17–28. 734 Любопытно, что вся эта двойственность не помешала папам включить Евгения и Виталиана, как и большинство патриархов этого периода, в церковные святцы, в частности, патриархов Фому (667–669), Иоанна V (669–675), Константина (675–677), Феодора (677–679, 686–687) и Георгия (679–686). Дело в том, что поминали как святых всех, кто занимал главные кафедры, не был официально и поименно осужден как еретик и умер в единении с Церковью. 739 Получив Деяния собора, папа Лев отвечал в Константинополь, особенно отмечая Гонория, который «вместо того, чтобы дать славу своей апостольской Церкви, поучая апостольскому преданию, пытался извратить непорочную веру нечестивым предательством» (hanc apostolicam ecclesiam non apostolicae traditionis doctrina lustravit, sed profana proditione immaculam fidem subvertere conatus est). Jaffe-Wattenbach, 2118. PL 96. Col. 408В; о различных источниках, подтверждающих осуждение Го-нория, см.: Duehesne. L " Eglise. P. 473, прим. 1. 740 Mansi XL Col. 655; ср. английский перевод полного постановления в A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, XIV. P. 344–346. 741 Монофизитские авторы, например Михаил Сириянин, считают Максима великим ересиархом, а собор 680–681гг. – результатом взятки, предложенной папой Агафоном императору Константину IV (Chron. XI. LL. Ed. cit. IL P. 447–448). Читать далее Источник: История церкви и восточно-христианская мистика/Прот. Иоанн Мейендорф ; Сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе. Москва : Институт ДИ-ДИК, 2000. 578 с./Единство Империи и разделения христиан. 13-276 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

IV, 13. Первыми при устье названного залива, на южном берегу, напротив нас, обитают до самого озера Шлей даны, которых зовут ютами (Iudde) 679 . Тут и начало Гамбургской архиепископии, тянущейся по землям приморских славян на большое расстояние до реки Пене, где конец нашего диоцеза. Затем до реки Одера – земля вильцев и лютичей 680 . За Одером, как слышно, живут поморяне, а за ними раскинулась обширнейшая страна поляков, границы которой, говорят, смыкаются с королевством Руси (Ruzzia). Это – последняя и самая большая область винулов, которая и полагает предел упомянутого залива 681 . IV, 14. Если же вернуться к устью Балтийского моря, то с севера сначала будут норвежцы (Nortmanni), потом выдается [в море] датская земля Сконе (Sconia) 682 , за нею – пространные пределы готов до самой Бирки 683 . Затем на большом пространстве правят свеи (Sueones) вплоть до земли женщин 684 , за которой, по слухам, обитают виссы (Wizzi) 685 , мирры (Mirri) 686 , ламы (Lami) 687 , скуты (Scuti) 688 и турки (Turci) 689 до самой Руси (Ruzzia), где снова конец этому заливу. Итак, берега этого моря с юга находятся во власти славян, а с севера – шведов (Suedi). IV, 15. Знающие [те] края утверждают даже, что кое-кто от Швеции (Sueonia) добирался по суше до Греции 690 . Однако находящиеся между ними варварские народы служат помехой этому пути, так что [предпочитают] пытать счастье на кораблях. IV, 16. [Перечисление островов Балтийского «залива»; первые шесть: Вендель, Морс, Тюланн, Самсё, Фюн, Зеландия.] Восьмым 691 считают тот, который ближе всех к Сконе и Готии и зовется Хольм, самая славная гавань Дании и надежная стоянка для кораблей, направляющихся по обычаю к варварам и в Грецию 692 . [Еще семь датских островов, поменьше: Мён, Имбра, Фальстер, Лолланн, Лангеланн и другие.] В глубине [моря] есть и другие, подчиняющиеся власти шведов (Sueones), наибольшим из которых является тот, что зовется Курланд (Churland) 693 , имеющий восемь дней пути 694 . Все избегают [тамошнего] народа, исключительно свирепого вследствие безудержного идолопоклонства. Там множество золота, прекрасные кони; волхвы, гадатели и некроманты там в каждом доме, а одеты они в монашеские одежды 695 . За оракулами к ним обращаются со всего света, в особенности же испанцы (Hispani) и греки 696 . Думаю, что именно этот остров, ныне платящий дань шведам, упоминается в Житии святого Ансгария под именем Кори (Chori) 697 . Теперь стараниями некоего купца, подвигнутого на то многими дарами датского короля 698 , там построена одна церковь . Сам король, радуясь о Господе, поведал мне об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Nor is such private instruction intrinsically unlikely historically. Rabbis passed on different kinds of teachings in different settings; for instance, esoteric teachings might be circulated only privately among their disciples for fear of being misunderstood. 676 It could also be pointed out that the same rhythmic patterns stand behind the Jesus of both John and the Synoptics, 677 that some speech patterns such as «Amen, I say to you,» 678 occur in both (though doubled in John), 679 probably implying a special authority in both, 680 and that Jesus occasionally speaks in so-called «Johannine idiom» even in the Synoptics (e.g., Mark 10:37 ; Matt. 11:27). 681 Further, the geographical differences between the Synoptics and John mentioned above could account for linguistic differences as wel1. Although sages often practiced Hebrew among themselves (so the Mishnah and many Qumran scrolls), colloquial proverbs and burial inscriptions suggest that the Galilean peasants and artisans Jesus usually addresses in the Gospels spoke Aramaic more often than other languages. Aramaic was the lingua franca of the East before the advance of Hellenism in the second century B.C.E. (and among the less hellenized long after). 682 Most scholars hold that Jesus used mainly Aramaic when he conducted his ministry in the rural parts of Galilee. 683 But at times he probably taught in Greek, the regional trade language and language of the urban centers. He lived in a multilingual society, 684 even if most people were not equally proficient in both Greek and Aramaic. 685 More than likely, he spoke some Greek in urban Jerusalem; most Palestinian Jews were bilingual, 686 and at least the upper classes in the urban areas seem to have used Greek more. 687 (Some have argued for a widespread use of spoken Hebrew in Jesus» Jerusalem, 688 which might make most sense in Jesus» debates with teachers of the law; 689 but this has so far commanded limited support.) Thus the Synoptists could record mainly translation Greek from Jesus» Aramaic words in Galilee, whereas John " s Greek in Jerusalem could be more authentic Greek.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Апостолов. – И этот пример нимало не оправдывает ваших крестителей. Ибо в том же правиле ясно сказано: «Диакону несть достойно крестити кого» 678 . А касательно Филиппа, крестившего скопца, и Анании, который крестил Апостола Павла, в том самом правиле сказано: «аще Филипп скопца крести, в Анания Павла, но не сама себе восхитиста святительского чина, но от Бога прияста власть, от несочетанного (ни с кем несравнимого) Архиерея» 679 . В самом деле Филипп, как говорит св. Дееписатель, получил повеление на крещение скопца сперва от Ангела, потом от Духа Божия 680 ; а Анания от Самого Господа 681 . И так означенные Апостолы крестили как люди, Самим Господом употребленные для крещения, – крестили, действуя по повелению Господа, а не против Его повеления, ни против порядка, установленного Господом в Своей Церкви. 4. Ваши наставники оправдывают важность своего крещения разными примерами святых мучеников и других неосвященных мужей в древнейшей Церкви, именно примерами св. мучеников Созонта 682 , Феофана 683 , Диодора и Дидима 684 , Приска 685 и проч. и проч. Но все эти и многие другие примеры совершились в древнейшей Церкви, именно во время непрестанных гонений, и следовательно несомненно по крайней нужде, дозволяющей совершать крещение и не Священнику. Но когда св. Церковь не имела означенной нужды, тогда везде поступаемо было по правилу. Так, в 5 веке, когда св. Епифаний, Епископ Кипрский, быв еще Евреем, просил преподобного Лукиана окрестить себя с своею сестрою; то преподобный, как мы уже видели, будучи простым монахом, сказал: «Подобает о сем возвестити Епископу, ибо без него не возможно есть сему совершитися таинству. Иду убо к нему, и проч.» 686 . 5. Ваши наставники защищают важность своего крещения дерзким и почти непрестанным повторением слов, напечатанных в Прологе в слове о Феодоре Жидовине, егоже больна суща простые христиане, за неимением воды, крестиша на пути в Сирийской пустыне песком. Именно они говорят: «Где убо суть глаголющии: простцем уже нам при напасти не мощно крестити, не сущу ту Иерею?» 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В 1722-м году идет Боровицкая известь 675 . На самых первых порах строительных работ понадобилась «для буту» «кирпичная щебень», которую и отпускали с «новых кирпичных заводов» 676 . Печи – «образцы», то есть изразцы, – по 132 образца на печь, – отпускаемы были с гончарного двора 677 . Потом стали изготовлять кирпичные материалы своими силами и средствами. Первые кирпичные заводы заложены при самом начале постройки Монастыря, в 1713-м году 678 . В мае 1713-го года на них строилась работницкая изба, для прибывших из Борович 30-и человек. Это число кирпичников дополнено было другими, прибывшими из Старорусских вотчин. Плата кирпичникам была по 3–5 рублей. Кирпичники работали с 12-го мая по 22-е августа 679 . Первые кирпичные заводы были на Черной речке 680 . Потом были построены новые заводы за Невой 681 . Вскоре хозяйственная заготовка кирпича признана была невыгодною и кирпичные заводы стали сдавать подрядчикам, которые и обязаны были поставить определенное количество кирпича. В 1715-м году кирпичным подрядчиком был Василий Мартынов 682 . В 1716-м году обжигальщик Василий Мартынов, поставил миллион сырого кирпича, из коего обжег 300 тысяч 683 . В 1716-м году кирпич на монастырских заводах делал подрядчик Василий Нечаев 684 . Осенью 1716-го года поставка кирпича для Монастыря сдана была «кирпичному обжигальщику», С.-Петербургскому жителю Тимофею Петрову Смирнову или Смирному, который по сравнению со своим предшественником «учинил в Монастырь немалую уступку» 685 . Он обязался приготовлять на монастырских заводах в течение 4-х лет по миллиону кирпича в год. На заводах было 4 обжигальных печи и 6 пятидесятисаженных сараев. Кирпич выделывался Русский – красный, желтый и белый, но подрядчик обязан был, в случае требования, выделывать и «наливной Голландский кирпич по образцу светлейшего». Цена была по 2–2,20 рубля за тысячу. Русский кирпич шел по 2 рубля за тысячу, Голландский по 2 рубля 1 алтын 4 деньги. Меншиков, по приказу которого Монастырь, и дополнение к своим запасам, заказал сделать Смирнову кирпич, приказал сделать Голландский кирпич, и в виду того, что он был дороже, Рубцов спрашивал архимандрита Феодосия, бывшего заграницей, какой именно делать кирпич. Архимандрит Феодосий ответил: «как изволить светлейший князь, Русский или Галанский, токмо дабы в строению фундаментальному и великому был годен; а мне видится – Русской против прежнего образца будет лучше и в строении споряя, понеже величиною Галанского больше, а цена Галанскому больше Русского» 686 . Подрядчик выполнил заказ и поставил кирпича даже несколько более 4-х миллионов. За 1717–1720-й годы было принято от Смирнова Монастырем красного кирпича 1.151.145, желтого 844.340, белого 840.490, остальная цифра приходилась на сырой, половик и «всякий» 687 . Лучший жженый кирпич выделывался «на железный манир» 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 670 30-м слове своем о святых и о пречистей Богородица пишед: «такоже и преставление твое предивное, выше 671 естества человеческа; вси бо праведнии, патриарси, пророцы, апостоли ж, и мученицы и преподобнии от житиа сего преставишас душами точию жизни вечние и благих Божиих 672 наслаждаются, совершенства ждуще по втором пришествии. Ты ж едина по благодати Сына своего и преж 673 второго пришествиа воскресла еси, в теле своем прославленом уже живеши живот божествен, одесную стоящи Сына своего и Бога в ризах позлащеннах, якоже писано есть» 674 . В 73-м своем 675 слове в супротивной главе в 7 противу Самойла евреина пишет: «не точию Мафусалу и Моисея, но вся вкупе, яже от века исхитил из руки адовы, извел их ис тмы и сени 676 смертныя и ввел их в древний божественный рай, и ныне суть со царем и Спасом своим на небесех 677 в раю (л. 32 об.) возведени по реченному: идеже будет, труп, ту соберутся и орли», и прочаа 678 . Еще и секира обоюдуостра на еретики приводит 679 Софрония святейшаго патриарха Иеросалимского, иже, Духом святым просвещен, писал многостройное 680 послание учителево вкупе и обличително к Фефилу 681 царю греческому иконоборцу бывшу. В 66 слове на армейское зловерие ответа християном противу агарян, хотящим оставляти жены своя без вины законние и ити ж во иноческое житие: «привязал ли ся еси 682 жене, не ищи разрешениа; честна бо женитва и ложе несквернено» 683 . В слове же 50-м 684 сказание триех неких взысканий 685 нужных 686 всякому рачителю книжному и ростолковал некаа речения неудоб разумеваемых в божественом писании сладко велми и слагателно изъяснил. В слове 53-м поучително, вкупе же и обличително прелести звездочетней на острономов и на их алманахи сказует, что учение то (л. 33) астрономское басни изообретены 687 в Персиде волхвом персидским именем 688 Зоростроитаном, а от Зоростроитана от Персиды взяли египтеня, и аравляне, и еллини, и римляне, и германове, сииречь немцы прегордии и утешително живущим в скорбех. А в 689 24 слове 55-м о той же прелести астрономской и о фуртуне блазнении и на Николая немчина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В XVIII столетии подначальство сохраняет вполне те черты, с какими оно являлось в XVII в. Белое духовенство посылалось в монастыри иногда на определенный срок, на полгода, на год, или неопределенно до указа, «донележе в чувствие придет», или: «донележе от пьянства престанет и покажет воздержное житие». Подначальный священнослужитель обязывался иногда служить в монастырской церкви, но большею частию подвергался лишению всякого права священнослужения 679 ; некоторым, при запрещении священнослужения, дозволялось участие в богослужебных действиях, как-то: чтение и пение, а другим назначалось исполнение при богослужении определенного числа земных поклонов; иные посылались в монастырь в черную работу, как-то: рубить дрова, носить воду, сеять муку 680 . Работы нередко производились в цепях 681 . Мера «смирения» не определена была законными пределами и в большинстве случаев зависела от степени нравственно-религиозного возмущения, какое производил в душе начальствующего лица тот или другой поступок подчиненного: стало быть, как характерно замечает г. Знаменский, здесь была душа мера 682 . Грубость «смирения» по-прежнему могла в значительной степени зависеть и от личности монастырских властей, под контролем которых наказание должно было приводиться в исполнение 683 . С конца XVIII и особенно с начала XIX столетия монастырь, как место прохождения подначальства, стал нередко заменяться архиерейским домом. Положение содержимых здесь лиц было не менее тяжко и унизительно, чем и в монастырях 684 . Превращаясь в «смирение» и тем самым сближаясь с телесными наказаниями в техническом смысле, монастырское подначальство, кроме того, переходило в истории весьма нередко в лишение свободы, не поставленное в какое-либо соотношение с исправительными целями 685 . 4) Временное запрещение. Церковь русская, конечно, с самых первых времен своего существования, приняла это наказание в свою практику, как наиболее соответствующее особому положению духовных лиц в составе Церкви. Свидетельства о применении этого наказания встречаем в летописях 686 , в памятниках древнейшего церковного законодательства 687 , в постановлениях соборов русской поместной Церкви 688 , в грамотах русских митрополитов и патриархов 689 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В дарованной Богом личной динамичности человек «призван к творчеству, и, прежде всего, к творчеству или созиданию самого себя» 679 . И подлинное мышление, истинное богословие в духе отцов также «требует творчества, а не просто имитации» 680 . Свободное творчество человека выводит его за пределы природного мира, но оно может быть понято и усвоено лишь при признании «сходства личности человека с Личностью Бога» 681 . Свобода личности для о. Г. Флоровского взаимосвязана с ее «творческим началом» 682 . «Реален в своей свободе и свободен в своей реальности процесс тварного становления» 683 , и одновременно «человеческая свобода основана… на факте тварности человека» 684 . «Личность есть, прежде всего, свободный субъект, субъект самоопределения, творческий центр сил. В этом заключается первая и принципиальная черта, которая отличает личность от организма» 685 . Подвиг аскезы, существование личности для других и этическое напряжение выбора Прот. Флоровский подчеркивает, что «самоотречение расширяет нашу личность», «в самоотречении мы… объемлем многих своим собственным ‘я’. В этом и заключается подобие Божественному Единству Святой Троицы». Личность проходит становление «в созидающем и героическом подвиге» 686 аскезы «в меру возраста Христова» ( Еф. 4:13 )» 687 . «Следствием самоотречения является преодоление личной ограниченности и обособленности», существование для других, достижение «смирения», которое «уже есть свобода» 688 . «Без личного напряжения и собирания нельзя и “согласиться” в соборной молитве» 689 . Свобода вне аскезы, вне личного усилия есть ложная, «“пустая свобода”, которая делает личность рабом страсти или идеи. Антиномия человеческой свободы разрешается только в любви» 690 . Из свободы вытекает для о. Г. Флоровского «этическое напряжение» выбора. Живая индивидуальность личности «обречена на этический выбор» 691 . Свобода включает в себя «не только возможность, но и необходимость выбора, самодеятельную решимость и решительность избрания» 692 . Потому возможен, собственно, «личный грех» 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010