IV Толедский собор (633 г.) выработал четкий регламент проведения общегосударственных соборов (кан. 4). Согласно этим нормам, заседания должны были начинаться через час после восхода солнца. Первыми в храм входили епископы, рассаживавшиеся по кругу, вокруг алтаря; за ними – пресвитеры, далее – дьяконы, которым сидячие места не полагались; затем наступала очередь короля и светских магнатов. Последними входили писцы, в задачу которых входили запись и оформление текста постановлений. В первые три дня следовало обсуждать лишь чисто церковные дела (тогда заседания происходили в отсутствие мирян), далее – все остальные. Впрочем, они также имели самое непосредственное отношение к церковной жизни. В частности, это касалось норм, определявших статус светской власти – самого короля, его жены, детей, приближенных. Особое значение в этой сфере имел 75-й канон 88 IV Толедского собора, проходившего под председательством знаменитого Исидора Севильского (ок.570–636). Принципы, намеченные 75-м каноном, получили развитие в постановлениях V, VI, VIII, XII, XIII, XV и XVI Толедских соборов и способствовали утверждению представления о священном и неприкосновенном характере королевской власти. 89 Отдельно следует выделить группу постановлений толедских соборов, определивших особые статус и права королевы и членов королевской семьи, a также приближенным правителя, не имевшие прецедентов ни в римской, ни в раннесредневековой правовой практике. 90 Наконец, именно в Толедском королевстве начиная с 672 г. стало практиковаться помазание на царство по образцу ветхозаветных царей Саула, Давида, Соломона и др.: мы хорошо знаем, в частности, о помазании королей Вамбы (672–680) и его преемника Эрвигия (680–687) 91 В условиях прогрессирующего кризиса римских учреждений Церковь была вынуждена взять на себя широкий круг изначально несвойственных (или лишь в малой степени свойственных) ей функций. Пастырские обязанности епископов по заботе о пастве на определенном уровне перерастали в обязанность брать на себя властные полномочия, необходимые для исполнения этих обязанностей. В итоге к началу VIII в. в руках епископов оказалась вся власть в городе, в том числе административная и судебная. Кроме того, значимыми новациями на протяжении VII b. стали складывание общеиспанской церковной иерархии во главе с митрополитом Толедо, статус которого постоянно возрастал, а также рост численности и влияния монашества. К середине VII b. вокруг Толедо возникла целая сеть монастырей – Агали (крупный центр образования), св. Феликса-в-предместье, св. Креста, св. Евлалии, св. Леокадии, св. Михаила, свв. Космы и Дамиана. На рост влияния монашества указывает и рост числа епископов, выдвинутых из среды монашествующих, хотя они еще и не составляли явного большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

pop. II, 672 sqq; есть русский перевод, Спб., 1860. Смерть Асеня Дюканж (в Familiae Byzantinae, ed. Paris, p. 319) относит к 1189 г.; но мы предпочитаем следовать Стриттеру (Memor. р. II, 448), потому что Никита Хониат прямо говорят о Петре (убитом или в 1195 или 1196 г.), что он правил после смерти Асеня весьма недолго (Memor. pop. II, 693, § 240), – а Георгий Акрополит о самом Асене, что он правил девять лет (11859 ­­ 1194, ibid. 690 fin.). Что касается до владений болгар при Петре и Асене, то из Мизии во Фракию они не переступали за Балканы, Memor. pop. II, 680, 682, 684, и в первой из них, как мы сказали, София, Варна и Анхиал (и должно быть Месембрия) оставались еще во власти греков, ibid. 680, 681, 683, 685, 704; на восток в северной Македонии бонтары владели но р. Стримон, ibid. 688 fin., на юг по города Струмнцу, Просек, Прилеп и Пел агонию, которые все еще оставались за греками, ibid. 693, 696, 703, также 687 и 689. Кем именно – Петром ли и Асенем, или их преемником Калияном была завоевана у греков подунайская Сербия, положительно неизвестно, но по всей вероятности первыми, а не последним. Никита Хониан говорит об Асене, что, не довольствуясь собственной Мизией, он старался возвратить от греков все владения первого болгарского царства (Memor. pop. II, 677 нач.); но между этими владениями он прежде всего должен был позаботиться о сербском подунавьи, потому что иначе, оставаясь в сем последнем, греки могли бы действовать против него с двух сторон. Иоанном Калуяном называет сего государя патр. Евфимий в житии Филофей терновской (Троицк. Лаврск. ркп. 676, л. 763 об.), просто Иоанном византийские летописцы, Joannimins’oм папа Иннокентий III в первом к нему послании (у Миня в Патрол. т. 214, стр. 825), Иваницей – Виллегардуин (см. у Дюканжа в Familiae Byzant., ed. Paris., p. 319); сам себя в посланиях к папе Иннокентию он называет Calojonnes. Выписки из говорящих о нем византийцев Никиты Хониата и Георгия Акрополита в Memor. pop. II, 693 sqq. О границах и могуществе Болгарии под конец его правления ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Константинопольский патриарх стоял на недостижимой для других восточных патриархов высоте. Ему принадлежало фактически единоличное право утверждать церковные каноны , и хотя формально он обязан был осуществлять эту деятельность совокупно с остальными архипастырями и иными органами церковной власти, но на самом деле последние выступали послушными орудиями его воли. Вне всякого сомнения, роль остальных восточных патриархов, практически постоянно проживающих при своем Константинопольском собрате, была лишь пассивно-подчиненной. Как далеко простиралось влияние Константинопольского архипастыря на другие патриархаты, можно оценить хотя бы по тому, что архиереи «царственного града» по своей инициативе и сами назначали иерархов на патриаршие кафедры. Уже в 572 г. Константинопольский патриарх св. Иоанн Постник поставил Александрийским архиереем Uoahha IV (569–579), несмотря на сопротивление Антиохийского патриарха Анастасия I (559–570 и 593–598). За это Постник в 586 г. отстранил его с престола и назначил патриархом Сирии Григория (570–593). В 692 г. столичный патриарх Георгий освободил от Антиохийской кафедры Макария (653–680), подготовив решение VI Вселенского Собора, а назначил на вдовствующую кафедру Феофана (680–687). Но это были еще только отдельные опыты. А после возвращения Антиохии в состав Византии, с 970 г., столичные архиереи взяли за правило назначать на эту кафедру патриархов. Равным образом и Иерусалимские патриархи назначались в Константинополе, особенно после того, как город был захвачен крестоносцами 264 . Несколько позднее, уже в XII веке, Анна Комнин опровергала притязания Римского епископа ссылками на полномочия Константинопольского патриарха. «И это сделал первосвященник, – писала она по одному поводу, – и это сделал глава Вселенной, как его называют и каким его считают латиняне (это еще одно проявление их наглости)! Ведь когда императорская власть, синклит и все управление оттуда перешли к нам, в наш царственный город, то вместе с ними перешла к нам и высшая епископская власть. Императоры с самого начала предоставили эти привилегии Константинопольскому престолу, а Халкидонский Собор установил первенство и Константинопольского епископа и подчинил ему все диоцезы всего мира» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преп. Анастасий в Οδηγς, XV, PG.89, 257А, упоминает о шестом пасхальном послании феодосианского патриарха в Александрии Иоанна. Это, конечно, не какой-либо павлитский епископ (предполагаемый антипапа монофис. патриарху Вениамину янв. 626–665 г.]) из эпохи до нашествия арабов, 636–641г., как думает A. v. Gutschmid, Kleine Schriften (Verzeichniss der Patriarchea von Alexandrien), B. II (Leipzig 1890), S.497–498, [- относить пребывание Анастасия Синаита в Александрии к эпохе до 641 г. на основании упоминания у него об августалии (Οδηγς, X, 185C-D) нет теперь нужды, когда известно, что августалии существовали в Александрии и при халифах (A. Buttler, The Arab Conquest of Egypt. Oxford 1902, p.549. Amélineau. Histoire du Patriarche Copte Isaac, p.73) -], a известный монофиситский патриарх Александрии Иоанн III (Саманудский). Хронологию его можно бесспорно установить в связи с хронологией ближайших патриархов, пользуясь точными показаниями Ибн–Рахиба (Petrus ibn Rahib, Chronicon Orientale в Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Arabicш, ser. III, t. I, versio [L. Cheikho], Paris, 1903), опирающегося на более древнего Севира ибну–льМукаффа. Даты ибн–Рахиба могут быть проверяемы по приводимым им (вычисленным) дням седьмицы. Иоанн III † 1 хойяк (Ибн–Рахиб, pag. 130:«сумма: 6181 г. 91 д.«по александрийской эре и египетскому календарю) в субботу (по варианту Ибн–Рахиба у Bummler, р.551), т. е. 27 ноября 689 г. Он правил 8 л. 55 дн.; значит, начало его правления (с включением предшествующей вакансии) или, вернее, смерть его предшественника Агафона, [второго патриарха под арабским владычеством], относится к 3 октября 681 г. (приблизительно те же даты у Gutschmid II 499–501: 13 окт. 680 г. — 2 мая 689 г.; Buttler, р.552: окт. 680 г. — 27 ноября 689 г.). Хронология Иоанна подтверждается точными датами, известными для его преемника Исаака. Последний, после некоторых разногласий и споров, о которых говорится в его житии, по утверждении арабским наместником, был посвящен в патриархи 8 хойяк в воскресенье (Amélineau, op. cit, р.50; Витт1ег, р.548–549), т. е. 4 декабря 690 г. Скончался он 9 афир (Amélineau; Ибн–Рахиб) во вторник, т. е. 5 ноября 692 г. (так Gutschmid; Buttler: 693 г.). Ибн–Рахиб (р.131) исчисляет время его правления (очевидно, включая по своему обычаю и вакансию) в 2 г. 336 д., что приводит к тому же результату, если считать от смерти Иоанна. Итак, для Иоанна можно, думается, считать бесспорной следующую дату: 3 окт. (†Агафона) 681 — 27 ноября 689 г. Первое пасхальное послание этого патриарха относится к 682 г.; шестое — к 687 г. Это — terminus a quo для Путеводителя Анастасия Синаита. 934

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

141 . Что есть свиток, данный пророку Иезекиилю, на котором было написано: плач, и песнь, и горе ( Иез. 2, 9–10 680 )? И отчего в устах его стало сладко? 681 Свиток есть слово Божие. На нем написано: плач, то есть устрашение карами; песнь, то есть обещания благ; горе же, поскольку те, кто не вразумляются ни страхом наказаний, ни обещанной наградой, – те непременно воспримут горе вечной кары. То же, что в устах пророка стало сладко, означает следующее: кто постоянно печется о вышесказанном и размышляет о том, что грозит и что обещано, тот услаждается надеждой. 142 . По какой причине Дух сошел через десять дней после Вознесения? 682 Некоторые из умудренных в Божественных [речениях] говорят, что, поскольку ангельские силы, согласно Дионисию Ареопагиту , составляют девять чинов, 683 то Господь, восходя по человечеству – ибо по Божеству Он и так все [Собою] исполняет, 684 – уделил каждому чину один день, от низшего чина до высшего, ибо и они нуждались в том, чтобы Господь посетил их; ведь в Нем, по словам Апостола, возглавлено не только земное, но и небесное. 685 А после этого Он явился Богу и Отцу, и тогда сошел Дух. 686 Однако можно рассмотреть этот вопрос и с иной точки зрения: Слово Божие сокрыто в Его десяти заповедях, оно воплощается в нас, нисходя к нам через наши дела, 687 а затем возводит нас, возвышая через ведение, 688 пока мы не достигнем наивысшей из заповедей, которая гласит: Господь Бог твой, Господь един есть ( Втор. 6, 4 ). Ведь, когда наш ум, освободившись от всего, или, вернее, все оставив, достигнет Бога, 689 – тогда он воспринимает огненные языки, становясь Богом по благодати. 690 143 . Что же означает сказанное Лукой в Деянииях о Павле, что поспешил, если можно чтоб ему быть в день Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян. 20, 16 ), и оказывается совершающим коленопреклонения, 691 что канонами запрещено. 692 Он говорит не о самой Пятидесятнице, в которую сошел Святой Дух, но поскольку о пятидесяти днях [от Пасхи до пятидесятницы] говорится – день пятидесятницы, поспешил Павел после Пасхи первый день провести в Иерусалиме, откуда видно, что во время поста преклонял [в молитве] колени. 693

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

18 правила Никейского собора, по-видимому, вытекает, что диаконы в то время наклонны были заявлять притязания на служение и почести пресвитеров. 641 Что этот взгляд принят был от гражданских разделений империи, явствует из того обстоятельства, что Кесария, a не Иерусалим, была церковной митрополией Палестины. 643 Вообще признавалось, что епископство было единым, что каждому епископу было поручено попечение обо всей церкви, хотя, ради удобства, каждый был отдельно поставляем над отдельной частью церкви. В обязанности каждого епископа, поэтому, было поддерживать веру, где только она подвергалась нападению, так что, когда известный епископ, заблуждался, его собратья имели право вмешаться. В пример этого можно привести действия Киприана в деле Маркиана, епископа Арелатского, и в деле двух испанских епископов. Epp. 67. 68. 656 Иустин-мученик упоминает o приготовлении молитвой и постом (Apol. 1:67), и отсюда, по-видимому, возникло более продолжительное и более систематическое воспитание. 680 Беседы Оригена , представляющие собой древнейшее сочинение этого рода, говорились экспромтом, и только не раньше шестидесятилетнего возраста он позволил записать их стенографам (скорописцам) (Euseb. 6:36). 687 Missa cathechumenorum. Слово missa (=missio) указывает на отпущение различных классов при различных частях богослужения. 690 Tert. ad Uxor, 2:5. Обычай брать евхаристический хлеб от священника, без потребления его в церкви, впоследствии был осужден. Conc. Caesaraug 1, 380 г. c. 3; Conc. Tolet. 1, 400 г. c. 14. 698 Iren. Ap. Euseb. 5:24. Tert. De Orat. 18. О Великом Посте см. Socrat 5:22; Sozom. 7:19; Suicer под словом хххх. 702 Языческие греки употребляли слово хххх, для обозначения празднования годовщины в честь мертвых. См. Herod. 4:29. 703 О св. Григории Чудотворце рассказывается, что он ввел воспоминание мучеников в своей церкви с целью вознаградить своих обращенцев за лишение языческих празднеств. Greg. Nisc. Vita S. Greg. Taumath. (Opera 2:1007). 708 Эти четыре класса были следующие: 1) flentes, плачущие, 2) audientes, слушающие, 3) genuflectentes или substrati, то есть, коленопреклоненные, и 4) consistentes, то есть, стоящие вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Spence School – частная школа в Нью-Йорке, в которой работала У.С.Шмеман. 661 1 " племенной ритуал " (фр.). 662 2 Из " Поэмы без героя " А. Ахматовой. 663 1 Из стихотворения А.Фета " А.Л.Бржеской " ( " Далекий друг, пойми мои рыданья… " ): " Не жизни жаль с томительным дыханьем,/Что жизнь и смерть? А жаль того огня,/Что просиял над целым мирозданьем,/И в ночь идет, и плачет, уходя " . 664 2 Из стихотворения Е.Баратынского " Разуверение " ( " Не искушай меня без нужды… " ). 665 3 Из стихотворения В.Ходасевича " Психея! Бедная моя! " 666 1 радость жизни (фр.). 667 2 Дочь – Маша Ткачук – и внучка. 668 1 паспортное бюро (англ.). 669 2 Епископальный собор св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке. 670 3 (Clerical) collar (англ.) – пасторский воротник (белый, с застёжкой сзади). 671 1 муниципалитетом (англ.). 672 2 военно-морской академии (англ.). 673 1 челночный авиарейс (англ.). 674 2 и переполняющий сердце (фр.). 675 3 территории колледжа 676 4 дети (англ.). 677 1 трансцендентальная медитация [аутотренинг, предположительно содействующий душевному покою и творческому настроению] (англ.). 678 2 коммуны (англ.). 679 3 докторскими степенями (англ.). 680 4 деятелям в области образования, просвещения (англ.). 681 Монтерлана " Напрасное служение " (фр.). 682 6 Критический подход (англ.). 683 1 Похвала Пресвятой Богородице – служба в пятую пятницу Великого Поста (праздник в честь чудотворной иконы Дионисиевского монастыря на г. Афон). 684 2 " огняь " (фр.). 685 3 " слез радости " (фр.). 686 4 Слова доктора Панглоса в повести Вольтера " Кандид " . 687 5 теща (фр.). 688 6 Из стихотворения Ф.Тютчева " Умом Россию не понять " . 689 1 Ин.20:29. 690 2 Ин.7:46. 691 1 воинствующая литература (фр.). 692 2 " Страсти по Матфею " . 693 3 Флп.4:4. 694 1 Комиссия по православному образованию. 695 1 возрождения (англ.). 696 1 Мф.26:56; Мк.14:50. 697 2 Мф.27:54; Мк.15:39. 698 3 Пролегомены, предварительные рассуждения; введение в изучение (чего-л.). 699 4 1Ин.5:21. 700 1 Gallimard – книжный магазин. 701

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

20 Великий Софийский Собор, 2 (Rally-Potly T. II. P. 707 и дал.) 21 Прп. Феодор Студит. Послание 145. 22 Прп. Неофит Затворник. Книга поучений 2, 41:68–71. 23 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история 14, 52:35–44. 24 Свт. Василий Великий. Послание 199, 19:1–8 «Обетов мужей не знаем иных, как разве которые причислили себя к лику монашествующих, которые молчанием показуют, яко приемлют безбрачие. Но и для сих приличным быти мню предварительно, да вопрошаются и да приемлется от них ясный обет (девства) ( ρωτσθαι ατος κα λαμβνεσθαι τνπαρ’ ατν μολογαν ναργ). И аще совратятся к плотоугодному и сладострастному житию, да подпадут епитимии, положенной для любодействующих». 25 Свт. Василий Великий. Послание 217, 60:1–5 (Текст цит. по: Правила [Т. 3]. М., 1876. C. 330–331). 26 ACO Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 161:13–14 (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 680–687). 27 «Давшие обет девства и нарушившие обет, да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, аки с братиями, мы сие возбранили». 28 Rally-Potly II. P. 256–258. 29 Трулльский Собор 44 (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1615–1619). 30 Ср. правила 202, 203, 216 свт. Никифора Константинопольского . 31 Rally-Potly IV. P. 218. Такое же отношение у последующих византийских моралистов и канонистов. Ср. у Пс.-Златоуста: «Если соблудит монах великосхимник, да получит епитимию прелюбодея, а малосхимный монах, если согрешит против свободного лица, принимает епитимию блудника». Свт. Иоанн Златоуст . Епитимии 73 [Sp.]. 3838.) (ср. у Никона Черногорца. Типикон. 3. P. 82:19–21). 32 Rally-Potly II. P. 258. 33 См.: Cod. Theodosianus Tit. IX, xxv, 2 и др. 34 Conciliorum Oecumenicorum Decreta:795–813. 35 VII Вселенский Собор, 20: «Определяем не быть отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Аще же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовать: то мужам входить в мужской монастырь, а женам входить в женский монастырь; ибо сим благоугождается Бог.…» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:854–886).

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

2:9 [ 679 ]), Господи». О значении этой молитвы и ектении находим у одного из лучших толкователей нашей Литургии, Николая Кавасилы, такие мысли: «Благодать действует в честных Дарах двояким образом: во-первых, тем, что Дары освящаются, а во-вторых, тем, что благодать через них нас освящает. Поэтому действию благодати в Святых Дарах никакое человеческое зло не может воспрепятствовать, т. к. освящение их не есть действие человеческой добродетели. Второе же действие есть дело нашего старания, и поэтому ему может помешать наше нерадение. Благодать освящает нас через Дары, если находит нас достойными освящения; если же она нас находит неприготовленными, то она нам никакой пользы не приносит, a причиняет нам больший вред». [ 680 ] Таким образом, если Литургия совершается рукой и недостойного иерея, личные его грехи не препятствуют благодати совершать Таинство, но ему самому это Таинство служит в суд и осуждение. Последнее прошение этой ектении тоже несколько изменено по сравнению с обычной просительной ектенией: «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Единство веры было уже верующими доказано в исповедании Никейского Символа после слов «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Став таким образом достойными совершенного и божественного усыновления, мы и обращаемся к Богу с той молитвой, в которой мы исповедуем свое сыновство. Для этого священник просит Бога удостоить нас «со дерзновением (Евр. 4:16 [ 681 ]), неосужденно смети призывати» (1 Пет. 1:17 [ 682 ]) Отца Небесного. В Молитве Господней, произносимой верующими неоднократно на наших службах Богу, a здесь с особенным настроением, дерзновением и торжественностью, «насущный Хлеб» приобретает особое, чисто евхаристическое значение. После возгласа «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…» священник преподает народу мир и после возгласа диакона «главы ваша Господеви приклоните» читает молитву: Литургия Святого Иоанна Златоустого: «Благодарим Тя, Царю невидимый (1 Тим. 1:17 [ 683 ]), Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие (Прем. 1:14 [ 684 ]) вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри (Пс. 79:15 [ 685 ]) на подклоньшыя Тебе главы своя: не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое (Рим. 8:28 [ 686 ]) изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующым спутешествуй, недугующыя исцели, Врачу душ и телес». Литургия Святого Василия Великого: «Владыко Господи, Отче щедрот и Боже всякаго утешения (2 Кор. 1:3 [ 687 ]), приклоньшыя Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякаго дела лукава (2 Тим. 4:18 [ 688 ]) отстави, всякому же делу благому (Кол. 1:10 [ 689 ]) сочетай, и сподоби неосужденно причаститися пречистых сих и животворящих Твоих Таин, во оставление грехов (Мф. 26:28 [ 690 ]), в Духа Святаго причастие (2 Кор. 13:13 [ 691 ])».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

4 .     Св. великомученицы Варвары. A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской библиотеки указывает канон Иосифа с таким началом: ν ορανο, 680 а по другой рукописи Крипто-Ферратского монастыря A. Rocchi канон с этим же почти началом – ν ορανοι указывает творением Barptolomaei. 681 Афонский Пролог 769 отмечает три канона: Первый: Ι (т. е. Иоанна Дамаскина ); второй – Стефана, вероятно, тот, что у нас в Славянской Печатной Минее (χ. β. ν βυθ); И последний – аноним, χ. δ. Ирмос: Τ δηγσαντι. Евергетидский Типик отмечает Стефана, χ. β. ν βυθ κατστρωσε. 682 6 .     Святителя Николая Чудотворца. Евергетидский Типик указывает два канона: а)     Θεονου, χο β. Στεηρο βματι и б)     ωσ. χ. α. Ирмос: Δι στλη πυρ. В Софийской рукописи 193 эти же два канона без надписания и без акростиха: второй канон 1-го гласа с ирмосом: «Столпом огненным» и началом: «Пастыря Христовых овец». Он же у Порф. 227 не надписан, начало: Τν ποιμνα Χριστο τν προβτων. У A. Rocchi по рукописи (XIII) Крипто-Ферратской библиотеки этот канон обозначен как творение Basilii monachi. 683 Канон Евергетидского Типика Στεηρο βματι (он же у нас в Славянской Печатной Минее надписан как Феофанов). Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, считает произведением св. Иосифа, вопреки надписанию и отсутствию обычного акростихованного имени автора в IX песни, единственно на основании внешней связи всех 8 канонов Октоиха Святителю Николаю, 684 о чем мы скажем ниже. Преосвященный Сергий под 6 декабря полагает «еще» другие каноны, между тем как считает одни и те же. 685 Афонский Пролог 769 на 6 декабря ставит четыре канона: а)     Γερμανο; б)     Βασιλεου; в)     Θεονου; г)     ωσ. Ирмос последнего: ρματηλτην Φαρα (т. е. 8 гл.). Не этот ли канон по Софийской рукописи 193 поставлен на попразднество святителю Николаю 7 декабря? По крайней мере, глас и ирмос те же. В этом убеждает отчасти и указание A. Rocchi, который по рукописи (XI в.) Крипто-Ферратской библиотеки приводит его начало: Τα ερα ερε Νικλαε и акростих: τν θερμν μν προσττην Νικλαε. 686 A. Rocchi указывает еще канон св. Иосифа с таким началом: Διηνεκ. 687 Это, очевидно, канон 2-го гласа нашего октоиха. Таким образом, святителю Николаю мы имеем кроме Октоиха еще два канона:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010