В самом начале первой части своего обширного слова Даниил говорит о причине, вызвавшей такое чрезвычайное действие Божества, каким всегда должно признаваться воплощение Сына Божия. Причина эта лежит в бесконечном милосердии Божием к павшему и погибшему человечеству, средством для спасения которого по общему божественному предвечному совету и послужило воплощение Сына Божия, второго Лица св. Троицы чрез сверхъестественное рождение Его от Девы Марии. С самого акта рождения Сын Божий, не переставая быть Богом, соделался в тоже время и совершеннейшим человеком. Он, как выражается Даниил, «непременно в плоть облекся, по всему бывшу человеком подобну, точию кроме греха». Таким образом, первым положением Даниила служит учение о полноте божественной и человеческой природы в едином лице И. Христа, ставшего в акте воплощения Богочеловеком. В подтверждение поставленного положения Даниилом приводится целая масса священных доказательств. В основу своих доказательств Даниил полагает догматическое определение Халкидонского собора, четвертого вселенского, изложившего прав. учение о двух природах в И. Христе. 671 Далее для удобства обозрения все приводимые автором, аргументы необходимо разбить на несколько отдельных категорий. Первую категорию доказательств составляют свидетельства святоотеческие, понимаемые в самом обширном значении этого слова. Сюда относятся свидетельства св. Афанасия Великого , архиепископа Александрийского 672 , Григория, архиепископа Неокесарийского 673 , Иоанна Златоуста 674 , Григория Нисского 675 , Кирилла, архиепископа Александрийского 676 , св. Ефрема Сирина 677 , папы Льва Великого 678 , св. Геннадия. патриарха Константинопольского 679 , Иоанна, митрополита Никейского 680 , автора статей «о Христовых потех» 681 и «собора Арменского 682 и наконец Иллариона, митрополита Киевского 683 . Другая категория доказательств того же самого положения состоит из свидетельств следующих церковных памятников: многословного свитка 684 , книга Иакова Жидовина 685 , Хрусовой повести об обретении честнаго креста Христова 686 , слова «еже аще кто в ереси быв, крещен сый к Богу обратится» 687 и двух отрывков из слов неизвестных авторов, один из слова на предпразднество Благовещения Пр. Богородицы, другой на рождество Христово. Последняя серия доказательств, приводимых Даниилом, заимствуется им из круга книг церковно-богослужебных в житии святых. Сюда относятся церковные песнопения-творения разных авторов Иосифа песнописца, Феофана, блаженного Бозьмы, Льва деспота и Иоанна Дамаскина и два отрывка, один из пролога от одиннадцатого октября, другой из синаксаря на великую субботу 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В учении о Браке латины отличаются от православной Церкви тем, что возбраняют его приходскому духовенству, так что кто не произнесет у них обета всегдашнего девства, того не возводят они на степень священника и диакона 679 . § 195. Время появления и судьба сего отличия В отношении к тому, кого поставлять священнослужителями в приходы, женатых или неженатых, первенствующая Церковь следовала такому правилу: допускать в число их и безбрачных, совершенно возбраняя им вступление в брак после рукоположения, но безбрачия, как обета, необходимого для желающих быть священнослужителями, не требовать от них 680 . В следствие сего она не только не воспрещала таковым вступать в законный брак до рукоположения, но и возводила на степени священства и женатых, требуя от них не расторжения брачных уз, но соблюдения чистоты нравов и жизни, свойственной их сану. Так было и на Западе до четвертого века 681 . Между тем, в самом начале Христианства некоторые стали учить, будто брачная жизнь несовместна как вообще с чистотою целомудрия христианского, так особенно с достоинством свящ. сана ( 1Тим. 4:1,3 ) 682 . Такая, мысль, мало-помалу распространяясь и вкореняясь, побуждала некоторых и из священнослужителей оставлять жен своих по принятия священства 683 , а епископов – требовать от приходского духовенства жизни безбрачной 684 . Как ни старалась Церковь истребить мысль сию 685 , с течением времени она усилилась наконец до того, что на первом Вселенском соборе некоторые епископы 686 предложили уже вознести безбрачие священнослужителей приходских на степень закона. Отцы собора, убежденные справедливым представлением епископа египетского Пафнутия, девственника и строгого подвижника, решили не налагать на клир иго безбрачия, не для всех удобоносимое ( Мф. 19:10–12 . 1Кор. 7:7 ), и постановили, чтобы желающие быть в нем безбрачными, не имели у себя, во избежание подозрения, посторонних незамужних лиц женского пола, принятых ими или для домашнего хозяйства и услужения, или для вспоможения, или же под видом духовного братства 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Возвращаясь к учению Дамаскина о двухчастном делении душевных сил или способностей, следует отметить, что к первым – познавательным он относит ум (νоς) мышление (δινοια или διανοητικν), мнение (δξα), воображение и представление (φαντασα или φανταστικν) 679 и чувство (ασθησις). Сюда же должна быть отнесена и память (μνημονευτικν). Ко вторым – желательным силам принадлежат по Дамаскину воля и свободный выбор (βυλησις κα προαρεσις) 680 . В раскрытии учения об исчисленных способностях Дамаскин является наименее самостоятельным. Описывая последовательное развитие, начиная с низших форм, познавательно-мыслительных и свободно-волевых процессов, Иоанн следует Максиму Исповеднику 681 , а касаясь каждой из способностей, предлагает в сокращенном виде учение Немезия 682 . Преимущественное внимание Дамаскина привлекает к себе высшая из познавательных сил – ум, который называется у него, как мы упомянули уже, чистейшею частию души, а равно и прекраснейшею частию человека 683 . Являясь руководящим началом как души, так и плоти 684 , «ум», по учению Иоанна, «находится в средине между Богом и плотию: плотию, как —478— живущий вместе с нею, а Богом, как образ Его» 685 . Оставаясь верным Аристотелю, Дамаскин различает в уме две способности: созерцательную и деятельную 686 . Примыкая же к учению Григория Богослова , первую он называет умом (νος) в тесном смысле, а вторую словом или разумом (λγος) 687 . Наконец, Дамаскин дает здесь еще более частную классификацию, передавая по Немезию стоико-филоновское учение о делении слова на внутреннее слово (νδιθετος λγος) и произносимое (προφορικς) 688 . С разумно-словесной способностию, по учению Дамаскина, высказанному, впрочем, очень рано – уже у Иустина и Иринея 689 , неразрывно связана у человека свобода воли, по- —479— тому что «все разумное самовластно» 690 . Разум был бы излишним, если бы он не дан был человеку для обсуждения и свободного выбора 691 . «По необходимости, – говорит св. Отец, – свобода решения соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным существом, или, будучи разумным, будет господином своих действий и независимым» 692 . В данном случае, равно как и говоря о том, что находится в зависимости от нас и что не в нашей власти, а также излагая своеобразное доказательство свободы воли 693 , Дамаскин главным образом пользуется все тем же Немезием 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возглашает: Благодатью и человеколюбием Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу принадлежит слава, царство и честь ныне, и всегда, и во веки веков, аминь 676 . Обратившись к народу, говорит: Мир всем. Лик Аминь, и духу Твоему. Диакон Целуйте друг друга лобзанием святым, и те из вас, которые не могут причаститься этого божественного Таинства, да выйдут за двери и помолятся (там) 677 . Лик Христос среди нас явился и, будучи Богом вездесущим, присутствует ныне здесь, раздался голос, возвещают мир 678 , дана власть святого благовестия 679 , церковь объединилась, дарован вполне союз целования 680 , вражда удалена, разлилась любовь по всему миру. Ныне, служители Божии 681 , возвысив свой голос, единомысленно воздайте хвалу единосущному Божеству, священнословцами Которого являются Серафимы 682 . Предстоящие, наклоняясь друг к другу, говорят: Христос посреди нас 683 . Потом диакон возглашает: Будем стоять благопристойно, будем стоять со страхом, будем внимательны, чтобы приносить святое возношение в мире 684 . Лик Перед Тобой, Господи. Диакон Приносится Жертва-Христос, непорочный Агнец Божий. Лик Милость мира, жертва хваления 685 . Диакон Благослови, Владыко. Священник, обратившись к народу, творит знамение креста и говорит: Благодать, любовь и божественная освящающая сила Отца и Сына и Святого Духа да будет со всеми вами 686 . Лик И с духом Твоим. Диакон Двери, двери; во всякой премудрости и осторожности, горé возносите ум ваш, со страхом Божиим 687 . Лик Имеем к Тебе, Господи Вседержитель. Диакон Благодарим Господа всем сердцем. Лик Достойно есть и праведно. Диакон Благослови, Владыко. Священник, сложив руки, произносит тайно следующую молитву: Воистину достойно и праведно есть со всяким благоговением всегда поклоняться Тебе, и славословить Тебя, Вседержителя Отца, Который неисследимым и творческим Своим Словом расторг узы клятвы 688 , Словом, Которое, собрав верующих в Тебя, составило Церковь и присвоило ее Себе 689 . Чувственным естеством, воспринятым от Девы, Оно благоволило обитать между нами, и новым делом, как Бог, Великий Художник превратил землю в небо 690 ; ибо Тот, перед Которым не могли предстоять сонмы Ангелов, трепеща ослепительного и неприступного света Божества Его, соделался человеком ради нашего спасения и дал нам (право) составлять лики с небесными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воскресший Христос проходит сквозь запертые двери («одна субстанция проходит через другую») 680 . Одухотворённое Тело проходит «сквозь плотные субстанции, уступающие Божественной силе, как порой иногда простые материи проходят через плотные материи, как это совершает сила человеческих рук» 681 . Примеры мгновенного 682 пресуществления указаны в Священном писании: жена Лота обратилась в соляной столп ( Быт. 19:26 ), жезл Моисеев превратился в змия ( Исх. 4:3 ), на браке в Кане Галилейской Господь превратил воду в вино ( Ин. 2:9 ). Образы пресуществления встречаем и в окружающем нас мире. Так, наша пища превращается в нашу плоть, «сама природа производит жизнь, но не в мертвеце, и снабжает чувством зрения, но не того, у кого совершенно ослепли глаза» 683 . Евхаристия превосходит Таинство Крещения по степени чудесности. Ведь «посредством Крещения Владыка только согласно силе Своей вступает с нами в общение; а посредством Причащения делает нас участниками Своей природы» 684 . Даже великое чудо Боговоплощения менее чудесно, чем Евхаристия, «потому что там ни одно из двух естеств не переходит одно в другое; здесь же сотворённое (то есть хлеб) пресуществляется в Творца посредством Его Тела, и пресуществившееся существо хлеба становится Телом Божиим, становясь Телом Христовым» 685 . Та же Божественная сила, которая творит чудеса, «обращает плоть живого организма в плод (то есть хлеб) и после пресуществления этот плод опять отдаёт плоти (причастников)» 686 . Вслед за древнейшими отцами, Геннадий Схоларий делает попытки использования философии на благо Православия. Пользуясь категориями Аристотеля, он учит, что сущность Тела Христова в Евхаристии присутствует без соответствующего ему «количества», то есть не «в собственных своих размерах тела», «не требует и не занимает большего места, чем сколько это требуют и занимают размеры хлеба, под которыми скрывается существо Тела» 687 . По мысли Схолария, именно по этой причине Святая Церковь учит, что Христос в полноте телесно пребывает во всём евхаристическом Агнце и в каждой его части, не претерпевая никакого рассечения при разделении Святых Даров для причащающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы (скрытно), но они рушатся; говорите слово, как бы думая поглотить бедного, но оно не состоится: ибо с НАМИ БОГ! 680 Обратимся к толкованиям святых отцов. Блж. Иероним: «Я послал смерть на главу нечестивых... В самом же деле Он убивает грешников, посылая смерть на главу нечестивых, чтобы оживо­творить для праведного суда» 681 . Так святой отец толкует Септуагинту. «А соответственно еврейскому тексту, – рассуждает он же, – будем понимать под главою в словах Я поразил главу из дома нечестивого, – князя мира сего, а под домом его – мир и всякую душу грешника, в которой диавол имеет пристанище» 682 . Дальнейшие пророческие слова Ты наложил оковы на шею навсегда (LXX) блж. Иероним толкует не как наказание нечестивым, а наоборот, положительно в отношении к праведным. «Господь наложил оковы люб­ви, чтобы, отложив прежнее бремя и отбросив тягчайшее ярмо, которое нас угнетало, мы взяли на себя легкое бремя ига Христова и, впряженные в его колесницу, понесли превосходнейшего Возницу» 683 . Эта мысль перекликается с Песнью Песней: Кобылице моей в колеснице фараоно­вой я уподобил тебя, возлюбленная моя 684 . В подтверждение права толковать слова пророка Аввакума в положительном значении блж. Иероним приводит перевод Феодотиона: ты украсил основание до самой вершины. (арот) Феодотион переводит не как «обнажение», а как «украшение». Блж. Иероним обращается к этому же тексту и в обличительном и даже устрашающем значении. «Ты поразил главу от дома нечестивого, обнажил основание даже до шеи. А под нечестивым мы понимаем или Навуходоно­сора, или всякого врага народа Божия» 685 . Св. Григорий Богослов в 379-м году оказался в полностью арианствующем Константинополе. Он начал служить в домовой церкви своих родственни­ков, назвав ее «Анастасия», что значит «Воскресение». Через проповедь св. Григория начало воскрешать умерщвленное еретиками в Константинополе православие. Уже через два года, в 381-м году в столице собираются на со­бор, ставший вторым вселенским, 150 епископов. Святой Григорий уходит со столичной кафедры и обращает свое слово к этим епископам, в котором излагает православное учение о Святой Троице и Христе Богочеловеке. Го­воря о рассечении Троицы арианами, святой Григорий иллюстрирует свою мысль словами пророка Аввакума. «И, как говорит Аввакум, во изступлении разсечь главы сильных 686 не замедлит Божество рассекаемое, худо разделяемое, не начальственное и подначальное, причем особенно оскорбля­ется и Божество, низводимое до твари, подавляется и тварь равночестием с Божеством» 687 . Как еретики рассекают Троицу, ума­ляя или отрицая Божество во Христе, так не замедлит Бог во исступлении рассечь главы нечестивых ариан и полуариан. Это и произошло окончатель­но на втором Вселенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Высокие преимущества апостолов пред всеми учителями церкви всего лучше могли чувствовать и чувствовали мужи апостольские, столько близкие и по духу и по времени к св. апостолам. Св. Поликарп пишет: «ни я, и ни кто-либо другой подобный мне не может достигнуть мудрости блаженного и славного Павла» 679 . Таким образом непогрешимость папы – ложь по теории, которой может верить только простодушное невежество. Она вредна и в опыте·, ибо освятила множество злоупотреблений и беспорядков на западе и вызвала несчастную реформацию 680 . § 304 Право мирян на учительство и изучение писания;ограничение сего права. Звание учителей церкви учреждено в церкви не в том виде, чтобы миряне лишены были права читать и изучать св. писание, или преподавать другим наставления. 1) Апостол хвалит берийцев за то, что они поверяли учение его Св. писанием в. завета ( Деян.17, 11 ). И братьям осужденного богача сказано: имут Моисея и пророки да послушают их ( Лук. 16, 29 ). Спаситель говорит иудеям: испытайте писания, яко вы мните в них имати живот вечный и та суть свидетельствующая о Мне ( Иоан. 5, 39 ). След. св. писание не воспрещает никому умудряться из его премудрости во спасение. В апостольской церкви каждый, даже малый, член пользовался правом наставлять других. Пусть так, что тогда особенное обилие даров духовных поставляло мирян в особенную возможность учить другого. Но тогдашнее обилие в дарах и нынешняя скудость показывают только то, что ныне нет столько способных к учительству между мирянами, сколько тогда, но отнюдь по показывают, чтобы ныне, или вовсе не было способных, или совсем не следует никому наставлять других вере и благочестию, кроме как церковным учителям. Напротив и ныне не снята обязанность напр. с родителей учить своих детей страху Божию, с начальников учить тому же подчиненных. Не снята ни с кого обязанность ревновать о спасении ближнего и о славе Господа Иисуса. 2) Римская церковь , в позднее время, освятила правило – не дозволять мирянам читать библию. Но такого постановления в древнее время не было ни в Риме, ни где-либо в другом месте – и происхождение римского правила объясняется только из духа властительства, который возобладал иерархиею римскою в позднее время. Тертуллиан предлагал самому язычнику: «смотри на слова Божии, на наши писания, которых мы и сами не скрываем и многие случаи передают внешним» 681 . «Из того-то и выходит весь вред, говорил св. Златоуст мирянам, что чтение св. писания считаете вы приличным только для одних монахов, тогда как сами гораздо больше имеете в том нужды. Для того, кто живет в мире и каждый день получает раны, особенно нужно врачевство» 682 . Точно также поучали Ориген 683 , Василий в. 684 , Иероним 685 св. Исидор пелусиот 686 и Григорий Двоеслов 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Елей возливался на останки умершего, по замечанию одного требника, в том только случае, если в могиле, куда опускали гроб умершего, не было старого гроба. По крайней мере, нами так понято следующее выражение этого требника: «Аще гроб (могила?) будет ветох, рекше, ин положен в нем, то не поливает и» (маслом) 679 . Некоторые требники совсем ничего не говорят о возливании на умершего елея 680 . По старопечатным требникам 687 , вторая часть последования погребения является более упорядоченной, чем в требниках рукописных. Вслед за чтением Евангелия, по указанию печатных требников, происходило целование умершего, во время которого пели стихиры «на целование». Среди них мы находим три стихиры, не встречающиеся в современном чине мирского погребения, но заимствованные, без сомнения, из требников сербских 688 : «Рцы ныне, брате, к нам, камо идеши от нас молча«, (вторая стихира, по счету старопечатных требников), «Аз ко Господу, и Богу, и Судии моему иду» (третья стихира), «Мене, о друзи, послушайте, приидите, целуйте« (восьмая стихира). Большая часть стихир заканчивается одним и тем же восклицанием: «воистину суета человеческая». После стихиры на Слава и ныне: «Спаси уповающия на Тя, Мати незаходимого солнца«, священник прочитывал «втай» разрешительную молитву: «Бог милосердый и многомилостивый, иже нас ради вочеловечивыйся и всего мира грехи носяй« и полагал ее потом в руку умершего. С пением «Святый Боже», и потом стихир: «Зряще мя безгласна», «Приидите на гроб, братие», «Воистину суета и тля всяко мирское видение славно», «Трепещут страшному и грозному престолу Твоему, предстояще от века человецы», «Спасти Свое создание восхотев», Слава и Ныне, «Молитвами родшия Тя«, – тело умершего несли «ко гробу», т. е. к месту погребения. Здесь священник читал прежде «молитву над гробом, внегда возливати масло крестообразно над телом»: «Помяни, Господи, Боже наш, иже в вере и надежде живота вечного, усопшего раба Твоего, имярек«, а потом троекратно возливал на останки елей с пением алилуиа трижды, и в заключение произносил стих: «Господня земля и исполнение ея» – однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Если придётся делить одно место; то оно должно быть предоставлено тому епископу, к которому окажется в ближайшем расстоянии. Если такое будет одинаково близко к обоим престолам, то да поступит к тому, кого из них изберёт народ. Если же случится, что христиане издавна православные потребуют своего епископа, а обратившиеся донатисты – своего, то мнение большинства должно быть предпочтено мнению меньшинства. Если же обе стороны избирателей будут одинаковы по числу, то место должно быть причислено к епархии старшего епископа. Если найдётся много мест, которые умеют жителей как православных, так и обратившихся из донатистов, и которые не могут быть разделены поровну, так как число тех мест нечётное, то (откинув одно место) сначала следует разделить чётные числа мест, а потом с оставшимся местам поступить, как сказано выше, при рассуждении об одном месте» 679 . Затем собор утвердил за епископом, обратившим известное общество к церкви и управлявшим им в течение трёх лет, право всегда управлять этим обществом. «Если кто после издания законов (405 г.), обратил какое-либо место к кафолическому единству и в продолжение трёх лет имел оное в своём ведении, и никто оного де требовал от него; то и на будущее время не следует никому требовать, если в это трёхлетие существовал епископ, имевший право на иск и молчал. Если же не было такого епископа, то не брать в расчёт предыдущего, а только то, когда кафедра, не имевшая епископа, получит его и с этого именно дня, в продолжение трёхлетия, позволять ему искать того места. Подобным образом, если епископ из донатистов обратится к кафолической церкви; то при определении времени не брать в расчёт прежнего времени, а предоставить ему право иска принадлежащих его кафедре мест в продолжение трёхлетия, начиная с того дня, когда, он обратился». 680 Непосредственно после этого собора, папа Зосима просил Августина отправиться в Мавританскую Кесарию по делам, не касавшимся раскола донатистов 687 . Когда Августин прибыл в Кесарию, где и теперь ещё было много донатистов, то весь город пришёл в движение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Здесь все характерно: и священник, переговаривающийся чрез женщину 679 с другим священником «в начале утрени»; и родной брат митрополита, предлагающий себя в почтальоны между Коломною и Москвою; 680 и письмо матери митрополита к сыну с какою-то просьбою, которое 681 показывает митрополичий брат своему собрату; и это «Спешу на биржу к ямщикам», через которых обыкновенно пересылалась корреспонденция. 682 Потом через большие промежутки следуют два письма (1835 и 1841 гг.) 683 и оба о болезни черкизовской невестки, жены сына Сергея. В одном письме он ожидает приезда из Черкизова своих двух дочерей 684 или какого известия. Больная горячкою невестка, «при отъезде моем от них чувствовала большую слабость и глухоту, а, по замечанию моему, и не малый жар, что приметно было на ее щеках». По вызову кн. Николая Борисовича Черкасского, 685 помещика, у черкизовских был доктор Сабинин, 686 прописал то-то и то-то. «Не знаю, чем кончится. Ныне, как торговый дом, спрошу у черкизовских», т. е. крестьян, приезжающих в Коломну на базар. В письме от 21 июня 1841 года после известий о новой болезни той же невестки и 687 болезнях у себя в доме посылает «требуемые для Никиты (жившего тогда у моего отца) 688 деньги, 25 рублей ассигнациями. Поспеши употребить их по назначению. За содержание же Никиты прислать не иначе могу, как только после праздника Петрова дня. Теперь же у меня их более нет, несмотря на то что к имянинам надобно что-либо приготовить лишнее». Затем любопытное место, свидетельствующее, что сын-дьякон был постоянным поставщиком проповедей для своего отца. Вообще, родитель мой во всю свою жизнь постоянно поставлял проповеди на всю свою поповскую и дьяконскую коломенскую родню. Вот это место письма: «Как я и прежде просил, да и теперь прошу прислать мне проповедь , назначенную говорить июля 22 в день тезоименитства их Императорских Высочеств 689 и не более, как на листе моего письма». Сколь ни образован был мой дед, но в деле сочинительства проповедей должен был он, 63-летний старец, признать полный над собою авторитет моего 38-летнего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010