649 Кодекс X (Vaticanus Graecus 191) XIII в., представляющий иную рукописную традицию, нежели все остальные рукописи, дает здесь чтение Рудон. 652 Туле – легендарный остров в Северной Европе, различно локализуемый в историографии. Возможно, Птолемей помещает его в северной части Британии (в Шотландии), см.: Кулаковский 1899. С. 11. 653 Эти координаты были опущены в рукописи X, на чтении которой основывался старый перевод. Базельское издание 2006 г. включает ее в текст «Географии». 654 Чтение «Германии» (Γερμανας) приводит кодекс X. Остальные рукописи дают здесь чтение γραμμ, что должно быть переведено: «линией, лежащей и т. д.». 659 Устье Гипаниса (Южного Буга) ошибочно локализовано на полградуса восточнее устья Борисфена (Днепра), а не западнее, как в реальности. 664 Направление перечисления топонимов здесь от Перекопа по северному побережью Азовского моря до устья Дона и далее до его истоков. 668 Почти все эти горы с трудом поддаются отождествлению и связаны, вероятно, с различными отрогами Карпатских гор. 673 Понятия «ниже» и «выше», как правило, совпадают с понятиями «севернее» и «южнее», поскольку как бы считывались с карты мира, на которой север был наверху. 676 В старом переводе «очень многочисленные племена». Перевод «великие народы» лучше отражает греч. θνη γιστα. Ср. также начало следующего параграфа: «Менее значительные племена...». Бросается в глаза многослойность птолемеевой этногеографии: некоторые племена известны из весьма ранних сведений античных авторов (например, гамаксобии), некоторые звучат вполне актуально (аланы, языги, роксоланы), некоторые (такие, как венеды) представляют новое слово в античной этногеографии Восточной Европы. 685 Слова «ниже этих – гелоны, гиппоподы и меланхлены» вставлены в кодекс О (Florentinus Laurentianus XXVIII, 49) XIV в. и некоторые другие поздние рукописи и не включены в Базельское издание 2006 г. 686 Гелоны, меланхлены (если они подлинные) и агафирсы – племена, упомянутые еще Геродотом, т. е. за шесть веков до Птолемея!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

649 Слово: мир – опять напечатано курсивом, в виду того, что этого слова нет в еврейском подлиннике; но очевидно, что оно и «для пояснения» текста не годится и излишне; – не годится, потому что: сделать мир – так не говорят по-русски; – излишне, потому что мысль ясна и из предшествующих слов подлинника. Весь приведенный отрывок перевода занимает в цитов. издании (Лондон, 1860) страницы 1–3. 652 " Адама – мыслящего, Думателя, Мыслителя». Примеч. переводчика. Не знаем, откуда выведено такое значение. Глагол: adam, от которого происходит имя: Адам, всюду в Писании (см. напр. Исх. 25, 5 ; Исаии 1, 18 и др.) значит только: быть красным, багровым и под., но не мыслить и под. 655 Мы приводим этот отрывок: а) потому, что перевод Скорины вообще представляет собою библиографическую редкость и б) в виду того, чтобы показать, мог ли в нем многим воспользоваться Филарет для своего перевода книги Бытия. 656 От гмызити – ворчать, кишеть; отсюда кишащее, черви и под. См. Толковый словарь Даля. Москва, 1863. 659 Речи, речь, – от латин. res, – всякая вещь, предмет. См. Носовича, Словарь Белорусского наречия, Спб., 1870. 663 Лат. quod creavit Deus ut faceret. Весь же отрывок перевода Скорины Быm. I-II, 3 см. на листах 9–11 издания его 1519 года (в Праге); экземпляр этого издания мы имели из библиотеки Моск. дух. академии. Об отношении этого перевода к Вульгате и славянскому тексту Библии см. статью Н. А. Елеонского в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1877 г. ч. II, стр. 641. 664 Таким способом выражения автор Записок на кн. Бытия указывает на возможность и других объяснений сего опущения, напр. того, которое он высказал в отношении ко 2-й половине стиха 13-го Псалма 144-го в своей, уже известной нам Записке о переводах LXX и славянском (стр. 3), то есть, что в нынешнем еврейском тексте слова одобрения затеряны. «Халдеи полагали, что земля находится среди мира и держится силою належащих отвсюду небес, Th. Stanl. orienm. Phil. Прокл: συνεκτιχν εναι (ορανν) τν π ατο πντων, κα τς συνεχεας ατον.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

а иногда сладостно возгораются такою неописуемой любовию Духа, что, если бы можно, было, всякого человека укрыли бы они в сердце своем, не делая никакого различия между злым и добрым» 645 . Приобретение настолько совершенной, всеобъемлющей любви происходит через опытное применение к себе правила этического тройства: « χρ βιζεσθαι αυτν». – «Надлежит... принуждать себя к любви, если кто не имеет любви» 646 , надобно принуждать, хотя бы сердце того и не хотело 647 . «Если кто любит Бога, то и Бог сообщает (срастворяет) ему любовь Свою» 648 . «Не бывает того, чтобы любовь к Богу зародилась в нас просто и самодвижно, но сопряжено сие с многими усилиями и великими трудами, при содействии Христовом» 649 . Для того чтобы ум наполнился любовью к Богу, необходимо умствовать смиренно и кротко и всю свою деятельность проявлять через смиренномудрие и кротость ума 650 . Для того чтобы личность спаслась от иссушающего солипсизма и достигла идеальной полноты, необходимо, чтобы она срастворилась с благодатной, Христо-образной любовью, непрестанно и ревностно действующей через молитву 651 . 3. Синергизм благодати и воли Существенное усвоение этической триады как восстановителя личности является чистой психофизической невозможностью на основе зараженной грехом человечности (антропизма). Пропитанный грехом до последнего тайника своей природы, человек абсолютно не способен освободить себя от «уз... и тьмы бесов», т. е. действия тайных страстей 652 , ибо свободная человеческая воля имеет силу противостоять диаволу», но не имеет силы полностью овладеть страстями 653 . «У человека есть желание (хотение») быть чистым, безукоризненным, неоскверненным, не иметь в себе порока, но всегда пребывать с Богом; но сил на это у него нет» 654 . «Человек сам собою не в состоянии избавить себя от противоречий, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого»; «сия же брань может быть прекращена благодатию и силою Божией» 655 , синергизмом (содействием) своего человеческого хотения и Божия могущества, т. е. синергизмом воли и благодати. Сверхъестественная сила благодати дает человеческому естеству силы к подвигу очищения верой, надеждой и любовью 656 . Страшно обманывает себя тот, кто думает, что этот тяжелейший подвиг можно совершить лишь своею собственною силою, без содействия Святого Духа 657 , без соединения своей человеческой силы с благодатной силой Святого Духа 658 . «Кто останавливается на своей только праведности и думает сам себя избавить, тот трудится напрасно и вотще» 659 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Благодать же эта дается крещением. Н. Аксаков (Продолжение следует). Гречев Б.Г. Преп. Нил Сорский и «Заволжские старцы»-публицисты//Богословский вестник 1909. Т. 2. 5. С. 45–56 (3-я пагин.) 648 —45— В отношении к окружающим у христиан, утвердившихся на пути погибели, самою характерною чертою является стремление к учительству, причем скрытым мотивом этого стремления служит жажда «скверного прибытка» и «суетной славы мира», т. е. те же похоть и гордость. Они кладут свое клеймо и на самый предмет проповеди еретиков: одержимые «страстьми и похотьми» они не в состоянии «духовная мудрствовати» 649 и потому создают «учения некая», оправдывающие их плотской образ жизни. Как же они относятся к Слову Божию, которое для христианина, по воззрению старца Артемия, должно являться учителем κατ’ ξοχν? Они «корчемствуют слово Божие», обращая его в средство достижения своекорыстных целей, внушенных похотью и гордостью; 650 в данном случае Артемий с особенной настойчивостью подчеркивает у еретиков, желающих быть «законоучителями», 651 страсть «к словопрениям», тешащим тщеславие. 652 С ложною проповедью у них соединяется и лицемеренная жизнь, показывающая только «образ благочестия», но не имеющая «его силы»: 653 «ради имений света сего» они, скрывая под «ов- —46— чиною» «губительного волка», 654 обольщают сердца «незлобивых» и «ненаказанных» видимым смиренномудрием, под которым таится своеволие, – показным покаянием и благоговением, не идущим дальше слов. 655 Ласкающая ухо 656 проповедь искусных лицемеров, не чуждающихся человекоугодничества, 657 таким образом, особенно опасна для христиан «грубых», т. е. малопросвещенных в истинах веры и потому легко подпадающих «соблазнам», 658 ибо лишь «от учения разум прилагается». 659 Религиозное «невежество» приводит, – правда к бессознательной, – ереси не только чрез увлечение проповедью ересеучителей; иногда христианин, стремящийся к познанию истин веры, но не освободившийся еще от своего неведения, может, в силу именно последнего обстоятельства, заблуждаться при самостоятельном изучении вопросов догматических и вообще церковных, высказывая, при этом, мало продуманное или проверенное слово или сомневаясь в том, что для сведущего никогда не послужит предметом сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Борьба разных систем не была тут подлинной причиной, ибо для последующего периода фактически не могло быть другой политики, кроме устроения общего воссоединения по разрушении унии. Смарагд был слишком умён и опытен, чтобы не понимать простой очевидности, а строгое законничество его убеждений и действий не позволяло ожидать от него оппозиции. Он был неудобен в Полоцке не для дела, но для людей, которые и постарались устранить его оттуда. В 1836 году 15 июня наградили Полоцкого владыку саном архиепископа 647 , но уже замышляли удалить на новую кафедру 648 и через год перевели (по Высочайшему повелению 5 июня 1837 г. 649 в Могилёв на место Гавриила (Городкова) , передвинутого в Рязань, куда, якобы, надеялся попасть сам Смарагд 650 . Мотивировались ссылкой на «непостижение им видов правительства» и на «неприятные соотношения с местным гражданским начальством» 651 , между тем первые не раскрывались и были вовсе не видны, а во вторых вина была не на Смарагде, который прекрасно уживался с прежними начальниками края, уважая права 652 и входя во все виды светской власти 653 . Помогла тут и смена в синодальной обер-прокуратуре, где расположенного к Смарагду С.Д. Нечаева 654 , интересовавшегося униатским делом 655 и знавшая последнее непосредственно 656 , вплоть до многих деталей Полоцкого епархиального управления 657 , заступил (с 25 июня 1836 г.) граф Н.А. Пратасов (род. в 1799 г., † 16 января 1855 г.), явно не сочувствовавший униатской политике своего предшественника и уже по одному этому подозрительный к его избраннику, – человек властный по униатству почти абсолютно 658 . Новый Обер-Прокурор пока всецело принял (намеченный Иосифом Семашко й) курс гр. Д.Н. Блудова, причём последний для практического исполнения своих замыслов о Полоцком архипастыре избрал своего фактотума в лице И.С. Жирковича 659 , который 17 сентября 1836 г. был назначен (после уволенного Н.И. Шредера) военным губернатором в Витебск, куда прибыл 21 сентября. Он приехал с тенденциозно-упорным предубеждением против Смарагда и повёл соответствующую линию с чисто солдатской решительностью, а тот сам вовсе не склонен был к мягкости или уступчивости, – и в результате взаимное обострение постепенно сгущало атмосферу до крайнего напряжения во вред Полоцкому архиепископу, не имевшему теперь особых защитников в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Бывают еще на западе: 1, так называемые браки совести (matrimonia conscientiae) т. е. такие, которые, с дозволения епархиального архиерея, совершаются пред приходским настоятелем или другим для сего уполномоченным пресвитером и двумя доверенными лицами, без предварительных оглашений и без последующего внесения в обыкновенные 648 приходские (метрические) книги, 649 и потому содержатся в тайне от публики. 2, браки, совершаемые на смертном одре, при угрожающей одному из брачующихся смертной опасности (matrimonia in extremis), для заглаждения соблазна, произведенного незаконным сожительством, и для признания детей законными. 650 3, браки морганатические (ad morganaticam), совершающиеся преимущественно в Германии, если благородный берет себе частным образом без предварительных оглашений жену из низшего сословия с условием, чтобы ни она, ни дети не участвовали ни в благородстве, ни в наследстве, исключая некоторых подарков, предоставленных им сначала. 651 4, во Франции жених и невеста, в присутствии приходского настоятеля, который не хочет их сочетавать браком, иногда протестуют, что они вступают между собою в супружеский союз (mariage à la gomine). 652 По латинским правилам таинство брака может быть совершено как в церкви, так и в доме; у нас, по общему правилу, брак должен совершаться в церкви. 653 Законный совершитель брака у нас есть приходский священник; 654 у латинян приходский настоятель или другой священник, нарочито и формально уполномоченный на это. 655 У нас брак должен совершаться всегда в личном присутствии сочетавающихся; 656 у латинян он может быть совершен и между отсутствующим женихом или невестою чрез поверенного (per procuratorem), 657 или чрез письма (per literas), которые читаются пред приходским настоятелем и свидетелями. 658 Как у латинян, при изъявлении женихом и невестою согласия вступить в брак, должны присутствовать три или, по крайней мере, два свидетеля, так и у нас при совершении брака необходимы три или два поручителя со стороны жениха, и столько же со стороны невесты; 659 как у нас, 660 так и у латинян 661 брак, по совершении его, записывается в приходскую книгу (liber parochialis), с обозначением как бракосочетавшихся, так и свидетелей или поручителей, и эта запись у западных (кроме Франции и некоторых других государств также как и у нас), 662 имеет не только церковную, но и гражданскую важность, как акт состояния. 663

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Григорий просветитель – первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, вырос и получил христианское образование в Кесарии каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест 649 , была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и небесному», говорил он Тиридату. Царь армянский хотел быть покорным слугою Диоклитиану и желал делать только приятное зверскому гонителю христиан. Выслушав из уст Григория исповедание истин христианских, он велел предать Григория жестоким истязаниям и в позорном виде водить по улицам города. Это повторялось несколько раз. За тем Григорий, брошен был в ров, в жертву голодной смерти. Наконец свет истины победил тьму. Из уст Григория Тиридат смиренно выслушал проповедь евангельскую и по его же желанию посвящен был кесарийским архиепископом Леонтием в архиепископа Армении. 650 Это было в 290 г. Св. Григорий основал множество храмов и посвятил несколько епископов для Армении, распространив свет евангелия и между дикими племенами каспийского побережья и Кавказа. Верный ученик смиренного Иисуса скончался в смиренном уединении ок. 305 г., и потомство почтило его достойным именем просветителя. 651 Неизвестный сочинитель похвального слова св. Григорию говорит о нем: «он с пламенной ревностью наставлял по богодухновенному писанию: написал мудрые беседы и научил весьма многие народы». 652 Ныне известны на армянском языке 23 Беседы Григория просветителя и изложение веры для царя и народа Армении, к сожалению еще не изданные. 653 § 70. Св. Памфил мученик Памфил, кессарийский пресвитер, знаменитый по роду, по богатству родителей, по образованию и, наконец, по нищете духовной и мученическому подвигу, первоначальное образование получил в Берите – месте своего рождения. 654 Отказавшись от видов на светские должности, слушал Пиэрия, начальника александрийского училища. 655 Возвратившись в Палестину, облечен был саном пресвитера и занялся учеными трудами для пользы других. 656 Он устроил в Кесарии библиотеку, обогатил ее творениями отцов, которые частью сам списывал, частью приобретал везде, где только мог, и рукописи его столько были ценимы, что Иероним, достав одну из них – толкование Оригена на 12 пророков, – считал себя Крезом. 657 С ревностью распространяя христианское образование, он успел воспитать мучеников, каков был Эдессий, отличавшийся высокой образованностью и жизнью. 658 Оправдывал веру свою в Господа особенными делами милосердия до того, что делил с бедными все, что имел 659 ; считая богатства духа выше земных сокровищ, покупал и списывал рукописи, чтобы наделять ими неимущих 660 ; вообще жил как христианский философ. 661

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

За покраденные вещи иногда взыскивалась двойная цена 646 . За виновную дочь платил иногда отец 647 . Пени в различных размерах 648 взыскивались за различные преступления: за брань и бесчестье 649 , за ложное челобитье 650 , за самовольство, ослушание и противление монастырским властям 651 , за неаккуратность должностных лиц 652 и воровство 653 . При этом полагалось еще «смирение» кнутом и плетьми 654 ; иногда били батогами, даже при мирских людях – на всходе и не щадно таких лиц, как, напр., приказчика и старосту, если самовольно, без архимандричьего указу, тратили мирские деньги или собранные припасы, назначенные в монастырскую и государеву казну 655 ; не освобождались от смирения и старцы 656 . Так же если не более строго, каралось воровство и укрывательство в воровстве. Но иных воров, особенно конокрадов и похитивших монастырские вещи, смиряли так: заключали в оковы, били кнутом, «снем рубашки и водя по селу», «чтоб иным крестьянам так делать не повадно было»; кроме того взыскивали еще за покраденные вещи и пеню 657 . Наконец, на них брали поручные записи, чтоб им впредь не воровать, с воровскими людьми не знаться, воровского не принимать и не покупать и из вотчины никуда не выезжать, «не спросясь приказчика, старосты и сотцкого», и чтобы ставиться, когда и где укажет архимандрит с братией. Поручавшиеся платили пеню, если плохо следили за поручаемым 658 . За судопроизводство взимались пошлины: докладные – за слушание дела – по 50 коп., записные или писчие и за бумагу, осматриванные (за осмотр), приводные (за привод ответчика) и мировые (с писца и ответчика) гривны; за иск – по 10 коп. с рубля, за запись явок – по 2 коп. 659 . При взимании пени и пошлин и вообще при судопроизводстве монастырские власти руководствовались государевым Уложением 660 . На основании приговора посылались, куда следовало, – посельскому, приказчику и старосте – памяти о приведении его в исполнение. Он выполнялся нередко при свидетелях 661 ; при чем иногда описывалось и отбиралось имущество виновного или некоторые только вещи, ему принадлежащие, чтобы уплатить требуемое взыскание, пени и пошлины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Имябожники вполне правы, когда в защиту своей теории чуда ссылаются на произведения иудейско-раввинской литературы (еврейское объяснение чудес Спасителя, сказание об Уриме и Туммиме). Действительно, и в раввинско-иудейской, и в апокрифической христианской, особенно еретической, в частности гностической, литературе существовало то самое учение и чудотворности имени Божия своей собственной силой, какое проповедуют ныне имябожники. Почитатели Мемры приписывали олицетворяемому ими имени Божию, в особенности тетраграмме, действенность, свойственную лишь Богу. По их учению произносимое имя Божие – («Шем») это та же Мемра, но только в своем проявлении во вне, а не в своей внутренней жизни. По памятникам иудейско-раввинской письменности имя Божие, как и Сам Бог, творит и разрушает мир; небо и земля созданы его буквами 646 ; Бог при творении мира запечатал бездну камнем с именем Своим 647 , но когда Давид разрыл землю для основания святилища, камень этот был поднят и волны бездны грозили залить землю, но Давид написал на черепке имя Божие и бросил его в поток и испуганная бездна возвратилась в свои границы 648 . Раввин Неемия повествует, что Чермное море было укрощено жезлом Моисея, на котором написано было имя Божие 649 . Другой раввин учил, что языческие боги бессильны потому, что они не носили имени Бога Израилева 650 . Всякий, произносящий святое имя во время нужды, спасается и ему открываются тайны 651 . Имя служит наилучшим оружием. Моисей убил египтянина произнесением имени Божия 652 и делал чудеса своим посохом, на котором написано было открытое ему в купине имя Божие. Им побеждал неприятелей и Иисус Навин 653 . Каин боялся, что убитый им Авель воскреснет и убьет его именем Божиим. Пророк Исаия, желая скрыться от Манассии, произнес имя Божие, и кедр скрыл Его 654 . Елиезер произнес имя Божие и все поле моментально покрылось огурцами 655 . Первосвященник мог узнавать с помощью Урима и Туммима будущее потому, чго на нем было написано имя Божие 656 . Когда филистимлянин высоко бросил Давида, Ависага произнесла «имя», и Давид остался висеть между небом и землей, а потом, с помощью того же средства, спустился вниз 657 . Вообще, в раввинской литературе «имя» часто играет роль летательного аппарата. Когда Валаам, спасаясь от первосвященника, поднялся на воздух, последний произнес «имя» и полетел вслед за ним 658 . Пророк Илия вознесся на небо с помощью «имени» 659 . Некий Измаил поднялся с помощью имени до шестого неба 660 . Насколько распространена была вера в чудодейственность имени в иудейской среде, показывает разсказ св. Епифания Кипрского , повествующего, что когда Иосиф из Тивериады исцелил бесноватого «во имя Иисуса Христа Распятого», и когда это стало известно иудеям, «много шума последовало в городе; рассказывали, что Иосиф, отперев сокровище хранилища (τ γαζοφολκια) и нашедши там написанное имя Бога, творит великие знамения» 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010