Светлое событие – присоединение сирохалдеев несториан. 648 Дай Бог нам сил вполне удержать их и привить прочно к стволу святой православной Церкви. Много поприщ предстоит нам самого напряженного труда, – но сил все что-то у нас маловато. Где причина бессилия? Не в наших ли семинариях и академиях?!. Прошу Ваших святительских молитв о моей немощности. С совершенным почтением и сыновней преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугой. Михаил, епископ Таврический 1 апреля 1898 г. Письма к митрополиту Антонию (Храповицкому) 1884–1896 гг. 649 Письма преосвященного Михаила, почившего епископа Таврического, к нынешнему архиепископу Волынскому Антонию (Алексею Павловичу Храповицкому) 1 Дорогой Алексей Павлович! Прилагаю при этом расписание дней и часов, удобных для приема Вашей знакомой Преосвященным. 650 Удивился, что чрез меня идет это дело. – Пострижение вероятнее всего в субботу; 651 в четверг будет представление об этом Святителю. 652 Преосвященный велел мне «помаленьку» похаживать в лавру к богослужению. Приехал Михаил Петрович. 653 Ничего: кажется, поправился. – Ныне от Вас прошли через лавру, заходили также и в церковь к заутрене с Ник Васильев , – виноват – Алексеевичем. 654 Чувствуем себя с ним мирно. – Читаю сейчас «Воспоминания». Хорошо. – Ныне в обедню говорили проповедь на текст: «Покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ). Мне понравилось. Просто и правда. Только не особенно связно. Ну, да нельзя этого требовать. Говорил Груздев (богослов). 655 Дай Вам Бог всего хорошего. Ваш сораб Православной Церкви Михаил 8 янв 1884 г. 2 Дорогой Алексей Павлович! С праздником! Память о нашем апостольском призвании да соединит нас всех в этот день. Приехал домой третьего дня. Вчера проводил от себя Андрея Остроумова. 656 Ехали не на Ростов, а на Нижний. Ярославль мне очень понравился. Храмы весьма древние и обвевают духом благоговения. Но богослужение совершается крайне небрежно. Я был на всенощной в двух храмах и просто страдал. Служат точно спросонья и не глядя. На Феодора и Константина 657 был на архиерейском служении. Не особенно отрадно и здесь. Не мог всей литургии простоять. Озлился страшно. Дух точно совсем оставил нас, грешных. Жир и возмутительная лень обуяли вконец. И встать, и пошевелить руками, и сказать возглас – все тяжело... О Никанор 658 виделся с нами в Ярославле. Очень он понравился Андрею... Сперанский 659 мне весьма показался. Они вместе поехали к какому-то родственнику. Высадили мы их на лодочку в дождь и бурю; не знаю, как добрались они. Поклон Наталье Петровне 660 и всем вашим. Да ниспошлет Бог вам всем благодать любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

См.: Там же. С. 309-310, 346-348. «Непрерывное действие Св. Духа, дающее человечеству истинную жизнь во Христе и Боге, всегда существовало в мире, но от воплощения Христа оно вошло в видимую и осязательную форму» (Там же. С. 309). Там же. С. 348. Там же. «Кафолический есть всеединый» (Там же. С. 318). Там же. С. 319. Там же. С. 318. См.: Церковь соборна («кафолична») еще «не в действительности. А только в возможности» (Там же. С. 319). См.: письмо В. Эрну 16 сентября 1905 г. (Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна/Публикация, комментарии Павлюченкова Н. Н.//Русское богословие: исследования и материалы. М., 2014. С. 215). Там же. С. 215-216. См.: Флоренский П., свящ. Около Хомякова//Сочинения: в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 289, 296, 299 и др. См.: Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. Томск, 1999. С. 131. См.: Апок. 17. 1. Письмо В. Эрну 1 октября 1905 г. (Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна. С. 219-220). В «Краткой повести об Антихристе» Флоренский, конечно, мог найти подтверждение своему, отраженному в стихах «На смерть В. Соловьева», убеждению, что для Соловьева главным был Христос. См.: Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. С. 54. Там же. С. 92. См.: Флоренский П., свящ. Иконостас//Флоренский П., свящ. Избранные труды по искусству. М.: «Изобразительное искусство», 1996. С. 86-88. См.: Переписка В. В. Розанова и П. А. Флоренского//Розанов В. В. Литературные изгнанники. Кн. 2. М.; СПб., 2010. С. 14. Ср. указание Флоренского на свою «не любовь» к Соловьеву (Там же. С. 96). Флоренский П. А. Православие//Сочинения: в 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 639. Там же. С. 648-649. Там же. С. 658-659. Ср.: «В старом русском христианстве идея социальной справедливости была немыслима как система, как идеология; она проявляла себя лишь в личном выражении» (Мейендорф И., прот. О расколе//Новая Европа. 1994. 4. С. 69). Флоренский П. А. . Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. 612. Трубецкой Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума. По поводу книги священника

http://bogoslov.ru/article/6175731

Среда и пятница Из прочих дней седмицы более священными были, как и ранее, среда и пятница. Теперь впервые находим обоснование поста в эти дни. «Поститесь в среду и пяток, поелику в среду произнесен суд на Господа, а в пяток потому, что в оный претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате» [ 646 ]. О постном режиме в эти дни известно лишь, что пост оканчивался в 9 часу, т. е. не ели до этого часа; о роде же пищи в эти дни неизвестно ничего; судя по сопоставлению этих постов с Четыредесятницей [ 647 ], можно думать, что она была такая же, как в Четыредесятницу (см. ниже). «Пост сей (среды и пятницы), говорит св. Епифаний Кипрский, соблюдается во весь год и продолжается до 9 часа. Исключаются 50 дней Пятидесятницы, когда не бывает ни коленопреклонения, ни поста… Равно неприлично поститься в Богоявление, когда родился плотию Господь наш, хотя бы это случилось в среду и пятницу» [ 648 ]. Следовательно, пост среды и пятницы оставлялся в Пятидесятницу и важнейшие праздники. Из этих двух седмичных постов пятница считалась важнее, как и в III b. [ 649 ]: в пятницу Константин великий освобождал воинов от службы и отменил суды в этот день, как и в воскресенье [ 650 ]. Кроме поста, чтились эти дни и богослужение — в одних местах литургией [ 651 ], в других особой службой, заменявшей литургию, без евхаристии: «александрийцы в среду и в так называемый день приготовления (παρσκευον — пятницу) читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме Таин» [ 652 ]. Вероятно эта служба — литургия без евхаристии — и дала начало литургии Преждеосвященных Даров, которая в некоторых древних памятниках усвояется св. Марку и ап. Петру, проповедовавшим в Александрии, а также Афанасию Великому. [ 653 ]. Четыредесятница. Удлинение предпасхального поста От IV b.мы имеет первые ясные свидетельства и о 40-дневной продолжительности предпасхального поста, который, следовательно, к этому только времени (в конце III b.) стал Четыредесятницей в собственном смысле. Первое такое свидетельство принадлежит Никейскому Собору 325 г., который требует, чтобы поместные Соборы бывали: «один пред Четыредесятницей, дабы по прекращении всякого неудовольствия чистый дар приносился Богу, а другой около осеннего времени» [ 654 ]. По Евсевию Кесарийскому «мы празднуем Пасху, принимая на себя 40-дневный подвиг для приготовления к ней»; «до Пасхи мы 6 недель укрепляем себя 40-дневным постом» [ 655 ]. Афанасий Великий неоднократно упоминает о Четыредесятнице, и, между прочим, в пасхальном послании 330 г. [ 656 ], — как и Кирилл Иерусалимский († 386 г.) [ 657 ]. Говорит о ней Лаодикийский Собор около 360 г. [ 658 ] и св. Епифаний Кипрский около 375 г. [ 659 ]. На Западе свидетельства о ней начинаются позднее: первое у св. Амвросия Медиоланского († 397 г.) [ 660 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

т. 5 наст. изд., стр. 578). 649 …так шло и с Юрьевым, которому первому были предложены и «Соборяне» и «Запечатленный ангел»…— Первоначально «Соборяне» («Божедомы») и «Запечатленный ангел» были предложены Лесковым для опубликования С. А. Юрьеву, редактору журнала «Беседа». 650 …и, наконец, 2-я часть «Захудалого рода», явившаяся бог весть в каком виде…— Подробнее об этом см. в письме 78, а также в примечаниях к «Захудалому роду» (наст. изд., т. 5, стр. 577–578). 651 …по должности члена уч ком при гр. Толстом…— См. примечание к письму 65. 652 …я служил у Скотта и Вилькенс…— О службе Лескова в английской компании «Шкотт и Вилькенс» см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 118–124. 653 …я хотел бы, чтобы меня взял к себе на службу кто-нибудь из добрых торговых людей, как брали Громеку, Данилевского, Полонского и им подобных. — С. С. Громека (1823–1877) — публицист; до начала литературной деятельности служил железнодорожным жандармским офицером, потом был начальником отделения в министерстве внутренних дел. Г. П. Данилевский в 50-х годах служил при министерстве народного просвещения, получая неоднократные командировки в архивы южных монастырей, Крым, Харьковскую, Полтавскую и др. губернии. Я. П. Полонский в 1846–1848 годах служил в канцелярии наместника в Тифлисе; в 1847 году ему было поручено составление статистики города Тифлиса и всего уезда. 654 …положение мое при Толстом…— то есть в министерстве народного просвещения (см. выше). 655 Кошелев, Александр Иванович (1806–1883) — публицист славянофильского лагеря, издатель «Русской беседы» (1858–1860), фактическим редактором которой был И. С. Аксаков. 656 Майков — очевидно, Аполлон Николаевич Майков (1822–1897) — поэт, с 1852 года служил цензором Петербургского комитета цензуры иностранной. 657 Страхов. — См. примечание к письму 4. 658 Графиня Толстая — графиня Софья Андреевна Толстая, жена А. К. Толстого. 659 Скальковский, Константин Аполлонович (1843–1906) — административный деятель и писатель; был секретарем Горного ученого комитета, впоследствии директором Горного департамента.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Так, св. Симеон предсказывает в 588 г. землетрясение 646 , моровую язву 647 ; св. Михаил Клопский предсказал падение Новгорода, архиепископство Ионе, провидел рождение собирателя русской земли 648 ; предвещали пожары (напр. св. Феодор Новгородский говаривал вслух; «Это место чисто будет»; или «хорошо будет сеять, репу» 649 ; или св. Николай Псковский предупреждал пред пожаром; «железныя двери, железные затворы» 650 . Св. Прокопий Вятский пред пожарами бил в набат за несколько дней 651 : предсказывали голод 652 , урожай 653 , извещали о строгих царских указах 654 , предвещали общественные бедствия 655 , рождение великих людей 656 , общественные должности некоторых 657 , будущее положение сильных лиц 658 , смерть иных 659 , отвращали своей прозорливостью от преступлений и т. подоб. 132 ). Значит, св. юродивые являлись для современного им общества вестниками правды Божией. Рассматриваемое с этой стороны «юродство» напоминает ветхозаветное пророческое служение. Проведем параллель между этим служением и «юродством». Ветхозаветные пророки, выходя из всех классов еврейского народа, имели различные служения. Одни из них, как Илия и Елисей, были мужи труда и борьбы; другие, как Исаия, Иеремия и Амос, учили и пророчествовали; одни восставали против насилия и нечестия царей, другие – вообще против пороков и развращения нравов. Но все они одушевлялись одним и тем же мотивом и духом; все они защищали веру в единого Бога против идолопоклонства, правду и право – против чужого господства. Свое высоконравственное учение пророки ясно и открыто возвещали всем и каждому. От их громкого гласа не скрывался ни царь, ни вельможа, ни священник, ни простолюдин. Они везде – и в храме, и при городских воротах, в чертогах царя и в тюрьмах изрекали свое слово, возвещали истину всякому желавшему и не желавшему слышать их проповедь . К царю Давиду, как к простому смертному, явился пророк Нафан и смело обличил его в совершенном преступлении. Будучи, таким образом, вестниками божественной воли, пророки своею жизнью первые показывали пример её исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

P. 201–213. 253 Этот спаситель императора, который, согласно Феофану (р. 346.9 sq.), поменялся с императором облачением и тем самым помог ему бежать, а сам пал в схватке с арабами, был одним из двух сыновей некоего Вукинатора (buccinator – трубач; ср.: Кулаковский . История. Т. 3. С. 207, прим. 1), чьи авантюрные приключения Феофан описывал ранее (р. 345.10 sq.). Как кажется, Феофан вплетает здесь в свое повествование элементы народного героического эпоса. 255 Theophanes . P. 347.6: πεστρτευσεν βασιλες κατ Σκλαυινας κα χμαλτευσε πολλος κα πταξεν. Нет повода подвергать сомнению правильность датировки Феофана и переносить этот поход либо на более ранее (как Cmahojebu. Buзahmuja и Срби. Т. И. С. 40–41,215–216), либо на более позднее время (как Kaestner . De imperio Constantini III. P. 7). С одной стороны, ясно, что этот поход мог состояться только после начала смуты в халифате, и отсюда следует неприемлемость предложенной Станоевичем, вслед за рассуждениями Панченко, датировки свинцовой буллы из Вифинии (см. ниже с. 184, прим. 1) 649 г. С другой стороны, не обязательно предполагать вслед за Кестнером, что поход начался после формального заключения мира с Муавией (осенью 659 г.), поскольку уже начало арабской смуты принесло с собой разрядку ситуации на восточной границе. Впрочем, Илия Нисибинский (CSCO. Scr. Syri. VII. P. 64) этот поход датирует 39 годом хиджры (29 мая 659 – 16 мая 660); но и он помещает его, как и Феофан, перед заключением мира с арабами, который он ошибочно упоминает под 42 г. хиджры (с 26 апреля 662 г.). 257 Caspar E. Die Lateransynode von 649//Zeitschrift für Kirchengeschichte 51 (1932). S. 75–137. 262 Ср.: Hartmann . Geschichte Italiens im Mittelalter. Bd. II/l. 1900. S. 248 ff.; Brooks в: CMH. Vol. II. 1911. P. 394 ff.; Кулаковский . История. Т. 3. С. 221 сл. 264 То, что часто приводимое в современной литературе сообщение Феофана (р. 352) о том, что Константин IV после смерти своего отца отправился с войсками на Сицилию, является ошибочным, показал уже Брукс ( Brooks E.W.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 " О свете… " (англ.). 621 2 молодые (фр.). 622 3 " Нет, на самом деле, – пишет он, – французский язык – это совсем не то. Все можно выразить ясно, неумение же ясно выражаться – это неполноценность, а попытки выражаться неясно и выдавать это за достоинство – полная чушь… " (фр.). 623 4 " человеческое " (фр.). 624 1 " консультирование " (психотерапевтическое). 625 2 Ориентировочно, в порядке рабочей гипотезы; неуверенно (англ.). 626 3 ежеквартальный журнал Св.-Владимирской семинарии. 627 1 основанная на традиции (лат.). 628 2 От oppressive (англ.) – гнетущий, жестокий, репрессивный. 629 1 " Против мира за мир " (англ.). 630 1 рекламы (англ.). 631 2 о пользе старости (фр.). 632 3 мечтания, грезы (фр.). 633 1 " экуменическом движении " (англ.). 634 1 Мф.12:37. 635 2 личные встречи (англ.). 636 3 Р.Кайзера " Россия " (англ.). 637 1 Разговор на узкопрофессиональные темы (англ.). 638 2 Ethnicism (англ.) – этническая обособленность; разделение на этнические группы (в пределах одной страны). 639 3 Один из каналов американского телевидения. 640 4 1950-е годы (англ.). 641 1 косность, консерватизм (фр.). 642 2 " Литургический институт " ; краткосрочные курсы; серия лекций по литургике (англ.). 643 3 показатель положения в обществе (англ.). 644 1 коллективное обсуждение какого-либо вопроса; групповая беседа по душам (англ.). 645 2 Мф.9:37. 646 3 новёхоньким (англ.). 647 4 Suite (англ.) – номер люкс в гостинице. 648 5 Из стихотворения О.Мандельштама " Дано мне тело – что мне делать с ним… " : " На стекла вечности уже легло/Мое дыхание, мое тепло " . 649 6 профессорский клуб (здесь – Колумбийского университета). 650 1 забронировал. 651 2 Песн. 8:6. 652 3 " Пепельная среда " , день покаяния (первый день Великого Поста в англиканской церкви). 653 4 часовне (англ.). 654 1 Строфа из стихотворения " Пушкинскому Дому " . 655 2 Campus (англ.) – территория университета, колледжа и т.п. 656 3 крытая аркада, галерея (англ.). 657 1 Ср. Мф. 6:23. 658 2 сбивает спесь (англ.). 659 3 Primary (англ.) – первичные, предварительные выборы, голосование (сторонников какой-л. партии) для определения кандидатов на выборах. 660

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

246, с. 425. 648 246, с. 427; о Стефане см. гл. 6. 649 В 1385 году он крестил сына Дмитрия Петра и выполнил дипломатическую миссию по переговорам с Олегом Рязанским, убедив его заключить мир с великим князем (246, с. 429). 650 246, с. 426; ср. также 102, И, 137–138. 651 Ср. гл. 4. 652 Особенно подчеркивается его возросший престиж в 237, стдб. 147–148. 653 Патриарший акт, которым он возводится в сан архиепископа, сохранился только в славянском переводе. Акт превозносит Дионисия как знатока Писания и канонов (236. стлб. 199–204). 654 237, стлб. 142; 246, с. 422. О Малахии см.: Е. Е. Гранстрем, «Черней Малахия философ». Агиографический ежегодник, М., 1963, с. 69–70. 655 237, стлб. 148; 246. с. 426. 656 218, с. 378–379; ср. послания Нила в Новгород (на греческом языке, 102, II, 31–34), в Псков (по–славянски, 236, стлб. 191–198). О ереси стригольников см.: Н. А. Казакова и Я. Лурье. «Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века», М. — Л., 1955; А. И. Клибанов, «Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв.», М., 1960; превосходный обзор дает Федотов, 45. II, с. 113–148. 657 Текст впервые опубликован в 234. 1866, март, с. 247–250, и переиздан в 233, с. 202–203. Впрочем, согласно Прохорову, послание следует приписать Киприану и датировать 1381 годом (233, с. 193–197). Это не согласуется с хорошо известными фактами, свидетельствующими о примирении Дионисия с правящими церковными и светскими кругами Москвы в 1382 году. 658 246, с. 426. 659 102, II, 123. Текст, как кажется, подразумевает, что Дионисий дважды ездил в Константинополь в 1382–1383 гг., что трудно представить себе хронологически. 660 Ср. 246, с. 428, 435; акт 1389 г.: 102, II, 123. 661 Русские летописи утверждают, что он был поставлен «в Цареграде митрополитом на Русь», но при этом называют его архиепископом (например, 237, стлб. 149; 246, с. 429). В акте 1389 года о поставлении не говорится (только о желании Дионисия стать митрополитом). Реально оно было неосуществимо до канонического низложения Пимена и Киприана. В таком случае, следует предположить, что существовало только условное соглашение, по которому Дионисий должен был управлять русской церковью во время канонического суда над Пименом и Киприаном, но что формально он митрополитом назначен не был. 662

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

33 . Некий философ-киник сказал 647 : «Аполлос, ругай себя самого. Ведь ты изрядно заблуждаешься, хотя думаешь, что говоришь темно (σκοτεινλογος)» 648 . 34 . Аполлос сказал: «Меня научили молиться, а не ругаться. Твое же лицемерие, если ты наговоришь много пустого, свидетельствует о слепоте твоего сердца 649 . Ведь неразумными истина считается руганью 650 ». 35 . Проконсул Перенний сказал: «И мы знаем, что Слово Бога – родитель (γενντωρ) души и тела праведников, сообщившее и научившее, что угодно Богу» 651 . 36 . Аполлос сказал: «Он – Спаситель наш Иисус Христос, родившийся как человек в Иудее, во всем праведный и исполненный мудрости Божьей; Он, Который через страдания прекратил власть грехов, человеколюбиво наставил нас, Кто Бог всего и что цель добродетели – возвышенный образ жизни, согласовав это с людскими душами. 37. Ведь Он научил обуздывать гнев, умерять страсть, сдерживать наслаждения, прогонять скорбь, жить сообща 652 , приумножать дружбу, очищаться от тщеславия (κενοδοξαν) 653 , не заниматься отмщением обидчикам, презирать смерть по законному решению – не из-за беззакония 654 , но из-за того, что переносим беззаконие, а еще: слушаться закона, который Им дан, почитать царя 655 , чтить одного [Бессмертного] Бога 656 , верить, что душа бессмертна, уверовать в суд после смерти, уповать на награду за труды добродетели после воскресения, которая Богом будет дана тем, кто прожил благочестиво. 38 . Этому обучив нас на деле (νεργς) и убедив многими доказательствами, Сам Он получил великую славу добродетели, став жертвой зависти невежественных людей, как праведники и философы до Него, ведь праведники неправедным без надобности 657 . 39. Поэтому и говорят, что безумцы беззаконно сказали: «Свяжем праведника, так как ни к чему он нам» 658 . 40. И у эллинов некто, как мы знаем, сказал: «Праведный подвергнется бичеванию, пытке, связыванию, выжиганию глаз, наконец, после всех мучений, его пригвоздят к столбу» 659 . 41. Как вследствие этого афинские сикофанты 660 беззаконно обрекли на смертный приговор (κατεψηφσαντο) Сократа, убедив и народ, так и нашего Учителя и Спасителя некие злодеи, связав, осудили на смерть, как и пророков, которые возвестили много славного о некоем муже, который придет, справедливый во всех вещах и добродетельный, который, принеся благо людям, убедит их обратиться к добродетели почитать Бога всего, Который нами прежде всех почитается, так как нас научили благочестивым заповедям, которых мы еще не знали, и с тех пор не сбиваемся. 42. Даже если и была бы заблуждением, как вы думаете, утверждение о бессмертии души, суд после смерти, награда добродетели в воскресении и Бог-Судья, мы бы радостно обрели эту «ошибку», так как прежде всего благодаря ей мы научились праведно жить, имея надежду на будущее 661 , впрочем, пока претерпевая противное».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010