Диакон Великой и державной силы Пресвятого Креста на помощь нам у Господа просим. Лик Подай, Господи. Диакон Еще о единстве истинной и святой веры нашей Господу помолимся. Лик Господи, помилуй. Диакон Сами себя и друг друга Господу Вседержителю Богу нашему предадим. Лик Тебе, Господи, предаем себя. Диакон Помилуй нас, Господи Боже наш, по великой милости Твоей, скажем все единогласно. Лик Господи, помилуй, трижды 648 . Диакон Благослови, Владыко 649 . Священник же читает тайно следующую молитву: Господи Иисусе Христе, Спаситель наш, великий в милостях и щедрый в даровании благодеяний Твоих! Ты, Который по Своей воле в этот час претерпел крестные страдания и смерть за грехи наши и даровал обильно благодать Святого Духа Твоего блаженным апостолам: Господи! Молимся Тебе, сделай и нас участниками божественных Твоих даров, в оставление грехов наших и принятие Святого Твоего Духа 650 . Гласно: Да будем достойны благодарственно славословить Тебя с Отцом и Святым Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. И, обратившись к народу, говорит: Мир всем. Лик И духу Твоему. Диакон Господу помолимся 651 . Лик Тебе, Господи. Священник Христе, Спаситель наш, миром Твоим 652 , превосходящим всякий ум и слово, утверди нас и сохрани без боязни 653 против всякого зла и сподоби нас с истинными Твоими поклонниками покло­няться Тебе духом и истиной. Ибо Всесвятой Твоей Троице 654 при­надлежит слава, держава и честь ныне, и всегда, и во веки веков 655 . 656 Благословен Господь наш Иисус Христос, аминь. Диакон Благослови, Владыко. Священник Господь Бог да благословит всех вас 657 . Диакон Никто из оглашенных, никто из маловерных 658 и никто из кающихся и нечистых да не приближается к этому Божествен­ному Таинству 659 . Лик Тело Господне и Кровь Спасителя суть 660 перед нами, силы небесные невидимо поют и говорят: свят, свят, свят Господь сил. Во время этого пения диакон снимает со священника митру и наперсный крест, предстоящие и всё духовенство на клиросах становятся на колени во время перенесения даров с жертвенника на престол 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 643 Там же. 644 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 265. 645 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4; Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 265; Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 2. С. 3–4. 646 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 266. 647 Цит. по: Там же. С. 265. 648 См.: Там же. С. 266, примеч. 4. 649 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 652 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 266–267. 653 Он же. Исторический обзор… С. 302. 654 Октоих. Глас 8. Суббота. Утреня. Канон. Краегранесие. 655 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 302. 656 Он же. Историческое учение… Т. 3. С. 267. 658 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 135–137. 659 Там же. С. 149–152. 660 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. — А. Б. 661 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 304. 662 Там же. С. 303–304. 663 Минея. Месяц ианнуарий, 21. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 664 Минея. Месяц ноемврий, 22. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 1. 665 Минея. Месяц ноемврий, 10. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 2. 667 Минея. Месяц декемврий, 28. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 2. 668 Минея. Месяц септемврий, 18. Утреня. Канон 2. Песнь 3, тропарь 1. 669 Минея. Месяц ноемврий, 23. Утреня. Канон 3. Песнь 4, тропарь 1. 670 Минея. Месяц ноемврий, 12. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 2. 671 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. — М. И. Служба им писана 14–го дня. — Ред. 673 Минея. Месяц август, 21. Утреня. Канон. Песнь 9, тропарь 4. 674 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 1. 675 Минея. Месяц септемврий, 18. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 676 Минея. Месяц март, 23. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. 677

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

До последнего времени принимался 891 г., вычисленный Пагием на основании старинного счета лет церковного отлучения Фотия, сохранившегося в так назыв. Breviarium synodi octavae. Mansi XVI 451 (Baronii Annales ecclesiastici, t. XV Lucae 1744, p. 422 seq. Pagi n. 5. Cf. Cuper. Historia chronologica patriarcharum constantinopolitanorum. Acta Sanctorum. Augusti t. I, p. 112, n. 659). Анонимный автор breviarium’a замечает между прочим: μχρι τς σμερον ME´ τη ναθεματζεται Φτιος, προδλως π το ππα Λοντος ως το Φορμσον. νδεκα γρ τη ναθεματζετο κοσμικς ν, κοινωνικς τ καθρημν κα νατεθεματισμν Γρηγορ τ Συρακοσης κα λλα ΛΔ´ τη φ’ ο γνετο ββς (Mansi XVI 452). Начало церковного отлучения Фотия автор приурочивает к моменту вступления на кафедру патр. Игнатия, т. е. к июлю 847 г. (по прежним вычислениям 846 г.). Присоединяя к этой дате 45 лет отлучения, получаем 892 (или 891) год. Пападопуло-Керамевс отверг это вычисление, как основанное на сомнительном, неточном и позднем свидетельстве – Breviarium, по его мнению, появился не ранее XV века – и предложил свое вычисление. (Παπαδπουλος-Κερμευς Πατριρχης Φτιος ς πατρ γιος τς ρθοδξου Καθολικς κκλησας. Byzantinische Zeitschrift В. VIII 1899. S. 649 flg.). В 897 г. Стилиан еп. неокесарийский, личный враг Фотия, ведший против него жестокую борьбу, обращается в Рим к папе с просьбой возвратить ему, Стилиану, письмо, писанное им семь лет тому назад папе Стефану V (885–891) против патр. Фотия. Просьба обусловливалась тем, что Стилиан, оставляя прежнюю вражду, примиряется с памятью Фотия и соединяется с церковью. Этот неожиданный переворот, произошедший в 897 г. в воззрениях старого врага Фотия, П.-Керамевс объясняет тем, что именно в этом году (6 февр.) умер Фотий, и слух о чудесах над его мощами привел в смущение Стилиана. Когда вскоре после кончины, в неделю православия, к-польская церковь торжественно провозгласила Фотия блаженным и осудила всё, что было написано или произнесено на соборах в осуждение ему, Стилиан поспешил заявить свое единение с церковью и потребовал из Рима свое письмо, которого, впрочем, папа Иоанн IX (898–900), отвечавший на запрос Стилиана, в Риме не отыскал. Epist. papae Joann. IX ad Stylianum. Mansi XVI 456–457. Предположение П.-Керамевса вполне правдоподобно, и установленный им год смерти Фотия уже принят учеными. Vgl. Die Kultur der Gegenwart. Theil I. Abt. VIII. Wilamowitz-Moellendorff. Karl Krumbacher. Die griechische und lateinische Litteratur und Sprache. Berlin und Leipzig. 1905. S. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имеет смысл кратко ознакомиться с готовыми принять их обителями. На Елеонской горе Геронтий, стоявший во главе монастырей Мелании, находился в оппозиции Халкидону. 648 Ниже по склону, в районе Гефсимании другая знатная уроженка Рима Флавия основала церковь и обитель мученика Юлиана, в которую в 454–5 гг. пришел молодой каппадокийский монах Феогний. 649 Гдето между этой обителью и воеточными вратами города стояла и знаменитая богадельня Пассариона. 650 Гостиницы же появлялись, главным обра30м, на пришедшем в запустение малолюдном западном гребне, заселение которого поощрялось властями. 651 Мы уже слышали о здешнем поселении Петра Иверийца, которое, судя по всему, находилось неподалеку от современной англиканской Christ Church. 652 Внутри и вкруг Башни Давида «верные» Церкви Воскресения устраивались самостоятельно и не имели специальной организации. 653 Еще дальше на юг, на нынешней территории Армянской Патриархии, там, где сейчас стоит церковь святого Мины, вероятно, находилась церковь и обитель, основанная другой знатной римлянкой, подругой императрицы Вассой, настоятелем которой был поставлен ученик Евфимия Андрей Мелитенский. 654 В ограде самого Святого Сиона главою киновии Пассариона был Елпидий. 655 Там же находился еще один монастырь, основанный не позже 466 года Евсторгием. 656 К Лонгину, старому каппадокийцу, жившему в Башне Давидовой, еще до кончины императора Маркиана 657 пришел молодой соотечественник из Могариссоса (Mogarissos), небольшого селения, находившегося в одной из долин, прославившихся впоследствии своими пещерными храмами. 658 Этот молодой человек, звавшийся Феодосией, с детства был певчим (ψλτης) и хорошо знал Писание и богослужебный устав Церкви. 659 Он внял древнему зову Святой Земли: «…Пойди из земли твоей … в землю, которую Я укажу тебе». По пути в Иерусалим он посетил Симеона Столпника. 660 Через какоето время Феодосии решил оставить Иерусалим и уйти в пустыню. Он ушел от Лонгина и вошел в число " spudaeí, приписанных к основанному еще одной знатной римлянкой Икелией (Icelia) в Кафизме, что на Вифлеемской дороге, монастырю, находившемуся гдето возле Колодца Волхвов (Колодца Мудрецов) и современного монастыря Илии Пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Итак, рассматривая, во-первых, сие святейшее определение Сына Божия: «и аз же тебе глаголю, яко ты еси Пётр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» 648 ; вы сами без сомнения верите, что сими словами Господь наш показал здание своей церкви на сей земли, основанное на исповедании блаженного Петра: «ты еси Христос, Сын Бога живого» 649 ; и что церковь его никогда ни от какой злой и адской силы не погибнет: притом вы, ежедневно читая святой Символ веры , исповедуете: «Верую во едину святую соборную и Апостольскую церковь ». Сие же есть несомненно, что церковь, то есть, все купно верные суть тело Христово. «Вы же, – глаголет Божественный Павел, – есть тело Христово, о уды от части» 650 ; Глава же церкви есть сам Христос, как то оный же Апостол учит: «и того даде главу выше всех церкви, ни же есть тело его» 651 ; тело же Христово суть все верные: поскольку они через причащение Божественной Евхаристии, которую церковь совершает, соединяются с телом Христовым, и составляют едино тело Христово. Из сего следует, что церковь Иисус Христова по непременному его определению пребывает даже до сего дня, яко и тело его пребывает. А что от неё отделён, тот отделён от тела Христова. Но где, и от кого ныне сия святая церковь существует? У вас ли? Нет: 1) поскольку святая церковь едина, как и тело Христово едино есть, нераздельное, ваша же секта разделена и раздроблена, по объявлению книги Обличение 652 на 37. Розыска 653 на 20 и книжицы называемой: «Историческое известие о раскольниках» 654 на 12 сект, разнствующих между собой, не согласующих, и друг с другом спорящихся. 2) Поскольку церковь Христову составляют не одни только мирские, но епископы, пресвитеры, диаконы, причётники купно с мирскими. Первая Иисус Христова церковь матерь церквей, основанная во «Иерусалиме» 655 , составлена была из Апостолов, пресвитеров, диаконов и мирских. Каждая же церковь , дщерь её, имела своего епископа, своих пресвитеров, диаконов, причётников и мирских 656 . Деяния Апостольские, послания Якова, Петра и Павла 657 , Апокалипсис Иоанна, правила Апостольские и соборные исполнены о сем свидетельств так, что и вы сами о том сомневаться никак не можете 658 . В вашей же секте, оставляя все другие секты, кои хуже вашей, не имеете вы ни епископа, ни священников, ни диаконов, ни причётников 659 . Говорю я, что не имеете вы ни Священников, ни диаконов, ни причётников, поскольку те два или три, которых вы имеете, суть наши, то есть, рукоположенные от православных епископов, или истину сказать, ни наши, ни ваши. Ибо они, будучи по правилам за свой гнусные беззакония извержены, или запрещены, либо за побег от церкви, и своего епископа, без позволения и благословения которого по правилам Апостольским 660 и соборным 661 никакое священнодействие не бывает, не только не могут священнодействовать, но ни же достойны суть Священниками и диаконами нарицаться. Ибо 15 правило Апостольское повелевает им быть, яко мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Лазаря, 634 Иоанна Предтечи, населенный грузинами. 635 В провинции монашеская жизнь по-прежнему сосредоточивалась главным образом в Южной Италии, на горах Латре и Олимпе вифинском. Из многочисленных монастырей южных провинций Италии в рассматриваемое время, кроме вышеупомянутых, существовали: св. Петра в Таренте, называвшийся еще монастырем свв. апостолов Петра и Павла, 636 св. Николая, 637 св. Анании, 638 свв. Филиппа и Николая в Таренте, 639 Богородицы на горе Арате, 640 св. Марии, называемый монастырем Кир-Зосимы ( το Ζωσμου, de Zozimo) в Калабрии, близ Салерно, 641 св. Апостолов, 642 апостола Андрея в Калабрии, 643 св. Николая в городе Монополисе, 644 Богоматери в местечке Кадосса, 645 неизвестный по имени монастырь в крепости св. Агаты близ Неаполя, 646 арх. Михаила близ города Пальмы, 647 Аренарий, женский, в Россано или близ него, 648 Кас- теллянский ( τ το Καστελλνου λεγμενον μοναστριον), вероятно, находившийся в стенах города Кастеллянеты, 649 Михаила Фавальского ( τν Φαυλων) в Калабрии, 650 св. Анастасия в Риме, 651 Стила 652 близ Неаполя и Маммолы. 653 Из латрских монастырей в рассматриваемое время существовали: св. Павла, Лампония, или Келливарский, Карейский и Спасителя τν γαρων; 654 из олимпийских – Кафара, Большие Келлии, 655 Мидикийский 656 и Синкелла, 657 из которых первые три были в харистикии у знаменитого византийского писателя и государственного деятеля XI в. Михаила Пселла . На Олимпе фессалийском существовал монастырь Крании ( τς Κρανεας). 658 Местом монашеского подвижничества в X в. является еще одна гора – Ган, сделавшаяся впоследствии одним из видных пунктов монашества. Гора находилась в Македонии, на берегу Пропонтиды, недалеко от города того же наименования. В середине XI в. монастырь на Гане предлагал себя в харистикию вышеупомянутому Михаилу Пселлу , но цели не достиг. 659 Из других провинциальных монастырей известны: Мантинийский в феме Букелларионе, послуживший местом заключения матери Прусиана Болгарина; 660 Моноватон ( τν Μονοβτων), куда был сослан императором Михаилом Калафатом монах и орфанотроф Иоанн, глава пафлагонской фамилии; 661 Кузина ( το Κουζηνο) в феме Фракисийской, где за возмущение был заключен императором Константином Мономахом Никифор Протевон, правитель Болгарии; 662 Нарсийский в Эгейской феме; 663 Мунтаниев и Артигена ( ρτιγενος) в Кизической митрополии; 664 Четырех Церквей ( τν τεσσρων κκλησιν) 665 в Македонии; Касторийский ( ν Καστωρεα) в Македонии; 666 монастырь Θρουχος αθεου на горе Врахионовой близ Милета, содержавший в 1045 году от 200 до 300 монахов; 667 два монастыря на реке Сангарисе в Опсикийской феме, из которых один назывался монастырем Траяна ( το Τρανου) и был посвящен апостолам Андрею и Иоанну, 668 а другой, неизвестный по имени, был прославлен игуменом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Но вторая часть миссии Осии – именно, примирение спорящих – не удалась. Все усилия императора и Осии разбились о неуступчивость Александра и Ария 649 . После этого император решился прибегнуть к собору. Единолично ли Константин пришел к этому решению или оно было внушено ему Осией – вопрос спорный. Слова Сульпиция Севера: Nicaena sunodus auctore illo confecta habebatur 650 по-видимому, разрешают эту альтернативу в том смысле, что никейский собор – был делом самого Константина. В этом нет ничего удивительного. Как истинный христианин, Константин необходимо должен был прийти к этой форме разрешения спора, как такой, которая была на уме у всякого искреннего христианина того времени. По сообщению Евсевия 651 император почтительными грамотами – τιμητικος γρμματι – отовсюду пригласил епископов на вселенский собор. Счастливый случай сохранил до нашего времени в сирийском переводе названное пригласительное послание императора. Оно гласит следующее 652 : Epistola Constantini imperatoris ad episcopos. Nil mihi adeo cordi esse quam pietatem erga Deum omnibus notum existimo. Quoniam autem autea synodum episcoporum adunari in urbe Ancyra Galatiae placuerat, nunc, multis de causis, satius esse visum est ut adunetur in urbe Nicaea Bilhyniae, sive ut facilius de Italia et de reliqua Europa episcopi ad eam fistinent, sive quia salubrior est in ea aeris temperies, sive ut ego ipse adesse possim partemque habere iis quae fient. Quapropter, dilecti fratres, notum vobis facio ut omnes ad civitatem praedictam, Nicaeam, inquam, congregari quam primum volo. Unusquisque vestrum, iis quae potiora sunt attendeus, ut antea dictum est, accedere absque mora velociter festinet, ut praesens ipse iis quae aguntur assistat. Deus custodiat vos, fratres dilectissimi! Ha зов императора откликнулись все епископы христианства и стали стекаться в Никею. Общее число членов не поддается точному определению. Известие трех участников собора, именно Евсевия, Евстафия и Афанасия, не совпадают 653 . Евсевий число участников определяет круглым числом – более 250 654 . Напротив Евстафий прямо указывает на 270 655 . Афанасий число никейских Отцев определяет различно. В ранних своих произведениях 656 он утверждает, что участников было более или менее 300. Напротив к концу своей жизни число никейских Отцев 657 он установил уже точно 318 и это число – число слуг Авраамовых 658 – своим авторитетом освятил на все последующее время 659 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Обыкновенный гром устрашает и орошает: орошает через облака, устрашает через звук. Голос Иоанна также имеет, эти свойства: орошает Церковь и поражает скопище еретиков 645 . По вопросу о внешнем поводе к написанию евангелия св. Златоуст всецело стоит на почве церковной традиции. Так как первые три евангелиста старались по преимуществу изложить историю земной жизни Христа, то учению о Его божестве угрожала опасность остаться нераскрытым. Побуждаемый Христом, Иоанн и приступил к написанию евангелия. Поэтому, не с земного, подобно прочим евангелистам, а с небесного, которое главным образом имелось в виду, начал свою книгу ев. Иоанн 646 . Из второй половины новозаветного канона о книге Деяний апостольских Златоуст говорит, что она может принести не менее пользы, чем Евангелие. Книга исполнена высокого любомудрия, чистоты догматов и обилия чудес, совершенных Св. Духом 647 . Всё, что заключается в этой книге, достойно удивления 648 . В ней таится великое сокровище 649 . Деяния излагают не только миссионерские подвиги св. апостолов, но и многие догматы, лежащие в основании нашего спасения ( τς οκονομ ας) 650 . Св. Лука был причастен Духа 651 . Он был не сочинителем книги, а служителем благодати Духа, потому что не сам произвёл сказанное, а послужил сказанному 652 . В одном случае Златоуст говорит, что книгу написал Дух Святой 653 , в другом – творцом её называет Христа 654 . Из посланий апостолов к канону Златоуст относит три соборных послания и четырнадцать павловых 655 . Первовиновником посланий св. апостолов Златоуст называет или Христа, или Св. Духа. Он учит, что Христос говорит, возвещает через апостолов 656 , двигает устами, душами их 657 , преподаёт через них Свои законы и догматы 658 . Собственно о вдохновении св. апостолов, как писателей, Златоуст говорит: апостолами двигал Дух Божий 659 , апостолы писали по внушению Духа Божия 660 , излагали, преподавали нам определения благодати Духа, божественное законы 661 , говорили не своё, а то, что внушает благодать Духа 662 ; наставления апостолов, следовательно, суть дело благодати Духа 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Причетник — младший член церковного причта (псаломщик, дьячок). 646 Паки — опять, снова. 647 Асессорша — жена асессора. Коллежский асессор — гражданский чин 8-го класса (равный военному чину майора). 648 …отставной бригадир и предводитель…— Бригадир — военный чин (между полковником и генералом). Предводитель — здесь: предводитель дворянства — выборный представитель дворянства (губернии или уезда), защитник его интересов перед властями и глава дворянского самоуправления. 649 Полотки — половинки домашней птицы соленой, вяленой, копченой или сушеной. 650 …из Кабинета. — «Кабинет его императорского величества» — управление личным имуществом, царя, через которое шли награждения драгоценными вещами. 651 Капральша — жена капрала. Капрал — первый чин после рядового (впоследствии — унтер-офицер). 652 …смокчет — чмокает. 653 …волшебница самого Самуила из гроба вызвала и Саулу тень пророка показывала…— см. прим. к стр. 16. 654 Марселиновое платье. — Марселин — легкая шелковая материя. 655 Рясное — обильное, густо унизанное; здесь: богатое плодами. 656 Иерейское слово. — Иерей — священник. 657 Привитавших — проживавших. 658 Покров богородицы — праздник. Праздновался 1 октября. 659 …пошел в заштат на кладбище…— пошел в кладбищенскую церковь сверхштатным священником. 660 …зли суще — будучи злы. 661 Епитимейка — уменьшительное от епитимия — церковное наказание. 662 Несмысль — глупый, несмышленый. 663 …у нас исповедь на всякий случай и особое применение в гражданском управлении имеет, которого нам лучше не касаться. — Имеется в виду обязанность священников доносить о «политических преступлениях», если они узнают о них на исповеди. 664 …да тихое житие поживем во всяком благочестии — неточная цитата из Нового завета — (1-е послание к Тимофею, II, 2). 665 Протопоп, или протоиерей — священник высшего чина. 666 Ключарь — священник в соборной церкви, заведующий церковной утварью. 667 Непременный член (совета и т. п.) — название должности. Непременный — несменяемый. 668 Кузин — вместо: кузен. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Св. Киприан: «истинная, спасительная и святая вода Церкви (так называет св. отец её учение) не может измениться и повредиться, как сама Церковь неповрежденна (incorrupta), чиста и целомудренна»; и в другом месте: «те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но Церковь , которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадет от Него (nunquam ab eo ommino recedere)» 646 . Св. Александр Александрийский : «(исповедуем) единую кафолическую и Апостольскую Церковь , непобедимую всегда, хотя бы вооружился на неё весь мир, и победоносную над всяким нечестивым восстанием неправославных» 647 . Феофил Александрийский: «Бог во все времена дарует Церкви своей одну и ту же благодать, чтобы сохранялось всё тело, и ни в чём не воспреобладал яд еретических догматов» 648 . Св. Златоуст: «горою называет (Пророк) Церковь и непреоборимость её догматов 649 . По истине, Церковь есть гора по твёрдости, крепости и несокрушимости: ибо как гору невозможно поколебать, так и Церковь Божью 650 . Церковь не обдержится качеством времён, но управляется благодатью Духа Святого, и потому не состаревается, ни ослабевает, ни преодолевается, будучи многими теснима» 651 . Св. Исидор Пелусиот : «вратами адовыми Слово Божье назвало сонмища безбожников и богохульства ересей, которым всем противится Церковь Божья, сама побеждает их, но от них не побеждается ( υ κατακυριυεται») 652 . Блаж. Августин: « Церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утверждение истины " 653 . Св. Кирилл Александрийский : « Церковь непреоборима совершенно ( κλνητος παντελς), имея Христа основанием и непоколебимой опорой» 654 . Такие же точно отзывы о непогрешимом учительстве Церкви встречаются и у очень многих других учителей: у Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского , Афанасия и Василия Великих 655 , Амвросия 656 , Епифания 657 , Иеронима 658 , у нашего Митрополита Филиппа 659 , Святителя Димитрия Ростовского и других 660 . § 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010