—472— Дамаскин все же по преимуществу остается творцом, а не компилятором, как для Догматики. Таким образом, темой настоящего очерка будет не антропология собственно Иоанна Дамаскина , но скорее церковно-отеческая антропология по творениям последнего 646 . При изложении своего предмета мы будем держаться намеченного уже нами деления антропологии на формальную и материальную. I. Приступая к изложению формальной антропологии Дамаскина, надо наперед сознаться, что она не представляет собою особенно живого интереса. Давая краткое определение человека, как животного разумного смертного, причастного уму и знанию 647 , Дамаскин говорит, что человек, как созданный по образу Божию, представляет собою малую, но драгоценнейшую из всех тварей Божиих 648 . У него же мы читаем прекрасные слова Григория Богослова о том, что человек, будучи смешением из двух природ, есть образец высшей мудрости и великолепия, некоторая связь видимой и невидимой природы 649 , второй мир: малый в великом, другой Ангел, зритель видимой твари, таинник —473— умосозерцаемого творения, царь всего находящегося на земле, подчиненный горнему Царю, земной и небесный, преходящий и бессмертный, видимый и умопостигаемый, средний между величием и ничтожеством 650 , в одно и то же время дух и плоть, однако вследствие своего тяготения к Богу делающийся богом 651 . Если же человек – другой Ангел, то и назначение его есть «дело Ангелов: неусыпно и непрестанно воспевать хвалы Творцу и наслаждаться Его созерцанием» 652 . По мысли Творца, человек посредством всех тварей должен был возвыситься к Нему и от всего собрать себе один плод: Бога, Который есть истинная жизнь 653 . В учении о составе природы человека мы не встречаем у Дамаскина колебаний. Везде он держится дихотомии: «человек двойной» 654 , он «создан с двоякою природою» 655 , душа и тело составляют всего человека 656 . Учение ап. Павла о духе, как третьей составной части человека, в 1Сол.5:23 Иоанн, сходно отчасти с Иринеем Лионским , но главным образом следуя Златоусту, объясняет в смысле дара Духа Святого, подаваемого в крещении 657 . Если же некоторые Отцы считали иногда ум самостоятельною частию 658 , то Дамаскин вместе с Максимом Исповедником называет ум не иным по сравнению с душою, но чистейшею частию ее 659 . Насчитывая в одном

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

606 Сейчас там городок Сен-Клод, названный в честь епископа, бывшего настоятелем монастыря в VII в. Монашеская община существовало здесь до XVIII века. 620 Раздел написан на основании сочинения И. М. Концевича «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Глава 4. В настоящем очерке основное внимание уделяется не столько пересказу житий, которые известны достаточно хорошо, сколько разъяснению особенностей духовного пути русских подвижников, характеристике различных направлений монашеского подвига и их взаимовлиянию. 630 Из примеров личного подвига преподобного Феодосия приведем только один – как Преподобный проводил Великий пост . Простившись с братией в Прощеное воскресенье, он брал несколько ковриг хлеба и удалялся в пещеру, те затворялся в келии и засыпал себя землей для совершенного безмолвия и уединения. О монастырских делах переговаривался в субботу или воскресенье через небольшое оконце. В монастырь игумен возвращался в канун Лазаревой субботы и Страстную Седмицу проводил уже вместе с братией. См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т.2. С.649. 636 Житие Феодосия, игумена Печерского, списание Нестора, по харатейному списку XII в. Московского Успенскаго собора/Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – М., 1899. Кн.2. С.54. Цит. по: Концевич И. М. Стяжание Духа Святого... С.124. 659 Кадлубовкий А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. – Варшава, 1902. С.203–207. Цит. по: Концевич И. М. Стяжание Духа Святого... С.141. [Далее: Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы...]. 709 Рукописное наследие преподобного Паисия сохранилось не полностью. Святитель Игнатий сообщал: «Нямецкие старцы пишут, что у них прежде было много рукописей, но большая часть из них погорела при случавшихся в монастыре пожарах» (Письмо иеросхимонаху Макарию (Иванову) от 11.07.1846/ Игнатий (Брянчанинов) , свт. Странствие ко вратам вечности. 2001. С.65). 712 При игумене Назарии из валаамской братии была отправлена на Аляску группа миссионеров, в числе которых был прп. Герман Аляскинский. Он был носителем Паисиевой традиции, учил других умному деланию, молитвой останавливал наводнение и пожар, обладал даром прозорливости. (См.: Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. 2006. С.58).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

632.  Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639.  Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640.  Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642.  Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648.  Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650.  Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651.  Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652.  Сократ. Церк. ист. V, 21. 653.  Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655.  Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656.  Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657.  Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659.  Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660.  Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661.  Сократ. Церк. ист V, 22. 662.  Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

632. Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638. Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639. Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640. Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641. Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642. Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645. Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648. Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650. Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651. Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652. Сократ. Церк. ист. V, 21. 653. Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655. Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656. Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657. Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659. Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660. Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661. Сократ. Церк. ист V, 22. 662. Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

638 . Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. 639 . Разъяснение архиепископа Никона.– Новое время, 27.08.1913 13455). 640 . Раскаяние имебожцев. – Земщина, 2.05.1914 1655). 641 . Расследование афонских событий. – Русское слово, 18.08.1913 190). 642 .Расследование афонского бунта.– Утро России, 23.08.1913 194). 643 . Резниченко А. И. Философия имени: онтологический аспект (о. С. Булгаков , А. Ф. Лосев ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997. 644 . Религиозное смущение на Старом Афоне (Из частного письма). – Колокол, 10.02.1912 1753). 645 . Речь епископа Анатолия по смете Св. Синода (сказанная 28 апреля). – Колокол, 1.05.1914 646 . Рожков Владимир, протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. Рим, 1975. 647 . Розанов В. В. Сахарна. М., 1998. 648 . Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. – Исторический вестник 3, 1999. С. 89–152. 649 . Рубцов М. Василий Васильевич Болотов . Тверь, 1900. 650 . Русинов. Константинопольские письма. Ч. 2. Афонские дела. – Русская молва, 18.05.1913 154). 651 . Русский Афонит. Иоанниты тут. – Колокол, 1.05.1913. 652 . Русский Афонит. Осуждение имеславцев патриархом Германом. – Колокол, 2.05.1913. 653 . Русский Афонит. Печальная летопись современного Афона.– Колокол, 10.02.1913. 654 . Русский Афонит. Продолжение скорбной летописи на Афоне. – Колокол, 17.02.1913. 655 . Русский Афонит. Продолжение скорбной летописи на Афоне. – Колокол, 1.05.1913. 656 . Русский Афонит. Слепой вождь. – Колокол, 1.05.1913. 657 .Русское посольство на Афоне. – Русские ведомости, 9.08.1913 183). 658 . С. Внутренние известия. У иеросхимонаха Антония Булатови-ча. – Новое время, 14.03.1914 13651). 659 . С. К. [Без названия]. – Московский листок, 26.06.1914 146). 660 . С. К. Суд над имябожцами. – Московский листок, 18.04.1914 89). 661 . С. М. Русская политика на Афоне. (Беседа с П. Б. Мансуровым). – Новое время, 12.05.1913 13 349). 662 .Саблер и Афонская ересь. – Русская молва, 2.08.1913 229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

640 Полянский, впоследствии еп. Уфимский, ныне на покое в Петропавловской пустыне Раненбургского у. Рязанской губернии. 644 К сожалению, при собеседовании с О. Белороссовым, я не мог вспомнить и поблагодарить его за доставленную им мне в декабре 1868 г. брошюру: «Заметки по истории Церкви в Англии» и пр. Спб. 1868 г., вып. 1­-й (дальнейших выпусков, кажется, не было). 649 Имеется в виду Голосеевская пустынь, служащая летним место­-пребыванием Киевских митрополитов. 659 Пожар был не в воскресный день, а в субботу, как это видно из донесения благочинного Ф. Ивашщкого. 661 «О житии Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве. Спб. 1860», а прежде в «Нашем Времени» 34­ он поместил статью: «Иван Яковлевич, лже­пророк». См. к сему книжку Я. Горицкого, Протест Ивана Яковлевича на господина Прыжова за название его лжепророком. Москва. 1861 667 Генерал, † 19 Февраля 1849 г., автор рассказов и драматических произведений из военной жизни. 674 Василий Осипович, ныне ординарный профессор Академии и Московского Университета, доктор Русской Истории. 676 Алексеевич, бакалавр патристики, действительно занявший место покойного о. Попова, ныне протоиерей и настоятель Казанского собора в Москве. 686 На кафедру Туркестанскую и Ташкентскую, на которую назначен был 12 Ноября 1871 г. еп. Новомиргородский Софония Сокольский ; архимандрит Александр в том же 1871 г. Ноября 17 назначен был настоятелем посольской церкви в Риме и по смерти еп. Софонии († 26 Ноября 1877 г.) 31 Декабря 1877 г. был назначен еп. Туркестанским. 692 Вышеупоминаемого; имеется в виду его статья: Вторая апология по новому вопросу (Приб. к Твор. св. отцев, 1871 г. ч. XXIV), т. е. о церковном суде, по поводу статей о том же проф. Н. К. Соколова в Прав. Обозрении, см. выше, стр. 435, прим. 2. В том же томе Прибавлений ранее была напечатана его другая статья: «Новый вопрос в православной русской церкви», по поводу тех же статей. Ответ на эти статьи в Прав­ Обозрении Октябрь и Ноябрь 1871 г. 721 Имеется в виду книжка «О принесении части святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцкий Спасо-Евфросвниевский Монастырь. Витебск. 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

642)  Августин. О природе и происхождении души. 3.9.12. Мартин Турский укрылся в церкви и был посвящен в катехумены в десять лет, против воли родителей-язычников. См. Сульпиций Север. Житие св. Мартина Турского. 1. 643)  Августин. Об оглашении необученных. 2.3. 644)  Августин. Об оглашении необученных. 10.14–15. 645)  Августин. Об оглашении необученных. 13.19. 646)  Августин. Об оглашении необученных. 26.51. 647)  Августин. Исповедь. 9.4.8. 648)  Августин. Об оглашении необученных. 5.9. 649)  Августин. Об оглашении необученных. 4.8. 650)  Никита Ремезианский. О пользе гимнов. 13–14. 651)  Неизвестный. Житие Цезария Арльского. 1.27. Четвертый Карфагенский собор (398?). Правило 24: “Покинувший храм во время проповеди пресвитера да будет отлучен”. 652)  Августин. О крещении, против донатистов. 4.21.28; Гиппонский собор (393 г.). Правило 19. 653)  В древности обряд “дуновения” проводили непосредственно перед крещением. См. главу вторую. О проведении этого обряда в Риме ок. 500 г.: Иоанн Диакон. Послание к Сенарию. 3//PL 59.402; Геласиев служебник//PL 74.1084. Амвросий Медиоланский (О таинствах. 4.20) упоминает только о печати креста. На таинство соли, возможно, ссылается Игнатий Антиохийский: “Осолитесь в Нем, дабы никто из вас не совратился” (Магнезийцам. 10). 654)  Августин. О заслугах, оставлении грехов и крещении младенцев. 2.26.42. 655)  Августин. Проповеди. 32.13; 97А.3; 301 А.8; Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 3.2. Ср. Феодор Мопсуэстийский. Книга для крещаемых. 13.17. 656)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 11.3. 657)  Августин. Проповеди. 301А.8. 658)  Августин. Незаконченный труд против Юлиана. 3.199. 659)  Иоанн Диакон. Послание к Сенарию. 3; ср. еще более позднее описание Исидора Севильского (†636): О церковных установлениях. 2.21.3//PL83.815A. 660)  Третий Карфагенский собор (397 г.). Правило 5. 661)  Ильдефонс Толедский (†667?). О смысле крещения. 26//PL 96.122. 662)  Августин. Незаконченный труд против Юлиана. 6.5.11. 663)  Августин. Исповедь. 1.11.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

644 Fornara, Nature of History, 143–54; Judge, «Rhetoric of Inscriptions,» 819. This should trouble us only if we evaluate such works by the standards of modern historiography; ancient historical speeches were a different genre (cf. Fornara, Nature of History, 142). 648 Ibid., Nature of History, 160–61 (also claiming that even Pompeius Trogus, the worst offender, avoids «free fiction»). Problems arose only when Romans tried to write «ancient» history for which they no longer had oral sources (pp. 166–67). 649 Other writers such as Sallust imitated Thucydides» use of speeches, but sometimes with less historical caution (Cary and Haarhoff, Life, 263). On the general sense of, and debate surrounding, the quotation, see, e.g., Kennedy, «Survey of Rhetoric,» 15; Porter, Paul in Acts, 110–12; idem, «Thucydidean View?» 651 Gempf, «Speaking,» 283. Also Witherington, Acts, 40, who sees Livy as one of the more expansive writers (because he wished to demonstrate his rhetorical artistry). 653 Ibid., 264; see more fully the nuanced discussion in Fornara, Nature of History, 142–68, esp. 167–68. 657 Thucydides 1.22.1; Satterthwaite, «Acts,» 355–56. Public speeches, like battles, were viewed as crucial historical events (Gempf, «Speaking,» 261). 658 Aune, Environment, 91 (though rhetorical handbooks lead us to doubt this was ever the ideal). 659 Cf., e.g., the positions of Cadbury, Acts in History, 40–41; Hengel, Acts, 60; Blaiklock, «Acts.» For various views, see the summaries and evaluations in Gasque, History, esp. 306–9; Wilson, Gentiles, 255–57, 267. 660 Cf. consistent use of devices such as interruption (Horsley, «Speeches») and common structural patterns (cf., e.g., Goulder, Acts, 83; Zehnle, Discourse, 19–23). Such patterns need not indicate wholesale secondary composition, however (Ridderbos, «Speeches,» 9, compares Jesus» Matthean discourses). Robinson, Studies, 139–53, pointed to theological divergences in some speeches (Acts 3 reflecting very primitive features), suggesting prior tradition.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

645 Heinichen . Commentarii, p. 719 (Novella CXXIII. Cap. 23). 646 Hefele . Conciliengeschichte. В. Ill, 747. Frieb., 1877. 647 Соборное послание, упоминая о субинтродуктах епископа антиохийского Павла, затем добавляет о его пресвитерах и дьяконах, что «Павел помогал им скрывать и этот (сожитие с девственницами) и другие смертные грехи». Евсев., VII, 30. 648 Василия Великого прав. 89 (К хорепископам каноническое послание). 649 Творения св. Златоуста. Т. 1, стр. 416 (Слово III, гл. 4). Петерб., 1895. 650 Там же, стр. 460 (Сл. VI, гл. 1—2). 651 Творен. Григор. Богослова. Том I, стр. 60. М., 1843. 652 Творен, его, том I, стр. 424 (Ср. III, гл. 12). 653 Там же, стр. 426 (Ср. III, гл. 14). 654 Там же, стр. 431 (Ср. III, гл. 16). 655 Творен, его, стр. 463 (Сл. VI, гл. 4). 656 Там же. Т. I, стр. 33—35, 26. 657 Творения св. Златоуста, том I, стр. 428—429. (Сл. III, гл. 15). 658 Творения св. Златоуста, стр. 465—466 (Ср. VI, гл. 7). 659 Там же, стр. 425 (Ср. III, гл. 13). 660 Там же, стр. 460—461 (Ср. VI, гл. 2—3). 661 Там же, стр. 463, 464 (Ср. VI, гл. 5—6). 662 De officiis ministrorum. Идеал пастыря Амвросием начертан сообразно стоическому идеалу, как этот последний отразился в сочинении Цицерона De officiis, сочинении, имевшем большое влияние на указанное творение епископа Медиоланского. В частности, по Буассье, идеал латинского священника будто бы напоминает собой идеал римского жреца («Римская религия от Августа до Антонинов», русск. перев., стр. 288. Москва, 1878). 663 Из творения св. Амвросия Медиоланского: De officiis ministrorum. Издание П. Поспелова. Стр. 7—8. Киев, 1875. 664 Там же, стр. 8 и 9. Правда, изредка подобного же рода предписания встречаем и у восточных писателей. Например, по словам Феодорита, епископу или пресвитеру следует быть «степенным и в выговоре (дикции), и в наружности, и во взгляде, и в походке», но восточный писатель добавляет, «дабы и в теле было видно душевное целомудрие», т. е. он придает своим предписаниям исключительно нравственный характер (Н. Н. Глубоковский. феодорит, епископ Киррский, Т. I, 46. М., 1890). Да притом же восточные писатели не входят в мелочные подробности при указании внешних требований пастырского благоповедения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

645 ν τ κυριακ (от κυριακς – господний) μρ, в день недельный (слав. перев.), в день воскресный (рус. перев). – От 1:10. 649 Первая апология, представленная в пользу христиан Антонину благочестивому, § 67. Перев. Преображенского. 1892 г., стр. 99. 652 Это уважение, оказываемое субботе, не было уступкой иудействующим, так как праздновалась суббота не по иудейски – покоем, а по христиански – совершением литургии. Оно вызвано было высокой степенью религиозной ревности, вследствие которой христиане желали посвящать Богу больше, чем один день в неделю Смирнов Д. Цитов. сочин., стр. 99. 659 Отношение Евангельск. нравоуч. к зак. Моисееву и к учен. книж. и фарисеев по нагорн. пропов. Иисуса Христа. «Вера и Разум». Том. I, Часть 1. 1895 г., стр. 153. 660 Творения. Том 12. 15 бес. на Посл. к Евр., пунк. 1. 1906 г., стр. 137. Объясн. блаж. Феофилакта см, вып. 2 нашего Руководства для бесед. 1913 г., стр. 109. 667 Вторая кн. Моисея «Исход» в перев. и с объясн. «Вера и Разум». 1890 г., т. I, Часть 2, стр. 355. 673 Несение одра исцеленным, хотя и было будничное дело, но оно убеждало его в исцелении, напоминало о чуде и побуждало к прославлению и благодарению Господа за Его милость. «Повелевает взять постель для того, – замечает блаж. Феофилакт, – чтобы удостоверить в совершившемся чуде, чтобы никто не почел оного за привидение. Ибо, если бы члены больного не утвердились и не укрепились, он не мог бы носить постель... Исцеляет в субботу, научая людей иначе понимать обряды закона и почитание субботы поставлять не в телесно понимаемом бездействии, но в воздержании от зла. Потому что закон, будучи законом всегда добротворящего Бога, не может воспрещать добро творить в субботу». Толков. на св. Еванг. от Иоанна. 1908 г., стр. 99. 678 Но не учением упразднил Иисус Христос закон, как может подать мысль неточный русский перевод – Еф.2:15 ; ср. Кол.2:14 . Это место читается по-гречески: τν χθραν ν τ σαρκ ατο, τν νμον τν ντολν ν δγμασι καταργσας, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением (Объясн, слова «учением» – ν δγμασι см. 1-е прим. на 53 стр. Руководства для бесед с баптистами, пашковц. и др. протоп., Д. И. Владыков. Вып. II. 1913 г; Еф. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010