«Епископ или пресвитер или диакон... в клятвопреступлении обличенный, да будет извержен из священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного» (25-е апост. правило). 537 «Клятвопреступник (мирянин) десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три – между слушающими писания, четыре – между припадающими, один стоя с верными, – и тогда сподобится причастия» (64-е правил. святого Василия Великого ; ср. 29-е прав., осуждающее клятву необдуманную «к соделанию зла другому»). 538 Указанные правила, возбраняя клятву ложную и необдуманную, свидетельствуют о позволительности клятвы истинной и законной в уважительных случаях. На 4-м вселенском соборе, именуемом Халкидонским, отцы собора постановили потребовать от египетских епископов, чтобы они дали клятвенное обещание разъяснить, почему они медлят подписать послание святого Льва, папы римского , к Флавиану. Это требование клятвы, исходившее от отцов вселенского собора, ясно говорит о том, что они считали ее вполне христианским делом в особых случаях. 539 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) Иисус Христос запретил клятву именем Божиим: «Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что от город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» ( Мф.5:34–37 ). Книжники иудейские и фарисеи, зная общее уважение и доверие к тому, что подтверждено клятвою и боясь ответственности пред законом за произнесение имени Божия в обыкновенных разговорах и сделках, не подлежащих контролю закона, установили клятвы сотворенными предметами. 540 (ср. Мф.23:16–18 ). Евреи клялись этими предметами во лжи, нарушали клятвенные обеты и думали, что за все это невиновны пред Богом, так как клятвы их не сопровождались произнесением имени Божия. Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон или пророков, но исполнить 541 Своим учением ( Мф.5:33–37 ), осудил установившуюся у евреев практику, восстановил истинный смысл закона о клятве и пресек поводы к обходу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подвиги мучеников, исповедовавших свою веру, являются и самой сильной проповедью. Далее, если мы обратимся к проповеди не только среди неверующих, но и среди христиан, то и здесь мы найдем многочисленные свидетельства в Слове Божием о том, что и миряне (впрочем, этого слова вовсе не знает Слово Божие, которое называет христиан просто: верующие, ученики, братия и т. п.) принимают участие в учительстве, так что существует даже особый дар учительства. Апостол Иаков делает следующее обращение ко всем верующим: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ), – здесь на всю братию возлагается обязанность учительства, связанного даже с душепопечительством (ср. также 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; 1Пет.4:10–11 ; Гал.6:1 сл.). Известно, что в Коринфской общине (как, по-видимому, и вообще в первенствующей Церкви) миряне учили не только в частных, но и в церковных собраниях ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ), хотя в конце апостольского времени, в виду сильного распространения лжеучений, обязанность церковного учительства сосредоточивается на предстоятелях Церкви ( 1Тим.1:7; 3:2; 5:17 ), и в конце II века (Ириней) это становится господствующей практикой, а вместе с этим исчезает и сословие самостоятельных церковных учителей, которые занимают еще такое высокое место в Дидахе (начало 1 века). Лишение мирян права церковного проповедания настолько утверждается в Церкви, что позднее оно узаконяется отцами VI всел. собора (прав. 64, которое запрещает мирянам публичное ( διδσκειν ), т. е. церковное проповедание), хотя и оно допустимо, как мы знаем, с разрешения и благословения церковной власти. Но если миряне не имеют власти церковного, т. е. богослужебного, проповедания, как и активного участия в совершении священнодействия, во время которого слово проповедуется, то от них этим не отнимается права прицерковного, внебогослужебного, а уже тем более внецерковного проповедания. И во всяком случае, кроме богослужебного проповедания, известные ограничения в учительстве мирян вводились по соображениям дисциплинарно-практическим, но отнюдь не харизматическим, не в силу несовместимости его со званием мирянина. В Церкви нет места немоте, безгласию и слепому послушанию, ибо говорит апостол: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь игу рабства» ( Гал.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; 64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. 65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, 66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; 67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, 68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. 69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, 70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих 71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. 72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 77 Н. Гребнев ПСАЛОМ 77 Народ мой, слову моему внемли, Закон Господень возвещать я буду, Чтоб притчи древние родной земли Не прятать нам и не таить под спудом. Затем, чтобы от племени грядущего Не скрыть ни слов, ни воли Всемогущего, Чтоб похвалиться нам Господним чудом. Господь, закон и путь нам указав, Великой благодатью нас отметил, Он учредил и даровал устав Своим рабам — всем нам и нашим детям, Чтоб жил закон, что праведен и прав, Покуда жив наш род на белом свете. Чтоб вечно лишь на Бога уповать, Ни дел, ни слов Его не забывать, Как наши праотцы в былых столетьях. Да не случится стать ни вам ни нам Подобием Ефремова колена, К изменам склонным, склонным к мятежам, Не к слову Божью, а к тому, что тленно. Они забыли, кем закон им дан И что на свете лишь в Господней воле Их вывести из края египтян, Явить им чудо на Цоанском поле. Бог может знак подать, сказать: «Пусть ныне Пред племенем Господним море схлынет, А пред врагом восстанут пусть валы!» Он знак подаст, и будет свет средь мглы, И чтоб насытить жаждущих в пустыне, Поток воды польется из скалы. Сыны ж Иаковлевы согрешали, Они грехами Бога искушали, И, как не должно Божиим рабам, Брели, и против Господа роптали: «Он даст ли трапезу по вкусу вам?» И в камень вновь Господь ударил с неба, И потекли ручьи воды во тьму, А люди всё ж перечили Ему: «Что ж Он не может приготовить хлеба И мяса дать народу своему!» И слышал Бог все эти злореченья, И гнев питал на них за прегрешенья. Его народ не верил ничему, Не уповал на Божие спасенье. И Бог ответил им на грех словесный И ветр послал, и свод разверз небесный, Всех манною небесной напитал, И с неба тучных птиц Господь наслал, Как пыль пустыни, прямо к их жилищам, И каждый ел, покуда не устал, Мясную, столь желаемую пищу. Еще вода была не допита, Еще жевали мясо их уста, А Бог ниспосылал уже отмщенье: Их юных чад лишал Он живота, А люди совершали прегрешенья. И не была молитва их чиста, Людей одолевала суета, И проходили их лета в смятенье. Лишь в час, когда Господь валил помногу,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Издевательства над лицами, лишенными прав состояния, свойственны не только грешникам, но и многим праведникам. При этом предполагается, что осужденный уже не имеет права приносить кому-либо жалоб и что лица, издевающиеся над ним, во всяком случае не подлежат строгой ответственности. Внутреннее чувство, чувство стыда, требования совести заглушаются грубостью и жестокостью естественного человека, и он делается подобным хищному зверю, чуждому всякого сострадания и милосердия. А религиозная ненависть всегда бывает сильнее, чем какая бы то ни была другая. Все это и было причиной, почему Христос теперь подвергся поруганию. Ему плевали в лицо для выражения презрения, ударяли кулаками ( κολφισαν ατν) и заушали ( ρπισαν – в русском переводе пропущено), т.е. били ладонями по щекам, но, может быть, не только ладонями, но и палками или хлыстами, прутьями, розгами ( απζω имеет и такое значение). Неясно, принимали ли участие во всех этих издевательствах члены синедриона. Но, судя по тому, что Мф.26:67 и Мк.14:65 являются продолжением предыдущих стихов, в этом нет ничего невероятного. Мф.26:68 .  и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Ср. Мк.14:65 ; Лк.22:64 ). Ко Христу окружавшие Его люди относились не только так, как обыкновенно относятся к осужденному преступнику, но и как они ведут себя по отношению к осужденному и, следовательно, ложному Мессии и Пророку. Оплевания, удары и заушения перемешивались с еще более грубыми, особенно при тех обстоятельствах, издевательствами над Его личным достоинством как Мессии. Это были нравственные оскорбления, не лишенные язвительности, но грубые и циничные. Мф.26:69 .  Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (Ср. Мк.14:66–67 ; Лк.22:56 ; Ин.18:17 ). В то время, когда Христос подвергался поруганию, в том же дворе первосвященника совершались события, которые во всякой другой истории показались бы микроскопическими. Но в истории страданий Христа в них заметен страшный ужас и кровавый трагизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10). – клирика с извержением из клира (прав. 11). 4. Несоблюдение поста во Св. Четыредесятницу, а также в Среду и Пяток (прав. 69; сн. 70). 5. Соблюдение поста в Субботу и день Воскресный (прав. 64). 6. Гнушение мясом и вином (прав. 51, 53). 7. Употребление в пищу звероядины, мертвечины или крови животного (прав. 63). Г. 3анятие духовных лиц мирскими делами. 1. Вмешательство в дела мирские вообще (прав. 6). 2. Вмешательство в народное управление (прав. 81). 3. Поручительство за другого (прав. 20) из корыстолюбивых видов 36 . 4. Занятие воинскими делами (прав. 83) 37 . III. Преступления против нравственности а)            1. Самооскопление (прав. 22, 23, 24).       2. Блудодеяние (прав. 25; ср. 68).       3. Клятвопреступление (прав. 25; ср. 61).       4. Воровство       (прав. 25; ср. 61).       5. Убийство в ссоре и одним ударом (прав. 66).       6. Нанесете побоев (прав. 27).       7. Нетрезвость и азартная игра (прав. 42, 43).       – Пребывание клирика в корчемнице (прав. 54).       8. Требование лихвы от должника (прав. 44).       9. Насмешка над телесными недостатками (прав. 57).       10. Личное оскорбление:       епископу (прав. 55).                               –      пресвитеру (прав. 56).                               –      царю, или князю (пр. 85). b)       Брачные дела.       1. Гнушение браком вообще 38 (прав. 51) и изгнание законной жены под видом благочестия (прав. 5).       2. Самовольный развод с законной женой и сожитие с другой – незаконной (прав. 48).       3. Насилие необрученной девицы обязывает виновного, по исполнении церковного наказания (прав. 68), вступить в брак с ней, а не с другой. Почти все здесь перечисленные преступления и проступки подлежат суду епископа за исключением, конечно, тех случаев, когда подсудимым является епископ как подлежащей соборному суду – по всяким делам. d) Соборный суд, состоящий из нескольких епископов 39 , имеет своим назначением, прежде всего, исследовать и решать дела высших духовных лиц – епископов – по представленным против них обвинениям от людей, «вероятия достойных» (прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

право родителей на выбор воспитания и образования для своих детей в соответствии с собственными убеждениями (часть 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; часть 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; часть 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966; статья 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981; статья 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960; пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»); – право родителей на защиту законных прав и интересов своего ребёнка (пункт 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации; пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»). Аналогичные нарушения прав родителей (законных представителей) ребёнка совершаются и любыми иными лицами при вовлечении детей в участие в мероприятии «хэллоуин» (или допущении участия в нём детей). Проведение в государственных и муниципальных организациях культуры, образовательных, медицинских и спортивных организациях для детей мероприятий «хэллоуин» грубейшим образом нарушает права и свободы самих детей, подвергающихся вышеописанным воздействиям, а именно: 1) право ребёнка на обеспечение государством нравственности ребёнка (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»); 2) право ребёнка на гарантирование и обеспечение государством его подготовки к полноценной жизни в обществе и воспитания в нём высоких нравственных качеств (является производным от нормы преамбулы Федерального закона от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»); 3) право ребёнка на гарантирование и обеспечение государством содействия его физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а равно право ребёнка на защиту от факторов, негативно влияющих на его физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (пункт 1 статьи 4 и статья 14 Федерального закона от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», статьи 1, 3, 5 и др. Федерального закона от 29.12.2010 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»);

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/23/...

звания, подвергшимися наказаниям со стороны гражданских судов, руководится в своих решениях характером наказаний, налагаемых сими судами (см. выше ссылку на Ц. Вст. 81 г. В виду этого Правит. Сенат сообщил Св. Синоду ведение уголовного кассационного д-та Прав. Сената, от 14 янв. 85 г. за по вопросу о применении 1 п. 945 ст. Уст. Уголовн. Судопр. к делам о женах и вдовах священнослужителей; в этом ведении читаем: 1) «согласно 1 п. 945 ст. Уст. Угол. судопр. изд. 83 г. судебные приговоры о священнослужителях всех степеней духовной иерархии, присужденных к наказаниям, соединенным с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, по вступлении их в законную силу и прежде обращения их к исполнению, представляются на усмотрение Его Имп. Величества и 2) по 367 ст. IX т. Свода 1876 г. священнослужители, чрез законные браки, сообщают все права своего состояния своим женам, причем никакого изъятия в этом отношении в законе не сделано, а по ст. 368-й того же тома вдовы не принадлежащих к потомственному дворянству священнослужителей, если и сами они не имеют по происхождении прав высшего состояния, пользуются правами личных дворян, судебные приговоры о которых, по 1 п. 945 ст. Уст. Угол. судопр., также представляются на Высоч. Усмотрение. В виду этого Правит. Сенат полагает, что вошедшие в законную силу судебные приговоры о лишении жен и вдов священнослужителей всех прав состояния, или всех особенных прав и преимуществ, должны быть представляемы, прежде их исполнения, на Высоч. Усмотрение 72 . Недовольные решениями гражданских судов, действующих на основании Высоч. Утв. 20 ноября 64 г. судебных уставов, духовные лица и учреждения нередко обращались к Об.-Прок. Св. Синода с просьбами, чтобы он, в виду 1295 ст. уст. гражд. судопр. (суд. уст. изд. 83 г.), сделал в кассационные департаменты Прав. Сената представления об отмене сих судебных решений. В виду этого последовало разъяснение, что вышеприведенной 1295-й ст. Об.-Прокурору Св. Синода, на общем основании и в случаях, определенных в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Ираклия (638 г.) и «типос» импер. Константина II (648 г.); современник Паламы, ученейший Никифор Григора пишет в одном письме 1332 г.: «не нужно касаться спорных научных положений» 54 . Наконец, в самый разгар паламитских споров мы читаем в актах собора 1341 г.: «Наша Мерность (т. е. патриарх вселенский) повелела прочитать вслух всего собора священные и божественные каноны, которыми воспрещено и никак не допускается не только тем, кто с ним (Варлаамом), но и вообще кому бы то ни было подымать догматические вопросы, и то, что с ними вообще соприкасается, рассуждать о них, и присваивать себе учительское достоинство; не допускается исследовать какие либо церковные вопросы, ибо это дано только архиереям Божиим, по благодати свыше» 55 . В подтверждение этого мнения патриарх ссылается на 64 правило V всел. собора и 19 прав. Халкидонкого собора. Следует заметить, что: во-первых, приводимое под заглавием 19 прав. Халкидонского собора, является правилом того же Константинопольского VI всел. собора; а, во-вторых, оба эти правила никак не применимы к тому положению, которое патриарх защищает. В самом деле, 64 прав. Трулльского собора запрещает «мирянину произносить перед народом слово, или учить, и так. обр., брать на себя учительское достоинство, но должно повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительского слова и от них поучаться божественному»; Одно дело, насколько кажется, произносить слово перед народом и поучать, а другое, «вообще кому бы то ни было подымать догматические вопросы, рассуждать о них и исследовать церковные вопросы». Таким мнением константинопольского патриарха все, кроме клириков высшего ранга, лишаются права богословствовать, и даже интересоваться догматическими и церковными вопросами. Если продолжить мысль патриарха, то книжная деятельность Хомякова и подобных ему светских богословов является антиканоническою. Второе из приведенных правил, 19-й канон Трулльского собора говорит о том, что предстоятели церквей должны во все дни, особливо же в воскресные, поучать весь клир и народ словом благочестия, и что это поучение должно быть в полном согласии с Священным Писанием и традицией отцов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

На основании проектируемой ст. 64.1 «Родители вправе выдать в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате, нотариально удостоверенное согласие на осуществление правомочий законного представителя ребенка (детей) родственником или свойственником в период временного нахождения ребенка (детей) с такими лицами в отсутствие родителей, за исключением правомочий, указанных в пункте 4 настоящей статьи». На наш взгляд, по ряду причин вполне обоснованным является установление, что только самые близкие для ребёнка лица (к которым относятся именно родственники и свойственники) могут наделяться правами законного представителя. При этом данное положение, по-прежнему, не ограничивает возможностей родителя доверять отдельные права по воспитанию ребёнка иным лицам (например, право тренеру на сопровождение ребёнка на соревнование; право няне на прогулки с ребёнком, сопровождения его до школы и пр.), которые не требуют нотариального удостоверения. «Временное осуществление правомочий законного представителя ребенка лицом, указанным в нотариально удостоверенном согласии, не влечет прекращения родительских прав и не ограничивает родительские права, в том числе право привлекать к участию в воспитании ребенка родственников и иных лиц без документального оформления их полномочий, предусмотренное пунктом 3 статьи 63 настоящего Кодекса» (п. 1 ст. 64.1 ПФЗ). «Лицо, указанное в нотариально удостоверенном согласии, осуществляет правомочия по защите прав и законных интересов ребенка в период нахождения с ним, за исключением правомочий: 1) давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство для оказания ребенку медицинской помощи, предусмотренной пунктом 2 части 2 и пунктом 3 части 4 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и на отказ от такового, если иное прямо не оговорено в нотариально удостоверенном согласии родителей; 2) давать согласие на выезд ребенка из Российской Федерации, на принятие ребенком гражданства иного государства либо на усыновление ребенка; 3) обращаться в суд с иском о лишении родителя родительских прав или об ограничении его в родительских правах; 4) совершать сделки с имуществом ребенка или от его имени; 5) выдавать доверенность от имени ребенка» (п.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/09/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010