Можно было бы это соглашение дополнить пунктом, в силу которого эти державы будут уважать обоюдные притязания. Можно было бы подумать о втором дополнительном протоколе, в котором было бы зафиксировано следующее: Германия, Италия и СССР согласились во взглядах, что в их интересах привлечь Турцию к сотрудничеству с ними. Они обязуются вести в этом отношении одну и ту же политику. Германия, Италия и СССР будут действовать в том направлении, чтобы статут Монтре был бы заменен другим статутом. По этому новому статуту Советскому Союзу должны быть предоставлены права прохода ее военного флота через Проливы, в то время как другие державы, за исключением черноморских, Италии и Германии, должны отказаться от своих прав на пропуск своих военных судов через Проливы. При этом само собой разумеется, что Проливы остаются открытыми для всех торговых судов. АП РФ. Ф. З. Оп. 64. Д. 675. Лл. 108116. Машинопись, подлинник. Имеется помета: «Передано г. Шуленбургу мною 25 ноября 1940 г. В. Молотов». 194. Директива НКО СССР и Генштаба Красной Армии Командующему войсками Ленинградского военного округа б/н 25 ноября 1940 года Карта 1 000 000 «Совершенно секретно» «Особой важности» В одном экземпляре В условиях войны СССР только против Финляндии для удобства управления и материального обеспечения войск создаются два фронта: – Северный фронт – для действий на побережье Баренцева моря и на направлениях Рованиями, Кеми и Улеаборгском – Северо-Западный фронт для действия на направлениях Куопио, Микеенли и Гельсингфорс. Командование Северо-Западным фронтом возлагается на Командование и штаб Ленинградского Военного Округа. Приказываю приступить к разработке плана оперативного развертывания войск Северо-Западного фронта, руководствуясь следующими указаниями: I. Учитывая состав и дислокацию финской армии в настоящее время, а также подготовку Финляндией театра к войне, план развертывания наших войск построить, исходя из следующих предположений: 1 . В случае войны в ближайшие годы, Финляндия сможет выставить 1618 пех. дивизий с использованием всех их против СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Алексея Михайловича, Спб. 1840 г., гл. VII, стр. 92), перечисляя виды казней, практиковавшихся в его время, и останавливаясь в частности на членовредительных наказаниях, говорит, что наказания эти налагались между прочим и за церковную за малую вину. 277 А. И. IIІ, 227. V, 2, 253, 278; Доп. А И. П, II 190, 223; ІV. 99; X, 5, 110. А. Э. ІII, 104, 249; IV, 154 и др. 278 Ср. Сухов, Обычно народные и княжеские наказания по древнерусскому уголовному праву (Юрид. Вестн. за 1874 г. кн. 1 стр. 106–107; кн. III, стр. 36). 280 Нифонт, одобрив несение епитимии мужем за жену, братом за брата, другом за друга (Калайдович, Пам. рос. слов. XII в., стр. 194), с неодобрением отзывается о другом мнении, записанном в какой-то книге: «А се прочтох ему, како опитемьи избавляет 10 литургий за 4 месяцы, а 20 за 8, а 30 за лето. Что, рече, что си написано: царь бы алиинии богатии сгрешающе, а даяли за ся службу, а сами ся не отречени мало. Неугодно». Но характеристично уже то одно обстоятельство, что могло составиться подобное мнение, и если Нифонт, как грек, осудил эту замену, то из этого еще вовсе не следует, чтобы воззрение это не проводилось, и, может быть, довольно сильно, в духовнической практике того времени. 281 Замечательно, как передается у Герберштейна один из ответов на вопрос Кирика: «ап Іісеат marito, ргохіта posm соттипіопет посте cum ихоге сопситвеге»? Respons. Licet, Diebus tamen Veneris, sabbati et Dominico, si depravati ingenii conceperit puerum uxor, parentes poeniteant; si autem nobiles et magni nominis fuerint parentes, dent certas griffnas sacerdoti, ut pro eis oret. (Записки о Московии в русск. перев. Анонимова. Спб. 1866 г., стр. 57). 282 А. Ю. 64, 69, 301, 302, 304 и др. Акты относ. до юрид. быта древн. России, II, 257; III, 5. Ср. Знаменский, Приходское духовенство на Руси (Прав. Обозр. 1866 г. Сент., стр. 9). 283 Вот напр. образчик подобного рода мирских приговоров. Крестьяне тавренской волости обговорились промеж собой, по благословению отца своего духовного, ильинского священника Ефрема Иванова сына и учинили заповедь на три года: «что нам в праздник, в воскресенье Христово дела не делати, никакого чернаго, ни угодья в воскресенье Христово не угодовати, ни пасного, ни силоваго, ни белки не лесовати, ни рыбы не ловити, ни ягоды, ни губ не носити, ни путика внове пасного ни силоваго в воскресенье не ставити, ни ужины нощь воскресение в лес не носити; и в пятницу ни молоти, ни камения не жечи, проводити с чистотою и любовию, ни женам в воскресенье Христово ни шити, ни брати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Итак, никто, скажемъ мы в свою очередь, никто из православных никогда не мудрствовал так, как вздумал учительствовать белокриницкий Павел. Не из угождения ли чадам папы Пия IX он отрекся от православного учения, сейчас нами приведенного из древнеотеческих писаний, почитаемых и читаемых, всеми раскольничьими начетниками?... Что значит такой лукавый, иезуитский способ убеждения к принятию старообрядцами нового римского догмата, будто бы исповедуемая Павлом Коломенским, – как не то, чтобы успешнее уклонить в раскол людей неразумных, «влающихся и скитающихся всяким ветром учения во лжи человечестей в коварстве козней льщения»(Апост. зач. 225, ст. 14.) Как нужно помнить нам слова Ап. Иакова: «не мнози учители бывайте братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем» (зач. 54). Раскольничий наставник слишком уж далеко простер свое догматствование, и не внял тому, что говорится в старопечатной кормчей: «Всяк должен есть свой чин ведати, и не творити себе пастыря, овца сый, и глава да не мнится, нога сый: но повиноватися преданному от Бога чину, и уши свои отверзати на послушание приемлющих благодать учительскаго словесе. Не вси бо пророцы и не вси апостоли: сего ради мирстии человецы да не учат, ни словес о заповедех да не подвизают, тем сан учительский к себе привлачаще». Толков. 64-го прав. 6 Всел. собора, лист. 198 и обор. Глава 17. Указании на то, что 1) произношение и писание и имени Исус, а не Иисус, 2) прибавление в Символе веры (в 8 чл.) истиннаго, 3) двоение аллилуйи, 4) хождение посолонь, 5) чтение «в плоть пришедша» и 6) повесть о папе Формозе, приняты в России от неправославных, и преимущественно от Латин. Объяснение, как это могло произойти. Так, в деле веры, как и в жизни, одно заблуждение влечет за собою другое, на радость врагам православия. Мнимые старообрядцы сперва увлеклись латинским двуперстием, а за ним приняли и новый догмат Римского папы Пия IX. Латины помогли нашим заграничным эмигрантам достать себе архиерея, от которого расплодилось по всей России их новое «австрийское священство» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

62 Сп. и прав. 75. Когда явилось на свет это правило? Наука не дает определенного ответа на этот вопрос: может быть в V-м веке, может быть много ранее. Эта неизвестность исторического момента его происхождения немало не подрывает его принципиальной ценности. Для последней даже лучше, если оно явилось позднее, именно в ту эпоху, когда «дымное надмение» государственного властвования стало весьма сильно проникать в иерархические отношения. 63 Соответственно сему, как показывает церковно-судебная практика, к подсудимому архимандриту посылались два архимандрита. См. нашу книгу: Церковный суд в первые века христианства. 64 Этот термин для обозначения места молитвенных собраний встречаемых и въ писаниях мужей Апостольских. 66 «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» – гласит современный чин Литургии. 69 Этот состав близко подходит к составу Церкви половины IІІ-ro века, изображаемому в письме Корнилия еп. Римского (Евсевий: Ц. Историю, VI, 43). 70 В Διδ των δωδ. Απ. «Собравшись вместе преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи свои, дабы чиста была жертва ваша» (гл. 14). По некоторым древним монастырским чинам в этот момент братия приносила исповедь грехов и взаимно просила прощения. 71 Правда, в современных чинопоследованиях и способе совершения литургии введены некоторые видоизменения прототипа, записанного в Ап. Постановлениях, благодаря которым миряне, присутствующие на литургии, как будто обречены на пассивное созерцание того, что и как совершает служащий клир. Но ведь как легко устранить эти видоизменения, чтобы восстановить характер апостольской литургии! Стоит только молитвы, читаемые теперь тайно, произносить вслух, совершать литургию при отверстых царских вратах (как это и делается во время пасхальной недели) и ввести всенародное пение. 83 См. книгу г. Гарта: «Почему зашаталась Россия? Бывшая русская правда и будущая». Спб. 1910, стр. 1–260. 86 Пр. Д. 1649 31. «А в прошлом, государь, во 156 г. били мы челом тебе, государю, – тремя городами Устюга Великого и Тотменя и Соли Вычегодской на таких поклепцов, на стрельцов и на холопей в великих продажах и в поклепех, чтобы ты, государь, учинил оборопь. И та наша челобитенка с верху сошла с пометою думного дьяка в Устюжскую четверть дьяку Мине Грязеву, что ты, государь царь – нас сирот всех городов пожаловал, стрельцом и холопем без письменных крепостей суда давать не велети».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, не надобно думать, что у многосведущего Иеронима: а) Каждое объяснение – несомненно верное: он иногда платил долг человеческой немощи, выставляя ученые слово-произведения и гадания раввинов на место простого и естественного значения слов. б) Прекрасное дело не доверять своей мысли и поверять ее мыслями других, особенно же общим судом Церкви: и прекрасное это дело имел в виду блж. Иероним. Нельзя однако же не согласиться, что Руфин прав был, упрекая Иеронима за то, что он, собирая разные и иногда противоречащие объяснения, не всегда показывал достоинства их. Иероним защищался тем, что он предоставлял суду других выбирать лучшее. Но чтò делать тому, кто не получил дара судить? Не вправе ли он жаловаться, что его смысл только обременяют и затемняют мнениями те, которые обязаны учить? в) При поспешности, с какою писаны толкования его, слог их не без ошибок, как сознавал это и сам Иероним 1391 . г) Между его комментариями, которые все, несмотря на частные недостатки, весьма важны, комментарии на великих пророков и на послания ап. Павла относятся к лучшим. Блаженный учитель занимался и обрабатыванием пособий, нужных для толкователя. Книга о местах еврейских заключает в себе превосходное описание мест, упоминаемых в Библии. Оно большею частью перевод Евсевиева сочинения о том же предмете: но блаженный Иероним собственные свои сведения внимательного и ученого очевидца мест священных употребил на то, чтобы исправить ошибки Евсевия и все сочинение представить в лучшем виде 1392 . Объяснение имен еврейских, сочинение Филона, дополненное Оригеном , Иероним при переводе подверг новому пересмотру расположив пересмотр по книгам библейским и по алфавиту. Это сочинение хотя долго служило и в Восточной и в Западной Церкви руководством для аллегорических объяснений Писания, заключает много произвольного и неверного 1393 . 1382 По изданию Мартинея, в 2 т. 18 писем – частью критических, частью экзегетич. о Ветхом Завете. Замечательнее прочих к Суннию и Фретелу (Готфам) с замеч. на разные греч. и латинские чтения Псалтыри; в письмах объяснены псалмы 44. 89. 118. 126. и слово διαψαλμα (Ер. 28. 30. 34. 65. 126. 140). К Дамасу на вопросы о книге Бытия (Ер. 36. 73); об одеждах священных (Ер. 64. 29). В 4 томе 9 писем экзегетич. о Нов. Завете. Более замечательны: к Гедибию и к Алгазии с объяснением многих мест. Подобное in Ер. 55. 59. 119. Сюда же относятся еще: к Паммахию de optimo genere interpraetandi; ad Paulinum presb. de studio scripturarum.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что касается совместного обсуждения некоторых вопросов с участием представителей Японии и Италии, то, не возражая в принципе против такой идеи, мне кажется, что этот вопрос следовало бы подвергнуть предварительному обсуждению. С глубоким уважением, готовый к услугам И. Сталин Москва, 21 октября 1940 г. АП РФ. Ф. З. Оп. 64. Д. 675. Л. 1. Имеется помета: «т. Молотову. Сталин». 153. Беседа первого заместителя Наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с послом Великобритании в СССР Р. Криппсом 22 октября 1940 г. Криппс явился весьма взволнованным. Он заявил, что, прежде чем передать от имени Британского правительства коммюнике, он хотел выразить сожаление не только по поводу того, что т. Молотов отказался принять его, но и по поводу той формы, в которой был сделан этот отказ. Он заявил, что на его просьбу 17 октября о приеме ему даже не ответили по телефону, что т. Молотов не может принять его. На мое замечание Криппсу, что это недоразумение, что, насколько мне известно, он просился на прием к т. Молотову или ко мне, и так как т. Молотов был занят, я сразу же по поручению т. Молотова принял его. Криппс ответил, что хотя он вручит коммюнике мне, но Британскому правительству не все равно, сделать ли это сообщение мне или т. Молотову. В Англии зачастую т. Майский просит приема у Галифакса, а не у Батлера. Кроме того, ему известно, что некоторых послов т. Молотов принимает сразу, в то время как прошлую его встречу с т. Молотовым 83 ему пришлось устраивать через Галифакса и т. Майского. Криппс придает этому политическое значение, так как некоторые члены дип. корпуса знают, что он просил т. Молотова принять его, и из факта отказа сделают соответствующие выводы. Я ответил, что Криппс не прав, когда он придает политическое значение этому недоразумению, что, зная распределение времени т. Молотова, я могу утверждать, что несостоявшуюся встречу Криппса с т. Молотовым на протяжении последних дней было бы неправильно объяснять каким-либо особым отношением к Криппсу или политическими мотивами. Криппс выразил надежду, что подобных недоразумений в будущем не повторится.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Шуленбург отвечает, что все ясно. На этом беседа закончилась. Беседу записал Богданов В общей сложности беседа продолжалась 3 часа. АП РФ. Ф. З. Оп. 64. Д. 675. Л. 108. Машинопись, заверенная копия. Приложение. Особая папка СССР согласен принять в основном проект пакта четырех держав об их политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи, изложенный Г. Риббентропом в его беседе с В. М. Молотовым в Берлине 13 ноября 1940 года и состоящий из 4 пунктов, при следующих условиях: 1 . Если германские войска будут теперь же выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР, согласно советско-германского соглашения 1939 года, причем СССР обязывается обеспечить мирные отношения с Финляндией, а также экономические интересы Германии в Финляндии (вывоз леса, никеля). 2 . Если в ближайшие месяцы будет обеспечена безопасность СССР в Проливах путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией, находящейся по своему географическому положению в сфере безопасности черноморских границ СССР, и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды. 3 . Если центром тяжести аспирации СССР будет признан район к югу от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу. 4 . Если Япония откажется от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине на условиях справедливой компенсации. Сообразно с изложенным должен быть изменен проект протокола к Договору 4-х держав, представленный Г. Риббентропом о разграничении сфер влияния, в духе определения центра тяжести аспирации СССР на юге от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу. Точно так же должен быть изменен изложенный Г.Риббентропом проект протокола – Соглашения между Германией, Италией и СССР и Турцией в духе обеспечения военной и военно-морской базы СССР у Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды с гарантией 3-х держав независимости и территории Турции в случае, если Турция согласится присоединиться к четырем державам. В этом протоколе должно быть предусмотрено, что в случае отказа Турции присоединиться к четырем державам Германия, Италия и СССР договариваются выработать и провести в жизнь необходимые военные и дипломатические меры, о чем должно быть заключено специальное соглашение.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Порядок суда над клириками (подсудность дел; от кого нельзя принимать жалобы, кто не может быть свидетелем и проч.) определяют правила 128(143), 129(144), 130(145), 131(146), 100(113), 15(15-17), 30(39), 79(90), 104(117). Осужденный судом 1-й инстанции должен оставаться под этим наказанием, пока высший суд не отменит его (прав. 29(38)). Изверженные из сана пресвитеры или диаконы, совершившие тяжкие преступления, раскаявшись, не могут вступить обратно в клир, ибо тяжкое преступление «неизбежно удаляет от священнослужения» (прав. 27(36)). Отлученный от общения в одной епархии не может быть принят в другой; покинувший свою Церковь, чтобы приобщиться в другой, он подвергается отлучению (как «обманувший Церковь Божию» - Ап. 13), согласно прав. 105(118) (об этом же: Ап. 12, 13; I Всел. 5). Собор Правило 18(27) утверждает необходимость ежегодного созыва Собора (это правило Гиппонского Собора 393), но позднейшее 95(106)-е прав. (Карфагенского Собора 407) предписывает созывать Собор только в том случае, когда возникнет необходимость. Собор должен был объявлять африканским церквам срок празднования Пасхи (правила 34(43), 51(62), 73(84)); Собор выносил решение об открытии новой епархии (правила 53(64)=98(111)). Требование полноты Собора и вытекающая отсюда обязанность епископа присутствовать на каждом Соборе отражены в правилах 76(87), 77(88), 127(141-142). Если первенствующий епископ не мог присутствовать на Соборе, он обязан был «присылать от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие» (прав. 18(27)). Епископ Собор уделил значительное внимание порядку поставления епископа, его обязанностям и правам. Согласно 13(13)-му прав., рукополагают во епископа «многие епископы», по крайней мере не менее трех (об этом и прав. 49(60)), «по повелению первенствующего»; это правило повторяет 4-е прав. I Вселенского Собора. 50(61)-е прав. утверждает право народа участвовать в избрании ему епископа, в каноническом испытании его перед хиротонией.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение ); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) - епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав. 37). Особое значение имеет 34-е прав., в к-ром устанавливаются устройство власти в поместных Церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчиненность в Церкви подчеркивают правила 55, 56. Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней Церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религ. общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы ). Прав. 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также прав. 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Трул. 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Ап. 51: «удаляется от брака... не ради подвига воздержания»); во-вторых, 5-е прав., и это подчеркивает 51-е, направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась.

http://pravenc.ru/text/75744.html

По словам Иоанна Зонары, св. отцы хотят, чтобы епископы «учили не от себя, а от божественного Писания, и толковали его по изъяснению божественных отцев, а не по собственному разумению и соображениям». В 64-м прав. мирянам запрещается «перед народом произносити слово, или учити». Строго говоря, этот канон не допускает мирян до проповеди с церковного амвона, а также, по толкованию еп. Никодима (Милаша), содержит запрет на всякую «публичную проповедь догматического содержания» (Правила. Т. 1. С. 553), не исключая для мирян такой формы учительства, как миссионерская деятельность, преподавание вероучения в школе или занятия богословскими науками. В 70-м прав., со ссылкой на слова ап. Павла (1 Кор 14. 34-35), воспрещается проповедовать за литургией женщинам, что, естественно, не лишает их возможности участвовать в тех формах церковного учительства, к-рые вообще доступны мирянам. Актуальность данного правила заключается в том, что оно является убедительным аргументом против введения жен. священства (см. ст. Священство ). В заботе о правосл. чистоте проповедуемого в Церкви учения отцы Собора 63-м прав. постановили предавать огню апокрифические повествования о мучениках, составленные для поругания христ. веры: «Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем». Ряд правил Собора касаются богослужения, и в частности совершения Евхаристии. В 32-м прав. отвергается распространенная в Армении практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой, и предписывается под угрозой извержения из сана виновных соединять воду с вином при приготовлении Св. Даров. В соответствии с 52-м прав. во все дни Великого поста, кроме суббот, воскресений и Благовещения, полагается совершать литургию Преждеосвященных Даров. В соответствии с 29-м прав., уточняющим Карф. 41 (50), пост перед совершением Божественной литургии предписывается во всех случаях, не исключая и Великого четверга, для к-рого делалось исключение отцами Карфагенского Собора.

http://pravenc.ru/text/Вселенский VI ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010