В этом правиле говорится о годовом посте четыредесятницы и еженедельных в среду и пятницу. Первый пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; в среду постановлено поститься, в память предания Спасителя на смерть, а в пяток – в воспоминание распятия Христова на кресте. Общее исключение, относительно строгости постов, допускается для немощных и болящих. Это сделано потому, что пост установлен для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение чрез пост. Впрочем, замечает Вальсамон, больные, только если разрешат на рыбу, будут достойны снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в четыредесятницу, ни в среду и пяток (кроме пасхальных и других, в которые разрешается), хотя бы находился и при последнем издыхании. «Мы знаем, – прибавляет он, – что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано.» Славянская же Кормчая это разрешение ограничивает, согласно букве канонов церковных (Тимоф. Алекс. 8, 10; Петр, Алекс, 15), дозволением вкушать больному лишь масло и вино. 64 ап. прав, запрещает поститься в день Господень (воскресный) и в субботу, исключая великой: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (великие субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.» Воскресные дни посвящены памяти и торжеству о воскресении Спасителя и через него совершившемся спасении всего мира, воссоздании его; а суббота памятуется, как праздничный день Ветхого Завета, по воспоминанию о совершении всего творения и о покое Божием в седьмой день мира. Сообразно общему правилу о памятовании сих дней, в эти дни ослабляется пост даже в четыредесятницу, именно дозволяется принимать постную пищу с маслом и вином, и не продолжать неедения до вечера. Только великую субботу правила повелевают проводить в совершенном посте, ибо в эту субботу Господне тело лежало бездыханное во гробе, и потому заповедано поститься по гласу Господа, который говорит: «егда отъимется от них жених, тогда постятся» ( Мк.2:20 ; Лк.5:35 ). Церковь Римская ввела у себя пост во все субботние дни целого года, в подражание, будто бы, посту ап. Петра, который, намереваясь в воскресенье препираться с Симоном волхвом, накануне этого прения постился; но VI вселенский собор осуждает ее за это и буквально подтверждает 64 ап. правило (55 пр. VI всел. соб.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Так рассуждает св. Ириней (прот. ерес. на кн. 3, гл. 3. 4: христ. чт. 1838 г. ч. 2, стр. 4. 5. 6–9); а это – общий план, которому всегда следовали св. отцы и писатели Церкви, когда обличали неправомыслящих. Снес. стр. 156 примеч. 2. 374 V всел. собора засед. 3. «Хотя те соборы, – говорили св. отцы, – были созываемы в различные времена, но они проповедали одно и тоже православное учение, и потому мы все принимаем, что согласно с ними, и осуждаем все, что написано в противность им, или одному из них, или в защиту еретиков и их нечестия. Следуем также во всем отцам и учителям Церкви: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову , Григорию нисскому , Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву и всем другим святым и православным отцам, которые до конца жизни пребыли в св. Церкви Божией и ненарушимо исповедали правую веру; все, что они сказали о православной вере, принимаем, а что осудили они, и мы осуждаем». В таком духе и действовали св. отцы упомянутого собора на последующих заседаниях своих. 381 VI всел. собор. прав. 1: там же, стр. 64. Вслед за сим: «Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается итти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия христианского, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом». 386 VII всел. собор. Засед. последнее. Неоспоримо, что и на вселенских соборах св. отцы руководились свящ. Писанием; но столь же неоспоримо и то, что и здесь они изъясняли свящ. Писание по преданию. 393 Именно: послание св. ап. Иакова, второе послание св. ап. Петра, второе и третье послание св. ап. Иоанна, послание св. ап. Иуды, послание св. ап. Павла к евреям и апокалипсис св. Иоанна богослова. 394 Янсен. Герменевт. свящ. т. 1, гл. 1, § 5. Париж, 1833 г. Понятие о книгах Библии первоканонических и второканонических сообщено у нас во 2 т. Богосл. обличит. стр. 7. Казань, 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

О праздниках и постах говорится в 7, 69, 64, 53 и 63 ап. правил. 7 ап. прав, запрещает праздновать Пасху вместе с иудеями прежде весеннего равноденствия: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина.» Евреи по закону Моисееву должны были праздновать пасху в 14 день нисана, употребляя для счисления времени не солнечные годы, а лунные. А как лунный год есть короче, нежели солнечный, упреждает его несколькими днями, и только чрез 19 лет (составляющих так называемый лунный круг) солнце и луна в одно время, под одним знаком Зодиака начинают свое годовое течение: то иудеи праздновали свою пасху большею частью прежде весеннего равноденствия. Притом, не соображая в точности ни лунного круга, (который у них состоял только из 4 лет), ни отношения лунного года к солнечному, они не редко совершали пасху дважды в продолжение одного года, т. е. начиная уже лунным месяцем новый год (нисан считался первым месяцем в году), когда по течению солнца еще старый не кончился. На такую неправильность в праздновании пасхи указывает и ап. правило, предохраняя от неё пасху новозаветную. Известно однако же, что в первые века некоторые христианские церкви на востоке и в Малой Азии удерживали для торжества пасхи иудейское счисление времени, и праздновали ее в 14 день нисана, в какой бы день седмицы не случилось. Но церковь Римская и другие западные церкви праздновали пасху после весеннего равноденствия в день воскресный. Обычай западных церквей был утвержден первым вселенским собором и сделан обязательным для всех церквей. С тех пор христианская пасха совершается в день недельный (воскресный), после полнолуния, бывающего в весеннее равноденствие, или после его. 69 ап. прав, определяет наказание за несоблюдение поста в четыредесятницу, в среду и пяток, кроме препятствия, бывающего от немощи телесной: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

«Люби свящ. писание, говорит блажен. Иероним, и тебя полюбит мудрость; люби мудрость – и она будет охранять тебя; почитай мудрость – и она примет тебя в свои объятия». (Хр. чт. 1838 г. стр. 311). 3. Избегай чтения соблазнительных книг и рассматривания соблазнительных картин От такого чтения и рассматривания кровь волнуется и разгорячается, чувственные желания становятся пламеннее, порок сладостнее и, затем, падение в грех неизбежно совершается. О картинах соблазнительных скажем словами знаменитого нашего архипастыря проповедника. «На что часто смотрим, чем всегда окружены, то невольно входит в душу, отпечатывается в сердце, а потом и в поступках. Как после сего быть чистой душе у хозяина такого дома, где на стенах и столах соблазнительные изображения? Особенно у детей его? Будет ли целомудренною дочь его, от колыбели привыкшая смотреть на соблазн?» (Слова и речи преосвящ. Иннокентия ч. 2, стр. 318). 4. Сознавай всю тяжесть греха нецеломудрия В ветхом завете нарушители целомудрия подвергались проклятию ( Втор. 27, 23 ); им изрекалась смертная казнь, – их побивали камнями. ( Лев. 20, 10 ). Новый Завет , везде, где только говорит о нарушителях целомудрия, преследует их всею строгостию своего закона. Христос Спаситель преимущественно пред прочими грехами именует сей грех скверною ( Мар. 7, 31 – 23 ). Св. апостолы и их преемники: пастыри и архипастыри и все ревнующие о славе Божией грозят нецеломудренным вечными мучениями. Ап. Павел пишет: не обманывайтеся, ни блудники, ни прелюбодеи цартвия Божия не наследуют, ( 1Кор. 9, 10 ). Ап. Иоанн говорит: часть их в озере горящем огнем и жупелом, еже есть вторая смерть (Ап. 21, 8). Св. церковь не соблюдающим целомудрия налагает строгие эпитимии. (Блудник отлучается от св. причащения св. таин от 4 до 7 лет; а прелюбодей от 7 до 15. Вас. Вел. прав. 64 – 69, 77 Соб. Ап. 20). (Д-ко). 5. Помни, что блудник отвергается Христа Тело христианина, против которого грешит блудник (Кор. 6, 18), омыто водою св. крещения, на членах его положена печать дара Духа Святого в таинстве миропомазания, потом оно многократно уже преискренне соединялося с пречистым телом и кровию Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Свято-Троицком храме в с. Уринском (ныне с. Б. Уря Канского р-на) особо чтимой была икона вмц. Варвары, в честь которой на Варварином ключе на правом берегу р. Ури была выстроена часовня. В 2006 г. был освящен источник Тихвинской иконы Божией Матери близ с. Ивановка Рыбинского р-на, над св. ключом сооружена часовня. В XVIII - нач. XX в. крестные ходы совершались во мн. храмах Канского окр. По решению священноначалия, утвержденному не позднее 1821 г., из канского Спасского собора 21 мая совершался крестный ход в часовню равноапостольных Константина и Елены, в 2 верстах от собора на запад по Московскому тракту. Из Свято-Троицкой ц. Троицкого солеваренного завода в 1-е воскресенье после 9 мая (празднование перенесения мощей свт. Николая) совершали крестный ход в бывш. дер. Култук с явленной на этом месте иконой свт. Николая. Икона оставалась в часовне на месте явления неделю, затем ее возвращали в приходскую церковь. В Свято-Духов день крестный ход из Троицкой ц. совершался в дер. Яковлево. Др. чтимой святыней в Троицком храме был образ св. Иоанна Предтечи. По желанию жителей во время летней засухи с этими иконами обходили поля. В наст. время традиция совершения крестных ходов возрождается в К. и Б. е. В Свято-Троицком соборе в Канске и в др. храмах епархии хранятся иконы и ковчеги с частицами мощей святых. В храме св. ап. Андрея Первозванного в Канске почитаются иконы с частицами мощей прав. Феодора Ушакова и св. ап. Андрея Первозванного - св. покровителей Военно-морского флота России. Храм был построен в память о погибших моряках-подводниках и является домовым храмом Канского морского кадетского корпуса им. св. ап. Андрея Первозванного. Архиереи Красноярский и Ачинский митр. Пантелеимон (Кутовой ; 28 дек. 2011 - 23 марта 2012, в. у.), еп. Филарет (Гусев; с 24 марта 2012). Арх.: ГА Красноярского края. Канский филиал. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 42, 63, 64, 337; Ф. Р-70. Д. 26. Ист.: Путешествие Его Имп. Высочества государя наследника-цесаревича по Енисейской губ. в 1891 г.//Памятная книжка Енисейской губ. на 1891 г. Красноярск, 1892. С. 159-176; Енисейские ЕВ. 1909. 4, 10; 1919. 17; Журналы заседания Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г.- www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/1470267.html

прот. Иоанн Козлов Обряды, обычаи и предания различны (К сей статье см. еще статьи XIX – «единоверие» и LXIV – «право церкви изменять обряды»). 1) 15 прав. св. ап. Павла, л. 26 об. Кормчая: «Учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения, и нравом чист, таковый да учит. Будут бо рече вси научени Богом». А 64 правило 6 всел. собора гласит: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство... Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного» (Полн. Кормчая стр. 248–250). 2) 59 прав. 6 всел. собора безусловно воспрещает совершать крещение в молитвеннице, внутри дома, под угрозою извержения клириков и отлучения мирян. А в 31 пр. того же собора сие разрешается, но только с волею епископа. Вальсамон в толковании 59 пр. 6 всел. соб. замечает: «3аметь написанное в объяснение настоящего правила, но следуй более новеллам философа, а не настоящему правилу о крещениях, совершаемых в молитвенницах» (Полн. Кормч. 228 стр.). 3) 14 пр. св. апостол: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был». 16 прав. Антиохийского собора за вторжение праздного епископа на праздную кафедру, без соборного определения, наказывает виновного отвержением. Вальсамон в толк. 14 пр. св. апостол замечает, что кто будет понимать это правило в смысле безусловного требования «тот обвинил бы и св. Григория Богослова , и св. Прокла и многих других святейших патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как не достойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26). Григорий Богослов на указание этих правил замечал: «Коснувшись же многих вопросов, причем водились более раздражением, нежели разумом, и в моем деле (т. е. переходе из Сасима в Царьград) усмотрели они нечто весьма горькое, когда стали перебирать законы давно уже не действующие, от которых всего более и явным образом свободен был я» (т. 6, стр. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВЫ [греч. παρθνοι; лат. virgines], один из чинов ранней Церкви. Основанием для появления в Церкви Д. являются слова Господа Иисуса Христа о скопцах «для Царства Небесного» (Мф 19. 12; ср. со словами ап. Павла, к-рый советует предпочесть девство, хотя и пишет, что «относительно девства» он не имеет «повеления Господня»: 1 Кор 7. 25-29, 36-39). Впервые Д. (а именно дочери ап. Филиппа, к-рых св. Поликрат называл в числе «великих светил веры» - Euseb. Hist. eccl. III 31. 3, 5; V 24. 2) упоминаются в Деян 21. 9. О многочисленности христианок, сохранявших девство на протяжении всей жизни, сообщают ранние отцы Церкви и христ. писатели II-III вв. ( Ign. Ep. ad Polyc. 5. 2; Polycarp. Ad Phil. 5. 3; Iust. Martyr. I Apol. 15. 7; Athenag. Legat. pro christian. 33; Tertull. Apol. adv. gent. 9. 19; Orig. Contr. Cels. 8. 48). У нек-рых авторов Д. отождествляются с вдовицами церковными ( Ign. Ep. ad Smyrn. 13. 1). Главным отличием Д. от монахинь последующих эпох было то, что они продолжали жить в своих семьях; в III-V вв., возможно, Д. могли также состоять в аскетических общинах при городских храмах, участвуя тем самым в организации богослужения и церковной жизни в миру,- монашествующие же уходили от мирской жизни (в лит-ре нередко между членами таких общин и монахами ставится знак равенства, что неверно). Одной из задач, стоявших перед Д., было преодоление сопротивления семьи и мирского окружения их христ. вере (по словам свт. Амвросия Медиоланского, «та, которая победила дом, победила век» - Ambros. Mediol. De virginib. 1. 12. 64). Д. должны были выходить из дома крайне редко и только в сопровождении матерей ( Ambros. Mediol. Exhort. virg. 71; De virginit. 3. 3. 9). Они воздерживались от того, чтобы носить украшения, дорогие одежды, присутствовать на брачных пирах, посещать бани и т. д. ( Cypr. Carth. De habitu virginum. 19). Начиная с Тертуллиана, Д. называются «невестами Христовыми (или Божиими)», принадлежащими к семье ангелов ( Tertull. De resurr. 61. 6; De orat. 22. 9; Ad uxor. 1. 4; De virg. veland. 16. 4). Поэтому в 19-м прав. Анкирского Собора (314) на нарушивших обет девства возлагается епитимия второбрачных. В гражданском законодательстве Римской империи и после принятия христианства в качестве гос. религии сохранялась античная норма (первоначально относившаяся к весталкам), предписывающая подвергать смертной казни тех, кто осквернили жен. достоинство или женились на посвященной Д.

http://pravenc.ru/text/171555.html

Подробности об этом находим в 8 главе I титула Номоканона в XIV титулах, где приведены постановления из CXXIII (с.2) и CXXXVII (с.3) новеллы императора Юстиниана, которая, будучи принята в Номоканон, получила законодательную силу для церкви Примечания: 116. 3 прав. карф.собора 397 г. 117. Аф. Синт., I,46 и сл. Правило 51(62). Понеже памятуем, яко давно уже признали мы должным в каждое лето собираться ради совещаний: то, когда соберемся во едино, тогда день пасхи да возвещается чрез местоблюстителей, обретающихся на соборе (Ап. 7, 64, 70, 71: II всел. 7; трул. 11; лаод. 7, 37, 38; карф. 34, 73, 106). 18 правилом этого собора было установлено, что каждая епархия (митроделичья область) Африки должна посылать, в качестве овоих представителей, по дава епископа на общий ежегодный собор Африканской церкви. Данное правило добавляет, что через посредство этих представителей надлежит объявлять всем о дне, в который положено в текущем году праздновать Христово Воскресение. Относительно прочаго см. толкование 34 правила этого собора. Примечания: 118. Первая половина 4 правила карф. собора 397г. Правило 52(68). Онорат и Урван епископы рекли: словесно поручено такожде нам просити, чтобы по опредедению иппонийского собора, яко подобает во время собора каждой области посещаемой быти, по порядку посещаема была и Мавритания, что вы отлагали от года до года. Аврилий епископ рек: тогда о мавританской стране мы не определили ничего, поелику она лежит на краю Африки и сопредельна варварской земле. Да дарует же Бог, да возможем, и не обещав, по преизбытку сотворити сие, и прибыти в страну вашу (Ап. 58; трул. 19; сердик. 11; лаод. 19; карф. 71, 121, 123). Посещение каждого места и каждой церкви и наблюдение за ними (εο, inspectio, visitatio), являющееся, как установлено было с самого начала церкви, одною из первых обязанностей каждого епископа вменяется данным правилом и в обязанность митрополиту, причем предписывается ежегодно, во время собора, ему самому или его заместителю объехать все елископские церкви своей митрополии, так чтобы при этих посещениях могли быть улажены всякие несогласия и недоразумения

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Последнее видно также и изданного карфагенского правила, в котором упоминаются только церковные земли, т.е. недвижимые имущества, которые епископ не должен продавать без ведома соборов или своих пресвитеров, тогда как совершенно не упоминается о движимом имуществе, которое может быть испорченным и непригодным для употребления церкви, но, будучи проданным, могло бы принести некоторый доход, имея цену, как сухой материал; такая собственность церкви может быть свободно продана лично епископом, но, конечно, только в пользу церкви и ради церковных нужд. Правило 34(48). О том, яко ничто из положенного на иппонском соборе не требует исправления. Епигоний епископ рек: в сем сокращении, извлеченном из деяний иппонского собора, ничего не признаю требующим исправления или дополнения, разве токмо, чтобы день святыя пасхи предвозвещаем был во время собора (Ап. 7, 64, 70, 71; II всел.7; трул. 11; лаод. 7, 37, 38; карф. 51, 73, 106). В силу постановления I вселенского собора, александрийский епископ должен был ежегодно в определенное время объявлять всем церквам о дне, в который надлежало в тот год праздновать Воскресение Христово. Относительно Африканской церкви иппонским собором 393 г. было установлено, что все областные церкви должны заботиться о том, чтобы получить от карфагенской церкви уведомление о дне празднования Пасхи Последнее было подтверждено карфагенским собором 397 года и собором 419 года. Обычно общий собор Африканской церкви созывался в Карфагене во второй половине августа (прав. 73), следовательно, за много времени вперед можно было знать, когда в следующем году надлежит праздновать Пасху. Примечания: 78. Выше приведенные пять правил (29-33) были изданы карфагенским собором 419 г. на его заседании 25 мая. Находятся в Книге правил под а в Пидалионе под Данное (34) правило составляет начало 5 правила карф. собора 397 г.; в Пидалионе его нет, а в Книге правил оно находится под 79. О том, какие это были церкви, см. m.I,203-4, а также толкование 18 правила данного собора. Правило 35(44). Епископы и клирики да не позволяют детям своим отходити на свою волю, чрез отделение их от себя, аще не совершенно полагаются на их нравы и возраст: дабы в последствии грехи их не пали на самих родителей (Ап. 5, 17, 26, 51; I всел. 3; IV всел. 14; трул. 5, 6, 12, 13, 30; VII всел. 18; анкир. 19; неокес. 1, 8; гангр. 4, 15; карф. 3, 4, 25, 70; Василия Вел. 12, 27, 88; Тимофея алекс. 5, 13). Это правило важно тем, что показывает, как неосновательно утверждение латинской церкви о том, что карфагенский собор своими 3, 4, 25 и 70 правилами установил целибат духовенства. Если карфагенский собор установил в действительности целибат, то спрашивается: откуда у епископов и у остальных членов клира дети?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Правило 6 Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина. (Ап.20, 81, 83; IV всел.З, 7; VI1 всел. 10; карф. 16; двукр. 11) Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2, 4), а именно, что ни один воин Христов, каковым является духовное лицо, не должен заниматься никакими мирскими делами, не согласующимися с его духовным званием и вообще с его духовной службой в церкви. Это предписание выражено и в Апостольских постановлениях (II, 6) и возобновляется во многих других правилах, как мы это увидим дальше. Духовное лицо, нарушившее это правило, подвергается извержению из священнаго сана как его недостойное. Правило 7 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священнаго чина. (Ап.64, 70, 71; трул.11; антиох.1; лаод.37, 38; карф.51, 73,106). Для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собою ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями, к тому же, чтобы осудить обычай, проникший от евионитов и к некоторым православным священным лицам, правило предписывает всем наблюдать весеннее равноденствие и только после него праздновать воспоминание Христова Воскресения, а отнюдь не вместе с иудеями. Духовное лицо, нарушившее это, подвергается по правилу извержению из священного сана. Правило 15 Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отъидет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его к возвращению, не послушал. Аще же останется в сем безчиннии: тамо, яко мирянин, в общении да будет. (1 всел.15, 16; IV всел. 5, 10, 20. 23; трул.17, 18; антиох.З; сердик.15, 16; карф. 54, 90). Настоящее же Апостольское правило запрещает каждому духовному лицу покидать свою церковь и переходить на церковную службу в другую епархию, предписывая воспретить таковому священнодействовать, особенно же, если епископ, в ведении которого он находился, приглашает его вернуться, а он его не слушается. Впрочем, правило не возбраняет таковому жить и в другой епархии, но только в качестве мирянина, т. е. без всех тех прав, какие принадлежали ему раньше как члену епархии. А чтобы таковое духовное лицо могло совершать церковную службу в другой епархии, оно должно было, по словам Вальсамона в толковании этого правила, иметь от своего епископа не только представительную, но и отпускную грамату.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010