Сравн. Текст к которому относится прим. 556. 536 Он жаловался, что м. Гедеон не показал ему царской граматы, данной на митрополию Киевскую – отнял у него архиепастырское имя и велел называться просто епископом; отнял трем протопопии; в письме к воронежскому священнику Глуховской протопопии называл его пастушком и похитителем некоторых приходов, ему будто бы принадлежащих, см. там же. Стр. 54. 539 См. Чт. Московск. Общ. Мстор. 1846 г. 1, отд. 11, стр. 25, 2, 11, 38–39 и 1647 7, отд. 11, 64–65. Ак. Экп. Рос. V, 28. 540 Такая служба совершалась например при погребении гетмана пр. Солоторенка, в Нежине. Смотр. «Лазарь Баранович» Страдомского Ж. Мин. Нар. Просв. 1852 г. 7, примеч. 55. 544 Щит Веры л. 153. Грамата к Барановичу отпечатана в приложениях IV к соч. «Лазарь Баранович» Страдомского. 545 Это письмо св. Дмитрия, точный список которого находится при М. Д. Академии дословно отпечатано в сочин. «свят. Дмитрий м. Ростовский» М. 1849 г. стр. 25–26. Из этого же письма видно, что в Малороссии существовали тогда слухи, будто патриарх прислал в Киев свою грамату quasisub secreto и через усмысленого (нарочитаго) посланца». Что было причиной таких слухов? в письме не говорится. Не заключалась ли эта причина в той тайной мысли, с которой писал грамату патриарх? 546 Между этими источниками в ответной грамате Гедеона упоминается, между прочим, книга, печатанная в Москве при патр. Иосифе, в которой помещена, служба Сергию и Никону радонежским чудотворцам, а такая книга о вере единой и православной, изданная в Москве 1648 г. 547 См. Щ. В. л. 155–167, в оп. р. пс. С. Б. II, 3, 310 л. 90. Грамата эта была послана за подписом всех лиц участвовавших на соборе созванном для этого в Киеве: – «На таковый ответ, говорит св. Дмитрий, все руки свои приложили (см. его письмо к гетману). К грамате сделана была особая приписка, где Гедеон извинялся пред патрархом, что нескоро отвечал, на его грамату. Причиной медленности он выставляет то что, созвавши на собор киевское духовенство, он хотел было войти в соглашение с Лазарем Черниговским относительно ответа, но получил отказ от Барановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Менее года он оставался у кормила церковной власти, а потом более десяти лет носил звание Местоблюстителя, пребывая в изгнании, в тюрьме, подвергаясь изощренным мучениям – и все это для того, чтобы заставить его отказаться от местоблюстительства. Он тяжко страдал от одиночного заключения, от изнурительных болезней, но, прося власти об облегчении своей участи, он не мог пойти навстречу их требованиям. Он знал, какие пагубные для Церкви последствия может иметь его отречение от звания Местоблюстителя. Объясняя свою позицию в заявлении властям, митрополит Петр писал: «В сущности местоблюстительство лично для меня не представляет интерес, наоборот, оно все время держит меня в оковах гнета... Но я должен считаться с тем обстоятельством, что решение данного вопроса не зависит от моей инициативы и не может быть актом моей единоличной воли. Своим званием я неразрывно связан с духовными интересами и волей всей Поместной Церкви. Таким образом, вопрос о распоряжении местоблюстительством, как не являющийся личным вопросом, не подлежит и личному усмотрению, в противном случае я оказался бы изменником святой Церкви. Между прочим, и в акте о моем вступлении имеется напоминание, что я обязан не уклоняться от исполнения воли Патриарха Тихона, а следовательно, и воли подписавших акт архиереев... равно как и воли клира и верующих, девятый год состоящих со мной в молитвенном общении». Сохраняя за собой звание Местоблюстителя ради блага Церкви, ценою тяжких мучительный страданий, митрополит Петр совершал подвиг исповедничества, венцом которого стало пролитие крови за Христа Спасителя. 256 Иоанн (Снычев), архим. Материалы по иосифлянскому расколу. Б. м., б. г. Фонд МДА. Т. 2. С. 281–284 [машинопись]. 257 Он же. Церковные расколы в Русской Церкви 20–40-х годов ХХ столетия. Сортавала, 1993. С. 152–153. 258 Под властью темных сил. Сборник [машинопись]. Б. г. С. 64. Об этом письме см. также: Регельсон. Трагедия Русской Церкви С. 440. 284 Козаржевский А. Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920–1930-х годов//Журнал Московской Патриархии. 1992. 11/12. С. 22–23. 286 Руденко М. Святитель Иларион, архиепископ Верейский//Православная беседа. 1992. 6–7. С. 22–24. См. также: Вестник РХД. 1981. 134. С. 227–235. 313 Дамаскин (Орловский), иером. Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий//Наука и религия. 1993. 9. С. 13. Читать далее Источник: История Русской церкви/Протоиерей Владислав Цыпин : В 9 кн. - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 9 : (1917-1997). - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1997. - с. ISBN 5-7302-0815-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Есть возможность и прямо сопоставить по числу списков тексты, содержащие древнеиндийские реалии, с другими нарративными памятниками. Если сравнить по двум библиографическим справочникам, охватывающим издания и неизданные списки 252 (из них второй дополняет первый [Адрианова-Перетц, Покровская, 1940; Назаревский, 1955]), то получится примерно следующий перечень (рукописи, датируемые XV – XVI вв., в него не входят): Памятник Число известных списков XIV – XV в Акир Премудрый Александрия Варлаам и Иоасаф Дариан царь (Адриан) Девгениево деяние Индийское царство Троянские деяния История иудейской войны Сны Шахаиши (Мамера) Вавилонское царство Соломон Стефанит и Ихнилат Троянская притча При всей условности значения предложенного сравнительного списка он убеждает, что рукописи интересующих нас сочинений составляют 36 из 56 учтенных списков, т. е. более 64%. Сюда не включены еще по крайней мере два признанных на Руси «индоведческих» памятника: «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, извлечения из которой присутствуют уже в рукописях, датируемых XIII в. [История русской литературы, 1985, с. 51], и «Хроника» Георгия Амартола, ходившая в отдельных списках (помимо хронографических сборников), датируемых XII – XIV и XV вв. (ср. гл. 7). Представление о весьма значительной доле «индоведческих» сочинений в круге чтения русского книжника подтверждается тем, что практически каждая археографическая экспедиция привозит новые рукописи, содержащие в том или ином виде «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (см., например, [Бударгин, 1983]). Правда, они датируются в основном более поздним временем, но возможности уточнения списков, соответствующих и изучаемому нами периоду, также постоянно расширяются. Важное значение имеет и проблема формы, в которой распространялись наши памятники. Исследование русской рукописной традиции показывает, что рассматриваемые тексты ходили и в полном объеме (в этом виде они зафиксированы в упомянутых статистических справочниках), и в сокращенном варианте. Так, рассказ Палладия читался в хронографической «Александрии», а через нее – в больших хронографических рукописных «симфониях», но распространялся и отдельно. Об этом свидетельствуют результаты работы Я. С. Лурье над рукописями Кирилло-Белозерского монастыря периода деятельности знаменитого местного книжника Ефросина [Александрия, 1965, с. 152 – 153]. Хотя его деятельность приходится уже на конец XV в., у нас нет оснований сомневаться, что по крайней мере за полстолетия до того времени рассказ об индийских нагомудрецах, органически никак с повествованием об Александре не связанный, переписывался любителями дидактической словесности как вполне самостоятельный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот и Апостол Павел, рассуждая о церкви, уподобляет ее телу человеческому, сложенному из частей. Он говорит: Якоже бо тело едино есть и уды имать многи... Ибо тело несть един уд, по мнози. Вы есте тело Христово и уди от части (Кор. зач. 152 и 153). И паки в послании к Ефесеом: той (Христос) дал есть ови убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возврата исполнения Христова (Ефес. зач. 224). Если церковь , по Апостолу, состоит, как тело человеческое, из многих членов, если Христос, для созидания ее, даровал различные чины: то составить понятие об одном члене, об одном чине, еще не значит, очевидно, составить понятие о церкви в целом ее составе. А когда ты получишь правильное разумение о всех членах церкви, о всех дарованных ей силах, т.е. таинствах, о всех относительно ее обетованиях: тогда будет целостное, полное представление, или понятие о церкви во всем ее составе, во всем ее существе. Прошу знать при этом, что говоря о церкви, я разумею не храмы деревянные, или каменные, не о них приглашаю тебя рассматривать Писание; нет, – под именем церкви я разумею общество людей, православно верующих во Христа, созданное Им самим, Начальником и Совершителем нашей веры, управляемое чрез пастырей, которым оно поручено от самого же Христа, которыми и храм рукотворенный освящается по данной им благодати на совершение таинств. Итак, необходимо тебе, достопочтенный старообрядец, приступить к рассмотрению о церкви Христовой в целом ее составе, то есть уразуметь полноту всех дарований Св. Духа, данных ей для устроения спасения верных. Об этой, присущей церкви, полноте дарований и сил пишет св. Апостол Петр во втором своем послании: вся нам божественные силы Его (Иисуса Христа), яже к животу и благочестию, подана (зач. 64). Видишь ли: вся силы, яже к животу и благочестию, поданы церкви. А что церковь оных сил никогда не может лишиться и никто отнять их у нее не может, в этом удостоверяет сам всесильный ее Основатель: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (от Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вода же есть она, яже изыде от ребр Христовых. И егда есть теплая, являет теплоту Святаго Духа. Что являет вкупе вино и вода? Вино вкупе и вода есть кровь и вода, яже изыдосте от ребр Христовых. Яко же пророк глаголет: хлеб тому дастся ясти, и вода тому питие верное. Сирень, человеку дастся хлеб ясти и вода пити – питие верное. Хлеб и чаша истинно есть по подражанию тайныя оныя вечери, в нейже Христос прият хлеб и вино и рече: «приимите, ядите и пийте от нея вси, ибо сие есть тело Мое, и сия есть кровь Моя», – показуяй, яко сотвори нас сообщители смерти Своея, и воскресения, и славы, и чести Своея. Глава 59. Что являет чашя Паки же чашя есть вместо чаши, о нейже пишет истинно премудрость Соломонова, сирень Премудрость 152 . И Сын Божий нерпа кровь Свою, вместо вина оного, и положи на святей Своей трапезе, глаголя всем: «пийте от нея вси, вместо вина черпанаго, во оставление грехов и жизнь вечную». Чаши толкуются и сосца Богородици, яко же Чаша, Яже есть радость безконечная и Хранилище всего рода человеческаго. Глава 60. Что являет сосудохранителница Сосудохранителница же, в нейже бывает проскомидиа, есть вместо Лобнаго места. Глава 61. Что знаменует антимисий 153 Антимисий знаменует плащаницу, в нейже обвися тело Христово, егда сняше е с креста и положиша е в гробе. Глава 62. Что знаменует покров чаши Покров чаши образует плащаницу, еюже обвишя тело Господне со смирною и алфем, по евангелисту. Глава 63. Что являет покров блюда Покров блюда есть вместо сударя, иже бе на главе и лице Господни, имже покрыта Его в гробе. Глава 64. Что являет завеса, сиречь воздух Завеса, сиречь воздух, есть и глаголется вместо камене, имже затвори гроб Иосиф, и запечатлеша и евреи, храняще и с кустодиею 154 . Се, ныне есть Христос распят, есть погребен, есть гроб затворен и запечатлен. Глава 65. Что являет кадилница Кадилница являет человечество Христово, огнь – божество; и дым вонный фимиама являет воню Святаго Духа, приходящую напредь. Ибо кадилница толкуется радость многая благоуханна. Еще же фимиам есть вместо аромат, яже принесоша в погребение Господне; и смирна и ливан волхвов, и чистая молитва добрых дел, от нихже воня приходит, яко ж говорит апостол: Христово благоухание есмы. Сиречь, Христова воня есмы. Разумейте убо, вси священници, иже приближаетеся к святому жертвенику, и священнодействуете, и служите жертву безкровную, яко страсти, яже носят живот наш, возвещаем и являем. Глава 66. О совершаемых в приношении честных Даров, чесо ради изначала не полагаются честныя Дары в жертвенице

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

151) Ркп. 495. Слова Максима грека . Ркп. написана в Москве в 1660 г. рукою многогрешного Прохора Шошина. «Писана с трех преже писанных книг от различных писарей, и те преже писаныя книги точию до 15 слова друга ко друзей согласны, прочие же смесны. Аз же писах, что в первей книге обретох и потом из вторыя преписовах, такожде и с третие, и сице во едино совокупих». На лл. 4–5 находится 2-е предисловие к читателю, писанное стихами, начальныя буквы коих составляют слова: «благочестивия царици Марии крестовой диак». На л. 729: «книга сия Максима грека святогорска государыни царицы и великия княгини Наталии Кириловны крестового дьяка Якова Шошина. Подписал 183 году своею рукою. Яков Шошин». На л. 16 об. – изображение Максима грека. Всего в рукописи 163 главы, в числе коих находится несколько переводов кн. Андрея Курбского. (На л. 613 Курбский говорит, что Максим грек «многажды пользование мя, яко цветы некия прекраснейшия благоухания от памяти блаженныя души своей произносите и наказоваше мя»). На лл. 721–725 сказание о Максиме греке-«осьмой убо тысящи»... Варианты сей ркп., обозначенной С 4, отмечены выше, см. стр. XXIX и след. См. Описание ркпп., т. I, 310, стр. 486–497. 152 и 153) Ркпп. 64 и 66. Беседы св. Иоанна Златоустог о на Евангелие от Иоанна, в переводе Максима грека ; одна ркп. начала XVII в., другая XVI в. На 1 л.: «книга Бесед монастырская старая». Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание ркпп., т. I, 137, стр. 160–163. 154 и 155) Ркпп. 65 и 67. Те же беседы на Евангелие от Матфея, одна ркп. XVI, другая начала XVII в. В первой ркп. в начале между прочим говорится об иноке Селиване, что он «последи заточен от Данила митрополита московского на Волоце Ламстем во Иосифов монастырь и со учителем своим премудрым старцем Максимом в дыму задушен скончася. Максим же Божиею благодатию избавлен от смерти сеа, последи пребысть в заточении болши 20 лет во граде Твери. Глаголет же ся в писании о сем старце Максиме, яко пребыти ему в Рустей земли боле 40-тих лет». В первой рукописи внизу 1 листа: «книга Беседы монастырская старая», во второй: «книга Беседы... сиг книг другая половина, казенные Соловецкого монастыря орфографии». Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание ркпп. т. I, 138, стр. 163–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В качестве оправдания этим и другим подобным мерам использовался тезис о том, что среди духовенства и церковного актива особенно много тех, кто борется с советской властью и выступает за возвращение старых порядков 152 . Накануне Великой Отечественной войны казалось, что правящая коммунистическая партия близка к достижению провозглашенной в области религиозных отношений цели. Количество православных храмов сокращалось день ото дня. В 1941 году всего насчитывалось 3021 храм и 64 монастыря, которые обслуживали 28 епископов и 6376 священнослужителей 153 . «Бесцерковные» и «безбожные» деревни, поселки, города, районы и даже целые области насчитывались десятками и сотнями. Согласно проводимым тогда официальным социологическим исследованиям и опросам, количество верующих сокращалось день ото дня 154 . Государственно-партийные средства массовой информации и антирелигиозная литература свидетельствовали о «поддержке трудящимися массами» курса церковной политики государства как наиболее полно обеспечивающего свободу совести. Буквально в канун войны, в марте 1941 года, на встрече с работниками антирелигиозных музеев Ярославский, главный антирелигиозник страны, говоря о «результативности» антирелигиозной работы, отмечал, что граждане все реже обращаются с ходатайствами об открытии ранее административно закрытых культовых зданий, об организации религиозных общин. «Охотников, – резюмировал он, – обращаться с такими ходатайствами с каждым днем становится все меньше и меньше. А там, где такие ходатайства поступают, инициаторами их являются кулаки, служители культа и бывший церковный актив, единоличники» 155 . Но, конечно, религиозная жизнь в стране в ее реальном виде была совсем другой, чем представлялось «антирелигиозным мечтателям». В частности, это проявилось в те же мартовские дни 1941 года, когда в Москве прошли торжества по случаю сорокалетия служения в архиерейском сане митрополита Сергия. Тысячи православных верующих собрались в кафедральном соборе: москвичи, представители почти всех епархий, расположенных в СССР, гости из-за рубежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

См. Matta El-Maskine . Saint Antoine asc–te selon l’Évangile. Abbaye de Bellefontaine, 1993. P.64–66. Подразумевается, несомненно, узкий круг монахов. В послушание привратника ( pulwrÒj) в пахомиевских монастырях обычно входила обязанность встречать всех приходящих в обитель и докладывать о них настоятелю, поступая соответственно его повелениям. Радушное гостеприимство было обычным для древних иноков. См. Казанский П. С . Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках// Сидоров А. И . Древнехристианский аскетизми зарождение монашества. С. 461–469. В “Правилах Пахомия” указывается, каким образом должно поступать с различного рода посетителями: монахами и клириками (им оказывалось особое почтение — умывали ноги и отводили в особый дом), мирянами (из которых женщинам предназначалось специальное место вне монастыря) и родственниками. См.: Pachomian Koinonia. Vol. II. P. 153–155. “Святитель Пахомий позаботился о том, чтобы каждого вступающего в монастырь брата встречали иноки особенно благочестивые и мудрые. Эти иноки-привратники каждого нового брата встречали, устраивали и в течение трех лет искуса до облачения его в монастырскую одежду усердно назидали своими беседами, предохраняя его от всякого зла”. — Архимандрит Палладий . Указ. соч. С. 66. Виссарион, вероятно, принадлежал к этим “особенно благочестивым и мудрым инокам”. “В древние времена в Египте было три провинции: собственно Египет, Фиваида и Ливия; впоследствии прибавились две: от Египта отделена была Августамника и от безводной Ливии — Пентаполь”. В Августамнике славился город Пелузиум (или Пелусий). — Аммиан Марцеллин . Римская история/Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни . СПб., 1996. С. 273. Под “Августамником” обычно подразумевалась восточная часть дельты Нила, а под “Египтом” — ее западная часть. Таким образом, отец Аммона искал его только в нижнем Египте, не догадываясь о том, что сын пребывает в верхнем Египте. Святитель Василий Великий отнюдь не благосклонно относится к свиданиям монахов (особенно молодых) со сродниками. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. V. Ñ. 138. Подобное строгое отношение к родственным связям иноков было присуще многим представителям древнего монашества, но преподобный Феодор, как видно из дальнейшего, в конкретном случае оказался весьма мягким. Что же касается просьбы Аммона дать ему в сопровождение двух монахов, то киновитам в древности обычно не разрешалось покидать обитель в одиночку. См. Bacht H . Antonius und Pachomius. S.71.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

220 Подробно этот отзыв об отношениях п. Никона к Арсению греку изложен в исследовании Η. Ф. Каптерева «Характер отношений России к православному Востоку». М. 1885 г. стр. 215–217, откуда и взяты нами приведенные слова. 221 Мат. для ист. раск. т. I, 64 и 150. Тоже говорил и расколо-учитель дьякон Феодор (там же, т. VI, 31, 321). 223 Апостол, вышедший 10 июля 163 г., дан только 5 справщикам. (Кн. печ. двора 57, л. 170 об.). 225 Там же, 55, л. 72. Назначение этих лиц не было одновременным; протопоп Адриан назначен ранее архидиакона Евфимия, потому что первый значится уже в числе справщиков, которым поднесено было по книге новоисправленного служебника в первом издании первого выхода, выпущенного из печати 20 сентября 1655 г. (Кн. 57, л. 57). 226 Евфимий был архидиаконом в первые годы патриаршества Никона и в 1655 г. сменен новым архидиаконом Тихоном (Кн. патр. каз. приказа в архиве юстиции 34, л. 123 и 38, л. 498); пользуясь близостью к патриарху, любил вмешиваться не в свои дела, указывать и покрикивать на московских протопопов; в сентябре 1653 г. содействовал изгнанию протопопа Аввакума из казанского собора и вступил с ним в патриаршем приказе в прения, принявшие неприличный характер (Матер. для ист. раск. т. I, 21, 24, 29). По своим действиям он вполне походил на бывшего тогда соборного успенского протодьякона Григория, характерно очерченного в одном ответе к нему Ивана Неронова: «что вам попустил патриарх пред собою всякия нелепыя слова говорить?.. что вы кричите, и, яко на поле зверь, женуще вопите?» (там же, 46 и 49). По удалении с печатного двора патриарх назначил Евфимия на должность строителя галилейской пустыни близ иверского валдайского монастыря, а потом и в самом иверском монастыре, где он отличился большими притеснениями монастырским патриаршим крестьянам, не один раз возбуждал жалобы со стороны последних и следствия по этим жалобам; в декабре 1666 года царскою грамотою велено было отрешить его от управления монастырскою казною и вотчинами; не смотря на то Евфимий оставался строителем и в феврале 1670 г. (Акты иверского монастыря, изданные археогр. коммиссией в «Русской исторической библиотеке», т. V, Спб. 1878 г. 153, 154, 260, стр. 703, 288 и другие). Посылка его на восток с тайными письмами Никона к патриархам относится к 1662 г. (Гиббепет «Дело п. Никона », ч. II, Спб. 1884 г., стр. 566, 570 и 576).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В школе вести занятия, по убеждению Ильминского, следует на родном языке. Учителя должны получить специальное педагогическое образование. Русский язык поначалу должен быть одним из школьных предметов, и, по мере его усвоения учениками, стать языком общения и преподавания. Дети, таким образом, сохранят знания родного языка и культуры, и одновременно будут иметь возможность получать образование в русских училищах и университетах. Миссионерско-просветительская система Ильминского уже в скором времени дала положительные результаты: люди стали посещать церковные богослужения и понимать Евангелие, сформировались литературные языки многих народов, появились национальные интеллигенции. На средства Братства открывались и содержались школы, издавались переводы. В 1869 году на содержании Братства было 8 школ, через год – 25, а в 1912 – 153. Установилась практика, что после открытия и обустройства школы она передавалась на содержание земства, а на освободившиеся средства Братство открывало новые школы. Таким образом, за всю историю своего существования Братство открыло значительное количество народных школ и способствовало распространению сети земских народных школ, направляло земства на поддержку Православной Миссии среди нерусских народов Поволжья. В 1875 году в структуре Братства была образована переводческая комиссия, возглавил которую Николай Ильминский . Переводы делались по его методике, согласно которой использовалась кириллица с необходимыми дополнениями (в разных языках пришлось добавить по 4 и более букв), и непременно на народный язык. Ильминский привлек к переводческой работе многих своих учеников, причем сам работал над переводами на кряшенский язык и редактировал прочие переводы. Были подготовлены переводы Священного Писания, богослужебных и школьных текстов. На средства Братства было напечатано 742 издания: 168 на кряшенском языке, 249 – на чувашском, 84 – на марийском, 64 – на удмуртском, 23 – на мордовском, 154 – на русском и иных языках. После кончины Николая Ивановича Ильминского в 1891 году Братство продолжало существовать и сохранило верность его миссионерским и просветительским воззрениям. Вдохновителями и главными деятелями христианского просвещения малых народов Казанского Края стали соратники Ильминского архиереи Никанор (Каменский) и князь Андрей (Ухтомский). За 50 лет своего существования Братство значительно способствовало сохранению в Православии малых народов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010