482 Zhishman объясняет это расширение степеней влиянием византийского наследственного права, по которому седьмая степень родства все еще считалась sa coguatio naturalis – ibid. стр 241. 483 Правило определяет только… что «аще кто совокупляется во общение брака со дщерию брата своего или аще отец и сын с. материю и дщерию, или с двумя девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами, да подвергаются правилу седьмилетней епитимии, явно по разлучении их от законного супружества, но оне хвалит богоносного Василия (см. 87 пр.), который в правилах своих исчислил некоторые из запрещенных браков, а весьма многие обошел молчанием, чрез что и устроил полезное; ибо, избегая множества постыдных именований, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде… Вероятно, следуя этому примеру собора, позднейшие восточные канонисты приложили ту же мерку по отношению к 64 правилу, придавая ему обширнейший смысл, хотя обстоятельства не позволяли Трулльскому собору подражать св. Василию (ограничиваться только общими указаниями), потому что «молчание и неразличительное запрещение беззаконных браков» подавало, в то время, повод к смешению естества. 487 О счете степеней по свойству, как и вообще о браке – см. ученую книгу проф. М. И. Горчакова «О тайне супружества» – 341–350. Спб. 1860г. 492 Чрез rescriptum principis по Византйскому праву (Dig. 172) с Высочайшего соизволения или же с утверждения подлежащих правительственных лиц и учреждений по русскому (т. X. ст. 146, 153, 154:161). Так как adoptio naturam imitatur, то отношение возрастов при усыновлении должно быть по византйскому праву таково, чтобы адоптивный отец был старше усыновляемого по крайней мере на 18 лет. Inst. I. II. § 4. Обыкновенно аррогатор должен был иметь 60 лет от роду; имевшие же меньший возраст должны были приобретать себе детей путем брака. Dig. 1. 7. 15. § 2. Ср. Zhishm. 254–256. 496 Тут нет ни кровного, ни гражданского родства; агнатство, как сказано, только по мужскому колену, а не по женскому; след. никто также не может быть через аррогацию дядею по стороне матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

до н. э., причем в данном случае декапитация проводилась коротким мечом (Масленников А. А., Бужилова А. П., 1999, с. 178). Возможно, в этом же (хтоническом) ключе следует рассматривать находку человеческого черепа в заполнении подземной цистерны для хранения вина, расположенной в одном производственном комплексе с композитными винодельнями эллинистической усадьбы около Мирмекия (Гайдукевич В. Ф., 1981, с. 75). Отрубленная человеческая голова имела важное символическое значение в культовых системах и магических ритуалах не только греков, но и этрусков, карфагенян, кельтов, фракийцев, скифов, тавров и других древних народов, о чем неоднократно сообщали античные писатели (Liv., XLII, 60; Strab., IV, 4,5: Diod., V, 29,4,5; Herod., IV, 26, 64–65, 103; Ps.-Apollod., VI, 36; Amm. Marc., XXII, 34). Объяснение обряда отсечения головы можно найти в многочисленных сюжетах мифов, связанных с почитанием божеств хтонического круга и прежде всего Диониса. Недаром во многих из них описываются сцены с отчленением головы (дифирамбом!), терзанием тела и ритуальным каннибализмом (Воеводский Л.Ф., 1874). Интересно в этой связи, что по Нонну Панополитанскому в одной из битв с индами головы врагов, срезанные серпами – оружием Деметры, сравнивались с начатками урожая приносимыми Дионису, а вся Дионисова битва названа обрядами Арея, причем забрызганный алой влагой меч – кровавой жертвой для возлияний Лиэю (XVII, 153–159). Во время этой битвы корибант Мимас смертоносной секирой срубал головы недругов и приносил тем самым в жертву Дионису начатки – вместо алтарных быков, вместо возлияния вина, он творил возлияние кровью (XVIII, 297–300). Обращает на себя внимание смысловая взаимосвязь: Деметры – Диониса – Арея – забрызганного кровью меча или секиры – срезанных голов врагов – кровавой жертвы Дионису, отражавшая, надо полагать, определенную обрядовую сторону культа плодородия, в глубокой древности немыслимую без приношений начатков урожая, кровавых возлияний и даже человеческих жертвоприношений. В 2000 г. на городище Артезиан было открыто совершенно иное, но не менее загадочное ритуальное захоронение, содержащее остатки совместной кремации людей и животных.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

64 Ввиду такого значения протестантизма в системе религиозного воспитания христианского мира становится вероятным объяснение, по-видимому, случайной гибели непобедимой армады, долженствовавшей подавить протестантские народы севера, вмешательством высшей воли. В сознании самих протестантов это объяснение не подлежит никакому сомнению. 65 См.: д-р Гельмгольц. Закон сохранения силы. Харьков, 1865 г., стр. 20 — 21. Явление это известно под именем электролиза, см.: Карпентер. Энергия в природе. Публ. лекции. Пер. с англ. СПб., 1885 г. Стр. 100 и далее. 66 Арх. Филарет Черниговский. Православное догматическое богословие. Чернигов, 1864. Т. 1, стр. 244. 67 Блж. Августин хорошо выражает эту мысль, когда говорит: «Ты (Господи) воздаешь людям не потому, что Ты чрез них делаешь, а потому, чего они домогались» (Исповедь. Кн. 9, гл. 8). 68 И это, строго говоря, уже не наши намерения, а намерения Промысла . 69 По этому вопросу можно обратиться к труду пастора Франсуа Навиля: Unite des doctrines du cliristianisme, посмертное издание, включенное в книгу Etrennes religieuses, Женева, 1888. 70 Иисус восхотел идти в Иерусалим и послал вестников перед лицем Своим, и они пошли, и вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него, но там не приняли Его (Лк. 9:51—53). 71 Ницше, насколько мы знаем, кончил жизнь в доме для сумасшедших. Прот. Г. Д-ко. 72 В книге Э. Гернея, Ф. Майерса и Подмора «Прижизненные призраки». Спб., 1893 г., изданной «Лондонским обществом психичких исследований», собрано и обследовано более 800 случаев прижизненной телепатии. 73 Филарет Черниговский. Русск. святые. Ч. 3. Стр. 153. 74 Из брош. «Руно орошенное». Изд. 1882 г. 75 Из собственноручных записок П. Могилы, напечатанных на юго-западном наречии в «Арх. юго-зап. России». Сн. «В. чт.» за 1888 г. 76 Событие происходило в 1890 г. в Улале. 77 Примеч. Св. причащение называется «Благодарением», по-гречески евхаристией ( Ευχαριστια ), как жертва не только умилостивительная за грехи мира, но и благодарственная Богу за Его несказанные милости к роду человеческому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

…эпохи, оплаканной в незабвенных стихах Хомякова…— Хомяков, Алексей Степанович (1804–1860) — поэт и публицист, теоретик славянофильства. Здесь, повидимому, идет речь о его стихотворении «Не говорите: «то былое…» (1846). 63 …горсть «людей, довременно растленных»…— измененная цитата из стихотворения Некрасова «Родина» (1846). У Некрасова: …Где от души моей, довременно растленной, Так рано отлетит покой благословенный. 64 В судах черна, неправдой черной…— цитата из стихотворения А. С. Хомякова «Россия» (1854). 65 «Чего смеетесь? Над собой смеетесь?» — несколько измененные слова городничего из «Ревизора» Гоголя (д. V, явл. 8). 66 …общество слепо верило Белинскому, даже в том, например, что «самый почтенный мундир есть черный фрак русского литератора». — Лесков, очевидно, перефразировал строки из знаменитого письма Белинского к Гоголю: «…звание литератора у нас… почтенно… Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров» (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. X, изд. АН СССР, 1956, стр. 217). 67 …полногрудая Лурлея — выражение из стихотворения реакционного писателя В. И. Аскоченского (1813–1879) «Лурлеин утес», которое было написано в подражание «Лорелее» Гейне и опубликовано в 1846 году. Выражение стало широко известным в 60-е годы, после появления в «Искре» (1861, сатирического стихотворения В. С. Курочкина «Печальный рыцарь тьмы кромешной…» 68 Мать Гракхов. — Имеется в виду Корнелия Гракх — дочь выдающегося древнеримского полководца Сципиона Африканского Старшего, благородная и просвещенная женщина, воспитавшая двух сыновей — Тиберия (163–132 до н. э.) и Гая (153–121 до н. э.) Гракхов, политических деятелей древнего Рима. 69 Борей — древнегреческое название северо-восточного холодного ветра. 70 …прочел Милля и сделал отметки. — Имеется в виду книга «Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии. Джона Стюарта Милля. Перевод Н. Чернышевского, дополненный замечаниями переводчика», т. I, СПб., 1860. Приводимая далее цитата в точности соответствует тексту названной 424 страницы этой книги. 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вот статистические данные, опубликованные в 1902 в епископальном журнале «Нициёо-сооси»: епископов 6, иностранных миссионеров 64, японских священников 49, японских катехизаторов 153, диаконисе 73, всех христиан 11451, крещено взрослых за 1901 год 907, крещено детей в 1901 году 336, пожертвований в 1901 году было (японских христиан): 18240 ен. Не знаю, что Господь имеет в будущем для Японии. Но если кто, то именно Епископальная Миссия – опасная соперница Православной здесь. Впрочем, будем трудиться, насколько можем, и буди воля Божья! 28 ноября/11 декабря 1903. Пятница. Вчера Император открыл Парламент, а сегодня закрыл его. Причина следующая: в Нижней Палате вчера, после отъезда Императора, тотчас же вотирован и утвержден ответ на речь Императора. Этот ответ был заранее приготовлен в секрете председателем Нижней Палаты, которым на этот раз избран Кооно Хироюки. Разом он был прочитан и без всяких прений сгоряча принят. В нем выражено «порицание внешней политике Кабинета, печаль по этому поводу и просьба Императору – вразумить Кабинет». За это Нижняя Палата и распущена. Всему виной, значит, неулаженность нынешних переговоров с Россией. Партия войны сильно желает вовлечь Японию в войну, конечно, имея в перспективе победить Россию. Не столь горячие оптимисты думают – «хоть и не победим, а все же приобретем большое реноме, воевали-де с одной из сильнейших держав Европы» – и тоже желают войны. Самые благоразумные люди, к которым принадлежат составляющие нынешний Кабинет (Премьер Кацура, Министр иностранных дел Ко мура), опасаются поражения и потому не решаются на войну. Масса же страны, разумеется, желает мира. Мира и дай Бог! Послал сегодня Miss Holland, епископальной американке, уведомление, что в нашем «Сейкёо-Симпо» напечатано объявление об ее книжках, о распространении которых она неоднократно просила. Кроме того, чтоб поощрить ее, на 2 ены выписал от нее брошюрок ее, которых она и прислала 200. Брошюрки эти общехристианского содержания – сектантского ничего в них нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАИТИ [Республика Гаити; креол. Ayti, Repiblik Dayti; франц. Haïti, République d " Haïti], гос-во в Вест-Индии, расположенное в зап. части о-ва Гаити и на прилегающих островах: Гонав, Тортю и др. Территория Г.- 27 750 кв. км - занимает немногим более 1/3 острова. На востоке Г. граничит с Доминиканской Республикой, омывается на севере Атлантическим океаном, на юге Карибским м., на западе Наветренный прол. отделяет Г. от Кубы (88 км в самой узкой части пролива). Столица Г.- Порт-о-Пренс, крупнейший город страны (1461 тыс. чел. с пригородами, по оценке 1995). Др. крупные города (по оценке 1995): Кап-Аитьен (92,1 тыс. чел.), Гонаив (63,3 тыс. чел.), Ле-Ке (45,9 тыс. чел.). География. Рельеф страны гористый (Ayti с аравакского - гористая земля); неск. горных хребтов пересекают страну в направлении с запада-северо-запада на восток-юго-восток. Наивысшая точка Г.- гора Ла-Сель (2680 м). С гор стекают многочисленные реки; самая крупная - судоходная р. Артибонит. Климат тропический пассатный. Территория Г. подвержена разрушительным землетрясениям и ураганам. Население, по данным на 2004 г., составляет 8 121 622 чел. Ок. 95% гаитян - потомки чернокожих рабов, завезенных из Африки в XVI-XVIII вв., остальные - преимущественно мулаты, принадлежащие к правящему классу Г. Офиц. языки Г.- гаитянский креольский (на основе франц.) и французский. В этническом и культурном отношении Г. отличается от испаноязычных гос-в Карибского бассейна. Креол. культура Г. имеет много общего с культурой франкоязычных островов Вест-Индии, где в основном живут потомки чернокожих рабов (Гваделупа, Мартиника и т. д.). Большая часть населения, ок. 64%, несмотря на увеличивающийся отток молодежи в города, проживает в сельской местности, как правило в прибрежной полосе и в плодородных межгорных бассейнах рек. Большинство горожан обитают в трущобах. Г.- самая слаборазвитая страна Лат. Америки, занимает 153-е место в мире, согласно Индексу человеческого развития ООН (из 177 стран - 2002). Средняя продолжительность жизни (2004) - 51,78 года, детская смертность - ок. 74 умерших на 1 тыс. рожденных (2004). Только 52,9% гаитян умеют читать и писать (2003). Государственное устройство. Г.- президентская республика. Действующая Конституция принята 29 марта 1987 г. Глава гос-ва - президент, избираемый населением на 5-летний срок. Он назначает премьер-министра, представляющего парламентское большинство. Законодательная власть принадлежит 2-палатному Национальному собранию, состоящему из сената (27 сенаторов избираются населением на 6-летний срок) и палаты депутатов (83 депутата избираются населением на 4-летний срок). Члены Национального собрания утверждают кабинет министров по представлению президента и премьер-министра. В адм. отношении территория Г. делится на 9 департаментов во главе с префектами. Денежная единица - гурд. Религия

http://pravenc.ru/text/161455.html

Что касается совместного обсуждения некоторых вопросов с участием представителей Японии и Италии, то, не возражая в принципе против такой идеи, мне кажется, что этот вопрос следовало бы подвергнуть предварительному обсуждению. С глубоким уважением, готовый к услугам И. Сталин Москва, 21 октября 1940 г. АП РФ. Ф. З. Оп. 64. Д. 675. Л. 1. Имеется помета: «т. Молотову. Сталин». 153. Беседа первого заместителя Наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с послом Великобритании в СССР Р. Криппсом 22 октября 1940 г. Криппс явился весьма взволнованным. Он заявил, что, прежде чем передать от имени Британского правительства коммюнике, он хотел выразить сожаление не только по поводу того, что т. Молотов отказался принять его, но и по поводу той формы, в которой был сделан этот отказ. Он заявил, что на его просьбу 17 октября о приеме ему даже не ответили по телефону, что т. Молотов не может принять его. На мое замечание Криппсу, что это недоразумение, что, насколько мне известно, он просился на прием к т. Молотову или ко мне, и так как т. Молотов был занят, я сразу же по поручению т. Молотова принял его. Криппс ответил, что хотя он вручит коммюнике мне, но Британскому правительству не все равно, сделать ли это сообщение мне или т. Молотову. В Англии зачастую т. Майский просит приема у Галифакса, а не у Батлера. Кроме того, ему известно, что некоторых послов т. Молотов принимает сразу, в то время как прошлую его встречу с т. Молотовым 83 ему пришлось устраивать через Галифакса и т. Майского. Криппс придает этому политическое значение, так как некоторые члены дип. корпуса знают, что он просил т. Молотова принять его, и из факта отказа сделают соответствующие выводы. Я ответил, что Криппс не прав, когда он придает политическое значение этому недоразумению, что, зная распределение времени т. Молотова, я могу утверждать, что несостоявшуюся встречу Криппса с т. Молотовым на протяжении последних дней было бы неправильно объяснять каким-либо особым отношением к Криппсу или политическими мотивами. Криппс выразил надежду, что подобных недоразумений в будущем не повторится.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

По словам молитвы, по рождении младенца явилось неустройство дома родильницы, в душе ее поселилось всякое сомнение, очевидно, вредное ей. Этой молитвы нет в греческого евхологионе Гоара. Но находится в рукописных богослужебных книгах XV столетия. Одинцов указывает на рукописные служебники Софийской библиотеки 836, 153 обор. 837, 299, 839, 64,) на требник той же библиотеки 1064: 52 (Порядок общ. и частн. богослужения в древней России, Спб., 1881 г., стр. 250, Сн. Дмитревского Богосл., стр. 243 и далее). Она находится также в требнике 1481 года, хранящемся в Московской Синодальной библиотеке 375)) (Новоструев, Опис. Рук. Моск. Синод, библ., отд. III, ч. 1, стр. 201). В печатных богослужебных книгах содержится в московских служебниках 1602, 1616, 1625, 1635; и в московских потребниках 1625, 1639, 1651 гг. III. Молитва жене по рождении, и женам прилучившимся на рождении том. Начинается словами: Владыко Господи Иисусе Христе, Слове Божие и Отчее, Сыне единородный, иже нашего ради спасения. В молитве возносится моление о родильнице, о жене, послужившей рождению, о женах, бывших в дому и о младенце. В молитве взывается: «благослови многомилостиве Владыко преблагий Господи Иисусе Христе и ныне рождьшую рабу твою, имя рек, избави всякого навета вражия, и Твоею благодатию и освящением очисти, освяти даром и пришествием Святого Ти Духа, яко да и той послужившыя жены внегда раждати, вкупе же и прилучившиися вси в дому сем, имя рек, приходяще без сомнения. Твоего освящения восприимут, благоволи же и рождьшемуся, имя рек, соблюдену быти вышьши навета вражия, и сподобитися бани пакибытийстей» и т. д. По смыслу молитвы нечистота, явившаяся в доме, вследствие рождения младенца, присоединилась не только жене, послужившей при рождении, но и приключившимся женам в дому. В молитве поименно поминаются, кроме матери и младенца, и жена послужившая к рождению и прочие жены приключившиеся в дому; и о них просится, чтобы они приходили без сомнения, восприняли освящение Божие. Эта молитва, как предыдущая, находится в тех же рукописных богослужебных книгах XV столетия Софийской и Синодальной библиотек (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Испрашивая отеческого и святительского благословения Вашего, милостивейший архипастырь и отец, с глубочайшим почтением и сыновнею преданностию честь имею быть Вашего Высокопреосвященства нижайшим послушником. ОР РНБ, ф. 573, д. AII/75, л. 102–105 об. Печ. по: «У монаха везде своя родина и свой дом». Письма архимандрита Антонина (Капустина) со Святой Земли/Вступ. статья, публ. и примеч. Т.А. Богдановой//Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. 1. 2012. Ч. 1. Иерусалим, 2012. С. 150–153. 179. Письмо митрополита Московского Филарета к архимандриту Антонину Москва 25 августа 1867 г. Подлинник 280 Преподобнейший отец архимандрит! Сверх моего чаяния, Божиею милостию даровано мне пройти пятидесятилетнее поприще служения в епископстве, и выше моего чаяния то внимание, которое обратили на предел сего поприща досточтимые отцы и братия, общники священноначальственного и священного служения Престолу Господню. С утешением вижу в сем действующий дух общения, единения, любви, столь вожделенный в сословии, которое Господь определил Себе в особенный жребий. Примите за Ваше благое и благожелательное о мне воспоминание искреннюю благодарность мою вместе с моим истинным в любви о Господе почтением. Архив РДМ, п. 64, д. 1410. 1 л. 180. Письмо архимандрита Антонина к первенствующему члену Св. Синода митрополиту С.-Петербургскому Исидору Иерусалим 4 февраля 1868 г. Подлинник Ваше Высокопреосвященство, высокопреосвященнейший владыко, милостивый архипастырь и отец! Его Блаженство Патриарх Кирилл с нынешнею почтою, как я осведомился, отправляет свое ответное письмо на грамату к нему Святейшего Синода о кончине в Бозе почившего Святителя Московского. Он был очень обрадован сим торжественным заявлением желанного восстановления братских отношений двух Церквей, о чем я и считаю долгом довесть до сведения Вашего Высокопреосвященства. Не меньшим долгом своим считаю представить на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства желание Патриарха (вызнанное мною стороною) видеть какой-нибудь благоприятный отзыв Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

150 Так же поступают и современные нам образованные татары, старавшиеся убедить своих и чужих в том, что основатель ислама имел философский взгляд на человечество и прогресс, и по современному рассуждал о науке и образовании. Газета «Терджиман» за предыдушдие годы и до сих пор настаивает на этом. В 64 этой газеты за 1905 год, в самом начале читаем: «В Коране говорится: Разве невежды могут быть равными со знающими? Этим стихом пророк именем Бога указал своим последователям на преимущества знающего перед невеждой и определил значение и необходимость знаний для человека, чтобы он мог осмысленно и самостоятельно жить. Масса изречений пророка свидетельствуют, что он на науки и знания смотрит, как на источник и причины прогрессивной жизни и благоденствия своих последователей; потому, в видах поощрения их, возвел занятия науками и распространение их среди народа путем обучения на степень религиозного культа. В первые века появления ислама, искренне воодушевленные новой религией, чуткие последователи ее поняли значение этого зова своего пророка к знаниям и наукам; они как бы прозрели последствия этого божественного внушения, прониклись им и удивительным для того времени прогрессом, достигнутым в области пророчества Магомета, и доказали миру, что ислам есть жизненная религия» и т. д. 153 Ибн-Джарих, Малик, Аль-Аузаи, Химад бен-Муслима, Му’мар, Суфьян-Ассаури, Абу-Ханифа, Ар-Раби’бен-Сабах, Джарех бен-Абдул-Хамид, Ибн-Шихаб и Ибн-Мубарак (Казембек), 154 История мусульманских народов.Лекции и пособие к лекциям проф. А.Е. Крымского. Часть первая(Москва, 1902). Стр. 183 и след. 156 О главных руководствах по мусульманскому законоведения см. в моем издании «Исламоведние» Шариат (Ташкент, 1912). 158 Потом были известны знаменитые арабские историки и путешественники (Балазори, Ибн-Котайба, Динавари и Табари, Масуди, Макдиси, Ибн-Фадлан, Ибн-Батута и др.), оставившие науке необыкновенно ценные труды по истории и географии (см. в истории мусульманских народов проф. А.Е. Крымског, стр. 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010