Его почитание на Руси началось очень рано. Скончался он в 1533 году, а в 1545 году уже было написано его житие. Агиограф говорит о себе: «Аз грешный Родион и менший всех в обители святаго и блаженнаго отца Александра, от него же в монастырь приатн благословен быв, такоже и от самого того руку Преподобнаго острижен бысть и мнишескиа одежда сподоблен...» (л. 1168 об.) 2 . Далее говорится о времени составления жития: «Списано же бысть житие се у Живоначалней Троици в обители преподобнаго отца Александра в созданнем от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодръжца, повелением господина пресвященнаго Макариа митрополита всея Русии и по благословению господина пресвященнаго Феодосиа, архиепископа Великаго Но- ваграда и Пскова» (л. 1168 об.). Русский историк В. О. Ключевский называет этот агиографический труд «обширным и обильным любопытными подробностями» (26, с. 263). В. С. Иконников говорит, что произведение игумена Иродиона «принадлежит к лучшим житиям по обилию подробностей и своей обширности» (22, с. 1724). «Житие написано языком живым и без излишнего многословия... Служба святому Александру – вероятно, сочинение того же игумена», – говорит архиепископ Черниговский Филарет (64, с. 153). Профессор Е. Е. Голубинский называет это житие «подробным и любопытным» (15, ч. 2, с. 187). Совершенно отлично от приведенных высказываний мнение И. Яхонтова . Изучая житие преподобного Александра Свирского , он выявил немало текстуальных совпадений с житиями преподобных Сергия, игумена Радонежского, Кирилла Белоезерского, Феодосия Печерского , Варлаама Хутынского. Это позволило исследователю сделать следующий вывод: «Чисто исторических сведений о преподобном Александре труд игумена Иродиона дает весьма мало; они совершенно залеплены красками, взятыми у Пахомия Логофета, и в большей части – так прочно, что отделить эту чужую окраску, чтобы приобрести хотя и незначительные, вполне верные, данные об этом подвижнике, – слишком трудно, да и едва ли возможно» (67, с. 86) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 19 дес. 135 саж. пахотной и сенокосной земли и семужью тоню, от коей выручается от 5 до 12 р. в год, получает жалованья 205 р. 80 к., дохода свыше 60 р. и проживает в двух общественных домах, устроенных в 1855—64 г.г. и требующих неотложной ремонтировки. В дер. Соенской, отстоящей от села Долгощельского в 30 верст., имеется деревянная однопрестольная во имя св. апост. Петра и Павла церковь. Построена она в 1856 г. на казенные средства, освящена 16 янв. 1865 г., в 1888 и 1889 г.г. обшита снаружи досками и окрашена на средства местных жителей (к 1895 г. 153 м. п. и 155 ж. п.); ризницею и богослужебными книгами недостаточна; получается на содержание ее арендная плата (в 1894 г. 7р. 55к.) с нескольких рыболовных угодий, пожертвованных местными крестьянами, до 3 рублей кружечно-кошелькового сбора и небольшая прибыль от продажи свеч (21 ф.). В селе Долгощельском в 1882 г. открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в доме священника, который состоит учителем и законоучителем ее безмездно. Содержится на весьма скудные средства местных жителей. Учащихся в 1894/5 уч. г, было 22 мальч. и 3 девоч. К числу достопримечательных событий в истории описываемого прихода нужно отнести пребывание в селе Долгощельском миссии от 25 марта по 11 апр. 1825 г., учрежденной для обращения в христианство самоедов и состоявшей из архим. Антониево-Сийского монастыря Вениамина, священника Ижемского прихода Феодора и дьячка Якова Истоминых и чиновника Алексея Федорова и окрестившей в столь короткое время 175 самоедов об. п. с детьми. Приписывая такой успех помощи Божией и молитвам Пресв. Богородицы, архим. Вениамин возложил свой архимандритский крест на храмовую икону Божией Матери и после литургии в пяток на светлой неделе 3 апр. служитл молебствие с крестным ходом вокруг тогдашнего храма, каковой ход совершается и в настоящее время (ежегодно) в пяток-же светлой недели (согласно указу Пинежского Духовного Правления от 22 мая того-же 1825 г., данному по ходатайству архим. Вениамина). Кроме того, о пребывании миссии напоминает в настоящее время серебр. медаль, Высочайше пожалованная крестьянину Соенской дер. Петру Крапивину за его содействие членам миссии и пожертвованная сыном его в приходскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=58662

Это и понятно. Сам Спаситель сказал: Азъ єсмь лоза, вы же рождїе… аще кто во мн не пребдетъ, извержетс вонъ, коже розга, и изсышетъ: и собираютъ ю и во гнь влагаютъ, и сгараетъ ( Ин.15:5–6 ). Человек имеет голову и руки, так и духовное тело церкви Христовой, по свидетельству толковника 55-го правила святых апостолов, имеет подобие главы – епископов, руки – священников и диаконов. «Епископы, – сказано там, – убо по образу суще Господа нашего Іисуса Христа и глава церковнаго тлсе именуеми... пресвитери и діакони по образу суще рукъ, яко тми церковное правленіе содваетъ епископъ» (Кормчая, лист 15 об.). Кроме головы и рук, тело человека имеет ноги. Точно так же и в церковном организме члены – миряне уподобляются ногам. «Мірскій человкъ да не учитъ», – говорится в 64 правиле VI Вселенского Собора. Толкование: «Всякъ убо долженъ есть свой чинъ вдати, и не творити себ пастыря овца сый, и глава да не мнится нога сый; но повиноватися преданному отъ Бога чину». Итак, церковь Христова, подобно телу человеческому, имеет разные члены: голову, руки, ноги: то есть епископов, священников, диаконов и мирян. Если от человека отделить руки или ноги, то он будет уродом, а если отделить голову от туловища, окажется бездушный и безглавый труп, неизбежно подлежащий разложению. Старообрядцы-поповцы лишились главы (епископа) около двухсот лет тому назад и только недавно (с 1846 года) приставили к своему духовно мёртвому телу чужую главу (митрополита Амвросия) и мнятся продолжать жизнь с одними руками (да и те чужие, – бежавшие от православной церкви священники) и ногами. Беспоповцы всех толков лишились и головы, и рук, остались одни ноги с смрадным чревом, и тоже уверяют, что имеют « церковь присно живую», имеющую якобы полное тело. «Отъ окаяннаго Севира произыде еретичествованіе акефалитовъ, сіе есть безглавыхъ, нареченныхъ тако того ради, яко не хотяху быти подъ епископами православными начальствующими церквамъ, якоже глава начальствуетъ членамъ» (Четьи-Минеи, 30 августа; у Озерского часть 1, с.89) 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

152 For Plutarch, see Lavery, " Lucullus»; honoring subjects could, but need not, produce distortion (Fornara, Nature of History, 64–65). Rhetorical conventions appeared in ancient biography, but more in rhetorical biographers such as Isocrates (see Burridge, «Biography»). Forensic speech, where a primary object was legal victory, was naturally another story (e.g., Dionysius of Halicarnassus Lysias 8). 153 One might be thought biased when writing about close friends (Philostratus Vit. soph. 2.33.628), but Tacitus wrote freely of his father-in-law (Agricola; see below). One pupil reportedly did omit some of his teacher " s sayings, but because they were rhetorically inappropriate (Philostratus Vit. soph. 2.29.621). 154 Eunapius Lives 461 (on Iamblichus, who is supernatural in 459); Plutarch Marcus Cato 5.1, 5; 12.4; for writers» style, Dionysius of Halicarnassus Thucyd. 1. One could also disagree with the dominant view of onés school (e.g., Seneca Ep. Luci1. 117.6). 155 See e.g., Seneca Ep. Luci1. 108.17,20,22; 110.14,20; Musonius Rufus 1,36.6–7 (Pythagoras " s disciples differed, but this was considered noteworthy–Valerius Maximus 8.15.ext.l). Occasionally pupils could even turn against their teachers (Eunapius Lives 493), but in such a case they would no longer claim his authority for the source of their teaching. 156 Thus Xenophon, largely accurate in what he reports in the Hellenica, nevertheless proves biased by what he omits of Thebes " s greatness (Brownson, «Introduction,» ix-x), although he remains our «best authority» for the period (xi). 158 Aune, Environment, 62 (citing especially Isocrates Nic. 35; Demon. 34; Polybius 1.1.2; Livy 1.pref. 10–11; Plutarch Aemilius Paulus 1.1; Lucian Demonax 2). An interpretive framework and even nonhistoric genre need not obscure all historical data; e.g., Sib. Or. 5.1–50 recites recent history accurately from its authors conceptual standpoint (i.e., including legends he assumes to be historical), despite some confusion (cf. 5.460–463).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Отец Клеопа очень заботился о том, чтобы в монастыре царила атмосфера духовной жизни. Не слышно было ропота, пустословия… Молодые были ревностны и почитали стариков. Слово отца Клеопы имело великую силу, и это стало для него причиной многих скорбей. Даже некоторые монастырские стали завидовать ему из-за его проповедей и чинить ему неприятности, иногда даже открыто. Отец Клеопа, увидев такое, отстранился от настоятельства, чтобы в монастыре не было беспокойства. Я думаю, отец Клеопа по дару, данному ему от Бога, предузнал о том, что выйдет декрет против монахов, и потому отстранился от настоятельства. Его притесняли и власти, и по благословению митрополита он снова начал свои скитания, скрываясь в домах добрых верующих и в лесах». Когда отец Клеопа был настоятелем монастыря Слатина, умер Сталин. Тогда из уезда поступило распоряжение три раза в день бить в колокол и поминать Сталина. Старец Клеопа вспоминал об этом: «Когда богослужение приближалось к концу и диакон произнес: – Помяни, Господи, раба Твоего Иосифа Виссарионовича Сталина и сотвори ему вечную память, – какой-то хитрый человек, стоявший сзади, произнес на всю церковь : – Хорошо, что черт побрал и его. А когда звонили в колокол по Сталину, то два колокола в Молдове треснули – то был знак, что Бог не принял молитв о нем». 57 Блаженнейший Иустиниан Марина (1901–1977) был предстоятелем Румынской Православной Церкви в 1948–1977 гг. 64 Ср.: Тамже. § 3. С. 153. См. также: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Гл. 1. Об авве Антонии. § 13. М., 2009. С. 14. 66 Прп. Сысой, румынский святой (конец XVIII – начало XIX вв.). Прославленный исихаст и делатель Иисусовой молитвы, он был духовным наставником монахов, во множестве скрывавшихся в горных лесах в годы экспансии католицизма. 69 Ион Крянгэ (1837–1889) – классик румынской литературы, знаменитый сказочник. Был родом из Хумулешт, окончил духовную семинарию и служил диаконом, в 1872 г. был лишен сана. Читать далее Источник: Великий старец Клеопа, Румынский чудотворец/[Пер. с румын., сост. З.И. Пейкова]. - Москва : Русский хронографъ, 2012. - 542 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

—152— Статистические данные о православной церкви королевства сербского. – Определения Архиерейского Собора, состоявшиеся в 1903–1906 гг. – Коронационные торжества 1904 г. – Столетний юбилей начала освобождения Сербии от турецкого владычества. – К построению храмов в Белграде во имя св. Саввы и преп. Симеона Немани. – † Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ белградский и митрополит Сербий. – Избрание преосвященного Димитрия, епископа шабачского, архиепископом белградским и митрополитом сербским. Биографическая сведения о новоизбранном митрополите. Первые шаги его архипастырской деятельности. – Избрание архимандрита Сергия, бывшего настоятеля сербского подворья в Москве, епископом шабачским. – Из архипастырской деятельности остальных сербских епископов. – XIV-я, XV-я и XVІ-я священнические скупщины. – Священнический клуб в Белграде под названием „Братство“. – Монастырские приходы и священнический фонд. – ХІІ-я и XIII-я монашеские скупщины. – Богословия (семинария) св. Саввы. – К вопросу о богословском факультете при вновь открытом первом сербском университете. – Присоединение к православию католического священника. – Секта назаренов. Последнее наше обозрение церковной жизни в королевстве Сербии, Старой Сербии, Македонии и Черногории остановилось на второй половине 1903 года 2587 . Обращаясь ныне к этому времени, предложим прежде всего некоторые статистические данные. По официальным статистическим данным, к концу 1903 г. в пяти епархиях, составляющих область автокефальной православной церкви в королевстве сербском, православных жителей было 2.448.139, домов 346.718, про- —153— топресвитерств 19, наместничеств 52, приходов 901, капелланий 59. Священных лиц монашеского чина всего 113, в том числе 21 архимандрит, 1 протосинкелл, 16 игуменов, 5 синкеллов, 55 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 7 монахов. Священных лиц мирского чина всего 1017, в том числе 64 протоиерея, 917 священников, 3 протодиакона и 33 диакона. Храмов всего 644, капелл, 49, монастырей 53. Наибольшее количество храмов и капелл в нишской епархи (205 и 26), наименьшее в шабачской (77 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

61 Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1.//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 11. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 4–33. 62 В первой части статьи конечно же невозможно было рассмотреть мнение всех православных экзегетов по данному вопросу. Например, не было рассмотрено толкование на Мк. 13:32 архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (†2017), который рассматривал этот отрывок вне контекста споров о «неведении», т.к. считал, что речь в этом месте Евангелия «идет не о конце света как таковом, но речь в нём идет о последователях Иисуса, т. е. о христианах, о том, в каком состоянии они должны и могут встретить те скорби, которые неминуемо станут и их уделом тоже!» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ivliev/beseda.shtml (дата обращения: 19.05.2018). Загл. с экрана. 63 См.: Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1. С. 29–31. 64 См.: “Ошибочен и далек от истины тот богословский минимализм, который тщится выбрать и выделить “наиболее важное, наиболее верное и обязательное” из всего опыта и учения Церкви. Путь этот ложен, как ложна сама постановка вопроса. … Методы внешней исторической критики неадекватны и недостаточны. Лишь изнутри Церкви можем мы отличить священное от исторического. Изнутри видим мы, что кафолично и принадлежит всем временам, а что лишь “богословское мнение” или даже историческая случайность». (Флоровский Г., прот. Кафоличность Церкви//Избранные богословские статьи. М., 2000. С.152–153.). 65 См.: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Дух восточного христианства В 5т. М., 2009. Т.2. С.8–34. 66 См.: Флоровский Г., прот. Авторитет древних Соборов и предание Отцов//Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 303. 69 Цит. по: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Дух восточного христианства В 5т. Т.2. С. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

В монастыре Иван провел “не мало времени”, как выражается автор его жития, и, конечно, имел достаточно времени не только поднять свою религиозную культуру и укрепить свой дух, но и ознакомиться с положением России и православия. Знакомство с культурным и влиятельным кругом образованных русских людей, с которыми он мог встречаться у Дионисия в свободное от занятий и молитв время, несомненно, помогало духовному развитию юного причетника. Среди этих людей было немало видных деятелей Смуты, которые тогда по памяти и документам записывали для потомков печальные события этого близкого прошлого, и было достаточно предлогов для обсуждения на этих встречах судьбы России. События текущего момента легко узнавались от бесконечных богомольцев, стекавшихся из Москвы и провинциальной России в этот самый знаменитый монастырь русского православия. Отсутствие культурных барьеров, которые выросли лишь со времени Петра между разными социальными группами России, облегчали встречи и контакты. В свою очередь вести о положении православия под турками и поляками приходили очень печальные и с воспоминаниями о недавних годах интервенции и анархии только могли заставить любого русского, истинно любящего свою веру человека еще больше думать как о ее будущем, так и о будущем “богоизбранного русского народа”.   Примечания   Лучшие работы о Максиме Греке: Иконников В. Максим Грек и его время. 2–еизд. Киев, 1915; Иконников В. Указ. соч. С. 513, 534, 535, 560; Канон преп. о. н. Дионисию. С. 120; Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский. Тверь, 1890. С. 173, 339. Максим Грек. Сочинения. Троице–Сергиев Посад, 1911. Т. I. С. 18, 131, 153, 154, 158. Denisoff E. Op. cit. P. 319. Скворцов Д. И. Указ. соч. С. 57. Скворцов Д. И. Указ. соч. С. 64. Конечно, не все события борьбы протестантизма и католичества с православием в Польше и Турции были известны в России. Тем не менее контакты Московской Руси с западнорусскими землями и Ближним Востоком были достаточно часты, и дипломатические агенты, купцы и паломники к святым местам Палестины и Киева постоянно приносили новости о жизни и трудностях их братьев по вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Во время страдания Господня расселись камни и потряслись гробы, чтобы отверсть выход телам, давая сим разуметь, что пригвожденный есть Владыка земных и преисподних. Для чего, спрашиваешь, поражены были вещи неодушевленные? Для того, отвечаю тебе, чтобы обвинить в бессмыслии иудеев, а именно в том, что вещи неодушевленные сокрушились от страха, а иудеи пременились в камни, оставаясь и нечувствующими страха, и неблагодарными за благодеяние (прп. Исидор Пелусиот , 60, 153). Источник. Надписью на дщице, которую Пилат прибил над Господнею главою, исполнилось слово Господа, сказавшего: аще вознесен буду, вся привлеку к Себе (ср.: Ин. 12, 32 ). Посему читаемое в сей надписи давало видеть, что спасительное страдание совершено не за одну Иудею, но и за всякую эллинскую и варварскую страну (прп. Исидор Пелусиот , 60, 273). Богочеловек провел земную жизнь Свою в лишениях и скорбях. Этим Он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 286). Источник. Крестная смерть Для того Господь предал Тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, – именно через окропление кровию Его (см.: 1Пет. 1, 2 ) (ан. Варнава, 94, 30). Если Сын Божий – Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас (ап. Варнава, 94, 34). Источник. Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно, как истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и, как умствуют они, так и случится с ними – бестелесными, подобными злым духам (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 302–303). Источник. ...Он пострадал и распят, чтобы примером Своим научить нас страдать и умирать (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 333). Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь – раба Его, страхом своим свидетельствующая о присутствии Владыки (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поэтому умоляю вас до самого конца стоять твердо в святой решимости сохранить верность Православию. Тогда с нами, Благодатию Пресвятого Духа и молитвами Пренепорочной нашей Богородицы, великая надежда спасения. 1 Прелестью святые отцы называют состояние духовного заблуждения (слав. прельщения), в котором ощущения и мысли, происходящие от естества и от дьявола, принимаются за благодатные переживания, исходящие от Святого Духа. 2 Таинство, которое является средоточием всей жизни Церкви, называется Евхаристией (от греч ε χαριστ ω – благодарю) именно потому, что в нем все творение с благодарением приносится Господу, чем освящается жизнь христианина и все, на что она простирается. В церковном сознании Евхаристия собственно и является с полном смысле благодарением, «возвращая» мир Богу. Подробнее см. Архимандрит Киприан (Керн) . Евхаристия. Париж ,1947. Особ. с. 25–38. 4 Здесь подчеркивается существенный момент, отличающий святоотеческое богословие от юридически-обывательского представления об Искуплении: дело не в том, что Крестной Христовой жертвой человеку дается внешне понимаемое «прощение», а в том, что Христос берет на Себя его естество, поврежденное грехом, и страданием в этом естестве обновляет его, в силу чего оно становится способным воспринимать божественную Благодать. Подробнее см. Николай Кавасила . Семь слов о жизни во Христе. Т. 3. М.: Паломник. 1991. С. 64–65. 5 Автор предполагает знакомство слушателей со святоотеческим учением, различающим приобщение к Божеству по естеству, по ипостаси и по энергии. См. напр.: П.Неллас. Образ Божий: часть готовящегося к изданию перевода монографии, помещенная в журнале «Человек», 2000, С 71–86, особ. 79–80 6 Знаменитая формулировка Четвертого Вселенского Собора. И далее автор продолжает общую святым отцам линию: что совершилось во Христе, совершается в христианине; христология непосредственно переходит в антропологию, богословие – в жизнь. 10 В этом контексте небезынтересно сравнить православную иконографическую традицию, которая в виде нимба изображает реальность Нетварного Света, соединившегося с личностью обоженного человека, и принятые в западной церковной живописи овальные венчики, символически «коронующие» награжденных святостью лиц. См. Micftel Quenot. The Icon. Mowbray. 1992. P. 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010