Белокуров С.А. , историк – 466 Бернини Л., архитектор – 603 Богданов А.П., историк – 466 Болотов Дмитрий, собиратель древних рукописей – 489 Большаков Т.Ф., собиратель древних рукописей – 489, 497 Бон-Фрязин, итальянский архитектор – 581 Борис, калужский поп – 405 Борис Годунов, русский царь – 581 Браманте Д., итальянский архитектор – 603 Булавин Кондратий, донской казак, предводитель восстания – 618 Булгаков Иван, судья – 375 Булгаков М.А., писатель – 395 Бутурлин А.Б., генерал-аншеф, сенатор, владелец рукописи – 492 Бычков А.Ф., историк и археограф – 483, 491, 494 Бычков В.В., искусствовед – 456 Бычков И.А., библиотекарь – 491, 500, 516 В аза, королевская династия в Швеции и Польше – 572 Варвара, киевская княгиня – 569 Варвара, св. мученица – 139, 255, 569 Варлаам Леницкий, писатель-путешественник – 485, 594 Варлаам Ясинский, киевский митрополит – 410, 568 Варсонофий, писатель-паломник – 435 Варсонофий, священноинок – 385 Варух, ученик пророка Иеремии, библ. – 106, 223, 224, 348, 501, 614 Василий (см. Кичибей) Василий, «гость», писатель-путешественник – 503, 506 Василий, московский купец (см. Пути-мец В.Н.) Василий Великий , церковный проповедник, св. – 496 Василий Македонский, византийский император-581 Василий III, великий князь Московский – 563, 571, 609 Васильев Иван, крестьянин – 385 Васильев Иван, священник – 391 Вахромеев Гурий, архитектор – 621 Велешанин, исследователь – 623 Венгеров C.A., историк литературы – 625 Венедик Савва, грек – 61, 177, 303 Виноградов В. В., историк языка – 472, 479 Виньола Д., итальянский архитектор – 603 Вирсавия, жена царя Давида, библ. – 105, 222, 347, 606, 612, 613 Вишневецкий Иеремия, князь, украинский и польский магнат – 574 Владимир I, киевский князь, св. – 573 Власий, священноинок – 385 Власов И.В., археограф – 490 Воронцова A.B., историк литературы – 626 Востоков А.Х., собиратель и исследователь древних рукописей – 483 Вургафт С.Т., историк – 626 Вышатин М.И., вязниковский подьячий, выговский старообрядец – 409 Вязмитин Родион (Иродион), посадский человек – 11, 132, 248, 423, 524, 534

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В патриаршем Чудовом монастыре в 70–х годах XVII в. был составлен поистине грандиозный летописный свод, в основу которого были положены Никоновская летопись (по списку БАН, 32.14.8), Троицкий сборник и другие источники . Под 6900 г. помещено житие Сергия Радонежского, совпадающее с Троицким сборником (но текст исправнее обоих известных списков). Заголовок по списку Виф. 34: «Повесть о преподобнм Сергии игумене». Поскольку со времени последнего исследования о своде были обнаружены новые списки, а для более точной датировки привлечены приходо–расходные книги Патриаршего Казенного приказа за последнюю треть XVII — начало XVIII в., то мы даем заново описание рукописей летописного свода 70–х годов XVII в.: 1) РГБ, ф. 556 (Собрание Вифанской духовной семинарии), 34 (т. 1, л. 347 об. — 349) — 70—80–е годы XVII в. Состоит из двух томов, написанных в развернутый лист, на 38 (Оглавление) + 851 (Основной текст) листах (в Оглавлении и Основном тексте отдельные нумерации). В переписывании текста принимали участие десять писцов: Первый почерк: Оглавление (л. 1 — 38 об.), л. 65—91 об., 97—134, 212 — 226 об., 251 об. — 253, 254, 255 об., 259 об. — 260 об., 261 об. — 262, 267 — 428 об., 432 об. — 445 об., 457 — 541 об., 599 об. — 603, 603 об. — 641, 645—678, 686 об. — 749 об., 779—810 об., 814 — 814 об., 820 — 852 об. Второй почерк: л. 1 — 64 об., 134 об. — 203 об. Третий почерк: л. 92 — 96 об., 542—548. Четвертый почерк: л. 428 об. — 432 об. Пятый почерк: л. 204 — 211 об., 227—251, 253 об. — 254, 254—255, 255 об. — 259 об., 260 об. — 261, 262 об. — 266 об. Шестой почерк: л. 446—457. Седьмой почерк: л. 588 — 599 об., 603 — 603 об. Восьмой почерк: л. 641 — 644 об. Девятый почерк: л. 678—680, 680 об. — 686, 811 — 813 об., 815 — 819 об.; приписки на полях л. 833 — 833 об., 840 об. Десятый почерк: л. 750—779. Филиграни: Герб Амстердама, под ним лигатура из букв V и H (чистый л. I); Герб Амстердама, под ним лигатура из букв F и С, контрамарка из букв PD (л. 1—31 Оглавления за исключением некоторых листов) — типа Черчилль, 11 (1670 г.), Дианова и Костюхина, 154 (1671 г.);

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Как мало господа думают о христианском обращении со своею прислугою, видно, между прочим, из того, что как телесное, так и духовное благосостояние слуг оставляется ими большею частию без всякого внимания. К материальным нуждам своих слуг они относятся с такою пренебрежительностью, что не хотят дать им приличного места для ночлега, заставляя их спать то в кухне, то под лестницей, или в других подобных норах. И замечательно, что такая беззастенчивость в отношениях господ к своей прислуге имеет место также и при возведении новых домов, в которых, вообще говоря, не принимаются во внимание удобства помещения для слуг. Незаметно особенной заботы со стороны господ и о том, чтобы верной прислуге, долгие годы им служившей, обеспечена была безбедная старость 683 . Не видно, чтобы господа близко принимали к сердцу и важнейшие духовные потребности и нужды своих слуг, именно – религиозно-нравственные. Занятые беспрерывною работою, слуги не имеют возможности ходить в церковь по праздникам. От этого происходит то, что они привыкают смотреть на дни и часы праздничные только как на времена простой праздности, которая есть мать всех пороков. И действительно, не участвуя в праздничном богослужении и отвыкая чрез это от того духовного удовольствия, какое доставляют христианские праздничества, эти люди, как только освободятся от обычных занятий своих, естественно ищут для себя удовольствий совсем иного рода – чувственных, порочных. Такие господа делаются ответственными за порочность своей прислуги и в этом обязаны будут некогда дать строгий ответ пред Богом ( Евр.13:17 ). Пусть не говорят господа, что религиозно-нравственное воспитание слуг не их обязанность, пусть не говорят словами братоубийцы Каина: «Разве я страж брату моему?» Они сами себя поставили «стражем» меньших братьев своих, принимая их услуги и поставляя в зависимость от себя; ибо всякое преимущество, всякое превосходство, с точки зрения Евангелия, есть уже некоторого рода обязательство. Разве там не сказано, что «кому больше дано, с того больше и взыщется»?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Еще Иоанн IV, желая населить Литовскую Украйну, землю Северскую, людьми годными к ратному делу, не мешал в ней укрываться и спокойно жительствовать преступникам, которые уходили туда от казни: ибо думал, что они, в случае войны, могут быть надежными защитниками границы. Борис, любя следовать многим государственным мыслям Иоанновым, последовал и сей, весьма ложной и весьма несчастной: ибо незнаемо изготовил тем многочисленную дружину злодеев в услугу врагам отечества и собственным. «Великий разум и жестокость Грозного, – по словам Летописца, – не давали двинуться змиям; а кроткий, набожный Феодор связывал их своею молитвою», но Борис увидел зло, и еще увеличил его другими плодами своего мудрования, несогласного с вечными уставами правды. Издревле Бояре наши окружали себя толпами слуг, вольных и крепостных; издревле также любили кабалить первых: закон, изданный в Феодорово время, единственно в угодность знатному Дворянству, об укреплении всех людей, служащих господам не менее шести месяцев, совершенно прекратил род вольных слуг в нашем отечестве и наполнил домы Боярские рабами, коими сделались тогда, в противность Иоаннову Судебнику, даже и многие люди воинские, благородные, от нищеты, но без стыда служив богачам именитым: закон недостойный сего имени своею явною несправедливостию! Еще мало: к его действию присоединилось и насилие: знатные и случайные бессовестно укрепляли и не слуг, а всякого беззащитного, кто им нравился художеством, рукодельем, ловкостию или красотою. Но в дешевое время охотно умножав свою челядь, Дворяне во время голода начали распускать ее: воля обратилась в казнь и мучительство! Люди, еще совестные, выгоняли слуг из дому по крайней мере с отпускными; а злые без всякого письменного вида, с намерением клепать их в бегстве и в сносе, чтобы ябедою суда разорять тех, которые могли бы из человеколюбия дать им у себя дело и пищу: ужас разврата обыкновенного в годины бедствий! Несчастные гибли или разбойничали, вместе со многими людьми Вельмож ссыльных, Романовых и других, осужденными вести жизнь бродяг (ибо никто не смел принять слуг опального) – вместе с украинскими беглецами, ходившими из гнезда своего в добычу и внутрь России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Так, вокруг с. Тепловодья сохранились все поселения, при этом дер. Выползово стала селом с 2 храмами. В 3 из 6 поселений отмечены дворы монастырских слуг, что свидетельствует о хозяйственном использовании обителью своих владений. К 1573 г. были освоены и пустоши, и селища, разоренные татарами к 1553 г. Так, пустошь Плахино стала сельцом, в котором имелось 3 двора монастырских слуг и 23 крестьянских двора. Всего к нач. 70-х гг. XVI в. было 4 двора монастырских слуг, 103 крестьянских двора; 18 дворов сожгли татары. Кроме того, в описании 1572/73 г. фигурируют 10 деревень и 2 починка, в к-рых находилось 4 двора монастырских слуг и 96 крестьянских дворов; 27 дворов сожгли татары. О страшном разорении свидетельствует описание 1574/75 г., когда во всех владениях обители в Окологородном стане насчитывалось 8 дворов монастырских слуг, 69 крестьянских дворов, 148 пустых дворов и 79 «мест дворовых, а дворы пожгли татарове». До сер. XVII в. все постройки И. Б. м., в т. ч. и шатровая соборная церковь, были деревянными. В 1652 г. артель московского «каменных дел подмастерья» Юрия Корнильева Ершова (строителя архиерейских палат в Рязанском кремле) возвела близ южной стены ограды каменную Успенскую ц. с трапезной на подклете, окруженную галереей-папертью на столбах, и с каменной же лестницей. Ершов пожертвовал в храм напрестольное Евангелие и сребропозлащенные сосуды. В 50-х гг. XVII в., при игум. Авраамии, та же артель построила каменную ограду со св. воротами. Семиугольная в плане ограда имела четыре 2-этажные 8-гранные башни и с сев. стороны - св. ворота. Очевидно, артель Ершова возвела и шатровую 3-ярусную колокольню, входящую в систему вост. стены. Нижняя часть колокольни - это 2-ярусный четверик, оформленный широкими лопатками и простыми кирпичными тягами карнизов; 1-й его ярус имеет одинаковую с оградой высоту. На четверике стоит массивный, приземистых пропорций восьмерик со столбами, увенчанный широким шатром и небольшой главкой с крестом. Сначала шатер был покрыт зеленой глазурованной черепицей, в XIX в.

http://pravenc.ru/text/471597.html

840 Церковь Св. Екатерины Мученицы Сию церковь у Царицы на сенях строил в 1627 году Палатный мастер Джан Талер; она освящена была в следующем году, Ноября 1, в присутствии Царя и Царицы. В 1687 году Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею повелели сделать в нее новый иконостас. 841 По описи 1737 года, в этой верховой церкви «Царские двери были гладкие позолоченные, в средине городы, на дверях шесть клейм с образами. В трапезе иконостас деревянный о двух столбах витых на тумбах, над столбами по гзымзу с дорожниками флемованными, на гзымзах по штучке резной, в средине вверху его выгнуто дугою с дорожниками флемованными». В пожар 1737 года, Мая 30, сгорел этот иконостас, оцененный тогда во 150 р. Вскоре после того, церковь сия была возобновлена, а при Императрицах Елисавете Петровне и Екатерине II обогащена св. утварью и облачениями. От хищения врагов в 1812 году случайно сохранился драгоценный венец на храмовый образ Св. Екатерины, украшенный бриллиантами, как полагают, приношение Императрицы Екатерины II. Теперь сия церковь , по воле Государя Императора, возобновляется. Как домовая церковь , она с XVII века была Царским богомольем и местом крещения детей Царя Алексия Михайловича: Царевен Марии и Феодосии, Царевича Симеона. 842 В храмовый праздник здесь служивал Патриарх со властями в присутствии Царя, Царицы и детей Царя Алексия Михайловича Царевен Марии и Феодосии и Царевича Симеона. 843 Но изо всех Царей усерднее посещал сию церковь Алексии Михайлович, которому 1660 года Св. Великомученица Екатерина в сонном видении возвестила о рождении дочери Екатерины. На месте видения в Серпуховском уезде он устроил Екатерининскую пустынь. 844 Юный Петр с матерью своей часто ходил к божественной службе в сию церковь ; к ней примыкало через сени большое отделение дворца, где они помещались. Из упраздненных верховых церквей, упоминаемых в летописях и грамотах, были на дворце следующие: Стретенский собор на сенях Он соединялся с набережным Верхом переходами и выходил почти против церкви Спаса на Бору; был каменный одноглавый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Самые ранние из сохранившихся документов нач. XVII в. называют певч. специализации Г. п. д. внутри станиц: вершник , демественник , путник , нижник (5-м в станице обычно являлся 2-й путник, в 30-х гг. один из них назывался «большой»). С 50-х гг. такой состав стабилизировался в 1-й и 2-й станицах. В 70-х гг. в станице могло быть по 2 вершника или демественника и до 3 путников. Наиболее значительные перемены в организации хора происходили в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В последние годы правления царя Феодора Алексеевича Г. п. д. начали подразделяться на 2 хора. 1-й, государев хор, состоявший из мастеров древнерус. певч. искусства (из 1-3-й станиц; 14 чел.) во главе с Петром Васильевым Покровцом, пел в дворцовом Спасском соборе. 2-й хор был сформирован из «меньших», штатных Г. п. д. и тех, к-рые ранее не вносились в штатные росписи. Т. н. партесники (певшие в партесном стиле; всего 28-29 чел.) во главе с Осипом Седым пели в дворцовой ц. во имя мц. Евдокии; они представляли, вероятно, общий хор для членов царской семьи (цариц, царевичей, царевен). Однако иногда имя того или иного дьяка можно встретить в росписях то одного, то др. хора, следов., певец владел как искусством знаменного пения, так и партесным стилем. В 1680-1681 гг. из обоих хоров выделялись также 4 певчих для новой дворцовой ц. во имя мч. Иоанна Белгородского. В 1681-1683 гг. принцип разделения государева хора по дворцовым церквам сохранялся. Певцы, ранее именовавшиеся «евдокеинские», по новому месту службы при дворцовых соборах Воскресения и Иоанна Предтечи стали именоваться «воскресенские и предтечевские». Их количество возросло до 58, но среди них находилось 7 молодых «вспеваков», к-рые только обучались своему ремеслу, и 17 дьяков, выделявшихся для пения в ц. во имя Илии пророка. Дальнейшая реорганизация государева хора продолжалась в годы совместного правления царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1683 г. все Г. п. д. (более 60 чел.) были подразделены следующим образом. Певцы под упр. уставщика Феодора Чекаловского именовались «партесники» и, составляя хор царя Иоанна, пели в Воскресенском соборе. Г. п. д., возглавлявшиеся уставщиком Петром Покровцом (т. н. старые певчие), образовывали хор царя Петра, к-рый пел в Спасском соборе. Во главе с Осипом Седым существовал также 2-й хор партесного пения, певцов к-рого до 1685 г. называли «[цариц и царевен] всех комнат крестовые певчие». Во 2-й пол. 80-х гг. место этого хора заняли отдельные хоры во главе со своими уставщиками.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Но в 2016-2018 годах уровень духовно-просветительской деятельности в массовом осмыслении достоинств Русского Самодержавного Православия качественно многократно возрос. И, полагаю, теперь достигнутый уровень не будет снижаться, поскольку он по-настоящему выстрадан церковным народом в информационных сражениях с антихристианскими силами. 3. Выводы, перспективы, пожелания, над чем трудиться в будущем? 2018 год, на мой взгляд, явно свидетельствует, что подлинное церковное, духовное прославление подвигов Святых Царя Николая Александровича, Царицы Александры Феодоровны, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и сонма Их Святых Верноподданных по-настоящему только начинается. Царственное Созвездие наконец для миллионов верующих соотечественников стало по-настоящему путеводным в долговременной борьбе за строительство христианской семьи как Малой Церкви и Малого Царства, за обустройство братолюбивого, филадельфийского общества и кропотливого созидания Православной Державы как удерживающей силы мipoboro зла. Надеюсь и я, что буду с Божией Помощью подвизаться и далее на ниве прославления Святых Царственных Страстотерпцев в нынешнем году. Святые Царственные Великомученики Дома Российского, молите Бога о нас! Аминь. + Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. р.БОЖИЮ Алексию Без сомнение вклад Отца Георгия Вахромеева в дело прославления Святого Царя Мученика Николая и Царственного Семейства колоссальный, но в отличие от многих других духовных лиц, Он Свои труды на данной ниве начал более тридцати лет назад! Своим новым трудом Он подтягивает к должному пониманию Царского Служения Государя в первую очередь Своих " коллег " , ну, и нас - рядовых православных, конечно... 4. Re: Прославление Святых Царственных Мучеников только начинается " ...2018 год, на мой взгляд, явно свидетельствует, что подлинное церковное, духовное прославление подвигов Святых Царя Николая Александровича, Царицы Александры Феодоровны, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и сонма Их Святых Верноподданных по-настоящему только начинается... " Да, подлинное церковное, духовное прославление - оно только начинается. И в этой связи хотел бы особо отметить вышедшую недавно книгу протоиерея Георгия ( Вахромеева) " Подвиг Царского служения " , посвященную осмыслению и уразумению подлинно царского -христоподобного подвига Царя Николая II. Боже, храни Своих!

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Царственные Мученики молите Бога о нас! В воскресенье Русская Православная Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии 15.07.2011 1275 Время на чтение 4 минуты В воскресенье, 17 июля, Русская Православная Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева от рук изуверов в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Расстрел Царской Семьи был осуществлён во исполнение постановления Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками, по распоряжению Свердлова и по согласованию с Ленины м. Напомним, что в 1917 году, сразу после государственного переворота (так называемой Февральской революции) Император Николай II и Его Семья по решению Временного правительства были арестованы, а в августе высланы в Тобольск. После прихода к власти большевиков в апреле 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о переводе Царской Семьи из Тобольска якобы в Москву для суда над ними. Однако на самом деле верхушка большевиков решила совершить злодеяние в Екатеринбурге, куда и была переправлена Царская Семья. Царскую Семью разместили в «Доме особого назначения» — реквизированном особняке горного и военного инженера-строителя Н.И.Ипатьева. Здесь вместе с Царской Семьёй проживали царские слуги: доктор Евгений Алексеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, лакей Алоизий Егорович Трупп и горничная Анну Степановна Демидова. Царская Семья провела в этом доме 78 дней. 12 июля 1918 года Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов на своем заседании принял постановление о расстреле Царской Семьи, а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград — Г.Е.Зиновьеву. Главным организатором злодеяния стал личный друг Свердлова, большевик со стажем Шая Голощекин.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/15/sv...

Эта-то забракованная в Византии, затертая и развеянная по миру фамилия, вдруг ярко блеснула и загремела в далеком и глухом краю, который, кстати, тогда напомнил всем свое классическое имя Эпира. Для полноты слова, повторим еще раз родословие первого Деспота Эпирского. У императора Алексия 1 Комнина было 3 сына и 4 дочери. Имена последних: Анна (писательница), Мария, Евдокия и Феодора. Царевен тогда выдавали замуж за своих, подданных империи, славных или родом, или заслугами, или иным чем дававшим право на высокую почесть родства с царствующим домом. Младшей из упомянутых Царевен выпал, таким образом, жребий быть женою незнатного и неславного, но зато прекрасного юноши Константина, по отцу ли носившего фамилию Ангела или именно за свое пригожество так прозванного. От четы этой родились четыре сына и две дочери. Из сыновей получили известность Андроник и Иоанн. Первый был отцом Исаака и Алексия, бывших один за другим императорами. От второго Иоанна, носившего титул Севастократора, родились тоже четыре сына: Исаак, Феодор, Константин и Мануил. Но, как полагать надобно, их всех старше был незаконно прижитый родителем Михаил. Сему-то, непатентованному законностью, и суждено было начать собою ряд государей Эпирских. По завоевании крестоносцами Константинополя и по введении феодальной системы в новозавоеванной империи, Михаил, несмотря на то, что носил имя царствовавшей династии, пристал к чужеземному престолодержцу и, приглядевшись к новому двору Латинско-Византийскому, носившему в себе все зачатки несостоятельности и, в тоже время, будучи одарен предприимчивым духом, отправился из Константинополя за сильнейшим из вассалов Империи, Бонифацием Солунским искать себе счастья, но свернул с дороги и очутился далеко за Фессалоникой, в приморском городе Диррахии, правитель которого, вероятно, не знал, которой из Империй принадлежит он вместе со всем поморьем, Ласкаревой или Балдуиновой. Михаил сразу решил недоумение чиновника, женившись на его дочери и завладевши местом на правах, конечно, трех последних династий – Дук, Комниных и Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010