Кондак святыя, глас 3. Подобен: Дева днесь: Предстоящи преславная у Креста Спасова, со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо, содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе твоей. И икос. По 9-й песни, светилен октоиха, и святыя. Слава, мученика. На стиховне октоиха. Слава, мученика, глас 4: От младенства был еси Господеви рачитель: И ныне, святыя, глас 8: Волею обнищавшему: На литургии, блаженна октоиха, и святыя песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога: Апостол к коринфяном, зачало 141: Печать моего апостольства: Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа: Евангелие от Луки, зачало 34: Прохождаше Иисус сквозе грады и веси: Причастен: Радуйтеся: 23. Святых мученик Трофима, Феофила, и иже с ними. На Господи воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Тропарь: Мученцы твои Господи: септемвриа в 20-й день. Канон, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 1. 24. Святыя мученицы Христины: Вечер, на Господи воззвах, стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: Христоименнаго тя звания: Слава, глас 2: Якоже многоценное миро: На стиховне октоиха. Слава, глас 2: Христоименитому званию: Тропарь, глас 4: Агница твоя Иисусе: септемвриа в 16-й день. На утрени, оба канона октоиха, и святыя на 6, глас 8. По 3-й песни, седален, глас 1. По 6-й песни: Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Световидная голубица познался еси, криле имущи злате и к высоте небесней возлетела еси Христино честная: темже твой славный праздник совершаем, верою покланяющеся твоих мощей раце, из неяже истекает всем обильно исцеление Божественное, душам же и телом. И икос. По 9-й песни, светилен октоиха. Слава, святыя: И ныне Богородичен. На хвалитех стихиры на 4, глас 4, самогласны: Крест яко оружие: Слава, глас 5: Девства твоего: На стиховне октоиха: Слава, глас 1: С вышними силами: И ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На литургии, блаженна октоиха, на 4: и святыя песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих: Стих: В церквах благословите: Апостол к коринфяном, зачало 181: Евангелие Луки, зачало 33. Причастен: В память вечную:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Тропарь, глас 8: Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси. тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати: савво Отче наш, моли спастися душам нашим.   Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя: Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши притекающих к раце мощей твоих, савво преподобне Отче наш.   4. (:. святыя великомученицы варвары: И преподобнаго отца нашего Иоанна дамаскина.   Стихиры святыя 3, глас 2. Подобен: егда от древа: и преподобнаго 3, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! Слава: глас 6: отечество, род, имение: На стиховне октоиха. Слава, глас 6: Преподобне отче, во всю землю: Тропарь святыя, глас 8: Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием креста, всечестная.   Слава, святаго, глас тойже: Православия наставниче: октовриа в 11 день. На Утрени , канон октоиха един: И святыя канон на 4, глас 2: И преподобнаго на 4, глас тойже. По 3–й песни,   Кондак преподобнаго, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Песнописца и честнаго богоглагольника, церкве наказателя, и учителя, и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, крест господень, всю отрази ересей прелесть: и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.   И икос, и седален святыя, глас 3. Слава, преподобнаго, глас тойже. По 6–й песни,   Кондак святыя, глас 4. Подобен: Вознесыйся: В Троице благочестно певаемому последовавши Богу страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: троицу чту, едино божество. И икос. По 9–й песни светилен октоиха и святыя. Слава, преподобнаго. На хвалитех стихиры святыя на 4, глас 1: самогласны. Слава, глас 6: Страдальческим шествовавши путем: На стиховне октоиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

По обойдении церкви и когда время в оную войти, петь тропарь храмовому празднику. Во все сие время быть звону в монастыре и во всем городе. 12 По входе в церковь святый образ и крест поставляются на приличныя места. 13 Святыя мощи поставляются среди церкви перед амвоном; когда придет время входу со святым евангелием, во время пения «Приидите поклонимся» несут святыя мощи служащие за евангелием во святый алтарь, и, обойдя с ним святый престол, поставить оныя же по правой стороне пред престолом, в которое время быть звону в монастыре и во всем городе, и остаются во время продолжения святыя литургии в воли его преосвященства, какую угодно будет сделать церемонию, или распоряжение. 14 По окончании святыя литургии преосвященный выходит к приготовленному амвону, на котором стоит новая рака, окропляет оную святой водой и поставляет святыя мощи в оную со старою ракою, во время святыя литургии лучшие граждане держат тот же балдахин; когда святыя мощи несут из алтаря на уготовленное место, петь тропарь святому и быть звону в монастыре и во всем городе. 15 По постановлению святых мощей молебен Святителю, по окончании котораго многолетствие со обыкновенным звоном. 16 По окончании молебна прикладываются к святым мощам духовная власть и народ, в продолжение сего поют приличные концерты. 17 В том же монастыре, в прочих четырех церквах отправлять святую литургию священникам и молебствие о здравии Его Императорскаго Величества и всей Августейшей Фамилии, в то же время, когда и в соборной Вознесения Господня церкви продолжаться литургия будет. 18 Для желающих святым мощам прикладываться и молебствовать святыя мощи будут открыты, причем благочинному быть и распоряжать, дабы благочиние при священнодействии было неотменно соблюдено, когда же придет время все кончить, святые мощи закрыть и гроб запереть, а ключ принесть преосвященному. 19. Кресты и чудотворный образ уносят священники обратно из монастыря в собор, со звоном во всех, в городе, церквах и монастырях. 20. Во все продолжение церемоний для охранения от стеснения народнаго испросить строевое войско с ротными командирами от кого следует, которое во время шествия должно быть по обе стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1552 г., ноябрь. Вкладная запись митрополита Макария в сентябрьской Минее Четье Летописец. В лета 7061, месяца ноемврия. В христолюбивое царство святейшаго царя и государя Великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в двадесятое лето царства и государьства его, в двадесят же третие лето от рожества его се яз смиренный и грешный Макарие митрополит всеа Русии дал есми ему сию святую великую книгу Минею Четью, месяц сентябрь и прочих дванадесять великих книг четьих, писаны все в дестный лист. И в тех Четьих Минеях все книги четьи собраны: святое Евангелие, четыре Евангелисты толковые и святый Апостол и все святыя Апостольскиа послания и Деяниа с толкованием и три великиа Псалтыри розных толковников и Златаустовы книги Златоструй и Маргарит и великий Златауст и великий Василий и Григорий Богослов с толкованием и великая книга Никонская с прочими посланми его, и прочиа все святыя книги собраны и написаны в них – пророческиа и апостольскиа и отеческиа и праздничныя слова и похвальныя слова и всех святых отец житиа и мучениа святых мученик и святых мучениц; житиа и подвизи преподобных и богоносных отец и святых преподобных же страдание и подвизи; и все святыя Патерики написаны: азбучныя, иерусалимскиа и египетскиа и синайскиа и скитскиа и печерскиа и все святыя книги собраны и написаны, которые в Руской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы. И те святыя великиа книги дванадесять Миней Четьих и что в них собраны все святыя четьи книги дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чюдотворцом Петру и Алексию и Ионе в святую соборную церковь Успения Пресвятыя Богородица Рускиа митрополиа в первоенадесять лето святительства и духовныя паствы своего смирения, на память своей души и по своих родителех в вечный поминок и по себе настоящим Святейшим митрополитом всея Русии в душевную пользу и прочим церковником: священным протопопом и священным иереом и архидиаконом и протодиаконом и диаконом и четцом и певцом и всем православным христианом приемлющим и со страхом и со вниманием прочитающим сиа святыя книги по благословению митрополита или церковнаго чиноначалника в великую душевную пользу не токмо себе, но и прочим послушающим со вниманием в славу Божию, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

74. (76) часть святаго преподобнаго Григория Декаполита . 75. (77) часть святаго преподобнаго Пимена. 76. (78) часть святаго преподобнаго Феодосия. 77. (79) часть святаго преподобнаго Кира. 78. (80) часть святаго Георгия Хозевита. 79. (81) часть святаго Михаила Малеина. 80. (82) часть святаго Никиты Исповедника. 81. (83) часть святаго Космы Аравитскаго. 82. (84) часть святаго Сергия Радонежскаго. 83. преподобные, у коих надписи ковчегом 38 . 84. закрыты. 85. (87) часть святаго Иакова Боровитскаго. 86. (88) часть святаго Саввы Сторожевскаго. 87. (72) часть святыя преподобныя Евфимии. 88. (90) часть святаго Александра Невскаго. 89. (91) часть святаго Романа Углицкаго. 90. (92) часть святыя мученицы Марины. 91. (93) часть святыя мученицы Ирины. 92. (94) часть святыя мученицы Анастасии 39 . 93. (95) часть святаго Владимера (Ярославича) Новгородскаго. 94. (96) часть святаго Георгия (Всеволодовича) Владимирскаго. 95. (101) часть святыя Анны. 96. (100) часть святыя преподобныя Евдокии. 97. (102) часть святыя Феодосии девицы. Четыре святых мощи без подписания. Семь камней святых мест без надписи, в звездах сребропозлащенных. При подножии того Честнаго Креста дщица сребряная, позлащеная, в длину шесть, в ширину пять верхов, на которой имеется следующая надпись: «При державе благочестивейшаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и многих государств Государя и обладателя и при благоверной и Христолюбивой Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при сыне их при благоверном и Христолюбивом Государе Цесаревиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче, сотворен сей великий Крест Божиею милостию Никоном Архиепископом царствующаго Великаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в похвалу и поклонение христианом. Христе Боже! помилуй и спаси душу раба твоего силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

ЛТОПИСЕЦЪ 1 В лта 7061-го, мсяца ноемвриа, 2 въ христолюбивое царство святйшаго царя и государя великого князя Ивана Василиевича всея Русии самодръжца, в двадесятое лто царства и государьства его, в двадесять же третие лто от рожества его, се яз, смиренный и гршный Макарие, митрополит всеа Русии, дал есми ему сию святую великую книгу Миню Четью мсяцъ сентябрь и прочих дванадесять великих книг Минй Четьих (писаны вс в дестный листъ). 3 И в тх Четьих Минах вс книги четьи събраны: 4 святое Еуангелие, четыре Евангелисты толковые, и святый Апостолъ, и вс святыя апостольскиа посланиа и даниа с толкованием, и три великиа Псалтыри розных толковников, и Златаустовы книги, Златаструй, и Маргарит, и великий Златаустъ, и Великий Василий, и Григорий Богослов с толкованиемъ, и великая книга Никонская с прочими посланми его, и прочиа вс святыя книги събраны и написаны в них: пророческиа, и апостольскиа, и отеческиа, и праздничныя слова, и похвалныя слова, и всх святых отецъ житиа, и мучениа святых мученикъ и святыхъ мученицъ, житиа и подвизи преподобных и богоносных отецъ, и святых преподобных жен страдание и подвизи; и вс святыя Патерики написаны: Азбучныя, и Ерусалимскиа, и Египетскиа, и Синайскиа, и Скитскиа, и Печерскиа, и вс святыя книги събраны и написаны, которые в Руской земл обртаются, и с новыми святыми чюдотворцы. И т святыя великиа книги, – дванадесять Минй Четьих и что в них събраны вс святыя четьи книги, – дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чюдотворцом Петру, и Алексию, и Ион, в святую съборную церковь Успениа Пресвятыя Богородица рускиа митрополиа 5 в первоенадесять лто святительства и духовныя паствы своего смирениа, на память своей души, и по своих родителех в вчный поминок, и по себ, настоящим святйшим митрополитом всеа Русии, в душевную ползу, и прочим церковником: священным протопопом, и священным иереом, и архидиаконом, и протодиаконом, и диаконом, и четцом, и пвцом, и всм православным христианом, приемлющим и съ страхом и со вниманием прочитающим сиа святыя книги, по благословению митрополита или церковнаго чиноначалника, в великую душевную ползу не токмо себ, но и прочим послушающим со вниманием, в славу Божию. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  21. преподобных отец наших, симеона Христа ради юродиваго, и Иоанна спостника его: И святаго пророка иезекииля.   Стихиры преподобных, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: и пророка, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! На стиховне октоиха. Тропарь преподобных, глас 4: Боже отец наших: ноемвриа в 28–й день. и пророка, глас 2: пророка твоего иезекииля: септемвриа в 4–й день. На Утрени , канон октоиха един: и святых два, на 8: преподобных, глас 4: и пророка, глас 8. По 3–й песни, Кондак пророка, глас 4. Подобен: явился еси: божий явился еси пророк иезекииле чудне, господне воплощение всем провозвестил еси, сего агнца и зиждителя сына божия явльшася во веки.   И седален преподобных, глас 5: Слава пророка, глас 3. По 6–й песни,   Кондак преподобных, глас 2. Подобен: Твердыя: Во плоти явльшася безплотнаго, и добродетельми премирно просиявшаго, симеона равноангельнаго и богоноснаго восхвалим, с нимже Иоанна приснопамятнаго, верою и любовию, яко молящияся господу непрестанно о всех нас.   22. (:. святыя мироносицы и равноапостольныя марии магдалины: И возвращение мощей святаго священномученка фоки.   Стихиры святыя, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе, и святаго, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, святыя, глас 6: Первее видевши: На стиховне октоиха. Слава, святыя, глас 8: Волею обнищавшему:   Тропарь святыя, глас 1: христу нас ради от девы рождшемуся честная магдалина мариа последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.   И святаго, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3–й день. На Утрени , канон октоиха един, и святых два: святыя, глас 8, и святаго, глас тойже. По 3–й песни,   Кондак фоки, глас 6. Подобен: еже о нас: яко святитель принося отче жертвы, на конец себе принесл еси жертву живу: свидетельствовав законно о Христе бозе, от ангел укрепляемь, и смерть изволяя сый с вопиющими тебе: прииди фоко с нами, и никтоже на ны.   И икос, и седален святыя, глас 8: и мученка, глас 4. По 6–й песни,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Здесь Господь высказывает, что не только книжники и фарисеи, но и вообще весь еврейский народ будут наказаны за невинно проливаемую ими кровь – кровь Его Самого, которую они скоро прольют, и кровь всех пророков и праведников, пролитую прежде. «Если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю, неповинно пролитую отцами их, кровь, читаем в толковом Евангелии преосвящ. Михаила, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии». От крове Авеля до крове Захарии, погибшаго (убитого) между храмом и алтарем (жертвенником). Господь указывает на эти два убийства, потому что они были примечательнейшие и составляли первое и последнее убиение праведников, о коем упоминается в исторических книгах ветхого завета. Кто был этот Захария? Это, по мнению большинства толкователей, – священник, который, за обличение царя Иоаса, по его повелению, побит был камнями в храме ( 2Пар.24:21 ). Некоторые из древних свв. толкователей, каковы Василий Великий , Григорий Богослов и др., полагают, что то был Захария, отец Предтечи Христова Иоанна. По одному преданию, иудеи убили сего св. старца за то, что он поставил пресв. Деву Марию на месте дев после того, как Она родила Иисуса Христа, в 40-й день по Его рождении; по другому преданию, он убит во время избиения младенцев в Вифлееме Иродом за то, что не выдал своего сына. Некоторые же полагают, что первое обстоятельство возбудило против него священников и фарисеев, и те искали случая погубить его, и вот таким случаем послужило то, что когда посланные Иродом требовали от него, чтобы он указал, где находится сын его Иоанн и он отказался незнанием, тогда его убили (Прот. Вишняков). Убиение сего Захарии самими иудейскими писателями поставляется одною из главных причин Божия наказания, постигшего народ иудейский при разрушении Иерусалима (Иннок.) Взыщется от рода сего, по Матфею, все сие придет на род сей. Здесь говорится о наказании Божием за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся 36 лет спустя после сего предсказания, рассеяние иудейского народа и ужасные бедствия его при этом были точным исполнением пророчества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

События, связанные с зарождением почитания Б. и Г., известны благодаря СЧ и ЧН, к-рые в этой части, видимо, восходят к общему источнику - вышгородским записям. Нек-рое время могила Б. и Г. близ вышгородской ц. св. Василия находилась в забвении или небрежении, судя по тому, что 1-е знамение от мощей святых случилось, когда некоему «варягу», нечаянно наступившему на могилу, опалило ноги исшедшим из-под земли пламенем. «И отътоле начаша не смети близ приступати, нъ с страхом покланяахуся» ( Абрамович. Жития. С. 53). Вскоре ц. св. Василия сгорела, но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано как заступление св. страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому кн. Ярославу Мудрому и митр. Иоанну I , к-рый в сопровождении «клироса и всего поповьства» отправился в Вышгород и в присутствии князя совершил всенощное бдение в часовне («клетце мале»), выстроенной над могилой Б. и Г. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая, тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно «изнесоша от земле». При этом раки были вскрыты и засвидетельствованы нетленность мощей и исходившее от них благоухание, затем раки установили в новой церкви «над землею на деснеи стране». От св. мощей начали происходить чудесные исцеления, последовательность к-рых в СЧ и ЧН практически совпадает. Убийцы ожидают св. глеба на Смядыни (вверху). Убиение св. Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф.381. Л. 132 об.) Убийцы ожидают св. глеба на Смядыни (вверху). Убиение св. Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф.381. Л. 132 об.) Чудеса 1-е («О хромем» - исцеление отрока вышгородского посадника Миронега) и 2-е («О слепьци») послужили для кн. Ярослава основанием выстроить по совету митр. Иоанна в Вышгороде большую пятиглавую деревянную церковь во имя Б. и Г., освященную 24 июля, куда в тот же день были перенесены мощи св. князей. На этот день, к к-рому приурочивалось убиение Б., был установлен и ежегодный праздник святым.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Моя задача в том, чтобы показать, как должно решить этот вопрос именно с точки зрения канонов Православной Церкви. Что же говорят о войне каноны Церкви? Дозволительна она, или нет? Они говорят, должен я ответить, то же, что и Евангелие, т. е. не дают прямого и ясного ответа. Но зато они говорят о неизбежных последствиях войны – убийствах, о воинах, убивающих врагов, и воинах, убиваемых на войне, о лицах священного сана, участвующих в войнах. И вот, для решения этих то вопросов, каноны Православной Церкви представляют такое твёрдое основание, какое тщетно было бы искать в различных системах моралистов. Так, на первый, важнейший из этих вопросов – дозволительно или недозволительно убийство врага на войне – каноны ясно говорят: убийство никогда не дозволительно; убийство всегда есть убийство, т. е. грех . «Нанесший ближнему смертный удар есть убийца; он ли первый нанес удар или отмщал», – говорит 43-е правило Святого Василия Великого . При столь ясном и категорическом тоне правила Святого Отца, по-видимому, уже нет нужды в дальнейших поисках, за какими бы то ни было, разъяснениями. Но это, однако же, далеко не так. Тот же Святой Отец в своём 13-м каноне говорит следующее: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удержалися от приобщения (токмо) святых таин». Первая половина правила наводит, как будто, на мысль, что убиение врага на войне вовсе не есть грех , потому что не вменяется за убийство. Но на это должно сказать, что понятие «вменения» или «невминения» на юридическом языке означает несколько не то, что этими словами обозначается на языке обиходном, общеупотребительном. На последнем весьма часто «не вменять» означает просто считать невинным, на языке же юридическом «не вменять» означает только «освобождать от наказания», определённого за вину. Так точно и в этом правиле. У отцов, о которых говорит Святой Василий Великий , сомнения не возникло о том, есть ли убиение врага на войне убийство, или оно не есть убийство; не этот вопрос они решали, а вопрос о том, наказывать их или же прощать, извинять совершенно? И решили – извинять, как покрывавшееся их подвигом в деле защиты оружием целомудрия и благочестия. Но Святой Василий Великий почитал такое отношение к убийству на войне слишком снисходительным и советовал удостаивать Святого Причащения только через три года покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010