Трапезу крестовидно окрест и весь Жертвенник и отворив святые двери, исходит». То есть каждение алтаря совершается при закрытых вратах. Затем отверзаются врата, и иерей исходит вратами. Кандиловозжигатель же прием свечник, стоящий посреди церкви, возгласит велием гласом: «Востаните», держа свечник в руце со свещею возжженною.. И исшед священник святыми дверьми и творит крест кадилом пред святыми дверьми, возводя.. прямо и поперек. И идет и кадит по ряду святыя иконы, яже по одесней стране. Таже на левей. Посем — предстоятеля и оба лика по чину их. Параекклесиарха же… Егда же иерей сотворит крест кадилом, поклоняяся мало, покланяется с ним и параекклесиарху. Исходит же и в притвор и кадит по чину и тамо сущую братию и паки возвращшся в церковь и став посреди обою лику, знаменует крест, зря к востоку, и возглашает велегласно: «Господи, благослови». И абие кадит образ Спаса Христа и Богородицы и предстоятеля на месте его и, вшед во святый алтарь и став пред Св. Трапезою, знаменует кадилом крест…………. и потом возглашает сице: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне, и присно, и во веки веков». И начинает предстоятель или екклесиарх: «Аминь. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» низким и тихим гласом. Таже второе, мало повыше: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу». Паки третию, высшим гласом, сице: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Таже………..: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». И абие начинает высшим гласом предстоятель или екклесиарх на глас осмый: «Благослови душе моя, Господи» не скоро и со сладкопением с поющей и прочей братией. И припев: «Благословен еси Господи». Таже вторый певец с праваго лика: «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело, благословен еси Господи» легко, согласно соглашающим и прочим братиям с ними. Иереи же с параекклесиархом, исшед из святаго алтаря и сотворша поклоны три пред святыми дверьми и обрящшеся, творят поклон предстоятелю, таже на оба лика по единому и идут и станут на своих местех. В соборных же и приходских храмех действует священник…. в фелони, диакон же в стихаре» (указание на то, что в монастырях служба совершается инако, на приходах инако. Иеромонах совершает это действие в мантии и епитрахили, иерей — во епитрахили и фелони).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

О! Пречестныи и Животворящии Кресте Господень, помогай ми, с Пресвятою Госпожею Богородицею, и со всеми святыми небесными силами, всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь. Чин чтения 12–ти псалмов Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи, о нихже вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениих святых многих. Сей же чин принесе от святыя горы преподобный Досифей архимандрит Киево–Печерский. По обычнем начале глаголем: За молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас, аминь. [поклон] Ограждая лице свое, читаем: Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся исполняя, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша. Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас. (трижды с поклонами). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святыи, посети и исцели немощи наша; имене Твоего ради. Господи помилуй (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Отче наш, Иже еси на небесех; да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущныи даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение; но избави нас от лукаваго. Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон). Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон). Приидите, поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).   Псалом 26 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого ся убою? Господь Защититель животу моему, от кого ся устрашу? Внегда приближатися на мя злобующе, снести плотии моих, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Кандиловжигатель же прием свещник стоящий среди церкве, возгласит велиим гласом: Востаните! держа свещник в руце со свещею возжженною. Всем же восставшим, и изшед священник святыми дверьми, и творит крест кадилом пред святыми дверьми, возводя праве и преки: и идет и кадит поряду святыя иконы, яже на десней стране, таже на левей, посем предстоятеля, и оба лика по чину их, параекклисиарху же предходящу ему со свещником. Егда же иерей сотворит крест кадилом, покланяяся мало, покланяется с ним и параекклисиарх. Исходит же и в притвор, и кадит по чину и тамо сущую братию, и паки возвращься в церковь , и став посреди обою лику знаменует кадилом крест, зря к востоком, и возглашает велегласно: Господи благослови. И абие кадит образ Спаса Христа, и Богородицы, и предстоятеля на месте его: и вшед во святый олтарь, и став пред святою трапезою, знаменует кадилом крест, трижды. И потом возглашает сице: Слава святей, и единосущней, и животворящей и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И начинает предстоятель, или екклисиарх: Аминь. Приидите поклонимся цареви нашему Богу: низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше: Приидите поклонимся и припадем Христу, цареви нашему Богу. Паки третие вышшим гласом, сице: Приидите поклонимся и припадем самому Христу цареви и Богу нашему. Таже особне: Приидите, поклонимся, и припадем ему. И абие начинает вышшим гласом предстоятель, или екклисиарх, на глас осмый: Благослови душе моя Господа: не скоро, и со сладкопением, споющей и прочей братии. И припев: Благословен еси Господи. Таже вторый певец праваго лика: Господи Боже мой, возвеличился еси зело: Благословен еси Господи: легко со гласом соглашающим, и прочим братиям с ними. Иерей же с параекклисиархом изшед из святаго олтаря, и сотворше поклоны три пред святыми дверьми, и обращшеся творят поклон предстоятелю. Таже на оба лика по единому. И идут и станут на своих им местех. [В соборных же и приходских храмех действует священник сия в фелоне, диакон же в стихаре.] Егда же начнут пети: Вся премудростию сотворил еси: и, Слава ти Господи, сотворившему вся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Слава, и ныне, праздника.   На Утрени , на Бог господь, тропарь праздника, дважды. Слава, святыя: И ныне, праздника. И обычныя кафисмы. И седальны праздника, и чтение. Канон праздника, со ирмосом на 6, и святыя на 6, глас 8. По 3–й песни кондак и икос праздника, и седален святыя, глас 8, дважды. Слава, и ныне, праздника, глас тойже. По 6–й песни,   Кондак святыя, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси, и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная. темже твое успение святое поем, верою притекающе в божественный храм твой, да избавимся недугов душевных, и чудес благодать почерпем.   И икос. По 9–й песни светилен святыя, дважды: Слава, и ныне, праздника. На хвалитех, стихиры святыя, на 4: глас 3, самогласны. Слава, глас 6: одесную спаса: И ныне, праздника, глас тойже: Днесь происходит: На стиховне, стихиры праздника, с припевы их. Слава, святыя, глас 1: Днесь лицы: И ныне, праздника, глас тойже: Днесь яко воистинну: По трисвятом, тропарь святыя: Слава, и ныне, праздника. ектениа, и час 1–й. И отпуст. На Литургии , блаженна праздника, песнь 3–я, на 4: И святыя, песнь 6, на 4. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих, Бог израилев. Стих: В церквах благословите бога Господа: Апостол к коринфяном, зачало 151: Поспешствующе молим: Аллилуиа, глас 6: Терпя потерпех Господа, и внят ми. евангелие луки, зачало 33: Моляше Иисуса некий от фарисей: Причастен: В память вечную:   17. святыя мученцы софии, и трех ея дщерей, веры, надежды и любве.   Стихиры праздника, 3: И святых 3, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, и ныне, праздника, глас 1: Насажденое в краниеве месте: На стиховне праздника. Слава, и ныне, глас 1: Прообразуя крест: По Отче наш, тропарь праздника. На Утрени , на Бог господь, тропарь праздника, трижды. И обычныя кафисмы. И седальны праздника. И чтение. Канон праздника со ирмосом на 8: И мученц на 4, глас 1. По 3–й песни,   Кондак мученц, глас 1. Подобен: Гроб твой спасе: Софии честныя священнейшия ветви, вера, и надежда, и любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех веки Христа увязошася.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Восьмое клеймо. Убийство царской семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4(17) июля 1918 года. Надписание на клейме: убиение святого царя Николая, святыя царыцы Александры, царевича, царевен и слуг их. Подвал изображен в виде сводчатого помещения, над которым условно обозначен дом; царственные мученики – на лестнице, по которой их вели, сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство. В центре фигура Государя с сыном на руках. Девятое клеймо. Массовый расстрел праведников на полигоне в Бутово под Москвой в 1930-е годы. Надписание на клейме: убиение праведников в Бутове. В течение длительного периода на Бутовском полигоне совершались массовые расстрелы, были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие тысячи священнослужителей. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Сейчас в Бутово поставлен крест и деревянный храм. Праведники изображены в виде двух групп: основная группа, в которую стреляют убийцы, над рвом, где видны убиенные; в центре этой группы старец-священнослужитель, благословляющий палачей; слева группа ведомых на казнь. Имена не указаны – композиция обозначает массовое смертное страдание неведомых святых, из которых множество известны только по именам, а другие остаются вовсе неизвестными. Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действие может переходить на соседние композиции, изображения храмов соединены стенами, создавая образ некоего святого града. Для единообразия в описании эти изображения по-прежнему именуются клеймами. Десятое клеймо. Надписание на клейме: расстрел крестного хода в Астрахани. Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диаконы; передний, более старший, высоко держит крест; в середине – архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 г. Напротив крестного хода группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, дверной проем которого служит разделительным знаком между противостоящими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самое богослужение в крестовых комнатах царя и царицы и членов царской семьи совершали священники из придворных церквей, с чтецами и певцами. Для той же цели состояли особые лица, именовавшиеся крестовыми дьяками. Священники служили «у крестов» по неделям и при том всего чаще в таких крестовых комнатах, которые примыкали к той верховой церкви, где они состояли на службе 1913 . При царях Михаиле Феодоровиче и его преемнике в их крестовых комнатах совершали домашнее богослужение священники из Благовещенского собора. На это находим указание в дворцовых разрядных книгах, где, например, говорится о том, что, пред венчанием царя Михаила Феодоровича вторым браком, когда он шел из своих покоев в Грановитую палату, пред ним окроплял путь св. водою «крестовый недельный поп И. Наседка» 1914 , а в 1672 г. 2 июля, по случаю стола, устроенного после крещения царевича Петра Алексеевича, у царя, «пред золотою палатою, в проходных сенях, были кормлены Благовещенские священники, которые служат у крестов» 1915 . Об участи священников сего собора в служении в крестовой комнате государей со времени царя Феодора Алексеевича уже более нет упоминания. Их, несомненно, заменили священники из ближайших к царским иокоям соборов Верхоспасского и Воскресенского, а для царя Петра – Петропавловской церкви. Крестовыми священниками у цариц обыкновенно состояли священники из соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, «что у царицы на сенех» 1916 . Так, у царицы Наталии Кирилловны даже и после того, как она, овдовев, получила для себя и Петра отдельный двор, до устройства в нем особой Петропавловской церкви, служили «у крестов» священники Рождественской церкви 1917 . Священники из церквей Екатерининской и Евдокиинской, при царе Михаиле Феодоровиче, служили «у крестов» у царевича Алексея Михаиловича и у царевен 1918 . При царе Алексее Михаиловиче, у царевичей Иоанна и Федора Алексеевичей служили «у крестов» священники из Ризположенской церкви, а у царевен из Екатерининской, Евдокиинской и новой церкви Спаса Нерукотворенного образа. При царе Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах у царевен больших были крестовые священники уже из церкви Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Смертные останки русских царей и царевичей, а также цариц и царевен, в самый день их кончины, а иногда на другой день, были переносимы из московского кремлевского дворца – царей и царевичей в Архангельский собор, а цариц и царевен – в Вознесенский монастырь. И собор, и монастырь были и остаются в московском же Кремле. Самое печальное шествие из дворца во храм носило характер обыкновенного крестного хода, состав которого на этот раз дополнялся лишь несением гроба. Поэтому в шествие не допускалось то, что служило знаками царского достоинства почившего. В нем не принимали участия ни войско, ни представители сословий и администрации. Вся процессия состояла лишь из духовенства и икон, замыкалась гробом, а за ним уже шли члены царской семьи, придворные и чиновные люди. В таком именно виде записано со всеми подробностями погребальное шествие с гробом царя Феодора Алексеевича, скончавшегося 27 апреля 1682 года. Перенесение его из дворца в Архангельский собор совершено было в следующем порядке: 1) Хоругви. 2) Диаконы. 3) Дворяне, несущие крышу гроба. 4) Священники. 5) Священники же с крестами. 6) Запрестольный образ Божией Матери. 7) Диаконы с патриаршими рипидами. 8) Соборные священники и протопопы. 9) Игумены. 10) Архимандриты. 11) Патриаршие певчие. 12) Патриарх, а впереди его икона Божией Матери при гробе. 13) Архиерей. 14) Царские певчие. 15) Тело царя Феодора Алексеевича. 16) Царь и великий князь Петр Алексеевич, в сопровождении матери своей царицы Наталии Кирилловны, царицы Марфы Матвеевны, вдовы царя Феодора Алексеевича, и царевны Софии Алексеевны. 17) Бояре и другие особы царской свиты. Тотчас же по внесении тела и по поставлении его на амвоне среди собора начиналась заупокойная обедня, а после нее совершалось отпевание. Погребение совершалось в сам день выноса, а панихиды над могилой продолжались 40 дней, в течение которых двенадцать бояр, окольничих, думных дьяков и стольников дневали при могиле. Для цариц и царевен порядок шествия и похоронного богослужения был почти тот же самый.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Шестова) ( Шведова. 2004. С. 38, 42-43). Большие иконы нижнего ряда («Троица Ветхозаветная», «Покров Богородицы») также относятся к образцам рус. искусства нач. XVII в. (Там же. С. 43-45). В 70-х гг. XVII в. Никита Павловец создал для Смоленского собора монументальную икону «Предста царица одесную Тебе» (ныне в ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 394-395). В 1-й трети XVIII в. юж. неф Смоленского собора в связи с захоронением там дочерей царя Алексея Михайловича (царевен Софии Алексеевны, Евдокии Алексеевны, Екатерины Алексеевны), а также бывш. царицы Евдокии Феодоровны (Лопухиной) приобрел особый поминальный смысл. Нек-рое время здесь же, на юж. стене храма, помещался иконостас с семейными иконами царя Алексея Михайловича. С востока юж. неф замыкают 2 большие иконы местного ряда иконостаса - «Богоматерь «Знамение» с избранными святыми, соименными царю Алексею Михайловичу», и список Владимирской иконы Божией Матери. Интерьер Смоленского собора. Фотография. 10-е гг. XXI в. Интерьер Смоленского собора. Фотография. 10-е гг. XXI в. Состав икон в сформированных над захоронениями в юж. нефе надгробных иконостасах не был постоянным и, видимо, менялся во время серьезных поновлений интерьера Смоленского собора. В подавляющем большинстве эти иконы находились в молельнях царевен в их палатах. Они были написаны при крещении («мерные» иконы ), подарены царевнам в дни именин и семейных праздников, в отдельных случаях заказывались самими царевнами. Число икон в иконостасах составляло чуть больше 80, большая часть из них сохранилась до наших дней ( Шведова. 2009. С. 103). Преобладающее место занимают списки чтимых икон Божией Матери, иконы с изображением соименных святых и двунадесятых праздников. Значительная часть икон была написана во время жизни царевен в кремлевских теремах, выполнили их прославленные мастера Оружейной палаты Симон Ушаков, Михаил Милютин, Никифор Бовыкин, Тихон Филатьев. Почти все иконы были помещены в серебряные вызолоченные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

За свою службу «у крестов» священники некоторых придворных церквей, сверх оклада содержания, положенного им по должности при известной церкви, получали еще особый денежный и хлебный оклад. Так, из ружной книги 1681 г. видно, что священники Рождественской церкви, служившие «у крестов» у царицы, получали за эту службу кормов и питья на 75 р. 13 алт. 2 д. Столько же получали и священники новой церкви Спаса Нерукотворенного образа, служившие у царевен больших, и Екатерининские – у царевен меньших, и только Ризположенские священник и диакон, как служившие «у крестов» у царевича Иоанна Алексеевич а, получали кормовых денег и питья на 92 р. 19 алт. с деньгою 1919 . Все же священники крестовые, по разным случаям, имевшим близкое отношение к тем лицам царской семьи, при которых они состояли, получали нередко подарки как товарами, так и деньгами. Так, по случаю приобщения св. таин кого-либо из членов царской семьи, священник, а иногда и диакон, служившие в тот день у них «у крестов», получали или причастное сукно, или же за него деньгами. Так, напр., в 1638 г. 25 апреля Рождественской церкви священник Тимофей получил 5 арш. тафты по 26 алт. 4 д. в приказ по тому случаю, что в великий четверток сего года царь и царица приобщались св. Христовых таин, а он в тот день был «у крестов» 1920 . Точно также в 1695 г. протопопу сей же церкви Адриану дано было 5 арш. сукна английского темно-зеленого по 38 алт. по 2 деньги аршин по тому случаю, что в четвертую субботу Великого поста приобщалась царица Евдокия Лукьяновна, а он в то время служил у нее «у крестов» 1921 . В сем же году – церкви Спаса Нерукотворенного образа протопопу Александру дано было 4 арш. 7 верш, сукна аглинского темно-зеленого ценою в 6 руб., причастное сукно против 144 г., да другое сукно причастное по тому случаю, что причащались княгини Ирина и Татьяна Михаиловны в первую субботу Великого поста, а он в то время был у препод, мученицы Евдокии в попах, и в тот день служил у государынь царевен «у крестов» 1922 . Сопровождая царя или царицу во время их богомольных походов, крестовые священники получали необходимую для дороги одежду и подарки за труд. Так, напр. в 1619 г. рождественскому священнику Афанасию, который был с государем в походе, дано было за это 4 арш. настрофиля лазоревого по два с полтиною портище, да киндяк червчатый, ценою 26 алт. 4 д. 1923 Рождественскому же священнику Василию Логинову в октябре 1684 года, в виду того, что он был «у крестов» в троицком походе с царицей Натальей Кириловной, велено было сшить емурлык, против крестовых дьяков ее 1924 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Здесь последовало несколько значительных вопросов, на которые Шушерин или не дал желаемаго ответа, или отвечал не так, как ожидали, почему и был отведен под стражу, под которой и пробыл, по его свидетельству, в течение трех лет, а следовательно, до 1670 года. Потом послан в изгнание, ворочен «на свою родину», в Новгород, где, по его словам, пробыл в изгнании (из столицы) всего 10 лет, а следовательно, до 1681 года, в котором по прошению благоверной Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны к своему племяннику Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, взят в Москву и сделан крестовым дьяком Царевен, то есть заведывал церковным хозяйством (ризничною казною) собственной Дворцовой (теремной) церкви Царевен. Находясь в этом звании до самой своей кончины (=1693 г.), Иван Корнильевич, как известно (и не по одному его собственному свидетельству), «имея велию веру ко Господу Богу и ко святой обители Воскресенской, велие тщание показа, о навершении великой (соборной) церкви, ходатайством своим пред Царевною Татьяною Михайловною, у которой был в особой милости, паче инех сверстник своих чину того же». И.К. Шушерин скончался, как можно полагать, в 1693 году, ибо в приходо-расходных книгах Воскресенскаго монастыря за сей год в «...» месяц значится, что сын его Михаил Иванович Шушерин дал по отце своем на поминовение «...» рублей. Погребен в своей любимой обители – Воскресенской – близ гроба своего благодетеля Святейшаго Патриарха Никона , под Голгофою же, в трапезе храма св. Архангела Михаила, устроеннаго, как можно полагать, его же усердием, ибо освящен еще в 1690 году. В монастырской ризнице памятью усердия Ивана Корнильевича Шушерина к Воскресенской обители остается доселе напрестольный крест со св. мощами сребро-позлащенный и убранный драгоценными камнями и жемчугом Корсунскаго дела (по описи 2-й) с следующею надписью на шестигранной рукояти: «лета 7189 (1681) году июля в 4 день построил сей крест по обещанию во обитель св. Живоноснаго Воскресения Христова во Храм св. Голгофы, идеже есть крест Господень, или где настоятель сей обители изволит, Государынь благоверных Царевен Крестовый дьяк Иоанн Корнильев Шушерин за оставление грехов своих и в вечное поминовение по себе и по своих родителех».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010