Последний находил все выражения, между прочим, в том, что, при обособленности жителей известного города, бедный приносил в церковь свою икону, пред нею зажигал свои свечи и молился, а богатый строил подле дома своего церковь , чтобы оставить после себя памятник. Естественно, что русский царь, как человек с самыми богатыми средствами в государстве, должен был отличаться особенною ревностию о построении и украшении церквей, и потому понятно, что в его жилище и около него было много церквей, в которых мы часто видим молящимся его самого и членов его царственной семьи 7 . Но главнейшею причиною увеличения числа дворцовых церквей во второй половине XVII в. было значительное расширение дворца, вследствие увеличения числа членов царствующего Дома с особыми дворами, что естественно потребовало устройства для них и отдельных церквей. Так, возникли, напр., церкви «Нерукотворенного Спасова образа, что у царевен меньших», Успения Пресв. Богородицы у царевен «больших», Св. Апостолов Петра и Павла – для двора царицы Наталии Кирилловны. Подтверждение сказанного о главной причине умножения числа придворных храмов находим, между прочим, у г. Забелина. «В древности, говорит он, храмы, обозначаемые выражением «что на сенех», составляли одно из необходимейших условий каждого отдельного помещения в царском быту. Сенные верховые храмы находились и на царициной половине, а также у царевен и царевичей» 8 . Соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы Первое место между дворцовыми церквами XVII в. мы отводим Благовещенскому собору в виду того, что он был первым домовым храмом Московских Великих Князей и Царей 16 века 9 и первого Царя из династии Романовых до времени построения Верхоспасского собора. В официальных бумагах XVII в. он именовался «Соборною церковию Благовещения Пресвятой Богородицы, что у Великого Государя вверху» или «на сенех», так как с западной стороны соединялся с набережными государевыми палатами посредством сеней. По свидетельству предания 10 , которое Снегирев называет сомнительным 11 , а Забелин – легендою 12 , деревянная церковь Благовещения была построена в 1291 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Понятно, что собрания христиан на всенощные молитвы и песнопения были преимущественно накануне великих праздников. Так, с самых первых времен Церкви Христовой был встречаем величайший и светлейший из праздников – Пасха. Вечер и всю ночь великой субботы христиане, так сказать, стояли на священной страже, и проводили их в чтении св. писания, в пении псалмов и слушании назидательных поучений, и в этих святых занятиях встречали утро воскресения Христова. Мало по малу, такой порядок богослужения был отнесен Церковью и к другим великим праздникам, а отсюда окончательно утвердилось обыкновение начинать церковный день накануне, с вечера, и продолжать его до вечера следующего дня. Когда церковные богослужения были приведены в настоящий, определенный состав, тогда положено всенощные бдения совершать во все двунадесятые праздники, во дни особенно славных святых Божиих (например, ап. Петра и Павла, Иоанна Предтечи, трех святителей 30-го января и т. п.) и в воскресные дни. Впрочем, нужно заметить, что в воскресные дни могут быть и не быть всенощные бдения, о чем будет сказано дальше. С течением времени ревность христиан ко всенощным молитвословиям и песнопениям ослабевала. Поэтому Церковь , всегда милосердая и снисходительная к немощам чад своих, значительно сократила всенощные бдения, но древний состав его оставила в неприкосновенной целости. Главные части его доселе остаются те же, именно: великая вечерня, лития с благословением хлебов, утреня и первый час. Здесь для подробного рассмотрения всенощного бдения я возьму службы воскресные первого и шестого гласов. О бдениях накануне великих праздников говорить особенно нет никакой нужды, потому что ход и состав их такой же, как и воскресных; есть небольшие отличия, на которые и буду указывать, где нужно. Состав бдения Всенощное бдение начинается всегда с особенною торжественностью. Усиленный звон, освещение церкви предшествуют ему, затем отверзаются царские двери, и иерей с кадилом в руке возглашает славословие пресвятой Троицы: «Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков (клир отвечает – аминь). Потом иерей, также в алтаре призывает всех прийти поклониться и припасть ко Христу – Царю и Богу нашему, пением следующих стихов: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу, приидите поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу, приидите поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем Ему». Вслед за этим при каждении всей церкви поют псалом 103: «Благослови душе моя Господа», с припевом после каждого стиха «Благословен еси Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Быть может, повсеместный отход от веры и на бытовом, и на идейном уровне объясняется прежде всего тем, что радость перестала быть основной тональностью веры самих христиан. Выйдя из Иерусалима на проповедь Христа, апостолы назвали свою веру Евангелием, т.е. благой, или доброй, а значит, и радостной вестью. И сами они наполнены были радостью, ликованием, светом. И именно эта радость, а не доводы и доказательства победили мир, приведя его к новой вере. И в сгущающейся вокруг нас мгле не подействует, пожалуй, никакой другой ответ, кроме нашей радости. мир устал, смертельно устал от споров и доказательств. Люди веками спорят и даже льют кровь, и все равно нет выхода из их разногласий. Мы не переспорим мир никакими доказательствами, и если победим его, то только той радостью, какую дает нам наша вера и особенность которой в том, что ни люди, ни страдания, ни сама смерть не могут ее отнять. Но тогда по-прежнему остается вопрос: о чем она, эта радость, как достичь ее и как жить в ней? Ответ снова дается в Евангелии : «И возрадовались ученики, – говорит оно, – увидев Господа» (ср.: Ин. 20:20 ). Радость веры – не от выкладок и доказательств, а от Того, о Ком наше сердце говорит нам, что Он есть Сама Радость, Сам Свет, Само Добро , Сама Истина, от возможности видеть и узнавать Его. И возрадовались ученики, увидевши Господа. И что же вся наша вера, вся наша Церковь с небесной красотой ее обрядов, с ее иконами, этим просветом, прорывом в небо, как не сплошное видение радости, как не общение с радостью, подобной которой нет на земле? Но если все это не отнесено к таинственному присутствию Христа, если все это не средство видеть, слышать, любить Его, тогда оно страшный и бессмысленный обман. Вот в полутёмной церкви начинается служба. Вслушаемся в тихое, берущее за душу пение. К чему призывает оно? «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» 258 – это призыв приблизиться, увидеть Того, Кто здесь, с нами. Не думать и размышлять о Нем, а приблизиться и припасть к Нему. Это призыв к радостной встрече. И как ответ на эту встречу, на это видение несется радостное: Благослови, душе моя, Господа... 259 ( Пс. 103:1 ). И вот тогда входит в душу и наполняет ее та радость, о которой мы говорим. Не мутное веселье мира, после которого неизменно наступает похмелье и разочарование, не мимолетные радости, после которых тьма жизни становится ещё гуще, не забвение и даже не утешение, а твердое, спокойное и радостное знание: «Господь защитник моей жизни, кого убоюся?» (Ср.: Пс. 26:1 .) Не бойтесь, – говорит Христос, – Я победил мир (ср.: Ин. 16:33 ), и мы верим Ему. Да не смущается сердце ваше ( Ин. 14:1, 27 ), – говорит Он, и наше сердце перестает смущаться. Радуйтесь ( Мф. 28:9 ), – говорит он, и радость входит в нас, и нет силы, способной ее уничтожить. Изгоняющая страх

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Господи, помилуй – 12 раз – по числу часов дня, чтобы Господь простер к нам милости Свои во все часы дня и ночи. Молитва благодарственная Пресвятой Троице – Отцу и Сыну и Святому Духу – за подкрепление и возобновление сил телесных и душевных сном. От сна востав, благодарю Тя (Тебя), Святая Троице (то есть Отец, Сын и Святой Дух), яко (потому что) многия ради Твоея благости и долготерпения (то есть из-за великой Твоей любви, благости и долготерпения к нам грешным) не прогневался ecu (Ты) на мя (на меня), лениваго и грешного, и не погубил мя ecu со беззаконьми (с беззакониями, неправдами) моими; но человеколюбствовал как обычно (но по обычаю Своему быв человеколюбив ко мне) и в нечаянии лежащаго (в неизвестности будущего лежащего) воздвигл мя ecu (поднял меня), во еже утреневати и славословити державу Твою (чтоб, встав рано, славить Твою державу, Твое промышление о всем мире). И ныне просвети моя очи мысленныя (мои сердечные, душевные очи), отверзи моя уста (открой мои уста и язык) поучатися словесем Твоим (для поучения в слове или в законе твоем), разумети заповеди Твоя (для разумения заповедей Твоих), и творити волю Твою (для исполнения воли Твоей), и пети Тя во исповедании сердечнем (для того, чтобы сердечно исповедывать Тебя), и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно (всегда, и во веки веков. Аминь. Объяснение псалма: Помилуй мя, Боже [ Пс. 50 ], применительно к новозаветному состоянию человека-христианина. Приидите, поклонимся Цареви (Царю) нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Помилуй мя, Боже, по велицей (по великой) милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих (потому что Ты милуешь нас щедро, прощая многие и тяжкие грехи) очисти беззаконие мое. Наипаче (много раз) омый мя от беззакония моего, и от греха моего (здесь надо сознавать и живо чувствовать свой грех) очисти мя. Яко (ибо) беззаконие мое аз (я) знаю, и грех мой предо мною есть выну («выну» значит всегда).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первоначальная молитва священника положила предел всему мирскому и суетному. «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» Чинно, своим, порядком потекла служба Христу. «Приидите поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу…» Виктор осторожно подул на плоский уголек в кадиле. «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему…» Уголь ровно отозвался на дуновение таинственными всполохами алого и желтого каления по всей поверхности. Осталось положить на уголек несколько зернышек ароматного афонского ладана, и кадило готово. Мистический дым этой малой жертвы Господу устремился через крестообразные отверстия кадильного куполка вверх, к сводам Казанского собора. Батюшка, не глядя на Виктора, благословил кадило, уверенный, что бравый «афганец» в нужном месте, и принял его в свою руку, ловко вдев указательный палец в кадильные кольца. Как и положено по чину, алтарник приложился к руке священника, которая уже раскачивала кадило, источавшее обильные клубы христианского фимиама и издававшее глуховатые металлические звуки медными цепочками. И дым духовного сражения наполнил весь алтарь, когда отец Александр обошел Престол, с четырех сторон кадя первейшей храмовой святыне. Духи зла в виде остатков суетных мыслей и малодушных вздрагиваний чувств о мирском, житейском стремительно бежали прочь — в окна, двери, в подпол храма. И духи злобы поднебесной бежали дальше — в несчастные души десятков тысяч людей, которые жили в этой округе. И там в их сердцах, не огражденных крестом и верою, они присоединялись к уже угнездившемуся там прежде злу. И души томились недоумением: от чего же жизнь такая унылая, беспросветная, тягостная — дом и работа, дом и работа, дом и работа, и пьянка: одна радость, от которой тошно? «Миром Господу помолимся!..» Матери и бабушки, и дети окрестных жителей уже облачались в латы православной мольбы. Христово воинство выравнивало свои грозные ряды, собиралось духом и возглавляемое Пастырем присоединялось к могучим отрядам Небесных Сил. И шла, и шла молитва друг о друге, о близких и сродниках, о храме, о веси и граде, о Державе Российской, о всем мире.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Текст молебного пения утвержден на заседании Священного Синода 16 мая 2023 года (журнал Иерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Царю Небесный: Таже чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство, и сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: Слава, и ныне: Аллилуия, трижды. Ектения великая: Миром Господу помолимся: … О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их Господу помолимся. О рабех Божиих (имярек), недугом неисцельным страждущих, и о еже простити им всякое прегрешение, вольное и невольное, и милостиву быти им, Господу помолимся. О еже стяжати им и сродником их плод веры, чистым сердцем в терпении приносимый, и упование непостыдное, Господу помолимся. О еже посетити я посещением Святаго Своего Духа, и ослабити болезнь неисцельную, в них гнездящуюся, славы ради имене Своего, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. … Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: Глас 7. Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господе. Стих1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Стих 2: Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Стих 4: Камень, егожа небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Таже тропарь, глас 7, дважды: Страстотерпче святый, царевиче Алексие,/ты терпением страданий издетска/послушанию воли Божией и терпению навыкл еси,/темже и в болезни неисцельной сущим/ослабу молитвами твоими подаждь,/велие бо дерзновение/стяжал еси ко Господу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/chin-molebn...

Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Кондак воскресный. Глас 6 Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех. Господи, помилуй. ( 40 раз ). Молитва свт. Василия Великого Иже на всякое время, и на всякий час, на Небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи, помилуй. ( Трижды. ) Слава, и ныне: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. ( Поклон. ) Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Молитва св. Мардария Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего; яко благословен еси во веки веков. Аминь. Час шестый 48 Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. ( Поклон. ) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. ( Поклон. ) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. ( Поклон. ) Псалом 53 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо. Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

На этот вопрос можно ответить так: если начинаются страхи, мерещатся какие-то ужасы, наползают страхования, не вглядывайся, не погружай свой ум в эти помыслы, не уделяй им внимания, развернись к Богу, обратись к Нему. В утренних молитвах есть такие слова: “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу! Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу! Приидите, поклонимся и припадём Самому Христу, Цареви и Богу нашему!”. Положи три земных поклона с этой молитвой, и те, которые поклоняются, с тобой останутся, а те, которые нет, расточатся. От Вия к Вакуле Много чести для бесов, чтобы христиане их боялись. Трезвость ума, юмор будут, пожалуй, лучшей реакцией на все их египетские козни. Вот история, дошедшая до нас из VI века и повествующая о жизни аввы Стефана, пресвитера илиотского: “Рассказывали ещё о нём, что он однажды сидел в своей келлии и читал, — и вот снова видимым образом явился ему демон, и сказал: — Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы. — Если, как я хорошо знаю, ты желаешь моего удаления отсюда, то вот сделай так, чтобы стул, на котором сижу, начал ходить. А сидел он на плетеном стуле. Выслушав слова старца, диавол сделал так, что заходил не только стул, но и вся келлия. — Ловок же ты! — сказал старец, увидавши хитрость диавола, — а я всё-таки отсюда не уйду. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез” 4 . Не случайно и гоголевскому Вакуле достаточно было только лишь поднять руку для крестного знамения, чтобы чёрт был готов везти кузнеца куда угодно по первому его слову. В “Ночи перед Рождеством” особым образом преломилось церковное предание о том, как святой Иоанн Новгородский перекрестил рукомойник, лукавое бульканье в котором мешало ему молиться, связал тем самым нечистого духа и понудил беса доставить его в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно 5 . Когда мне невмочь пересилить беду… Впрочем, бывает, уныние накатывает и по другому поводу: несправедливость. Отняли, обидели, подставили, предали… Руки опускаются, точит жажда если не мести, то “справедливого” воздаяния, некуда жить — и как выпорхнуть из этой клетки, не очень понятно. Булат Окуджава (в крещении Иоанн) в одной из самых знаменитых своих песен пел о том, что когда подступает отчаянье, нужно сесть в ночной, последний синий троллейбус, чтобы почерпнуть силы и в добром молчании его пассажиров, и в плавном движении. Пожалуй, вне евхаристического опыта это один из лучших советов. Но ещё в такие минуты более чем актуальна молитва Иосифа Бродского:

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

Господи, помилуй (40). Всесвятая Троице, Боже и Содетелю сего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и иже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитеся, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Таже постой мало Дóндеже утешатся вся чувства, рцы: «Блажен муж...» разумно, со умилением и вниманием сердечным. 97 . На Руси Псалтирь была настольной книгой, ибо по ней учили детей грамоте и страху Божию. Псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов. Псалмы выходят в православное богослужение. 98 . Блаженный Филимон, предаваясь подвижническим трудам, вил вервий и плел корзины, которые отдавал эконому, получая от него хлебцы которыми питался. У него было правило: пропевать за ночь всю Псалтирь и песни неспешно, без суетливости. Молясь и услаждаясь созерцанием небесного, ум его пребывал в духовном радовании, осеняемый Божественным просвещением. Больше всего святой авва Филимон услаждался чтением Псалтири: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями; ибо они объемлют все Божественное Писание». 99 . Преподобный Спиридон, подвижник Киево-Печерской лавры, имея страх Божий и ища премудрость Божию, знал на память всю Псалтирь, каждый день пропевая ее. Тридцать лет трудясь с другом своим Никодимом в печении просфор, он совершал ежедневное богохваление, воспевая Псалтирь и сподобился дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Иерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Царю Небесный: Таже чтец: Трисвятое по Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство, и сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Ектения великая: Миром Господу помолимся: Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: По гласу тропаря. Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне. Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Стих 2: Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхея им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Стих 4: Камень, егоже небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Таже тропарь, дважды: Слава, и ныне: Богородичен его. Таже псалом 50-ый. Посем без ирмосов 1 и 3 песни канона, егоже припевы: Иисусе Сладчайший, спаси нас, Или: Пресвятая Богородице, спаси нас, Или: коему-либо святому. Поем же киижду песнь сице: Иерей и диакон: Припев Лик: Припев Иерей и диакон: Слава: Лик: И ныне: По 3-й песни поем: Спасителю: Избави от бед/рабы Твоя, Многомилостиве,/яко мы усердно/к Тебе прибегаем,/милостивому Избавителю, всех Владыце, Господу Иисусу. Богородице: Спаси от бед/рабы Твоя, Богородице,/яко вси по Бозе/к Тебе прибегаем,/яко Нерушимей Стене и Предстательству. Призри благосердием,/Всепетая Богородице,/на мое лютое/телесе озлобление,/и исцели души моея болезнь. Святому: Моли Бога о нас, имярек,/яко мы усердно/к тебе прибегаем,/скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. Таже ектениа: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (архиепископе, или Преосвященнейшем епископе) имярек, и о всей во Христе братии нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010