Конец сказанию церковного правила. Вот вкратце слово о Церкви показал тебе, нужное и потребное в мире живущему. Всякому человеку достойно его разуметь. И ты помни его, а если всего этого научишься, тогда сам еще больше этого познаешь. По тому что малое нечто, словно ново рожденному младенцу, явил тебе, но есть оно корень великого. Начало слова о домашнем правиле. 76. Знай же и о домашней молитве, как тебе встать рано от постели своей, молиться. О восстании от сна своего. Когда встанешь от сна своего, перекрестись трижды с молитвою Иисусовой и так встав, сотвори по обычаю, и водою омойся. О молитве утренней домашней. 77. Стань перед образом Господа нашего Иисуса Христа и молись, представ прежде всего так, поклоняясь до земли:  “Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавыймя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя” . И после этого начни перед образом:  “Слаба Тебе, Боже наш, слава Тебе. Источниче жизни нашея, слава Тебе. Тебе слава подобает, во веки. Аминь” . И потом:  “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь” . И далее:  “Царю Небесный…” , весь до конца, и трисвятое — трижды, с поклонами. Потом:  “Слава, и ныне. Пресвятая Троице… Господи, помилуй (трижды). Отче наш… Господи, помилуй (двенадцать раз). Слава, и ныне” . И если кто знает, то читает молитву:  “От сна восстав, благодарю Тя…“ Ты же пропусти ее из-за незнания (потом, когда научишься, будешь ее читать) и читай:  “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему” . Потом читай пятидесятый псалом:  “Помилуй мя, Боже…” , весь до конца, и по том Символ Веры:  “Верую во Единого Бога Отца…” , и далее сто молитв Иисусовых, и двенадцать поклонов с той же молитвою. Потом  “Достойно есть… Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Господи благослови. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради ПречистыяТвоея Матери, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас, аминь” . И потом с молитвою поклонись за Царя, и за своего господина и госпожу, и потом за кого хочешь. Знай же, что это твое на всякий день, от сна восстав, утреннее правило.

http://azbyka.ru/katehizacija/syn-cerkov...

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй (40). И поклонися, елико ти мощно. Таже молитва Святей Живоначальней Троице Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон). Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы сие: «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая. ДАВИДА ПРОРОКА И ЦАРЯ ПЕСНЬ Кафисма первая Псалом 1 Псалом Давиду, не надписан у еврей 1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 2 но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. 3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. 4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. 5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. 6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Псалом 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

12). Лик (хор) 37 отвечает на возглас священника: «Аминь». Священник и диакон, а также остальные священно- церковно-служители, находящиеся в алтаре, начинают петь, причем священник кадит перед престолом: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» – как замечает Типикон «низким гласом», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу» – «мало повышне», «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» –«вышним гласом», и затем, «особне», «Приидите, поклонимся и припадем Ему». Предначинательный псалом Икона И сразу 1–й лик начинает петь предначинательный 103–й псалом, 38 стих: «Благослови, душе моя, Господа» и припев: «Благословен еси Господи». 2–й лик – стих: «Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело» и припев: «Благословен еси Господи». 1–й лик – стих: «Во исповедание и в велелепоту облеклся еси» и припев: «Благословен еси Господи». 2–й лик – стих: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» и другой припев: «Дивна дела Твоя, Господи». 1–й лик – стих: «На горах станут воды» и припев: «Дивна дела Твоя, Господи». 2–й лик – стих: «Посреде гор пройдут воды» и припев: «Дивна дела Твоя, Господи». 1–й лик – стих: «Вся премудростию сотворил еси» и припев: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». 39 Каждение храма Во время пения предначинательного псалма священник с кадилом и диакон с зажженной свечой выходят из алтаря и совершают полное каждение храма. Сначала диакон выходит на солею, пред царские врата, а священник, обратившись к ним, находясь еще в алтаре, кадит южную створку царских врат, а затем северную створку (рис. 13). Притом, к той части врат (створке), которая кадится, одновременно со священником кланяется и диакон. Затем священник исходит на солею и, с предшествующим ему диаконом, совершает каждение иконостаса 40 , клиросов, народа и всего храма. Сначала, став на солее перед царскими вратами, кадит их, а также икону, находящуюся над ними (рис. 14). Затем кадит местные иконы Спасителя, храмовую и следующие за ней, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне: Отче наш: И тропарь: В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним, Богородице, Дверь Небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Господи, помилуй. 40. Слава, и ныне: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм наш добре сохрани: прежде отшедшыя отцы и братию нашу в селениих праведных учини и нас в покаянии и исповедании приими, яко Благий и Человеколюбец. Молитва святаго Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Земной поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Земной поклон. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Земной поклон. Таже малых 12, глаголюще в себе на кийждо поклон: Боже, очисти мя грешнаго. И паки: Господи и Владыко живота моего: всю до конца. И поклон един великий. ПЕРВЫЙ ЧАС Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 5 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-kak-pom...

Если же замечаются уклонения пасомых от посещения богослужения в царские дни, то истинный пастырь Церкви не отнесётся к этому равнодушно, а с особой ревностью постарается внушить своим пасомым об исполнении первого долга всех истинных сынов отечества и верных чад св. Церкви. Поставленные в таблицах точки, продолжающие собой строку текста, показывают, что этот текст относится ко всем тем столбцам, которые он и продолжающие его точки заполняют. Если в одном или нескольких столбцах помещается текст, не относящийся к другим столбцам, то это обозначается чертой, поставленной в длину столбца; для большего удобства между этими чертами поставлены (тоже в длину столбца) точки, вследствие чего оттеняется каждый столбец таблицы во всю его длину. Так напр., (см. 840 стр. печатного оригинала); «Востаните. Господи, благослови», – относится только к 6-му столбцу; «Приидите поклонимся» – ко всем столбцам; «Светильничные молитвы» – к 2, 3, 4, 5 и 6 столбцам, и т.д. Если примечание стоит в столбце (напр., на стр. 840 печатного оригинала, примечание 4-е) или над словом (напр., там же, 23-е прим.), то оно относится к этому именно столбцу или слову; если же оно стоит в конце строки текста после продолжающих этот текст точек (напр. там же, 5-е прим.), то оно относится ко всем тем столбцам, которые занимают этот текст один или вместе с продолжающими его точками. Текст примечаний см. после каждой таблицы. – В таблицах и примечаниях к ним имеются, кроме указанных выше (см. 731 стр. печатного оригинала), ещё следующие сокращения: Аллилуиа (3-ды)=«Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже», при чём всё это повторяется три раза; Отче наш – молитва, Господня, заканчивающаяся возгласом: «Яко Твое есть царство…», и – «Аминь». Приидите поклонимся (3-ды)=«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви Богу нашему». Слава, и ныне=«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Трисвятое=«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», 3-ды (т.е., повторяя всё это три раза), «Слава, и ныне», «Пресвятая Троице…», «Господи помилуй», 3-ды, «Слава, и ныне»; «Служ. 1-я седм. » и «Служ. Стр. седм.»=изданные Московской Синод. типографией: «Служба на каждый день 1-я седмицы св. Четыредесятницы» и «Служба на каждый день Страстные седмицы»; «Послед. в.у.п.»=«Последование вечерни, утрени и полунощницы», изд. типогр. Киево-Печерской Лавры в 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После этой молитвы воздаётся трисвятая слава Богу о Имени Его «Святый» с просьбою о помиловании. «Господи, помилуй... Отче наш» Затем трижды призывается Имя «Господь» и возносится молитва о помиловании, то есть о Имени сем: «Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй, – и опять совершается Богу поклонение о Имени Святой Троицы: «Пресвятая Троице, помилуй нас... Имени ради Твоего». И, наконец, призывается Имя Отца Небесного в молитве Господней, первое прошение в коей есть: «Да святится Имя Твое». – Бог и Господь открыл Имя Своё человеку и, даровав сие Имя людям вместо Себя, требует, чтобы человек достойно чтил оное, но, предвидя, что человек не в силах сознать всё величие и святость Имени Божия и собственными силами достойно святить Его, Господь учит человека, во-первых, молиться о том, дабы Бог Сам ему помог святить Имя Бога его. Затем призывается Имя Христово и воздаётся троекратное поклонение Христу о Имени Его: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу»: «Христу Цареви нашему Богу» и «Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Прославление Имени Божия соответственно богослужебным кругам Всё Богослужение Православной Церкви разделяется, как мы знаем, на три круга: годовой, седмичный и суточный; каждый круг преследует в разных только, так сказать, масштабах одну и ту же задачу: дать наиполнейшую, по возможности, славу Имени Божию, согласно тому, как она проявилась в разных последовательных событиях мировой церковной истории. В годовом круге каждый день посвящён какому-либо преславному воспоминанию: или самых великих событий церковных, то есть двунадесятых праздников, которыми наипаче прославилось Имя Божие на земле, или других, второстепенных по славе событий, или, наконец, отдельных преславных лиц, в коих прославился Бог, и кои прославили собою Имя Божие на земле. Седмичный круг богослужения прославляет на каждый день седмицы по очереди: или Имя Воскресшего Христа, или имя святых Сил Бесплотных, или Имя Великого Предтечи, или имя Матери Божией и славу Креста, или имя всех Апостолов и св. Николая, или славу страстей Господних, или имя всех святых. Разбор вечерни

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Своеобразный порядок каждения указывает рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 XVI века, отражающая в чине бдения практику неизвестного нам палестинского монастыря, сложившуюся не без влияния лавры преп. Саввы Освященного: «Иерей (разумеется после того, как кандилапт возгласит „келевсате»), окадив крестовидно святую трапезу и весь алтарь, исходит Святыми Вратами и, сотворив крест перед алтарем, отходит и кадит в преднесении лампады образ святого обители, затем – игумена и оба хора по чину. Выйдя же в притвор и окадив и там братию по чину, возвращается, и, войдя Царскими дверями, начертает крест кадильницей, и возглашает велегласно „Господи, благослови», и снова кадит предстоятеля или место его, затем – икону святого обители, и, войдя во святой алтарь, становится перед святой трапезой и, сотворив трижды крест кадилом, возглашает на последнем: „Слава Святей и Единосущней». Братия: „Аминь». И начинает предстоятель или екклисиарх „Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» кротким и тихим голосом. Затем – второе, немного выше, „Приидите, поклонимся Христу, Цареви нашему Богу». Затем – третье, высшим гласом, „Приидите, поклонимся Самому Христу, Цареви нашему», добавляя велегласно и нараспев один раз „Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Богу нашему». Затем – опять одно „Приидите, поклонимся». И тотчас начинает предстоятель или екклисиарх высоким голосом во глас 8-й „Благослови, душе моя, Господа» по обычаю медленно и нараспев. Нам же поющим сие, иерей, исшед из алтаря, кадит в евктирии Иакова, брата Божия, также в храме Святой Троицы и по каждении совершает вместе с кандилаптом поклон перед Святыми Вратами и к хорам по одному. Когда же достигнем до „Отверзшу Тебе руку», екклисиарх делает поклон игумену и выделяет этот стих (возвышая голос). Если же нет игумена, выделяет сам. По исполнении же псалма бывает великая ектения от иерея и возглас „Яко подобает " " 313 . Первой особенностью бдения по данному памятнику является пятикратное «Приидите, поклонимся», исполняемое всякий раз с некоторым изменением текста и новым повышением звука, так что в целом песнопение от речитатива «кротким и тихим голосом» переходит в велегласный распев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Они еще малы, эти дети и подростки, но число их растет, и Благодать Божия, воспринятая ими в детстве, вскоре принесет свои плоды там, где они будут совершать свой жизненный подвиг под сенью Креста преподобной Евфросинии Полоцкой и по благословению Туровского святителя Кирилла, Златоуста Святой Руси. Возлюбленные братья и сестры! В Рождестве Христовом мы обрели сокровище, равного которому нет в истории мира. Сегодня мы со всех сторон слышим увещевания о ценностях гуманистических и материальных, общечеловеческих и национальных, научных и культурных. Но лишь христианство обладает наивысшей ценностью, лишь оно одно дает человеку смысл жизни и вводит его в Вечность. Именно эта осмысленная и постоянно живущая в сердце ответственность должна быть в центре нашей духовной жизни, нашей просветительской миссии и нашего личного исповедания веры пред Богом и людьми. Особенно важно для нас научиться дарить жизнеутверждающую христианскую радость тем, кто еще не сумел пережить ее в своем сердце. Если же мы станем уподобляться " ревнителям не по уму " – хмурым и бесконечно строгим в своих страхованиях, – то мы окажемся весьма далекими от исполнения заповеди апостола Павла, который призывает нас: " Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь " ! И далее он ободряет нас уверением: " Господь близко " (Флп. 4: 4–5). Господь близко, дорогие мои! Давайте же уподобляться премудрым евангельским волхвам всякий раз, когда в храмах и в домах мы предваряем наши молитвословия известной молитвой: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, возлежащему в каменных яслях Рождественского вертепа. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, путь к Которому нам указала звезда Вифлеема, а имя открыли Ангелы Небесные. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему, Который есть начало и конец, альфа и омега истории рода человеческого. Будем же делиться Рождественской радостью со всеми людьми, потому что вот оно, чудо: Христос посреди нас – и есть и будет! Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

http://religare.ru/2_24638_1_21.html

Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лик: Господи, помилуй (трижды). Посем поем сие: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси Честною Твоею Кровию. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбях, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Все святии земли Российской молите Бога о нас. Последование молебного пения об Отечестве (чин, совершаемый мирянином) Первее сотвори три поклона, глаголя: Боже, очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. Поклон. Создавый мя Господи, и помилуй мя. Поклон. Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). Поклон. Посем начинай: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Поклон. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе (крестное знамение без поклона). Царю Небесный... Святый Боже... (трижды с тремя поклонами). Слава, и ныне. Пресвятая Троице... Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Отче наш... (крестное знамение без поклона). Молитвами святых отец наших... поклон. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Поклон. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Поклон. Псалмы 43,73 и 78. Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды с тремя поклонами). Посем поем во глас 8: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Обышедше, обыдоша мя и именем Господним противлях?ся им. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Не умру, но жив буду и повем дела Господни. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Тропарь, глас 8: С вышних призираяй, убогия приемляй, посети нас, грехов ради наших скорби терпящих, Владыко Всемилостивый, молитвами Богородицы и всех святых русских даруй земле нашей велию милость. Поклон дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010