Рождество — от Антарктиды до Катара: старый или новый стиль? Сложный тест к празднику – проверьте себя 25 декабря, 2019 Сложный тест к празднику – проверьте себя Уже, кажется, все знают, что 25 декабря – вовсе не «Католическое Рождество», а Рождество по новоюлианскому календарю. Так что православные в разных уголках мира встречают Младенца Христа сегодня. Проверим себя – где отмечают Рождество по старому, а где по новому стилю? (Внимание! Православные Церкви, упоминаемые в тесте – только канонические!) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 января, 2022 11 сентября, 2021 7 января, 2016 6 января, 2016 9 января, 2014 7 января, 2022 7 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 11 сентября, 2021 7 января, 2016 6 января, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/rozhdestvo-ot-antarkti...

Начать с детьми разговор о Боге не всегда просто. Хорошими для нас помощниками будут сказки Андерсена. Впрочем, великий сказочник понимал, что в его произведениях нуждаются, прежде всего, взрослые. Видимо, именно поэтому он всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», – именно поэтому вокруг его копенгагенской скульптуры детей, вопреки первоначальной задумке, нет. Могила Г.Х. Андерсена Пример жизни Андерсена – это ведь тоже чудо. Бедный, закомплексованный мальчик, да и вообще человек неидеальный, чья жизнь не всегда может быть примером для подражания, он вот уже почти полтора века является одним из главных наставников, педагогов, воспитателей детей и взрослых по всему миру. «История моей жизни скажет всем людям то же, что говорит мне: Господь Бог всё направляет к лучшему». На могиле Ганса Христиана Андерсена в Копенгагене выбиты его слова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может». Человек, чьим девизом были эти слова, и не мог писать другие сказки. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1824 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Екатерина 15 марта 2021, 15:27 Но у Андерсена есть ещё сказка " Ледяная дева " , вернее это история жизни юноши из Швейцарии со сказочными мотивами и размышлениями о дозволенном, о грехе и милости Божией. Но она уже для более взрослых. Мария Константиновна 21 января 2019, 20:59 Вообще-то во первых, сказка " Снежная королева " появилась на свет 21 декабря 1844 г. по новому стилю, а во-вторых, 21 декабря 1844 г. по старому стилю соответствует не третьему, а второму января 1845 г. нового стиля (в XIX веке разница между календарями составляла не 13, а только 12 дней). Ирина 10 января 2016, 02:37 Красивые сказки, психика обрела красоту души, тела и силу духа, в моём детстве. Снежная Королева была красива и чистолюбива. Фильм прекрасный, Герду представляю только в лице Елены Прокловой.

http://pravoslavie.ru/89379.html

Не богини, ну, что-то типа духов судьбы являющимся к новорожденному ребенку. Отношение к ним было неоднозначное, поэтому в некоторых местах ребенка прятали от этих ражениц, но в отношении них из источников известно, когда был день их празднования. Это 8 января по новому стилю или 26 декабря, но никак не 21 сентября. Никакого отношения к сентябрю они не имели, это всё тоже взято просто с потолка. Сидел некий дядя Вася, или скорее всего просто Вася, и вот мучительно придумывал этот славянский календарь. И вот он дошел до сентября: «Так, Рождество Богородицы, чтобы здесь могло быть, уже все боги кончились… Так, рожь, рожь… — а, роженицы были! Итак, вписываем праздник рожениц!» А мог бы этот день с тем же успехом и с малазийским чайником связать. Да, здесь, конечно, обращает на себя внимание уже привычное торжество безграмотности авторов этого фильма. Слово Пресвятой пишется через «е», роженицы через «е»– это женщины, только что родившие ребенка, а персонажи славянской мифологии это рожаницы, через «а». То есть даже два очень простых очень коротких предложения, а человек не может написать без того, чтобы совершить ошибки в каждом из них. Что ж, видимо вот таких пропагандистов и заслуживают наши отечественные неоязычники. Смотрим дальше. Наконец, праздник зимнего солнцеворота Коляда. Конечно, он имеет древние корни, уходящие в дохристианскую эпоху, отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря по старому стилю, или с 6 на 7 января по-новому. Этим же числам соответствует православный Сочельник и Рождество Христово . – Папа, папа, а что мы сейчас празднуем? – А это, сынок, наш исконно славянский праздник зимнего солнцеворота Коляда. – Но ведь зимний солнцеворот произошёл много дней назад, почему мы празднуем его только сейчас? – Ну, опять промахнулись. – Папа, почему мы называем наш исконно славянский праздник словом, взятым из латинского языка? – Ну как, это же импортное слово сынок, а согласно нашим, исконно славянским верованиям, импортное-то завсегда лучше… Да, хотя некоторые исследователи предлагали и другие варианты этимологии слова Коляда, все-таки наиболее авторитетное мнение гласит о том, что это заимствование из латинского календы, так назывались начальные дни каждого месяца.

http://azbyka.ru/video/razoblachenie-ant...

Можно было бы согласиться с этим замечанием, если бы не одна важная деталь: святитель Спиридон сам в этой трапезе принял участие, и на это агиограф обращает особое внимание, а не сказал: «Я уже поужинал, просто с тобой посижу». Обычно этот момент толкуют следующим образом: он не хотел смущать человека. И это верно.  Но есть и кое-что еще.  Трапеза для христиан — это не только подкрепление телесных сил. Трапеза, даже самая скудная — это образ пира с Господом, который уготован праведникам в пакибытии и который начинается на земле, за каждой Литургией, в Евхаристии. В Таинстве мы соединяемся с Самим Христом, а через Него и друг с другом. Вопрос не в том, будет ли на столе стоять жареная свинина, как в житии святителя Спиридона, или вазочка с сухариками, как у строгого постника — а в том, будет ли единство во Христе за этим столом. Собственно, именно об этом стоит задуматься, если 25 декабря вы окажетесь в компании католика, православного грека или румына. Когда один христианин радуется Рождеству Христову, нелепо и даже неумно будет со стороны другого заявить: «Еще рано!» Никогда не рано. И не о еде разговор, даже не о желании разделить с ближним кусок хлеба или бекона. А о готовности разделить с ним Хри ста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 января, 2022 6 января, 2022 27 декабря, 2023 26 декабря, 2023 25 декабря, 2023 14 января, 2023 30 декабря, 2022 8 января, 2022 8 января, 2022 7 января, 2022 6 января, 2022 27 декабря, 2023 26 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rozhdestvo-po-novomu-s...

Джованни Бенси: Я хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое довольно интересно: сведения об Иисусе, которые содержатся в Коране, взяты большей частью как раз не из канонических Евангелий, в той форме, в которой мы их знаем сегодня, а именно из апокрифических Евангелий и других апокрифических книг. Отец Георгий, что такое апокрифы, и что нам они говорят о рождении Спасителя и других аспектах его жизни? Георгий Чистяков: Конечно, имеет смысл поговорить об апокрифических Евангелиях, но мне бы хотелось сейчас сказать совсем о другом, продолжая мысль Юрия Табака: диалог возможен, и он есть, только диалог этот возможен, когда мы обращены не полностью в прошлое, а решаем какие-то проблемы сегодняшнего дня. Мне вспомнилось, как во время Второй мировой войны Анна Франк и ее родственники в Амстердаме праздновали Рождество Христово вместе с теми голландцами, которые помогали этим двум еврейским семьям скрываться от нацистов. Наверное, опыт встречи со Христом, и праздником Его Рождества, который пережила 14–летняя Анна Франк в середине ХХ–го века, абсолютно бесценны, и, честно говоря, сегодня он волнует меня гораздо больше, чем апокрифические Евангелия. Я бы хотел ещё сказать о том, что, всё-таки, в большинстве своем, православные празднуют Рождество 25 декабря по новому стилю — и Константинопольская, и Антиохийская, и Александрийская Патриархии. Что же касается католиков, то среди них есть такие, которые празднуют Рождество по старому стилю, то есть 7 января — украинские грекокатолики. Поэтому та мысль, которая прозвучала вначале о том, что календарь, это совсем не самое главное, она должна сегодня быть центральной, я бы хотел ещё сказать о том, что мы на самом деле не знаем даже даты Рождества, потому что царь Ирод умер в 4–м году до нашей эры, а Иисус родился при царе Ироде. Что же касается переписи, которая упоминается в Евангелии от Луки, то она была в 6–м году нашей эры, то есть через 10 лет после рождения Иисуса, однако все эти события совмещаются, сливаются воедино в чём-то значительно более важном — диалог между Богом и человеком вступил в новую стадию. Именно об этом повествуют канонические Евангелия, что же касается апокрифов, то, наверное, потому они и были отвергнуты Вселенской Церковью, что они размениваются на мелочи — размениваются на детали. Знаменитый пассаж из апокрифов о том, как маленький Иисус оживлял глиняных птичек, он очень хорошо показывает нам, что такое апокриф — Иисус уже ребенком предстает здесь, в апокрифе, как типичный восточный чудотворец, почти факир, который глотает огонь и так далее — он оживляет игрушечных птичек. Иисус Евангелия, как и Иисус Корана — это один и тот же человек, который занимает в истории человечества уникальное место — он абсолютно прост, все его чудеса связаны только с одним — с исцелением больных, и с той помощью, которую Он, или Бог через него оказывает человеку в самых трудных, самых страшных и безвыходных ситуациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

«Но там действительно остаются люди, которые искренне дорожат священной памятью своего народа. Памятью тех, кто защищал его от нацизма в годы Великой Отечественной войны, кто сопротивлялся всему «угару», который наблюдал на протяжении десятилетий. В начале января с.г. стало известно о том, что жители села Пушкино в Закарпатье отказались сносить памятник советскому солдату и постамент воинам-односельчанам. Единогласное решение было принято на общем собрании жителей села в конце 2023 г.», - добавила дипломат. «Ранее мы уже рассказывали об аналогичных действиях. Это не просто действие, это подвиг людей, которые несмотря ни на что, ни на угрозы, ни на запугивания, на настоящее столкновение с тоталитаризмом в виде похищения людей, их задержания, продолжали сопротивляться. Это настоящий подвиг. Все это говорит о том, что, как бы ни старались киевские нацисты, им не удастся сломить волю людей, навязать им чуждую античеловечную неонацистскую идеологию», - отметила Захарова. «7 января с.г. жители Украины, несмотря на чинимые режимом В.А.Зеленского препятствия, отмечали православное Рождество. Вы не ослышались, именно 7 января. Вопреки всем указам и распоряжениям, которые были отданы киевскорежимными неонацистами о переносе праздника для того, чтобы " быть как на Западе " . Службы в храмах проходили при большом количестве людей, в то время как навязанный Киевом перенос этого праздника на 25 декабря ознаменовался пустыми храмами. Не задалась и попытка властей заставить праздновать Крещение по " новому стилю " 6-го января вместо 19-го. Судя по публикациям в СМИ, очередей из мирян перед купелями не наблюдалось. Все это говорит о том, что украинцы не намерены отказываться от собственных корней и вековых традиций и не готовы принять навязываемый им антиправославный политический проект Вашингтона и Константинополя в виде " Православной церкви Украины " », - подчеркнула дипломат. «Все перечисленные факты подтверждают актуальность задач специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и устранению угроз, исходящих с её территории. Как заявляло российское руководство, они будут обязательно выполнены», - заключила Мария Захарова.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/13/za...

На афинской площади Синтагма зажглась главная рождественская елка Греции 14 декабря 2007 г. 18:01 Главная рождественская елка Греции зажглась в четверг вечером на афинской площади Синтагма, напротив здания греческого парламента, передает корреспондент РИА «Новости». Искусственное дерево высотой в 14,5 метров станет центром праздничных торжеств для четырехмиллионного мегаполиса, в котором проживает более трети населения страны. «Сегодня не время для длинных речей, сегодня время праздника и радости для всех, особенно для детей и одиноких», — сказал журналистам мэр Афин Никитас Какламанис, представляя рождественское дерево в окружении целого городка аттракционов и праздничных павильонов. После того как зажглись гирлянды на главной елке страны, зрителей ждал красочный фейерверк и гала-концерт местных исполнителей. На сей раз световым убранством площади занималась известный мастер-постановщик Элефтерия Деко, которая ставила свет для церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах. Площадь Синтгама станет центром афинских торжеств в Рождество, которое Греция отмечает по новому стилю 25 декабря, в Новый год и на Крещение (6 января). Вместе с рождественской елкой в ночь на пятницу впервые зажглись гирлянды на главных торговых улицах Афин. На четырех площадях установлены специальные световые скульптуры. А на площади Синтагма, кроме елки, поставлена новогодняя карусель на 60 мест, вокруг которой расположены павильоны, где будут проходить концерты джазовой музыки и народных рождественских песен со всего света. На площади будут исполнять также византийские гимны и разнообразную этническую музыку. Наконец, для афинян и туристов будут играть афинские оркестры, а также выступят коллективы из Нигерии, Украины, Пакистана, из балканских и латиноамериканских стран. В разных местах города к праздникам сооружаются детские городки аттракционов и праздничные рынки, которые будут торговать сладостями и новогодними подарками. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/338062.htm...

Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки… Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети. Чего мы лишили наших детей? Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них – 25-го декабря. Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены? У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре. Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, бабушки дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс – в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы – зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

http://pravoslavie.ru/76213.html

Сам Николай Александрович для повествования об этих событиях обошелся более чем лаконичными заметками (даты приводятся по новому стилю): 23 декабря: «До завтрака сидел у зубного врача г-жи Рендль»; 24 декабря: «После завтрака снова сидел полчаса у той же Рендель»; 28 декабря: «После завтрака сидел у дантистки»; 30 декабря: «До завтрака сидел у дантистки»; 6 января: «Утром сидел полчаса у дантистки». 24 февраля 1918 года: «После завтрака погулял, потом сидел недолго у Рендель и опять вышел». Наконец, 3 марта 1918 года Государь в последний раз отметил: « Сидел у Рендель». Собственно говоря, на этом документальные свидетельства встреч Императора с тобольским зубным врачом и оканчиваются. Ни Императрица Александра Федоровна, ни комиссар Панкратов о них не упоминают. Сын же врача, писавший свои воспоминания по прошествии шестидесяти лет, разумеется, никаких подробностей нам также не оставил. Попробуем сегодня понять, чем же был продиктован вызов в Губернаторский дом к Августейшему узнику именно М.Л. Рендель, и заодно познакомим читателя с деталями биографии женщины-врача, ставшей случайно последним дантистом последнего Русского Императора. ______________________ Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 год (ТИАМЗ) Несмотря на свой губернский статус, Тобольск в начале прошлого века насчитывал (по состоянию на 1908 г.) лишь 20 065 жителей обоего пола, что, допустим, меньше населения современного подмосковного Звенигорода (21 948 человек). Поэтому не будет казаться странным, что в городе к моменту переворота 1917 года работало лишь 7 больниц, включая губернскую и тюремную, а практиковало в Тобольске, начиная с 1910 года, всего 3 стоматолога, в числе которых с того же 1910 года фигурирует и Мария Лейзеровна (а не Лазаревна, как называет ее в своих воспоминаниях сын) Рендель. Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 год (ТИАМЗ) При этом один из перечисленных стоматологов - Зинаида Александровна Сумцова работала в Губернской больнице, а М.Л. Рендель и А.В. Расторгуева занимались частной практикой.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/24/pos...

Дар случайный? Три урока Пушкина Письмо 7 Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями. «Уважаемая М. Городова!.. В своих несвязанных и невразумительных ответах на письма читателей Вы уже не стесняетесь цитировать Пушкина! Того и гляди, Вы и Пушкина в православные запишете! Что за бесстыдство, как можно быть настолько безграмотной! Читайте учебники, там Вам все разъяснят про Пушкина-жизнелюба, Пушкина-донжуана, Пушкина-безбожника! Позор! Постыдилась бы!..» (Из письма Анатолия Ф.) Да, письма бывают и такими. 26 мая 1828 года (6 июня по новому стилю), в день своего 29-летия, Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что его назовут «воплем отчаяния». Этот стих «Дар напрасный, дар случайный…» был вызовом поэта. Вызовом, брошенным в небо. Митрополит Московский Филарет на этот вызов ответил. И через столетия то, о чем писали эти два гения, для нас бесконечно важно. Давно замечено, что уныние почему-то любит посещать нас именно в дни рождения. Но чувство, описанное Пушкиным в этом стихе, не просто уныние – это действительно вопль отчаяния, и пусть нас не обманет сдержанная строгость самого стиха. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Что предшествовало этому, попробуем разобраться. В мае 1827 года Пушкин наконец-то получает разрешение жить в Петербурге, а 24 января 1828 года признается: «Шум и суета Петербурга мне становятся совершенно чужды». Пишет он мало. Что пишет? Вот хронологически рядом стихотворное посвящение некоему поэту и беллетристу В.С. Филимонову, вот изящное обращение к английскому художнику Дж. Дау – нарисованный им портрет Пушкина, о котором говорится в стихе, неизвестен. А вот Анна Оленина обмолвилась, сказав поэту «ты», и на другое воскресенье он привозит ей летящее восьмистишье «Ты и Вы». Все, что удостаивается внимания лиры поэта, попадает в вечность. И вот среди этих изящных безделушек гения датированное 19 маем 1828 года стихотворение «Воспоминание». И перед нами приоткрывается другой, внутренний Пушкин.

http://pravoslavie.ru/46901.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010